Дни памяти

16 мая  (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших

15 декабря

Житие

Му­че­ни­ца Мат­ро­на ро­ди­лась в 1848 го­ду в Москве в се­мье кре­стья­ни­на Сте­па­на Ко­ню­хо­ва. До нас не до­шли све­де­ния о ее жиз­ни до на­ступ­ле­ния го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, но из­вест­но, что в трид­ца­тых го­дах она уже поль­зо­ва­лась боль­шим ав­то­ри­те­том сре­ди пра­во­слав­ных, ко­то­рые ее по­чи­та­ли как по­движ­ни­цу, об­ра­ща­ясь к ней с прось­бой по­мо­лить­ся, как к че­ло­ве­ку, уго­див­ше­му Бо­гу. Мат­ро­на Сте­па­нов­на бы­ла аре­сто­ва­на со­труд­ни­ка­ми НКВД 26 ав­гу­ста 1937 го­да. В это вре­мя ей уже ис­пол­ни­лось во­семь­де­сят де­вять лет. 31 ав­гу­ста сле­до­ва­тель до­про­сил ее.
– На ка­кие сред­ства вы су­ще­ству­е­те, по­сколь­ку вы на­хо­ди­тесь без опре­де­лен­ных за­ня­тий?
– Я су­ще­ствую на сред­ства, по­лу­ча­е­мые от сво­их мно­го­чис­лен­ных по­чи­та­те­лей.
– На­зо­ви­те ва­ших по­чи­та­те­лей.
– Ме­ня на квар­ти­ре по­се­ща­ет боль­шое чис­ло по­чи­та­те­лей, боль­шей ча­стью я их знаю толь­ко по име­ни, а боль­шей ча­стью они мне неиз­вест­ны да­же по име­ни. Ме­ня по­се­ща­ет Ан­на Ива­нов­на Зер­ца­ло­ва, быв­шая учи­тель­ни­ца, На­та­ша, ра­бо­та­ет где-то в дет­ских яс­лях, Фев­ро­ния – пен­си­о­нер­ка, Мав­ра – пен­си­о­нер­ка, Алек­сандра – ду­хов­ная дочь умер­ше­го свя­щен­ни­ка Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва, Прас­ко­вья – при­ез­жа­ет из де­рев­ни, и дру­гие, фа­ми­лии и име­на ко­то­рых мне неиз­вест­ны.
– Объ­яс­ни­те цель по­се­ще­ния вас ва­ши­ми по­чи­та­те­ля­ми.
– Мои по­чи­та­те­ли при­хо­дят ко мне для то­го, чтобы ока­зать мне ма­те­ри­аль­ную по­мощь, по­со­ве­то­вать­ся о сво­их де­лах, у ко­го кто-ни­будь за­бо­ле­ет или аре­сту­ют – опять идут ко мне по­со­ве­то­вать­ся, как им быть. Я им по­со­ве­тую, чтобы они тер­пе­ли и мо­ли­лись, на­прав­ля­ла их в церк­ви и на мо­ги­лу свя­щен­ни­ка Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва. Так­же ко мне об­ра­ща­лись и спра­ши­ва­ли, всту­пать ли в кол­хо­зы? Я в этих слу­ча­ях да­ва­ла уклон­чи­вые со­ве­ты, го­во­ри­ла: «Смот­ри­те са­ми, вам вид­нее, где на­род жи­вет луч­ше. Ес­ли мо­же­те по­тер­петь, ко­неч­но, луч­ше не всту­пать, по­то­му что ес­ли всту­пишь в кол­хоз, то при­дет­ся те­бе за­быть о церк­ви». Бы­ли слу­чаи, ко­гда ко мне при­хо­ди­ли воз­вра­тив­ши­е­ся из ссыл­ки и спра­ши­ва­ли, как им по­лу­чить до­ку­мен­ты, про­пи­сать­ся или же воз­вра­тить ото­бран­ное у них иму­ще­ство. В этих слу­ча­ях я им мог­ла по­со­ве­то­вать боль­ше мо­лить­ся.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы сре­ди ве­ру­ю­щих вы­да­ва­ли се­бя за бла­жен­ную и про­зор­ли­вую. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Да, мои по­чи­та­те­ли счи­та­ют ме­ня бла­жен­ной и про­зор­ли­вой, но я са­ма это­го ни­ко­му не го­во­ри­ла.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы на мо­ги­лу свя­щен­ни­ка Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва ор­га­ни­зо­ва­ли па­лом­ни­че­ство и вы­да­ва­ли его за свя­то­го. Вы это под­твер­жда­е­те?
– Да, я не от­ри­цаю, что умер­ше­го свя­щен­ни­ка Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва про­слав­ля­ла как свя­то­го и всех сво­их по­чи­та­те­лей на­прав­ляю на его мо­ги­лу. Для про­слав­ле­ния свя­щен­ни­ка Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва я сво­им по­чи­та­те­лям рас­ска­зы­ваю о про­ис­шед­ших ис­це­ле­ни­ях по его мо­лит­вам как при его жиз­ни, так и по­сле смер­ти на мо­ги­ле, рас­про­стра­няю его фо­то­кар­точ­ки и его жиз­не­опи­са­ние. Мы, по­чи­та­те­ли свя­щен­ни­ка Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва, под­го­тав­ли­ва­ем от­кры­тие его мо­щей, ве­дем за­пи­си обо всех про­ис­шед­ших ис­це­ле­ни­ях как при его жиз­ни, так и по­сле его смер­ти, ко­то­рые в ру­ко­пи­сях рас­про­стра­ня­ют­ся сре­ди его ду­хов­ных де­тей и мо­их по­чи­та­те­лей для его про­слав­ле­ния. Так­же для его про­слав­ле­ния с мо­ги­лы свя­щен­ни­ка Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва ве­ру­ю­щим раз­да­ет­ся пе­сок, цве­ты и дру­гие ре­лик­вии как свя­ты­ни. Все это де­ла­ет­ся для его про­слав­ле­ния и ка­но­ни­за­ции как свя­то­го.
Мат­ро­на Сте­па­нов­на бы­ла об­ви­не­на в том, что, «яв­ля­лась участ­ни­цей контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пы, се­бя сре­ди ве­ру­ю­щих вы­да­ва­ла за про­зор­ли­вую, у се­бя на квар­ти­ре про­во­ди­ла мно­го­чис­лен­ные при­е­мы сво­их по­чи­та­те­лей... В контр­ре­во­лю­ци­он­ных це­лях про­слав­ля­ла мо­ги­лу умер­ше­го по­па Ва­лен­ти­на Ам­фи­те­ат­ро­ва, рас­про­стра­ня­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы про­ис­хо­див­ших ис­це­ле­ни­ях на его мо­ги­ле и ор­га­ни­зо­вы­ва­ла па­лом­ни­че­ства ве­ру­ю­щих».
7 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Мат­ро­ну Сте­па­нов­ну к рас­стре­лу. 15 де­каб­ря фо­то­граф сде­лал ее фо­то­гра­фию для па­ла­ча. Мат­ро­на Сте­па­нов­на Ко­ню­хо­ва бы­ла рас­стре­ля­на 15 де­каб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.


Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 258–261.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru

Случайный тест