Как понимать рисунки детей? О душевном мире ребенка через цвет и образы

Как понимать рисунки детей? О душевном мире ребенка через цвет и образы

(2 голоса5.0 из 5)

Дет­ские рисунки мно­гое могут рас­ска­зать о состо­я­нии души ребенка. Стоит ли вол­но­ваться, когда ребе­нок рисует что-то стран­ное или страш­ное? Как рас­по­знать его про­блемы, понять и помочь? Рас­ска­зы­вает пси­хо­лог Юрий Пожидаев.

Со спе­ци­а­ли­стом в обла­сти дет­ской пси­хо­ло­гии бесе­дует веду­щая пере­дачи «Фор­мула семьи» на радио­стан­ции «Теос» Эль­вира Чипенко.

– Сего­дня пого­во­рим о детях – точ­нее, об их рисун­ках: как пони­мать рисунки детей, скры­ва­ется ли в этих рисун­ках что-то страш­ное или что-то интересное.

a345abb743150a1495d2286295a8e76c - Как понимать рисунки детей? О душевном мире ребенка через цвет и образы

Как уви­деть в кара­ку­лях, кото­рый ребе­нок при­нес и гово­рит: «мама» дей­стви­тельно маму, то есть что вообще дети пыта­ются пере­дать с помо­щью рисун­ков. Что вы ска­жете, Юрий?

– Про­ек­тив­ные мето­дики давно суще­ствуют для детей и для взрос­лых, я их исполь­зую и мне это очень нра­вится. Вот, при­шел чело­век, ему очень тяжело, но гово­рить он никак не может.

Поэтому я ино­гда прошу: нари­суйте что-нибудь, пой­дите дома и нач­ните рисо­вать. И он что-то рисует, и потом от рисунка ты оттал­ки­ва­ешься и спра­ши­ва­ешь нечто абстракт­ное, а от абстракт­ного пере­хо­дишь к какой-то кон­кре­тике, и потом чело­веку ста­но­вится гораздо легче.

Про­ек­тив­ные мето­дики как раз помо­гают снять блок-кон­троль, и ты потом более-менее начи­на­ешь гово­рить с чело­ве­ком о той про­блеме, кото­рая его волнует.

С детьми гораздо все проще, потому что дети не научи­лись заву­а­ли­ро­вать и пря­тать про­блемы, у них они на поверхности.

Когда ребе­нок рисует, это сни­мает некий такой кон­троль, но вообще-то дети начи­нают рисо­вать очень рано, с 10 меся­цев. А уже, навер­ное, с 4–5 лет можно смот­реть, какое посла­ние ребе­нок несет.

– Правда ли, что по рисун­кам детей можно понять, что с ребен­ком что-то не так?

– Дру­зья мои, не хочется, чтобы сей­час роди­тели срочно кину­лись делать так, чтобы дети рисо­вали. Вообще чело­век, кото­рый зани­ма­ется про­ек­тив­ным мето­ди­ками и этими, в част­но­сти, рисун­ками – это пси­хо­лог, у него должна быть практика.

Есте­ственно, что есть опре­де­лен­ные уста­новки, и по цве­там можно  судить о состо­я­нии ребенка или взрос­лого чело­века. Но и здесь много услов­но­стей. Вы пони­ма­ете, что, ска­жем, ребе­нок любит крас­ный цвет, потому что мама любит крас­ный свет, допу­стим, она наде­вает крас­ный цвет, поэтому этот цвет доми­ни­рует у ребенка, и он не при­дает этому такого значения.

– То есть само­ди­а­гно­сти­кой и само­ле­че­нием зани­маться не нужно. Если у нас нет опыта, если у нас нет обра­зо­ва­ния, то мы, взяв рису­нок ребенка, не смо­жем понять, что там происходит?

– Рису­нок – это сопри­кос­но­ве­ние с внут­рен­ним миром ребенка.

Когда ребе­нок ваш начи­нает что-то рисо­вать, или когда он начи­нает раз­лич­ные делать кон­струк­ции из игру­шек – напри­мер, пред­ставьте, что он у вас берет нож­ницы и отре­зает мяг­ким игруш­кам уши, напри­мер, или ноги, еще что-либо, то шок не надо нико­гда пока­зы­вать, а нужно рас­спро­сить ребенка и понять что-то необычное.

Вот он рисует, и вдруг раз – вы видите, что все, напри­мер, там за решет­кой сидят, или все, напри­мер, крас­ной крас­кой перемазанные.

И вы начи­на­ете спра­ши­вать ребенка акку­ратно: что это, а это кто, а почему тут вот у тебя с гла­зами, а бабушка у тебя без глаз, напри­мер, а почему у папы руки такие, а у всех нор­маль­ные ручки.

Ребе­нок ино­гда может не отве­тить на эти вопросы, но в любом слу­чае вы сопри­ка­са­е­тесь с внут­рен­ним миром ребенка, и там есть опре­де­лен­ная тен­ден­ция раз­ви­тия. Вот ребе­нок «голо­во­но­гов» рисо­вал, потом «огу­ре­чи­ков» (это от 3 до 5 лет) рисует, а потом уже появ­ля­ются какие-то детали на рисунке.

Ребе­нок может схо­дить в дет­ский сад, напри­мер, он съез­дил к бабушке, побыл с какими-то взрос­лыми, и тогда появ­ля­ются какие-то непо­нят­ные объ­екты и непо­нят­ные для вас какие-то эле­менты этого рисунка. Тогда можно напрячься или забить тре­вогу, потому что что-то не так. 

Все­гда эпи­зоды свя­заны не только с рисун­ком, но они свя­заны еще с пове­де­нием ребенка, и вы должны это заме­чать и связывать.

Потому что вы видите, что ребе­нок у вас был таким жиз­не­ра­дост­ным, таким инте­рес­ным, таким хоро­шим, а потом он начал, напри­мер, в шесть лет рисо­вать поло­вые органы, условно говоря, или что-то такое, что свя­зано с какой-то интим­ной тема­ти­кой, и ребе­нок стал доста­точно замкнутый.

И воз­ни­кает вопрос: а что про­изо­шло? Потому что, мы же пони­маем, что это эле­менты рас­тле­ния, может быть, какой-то взрос­лый чело­век, и так далее.

Или, напри­мер, ребе­нок столк­нулся с пор­но­гра­фией, напри­мер, в 5–6 лет, то есть он был у кого-то в гостях, нажал кнопку, а там на него обру­шился вот этот кон­тент, и ребе­нок вообще это все уви­дел круп­ным пла­ном, и его пси­хика поехала, и потом тема настолько стала доми­нан­той в его жизни, и он это прорисовывает.

– То есть пер­вый раз мы обна­ру­жили, дальше наблю­даем, изме­ни­лось ли пове­де­ние ребенка: что с ним про­ис­хо­дит, как часто происходит. 

Напри­мер, сего­дня, зав­тра, после­зав­тра, неделю он рисует одни и те же рисунки и не дает ответа – то что же нам дальше делать, сразу бежать к психологу?

– Я бы так ска­зал, что рисунки – это сиг­наль­ная система, это помощь для нас, это когда мы пони­маем, что нужно обра­тить на это вни­ма­ние, нужно рабо­тать с этим, помо­гать ребенку.

– Помимо объ­ек­тивно стран­ных вещей или каких-то новых, то есть чего-то необыч­ного, на что еще важно обра­щать вни­ма­ние в рисун­ках детей?

Необыч­ные вещи – понятно, ско­рее, это сви­де­тель­ствует о том, что что-то про­изо­шло, ребе­нок впе­чат­лился и вот он как-то это вос­про­из­во­дит или как-то реа­ги­рует, и дальше можно выяс­нять, что на самом деле произошло. 

Может, он фильм какой-то посмот­рел, а может там ситу­а­ция какая-то слож­ная. А если в обыч­ной обста­новке, обыч­ные рисунки – на что обра­щать внимание?

– Если вас ничего не напря­гает, вни­ма­ние обра­щать не надо.

Обычно все­гда про­сят нари­со­вать семью, и вот на осно­ва­нии этой семьи мы уже смот­рим кар­тину: есть ли там допол­ни­тель­ные эле­менты, солнце, трава.

Обычно ребе­нок дошколь­ник исполь­зует где-то пять цве­тов. Лучше всего, чтобы  он рисо­вал каран­да­шами, потому что там важен нажим. Это опре­де­лен­ная мото­рика, но не только.

Напри­мер, если у ребенка слиш­ком яркое впе­чат­ле­ние о ком-то и нега­тив­ные впе­чат­ле­ния о ком-то, есте­ственно, что там будет штри­ховка более силь­ная и нажим более силь­ный. Это как мар­кер, кото­рый дает вам пони­мать, что нужно разо­браться, что здесь происходит.

Напри­мер, стар­шая сестра очень сильно рас­кра­шена, и штри­ховка выхо­дит из-за кон­тура очень сильно, то есть, когда ребе­нок рас­кра­ши­вает, он же пони­мает, кого он рас­кра­ши­вает, он кон­кретно пони­мает, кого он имеет виду.

И он кра­сит со всем упо­ром, потому что стар­шая сестра насо­лила или бьет его посто­янно, уни­жает посто­янно. Для роди­те­лей она хоро­шая, а когда роди­тели ухо­дят, она потом узур­пи­рует власть и бьет млад­шего брата по голове.

Сле­ду­ю­щий момент – это, конечно, рас­по­ло­же­ние, где кто нахо­дится. Ближе, дальше – это тоже имеет значение.

Потому что дети пока не могут управ­лять сво­ими чув­ствами, и есте­ственно, что если этого чело­века они не любят, если они чув­ствуют какой-то нега­тив, они, есте­ственно, будут подальше от него и рисо­вать – либо вообще за кон­тур, папа очень далеко, или отвер­нут  в сто­рону, спи­ной стоит, или глаза у него нет, или что-то еще.

– Если попро­сили нари­со­вать семью, и мы видим, что какой-то член семьи где-то далеко или его не нарисовали…

– Когда вы зада­ете вопросы, они должны быть пря­мые. Вам нужно пона­блю­дать, вам нужно про­ана­ли­зи­ро­вать, и я бы так ска­зал, что это очень про­стые вопросы должны быть.

Ребе­нок ино­гда не может объ­яс­нить, почему он так нарисовал. 

Это инструк­ция для спе­ци­а­ли­ста и для роди­теля, кото­рый, может быть, сотруд­ни­чает со спе­ци­а­ли­стом, с пси­хо­ло­гом для того, чтобы исправ­лять поло­же­ние, для того чтобы пони­мать, что нужно делать с бабуш­кой или, напри­мер, с няней.

– То есть один раз попро­сили ребенка нари­со­вать – он нари­со­вал. Мы это уви­дели. Мы можем мягко ска­зать: слу­шай, а почему, напри­мер, бабушка вот здесь? Он: не знаю.

Всё, остав­ляем в покое ребенка, про­хо­дит какое-то время, несколько дней, мы про­сим его ещё раз это сделать. 

Как опре­де­лить, что ребе­нок в этот раз дей­стви­тельно не про­сто забыл нари­со­вать там папу? 

Напри­мер, папа уехал в коман­ди­ровку – пусть нена­долго, но вот он уехал, и мы ребенку гово­рим: «нари­суй семью», и ребё­нок не рисует папу не потому, что он папу не любит, а про­сто папы сей­час здесь нет, папа вер­нётся, и он появится на рисунке.

– Когда мы обра­ща­емся к про­ек­тив­ным мето­ди­кам, когда мы обра­ща­емся к рисун­кам, это должно быть чем-то обос­но­вано. То есть мы видим, что в пове­де­нии что-то поме­ня­лось, мы видим, что ребе­нок стал плак­си­вый, он плохо засы­пает, еще что-либо.

Если с ребен­ком все нор­мально, это могут быть некие такие фан­та­зий­ные вещи. Напри­мер, ребе­нок увле­чен мультиками.

Я бы очень про­сил, доро­гие роди­тели, чтобы вы были в курсе того, какой кон­тент ребе­нок потреб­ляет. Потому что муль­тики муль­ти­ками, но япон­ское аниме или сказка о трех бога­ты­рях – это раз­ные вещи.

Вы должны это пони­мать, потому что в зави­си­мо­сти от потреб­ля­е­мого кон­тента, есте­ственно, будет  и вооб­ра­же­ние работать.

Это вы вос­пи­таны на «Весне на Зареч­ной улице» или «Три тополя на Плю­щихе», а у ребенка совер­шенно дру­гой внут­рен­ний мир, и для него вполне себе нор­маль­ные вещи выгля­дят по-дру­гому, кровь, драки, например.

– Если ребе­нок увле­чен про­смот­рами агрес­сив­ных муль­ти­ков, если ребе­нок это вос­про­из­во­дит, но при этом в пове­де­нии самого ребенка  и в его жизни ничего не изме­ни­лось, то есть, он по-преж­нему кушает, пьет, радост­ный, все хорошо – то это нормально?

– Смотря в какой момент он может рисо­вать. Потому что, если ребе­нок сей­час смот­рит муль­тик, а вы ему «давай пори­суем» – он начи­нает рисо­вать, потому что он еще не остыл от этого муль­тика, и, есте­ственно, будет вос­про­из­во­дить те образы,  кото­рые воспринял.

Поэтому мы должны пони­мать, какой кон­тент наш ребе­нок потреб­ляет, кто для него глав­ный герой, чем он увле­ка­ется, как он увле­ка­ется. Потому что, напри­мер, наш млад­ший посто­янно пред­став­лял себя чело­ве­ком-пау­ком. Он это посмот­рел, а у него еще есть про­дол­же­ние игры.

– Тогда полу­ча­ется, если мы знаем, что ребе­нок этим увле­ка­ется и он вос­про­из­во­дит это в рисун­ках или в пове­де­нии, но в целом не меня­ется, то есть он не ухо­дит ни в какие депрес­сив­ные настроения.

Он не пла­чет, он не отка­зы­ва­ется от еды, нор­маль­ный ребе­нок, здо­ро­вый, хоро­ший, адек­ват­ный, и роди­тели знают, когда с ним все в порядке – то можно не переживать? 

Рисунки – это фан­та­зия, это раз­ви­тие мыш­ле­ния, вооб­ра­же­ния, все в порядке?

– Мы должны с вами пони­мать, что тот кон­тент, в кото­ром нахо­дится ребе­нок, ока­зы­вает вли­я­ние на него. У нас есть ребе­нок, мы можем с вами взять лист бумаги, нари­со­вать сво­его ребенка и задаться вопро­сом, что вли­яет на ребенка.

Можно гово­рить, что вли­яет, напи­сать, потом  посчи­тать время. Напри­мер, мама вли­яет на ребенка, или папа – если папу он видит 30 минут в сутки, по всей види­мо­сти, это мини­маль­ное вли­я­ние. Сколько он про­смат­ри­вает, что он про­смат­ри­вает и так далее.

И когда мы про­ве­дем такое иссле­до­ва­ние и посмот­рим, то мы будем пони­мать, почему же наш ребе­нок именно такой, потому что ино­гда люди не пони­мают, а почему нас ребе­нок такой.

Есть опре­де­лен­ные эле­менты, кото­рые вли­яют на ребенка. В част­но­сти, учи­тель­ница – если учи­тель­ница посто­янно орет, то это будет вос­при­ни­маться как норма пове­де­ния, и, если ваш ребе­нок будет перей­дет на крик, вы зна­ете, откуда ноги растут.

Условно говоря, есть муль­тик – есть вли­я­ние. Это вли­я­ние  посту­пает в мозг, оно моз­гом обра­ба­ты­ва­ется, там что-то там про­хо­дит через какие-то опре­де­лен­ные ней­рон­ные связи, и потом про­дукт выхо­дит через пове­де­ние, через эмо­ции,  через рисунки, выхо­дит через вооб­ра­же­ние, через мыш­ле­ние и так далее.

– Я почему про вли­я­ние и гово­рила – вер­нее, про то, что все ли с ребен­ком в порядке, что это про­сто фан­та­зия, это нор­мально – потому что мы живем в соци­уме. В дан­ный момент мы живем в инфор­ма­ци­он­ном мире, у нас инфор­ма­ци­он­ный век, мы нико­гда не огра­ни­чим ребенка пол­но­стью и не созда­дим ему абсо­лютно без­опас­ную среду. 

Мне кажется, это, наобо­рот, вредно. И лучше уж как-то в семье эти вопросы решать, «Тик-Токи» вме­сте смот­реть, и если там попа­да­ется что-то не очень хоро­шее – объ­яс­нять, раз­го­ва­ри­вать,  а не делать вид, что «Тик-Тока» не существует.

– Это то же самое, что вопрос с гад­же­тами. Неко­то­рые люди пыта­ются огра­ни­чить гад­жеты, но без них никуда не денешься.

Есте­ственно, что мы, согласно воз­раст­ному цензу, должны огра­ни­чи­вать какой-то кон­тент. И наша задача взрас­тить наших детей так, чтобы они были готовы жить в совре­мен­ном обще­стве, чтобы они были социализированы. 

И прежде всего этим должна зани­маться семья. Ни школа, ни какие-то еще инсти­туты это не сде­лают, поэтому вы как взрос­лый чело­век должны пони­мать, что с вашим ребен­ком про­ис­хо­дит, и что он потребляет.

– Сооб­ще­ние от слу­ша­те­лей: «Сыну 6,5 лет, любит рисо­вать “Майн­крафт” или “Лего” фигурки» – ну, вот, чем увле­ка­ется, то и рисует, все нормально.

– Он рисует то, что у него есть. Было бы инте­ресно, если бы вы поспра­ши­вали его, потому что я думаю, что он так играет.

Потому что одно дело, когда ребе­нок делает рас­ста­новку, то есть он берет это «Лего» и что-то там сва­ли­вает, раз­би­рает, соби­рает это. А дру­гое дело – он играет в рисунки, поэтому мы должны пони­мать, что это в прин­ципе нор­маль­ная вещь.

Пого­во­рите, спро­сите, он вам рас­ска­жет. Похва­лите его и посмот­рите на дина­мику раз­ви­тия вашего ребенка, как он нари­сует дальше.

– Вопрос: «Если в 3 года ребе­нок рисует только тем­ными цве­тами – в основ­ном чер­ным, на что обра­тить вни­ма­ние?» Это попу­ляр­ный вопрос, потому что есть некий миф. 

Обычно роди­тели сразу начи­нают пере­жи­вать,  если видят чер­ный цвет. Но, насколько я помню, вы гово­рили, что у трех­летки еще нет вот этого какого-то мрач­ного кон­тек­ста, кото­рый бы он в это вкладывал.

– Какое-то объ­яс­не­ние должно быть. Может быть, это ваш люби­мый цвет, вы, как Коко Шанель, любите чер­ный цвет и пла­тье-футляр, вы посто­янно одеты в чер­ный цвет, и оттен­ков чер­ного очень-очень много в принципе.

Ино­гда люди выби­рают ван­ную такую, в чер­ном тоне, поэтому ребе­нок нахо­дится в этой цве­то­вой гамме, и это вполне себе нормально.

Если – нет, то я уже сего­дня гово­рил вам о том, что одно дело, когда ребе­нок рисует вещи чер­ного цвета – то надо понять, что он рисует чер­ным цве­том. То есть все ли это в чер­ном цвете, пред­ла­га­ете ли вы ему дру­гие цвета, а он их игно­ри­рует, может, ребе­нок даль­то­ник, например.

Это дол­жен оку­лист посмот­реть: как ребе­нок вос­при­ни­мает цвета. Это может быть свя­зано с голов­ным моз­гом, и это не обя­за­тельно свя­зано с пси­хи­кой, это может быть свя­зано с цве­то­пе­ре­да­чей, и вот почему он это выби­рает этот цвет.

Не надо сразу пугаться, най­дите объ­яс­не­ние. Если чер­ный цвет он исполь­зует, потому что для него близ­кий чело­век – это мама, а мама любит тем­ные цвета, он есте­ственно будет рисо­вать чер­ный цвет.

– Если все-таки это не забо­ле­ва­ние и не окру­же­ние чер­ного цвета, то почему? То есть ребе­нок может выби­рать про­сто потому, что ему нравится?

– Ребенку, может быть, нра­вится чер­ный цвет, и он так вос­при­ни­мает чер­ный цвет. Если ему три года, я думаю, что он ещё про­сто пока малень­кий, потому что для него ярким цве­том явля­ется черный.

Чер­ный – выра­зи­тель­ный цвет, на белой бумаге смот­рится очень хорошо. Он самый кон­траст­ный по срав­не­нию с белым, это не оран­же­вый или, напри­мер, еще какой-то.

– Попро­бую резю­ми­ро­вать: либо это окру­же­ние, либо это вос­при­я­тие цвета, либо ребенку про­сто нравится.

– Либо ребенку это про­сто нра­вится, либо смот­рите, в каком состо­я­нии ребе­нок, что он гово­рит, нужно вопро­сики позадавать.

Если, напри­мер, ребе­нок нари­со­вал что-то, и он не хочет смот­реть на этот рису­нок, он пуга­ется – вот тогда нужно пойти к специалисту.

– Вопрос: «Ребе­нок 5 лет рисует живот­ных в ролях людей, кошки, собаки в пла­тьях и  костю­мах делают повсе­днев­ные дела – нор­мально ли это?»

– Нор­мально. Сей­час очень много муль­ти­ков, где живот­ные оде­тые, и это вполне себе нор­маль­ная кар­тина. И живот­ных рисо­вать гораздо легче, напри­мер, чем людей, потому что все-таки самое слож­ное для ребенка – это порт­рет: нос, глаза, губы. И все-таки ребе­нок проще к живот­ным отно­сится, нежели к людям.

– Вопрос: «А что если ребе­нок рисо­вал, рисо­вал из головы, а потом бах – и стал только сри­со­вы­вать, гово­рит, что не знает, что рисовать».

– Бывают такие вещи, и я думаю, что одна из при­чин в том, что мы живем в обще­стве, где всё оце­ни­вают. Мы при­хо­дим школу, и у нас есть уроки рисо­ва­ния, и нас оценивают.

Вообще-то, кстати говоря, мне кажется, что это очень глу­пая затея – оце­ни­вать рисунки детей, кото­рые учатся рисо­вать, потому что у всех раз­ные навыки. Нельзя срав­ни­вать Рафа­эля с Пикассо или с «Квад­ра­том» Малевича.

Понятно, что есть обра­зо­ва­тель­ные про­граммы, понятно, что есть стан­дарты, но я счи­таю, что глупо ста­вить оценки за труд, за рисо­ва­ние, за физ­куль­туру – я счи­таю, что там дол­жен быть зачет-незачет.

Ребе­нок нари­со­вал – зна­чит, он моло­дец, потому что у всех все по-дру­гому, у всех  даро­ва­ния раз­ные, у всех тонус раз­ный в руках, напри­мер. И если у ребенка сла­бый тонус в руке, он не может чет­кие линии про­ри­со­вы­вать, у него неболь­шой тре­мор есть, он не может так нари­со­вать, как нари­со­вал кто-то другой.

По всей види­мо­сти, воз­можно, ваш ребе­нок столк­нулся с какой-то оце­ноч­ной систе­мой и каким-то оце­ноч­ным чело­ве­ком, кото­рый ска­зал: о, ты ерунду какую-то нари­со­вал, намалевал! 

Все. Ребе­нок понял, что рисо­вать ему больше ничего не надо, и един­ствен­ное, что он может – это сри­со­вы­вать. Это убило в нем в творца и художника.

Это пер­вый момент. Вто­рой момент, почему сри­со­вы­вает – потому что ему чего-то хочется, но у него не получается.

Поэтому ино­гда бывает такой период, когда он именно сри­со­вы­вает, ему хочется, а он не знает, как. Учи­тель рисо­ва­ния – это, как пра­вило, какой-то сов­ме­сти­тель, кото­рый ведет рисование.

Как рисо­вать, нас никто не учит, как пере­да­вать цвет, как форму – я такого не встре­чал, может быть, вам повезло.

Есте­ственно, ребенку хочется, и воз­можно у кого-то это полу­ча­ется, и поэтому он дол­жен какое-то удо­вле­тво­ре­ние полу­чать от сво­его соб­ствен­ного труда, вот он ста­ра­ется, ста­ра­ется, а у него какая-то бяка по срав­не­нию с кем-то или с чем-то, и есте­ственно, что он срисовывает.

– Вопрос: «Дочка 5 лет, очень коряво рисует, все очень страш­ное, чаще всего лаби­ринты или улы­ба­ю­щи­еся чудо­вища одним цве­том, общее пове­де­ние нестабильное. 

Есть повод для ана­лиза или это уро­вень раз­ви­тия мозга и мел­кой моторики?»

– Во-пер­вых, ана­ли­зи­руем кон­тент, о чем я вам гово­рил. Пове­де­ние неста­биль­ное –хорошо, что вы обра­тили на это внимание.

Пер­вое – про­ана­ли­зи­руйте кон­тент, что ребе­нок у вас смот­рит, что он потреб­ляет. Потом посмот­рите, как в саду ребе­нок себя ведет, вообще кто вли­яет на ребенка. Есть ли про­блема в саду – воз­можно, там есть группа детей, кото­рые могут уни­жать, кото­рые могут ока­зы­вать такое нега­тив­ное влияние.

Есть при­чины, кото­рые ребенка могут к этому при­во­дить. Одним цве­том рисует и неста­биль­ное пове­де­ние – хоте­лось бы узнать, в чем про­яв­ля­ется неста­биль­ное пове­де­ние. Еще хочу вам ска­зать, что навык рисо­ва­ния у всех раз­ный, потому что для вас это кажется коряво, и вот эту оце­ноч­ную систему может быть, нужно пересмотреть.

Что каса­ется пове­де­ния, нужно схо­дить к пси­хо­логу, может быть, пси­хо­лог посо­ве­тует вам нев­ро­па­то­лога, потому что там может быть такое, доста­точно серьез­ное нарушение.

– На что еще можно обра­тить внимание?

– Рису­нок ребенка раз­би­ра­ется детально. Напри­мер, ребе­нок висит в воз­духе – можно интер­пре­ти­ро­вать это как то, что у ребенка нет почвы под ногами, то есть ребе­нок в общем, в чем-то поте­рян, можно так говорить.

Дальше – напри­мер, вот тут папа, тут мама, а ребе­нок между ними, все очень близко, ску­ченно, и если весь лист вообще пустой, а здесь вот три фигуры, они прямо друг на дружке – можно интер­пре­ти­ро­вать это как то, что ребе­нок под пол­ным кон­тро­лем, у него нет вообще ника­кой сво­боды, ребе­нок между папой и мамой, он не может найти ника­кой лазейки для того, чтобы поиг­рать, там тоталь­ный контроль.

Когда мы гово­рим про игро­вые вещи – напри­мер, ребе­нок прин­цес­сой себя рисует, можно гово­рить о завы­шен­ной cамо­оценке, или, напри­мер, он фигу­ри­рует в каче­стве кло­уна, шута или выбран как пер­со­наж доста­точно низ­ко­проб­ный – зна­чит, здесь зани­жен­ная самооценка.

То есть очень много дета­лей. Рису­нок в интер­пре­та­ции не дол­жен быть в отрыве от наблю­де­ния за папой, за мамой, за семьей. Потому что ино­гда это, может быть, он запом­нил какую-то кар­тинку и это про­сто ско­пи­ро­вал, а вы потом там  с пси­хо­ло­гом напри­ду­мы­вали себе что-то, диа­гноз поста­вили и начали ребенка лечить.

– Поэтому важно  само­ди­а­гно­сти­кой и само­ле­че­нием не зани­маться. Мы рас­ска­зы­ваем о том, на что можно посмот­реть, что это может зна­чить, но это не зна­чит, что нужно сей­час брать рисунки ребенка и ана­ли­зи­ро­вать их.

– Рису­нок – это допол­не­ние, это такое хоро­шее допол­не­ние к ана­лизу пове­де­ния и состо­я­нию ребенка, к пони­ма­нию, что с ним происходит.

Поэтому он с мамой при­хо­дит, пси­хо­лог обща­ется с мамой, пси­хо­лог обща­ется с ребен­ком, пси­хо­лог вни­кает в эту ситу­а­цию и потом, когда он ана­мнез прой­дет, три-четыре встречи, и всё дает какой-то результат.

Конечно, мы хотим всё быстро, но я думаю, что чем круче спе­ци­а­лист, тем больше он диа­гно­сти­рует ребенка, его пове­де­ние и все про­из­вод­ные, кото­рые с ребен­ком связаны.

– Инте­ресно, а ребе­нок сам, по своей доб­рой воле, не может нари­со­вать «пра­виль­ный» рисунок?

– Дети очень сильно под­ра­жают, дети ста­ра­ются полу­чить любовь взрос­лых, дети ста­ра­ются уго­дить взрослым.

И поэтому, если ребе­нок нари­со­вал рису­нок, а взрос­лый гово­рит: а что вот это, вот это, вот это – потом ребе­нок кор­рек­ти­рует  свой рису­нок не исходя из сво­его состо­я­ния, а исходя из того, какие тре­бо­ва­ния выдви­гают взрос­лые, и поэтому полу­ча­ются такие «пра­виль­ные» рисунки.

Что такое «пра­виль­ный», с точки зре­ния пси­хо­лога, рису­нок? Я все­гда к таким пра­виль­ным рисун­кам отно­шусь как-то не то что скеп­ти­че­ски, но  с инте­ре­сом, мне хочется «поко­пать».

– Может же у ребенка на листе быть всё хорошо?

– У ребенка может быть всё пра­вильно: и где папа, мама рас­по­ло­жены, и все про­пор­ци­о­нально, и все стоят на земле, и домик, труба, забор­чик, птички. И за руки дер­жатся, и у всех улыбки на лице, и все хорошо прорисовано.

А вот, напри­мер, если выде­лены зрачки, как неко­то­рые интер­пре­ти­руют, что там уже про­блемка. Когда выде­лены зрачки, когда в гла­зах только одни зрачки такие чер­ные, то, по всей види­мо­сти, ребе­нок нахо­дится в агрессии.

– Что, если ребе­нок не любит рисовать?

– Это нор­маль­ный про­цесс. Что-то дети любят, что-то не любят. Что такое рисо­вать, что мы имеем, когда мы гово­рим про рисо­ва­ние? Мы должны опре­де­литься, что для вас зна­чит рисование.

Одна из при­чин, почему взрос­лые не хотят рисо­вать, – и вообще, когда ты не хочешь чего-то делать, то одна из основ­ных  при­чин – потому что я это не умею. 

Ребе­нок не любит рисо­вать, потому что ребе­нок не умеет. Но если он не рисует, ничего нет страшного. 

Можно же, напри­мер, поехать на дачу и забор покра­сить. Возь­мите доску какую-то, рас­красьте, еще что-либо. Рисо­вать – это не зна­чит рисо­вать какие-то пред­меты, можно же про­сто творить.

Возь­мите белые обои, возь­мите краски и тол­стые кисти: это мой блок, это твой, давай их рас­кра­сим как-то инте­ресно, повесьте их в рамку.

Любому чело­веку, в част­но­сти, ребенку нра­вится что-то тво­рить, ему нра­вится что-то изоб­ре­тать, но из-за вли­я­ния взрос­лых мы ино­гда отбру­баем тот или иной навык, кото­рый можно развить.

– Давайте поды­то­жим: так как же пони­мать рисунки детей, для чего нам это как роди­те­лям нужно, о чем рисунки могут сигнализировать?

– Пусть ваш ребе­нок все­гда рисует, сде­лайте все воз­мож­ное для того, чтобы ребе­нок рисо­вал и реа­ли­зо­вы­вался. Когда он рисует, то рисунки помо­гают вам понять состо­я­ние ребенка и вообще понять все, что с ребен­ком происходит.

И если вы берете в руки рису­нок, то раз­го­ва­ри­вайте с ребен­ком, общай­тесь и учи­тесь пони­мать, интер­пре­ти­ро­вать, вни­кать в то, что ребе­нок изобразил.

Это будет очень и очень инте­ресно, потому что рису­нок – это именно та плат­форма, от кото­рой вы можете оттолк­нуться и про­ник­нуть во внут­рен­ний мир сво­его ребенка и, воз­можно, попра­вить именно то, что нужно попра­вить на теку­щий момент.

И, мой  вам совет – сами при­об­щай­тесь, сами рисуйте вме­сте ребен­ком, чтобы лучше пони­мать друг друга.

Соб. инф.
Эфир пере­дачи на радио «Теос»

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки