10 советов логопеда при обучении дошкольников чтению

10 советов логопеда при обучении дошкольников чтению

(6 голосов4.7 из 5)

Наше время харак­те­ри­зу­ется тех­ни­че­ским про­грес­сом и новыми тех­но­ло­ги­ями. Каза­лось бы, всё это очень хорошо, но вме­сте с тем суще­ствует целый ряд серьёз­ных про­блем, вызван­ных подоб­ным поло­же­нием вещей. Одной из таких про­блем явля­ются раз­лич­ные рече­вые откло­не­ния у детей из-за невер­ного рече­вого раз­ви­тия. Пред­ла­гаем Вашему вни­ма­нию рас­суж­де­ния учи­теля-лого­педа – Ива­но­вой Зои Николаевны.

Гово­рить умеют почти все, но гово­рить пра­вильно  лишь еди­ницы из нас. Раз­го­ва­ри­вая с дру­гими, мы поль­зу­емся речью, как сред­ством пере­дачи своих мыс­лей. Речь явля­ется для нас одной из глав­ных потреб­но­стей и функ­ций чело­века. Именно через обще­ние с дру­гими людьми чело­век реа­ли­зует себя как личность.

Дети строят свою речь в соот­вет­ствии с той речью, кото­рую слы­шат вокруг.

Тен­ден­ция послед­них лет пока­зы­вает, что семьи чаще всего состоят только из двух поко­ле­ний – дети и роди­тели. Бабушки и дедушки живут, как пра­вило, отдельно. И это не дает роди­те­лям воз­мож­но­сти поль­зо­ваться опы­том преды­ду­щих поколений.

Роди­тели редко поют детям колы­бель­ные и читают сказки.

Осо­бенно досадны те слу­чаи, когда роди­тели создают дефи­цит обще­ния, укло­ня­ясь от кон­так­тов с ребен­ком, кроме «дело­вых» (накор­мить, пере­одеть, уло­жить спать и т.д.).

Убеж­дая себя, тем, что зани­маться с ребен­ком неко­гда. Из-за уста­ло­сти на работе воз­ни­кает жела­ние отдох­нуть, необ­хо­димо выпол­нить массу домаш­них дел…

Забы­вая о том, что обще­ние ребенку необ­хо­димо и откла­ды­вая его, роди­тели предо­став­ляют ребенку самого себя.

Изо дня в день вообще не оста­ется вре­мени на обще­ние, это при­во­дит к тому, что обще­ние с ребен­ком ста­но­вится не инте­рес­ным. Ребе­нок замы­ка­ется в себе, речь для ребенка ста­но­вится не актуальной.

В тоже время сло­вар­ный запас нор­маль­ного ребенка, при­хо­дя­щего в школу, состав­ляет 4–5 тысяч слов. Но, наблю­дая за детьми, могу смело сде­лать вывод, что мно­гие роди­тели обхо­дятся двумя-тремя сот­нями слов.

Более того, в жизнь мно­гих детей  прочно вхо­дят теле­ви­зор и ком­пью­тер. Теле­ви­зор все больше заме­няет бабуш­кины сказки, раз­го­воры с роди­те­лями и мамины колыбельные.

Из-за всего этого роди­тели жалу­ются на задержки рече­вого раз­ви­тия. Дети не про­сто мало и плохо гово­рят, но и начи­нают раз­го­ва­ри­вать позже. Речь их бедна и примитивна.

Как пока­зали спе­ци­аль­ные иссле­до­ва­ния, в наше время 25% 4‑х лет­них детей стра­дают нару­ше­нием рече­вого раз­ви­тия. По срав­не­нию с 70-ми годами можно отме­тить, что дефи­цит речи наблю­дался только у 4% детей, того же возраста.

Основ­ные небла­го­при­ят­ные фак­торы вли­я­ния на раз­ви­тие речи:

^ дефи­цит общения;

^ неогра­ни­чен­ный про­смотр телевизора;

^ непол­но­цен­ное обще­ние в силу скуд­но­сти интел­лек­ту­аль­ной жизни.

В обще­нии с ребен­ком взрос­лый создает «зону бли­жай­шего раз­ви­тия», где сотруд­ни­че­ство со стар­шими помо­гает ребенку реа­ли­зо­вать свои потен­ци­аль­ные возможности.

Таким обра­зом, для раз­ви­тия речи ребенка доста­точно тра­ди­ци­он­ных, испо­кон веку при­ня­тых форм обще­ния: раз­го­вор и рас­сказ, игра, необыч­ные при­ду­ман­ные исто­рии. И дело не в том, что нужно исполь­зо­вать какие-то новые спе­ци­ально при­ду­ман­ные раз­ви­ва­ю­щие формы обще­ния, а что бы пол­но­ценно исполь­зо­вать то, что хорошо известно.

1. Фор­си­ро­ва­ние событий

1.1. Ребе­нок не умень­шен­ная копия

Ребе­нок — это не умень­шен­ная копия взрос­лого. Ребе­нок имеет право не знать и не уметь.

Роди­тели же в свою оче­редь начи­нают нерв­ни­чать, они ста­вят ребенка в такие рамки, что у ребенка про­па­дает жела­ние не

только научиться читать, но и вообще смот­реть в сто­рону книги.

В свою оче­редь роди­тели теряют тер­пе­ние и ста­но­вятся тира­нами. Не заду­мы­ва­ясь — в какое

время лучше начать, какое настро­е­ние у окру­жа­ю­щих и, осо­бенно у малыша, кото­рого ото­рвали от люби­мой игры, пих­нув книгу в руки.

И вообще нужно ли это ребенку!

Так сколько же раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запом­нил? Попро­буем разо­браться в этом вместе.

1.2. Не все роди­тели доста­точно зна­комы с методиками

Не все роди­тели доста­точно зна­комы с мето­ди­ками обу­че­ния чте­нию, они пока­зы­вают букву и *” застав­ляют ребенка повто­рить произнесенное.

Ребе­нок же в свою оче­редь не сразу запо­ми­нает ее и воз­ни­кает ситу­а­ция, когда он не может выде­лить букву из ряда сим­во­лов, кото­рые ему не понятны.

Роди­тели ста­ра­ются изо всех сил навя­зать свое волю и научить свое малень­кое чадо читать, а ино­гда одно­вре­менно и писать эти замыс­ло­ва­тые для малыша палочки.

1.3. Совре­мен­ные дети видят мир в трех­мер­ном изображении

Совре­мен­ные дети при­выкли видеть мир в трех­мер­ном изме­ре­нии, его мир больше при­ко­ван к видео-играм. Меха­низм зри­тель­ного вос­при­я­тия не настроен на плос­кост­ное изоб­ра­же­ние. У начи­на­ю­щего читать ребёнка глав­ным объ­ек­том вос­при­я­тия ста­но­вится буква. При этом глаза должны дви­гаться по строке слева направо, что уже само по себе трудно для ребёнка, не при­вык­шего созна­тельно и про­из­вольно управ­лять дви­же­нием глаз.

Слож­ная работа, тре­бу­ю­щая зна­чи­тель­ных воле­вых усилий!

 2. Срав­не­ние ребенка с другими.

2.1. Ребе­нок имеет право на ошибку

Ребе­нок, только–только осва­и­ва­ю­щий чте­ние, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запо­ми­нать про­чи­тан­ное до тех пор, пока не созреют его голов­ной мозг и нерв­ная система. Мы же предъ­яв­ляем к речи 5‑ти лет­него малыша те же тре­бо­ва­ния, что и к речи 8‑летнего школь­ника. А ведь мно­гое зави­сит от осо­бен­но­стей ребенка, его воз­раста, частоты заня­тий с ним. Ведь все дети даже цвета осва­и­вают в раз­ные сроки. Роди­тели до тех пор ком­мен­ти­руют цвета окру­жа­ю­щего мира, пока сам ребе­нок не назо­вет нуж­ный, зна­ко­мый цвет. (Напри­мер: цып­ле­нок – жел­тый, травка — зеле­ная.) Почти то же самое должно сфор­ми­ро­ваться и с запо­ми­на­нием букв, при­мерно в такой последовательности:

- пока­зать, назвать букву (в раз­рез­ных азбу­ках, в бук­ва­рях, на плакатах);
— потом ребе­нок учиться нахо­дить букву по зада­нию взрос­лого. Напри­мер: — Я выложу перед тобой ряд букв, а ты поста­райся найти именно ту, что я попрошу. Только после этого того, как ребе­нок нахо­дит ее с уве­рен­но­стью, можно сде­лать вывод, что буква зна­кома, и зафик­си­ро­вана в памяти.
Если фор­си­ро­вать этот этап, ребе­нок с тру­дом будет вспо­ми­нать буквы, будет совер­шать ошибки и из-за этого терять инте­рес к занятиям.

2.2. Штурм родителей

Узнав, что сосед­ский малыш уже читает, роди­тели начи­нают штур­мо­вать изо всех сил. Это при­во­дит их к чув­ству сопер­ни­че­ства. Моло­дые мамы стре­мятся, чтобы с малых лет их малень­кое сокро­вище было лучше, умнее, кра­си­вее и успеш­нее других.

Эта кон­ку­рен­ция заго­няет ребенка в рамки, кото­рые остав­ляют отри­ца­тель­ный след на всю жизнь.

Я часто вспо­ми­наю, как учили читать мою подружку. По выход­ным, когда нам было лет по пять, мы соби­ра­лись во дворе. Но у меня была подруга, кото­рую не пус­кали гулять, пока не про­чтет пару строк. Это ей дава­лось с таким тру­дом, что про­сто безумно было ее жаль. Она ста­ра­лась изо всех сил назвать буквы, но посто­янно их путала. Слезы в ее гла­зах еще больше затруд­няли про­цесс. А бабушка ей твер­дила: «- Вот Иго­рек уже читает, а он младше тебя!» Эти слова при­во­дили подругу в ярость, она начи­нала злиться, т.к. ее ста­ра­ния сти­рали в порошок.

2.3. Каж­дый ребе­нок индивидуален

Каж­дый ребе­нок инди­ви­дуа­лен. Одна неболь­шая про­блема, может при­ве­сти к лич­ной тра­ге­дии в раз­ви­тии и ста­нов­ле­нии лич­но­сти ребёнка. Отсут­ствие успеш­но­сти, уже может про­явиться в стар­шем дошколь­ном воз­расте, что потом ска­жется при обу­че­нии в началь­ной школе.

Любите сво­его ребенка таким, какой он есть. Помо­гите ему пове­рить в себя, создайте такие усло­вия, в кото­рых он сам захо­чет обу­чаться. Пока­жите на своем при­мере, что уметь читать это здорово!

Если дети видят, что мама и папа еже­дневно смот­рят теле­ви­зор или про­во­дят время за ком­пью­те­ром — откуда воз­ник­нет жела­ние читать книгу?

Возь­мите любую книгу, кото­рая инте­ресна вам и про­чи­тайте несколько стра­ниц ребенку вслух. Это его заин­те­ре­сует. Попро­буйте вве­сти это в систему (еже­дневно или два раза в неделю), тогда ребе­нок будет ждать эти мгновения.

3. Сюсю­ка­нье

3.1. ребе­нок не “ино­стра­нец”

В силу своей инди­ви­ду­аль­но­сти речь ребенка не все­гда доста­точно чет­кая. Роди­тели счи­тают это нор­мой и начи­нают под­ра­жать сво­ему малень­кому сокро­вищу. Они счи­тают, что это нор­маль­ное явле­ние – путая ребенка с «ино­стран­цем» и начи­нают гово­рить на его языке.

Этим они очень вре­дят рече­вому и пси­хи­че­скому развитию.

Стоит обра­тить вни­ма­ние на то, что нельзя про­из­но­сить слова иска­женно, упо­треб­лять вме­сто обще­при­ня­тых слов усе­чен­ные слова или зву­ко­под­ра­жа­ния (бибика, маси­ночка и т.д.) это будет тор­мо­зить усво­е­ние зву­ков, задер­жи­вать свое­вре­мен­ное овла­де­ние словарем.

Если ребе­нок непра­вильно про­из­но­сит звуки или какие-либо слова, не нужно повто­рять их или пере­драз­ни­вать, тем более поте­шаться этим. Нужно про­сто так­тично попра­вить и дать при­мер пра­виль­ного про­из­но­ше­ния. Пра­виль­ная, чет­кая речь очень необ­хо­дима для раз­ви­тия фоне­ма­ти­че­ского слуха.

4. 4. Фоне­ма­ти­че­ский слух

4.1. Что такое фоне­ма­ти­че­ский слух

Стоит обра­тить вни­ма­ние на раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха.

Что же это такое и для чего он нужен?

Фоне­ма­ти­че­ский слух нужен для того, чтобы соот­не­сти звук и букву. Даже пра­виль­ное про­из­но­ше­ние какого-либо звука очень ослож­ня­ется, если фоне­ма­ти­че­ский слух не доста­точно раз­вит. Сла­бо­раз­ви­тый фоне­ма­ти­че­ский слух при­во­дит к непра­виль­ному вос­при­я­тию слов и в даль­ней­шем при­во­дит к замене слов близ­ких по зву­ча­нию (напри­мер: лак – рак, миска – мишка, бочка – почка и т.д.)

В даль­ней­шем, когда ребе­нок пой­дет в школу, у него про­явится это в виде нару­ше­ния про­цес­сов чте­ния и письма.

Делая частые и систе­ма­ти­че­ские ошибки, ребе­нок будет полу­чать пло­хие оценки и у него сло­жится нега­тив­ное отно­ше­ние к школе .

4.2. Как опре­де­лить есть ли у ребенка нарушения?

Про­ве­рить вы смо­жете и само­сто­я­тельно: попро­сите ребенка повто­рить слоги попарно са-за, су-зу, и т.д. затем цепочки сло­гов, а для более слож­ного зада­ния под­бе­рите кар­тинки назва­ния пред­ме­тов, кото­рые отли­ча­ются только одним звуком.

4.3. Раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха

Раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха про­ис­хо­дит у всех детей очень инди­ви­ду­ально, но самым чув­стви­тель­ным пери­о­дом явля­ется воз­раст до двух лет. И если роди­тели в этот период много и без сюсю­ка­нья раз­го­ва­ри­вали со сво­ими детьми, часто пели песенки и читали про­стые дет­ские стихи, то неза­метно для себя они раз­ви­вали детям фоне­ма­ти­че­ский слух.

Если же это время было упу­щено, то для пра­виль­ного раз­ви­тия и про­из­но­ше­ния стоит поиг­рать в игры, кото­рые спо­соб­ствуют раз­ви­тию фоне­ма­ти­че­ского слуха.

Мне кажется, что тут будет, к слову, исто­рия, услы­шан­ная во время учебы в университете:

В моло­дой семье роди­лась девочка. Роди­тели были молоды и боль­шую часть вре­мени тра­тили на себя. Их сту­ден­че­ская жизнь отни­мала боль­шую часть вре­мени. А ребе­нок рос как домаш­ний коте­но­чек. Девочку кор­мили, поили, оде­вали, а вот про то, что с ней еще нужно и бесе­до­вать никто не вспо­ми­нал. Мол­чит ребе­нок, ну и славно, меньше про­блем. В итоге к двум годам у девочки наблю­да­лась задержка рече­вого развития.

Летом они поехали в деревню к бабушке. Она уго­во­рила оста­вить девочку на время с ней. Бабушка, выпол­няя работу по хозяй­ству, про­сто пела

песни, рас­ска­зы­вала стихи и про­го­ва­ри­вала все свои дей­ствия. И тогда малышка стала поти­хоньку повто­рять услы­шан­ное, она под­пе­вала песенки и про­из­но­сила корот­кие фразы. Уже к весне девочка орга­ни­зо­вала домаш­ним и сосе­дям кон­церт. Такого про­гресса не ожи­дали моло­дые роди­тели. Как только они узнали о таланте сво­его ребенка, тут же забрали девочку в город.

А вам что-то мешает петь песни и учить стихи с вашим малень­ким чадом?

Заду­май­тесь об этом?…

 5. Боязнь встречи с логопедом

Роди­тели часто закры­вают глаза на про­блемы с рече­вым раз­ви­тием. Часто при­хо­диться слы­шать, что потом само все выго­во­риться; у стар­ших так было и все про­шло; зачем ста­раться что-то делать, если он еще маленький.

Тем самым тор­мо­зят раз­ви­тие ребенка и неосо­знанно гото­вят его к неуда­чам в школе.

Для неко­то­рых роди­те­лей визит к лого­педу как визит к сто­ма­то­логу вызы­вает чув­ство боли.

А уж если вдруг ребенку поста­вили какой – либо диа­гноз, так это вообще у роди­те­лей вызы­вает чув­ство обиды. При­хо­диться выслу­ши­вать кучу недо­вольств. Сразу начи­нают оправ­ды­вать себя и ста­вят под сомне­ние, все ска­зан­ное им. Роди­тели боятся диа­гно­зов, но не делают про­стые вещи, чтобы избе­жать про­блем. Они меч­тают о буду­щем ребенка, ничего не делая в настоящем.

Исходя из сво­его опыта, могу ска­зать, что те роди­тели, кото­рые не без­раз­личны к буду­щему сво­его ребенка, и заин­те­ре­со­ваны в успехе, нико­гда не отка­жутся от реко­мен­да­ций и сове­тов специалистов.

6. Поста­новка иска­жен­ных зву­ков и вызов пропущенных

После того как лого­пед опре­де­лил какие звуки у ребенка нару­шены и поре­ко­мен­дует необ­хо­ди­мые упраж­не­ния, зада­ния для их кор­рек­ции. Необ­хо­димо отне­стись к этому с пол­ной отда­чей. Иначе все это ока­жется «мар­тыш­ки­ным трудом».

Прежде всего, для ребенка состав­ля­ется план инди­ви­ду­аль­ной работы. Во вни­ма­ние берутся: воз­раст­ные осо­бен­но­сти, меди­цин­ские пока­за­ния, тяжесть нарушения.

Бывают слу­чаи, что у ребенка нару­шены все группы зву­ков, но при еже­днев­ных заня­тиях, кото­рые зани­мают не боль­шое коли­че­ство вре­мени, кор­рек­ция про­те­кает довольно в корот­кие сроки.

Бывает и так, у ребенка нет всего двух трех зву­ков, роди­тели счи­тают, что двух заня­тий в неделю доста­точно. Они не ста­ра­ются закре­пить полу­чен­ные зна­ния на заня­тиях и кор­рек­ция стоит на мерт­вой точке.

Дети видят отно­ше­ние роди­те­лей, то, что их никто не кон­тро­ли­рует и не пыта­ются доби­ваться нуж­ной цели. Дети при­выкли к такой речи и их это совсем не беспокоит.

Ино­гда тре­вогу начи­нают бить роди­тели тогда, когда ребенка начи­нают пере­драз­ни­вать в школе и появ­ля­ются пло­хие оценки.

6.1. Раз­ви­тие рече­вого дыха­ния тоже имеет огром­ное значение

Часто при­хо­диться видеть, как дети рас­ска­зы­вают стихи и делают зна­чи­тель­ное уси­лие, чтобы захва­тить допол­ни­тель­ную пор­цию воздуха.

Или рас­ска­зы­вая вза­хлеб инте­рес­ную исто­рию чуть ли не зады­ха­ются и сде­лал уси­лие, сильно вдох­нув, продолжают.

Так про­яв­ля­ется недо­ста­точно раз­ви­тое рече­вое дыха­ние. 

7. Поста­новка и авто­ма­ти­за­ция звуков

7.1. Работу лучше дове­рить логопеду

Поста­новку и авто­ма­ти­за­цию зву­ков лучше всего предо­ста­вить лого­педу. Он позна­ко­мит ребенка с арти­ку­ля­ци­он­ным аппа­ра­том. Даст пра­виль­ную арти­ку­ля­ци­он­ную позу (т.е. поло­же­ние языка для нуж­ного звука).

В начале, сле­дует разо­браться, ребе­нок совсем не про­из­но­сит (про­пус­кает) звуки или же каким-либо обра­зом их иска­жает, заме­няет. Это очень важ­ный момент для опре­де­ле­ния пути реше­ния про­блемы звукопроизношения.

Лого­пе­ди­че­ская работа будет стро­иться при­мерно так: арти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­стика (под­го­товка мышц языка), работа над силой воз­душ­ной струи (подуть на вер­тушку, заду­ва­ние горя­щей свечи и пр., глав­ное сле­дить за тем, чтобы при выдохе щеки не наду­ва­лись), поста­новка звука, раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха.

7.2. Этапы работы логопеда

1‑й этап — под­го­то­ви­тель­ный (фор­ми­ро­ва­ние инте­реса к лого­пе­ди­че­ским заня­тиям; раз­ви­тие слу­хо­вого вни­ма­ния, памяти, фоне­ма­ти­че­ского вос­при­я­тия с помо­щью игр и спе­ци­аль­ных упраж­не­ний; фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие арти­ку­ля­ци­он­ной мото­рики — это выпол­не­ние арти­ку­ля­ци­он­ной гим­на­стики и спе­ци­аль­ных упраж­не­ний для губ, языка, голоса, дыха­ния и др.) (про­те­кает у мно­гих детей мед­ленно и тре­бует дли­тель­ной тренировки).

2‑й этап — поста­новка зву­ков (вызы­ва­ние зву­ков по под­ра­жа­нию или при
помощи     спе­ци­аль­ных приемов).

3‑й этап — авто­ма­ти­за­ция — закреп­ле­ние звука в сло­гах, в сло­вах, пред­ло­же­ниях (про­те­кает у мно­гих детей мед­ленно и тре­бует дли­тель­ной тренировки).

[р], [р’] — можно начи­нать авто­ма­ти­зи­ро­вать с про­тор­ного ана­лиза и парал­лельно выра­ба­ты­вать виб­ра­цию языка.

Авто­ма­ти­за­ция зву­ков в сло­вах про­во­дится по сле­дам авто­ма­ти­за­ции в сло­гах в той же после­до­ва­тель­но­сти. По мере овла­де­ния ребен­ком про­из­но­ше­ния каж­дого слога с исправ­лен­ным зву­ком, он вво­дится и закреп­ля­ется в сло­вах с дан­ным сло­гом. Авто­ма­ти­за­ция постав­лен­ных зву­ков в пред­ло­же­ниях: каж­дое отра­бо­тан­ное в про­из­но­ше­нии слово вклю­ча­ется в пред­ло­же­ния, затем — в неболь­шие рас­сказы, потешки, чисто­го­ворки, сти­хо­твор­ные тек­сты со сло­вами, вклю­ча­ю­щими исправ­лен­ные звуки.

4‑й этап — диф­фе­рен­ци­а­ция постав­лен­ных и авто­ма­ти­зи­ро­ван­ных зву­ков (в слу­чаях замены одного звука дру­гим) [Р]-[Л].

5‑й этап — авто­ма­ти­за­ция зву­ков в само­сто­я­тель­ной (спон­тан­ной) речи — в моно­ло­гах, диа­ло­гах, играх, раз­вле­че­ниях, на про­гул­ках и дру­гих фор­мах дет­ской жизнедеятельности.

Так же важ­ным является:

- научить ребенка отли­чать пра­виль­ное про­из­но­ше­ние от неправильного;

-    отли­чать звуки по аку­сти­че­ским при­зна­кам, т.е. узна­вать звуки речи и не сме­ши­вать их в восприятии;

-  при­ни­мать необ­хо­ди­мые арти­ку­ля­ци­он­ные позы.

8. Выбор методики

Итак, вы уве­ренны, что всех пере­чис­ленных про­блем нет или они уже решены.

Какую  же  мето­дику выбрать?

Что понра­вится именно вашему малышу?

Какое тут может быть решение?

Каж­дая мето­дика уни­вер­сальна и инте­ресна по-своему.

Не стоит браться за все и сразу!!!

Можно поста­вить в основу тра­ди­ци­он­ную мето­дику, а потом уже раз­бав­лять ее вся­кими инте­рес­ными эле­мен­тами, упраж­не­ни­ями и дидак­ти­че­скими играми.

9. Алфа­вит с опо­рой на картинки

Алфа­вит с опор­ными кар­тин­ками может сыг­рать с роди­те­лями злую шутку: да это отлич­ный спо­соб выучить азбуку, но для чте­ния — вообще не годен.

Если ребе­нок запом­нит, что П — это Паро­воз, а А — Арбуз, то он не пой­мет, почему при “скла­ды­ва­нии” Паро­воза и Арбуза полу­чится слово “Папа”. Если спро­сить у него какая буква стоит впе­реди слова “папа”, он может отве­тить — паро­воз. А это непра­виль­ный под­ход к чтению.

9.1. Под­вод­ные камни музы­каль­ной азбуки

Опас­ные под­вод­ные камни ино­гда пря­чутся и в очень мод­ных музы­каль­ных азбука. Про­слу­ши­ва­ешь их и дрожь про­би­рает: — Кто же их выпус­кает?… Точно не педа­гог по рече­вому развитию!

К при­меру: нари­со­вано “ОКНО”, нажи­ма­ешь кно­почку, зву­чит — “АКНО”. Как ребенку объ­яс­нить, что мы слы­шим пер­вый звук “А”, а пишем “О”, ведь мы не учим детей пра­во­пи­са­нию. Мы ста­ра­емся научить его запо­ми­нать буквы…

10. От буквы к звуку

Очень важно при обу­че­нии назы­вать букву упро­щенно, как мы назы­ваем звук, кото­рый они обозначают.

Когда слы­шишь на улице диа­лог мамы с ребен­ком, заду­мы­ва­ешься, как ребенку трудно будет при обу­че­нии чтению.

Мама, ука­зы­вая на вывески спра­ши­вает: — Какая это буква? Малыш с гор­до­стью отве­чает: “Эм!” или “Эс!”

Ува­жа­е­мые взрос­лые! Если вы именно так назы­ва­ете детям буквы, то как ваш малень­кий уче­ник про­чи­тает слог “Ма”?

Пред­ставьте себе, у него, ско­рее всего, полу­читься “ЭМА”! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово МАМА в таком слу­чае будет читаться как “ЭМА-ЭМА”!

Вывод:

Убе­ди­тесь, что ваш ребе­нок готов к обучению чте­нию, что у него доста­точно сформиро­ваны зву­ко­про­из­но­ше­ние, фоне­ма­тический слух, зри­тель­ное вос­при­я­тие и у него возникло жела­ние зани­маться обу­че­нием. А вы, зна­ете какую мето­дику при­ме­нить, с чего начать и как пра­вильно все организовать!

^ Если у вас воз­никли вопросы по поводу речи вашего ребенка, и вы в чем-то сомне­ва­е­тесь — обра­ти­тесь к логопеду.

^ Под­би­райте мате­риал так, чтобы он был инте­ре­сен вашему малышу.

Будьте тер­пе­ливы и все у вас ПОЛУЧИТСЯ!!!!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • надежда, 18.10.2017

    Напи­пите , пожа­луй­ста лите­ра­туру, в кото­рой реко­мен­ду­ется назы­вать звук как букву. В нашем саду тре­буют под­твер­жде­ния, а не голо­слов­ных утверждений.

    Ответить »
    • wella, 18.10.2017

      Надежда, вы можете поин­те­ре­со­ваться учи­теля-лого­педа Ива­но­вой Зои Нико­ла­евны, кото­рая и давала этот совета. Вот ее сайт — https://nsportal.ru/zoya-nikolaevna-ivanova. Там и задайте свои вопросы. Если уж так не полу­чится, поищем спе­ци­аль­ную литературу.

      Странно, вроде, логика учи­теля понятна, почему школа идет своим путем? Этот вопрос, навер­ное, надо зада­вать не им…

       

       

      Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки