10 советов логопеда при обучении дошкольников чтению

10 советов логопеда при обучении дошкольников чтению

(8 голосов4.8 из 5)

Наше время характеризуется техническим прогрессом и новыми технологиями. Казалось бы, всё это очень хорошо, но вместе с тем существует целый ряд серьёзных проблем, вызванных подобным положением вещей. Одной из таких проблем являются различные речевые отклонения у детей из-за неверного речевого развития. Предлагаем Вашему вниманию рассуждения учителя-логопеда – Ивановой Зои Николаевны.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно  лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.

Тенденция последних лет показывает, что семьи чаще всего состоят только из двух поколений – дети и родители. Бабушки и дедушки живут, как правило, отдельно. И это не дает родителям возможности пользоваться опытом предыдущих поколений.

Родители редко поют детям колыбельные и читают сказки.

Особенно досадны те случаи, когда родители создают дефицит общения, уклоняясь от контактов с ребенком, кроме «деловых» (накормить, переодеть, уложить спать и т.д.).

Убеждая себя, тем, что заниматься с ребенком некогда. Из-за усталости на работе возникает желание отдохнуть, необходимо выполнить массу домашних дел…

Забывая о том, что общение ребенку необходимо и откладывая его, родители предоставляют ребенку самого себя.

Изо дня в день вообще не остается времени на общение, это приводит к тому, что общение с ребенком становится не интересным. Ребенок замыкается в себе, речь для ребенка становится не актуальной.

В тоже время словарный запас нормального ребенка, приходящего в школу, составляет 4–5 тысяч слов. Но, наблюдая за детьми, могу смело сделать вывод, что многие родители обходятся двумя-тремя сотнями слов.

Более того, в жизнь многих детей  прочно входят телевизор и компьютер. Телевизор все больше заменяет бабушкины сказки, разговоры с родителями и мамины колыбельные.

Из-за всего этого родители жалуются на задержки речевого развития. Дети не просто мало и плохо говорят, но и начинают разговаривать позже. Речь их бедна и примитивна.

Как показали специальные исследования, в наше время 25% 4‑х летних детей страдают нарушением речевого развития. По сравнению с 70-ми годами можно отметить, что дефицит речи наблюдался только у 4% детей, того же возраста.

Основные неблагоприятные факторы влияния на развитие речи:

^ дефицит общения;

^ неограниченный просмотр телевизора;

^ неполноценное общение в силу скудности интеллектуальной жизни.

В общении с ребенком взрослый создает «зону ближайшего развития», где сотрудничество со старшими помогает ребенку реализовать свои потенциальные возможности.

Таким образом, для развития речи ребенка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения: разговор и рассказ, игра, необычные придуманные истории. И дело не в том, что нужно использовать какие-то новые специально придуманные развивающие формы общения, а что бы полноценно использовать то, что хорошо известно.

1. Форсирование событий

1.1. Ребенок не уменьшенная копия

Ребенок — это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь.

Родители же в свою очередь начинают нервничать, они ставят ребенка в такие рамки, что у ребенка пропадает желание не

только научиться читать, но и вообще смотреть в сторону книги.

В свою очередь родители теряют терпение и становятся тиранами. Не задумываясь — в какое

время лучше начать, какое настроение у окружающих и, особенно у малыша, которого оторвали от любимой игры, пихнув книгу в руки.

И вообще нужно ли это ребенку!

Так сколько же раз нужно назвать ребенку букву, чтобы он ее запомнил? Попробуем разобраться в этом вместе.

1.2. Не все родители достаточно знакомы с методиками

Не все родители достаточно знакомы с методиками обучения чтению, они показывают букву и *” заставляют ребенка повторить произнесенное.

Ребенок же в свою очередь не сразу запоминает ее и возникает ситуация, когда он не может выделить букву из ряда символов, которые ему не понятны.

Родители стараются изо всех сил навязать свое волю и научить свое маленькое чадо читать, а иногда одновременно и писать эти замысловатые для малыша палочки.

1.3. Современные дети видят мир в трехмерном изображении

Современные дети привыкли видеть мир в трехмерном измерении, его мир больше прикован к видео-играм. Механизм зрительного восприятия не настроен на плоскостное изображение. У начинающего читать ребёнка главным объектом восприятия становится буква. При этом глаза должны двигаться по строке слева направо, что уже само по себе трудно для ребёнка, не привыкшего сознательно и произвольно управлять движением глаз.

Сложная работа, требующая значительных волевых усилий!

2. Сравнение ребенка с другими.

2.1. Ребенок имеет право на ошибку

Ребенок, только–только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 5‑ти летнего малыша те же требования, что и к речи 8‑летнего школьника. А ведь многое зависит от особенностей ребенка, его возраста, частоты занятий с ним. Ведь все дети даже цвета осваивают в разные сроки. Родители до тех пор комментируют цвета окружающего мира, пока сам ребенок не назовет нужный, знакомый цвет. (Например: цыпленок – желтый, травка — зеленая.) Почти то же самое должно сформироваться и с запоминанием букв, примерно в такой последовательности:

- показать, назвать букву (в разрезных азбуках, в букварях, на плакатах);
— потом ребенок учиться находить букву по заданию взрослого. Например: — Я выложу перед тобой ряд букв, а ты постарайся найти именно ту, что я попрошу. Только после этого того, как ребенок находит ее с уверенностью, можно сделать вывод, что буква знакома, и зафиксирована в памяти.
Если форсировать этот этап, ребенок с трудом будет вспоминать буквы, будет совершать ошибки и из-за этого терять интерес к занятиям.

2.2. Штурм родителей

Узнав, что соседский малыш уже читает, родители начинают штурмовать изо всех сил. Это приводит их к чувству соперничества. Молодые мамы стремятся, чтобы с малых лет их маленькое сокровище было лучше, умнее, красивее и успешнее других.

Эта конкуренция загоняет ребенка в рамки, которые оставляют отрицательный след на всю жизнь.

Я часто вспоминаю, как учили читать мою подружку. По выходным, когда нам было лет по пять, мы собирались во дворе. Но у меня была подруга, которую не пускали гулять, пока не прочтет пару строк. Это ей давалось с таким трудом, что просто безумно было ее жаль. Она старалась изо всех сил назвать буквы, но постоянно их путала. Слезы в ее глазах еще больше затрудняли процесс. А бабушка ей твердила: «- Вот Игорек уже читает, а он младше тебя!» Эти слова приводили подругу в ярость, она начинала злиться, т.к. ее старания стирали в порошок.

2.3. Каждый ребенок индивидуален

Каждый ребенок индивидуален. Одна небольшая проблема, может привести к личной трагедии в развитии и становлении личности ребёнка. Отсутствие успешности, уже может проявиться в старшем дошкольном возрасте, что потом скажется при обучении в начальной школе.

Любите своего ребенка таким, какой он есть. Помогите ему поверить в себя, создайте такие условия, в которых он сам захочет обучаться. Покажите на своем примере, что уметь читать это здорово!

Если дети видят, что мама и папа ежедневно смотрят телевизор или проводят время за компьютером — откуда возникнет желание читать книгу?

Возьмите любую книгу, которая интересна вам и прочитайте несколько страниц ребенку вслух. Это его заинтересует. Попробуйте ввести это в систему (ежедневно или два раза в неделю), тогда ребенок будет ждать эти мгновения.

3. Сюсюканье

3.1. ребенок не “иностранец”

В силу своей индивидуальности речь ребенка не всегда достаточно четкая. Родители считают это нормой и начинают подражать своему маленькому сокровищу. Они считают, что это нормальное явление – путая ребенка с «иностранцем» и начинают говорить на его языке.

Этим они очень вредят речевому и психическому развитию.

Стоит обратить внимание на то, что нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания (бибика, масиночка и т.д.) это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Если ребенок неправильно произносит звуки или какие-либо слова, не нужно повторять их или передразнивать, тем более потешаться этим. Нужно просто тактично поправить и дать пример правильного произношения. Правильная, четкая речь очень необходима для развития фонематического слуха.

4. 4. Фонематический слух

4.1. Что такое фонематический слух

Стоит обратить внимание на развитие фонематического слуха.

Что же это такое и для чего он нужен?

Фонематический слух нужен для того, чтобы соотнести звук и букву. Даже правильное произношение какого-либо звука очень осложняется, если фонематический слух не достаточно развит. Слаборазвитый фонематический слух приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем приводит к замене слов близких по звучанию (например: лак – рак, миска – мишка, бочка – почка и т.д.)

В дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу, у него проявится это в виде нарушения процессов чтения и письма.

Делая частые и систематические ошибки, ребенок будет получать плохие оценки и у него сложится негативное отношение к школе .

4.2. Как определить есть ли у ребенка нарушения?

Проверить вы сможете и самостоятельно: попросите ребенка повторить слоги попарно са-за, су-зу, и т.д. затем цепочки слогов, а для более сложного задания подберите картинки названия предметов, которые отличаются только одним звуком.

4.3. Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха происходит у всех детей очень индивидуально, но самым чувствительным периодом является возраст до двух лет. И если родители в этот период много и без сюсюканья разговаривали со своими детьми, часто пели песенки и читали простые детские стихи, то незаметно для себя они развивали детям фонематический слух.

Если же это время было упущено, то для правильного развития и произношения стоит поиграть в игры, которые способствуют развитию фонематического слуха.

Мне кажется, что тут будет, к слову, история, услышанная во время учебы в университете:

В молодой семье родилась девочка. Родители были молоды и большую часть времени тратили на себя. Их студенческая жизнь отнимала большую часть времени. А ребенок рос как домашний котеночек. Девочку кормили, поили, одевали, а вот про то, что с ней еще нужно и беседовать никто не вспоминал. Молчит ребенок, ну и славно, меньше проблем. В итоге к двум годам у девочки наблюдалась задержка речевого развития.

Летом они поехали в деревню к бабушке. Она уговорила оставить девочку на время с ней. Бабушка, выполняя работу по хозяйству, просто пела

песни, рассказывала стихи и проговаривала все свои действия. И тогда малышка стала потихоньку повторять услышанное, она подпевала песенки и произносила короткие фразы. Уже к весне девочка организовала домашним и соседям концерт. Такого прогресса не ожидали молодые родители. Как только они узнали о таланте своего ребенка, тут же забрали девочку в город.

А вам что-то мешает петь песни и учить стихи с вашим маленьким чадом?

Задумайтесь об этом?…

 5. Боязнь встречи с логопедом

Родители часто закрывают глаза на проблемы с речевым развитием. Часто приходиться слышать, что потом само все выговориться; у старших так было и все прошло; зачем стараться что-то делать, если он еще маленький.

Тем самым тормозят развитие ребенка и неосознанно готовят его к неудачам в школе.

Для некоторых родителей визит к логопеду как визит к стоматологу вызывает чувство боли.

А уж если вдруг ребенку поставили какой – либо диагноз, так это вообще у родителей вызывает чувство обиды. Приходиться выслушивать кучу недовольств. Сразу начинают оправдывать себя и ставят под сомнение, все сказанное им. Родители боятся диагнозов, но не делают простые вещи, чтобы избежать проблем. Они мечтают о будущем ребенка, ничего не делая в настоящем.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что те родители, которые не безразличны к будущему своего ребенка, и заинтересованы в успехе, никогда не откажутся от рекомендаций и советов специалистов.

6. Постановка искаженных звуков и вызов пропущенных

После того как логопед определил какие звуки у ребенка нарушены и порекомендует необходимые упражнения, задания для их коррекции. Необходимо отнестись к этому с полной отдачей. Иначе все это окажется «мартышкиным трудом».

Прежде всего, для ребенка составляется план индивидуальной работы. Во внимание берутся: возрастные особенности, медицинские показания, тяжесть нарушения.

Бывают случаи, что у ребенка нарушены все группы звуков, но при ежедневных занятиях, которые занимают не большое количество времени, коррекция протекает довольно в короткие сроки.

Бывает и так, у ребенка нет всего двух трех звуков, родители считают, что двух занятий в неделю достаточно. Они не стараются закрепить полученные знания на занятиях и коррекция стоит на мертвой точке.

Дети видят отношение родителей, то, что их никто не контролирует и не пытаются добиваться нужной цели. Дети привыкли к такой речи и их это совсем не беспокоит.

Иногда тревогу начинают бить родители тогда, когда ребенка начинают передразнивать в школе и появляются плохие оценки.

6.1. Развитие речевого дыхания тоже имеет огромное значение

Часто приходиться видеть, как дети рассказывают стихи и делают значительное усилие, чтобы захватить дополнительную порцию воздуха.

Или рассказывая взахлеб интересную историю чуть ли не задыхаются и сделал усилие, сильно вдохнув, продолжают.

Так проявляется недостаточно развитое речевое дыхание. 

7. Постановка и автоматизация звуков

7.1. Работу лучше доверить логопеду

Постановку и автоматизацию звуков лучше всего предоставить логопеду. Он познакомит ребенка с артикуляционным аппаратом. Даст правильную артикуляционную позу (т.е. положение языка для нужного звука).

В начале, следует разобраться, ребенок совсем не произносит (пропускает) звуки или же каким-либо образом их искажает, заменяет. Это очень важный момент для определения пути решения проблемы звукопроизношения.

Логопедическая работа будет строиться примерно так: артикуляционная гимнастика (подготовка мышц языка), работа над силой воздушной струи (подуть на вертушку, задувание горящей свечи и пр., главное следить за тем, чтобы при выдохе щеки не надувались), постановка звука, развитие фонематического слуха.

7.2. Этапы работы логопеда

1‑й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

2‑й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при
помощи     специальных приемов).

3‑й этап — автоматизация — закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

[р], [р’] — можно начинать автоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком, он вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Автоматизация поставленных звуков в предложениях: каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

4‑й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим) [Р]-[Л].

5‑й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи — в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Так же важным является:

- научить ребенка отличать правильное произношение от неправильного;

-    отличать звуки по акустическим признакам, т.е. узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

-  принимать необходимые артикуляционные позы.

8. Выбор методики

Итак, вы уверенны, что всех перечисленных проблем нет или они уже решены.

Какую же методику выбрать?

Что понравится именно вашему малышу?

Какое тут может быть решение?

Каждая методика универсальна и интересна по-своему.

Не стоит браться за все и сразу!!!

Можно поставить в основу традиционную методику, а потом уже разбавлять ее всякими интересными элементами, упражнениями и дидактическими играми.

9. Алфавит с опорой на картинки

Алфавит с опорными картинками может сыграть с родителями злую шутку: да это отличный способ выучить азбуку, но для чтения — вообще не годен.

Если ребенок запомнит, что П — это Паровоз, а А — Арбуз, то он не поймет, почему при “складывании” Паровоза и Арбуза получится слово “Папа”. Если спросить у него какая буква стоит впереди слова “папа”, он может ответить — паровоз. А это неправильный подход к чтению.

9.1. Подводные камни музыкальной азбуки

Опасные подводные камни иногда прячутся и в очень модных музыкальных азбука. Прослушиваешь их и дрожь пробирает: — Кто же их выпускает?… Точно не педагог по речевому развитию!

К примеру: нарисовано “ОКНО”, нажимаешь кнопочку, звучит — “АКНО”. Как ребенку объяснить, что мы слышим первый звук “А”, а пишем “О”, ведь мы не учим детей правописанию. Мы стараемся научить его запоминать буквы…

10. От буквы к звуку

Очень важно при обучении называть букву упрощенно, как мы называем звук, который они обозначают.

Когда слышишь на улице диалог мамы с ребенком, задумываешься, как ребенку трудно будет при обучении чтению.

Мама, указывая на вывески спрашивает: — Какая это буква? Малыш с гордостью отвечает: “Эм!” или “Эс!”

Уважаемые взрослые! Если вы именно так называете детям буквы, то как ваш маленький ученик прочитает слог “Ма”?

Представьте себе, у него, скорее всего, получиться “ЭМА”! И он будет прав: ЭМ + А = ЭМА. А слово МАМА в таком случае будет читаться как “ЭМА-ЭМА”!

Вывод:

Убедитесь, что ваш ребенок готов к обучению чтению, что у него достаточно сформированы звукопроизношение, фонематический слух, зрительное восприятие и у него возникло желание заниматься обучением. А вы, знаете какую методику применить, с чего начать и как правильно все организовать!

^ Если у вас возникли вопросы по поводу речи вашего ребенка, и вы в чем-то сомневаетесь — обратитесь к логопеду.

^ Подбирайте материал так, чтобы он был интересен вашему малышу.

Будьте терпеливы и все у вас ПОЛУЧИТСЯ!!!!

Комментировать

2 комментария

  • надежда, 18.10.2017

    Напипите , пожалуйста литературу, в которой рекомендуется называть звук как букву. В нашем саду требуют подтверждения, а не голословных утверждений.

    Ответить »
    • wella, 18.10.2017

      Надежда, вы можете поинтересоваться учителя-логопеда Ивановой Зои Николаевны, которая и давала этот совета. Вот ее сайт — https://nsportal.ru/zoya-nikolaevna-ivanova. Там и задайте свои вопросы. Если уж так не получится, поищем специальную литературу.

      Странно, вроде, логика учителя понятна, почему школа идет своим путем? Этот вопрос, наверное, надо задавать не им…

       

       

      Ответить »