День памяти

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Пре­по­доб­ный Вар­фо­ло­мей – один из пер­вых уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Радонежского. В жи­тии Тро­иц­ко­го Игу­ме­на о нем ни­че­го не ска­за­но. О нем со­об­ща­ет жи­тие пре­по­доб­но­го Сер­гия, со­став­лен­ное Си­мо­ном (Аза­рьи­ным). Он так­же упо­ми­на­ет­ся в «Ска­за­нии» ке­ла­ря Ав­ра­амия (Па­ли­цы­на) об оса­де Тро­и­це-Сер­ги­е­вой оби­те­ли поль­ски­ми и ли­тов­ски­ми ин­тер­вен­та­ми в 1608–1610 го­дах. Со­глас­но его рас­ска­зу в один из са­мых труд­ных дней обо­ро­ны мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Сер­гий явил­ся по­но­ма­рю Ири­нар­ху и со­об­щил: «Я от се­бя по­слал в Моск­ву, в дом Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и к Мос­ков­ским чу­до­твор­цам, чтобы со­вер­шить мо­леб­ны, трех уче­ни­ков сво­их Ми­хея, Вар­фо­ло­мея и На­у­ма в тре­тьем ча­су но­чи. Ви­де­ли их и вра­ги ва­ши».

Ири­нарх тот­час рас­ска­зал обо всем, что слы­шал от Пре­по­доб­но­го, а во­е­во­ды ста­ли рас­спра­ши­вать сво­их и плен­ных, не ви­дел ли кто-ни­будь по­слан­ных уче­ни­ков. Раз­вед­чи­ки за­хва­ти­ли в плен по­ля­ка, ко­то­рый под­твер­дил, что оса­ждав­шие ви­де­ли, как из мо­на­сты­ря вы­еха­ли три мо­на­ха, за ни­ми по­сла­ли по­го­ню, но не до­гна­ли. За­щит­ни­ки мо­на­сты­ря воз­да­ли бла­го­да­ре­ние Бо­гу и ве­ли­ко­му чу­до­твор­цу Сер­гию за то, что он по­за­бо­тил­ся о сво­ей оби­те­ли.

Один инок, ле­чив­ший­ся в мо­на­стыр­ской боль­ни­це, усо­мнил­ся в прав­ди­во­сти из­ве­стия о том, что пре­по­доб­ный Сер­гий по­слал в Моск­ву сво­их уче­ни­ков. Он га­дал, на ка­ких ко­нях Пре­по­доб­ный мог по­слать ино­ков. За­ду­мав­шись, он от­вер­нул­ся к стене и вдруг услы­шал, что дверь в ке­лию от­во­ри­лась и раз­да­лись ша­ги вхо­дя­ще­го. Это был сам пре­по­доб­ный Сер­гий. Он спро­сил: «По­че­му ты со­мне­ва­ешь­ся? Я на са­мом де­ле по­слал уче­ни­ков сво­их». Инок про­сто­душ­но спро­сил: «Да на чем же ты по­слал их, гос­по­дин мой?» Пре­по­доб­ный от­ве­тил: «На тех трех сле­пых ко­нях, ко­то­рых ко­нюх Афа­на­сий Още­рин вы­гнал за мо­на­стырь в ого­ро­жен­ное ме­сто. И ты рас­ска­жи обо этом всем». За­тем Пре­по­доб­ный стал неви­дим.

Инок по­чув­ство­вал се­бя здо­ро­вым и, объ­ятый ве­ли­ким стра­хом, ка­ял­ся до са­мой утре­ни в сво­ем со­мне­нии. Он при­шел сво­и­ми но­га­ми в цер­ковь и рас­ска­зал всем о сло­вах чу­до­твор­ца. Ко­гда ста­ли ис­кать сле­пых ко­ней, то ни­где их не об­на­ру­жи­ли. Все убе­ди­лись в ис­тин­но­сти слов пре­по­доб­но­го Сер­гия. И воз­да­ли хва­лу Бо­гу, тво­ря­ще­му чу­де­са через Сво­их угод­ни­ков.

Чу­дес­ное пу­те­ше­ствие пре­по­доб­ных Ми­хея, Вар­фо­ло­мея и На­у­ма за­пе­чат­ле­но, в част­но­сти, на од­ной из ли­то­гра­фий, по­свя­щен­ных обо­роне Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры, а так­же на кар­тине Ми­ха­и­ла Несте­ро­ва «Всад­ни­ки» – жем­чу­жине кол­лек­ции Цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ско­го ка­би­не­та Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии. Неко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли вы­ска­зы­ва­ют пред­по­ло­же­ние, что пре­по­доб­ный Вар­фо­ло­мей мог быть уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ми­хея.

Случайный тест