Равноапостольный Са́вва Охридский
Дни памяти
Равноап. Савва Охридский (ок. 810–840 ‒ ок. 880–920) ‒ ученик свв. Кирилла и Мефодия, пресвитер. Трудился на ниве просвещения славянского народа и проповедовал Православие в Моравии. Вместе с другими учениками свв. Кирилла и Мефодия ‒ свв. Климентом, Наумом, Гораздом и Ангеляром ‒ был подвергнут истязаниям и изгнан из страны. Однако, где он нашёл себе приют, неизвестно.
Равноапостольные Климент, архиепископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр
Святые равноапостольные Климент, епископ Охридский, Наум, Савва, Горазд и Ангеляр были славяне, ученики святых Кирилла и Мефодия (память 11 мая). Вначале они подвизались на ниве просвещения в Моравии, где после святителя Мефодия епископом был святой Горазд, прекрасно знавший славянский, греческий и латинский языки. Святые Климент, Наум, Ангеляр и Савва были пресвитерами.
Просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров, опиравшихся на поддержку папы и покровительство моравского князя Святополка. Борьба развернулась вокруг вопросов о необходимости богослужения на славянском языке, Filioque и субботнем посте. Папа Стефан VI запретил богослужение на славянском языке.
Сторонники трехъязычной ереси, обрекавшей славянский народ на забвение языка предков, с помощью княжеской власти предали суду учеников святого Мефодия, в том числе и святого Климента. Их подвергли жестоким истязаниям: нагими влачили по терновнику, долго держали в тюрьме, как и ранее их духовного отца святого Мефодия. Впоследствии (в 886 году) одних из узников – молодых – продали работорговцам-евреям, и они оказались на венецианском рынке. Выкуп славянских просветителей и доставку их в Константинополь осуществил посол византийского императора в Венеции Василий Македонянин. Других славянских исповедников, пожилых по возрасту, подвергли изгнанию. Неизвестно, куда направился святой Горазд и где нашел себе приют святой Савва. Наум и Ангеляр ушли в Болгарию.
В 907 году под ударами мадьяр пала Моравия, и моравские беженцы потянулись в Болгарию по тем же дорогам, которыми когда-то шли изгнанные ими святые просветители.
Славянских исповедников болгары встретили с почетом и просили ввести богослужение на славянском языке. Болгарский князь Борис "с великим усердием искал" таких людей, как ученики святого Мефодия, ибо прилагал большое усердие к просвещению своего народа. Просветители сразу же приступили к изучению славянских книг, собранных болгарской знатью.
Вскоре святой Ангеляр скончался, а святой Климент получил назначение учительствовать в Кутмичивице – области в юго-западной Македонии. В Восточной Церкви на должность учителя избирался человек достойный, известный своей благочестивой жизнью и обладавший даром слова. Святой Климент еще в Моравии был в чине "стоявших на степени учителей". В Болгарии святой Климент исполнял должность учителя до 893 года. Он организовал в первую очередь школу при княжеском дворе, достигшую высокого уровня в царствование Симеона, а в юго-западной Македонии создал школы отдельно для взрослых и детей. Святой Климент обучал детей грамоте. Общее количество его учеников было огромным: только избранных, принадлежавших к клиру, известно 3500 человек. В 893 году святой Климент был возведен в сан епископа Дремвицы или Велицы, а его место занял святой Наум.
Святитель Климент первым из болгарских иерархов стал служить, проповедовать и писать на славянском языке. К тому же он систематически готовил клириков из славян. Трудился святитель во славу Божию до глубокой старости. Обессилев настолько, что уже не мог заниматься делами кафедры, святитель обратился к царю Симеону с просьбой об увольнении. Царь убедил святителя не оставлять кафедры, и святой Климент решил продолжить епископское служение. После этой беседы он отправился на отдых в Охриду, в созданный им монастырь. Там святитель продолжил переводческую деятельность и перевел значительную часть Цветной Триоди. Вскоре святой епископ тяжело заболел и мирно отошел ко Господу в 916 году. Тело святителя было положено в гроб, сделанный его собственными руками, и погребено в Охридском Пантелеимоновом монастыре.
Святитель Климент считается первым славянским писателем: он не только продолжил переводческое дело, начатое святыми Кириллом и Мефодием, но и оставил свои писательские труды – первые образцы славянской духовной литературы.
Многие слова и поучения равноапостольного Климента перешли на Русь, где с любовью читались и переписывались русскими благочестивыми христианами.
Мощи святых Горазда и Ангеляра почивают близ Берата в Албании, останки святого Наума – в монастыре его имени около Охридского озера.
Жития и книги в библиотеке
- Память свв. равноапп. Климента Охридского, Наума, Саввы, Горазда и Ангеляра иером. Макарий Симонопетрский
- Память святого Климента, епископа Величского, и сотрудников его: Ангеляра, Горазда, Наума и Саввы свт. Филарет Черниговский
Богослужения
Случайный тест
- посты
Поминальные дни 2025
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог позовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда.

Все жития
64 — в Риме вспыхнул пожар, уничтоживший практически весь город. Император Нерон обвинил в произошедшем христианскую общину, спровоцировав, таким образом, первые в Римской империи гонения на христиан.
Источник: http://www.calend.ru/event/2395/
© Calend.ru
Источник: http://www.calend.ru/event/2395/
© Calend.ru
Источник: http://www.calend.ru/event/2395/
© Calend.ru