10 типичных ошибок, которые совершают родители, обучая ребенка чтению

10 типичных ошибок, которые совершают родители, обучая ребенка чтению

(1 голос5.0 из 5)

Обу­че­ние чте­нию — важ­ный этап раз­ви­тия ребенка. На прак­тике при­хо­дится стал­ки­ваться с 10 ошиб­ками, кото­рые допус­кают роди­тели при обу­че­нии ребенка чтению.

Ошибка 1. Разделение буквы и звука

Обу­че­ние ребенка чте­нию, нача­лом кото­рого стало изу­че­ние букв, в буду­щем создает боль­шие про­блемы. Поэтому сле­дует назы­вать звук и букву оди­на­ково. Напри­мер, буква «М» должна зву­чать как звук «М», а не как «ЭМ». Если ребе­нок усвоит послед­ний вари­ант про­из­но­ше­ния, слог «МА» будет про­чи­тан им как «ЭМА» вме­сто пра­виль­ного «МА». В дет­ском созна­нии буква и звук должны соот­вет­ство­вать друг другу.

Ошибка 2. Изучение букв с помощью алфавита с картинками

Заучи­ва­ние ребен­ком букв с помо­щью кар­ти­нок надолго создает в дет­ском созна­нии устой­чи­вую связь буквы и при­вя­зан­ного к ней изоб­ра­же­ния. Цвет­ные иллю­стра­ции помо­гут выучить алфа­вит, но созда­дут труд­но­сти при чте­нии. Ребенку будет трудно понять, почему слово «КОТ» полу­ча­ется сло­же­нием несколь­ких поня­тий, напри­мер, «КЕНГУРУ», «ОБЛАКО» и «ТЕЛЕФОН».

Ошибка 3. Отсутствие системы

Еще одной ошиб­кой при обу­че­нии ребенка чте­нию явля­ются бес­си­стем­ные заня­тия. Зани­маться сле­дует регу­лярно, но не более 15 минут в день. Память детей доста­точно крат­ко­вре­менна, поэтому для закреп­ле­ния навыка тре­бу­ется череда повторений.

Ошибка 4. Обучение чтению по буквам

Начи­ная читать, ребе­нок про­из­но­сит сна­чала звуки, а потом пыта­ется их сло­жить. Напри­мер, про­из­но­сит «М» и «А», а затем вме­сте «МА». Стал­ки­ва­ясь с длин­ным сло­вом, ребе­нок забы­вает, какой звук был им про­из­не­сен в начале. Пра­виль­ным явля­ется чте­ние по сло­гам. Ребе­нок может «тянуть» опре­де­лен­ный звук при чте­нии. Напри­мер, про­из­но­сить «МММММАММММА». Глав­ное, чтобы про­цесс чте­ния не обры­вался на пер­вом звуке. Хоро­шего резуль­тата можно добиться, научив ребенка про­пе­вать слоги.

Ошибка 5. Принуждение к чтению

Еще одна ошибка роди­те­лей — при­нуж­де­ние к заня­тиям. В этом слу­чае может воз­ник­нуть стой­кая непри­язнь к чте­нию, что ста­нет барье­ром на пути к обу­че­нию. Не стоит исполь­зо­вать чте­ние и в каче­стве нака­за­ния. Фраза роди­те­лей: «Если не сде­ла­ешь, как я скажу, сей­час пой­дем читать!» — идет враз­рез с жела­нием при­вить любовь к этому заня­тию. Кос­вен­ное под­тал­ки­ва­ние в виде фраз «Вот сей­час дочи­таем главу и пой­дем играть» также исполь­зо­вать нельзя.

Ошибка 6. Чтение «нанизыванием» букв

В про­цессе обу­че­ния чте­нию роди­те­лями воз­ни­кает ошибка в про­из­но­ше­нии слова. Ребе­нок про­из­но­сит каж­дую букву отдельно, вме­сто того, чтобы про­из­не­сти слоги один за дру­гим. Напри­мер, «М‑А-Ш-И-Н‑А» вме­сто «МА-ШИ-НА». При чте­нии длин­ных слов ребе­нок отвле­ка­ется и не пом­нит, какие звуки уже про­из­нес. э

Ошибка 7. Родители больше не читают детям

Мно­гие роди­тели совер­шают ошибку, пере­ста­вая читать ребенку сказки на ночь и петь колы­бель­ные. Счи­тая, что ребе­нок уже научился читать сам и больше не нуж­да­ется в уча­стии папы и мамы, роди­тели упус­кают важ­ный момент сов­мест­ного обще­ния и сов­мест­ного чте­ния. Обще­ние помо­гает сфор­ми­ро­вать сло­вар­ный запас ребенка, что важно не только для чте­ния, но и для общего развития.

Ошибка 8. Отсутствие контроля понимания при обучении чтению

В про­цессе обу­че­ния может воз­ник­нуть ситу­а­ция, когда ребе­нок читает меха­ни­че­ски, не вос­при­ни­мая смысл про­чи­тан­ного. Про­из­нося слог за сло­гом, он не осо­знает зна­че­ние полу­чив­ше­гося слова. Чтобы избе­жать этой ошибки, реко­мен­ду­ется про­сить ребенка пере­ска­зать про­чи­тан­ный текст или зада­вать уточ­ня­ю­щие вопросы.

Ошибка 9. Отсутствие примера взрослых

Обу­че­ние чте­нию будет успеш­нее, если у ребенка раз­вит инте­рес к этому заня­тию. Инте­рес к кни­гам воз­ни­кает и под­дер­жи­ва­ется в семье, где взрос­лые сами любят читать. Вре­мя­про­вож­де­ние у теле­ви­зора или ком­пью­тера не моти­ви­рует ребенка научиться читать, поскольку он не видит в этом смысла.

Ошибка 10. Недостаточный уровень готовности ребенка к чтению

Роди­тели допус­кают ошибку, делая пер­вые шаги в обу­че­нии ребенка слиш­ком рано. Начи­ная обу­че­ние чте­нию с двух лет или ранее, можно добиться только меха­ни­че­ского повтора зву­ков. Готов­ность к изу­че­нию гра­моты подразумевает:

  • доста­точ­ный сло­вар­ный запас;
  • спо­соб­ность на слух раз­ли­чать раз­ные звуки (напри­мер, ребе­нок пони­мает раз­ницу между «дом» и «том»);
  • отсут­ствие про­блем в про­из­но­ше­нии звуков;
  • хоро­шую ори­ен­та­цию: ребе­нок дол­жен раз­ли­чать «право — лево, верх — низ», чтобы пра­вильно сле­до­вать по тексту.

Ошибки, кото­рые совер­шают боль­шин­ство роди­те­лей при обу­че­нии ребенка чте­нию, исправ­ля­ются гра­мот­ным и систем­ным под­хо­дом к изу­че­нию мате­ри­ала, а также уче­том инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей сво­его ребенка. Порой, для исправ­ле­ния непра­вильно сфор­ми­ро­ван­ного навыка чте­ния, учи­телю тре­бу­ется до полу­года систе­ма­ти­че­ской работы. В таком слу­чае лучше вообще не учить ребенка читать, чем учить его неправильно.

Об авторе: Рого­зина Вален­тина Ива­новна, вос­пи­та­тель МКДОУ “Воро­бьев­ский дет­ский сад №1”, опыт работы более 20 лет.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Светлана, 11.01.2021

    Доб­рого вре­мени суток. Ува­жа­е­мая Рого­зина Вален­тина Ива­новна, вос­пи­та­тель МКДОУ “Воро­бьев­ский дет­ский сад №1”, абсо­лютно не согла­шусь с вами по поводу, как вы назы­ва­ете “ошибка 1”. Очень важно изна­чально назы­вать пра­вильно как назва­ние буквы, так и назва­ние звука!!! Если учить так, как вы пред­ла­га­ете, то сразу ого­ва­ри­вать, что мы читаем зву­ками. Потому что буква “эм” как была, так и оста­нется бук­вой “эм”. Бук­вами, кото­рые имеют свое опре­де­лен­ное назва­ние мы оформ­ляем, т.е. запи­сы­вает звуки. А звук у этой буквы “эм”, конечно же “м”, он может быть как твер­дым так и мяг­ким. Из лич­ного опыта могу ска­зать, что я со своим ребен­ком зани­ма­лась с ран­него воз­раста и в 1 год и 10 меся­цев он знал все пра­виль­ные назва­ния букв. И ника­ких слож­ной в даль­ней­шем обу­че­нии чте­нию у нас не было. В два с поло­ви­ной года он читал по сло­гам, сей­час ему три с поло­ви­ной и он осмыс­ленно читает до 40 слов в минуту. И никак не путает поня­тия “буква” и “звук”. А то, что вы пред­ла­га­ете — это для лени­вых (зара­нее изви­ня­юсь) педа­го­гов, кото­рые изна­чально не хотят давать пра­виль­ные поня­тия детям, вроде как упро­щая при этом про­цесс обу­че­ния чте­нию. Это, конечно, мое лич­ное мне­ние. Но сле­дует пом­нить, поня­тия “буква” и “звук” — это раз­ные поня­тия. Буквы мы пишем, а звуки — слы­шим. Р.S. пишу об этом не про­сто так. Имею соб­ствен­ный опыт и выс­шее педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние с отличием.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки