Дети и Страстная: в ожидании чуда

Дети и Страстная: в ожидании чуда

(5 голосов5.0 из 5)

Пост про­хо­дит быстро, бли­зится и Страст­ная сед­мица. Строй цер­ков­ной жизни напол­нен напря­жен­ным ожи­да­нием Вос­кре­се­ния Хри­стова. Меня­ется повсе­днев­ная жизнь, удли­ня­ются службы. Как вво­дить ребенка в бого­слу­жеб­ное обще­ние этих дней?

Зача­стую роди­тели, исходя из бла­гих побуж­де­ний – жела­ния  вызвать в ребенке чув­ство жало­сти и сопе­ре­жи­ва­ния Гос­поду,  в своих рас­ска­зах  о собы­тиях Страст­ной сед­мицы  делают боль­шой акцент на подроб­но­стях стра­да­ниях Хри­ста – с физио­ло­ги­че­ским реа­лиз­мом, с жесто­кими  дета­лями.  Пра­вильно ли это?

doc698wxwlr13kbtzhfg1d 800 480 - Дети и Страстная: в ожидании чуда

В пер­вом классе (а это всего лишь шести-семи­лет­ние дети) боль­шин­ство уча­щихся уже  смот­рели с роди­те­лями такой слож­ный даже для взрос­лых людей фильм как «Стра­сти Хри­стовы». На вопрос о впе­чат­ле­ниях сле­дует  страш­ный, но зако­но­мер­ный ответ: «Фу, меня чуть не стош­нило»… А зако­но­мер­ный он потому, что ребе­нок в этом воз­расте еще не может ура­зу­меть отвле­чен­ных поня­тий: почему наш  Бог – и вдруг уми­ра­ю­щий, пору­ган­ный, тер­пя­щий поно­ше­ния?  В чем смыл иску­пи­тель­ного подвига?

Хоте­лось бы сквозь собы­тия Страст­ной сед­мицы пока­зать детям гря­ду­щее Вос­кре­се­ние. Пусть гря­дёт скорбь, но в ней уже таится ожи­да­ние радо­сти спа­се­ния мира и человека.

В этом воз­расте детям легче  всего запо­ми­нать не отвле­чен­ные рас­суж­де­ния, а яркие  впе­чат­ле­ния от про­ис­хо­дя­щих собы­тий: необыч­ную тор­же­ствен­ность и в то же время при­глу­шен­ность тона  служб, пуши­стую вербу у икон, домаш­нюю под­го­товку к празд­нику, ноч­ное пре­крас­ное бого­слу­же­ние в сия­ю­щих ризах.

Дет­ское вос­при­я­тие и ожи­да­ние чуда очень точно вос­про­из­вел Иван Шме­лев в книге «Лето Господне»:

«Кажется мне, что на нашем дворе Хри­стос. И в коров­нике, и в конюш­нях, и на погре­бице, и везде. В чер­ном кре­стике от моей свечки — при­шел Хри­стос. И все − для Него, что делаем. 

Необык­но­вен­ные эти дни − страст­ные, Хри­стовы дни. Мне теперь ничего не страшно: про­хожу тем­ными сенями − и ничего, потому что везде Христос…

В церкви выно­сят Пла­ща­ницу. Мне грустно: Спа­си­тель умер. Но уже бьется радость: вос­крес­нет, зав­тра!  Золо­той гроб, свя­той. Смерть − это только так: все воскреснут».

Гото­вясь с детьми началь­ных клас­сов  к Пасхе, в нашей школе мы ста­ра­емся про­ве­сти больше прак­ти­че­ских заня­тий – напри­мер,  изго­тав­ли­ваем отдель­ный кален­дарь для Страст­ной седмицы.

Из сло­жен­ных попо­лам и скле­ен­ных между собой аль­бом­ных листов дела­ется неболь­шая гар­мошка-ширма на восемь отде­ле­ний − ее потом можно будет поста­вить на стол и пере­дви­гать стра­ницы в соот­вет­ствии с днем недели. Такой кален­дарь можно изго­то­вить и дома с роди­те­лями − чере­дуя чте­ние и рисо­ва­ние, дети лучше усва­и­вают новый материал.

На изго­тов­ле­ние одной стра­нички у нас ухо­дит пол­ный урок. Вна­чале читаем отры­вок из Еван­ге­лия о про­ис­хо­див­ших в тот или иной день собы­тиях, обсуж­даем, далее на стра­нице кален­даря делаем рамочку и в нее выпи­сы­ваем неболь­шое еван­гель­ское изре­че­ние из чте­ний, зву­ча­щих в этот день.

Напри­мер, в Вели­кий поне­дель­ник после чуда со смо­ков­ни­цей  Гос­подь гово­рит уче­ни­кам: «И всё, чего ни попро­сите в молитве с верою, полу­чите» (Мф.21:22).Это дает нам пре­крас­ную воз­мож­ность  обсу­дить молитву: как молиться, зачем, что такое молитва част­ная и церковная.

Создаем иллю­стра­цию к собы­тию – саму смо­ков­ницу в схе­ма­ти­че­ском стиле, как изоб­ра­жа­ются на ико­нах деревья.

Из собы­тий вели­кого втор­ника мы по боль­шей  части  обсуж­даем слова Гос­пода о конце этого мира и тему Страш­ного суда. Здесь, в свете гря­ду­щей Пасхи, воз­ни­кает хоро­ший повод не  только абстрактно  пого­во­рить о любви и мило­сер­дии к ближ­нему, а пред­ло­жить и кон­крет­ные поступки по силам детей: пода­рить кому-то пас­халь­ную радость, сде­лать что-то доброе.

Дети (да и взрос­лые тоже) часто склонны делать добро только гло­бально и в фан­та­зиях − они сразу начи­нают рас­суж­дать, как забе­рут в дом всех без­дом­ных, усы­но­вят всех сирот и накор­мят всех голод­ных. А вот вопрос: «Что именно ты и именно сей­час можешь сде­лать для ближ­него?» − по боль­шей части засти­гает детей врасплох.

Можно вме­сте обсу­дить раз­ные нехит­рые и про­стые спо­собы дарить добро: на пас­халь­ных празд­ни­ках наве­стить свою бабушку, поздра­вить ста­ру­шек в храме, дать пиро­жок без­дом­ному и еще массу посиль­ных доб­рых дел.

В кален­даре рисуем притчу о десяти девах – и тут часто встре­ча­ется очень инте­рес­ное  и необыч­ное выра­же­ние детьми сво­его пони­ма­ния этой притчи.

На раз­ных рисун­ках можно уви­деть и пре­крас­ный брач­ный пир, где парят Ангелы  и рас­тет древо жизни; и Херу­вима с огнен­ным мечом, отсту­па­ю­щего от врат рая; и сия­ю­щие внут­рен­ним све­том души пяти муд­рых дев; и дорогу к  Цар­ству Небес­ному через Крест − дет­ское вос­при­я­тие  очень образное.

Вели­кая среда – день, когда Иуда пре­дает Учи­теля, а жена-греш­ница, при­но­ся­щая миро, полу­чает отпу­ще­ние гре­хов. Тоже повод пого­во­рить о свя­то­сти, о спа­си­тель­но­сти пока­я­ния, о том, как резко может изме­ниться человек.

Вели­кий чет­верг – без­условно, Тай­ная вечеря, омо­ве­ние ног, уста­нов­ле­ние Таин­ства Причастия.

Дети до опре­де­лен­ного воз­раста вос­при­ни­мают при­ча­стие очень есте­ственно, как неотъ­ем­ле­мую часть своей жизни, и, на мой взгляд, не стоит заост­рять вни­ма­ние на чисто бого­слов­ских вопро­сах пре­су­ществ­ле­ния хлеба и вина в Кровь и Тело Хри­стовы, если дети об этом не спрашивают.

В вели­кую пят­ницу мы гово­рим о Рас­пя­тии: рас­смат­ри­ваем сим­во­лику натель­ного кре­ста, гово­рим о страш­ных собы­тиях этого дня, о пре­да­тель­стве и смерти. Мало кто из детей, кстати, знает точно, что за фигуры изоб­ра­жены сто­я­щими у под­но­жия боль­шого хра­мо­вого Рас­пя­тия. Смот­рим фильм о Плащанице.

Вели­кая суб­бота – соше­ствие во ад и осво­бож­де­ние людей.

И, нако­нец, куль­ми­на­ция миро­вой исто­рии – Вос­кре­се­ние Хри­ста, празд­ник Пасхи. Отверз­лись врата рая для людей, смерть побеж­дена – и  здесь бывает инте­ресно выслу­шать мне­ние самих детей, как они пони­мают это собы­тие, какие у них воз­ни­кают вопросы.

С детьми постарше (чет­вер­тый и пятый классы – это дети один­на­дцати-две­на­дцати лет) мы уже погру­жа­емся в более серьез­ный раз­бор бого­слу­же­ния и тек­стов Страст­ной сед­мицы. Нет ничего печаль­нее, когда для чело­века явля­ется при­выч­ной нор­мой прийти в храм посто­ять на службе и в луч­шем слу­чае помо­литься сво­ими сло­вами, не вни­кая в то, что поется и читается.

С дет­ства хочется зало­жить дру­гой под­ход: мак­си­мально гото­виться к бого­слу­же­нию, пони­мать, о чем и зачем нам будет гово­рить Свя­тая Цер­ковь в этот день.

Раз­би­раем  самые замет­ные пес­но­пе­ния: «Се, Жених гря­дет в полу­нощи…», «Чер­тог Твой вижду, Спасе, укра­шен­ный…» и другие.

Вни­ма­тельно читаем еван­гель­ские притчи, кото­рые рас­кры­ва­ются в этих пес­но­пе­ниях, обсуждаем.

Для про­верки даю неболь­шую  само­сто­я­тель­ную работу: пред­ла­гаю про­чи­тать тек­сты неко­то­рых бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний Страст­ной сед­мицы и прошу опре­де­лить, о каком еван­гель­ском собы­тии или притче тут идет речь и в какой день это будет петься в храме. Оши­бок  в работе прак­ти­че­ски не бывает – дети очень хорошо чув­ствуют  и пони­мают слово.

Радостно, когда после бого­слу­же­ния они при­хо­дят сооб­щить: «А мы слы­шали, как в храме пели вот это», − зна­чит, не про­сто бегают по храму или играют, а вслу­ши­ва­ются и улав­ли­вают зна­ко­мые слова.

При­веду неко­то­рые тек­сты для примера:

«Увы мне, кому упо­до­бихся аз: неплод­ней смо­ков­нице и боюся про­кля­тия с посе­че­нием; но небес­ный дела­телю Хри­сте Боже, оля­де­нев­шую душу мою пло­до­носну покажи…»

«Жениха, бра­тие, воз­лю­бим, свещи свои укра­сим, в доб­ро­де­тели сия­ющи и верою пра­вой, яко да муд­рии Гос­подни девы готовы вни­дем с Ним на брак».

«Егда греш­ная при­но­шаша миро, тогда уче­ник согла­шался пре­без­за­ко­ным. Она убо радо­ва­шеся исто­ща­юще миро мно­го­цен­ное, сей же тща­шеся про­дати Бес­цен­ного, сия сво­бож­да­шеся, а Иуда раб бываше врагу».

В этих сло­вах − и Свя­щен­ная исто­рия, и бого­сло­вие, и молитва, они дохо­дят до сердца лучше вся­ких учебников.

Ека­те­рина Ткаченко,
кате­хи­за­тор мос­ков­ского храма Всех свя­тых на Соколе
Сайт «При­хо­жане о праздниках»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки