Дни памяти:

17 июня  (переходящая) – Собор Белорусских святых

10 июля

Житие

В Цар­стве Хри­сто­вом нет ни ра­ба, ни сво­бод­но­го (Кол.3,11). Ни­ка­кое зва­ние не уни­жа­ет хри­сти­а­ни­на и ни­ка­кое за­ня­тие не со­став­ля­ет непре­одо­ли­мой пре­гра­ды к со­вер­шен­ству ду­хов­но­му. Зем­ле­де­лец, дро­во­сек, ко­жев­ник, по­вар в Цар­стве Хри­сто­вом име­ют то же зна­че­ние, что во­е­на­чаль­ник, гра­до­пра­ви­тель, су­дья. На­о­бо­рот, граж­дан­ская сво­бо­да – не то же, что ду­хов­ная сво­бо­да; с ней од­ной че­ло­век мо­жет остать­ся не вы­ше степ­но­го жи­вот­но­го. В Цар­стве Хри­сто­вом нет ме­ста для гор­до­сти и свое­во­лия. Сми­ре­ние – ос­но­ва и кра­са хрис­ти­а­н­ства. От­то­го-то бы­ва­ет, что пре­не­бре­га­е­мые ми­ром, но вер­ные за­ко­ну Бо­жию неожи­дан­но и для них са­мих ока­зы­ва­ют­ся ве­ли­ки­ми пред небом, удос­та­и­ва­ют­ся по­се­ще­ния небо­жи­те­лей.

В го­ро­де Ту­ро­ве, ныне ме­стеч­ко Мин­ской гу­бер­нии, был мо­на­стырь св. кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. Здесь бы­ла и ка­фед­ра Ту­ров­ских епи­ско­пов, впо­след­ствии Мин­ских. Здесь был по­вар Мар­тин, он слу­жил при Ту­ров­ских епи­ско­пах Си­меоне, Иг­на­тии, Иоаки­ме и Ге­ор­гии, из ко­то­рых Иоаким из­ве­стен по ле­то­пи­си в 1114–1146 гг. Епи­скоп Ге­ор­гий уво­лил Мар­ти­на от по­вар­ской служ­бы по его ста­ро­сти. Бла­го­че­сти­вый ста­рец не хо­тел рас­ста­вать­ся с мо­на­сты­рем, он при­нял мо­на­ше­ство и жил в епи­скоп­ском мо­на­сты­ре свя­тых му­че­ни­ков на бо­ло­нье (на вы­гоне). Жи­вя один, он ча­сто бы­вал бо­лен вслед­ствие преж­них тя­же­лых ра­бот. В при­пад­ках тяж­кой бо­лез­ни ле­жал он непо­движ­ный, кри­чал от бо­ли и не мог слу­жить се­бе са­мо­му. Раз, ко­гда стра­дал он от той же бо­лез­ни и ле­жал в кел­лии, из­не­мо­гал от жаж­ды, так как ни­кто не по­се­щал его то­гда и не слу­жил ему. Усерд­но при­зы­вал он на по­мощь свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба. На тре­тий день бес­по­мощ­но­го по­ло­же­ния вхо­дят к Мар­ти­ну свя­тые му­че­ни­ки Бо­рис и Глеб яв­но, в сво­ем ви­де, как пи­шут­ся они на иконе, и го­во­рят: «Чем ты бо­лен, ста­рец?» Он рас­ска­зал им о сво­ей бо­лез­ни. «Не хо­чешь ли во­ды?» – спро­си­ли они. «О, гос­по­да мои, – от­ве­чал он, – уже дав­но жаж­ду». Один взял вед­ро и при­нес для стар­ца во­ды, а дру­гой взял ковш и на­по­ил стар­ца. Бла­жен­ный Мар­тин бла­го­да­рил их: «Да умно­жит Гос­подь Бог го­ды жиз­ни ва­шей, гос­по­да мои, возь­ми­те са­ми хлеб и соль и ку­шай­те, а я уже не мо­гу по­слу­жить вам». Они от­ве­ча­ли: «Нет, по­бе­ре­ги се­бе; мы уй­дем, а ты не бо­лей и усни» – и пе­ре­ста­ли быть ви­ди­мы. А ста­рец ока­зал­ся здо­ро­вым, сам встал, про­сла­вил Бо­га и свя­тых му­че­ни­ков. Он жил еще год. Об этом рас­ска­зал он ду­хов­но­му от­цу сво­е­му.

Молитвы

Тропарь преподобному Мартину Туровскому

глас 1

Тя́жким неду́гом стpа́ждущий и людьми́ забы́тый,/ моли́л еси́ жа́жду утоли́ти, пpеподо́бне Маpти́не,/ те́мже Хpисто́с посла́ с Небесе́ благове́pных Боpи́са и Гле́ба// тебе́ послужи́ти и неду́г исцели́ти.

Перевод: Тяжелой болезнью страдающий и людьми забытый, молил ты об утолении жажды, преподобный Мартин, потому Христос послал с Небес благоверных Бориса и Глеба - послужить тебе и исцелить болезнь.

Кондак преподобному Мартину Туровскому

глас 4

В послушании Богу преданный,/ и многим святителям послуживый,/ преподобне отче наш Мартине,/ подвизался еси праведно,/ во обители святых благоверных князей Бориса и Глеба,/ темже и Господу угодил,/ возсиявый в чине преподобных,/ такожде и мы, почитающе память твою,/ молим тя, преподобне отче наш,/ моли Христа Бога// и нам даровати ревность послушания.

Перевод: Преданный Богу в послушании и многим святителям послуживший, преподобный отче наш Мартин, трудился ты праведно в монастыре святых благоверных князей Бориса и Глеба, этим и Господу угодил, воссияв в чине преподобных, потому и мы, почитая память твою, молим тебя, преподобный отче наш, моли Христа Бога и нам даровать ревность послушания.

Случайный тест

(6 голосов: 5 из 5)