Постный день. Глас 4-й
- Мчч. Иеро́на, Иси́хия, Ника́ндра, Афана́сия, Ма́манта, Вара́хия, Каллини́ка, Феаге́на, Ни́кона, Ло́нгина, Фео́дора, Вале́рия, Ксанфа, Феоду́ла, Каллима́ха, Евге́ния, Феодо́ха, Остри́хия, Епифа́ния, Максимиа́на, Дуки́тия, Клавдиа́на, Фео́фила, Гига́нтия, Дорофе́я, Феодо́та, Кастри́кия, Аники́ты, Феме́лия, Евти́хия, Иларио́на, Диодо́та и Амони́та, в Мелити́не пострадавших (III)
- прп. Ла́заря Галиси́йского, иеромонаха (1053)
- Прп. Зоси́мы Ворбозо́мского (ок. 1550)
- Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезе́рского (Новгородского) (1649)
- мч. Феодо́та Анкирского, корчемника (303)
- мчч. Меласи́ппа, Каси́нии и сына их, Антони́на (363)
- мчч. Авкта, Таврио́на и Фессалоники́и
- Сщмчч. Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского, Михаила Адамонтова, Алекса́ндра Ильинского, Алекса́ндра Курмышского, Михаила Гусева, Алекса́ндра Крылова, Николая Романовского, Алекси́я Молчанова, Павла Борисоглебского, Васи́лия Краснова, Павли́на Старополева, пресвитеров, Иоа́нна Мошкова и Вениами́на Владимирского, диаконов, мч. Николая Филиппова, мц. Елисаветы Сидоровой (1937)
- сщмчч. Се́ргия (Зверева), архиепископа Елецкого, Николая Троицкого, пресвитера и мч. Гео́ргия Юренева (1937)
- Обре́тение мощей сщмч. Константина (Голубева), Богородского, пресвитера (1995)
- Иконы Божией Матери: Взыграние (Угрешская) (1795)
Чтения Священного Писания
Кол.3:17–4:1 (зач. 259). Лк.12:48–59 (зач. 69), и за четверг (под зачало): Кол.4:2-9 (зач. 260). Лк.13:1–9 (зач. 70). Прп.: Гал.5:22–6:2 (зач. 213). Мф.4:25–5:12 (зач. 10). Если совершается полиелейная служба сщмч. Кирилла, митр. Казанского, то на утрене читается Мф.10:16-22 (зач. 36), а на литургии – чтения дня, за четверг (под зачало) и священномученика: Рим.8:28-39 (зач. 99). Лк.21:12–19 (зач. 106).
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Развернуть
Притча дня
Как-то два инока пришли к авве Иосифу с просьбой объяснить им, лучше ли им с радостью принимать посещающих их братьев или не выражать этой радости. Они не успели еще открыть рта, чтобы изложить ему свое затруднение, как он предупредил их вопрос и вошел в свою келью. Там покрылся старым рубищем и прошелся между ними в таком одеянии, не говоря ни слова.
Затем он снял с себя рубище, надел хорошую одежду, которую употреблял в праздничные дни, и снова прошелся между ними. Наконец, он оделся, как одевался постоянно, и сел с ними.
Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая ничего из того, что он представил.
Тогда он им сказал:
— Хорошо ли заметили вы, что я сделал?
— Да, — ответили они.
— Но, — прибавил Иосиф, — заметили ли вы, чтобы перемена в платье изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал ли я лучше, надев лучшую одежду?
— Конечно, нет!
— Помните же по сравнению с этим, что все созданное, даже и люди, не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской любовью братьев, которые посетят вас. А если никто не придет к вам, храните себя в сосредоточении духа.
Основы православия
Тема 324. Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.
Святитель Григорий родился в городе Неокесарии в языческой семье. В юности он обратился ко Христу и стал учеником Оригена. Благочестивая жизнь и глубокая учёность святого Григория побудила епископа Каппадокийского города Амасии, Цедима, рукоположить его епископом города Неокесарии. Первоначально святой Григорий не желал такой чести, но потом, увидев в этом волю Божью, принял рукоположение.
Святителю Григорию принадлежит огромная роль в изложении православного учения о Святой Троице – составленный им Тайноводственный Символ веры был одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.). Как сказано в этом Символе, «нет в Троице ничего ни сотворенного или служебного, ни привнесенного, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна – всегда та же Троица».
Святитель также прославлен своими чудесами – он исцелял больных, помогал бедным, примирял враждующих. Однажды два брата не могли поделить озеро, доставшееся им в наследство от отца. Каждый из них собирал сторонников, назревало кровопролитие. Святой провёл всю ночь молясь на берегу озера, а к утру обнаружилось, что предмет раздора исчез. Озеро ушло под землю.
Святитель обратил множество людей ко Христу. Перед его кончиной (около 270 года) в городе осталось только 17 язычников, а когда он вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.
Практический совет
Может ли женщина зайти в храм, если обстоятельства сложились так, что она не имеет с собой платка?
Лучше зайти в храм с непокрытой головой, чем не зайти вовсе. Во многих приходах на этот случай у входа лежат платки. Имейте в виду, что традиция покрывать в храме голову относится только к замужним женщинам. Также не обязательно покрывать голову именно платком, возможен любой другой головной убор.