<span class=bg_bpub_book_author>протоиерей <a class='bg_hlnames' href='https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svechnikov/' target='_blank' title='Дионисий Свечников, протоиерей'>Дионисий Свечников</a> и психолог Наталья Ярасова</span> <br>Что подарить ребенку на праздник?

протоиерей Дионисий Свечников и психолог Наталья Ярасова
Что подарить ребенку на праздник?

(5 голосов5.0 из 5)

Принципы выбора детских подарков

Очевидным и самым главным правилом выбора подарка ребенку является безопасность. Это касается и токсичности подарка, и количества отделяемых мелких деталей, недопустимых для маленьких детей, способных их проглотить или запихнуть в нос. С подарка надо убирать упаковку, особенно пакеты, неверно используя которые ребенок может задохнуться. Подарок не должен быть хрупким, не должен иметь острых краев и т. д. И чем младше ребенок, тем строже требования к безопасности подарка.

То есть сначала важно позаботиться о физической безопасности ребенка, получающего подарок. А затем подумать о его эмоциональной безопасности. Не стоит дарить детям, особенно маленьким, пугающие подарки – страшные внешне, испускающие резкие громкие звуки, светящиеся слишком яркими и тревожными огнями.

Другие принципы выбора хорошего подарка ребенку связаны с тем, для чего дарится подарок. Нужно понимать, какой смысл в этом подарке. Естественной целью подарка является проявление внимания, заботы, стремление порадовать человека, неважно, идет ли речь о подарке на праздник или без повода. Но в отношении детей у подарка может быть еще одна важная задача – развитие, воспитание.

Поэтому при выборе подарка нужно исходить из того, является ли развитие ребенка вашей задачей. Если вы просто знакомый, друг семьи, дальний родич, если вы напрямую не участвуете в воспитании, то вы можете руководствоваться только желанием поделиться с ребенком своим теплом, порадовать его. Например, коробка конфет, скорее всего, порадует ребенка, хотя и мало существенна для его личностного развития.

При этом нужно осознавать – действительно ли вы хотите порадовать ребенка, а не его родителей? Нередко детям дарят одежду или какие-то вещи, необходимые для его обеспечения. Родители в большинстве случаев радуются полезным в быту подаркам как минимум потому, что они помогают им сэкономить бюджет. Но если вы хотите доставить удовольствие ребенку, нужно исходить из его интересов.

Детская психика такова, что ребенок еще не способен ценить полезные вещи в полной мере, поэтому он редко радуется таким подаркам.

Конечно, родители должны приучать ребенка ценить не подарок, а внимание, но такое понимание обусловлено не только их усилиями, но и созреванием психических структур. Маленького ребенка нельзя обвинять в том, что он не ценит как подарок одежду или горшок – он реально еще не способен на такое разумное восприятие.

И хорошо еще, если он просто отметит чужое внимание, порадуется, что его поздравили, например, с днем рождения, но при этом к самому подарку окажется равнодушным. Иной раз от неинтересного ему подарка ребенок может разочароваться и всерьез расстроиться.

Если вы готовите подарок ребенку от лица других детей (его друзей), этот подарок должен быть соответствующим возрасту дарителя. Например, как взрослый вы можете подарить и довольно дорогой подарок, но от лица ребенка подарок должен быть в определенных рамках.

Если вы родители, бабушки-дедушки, если вы напрямую участвуете в воспитании ребенка, то при выборе подарка нужно особое внимание уделять и тому, какие цели воспитания стоят перед вами в данный момент. Например, если вы планируете учить ребенка читать, подбирайте какую-то яркую книгу, возможно интерактивную, но в любом случае такую, какая должна понравиться ребенку и внешне, чтобы ему хотелось её просто держать и перелистывать, чтобы на ней были картинки, про которые он хотел бы узнать больше. Если вы занимаетесь развитием его пространственного мышления, вам подойдут различные конструкторы, лабиринты или специальные игрушки, направленные на этот вид развития.

Еще один важный принцип выбора, который особенно важен для детских подарков, вытекает из закономерности восприятия людьми полученных ими даров. Максимальные радость и удовольствие, а также пользу для психического состояния человека приносит тот подарок, который:

  1. Связан с приятными впечатлениями.

Как уже сказано выше, приятным ребенку будет подарок, учитывающий именно его желания и интересы. Эти интересы у разных детей могут отличаться, поэтому, если вы недостаточно хорошо знаете ребенка, разумным будет посоветоваться с его родителями или другими близкими людьми. В случае подарков малознакомым детям, при формальных отношениях с семьей в целом подарок может быть «универсальным» – типичные игрушки, книги, игры, сладости (если вы уверены, что у детей нет на них аллергии) и т. д.

Стоит ли дарить ребенку деньги? Всё зависит от обстоятельств. В некоторых ситуациях (если ребенок копит деньги на какую-то важную покупку) именно деньги будут реальным знаком внимания к его желаниям и потребностям. Но если деньги дарят просто для того, чтобы он сам выбрал и купил то, что ему хочется, то такой подарок во многом теряет свой смысл как знак душевного тепла, ведь даритель вкладывает в него минимум усилий: не обдумывает, что подарить, не ищет подходящий дар, не просчитывает и не предвкушает реакцию получателя на какой-то особенный подарок.

  1. Регулярно используется получателем.

Развитие ребенка происходит только при условии его личной активности, то есть подарок должен быть не просто красивой безделушкой, которая будет стоять на полке. Ребенок должен его именно использовать. Для того, чтобы подарок не просто привлек внимание ребенка на момент дарения, но и использовался им в дальнейшем, принося удовольствие, нужно учитывать ведущий вид деятельности ребенка, соответствующий его возрасту.

Выбор подарка по ведущему виду деятельности ребенка

Ведущая деятельность – это та деятельность, которая обуславливает развитие главнейших психических процессов и психологических особенностей личности ребенка на том или ином возрастном этапе. То есть от этой деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности. Но это не означает, что другие виды деятельности при этом исчезают. Просто определяющая роль в развитии переходит от одного вида деятельности к другому, к уже сформировавшимся видам добавляются новые, происходит возрастная перестройка прежних видов деятельности. При этом какая-то деятельность может стать для ребенка особенно значимой из-за его личных особенностей, и это не обязательно будет ведущий вид. В этом случае такая деятельность хоть и не будет оказывать существенного развивающего воздействия на психику ребенка, но обязательно повлияет на становление его личности.

На рубеже 19-20 веков английский врач Джонатан Гетчинсон выделил пять основных фаз психического развития на основе доминирующего способа добывания пищи в истории развития человечества. В основу этой периодизации легла теория рекапитуляции, разработанная «пионером возрастной психологии», создателем педологии (комплексной науки о детях) американским психологом Гренвиллом Стенли Холлом. Суть этой теории в том, что индивидуальное развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии исторического развития психики человека. Гетчинсон был уверен, что переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, и даже слишком агрессивные по мнению некоторых людей игры – в войну, в казаков-разбойников и т. д. – это нормальные стадии детского развития. В них изживаются различные страхи, вырабатываются конструктивные психические защиты и так далее. Если подарок будет соответствовать игровому механизму развития в каждом возрасте, то он будет использоваться ребенком, а значит, принесет ему положительные эмоции.

Несмотря на то, что в наше время психологи руководствуются другими возрастными периодизациями, выделенные Гетчинсомном стадии отражают наблюдения за поведением детей и до сих пор могут служить интересной подсказкой при выборе подарка.

  1. от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
  2. от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
  3. от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
  4. от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
  5. от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.

У современных детей психическое развитие осуществляется совсем другими темпами, не так, как 100 лет назад. Например, роль денег они осознают значительно раньше 14 лет. Да и акценты в интересах довольно смещены, возможности удовлетворять интересы в значительной степени опосредованы интернетом. В 11 лет современные дети чаще ориентированы не на природу (это они проходят на более ранних стадиях), а на медиапространство.

То есть пользоваться периодизацией Гетчинсона в буквальном смысле не стоит. Однако упомянутые им виды деятельности можно соотнести с индивидуальным развитием ребенка и выбрать подарок, исходя из его предпочтений. Например, для любителя песочниц хорошим подарком будут любые приспособления для игр с песком. Для игрока в «войнушку» – лук со стрелами, бластер, солдатики и др. Для того, кто с упоением строит различные палатки, можно подобрать в подарок готовые укрытия, домики, коврики для уличных «убежищ». Для эмоциональных и чувствительных детей важны плюшевые игрушки, позволяющие им выражать свою нежность.

Если же ориентироваться не просто на игровые предпочтения ребенка, а более осознанно подходить к задачам его развития, можно пользоваться отечественной периодизацией видов деятельности:

Возрастной период Ведущая деятельность Примеры подходящих подарков
Младенчество 0-1 год Непосредственное эмоциональное общение со взрослыми (вне совместной деятельности) Погремушки, игровые коврики, игрушки с тактильными эффектами
Раннее детство 1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность (с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного взаимодействия со взрослыми) Любые игрушки, пока еще без выбора конкретной игровой направленности и темы. Тактильные и просто красочные книги. Машинки. Кубики. Для серьезных кукольных домиков и т. п. еще рано. Палки с катающимися игрушками. Машинки-каталки. Заводные игрушки. Игрушки на пружинах. Роботы. Говорящие в ответ или по нажатию игрушки. Пищалки. Волчки и т.д.
Дошкольный возраст 3-7 лет Сюжетно-ролевая игра (сочетание игровой деятельности с общением, имитируя социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения) Игрушки по предпочтительным для ребенка темам, куклы, солдатики, конструкторы, роботы, домики, детская мебель и посуда, «звериные» наборы, игрушечные магазины, кухни, мастерские и др., готовые сюжетно-ролевые игры и игры, позволяющие активное взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Различные творческие наборы. Пластилин.
Младший школьный возраст 7-10 лет Учебно-познавательная деятельность (сочетание учебной деятельности и межличностного общения) Остаются актуальными достаточно сложные конструкторы, готовые игры. Приобретают особое значение не просто красивые, но и привлекающие сюжетом книги. Различные обучающие наборы. Готовые игрушки-эксперименты (археология, выращивание кристаллов, проращивания семян). Творческие комплекты – живопись, скульптура, бисер, плетение. Развивающие компьютерные игры.
Подростковый возраст 11-15 лет Общение со сверстниками в общественно-полезной деятельности (личностное общение и совместная групповая деятельность по интересам) Игрушки по интересам – коллекционные фигурки, солдатики. Всякие интересные штуки – типа «вечных» двигателей и сложных технических игрушек. Настольные игры. Компьютерные игры. В этом возрасте становятся значимыми и предметы одежды, и аксессуары, но только если они вписываются во вкусы и желания самого ребенка.

В дальнейшем выбор подарка уже фактически такой же, как и для взрослого человека, и должен соответствовать общим правилам дарения и учитывать личные предпочтения и желания получателя подарка.

10 рекомендаций по подготовке подарка ребенку

  1. Готовьте подарок заранее.
  2. Постарайтесь узнать и учесть желания самого ребенка.
  3. При необходимости мягко корректируйте мнение ребенка – если его желание откровенно неразумно, ненавязчиво постарайтесь заинтересовать его чем-то другим. Если же он настаивает на своем, то надо понять – каприз это, или ребенку действительно очень хочется чего-то, что кажется вам ненужным.
  4. Не покупайте первый же понравившийся товар, сохраните информацию о нем для сравнения, наберите целый список вариантов, а потом сопоставьте их, учитывая цену, внешний вид, полезность, интересность, красочность, качество и т. д. Если вы готовите подарок лишь одному из нескольких детей, можно приучать остальных участвовать в покупке подарка, прививать им навыки разумного выбора.
  5. Покупайте подарок, который станет для ребенка сюрпризом. Не пользуйтесь праздниками как поводом купить под видом подарка что-то необходимое (новую куртку, школьный портфель и т. д.). Не покупайте однообразные подарки. Если вы всё же покупайте в подарок одежду, это должно быть что-то не повседневно-необходимое, а желанное, долгожданное – нарядное платье, модная футболка.

Самым главным подарком-сюрпризом обычно являются подарки на Новый год и Рождество Христово, то есть к праздникам, которые пробуждают в нас ощущение чуда. Желательно рассказать детям историю праздника, привести примеры из жизни святых, делавших подарки другим людям. Именно в эти дни во всеобщей атмосфере чего-то таинственного и доброго легче всего привить детям понимание подарка как заботы, послания дружеского тепла и любви.

В некоторых семьях к Новому году пишут письмо Деду Морозу: маленькие дети диктуют родителям или старшим братьям-сестрам, а те, что повзрослее, пишут сами. Если в семье есть такая традиция, то взрослые должны поддерживать сказочную атмосферу и проследить, чтобы после «отправки» письма ребенок его больше не увидел (пока не вырастет и не узнает механизм рождественских подарков). Но учитывайте, что при написании подобных писем дети могут пожелать невозможного, и вам надо быть готовыми к разочарованию детей и утешению их.

Иногда педагоги воскресных школ предлагают детям написать свои обращения к Богу, приучая их молитвенно просить не только об исполнении простых желаний, но и о более важных вещах. В таком случае взрослым необходимо быть очень осторожными, так как далеко не все желания могут исполниться, и если так произойдет, то ребенок может не только утратить веру в чудо, но и разочароваться в Боге.

  1. Покупайте подарок, подходящий ребенку сейчас, то есть то, чем он сможет сразу активно пользоваться. Не подойдет в качестве подарка ни одежда на вырост, ни школьный портфель трехлетке, ни взрослый велосипед, ни вещь не по сезону, ни книга не по возрасту, ни слишком сложный технический прибор.
  2. Хорошим подарком будет что-то «долгоиграющее», вещь на месяцы или даже на годы. Например, спортивные снаряды или вещи, которые могут стать частью комплекта, игрового набора или коллекции. Но иногда детям немало радости доставляют даже простые быстро съедаемые конфеты – типичные новогодние подарки. Но только если они не являются обыденностью. Ребенок, который постоянно ест те же конфеты «килограммами», скептически отнесется к сладкому набору и не получит особой радости от такого подарка.
  3. Обязательно тщательно проверяйте качество подарка – прочность, отсутствие вредных или опасных компонентов. Не стесняйтесь скрупулезно осматривать товар, даже если продавец вас торопит, убедиться в качестве – это ваше право. Проверяйте комплектность, подвижность движущихся и открывающихся деталей, крепость соединений, гибкость, отсутствие заноз и повреждений, надежность и целостность упаковки и т. д. Если вы покупаете подарок в комплект к уже имеющемуся, сравнивайте товары, так как порой у предметов из разных партий отличаются цвета и даже размеры.
  4. Для детского подарка обычно важны яркость, красочность. Если сам подарок довольно прост внешне, к нему хорошо подобрать нарядную упаковку. Многие дети любят цветные, блестящие предметы – это связано с возрастными особенностями восприятия. По некоторым данным, малыши особенно чутки к желтому цвету.
  5. Вручение подарка ребенку – это значимый момент. Нужно позаботиться не только об интересной упаковке, но и в целом об атмосфере поздравления. Можно придумать подходящую речь, интересный сценарий вручения, а можно загодя положить подарок в какое-то место, где ребенок сам его найдет, организовать игру-квест по поиску подарка или еще как-то обыграть вручение.

Духовные подарки

Стоит рассмотреть и такой актуальный для верующих людей вопрос как духовные подарки детям. Перед ним обычно оказываются крестные. Пока ребенок совсем маленький и не требует никакого духовного воспитания, крестные не испытывают проблем с подарками. Обычно дарят то, что и другим маленьким детям. Но стоит маленькому человеку подрасти, перед крестными возникает дилемма – что приложить к беседам о Боге и совместным походам в церковь, какой подарок выбрать, чтобы он был не только полезен для ребенка, но и духовно назидателен?

Первое, что обычно приходит на ум, – подарить новый золотой или серебряный крестик, икону, духовную литературу. Всё это, вне всякого сомнения, может иметь место. Но очень важно, чтобы ребенок это мог оценить, а для этого прежде надо его научить основам православной веры. Например, золотой крестик, если прежде девочке не разъяснить его духовную ценность, может восприниматься ею просто как украшение. А для мальчика может и вовсе ничего не значить, и даже может быть отторгнут им, ведь у него уже есть свой, который он давно носит, и он не хочет уподобляться девчонкам, вешающим на себя разные украшения. Но и девочки, и мальчики могут не понимать, зачем им новые крестики при наличии уже имеющихся, и какая разница из какого материала они сделаны. На этот вопрос и взрослые редко могут дать ответ, что уж говорить о детях. Поэтому прежде покупки нового крестика из драгоценного металла стоит убедиться в том, что ответы на эти вопросы есть, а ребенку такой подарок действительно нужен.

Дарение иконы ребенку должно подразумевать, что он молится самостоятельно или хотя бы делает это вместе с родителями. Иначе икона в лучшем случае станет просто украшением интерьера. К тому же при дарении иконы надо понимать, что икона небесного покровителя в домашнем иконостасе, скорее всего, уже есть. Так же, как и иконы Спасителя и Богородицы, некоторых чтимых святых. А вот если у ребенка своя отдельная комната, где он хочет иметь свой небольшой красный уголок, то в этом можно и нужно ему помочь, начиная с простого обустройства – полочки, подсвечника (возможно, лампады, но это важно обговорить с родителями с точки зрения противопожарной безопасности), и заканчивая подбором икон.

Духовная литература, пожалуй, самое несложное, что можно подарить, но в то же время выбор часто осложняется либо очень небольшим, либо, наоборот, очень большим ассортиментом книг. Первое, что нужно понимать, – книга должна быть интересна ребенку. Если она не захватит его с первых страниц, то вероятность того, что он её дочитает, сводится к нулю. Не стоит брать книги «на вырост», подарок должен приносить пользу, а не ждать своего часа несколько лет. Хорошим подарком станет детская Библия в красочном переплете. Если, конечно, у ребенка еще нет такой. Вовсе не обязательно дарить жития святых или богословские труды. Художественная литература на христианские темы – весьма правильный выбор.

Можно еще много говорить о духовных подарках, но главное в этом деле – и даритель, и ребенок должны понимать духовную важность преподнесенного дара.

Дарить, воспитывая

Подарки и сами по себе являются мощным средством воспитания. Качество подарка – не только практичное, но и с точки зрения красоты и разумности – формирует у ребенка вкус. Игрушки, игры, книги развивают различные стороны детской психики и т. д.

Но еще больший воспитательный потенциал заложен в самом процессе дарения как части общения. Задача родителей научить ребенка здоровому отношению к подаркам.

При подготовке подарков детям важно удерживать баланс: с одной стороны, не разбаловать их слишком частыми или дорогими подарками, с другой – не лишить способности радоваться подаркам, не лишать сюрпризов, не принуждать оценивать подарки только по их полезности и необходимости, не прививать им стыд за получение даров.

Стыд и неловкость при получении подарков чаще всего связаны с обесцениванием личности самого ребенка. Это весьма пагубно влияет на детскую психику. Но не менее вредно и обесценивание подарков.

Ребенок начинает обесценивать дары, если для него подарки – обыденность. К сожалению, даже взрослым людям очень трудно постоянно испытывать благодарность за то, что для них является привычным, постоянным. Дети же в еще большей степени воспринимают слишком частые подарки как должное, и не только не чувствуют благодарности, но порой даже начинают, как говорится, наглеть и уже не ждать, а требовать постоянных подарков.

Дорогой подарок может стать для ребенка чудом, и такой дар он будет беречь и ценить. Но если дорогие подарки становятся нормой, то ребенок перестает осознавать их ценность. Это не только уменьшает его способность быть благодарным, но и сказывается на его отношении к жизни в целом. Он начинает тщеславиться, гордиться. А также может неадекватно воспринимать усилия родителей и других людей, и в итоге приобрести склонность к лени, отказаться прикладывать усилия для достижения целей и преодоления жизненных трудностей.

Обесценивание даров уничтожает радость от получения подарка, а значит, оно лишает подарок смысла.

Очень важно научить ребенка воспринимать как дар не только сам подарок, но и то главное, ради чего он вообще делается – человеческое внимание. «Дорог не подарок, дорого внимание», — говорят в народе, и это, действительно, так. Подарок может оказаться хорошим или неудачным, но, если за ним кроется искреннее желание порадовать, гораздо важнее не пропустить этого порыва, не обесценить стремление человека поделиться душевным теплом. И этому умению детей должны учить родители, оно не возникает из воздуха. То есть это именно задача родителей и других близких людей научить ребенка радоваться подаркам, быть благодарным даже за мелочи, видеть за этими мелочами человеческое отношение.

Порой для этого надо прикладывать много усилий: разумно выбирать подарки, своим примером показывать, как правильно принимать чужие дары, прямо учить, объяснять, успокаивать, вразумлять.

Хорошим способом показать важность подарка как символа внимания является приучение самих детей готовить и дарить подарки. Особенно это эффективно при изготовлении подарков вручную. Когда в подготовку подарка вложено много сил и чувств, ребенок яснее понимает, что дарит он не просто открытку или пластилинового мишку, а свою любовь к близкому человеку. Но такой урок может оказаться жестоким, если взрослый получатель подарка обесценит дар, раскритикует его, выкинет, не станет пользоваться – хотя мог бы просто любоваться время от времени.

То есть подарки детям – это не просто способ порадовать чадо, это пространство общения, в котором развиваются душевные качества маленького человека. Поэтому взрослые должны осознанно, ответственно подходить к выбору подарков, понимать, что подарок — это не просто вещь, обладание которой доставит ребенку удовольствие. Подарок ребенку – это целый мир впечатлений, от которого зависит формирование умения быть благодарным. А благодарность – это очень важная сторона духовной жизни: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:18).

Комментировать

2 комментария

  • Vasenka, 14.11.2013

    Нашей дочке задарили электронную рыбку в банке, теперь стоит у нее на столе, привлекает внимание) Очень хотелось чего-то эдакого, вот и нашли такое чудо в 31 веке. Да деткам всё нравится,что блестит и движется)))

    Ответить »
  • Елена, 29.11.2014

    А моей доче нравится Сильвания) Подарим ей новую семейку, белочек, и домик для них, чтоб было отдельное жилище)) Классный подарок, дождаться не могу, когда время дарить настанет)))

    Ответить »