Детер­ми­низм

***

Детермини́зм (от лат. determinare — опре­де­лять, огра­ни­чи­вать) — 1) фило­соф­ское учение, фун­ди­ро­ван­ное идеей о все­об­щей опре­де­лен­но­сти, обу­слов­лен­но­сти, вза­им­ной свя­зан­но­сти всех явле­ний и про­цес­сов в мире; 2) направ­ле­ние антро­по­ло­гия мини­ми­зи­ру­ю­щее или даже отри­ца­ю­щее сво­боду чело­ве­че­ского про­из­во­ле­ния, сво­боду нрав­ствен­ного выбора чело­века, рас­смат­ри­ва­ю­щее этот выбор как “реше­ние”, жестко обу­слов­лен­ное теми или иными моти­вами.

***

В чём состоит несо­сто­я­тель­ность детер­ми­низма?

Детер­ми­низм отри­цает воз­мож­ность чело­века к сво­бод­ному само­опре­де­ле­нию, отвер­гает учение о нали­чии в нём сво­боды выбора. Учение о сво­боде чело­века опре­де­ляться в выборе соб­ствен­ных дей­ствий детер­ми­ни­сты свя­зы­вают с само­об­ма­ном той части людей, кото­рые отри­цают детер­ми­низм. 

Чело­ве­ком управ­ляют мотивы, учат детер­ми­ни­сты. Они бывают обу­слов­лены или его внут­рен­ними вле­че­ни­ями, или же внеш­ними обсто­я­тель­ствами. Посту­пок чело­века зави­сит не от его доб­ро­воль­ного выбора, а от того, какой именно мотив пре­об­ла­дает над про­чими в каждый кон­крет­ный момент.

Что можно на это ска­зать? В при­ня­тии чело­ве­ком реше­ний мотивы и дей­стви­тельно играют важную роль. Однако, вопреки мнению детер­ми­ни­стов, не сами мотивы, но именно чело­век, руко­вод­ству­ясь соб­ствен­ным разу­мом, поль­зу­ясь даро­ван­ной ему Богом сво­бо­дой про­из­во­ле­ния, опре­де­ляет, какие мотивы явля­ются для него при­о­ри­тет­ными и какими моти­вами сле­дует обу­слов­ли­вать свою дея­тель­ность.

Как пра­вило, детер­ми­нист в прак­ти­че­ской жизни не руко­вод­ству­ется своей тео­рией, в про­тив­ном случае он должен быть апа­ти­чен и любое собы­тие вос­при­ни­мать как долж­ное: зло это или добро, при­но­сит ли оно ему беду или радость.

Под­твер­жде­нием лож­но­сти детер­ми­низма могут слу­жить угры­зе­ния сове­сти и нераз­рывно свя­зан­ные с этими угры­зе­ни­ями пере­жи­ва­ния, про­яв­ля­ю­щи­еся в осо­зна­нии чело­ве­ком того, что в той-то и той-то ситу­а­ции он мог посту­пить по-дру­гому, однако не посту­пил. С подоб­ными угры­зе­ни­ями свя­зано и зна­ко­мое каж­дому чув­ство рас­ка­я­ния, чув­ство вины.

Детер­ми­низм служит удоб­ной осно­вой для само­оправ­да­ния: Я не вино­ват; а вино­ваты обсто­я­тель­ства; вино­вато мое есте­ство; вино­ваты гены; вино­ват весь мир — кто угодно, но только не Я.

С точки зрения науки, в отли­чие от клас­си­че­ской меха­ники, совре­мен­ная кван­то­вая меха­ника отри­цает детер­ми­низм. (Подроб­нее см. “Панен­те­и­сти­че­ская мета­фи­зика и кван­то­вая пара­дигма”, Н.А. Соло­вьёв, С.В. Посад­ский).

Детер­ми­низм и инде­тер­ме­низм в пра­во­слав­ном веро­уче­нии

Дог­ма­ти­че­ское учение Пра­во­слав­ной Церкви вклю­чает в себя пред­став­ле­ние о Про­мысле Божием, кото­рый и опре­де­ляет абсо­лют­ный детер­ми­низм всего сущего. Абсо­лют­ность этого Боже­ствен­ного детер­ми­низма пара­док­саль­ным обра­зом вклю­чает в себя отно­си­тель­ный инде­тер­ми­низм. По мнению Церкви, инде­тер­ми­низм суще­ствует не «парал­лельно» детер­ми­низму, а «внутри» абсо­лют­ного детер­ми­низма, то есть ему имма­нен­тен.

Инде­тер­ми­низм про­яв­ля­ется на уровне зако­нов при­роды, напри­мер, в хао­ти­че­ском дви­же­нии моле­кул иде­аль­ного газа (или ква­зи­ха­о­ти­че­ском – реаль­ного), в кван­то­вых явле­ниях физики эле­мен­тар­ных частиц. Мате­ма­ти­че­ским обра­зом такого имма­нент­ного инде­тер­ми­низма явля­ется ста­ти­сти­че­ский харак­тер неко­то­рых физи­че­ских зако­нов, а так же прин­цип неопре­де­лен­но­сти в кван­то­вой меха­нике.

Разу­ме­ется, в таком аспекте про­блема детер­ми­низма и инде­тер­ми­низма явля­ется досто­я­нием есте­ство­зна­ния, но не пра­во­слав­ного бого­сло­вия. Однако и пра­во­слав­ное бого­сло­вие может многое ска­зать о соот­но­ше­нии инде­тер­ми­низма сво­бод­ной чело­ве­че­ской воли и детер­ми­низма Про­мысла Божия. Свя­щен­ное Писа­ние утвер­ждает, что чело­век созда­ется Богом по Его образу. Святые отцы (напри­мер, Мака­рий Еги­пет­ский и Гри­го­рий Нис­ский) нахо­дили образ Божий в чело­веке, прежде всего в сво­боде чело­ве­че­ской лич­но­сти. Быть создан­ным по образу Божию значит быть суще­ством личным, то есть сво­бод­ным и ответ­ствен­ным. Обла­да­ние лич­но­стью и духов­ной сво­бо­дой не слу­чайно, но явля­ется резуль­та­том дей­ствия Про­мысла.

Пра­во­слав­ный взгляд на сво­боду чело­века может быть выра­жен сло­вами фран­цуз­ского фило­софа Ж.П. Сартра: «Чело­век не может быть то рабом, то сво­бод­ным; он всегда и везде сво­бо­ден, либо же его нет вообще». Бог бес­ко­нечно ува­жает личную сво­боду чело­века. Вся драма чело­ве­че­ской исто­рии опре­де­ля­ется этим ува­же­нием: древо позна­ния добра и зла, змий в Эдеме, само суще­ство­ва­ние сатаны — все это сред­ства реа­ли­за­ции личной сво­боды чело­века. Лучше всего об этом пишет выда­ю­щийся пра­во­слав­ный бого­слов XX сто­ле­тия В.Н. Лос­ский: «Бог создает чело­века сво­бод­ным, чтобы при­звать его к соеди­не­нию с Собой. Бог при­зы­вает чело­века к обо­же­нию, и этот зов тре­бует сво­бод­ного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был поры­вом любви. Соеди­не­ние без любви было бы меха­ни­че­ским, а любовь пред­по­ла­гает сво­боду, воз­мож­ность выбора и отказа… Чтобы быть тем, чем должен быть любя­щий Бога, нужно допу­стить воз­мож­ность обрат­ного: надо допу­стить воз­мож­ность бунта… Эта сво­бода ­ от Бога: сво­бода есть печать нашей при­част­но­сти Боже­ству, совер­шен­ней­шее созда­ние Бога, шедевр Творца.» (В. Н. Лос­ский. Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. М. 1991, стр. 242)

Личная сво­бода чело­века, со всеми ее фан­та­сти­че­скими укло­не­ни­ями, тем не менее, всегда нахо­дится в русле Боже­ствен­ного Про­мысла. Это озна­чает, что бес­ко­неч­ность Про­мысла Божия имеет боль­шую мощ­ность, нежели бес­ко­неч­ность чело­ве­че­ской сво­боды. Мате­ма­ти­че­ским обра­зом такого соот­но­ше­ния двух бес­ко­неч­но­стей явля­ется теория транс­фи­нит­ных чисел Г. Кан­тора. На языке бого­сло­вия об этом также гово­рит В.Н. Лос­ский: «Про­мысл есть опре­де­ле­ние Боже­ствен­ной воли в соот­вет­ствии с чело­ве­че­ской сво­бо­дой, в пред­ви­де­нии сво­бод­ных дей­ствий твари. Эта воля — воля всегда спа­си­тель­ная, кото­рая может созда­вать полез­ное людям во всех пре­врат­но­стях их блуж­да­ний, если только чело­век умеет ее позна­вать. Можно ска­зать с неко­то­рой изви­ни­тель­ной неточ­но­стью, что Бог нис­хо­дит в Своей про­мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти к сво­боде людей, дей­ствует в соот­вет­ствии с этой сво­бо­дой, согла­сует Свои дей­ствия с дей­ствием существ твар­ных, чтобы, выпол­няя Свою волю, управ­лять падшим миром, не нару­шая их твар­ной сво­боды.» (Лос­ский В.Н. Указ. соч., стр.105).

Нрав­ствен­ный аспект анти­но­мии детер­ми­низма Про­мысла Божия и инде­тер­ми­низма личной сво­боды чело­века рас­кры­ва­ется в поня­тии Боже­ствен­ного попу­ще­ния. Святые отцы (напри­мер, Неме­зий Емес­ский) счи­тают, что Про­мысл Божий дей­ствует как бла­го­из­во­ле­ние и как попу­ще­ние Божие. По бла­го­из­во­ле­нию про­ис­хо­дит то, что явля­ется без­услов­ным благом. По попу­ще­нию – то, что может ока­заться несча­стьем и злом, но при долж­ном к нему отно­ше­нии спо­собно при­ве­сти ко благу. Так болезни, нищета, любое стра­да­ние, кото­рое по попу­ще­нию Божи­ему кос­нется чело­века, может помочь ему изжить гор­дыню, научиться состра­да­нию, уви­деть и полю­бить истин­ные цен­но­сти. Физи­че­ская сле­пота, постиг­шая апо­стола Павла на пути в Дамаск, при­вела его к духов­ному про­зре­нию, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на кото­рого он горько жало­вался корин­фя­нам во Втором посла­нии к ним, помо­гало апо­столу языков побеж­дать в себе при­су­щую любому чело­веку гор­дость.

«Иногда Бог попус­кает чело­веку совер­шить постыд­ное деяние для исправ­ле­ния другой еще худшей стра­сти. Так, допу­стим, что кто-либо пре­воз­но­сится своими доб­ро­де­те­лями и пра­вед­но­стью; Бог попус­кает такому чело­веку впасть в блуд, дабы он через это пришел к созна­нию своей сла­бо­сти, сми­рился и, пришед, испо­ве­до­вался Гос­поду» (Св. Иоанн Дамас­кин. Точное испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры. 2,29.)

Иногда стра­да­ния неви­нов­ного чело­века могут послу­жить для блага дру­гого. Еван­гель­ский сле­по­рож­ден­ный, в несча­стии кото­рого не были вино­ваты даже его роди­тели, послу­жил к про­слав­ле­нию Самого Спа­си­теля и к укреп­ле­нию веры в тех, кто ока­зался сви­де­те­лями чудес­ного исце­ле­ния.

Про­мысл Божий может осу­ществ­ляться через спа­си­тель­ное и вра­зум­ля­ю­щее попу­ще­ние. Но не каждое попу­ще­ние Божие явля­ется выра­же­нием Его Про­мысла.

Такое не спа­си­тель­ное попу­ще­ние явля­ется совер­шен­ным отвер­же­нием того чело­века, кото­рый, несмотря на все сде­лан­ное для его спа­се­ния Богом, оста­ется бес­чув­ствен­ным и не исце­лен­ным. Впро­чем, и для такого ока­ме­нев­шего серд­цем греш­ника, пока он жив, оста­ется воз­мож­ность спа­си­тель­ного пока­я­ния.

Свя­щен­ник Михаил Воро­бьев, насто­я­тель храма в честь Воз­дви­же­ния Чест­ного Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня г. Воль­ска.

Источ­ник: “Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки