«Нерушимая Стена»: образ Богоматери, празднуемый в день начала войны

«Нерушимая Стена»: образ Богоматери, празднуемый в день начала войны

(6 голосов5.0 из 5)

Бли­зится 22 июня, день в 1941‑м, когда нача­лась Вели­кая Оте­че­ствен­ная война. Что нового и духовно полез­ного можно рас­ска­зать об этом детям – так, чтобы не повто­рять  хре­сто­ма­тий­ных истин? 

Читайте нашу ста­тью, смот­рите видео для детей об образе Бого­ро­дицы “Неру­ши­мая стена” и узна­ете, почему он свя­зан с пер­вым днем войны.

Перекормили

Тема войны вызы­вает неод­но­знач­ные чув­ства у совре­мен­ных школь­ни­ков. Этой темой их откро­венно пере­кор­мили, при­чем пищей не луч­шего каче­ства: изло­же­ние учеб­ни­ков сухое, офи­ци­оз­ное, а рас­сказы учи­те­лей  о войне редко отли­ча­ются увлекательностью.

И, если млад­ше­класс­ники в меру воз­раст­ного любо­пыт­ства охотно заучи­вают стихи о воен­ном вре­мени и не прочь совер­шить поход к мест­ному мемо­ри­алу, то от под­рост­ков этого ждать не при­хо­дится: Вели­кая Оте­че­ствен­ная война откро­венно их раздражает.

Отча­сти это объ­яс­нимо: войны  и так слиш­ком много – темы сочи­не­ний, кон­курс­ных работ, выступ­ле­ний, докла­дов и пре­зен­та­ций в сред­них и стар­ших клас­сах так или иначе свя­заны с датами «1941–1945», с Побе­дой, любо­вью к Родине и её защитой.

Про­ве­ряя твор­че­ские эссе школь­ных кон­кур­сов, учи­теля кон­ста­ти­руют: раз­мыш­ляя о войне, шко­ляры чув­ствуют бес­по­мощ­ность и скуку, обра­ща­ясь к этой теме. Может быть, война  будет пово­дом пого­во­рить о дру­гом, напри­мер, о святости?

От «стрелялки» до фэнтези

Полу­чая зада­ние, дети в недо­уме­нии: о чем сочи­нять, что тут гово­рить? Пра­ба­бу­шек и пра­де­дов они едва ли застали живыми.

Вспом­нить о войне им нечего. Эпо­пея Озе­рова – не из их репер­ту­ара. Фильм «Ста­лин­град», кото­рый они смот­рели в ран­нем дет­стве в кино с мамой и папой, напо­ло­вину из ком­пью­тер­ной гра­фики и эффект­ных взры­вов и раз­ру­ше­ний и не несет глу­бо­кой смыс­ло­вой нагрузки.

А, обще­из­вестно, что по-насто­я­щему пони­мать и пом­нить мы можем только то, что любим – то, что каса­ется души, что лично близко и дорого.

Редко кто-то из школь­ни­ков при­по­ми­нает семей­ные исто­рии, зву­чав­шие за общим сто­лом (сей­час и тра­ди­ция семей­ных засто­лий с бесе­дами раз­ных поко­ле­ний, увы, ухо­дит). Чаще всего юный автор сби­ва­ется на пере­сказ про­чи­тан­ных худо­же­ствен­ных кни­жек, путая вымы­сел и реальность.

Кто-то пыта­ется пред­ста­вить себя на поле боя среди визга пуль и гро­хота сна­ря­дов, опи­сы­вая захва­ты­ва­ю­щую «кра­соту» спецэффектов…

А кто-то откро­венно пере­пи­сы­вает шаб­лоны, рече­вые штампы из учеб­ника, отде­лы­ва­ется общими сло­вами из услы­шан­ных бра­вур­ных речей – высоко-пат­ри­о­ти­че­ской лек­си­кой, кото­рая при­хо­дит с экрана.

Сло­вом, боль­шин­ство сочи­не­ний по сво­ему содер­жа­нию – в диа­па­зоне от «стре­лялки» до фэн­тези и, по сути, никак не свя­заны с подви­гом прадедов.

Чего и тре­бо­вать от детей, когда мы и сами мало что можем им пове­дать – так, чтобы было полезно, инте­ресно, увлекательно.

На всякое испытание – помощь свыше

Говоря с детьми, можно упо­мя­нуть: начало Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны мно­гие рус­ские люди вос­при­няли как Бич Божий, нака­за­ние за отступ­ле­ние от веры в начале ХХ века.

Война  и вправду стала сво­его рода очи­сти­тель­ным огнем. После ее окон­ча­ния снова откры­лись храмы, а те, кто выжил, заду­ма­лись о роли Про­ви­де­ния в своей судьбе, о пока­я­нии, о при­роде чуда, о жизни буду­щего века.

Война… Было ли это нака­за­ние, устра­ше­ние, кара за тай­ные и явные  грехи? Да или нет? Как отве­тить на этот вопрос ребенку или под­ростку? Навер­ное, вдум­чиво, мудро, но без кате­го­рич­ных утверждений. 

Как бы то ни было, хри­сти­ан­ство испо­ве­дует Бога Мило­серд­ного. Вся­кое зло в мире урав­но­ве­ши­ва­ется доб­ром, Гос­подь всё при­во­дит ко благому.

Помимо испы­та­ний войны, Он посто­янно посы­лал пра­де­дам  на фронте и в тылу и уте­ше­ние, и радость, и помощь.

Великая Отечественная и церковный календарь

Тем детям и под­рост­кам, кото­рые посе­щают вос­крес­ную школу, бывают с роди­те­лями в храме, можно рас­ска­зать о начале войны и дате 22 июня, опи­ра­ясь на цер­ков­ный календарь.

Дати­ровка воен­ных дней, основ­ных круп­ных сра­же­ний, начала и окон­ча­ния войны, спо­собна уди­вить и оза­да­чить любого уче­ника, даже того, для кото­рого  воен­ная тема мало что зна­чит.

Даты войны с при­вяз­кой к цер­ков­ному кален­дарю пора­жают вооб­ра­же­ние. День памяти Всех свя­тых, празд­ну­е­мый в ее начале, Пасха и Свет­лая Сед­мица в конце Вели­кой Оте­че­ствен­ной – обще­из­вест­ные факты.

Но есть и дру­гие даты и дни, и они не на слуху. Рас­ска­жем о них доче­рям и сыно­вьям. Напри­мер, в пер­вый же год Вели­кой Оте­че­ствен­ной  войны в день памяти свя­ти­теля Петра  наши предки отбили у врага Ельню. А на день Мос­ков­ских свя­ти­те­лей выпал снег, пре­вра­тив­ший в болото все осен­ние дороги, и врагу было не пройти.

Свя­той Вар­лаам Хутын­ский, помимо сво­его подвига свя­то­сти, изве­стен и тем, что , живя в ХII веке, вымо­лил мороз летом. И именно со дня памяти свя­того в ноябре 1941-го в Рос­сии настали ано­маль­ные морозы. Фаши­сты, обмун­ди­ро­ван­ные не по погоде, мерзли и гибли от неждан­ных рус­ских холодов.

Явно и оче­видно вме­ша­тель­ство в судьбы нашего Оте­че­ства  Пре­свя­той Бого­ро­дицы: в празд­ник Ее Вве­де­ния во храм наступ­ле­ние на Пер­во­пре­столь­ную было остановлено…

Пере­ма­ты­вая собы­тия род­ной исто­рии немного назад, вер­немся к нашей дате. 22 июня 1941 года, начало войны, при­шлось не только на день памяти Всех свя­тых. В тот же день Цер­ко­вью вос­по­ми­на­ется образ Божией Матери «Неру­ши­мая Стена».

img 1613 - «Нерушимая Стена»: образ Богоматери, празднуемый в день начала войны

«Нерушимая стена», точка опоры

Издавна счи­та­ется: Рус­ская земля – оби­тель Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Это выра­же­ние – не про­сто кра­си­вая метафора.

Матерь Божия не остав­ляла Оте­че­ство в годы его испы­та­ний, и сви­де­тель­ством тому –  мно­гие при­меры из житий рус­ских свя­тых, кото­рым Божья Матушка являлась.

Древ­няя икона, о кото­рой пой­дет речь, дати­ро­вана 1049‑м годом и хра­нится в Софий­ском Соборе Киева. Более девяти веков перед ликом этого образа про­хо­дили эпо­халь­ные собы­тия, и, несмотря на пери­пе­тии вре­мени, сам образ уцелел.

Вот ста­рин­ное опи­са­ние иконы «Неру­ши­мая стена», кото­рое при­во­дит сайт «Пра­во­сла­вие и мир»: «Рост Бого­ро­дицы – испо­лин­ский, как и все Её дела на Руси. Она стоит на золо­том камне, в незыб­ле­мое осно­ва­ние всех при­те­ка­ю­щих к Её защите.

Небес­ного цвета Её хитон, черв­ле­ный пояс, и на нем висит лен­тион, кото­рым Она оти­рает столько слез.

Лазу­ре­вые поручи на воз­де­тых к небу руках. Золо­тое покры­вало опус­ка­ется с Её головы и пере­ве­шено в виде омо­фора на левое плечо, на зна­ме­ние Её покрова, шир­шего облака, по гласу цер­ков­ных песней.

Свет­лая звезда горит на челе Бого­ма­тери и две звезды на раме­нах: ибо Она Сама, Матерь Неза­хо­ди­мого Света, была для нас зарею Неза­хо­ди­мого Солнца».

Опи­са­ние ико­но­гра­фии образа соот­вет­ствует его духов­ному содержанию.

«Неру­ши­мая Стена» – выра­же­ние из ака­фи­ста Пре­свя­той Бого­ро­дице. Эта мета­фора как нельзя лучше пере­дает духов­ный образ Прис­но­девы, защитницы. 

Необо­ри­мая Заступ­ница всех, кто упо­вает на Её Сына, на образе Она изоб­ра­жена Оран­той – моля­щейся, с руками, под­ня­тыми вверх в бла­го­слов­ля­ю­щем жесте.

Тяже­лые, мас­сив­ные складки Ее хитона и наки­ну­того поверх мафо­рия раз­дви­гают ком­по­зи­цию в ширину. Они выпи­саны в дета­лях и настолько мону­мен­тальны, что вся устой­чи­вая гори­зон­таль­ная фигура вправду чем-то напо­ми­нает стену надеж­ной кре­по­сти. И дей­стви­тельно – наша страна  очень сильно постра­дала  в годы войны, утра­тила не только зда­ния и памят­ники, но и целые насе­лен­ные пункты, поте­ряла мно­же­ство людей уби­тыми – и все же высто­яла, не была раз­ру­шена до конца, не покорилась.

Если искать точку опоры, то не на земле, а в небе­сах. Пре­свя­тая Бого­ро­дица – твер­дыня, на кото­рую можно опереться.

По пре­да­нию, ни один кусо­чек смальты не выпа­дет из моза­ики образа Пре­свя­той Бого­ро­дицы до Вто­рого при­ше­ствия Хри­ста. И ни один град не погиб­нет, пока в его пре­де­лах будет пре­бы­вать образ «Неру­ши­мая Стена».

Про­ис­хож­де­ние этого свя­того образа свя­зы­вают со слу­чаем, опи­сан­ным в житии старца Гав­ри­ила из Спасо-Еле­аза­ро­вой пустыни. В виде­нии свя­той лице­зрел свет­лый город на холме и веду­щую к нему дорогу.

Мно­же­ство людей шло по ней, не заме­чая страш­ного гиганта, кото­рый их пре­сле­до­вал. Сойдя с широ­кого пути на узень­кую тропу, ста­рец Гав­риил не изба­вился от пре­сле­до­ва­ния: сети врага и там под­жи­дали его.

Но узкая дорожка все же надежно вела к цели. При­пом­нив слова из ака­фи­ста Матери Божией – «Радуйся, Цар­ствия Неру­ши­мая Стено…» – он понял, к кому обра­щаться за заступ­ни­че­ством и пре­одо­лел труд­ный путь. Похоже, в этом виде­нии старцу яви­лось само Цар­ствие Небес­ное – в сия­ю­щем городе пре­бы­вал Пре­стол Господень.

Бого­ро­дич­ный образ в Софий­ском соборе  счи­та­ется чудо­твор­ным. Чудо­тво­ре­нием про­слав­лены и его списки в Рос­сии. В пер­во­пре­столь­ной  списки с иконы «Неру­ши­мая стена» хра­нятся в храме свя­тых Апо­сто­лов Петра и Павла и в храме Рож­де­ства Пре­свя­той Богородицы.

Есть они  и у даль­них пре­де­лов Оте­че­ства – в Кали­нин­граде, в часовне Кафед­раль­ного собора города, а также на южных рубе­жах – в  мона­сты­рях и хра­мах Крас­но­дар­ского и Став­ро­поль­ского краев.

«Радуйся, Бого­ро­дице, Стено Неру­ши­мая, Заступ­нице наша и уте­ше­ние», – поёт и молится Цер­ковь в день начала Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, 22 июня – день памяти образа. Пре­свя­тая Бого­ро­дица не остав­ляет Рос­сии, своей обители.

Вален­тина Патронова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки