Айфоново детство

Айфоново детство

(3 голоса5.0 из 5)

Начну изда­лека. Лет с трех. Хотя, на самом деле, еще раньше: пол­тора года.

Я вышла из каби­нета за кипя­точ­ком и застала окон­ча­ние гром­кой сцены у стойки адми­ни­стра­тора: моло­день­кая мама отры­вает от своей ноги малю­сень­кую девочку, прям вот по одному паль­чику отцеп­ляет, при этом ком­мен­ти­рует: «И ведь не откле­ится, пока теле­фон ей не отдам! Не дам, я ска­зала, он мне самой нужен!». Девочке чуть больше года, но орет она громко и выра­зи­тельно: «Играть дай! Играаааать!».

А я‑то гадала – кого здесь на части режут?

Основ­ной запрос всех роди­те­лей послед­них лет выгля­дит так: как ото­рвать ребенка от компьютера?

Вам не понра­вится мой ответ. Потому что един­ствен­ное, что можно сде­лать – не сажать ребенка к экрану. Совсем.

Исто­рия вопроса

Давайте отки­немся в кресле и вспом­ним, как про­те­кало хотя бы наше соб­ствен­ное детство.

От нуля до полу­тора лет: ребе­нок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Его раз­вле­кают силами всей семьи, ино­гда остав­ляют попла­кать в оди­но­че­стве, пока мама при­ни­мает душ или посе­щает туа­лет. В слу­чае тяж­ких жиз­нен­ных обсто­я­тельств мла­денца отправ­ляют в ясли, где обста­новка при­мерно та же, минус семья. Сту­ка­ется голо­вой обо все, обру­ши­вает на себя гору выгла­жен­ного белья, сла­до­страстно тис­кает кошку, потом рыдает, что она царапается…

С полу­тора до при­мерно трех лет: ребе­нок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копа­ется само­заб­венно в грязи, соби­рает окурки и тащит их в рот, кида­ется пес­ком, падает и встает, пыта­ется выко­вы­рять гла­зик у собачки, под­бра­сы­вает мерт­вую птичку, чтобы она поле­тела… От трех до пяти. Стоит пол­дня как замо­ро­жен­ный перед откры­тыми воро­тами гаража, в кото­ром чинят машину. Сидит, болез­ный, на под­окон­нике, замо­тан­ный в оде­яло и наблю­дает за улич­ным дви­же­нием. Помо­гает маме в суб­боту мыть пол, потом папе – выби­вать ковер на снегу. Засы­пает там, где застало, пока мама мечется, как под­стре­лен­ная, в поис­ках про­пажи. Ездит с роди­те­лями на дачу на четы­рех видах транс­порта, это прак­ти­че­ски кру­го­свет­ное путешествие…

Идет в школу в семь лет, там дру­зья, фут­бол после уро­ков, при­хо­дит, когда уже тем­неет, гряз­ный до невоз­мож­но­сти и голод­ный как волк, засы­пает над уро­ками. Гоняет на вело­си­педе, иссле­дует чер­даки и под­валы, попа­дает в непри­ят­но­сти, теряет сменку, порт­фель, куртку… Ходит в авиа­мо­дель­ный кру­жок и на хок­кей зимой, берет книжки из «Биб­лио­теки при­клю­че­ний», читает их по ночам и в туа­лете, бре­дит капи­та­ном Бла­дом и Робин Гудом…

Его жизнь насы­щена собы­ти­ями и свер­ше­ни­ями, она тре­бует напря­же­ния всех сил души и тела. Ино­гда он вска­ки­вает ночью с откры­тыми и бес­смыс­лен­ными гла­зами, что-то горячо бор­мо­чет и падает обратно в постель, как уби­тый воин. Он фан­та­зи­рует, шеп­чет себе под нос, когда мед­ленно пле­тется домой после уро­ков вдоль трам­вай­ных путей. У него есть свои «места силы», ларек с моро­же­ным или окошко булоч­ной, помойка – источ­ник неис­чис­ли­мых сокро­вищ. Он знает дворы, в кото­рые не надо захо­дить, и подъ­езды, в кото­рых можно пере­ждать грозу. У него есть дру­зья среди взрос­лых и враги среди детей.

Это вол­шеб­ный, совер­шенно реаль­ный мир.

В отли­чие от циф­ро­вого нынешнего.

Мат­рица. Загрузка.

Теперь смот­рим, как живет нынеш­нее поколение.

От нуля до полу­тора раз­ница неве­лика, разве что у мамы больше сво­бод­ного вре­мени (да здрав­ствуют пам­персы и сти­раль­ные машинки!) и масса тре­воги. Поэтому ребе­нок в основ­ном при­стег­нут: к коляске, к маме, к стуль­чику… о том, чтобы спо­койно попол­зать по двору и речи быть не может. Кру­гом опас­ность, грязь, шприцы и соба­чьи какашки. Разве что на море можно дорваться до чистого песочка, но это не всем уда­ется. Чтобы выжить с ребен­ком в совре­мен­ной город­ской квар­тире при­ду­маны раз­но­об­раз­ные при­спо­соб­ле­ния, игрушки, раз­ви­валки, отвле­калки. Все для того, чтобы не дать ребенку само­сто­я­тельно иссле­до­вать окру­жа­ю­щий мир.

А ему скучно, отча­янно скучно. Ему хочется караб­каться, рыть, нали­вать и выли­вать, раз­би­вать, нюхать, про­сы­пать. Маме же хочется спо­койно побро­дить в соц­се­тях. Ладно, пред­по­ло­жим, что маме хочется при­го­то­вить обед. Но, если честно, при­го­тов­ле­нию обеда, стирке, глажке, мытью полов ребе­нок мешает не так сильно, как сиде­нию в интернете.

Поэтому как только ребе­нок вырас­тает до само­сто­я­тель­ного сиде­ния ему вру­ча­ется ста­рый теле­фон, или план­шет, или, если уж совсем все плохо, вклю­ча­ется телевизор.

О, отлично, теперь он занят и у мамы есть пол­часа для себя.

Еще мы прак­ти­че­ски пого­ловно пере­сели на машины. Если раньше детей спо­койно возили в обще­ствен­ном транс­порте (дру­гого-то не было), то теперь одна мысль, что деточка будет нахо­диться в одном объ­еме с тол­пой ужас­ных и (ско­рее всего) зараз­ных людей, вызы­вает панику. Поэтому ребенка возим ТОЛЬКО в машине. Ага, по проб­кам. И очень скоро ста­но­вится понятно, что ребенку в машине тоже скучно. И он скан­да­лит и буй­ствует. А отвле­каться от дороги очень и очень опасно. Поэтому, и только из сооб­ра­же­ний без­опас­но­сти, ребенку отда­ется на рас­тер­за­ние айфон­чик с Фрук­то­вым Ниндзей.

Оче­реди в дет­скую поли­кли­нику, метро, элек­тричка, любая ситу­а­ция ожи­да­ния, когда роди­тели не знают, как занять ребенка, или не хотят напря­гаться – элек­трон­ный друг выру­чит вас везде! Это отлич­ный способ

- доби­ваться послу­ша­ния (Если ляжешь без капри­зов – дам поиграть)

- нака­зы­вать и угро­жать (Будешь себя так вести – отберу айпад)

- полу­чать пере­дышку самим

- делать подарки

- и даже сти­му­ли­ро­вать хоро­шую учебу (чет­верть без троек – и полу­чишь пятый айфон на Новый Год).

Вопли «Почему он ничем не инте­ре­су­ется, ничего не хочет, никуда не ходит и с нами не обща­ется?!!» нач­нутся немного позже, годам к 12. Еще нема­ло­важ­ный аспект темы. Каких-то 15 лет назад дети мас­сово наблю­дали повсе­днев­ную жизнь роди­те­лей: работу, заня­тия домаш­ним хозяй­ством, даже в мага­зин детей брали чаще. Я сужу об этом на осно­ва­нии дет­ских рисун­ков. В 1994 году диа­гно­сти­че­ский рису­нок «Семья» изоб­ра­жал обычно или «мама на кухне, папа на диване перед теле­ви­зо­ром, я в своей ком­нате катаю машинки», или «мама, папа, я, взяв­шись за руки гуляем по улице».

Сего­дня рисунки детей пока­зы­вают, что даже у кошки есть свой айпад. Все сидят, уткнув­шись в мони­торы. Без­ра­дост­ная кар­тина, как ска­зал ослик Иа-Иа.

Научить детей жить

Согла­си­тесь, это же и есть наша основ­ная задача как роди­те­лей, конеч­ная цель наших вос­пи­та­тель­ных уси­лий: за годы дет­ства и отро­че­ства под­го­то­вить детей к само­сто­я­тель­ному выжи­ва­нию в совре­мен­ном мире. По боль­шей части, мы это делаем, и делаем неплохо. Даем обра­зо­ва­ние, забо­тимся о здо­ро­вье, ста­ра­емся окру­жить хоро­шими людьми и вещами.

Но обу­че­ние идет глав­ным обра­зом на соб­ствен­ном при­мере. Так что же видят наши дети? Наши спины, закры­ва­ю­щие экраны ком­пью­те­ров? Они не ходят на работу к роди­те­лям (за очень ред­ким исклю­че­нием), мало про­во­дят вре­мени на улице в сво­бод­ном поиске, хотя это абсо­лютно необ­хо­димо для их роста, у них нет ни пово­дов, ни воз­мож­но­стей позна­вать мир и себя. Сего­дняш­ние город­ские дети живут в сте­риль­ном мире ком­пью­тер­ных тех­но­ло­гий, вир­ту­аль­ного обще­ния и игро­вых схваток.

То, что в спе­ци­аль­ной лите­ра­туре назы­ва­ется «роле­вые игры» — в дочки-матери, казаки-раз­бой­ники, про­сто вос­со­зда­ние любого вымыш­лен­ного сюжета, начи­на­ю­ще­гося со слов «давай, как будто ты…» — сего­дня пере­не­сено во все­мир­ную сеть и заклю­ча­ется в основ­ном в уни­что­же­нии пред­ста­ви­те­лей загроб­ного мира.

Я не знаю, как их ото­рвать от мони­то­ров. Аль­тер­на­тива миру, где ты все­мо­гу­щий Герой, должна быть настолько при­вле­ка­тель­ной, чтобы ребе­нок захо­тел повер­нуться к ней лицом. Что вы можете пред­ло­жить? Это же вам самим при­дется закрыть комп, выйти из Сети, отклю­чить все гаджеты…

Вспом­нить свое дет­ство, выстро­гать из бру­сочка «чижа» и найти под­хо­дя­щую биту. Порыться (ну ладно, раз­ре­шаю порыться для бла­гого дела) в Интер­нете и найти все фигуры в «рези­ночку». Зайти на сайт Игро­веда и купить Дик­сит или Моно­по­лию. Но играть-то все равно при­дется ВАМ самим, людей пока с достав­кой на дом не при­во­зят. Вы готовы?

Вы готовы тер­петь его нар­ко­ман­ские ломки на отмену компа, выдер­жи­вать волны агрес­сии в свой адрес, попытки шан­тажа («Я сей­час в окно выбро­шусь, если ты не отдашь мне план­шет!»)? вы смо­жете каж­дый вечер, невзи­рая на уста­лость после целого рабо­чего дня, общаться с под­рост­ком, кото­рый и общаться-то не очень хочет? Гулять с ним, бесе­до­вать, ходить в гости и при­ни­мать гостей у себя?

Вам при­дется учить его заново, пока­зы­вать все воз­мож­но­сти нашего мира, нала­жи­вать отно­ше­ния. Выно­сить тре­вогу и депрес­сию – ведь любой отказ от при­выч­ного удо­воль­ствия ведет сна­чала к депрес­сии. Научить его гулять, играть, гото­вить еду, поку­пать про­дукты, смот­реть на закат, читать вслух про «Трое в лодке», тихо бол­тать в машине, под­пе­вать ста­рым груп­пам. Сей­час он ничего этого не умеет, в ушах у него науш­ники, руки заняты кноп­ками на экране. Вы еще помните, что письмо можно рас­пе­ча­тать, и не с помо­щью прин­тера. И что игра – это когда дру­зья видят глаза друг друга.

Ведь это и есть НОРМАЛЬНАЯ жизнь, такая, какой она должна быть.

Если выклю­чить компьютер.

Демина Кате­рина Александровна.

Жур­нал “Наша пси­хо­ло­гия”, №2, 2014

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки