План поминовения усопшего на 40 дней

День 18-й

Христианское учение о смерти

Многие, увидев во сне усопших родственников, задаются вопросом: как на это следует реагировать?
Ответ на него может быть следующим: в случае, если вам приснился усопший родственник, — помолитесь (усильте молитву). Доброе моление об усопшем может помочь и ему, и самому молящемуся (ведь доброе дело не останется у Господа незамеченным).
Вместе с тем можно усилить и моление, направленное на испрашивание помощи у Бога в отношении себя самого (скажем, если сновидения связаны с воздействием на сновидца демонических сил, или утратой им психологического равновесия, такое моление очень уместно).

Молитвы дня

Кафизма 16

Вопрос священнику

Вопрос: Отпевают ли самоубийц? Можно ли молиться за них дома и в храме?

Ответ: Суицид – это восстание против Бога, противление Его воле в самой экстремальной форме. Увы, совершившееся самоубийство – это единственный грех, в котором уже нельзя принести покаяние. Только в том случае, если попытка суицида оканчивается неудачей, человеку даруется шанс на спасение через искреннее покаяние и исправление жизни. Отпевание самоубийц в подавляющем большинстве случаев недопустимо. Оно допускается лишь в исключительных случаях – когда человек был психически болен, страдал тяжелой или хронической формой психического заболевания. Т.е. фактически не отдавал отчета своим действиям, и воле Божией сознательно не противился. Если человек состоял на учете в психиатрической лечебнице, то близкие могут получить там соответствующую справку и обратиться к архиерею с прошением об отпевании самоубийцы. Обычный священник не может самовольно совершить отпевание. Единственное чем он может помочь – дать информацию о том, как, куда и в какой форме правильно обратиться к архиерею.
Порой случается, что близкие самоубийцы во что бы то ни стало хотят похоронить его по-христиански. И для этого «покупают» справку в психиатрической больнице. Это действие совершенно бессмысленное, т.к. можно обмануть священника, архиерея, даже самих себя, но обмануть Бога невозможно. В этом случае близкие не только не приносят пользы душе умершего, но и наносят вред своей душе. Таким же бессмысленным и душевредным действием является умолчание факта суицида при обращении к священнику для отпевания.
Если самоубийство было совершено не психически больным человеком, а из-за алкоголизма, наркомании, неразделенной любви, долгов, неудач в бизнесе или по каким-то иным причинам, то в таких случаях отпевание невозможно. Ровно как и поминание в храме.
Но Церковь не оставляет без утешения близких умершего. Так, Священный Синод Русской Православной Церкви своим решением от 27 июля 2011 года установил особый Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго. Это, конечно же, не чин погребения, а специальный молебен, который служится священником в храме для молитвенного утешения близких самоубийцы.
И в конце скажем о молитвенном поминании самоубийц. Выше упоминалось, что в храме поминать недопустимо, т.е. ни заказывать поминальные службы, ни подавать записки на литургию нельзя. Церковь не молится о самоубийцах. При этом домашняя, частная молитва родственников за несчастного возможна, но с благословения духовника или, если такового нет, то стоит обратиться к приходскому священнику. В постановлении Священного Синода от 27 июля 2011 года об этом сказано: «родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника, келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких».

Цитата дня

«…Для св. Григория основным в воскресении было именно это тождество облика (или вида), т. е. единство и непрерывность индивидуального существования. Он применяет все ту же мысль Аристотеля о единичной и неповторимой связи души и тела… Загробный путь человека, в понимании св. Григория Нисского, есть путь очищения, и, в частности, телесный состав человека очищается и обновляется – в этом круговращении природы, точно в некоем плавительном горне. И уже поэтому восстановится обновленное тело… Св. Григорий называет смерть “благодетельной,” и это есть общая и постоянная святоотеческая мысль… Смерть есть оброк греха, но сразу же – и врачевание… Бог в смерти как бы переплавляет сосуд нашего тела. Свободным движением согрешившей воли человек вступил в общение со злом, и к нашему составу примешалась некая отрава порока. И вот теперь, подобно некоему скудельному сосуду, человек в смерти снова распадается, и тело его разлагается, чтобы по очищении от воспринятой скверны снова быть возведенным в первоначальный состав, через воскресение. Так самая смерть оказывается органически сопринадлежной к воскресению, – это есть некий таинственный и пламенный закал ослабевшего человеческого состава…»
протоиерей Георгий Флоровский
О воскресении мертвых

Избранное житие

Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский и Кунгурский

Советы психолога

У вас может появиться соблазн соревноваться с родными в своей скорби по умершему – кто сколько раз его вспоминал, кто больше плакал и дольше восстанавливался, кто чаще видит его во снах и т. п. Горе – это состояние психической неустойчивости, во время которого легко поддаться искушениям гордыни и обид. Избегайте соревнований с близкими, не сравнивайте ваши переживания. Важно осознать, что все переживают по-разному. Нельзя оценивать, кто переживает хуже, кто лучше.

Стихотворение дня

Я посох мой доверил Богу, Иванов Вячеслав

Комментировать

 

4 комментария

  • fop-sbk-ru, 01.04.2022
    СПАСИБО ЗА ПОДНЯТУЮ ТЕМУ. ОНА СЕЙЧАС ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНА.
    Ответить »
    • Bataysk and Rostov on Don, 06.02.2025
      Она всегда актуальна…
      Ответить »
  • Таtiana-38, 02.04.2022
    Очень актуальная, емкая и, как нельзя кстати, информация. Спасибо большое!??
    Ответить »
  • Наталья, 05.04.2022
    Тема очень интересная и актуальная в наше время.
    Ответить »
«Память смертная»
в Telegram.
t.me/azmemory