<span class="bg_bpub_book_author">Никита Затеев</span> <br>Детям о Победе: важны факты и живые истории

Никита Затеев
Детям о Победе: важны факты и живые истории

(9 голосов5.0 из 5)

В этом году отложено проведение Парада Победы и других  праздничных мероприятий, непросто пойти на кладбище, отслужить панихиду или отнести цветы прабабушкам и прадедушкам. Как рассказать детям о Победе сегодня? Никита Затеев, директор Первого кадетского корпуса, отвечает на этот и другие вопросы.

Россия и мир празднуют 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Посвященное знаменательной дате интервью с Никитой Затеевым состоялось на православном телеканале “Союз” 7 мая 2020 года в авторской программе Марины Ланской «Учимся растить любовью».

– Никита, так вышло, что в этом году не будет ни парада Победы, ни каких-то других массовых мероприятий. Мы даже не можем пойти на кладбище, чтобы там отслужить панихиду или просто отнести цветы нашим прабабушкам, прадедушкам, отвести туда наших детей. 

Но есть повод для того, чтобы побеседовать снова о подвиге нашего народа, об истории рода, семьи. Наверное, отсюда происходит любовь к Родине, правильный патриотизм. 

Поводов поговорить об этом на этот раз как будто бы меньше, но не все мы их растеряли в связи с самоизоляцией и тем режимом, в котором сейчас вынуждены находиться. Так как же воспитывать патриотизм? Как нам отметить в этот раз День Победы, большой праздник для каждого из нас? 

– 75-летие Великой Отечественной войны – это величайшее событие и большой юбилей,. И нет той семьи, где бы не памятен был свой герой. И в первую очередь, наверное, это память семейная, и отмечать будут в семьях именно воспоминаниями.

Вот, я, в частности, каждое 9 мая – даже если есть возможность побывать на параде, сходить на кладбище, на какие-то мемориалы, все равно посвящаю этому в своей семье значительное время: мы просматриваем фотографии наших предков, прадедов, дедов, прочитываем письма с фронта – те самые знаменитые конверты-треугольники, где достаточно подробно деды описывали, как они воевали, о чем они говорили, как служили, о чем думали.

Конверт

И так эта память становится более живой, а не просто как признание факта – да, у тебя дед воевал. К тому же, сейчас есть много возможностей заняться поиском своих родственников: кто где служил, какие подвиги совершал.

Есть сайт «Мемориал», по-моему, основной, сайт «Дань Победе» и другие ресурсы, где можно по фамилии и месту жительства разыскать своих родственников.

У меня все мои предки в войну жили в одной деревне, в одной волости, поэтому мне проще было их найти. Так я обрёл несколько десятков родственников – и близких, и дальних, которые участвовали в войне. И, как оказалось, они проявили себя на всех фронтах.

Изучаешь историю семьи – и расширяется кругозор, пополняются знания по истории, географии, и вместе с изучением подвига конкретного предка  глубже узнаешь, что это были за сражения, что за события происходили: оборона Ленинграда, битва за Москву, битва под Сталинградом, освобождение Европы. 

Конечно,  воодушевляет, что наши деды тоже к этому причастны. Это, наверное, основное. Ну и конечно, память духовная, молитвенная память наших предков. 

И вот я это нахожу неким открытием для себя. Господь мне открыл возможность разыскать достаточно много родственников – думаю, в первую очередь для того, чтобы их поминать на молитве о упокоении. 

Хотя не так много погибших предков, в основном все, слава Богу, вернулись с войны, несколько человек, известно – из непрямых родственников, не вернулись. И важно всех молитвой помянуть по воспоминаниям через бабушек, через дедушек.

Конечно, 9 мая – это такой особенный день – с одной стороны радостный, с другой стороны скорбный. Те жертвы, те страдания не исчезают из памяти, и они тяготят, но они нам нужны для того, чтобы сделать правильные выводы и извлечь уроки.

– Знаю, насколько Вы трепетно относитесь к этой памяти, доблести и нашего народа в целом, и своего рода. 

Но мне бы хотелось понять: а вот современные подростки, дети – вы ведь работаете с детьми, и, наверное, можете об этом говорить предметно, – они готовы воспринимать эту информацию открытым сердцем, можно ли до них достучаться? 

Есть мнение, что детям, а тем более подросткам, сегодня такое неинтересно и не нужно. 

– Вопрос непростой, и в первую очередь, исходя из возраста тех детей, с которыми необходимо вести эту работу. От этого зависит, какие методы и средства разговора на эту тему лучше применять.

Ветеран
Фото: Логиновский Денис, ru.wikipedia.org, CC BY-SA 3.0

Одно дело – начальная школа, где ребята с открытым ртом слушают взрослого и всё воспринимают, тем более, если это будет касаться их семьи, предков и родственников, и можно найти, какой кто орден заработал, за какой подвиг.

Но если мы говорим про средний и подростковый возраст, конечно, это уже тяжелее, здесь нужна конкретика, а не просто высокие слова. Почему, зачем – сразу начинают задавать вопросы, – почему столько миллионов людей погибло, может, можно было как-то по-другому.

Здесь тоже, наверное, в первую очередь нужны конкретные примеры тех или иных подвигов. И об этом есть достаточно много литературы. Одна из любимых моих книг на эту тему – «Из смерти в жизнь» петербургского писателя Галицкого, где есть примеры глубоко верующих ветеранов, которые прошли Великую Отечественную войну, и те чудеса, которые там совершались.

И вот, слава Богу, мне удалось такого ветерана застать в живых, к сожалению, сейчас его уже нет с нами. Это полковник Тимофей Павлович Дегтярев, он был самоходчиком на самоходке СУ-76. И вот в этой книге есть рассказ «Тысяча земных поклонов» – про то, что отец за него клал каждый день целую тысячу земных поклонов.

Вот такие примеры, такие рассказы оказываются достаточно интересны для подростков. Поначалу они скептически отнелись к прочитанному – мало ли кто там что насочинял; а вот когда  смогли вживую увидеться, пообщаться с участником событий, ими это  было прочувствовано.

Сам ветеран, его личность –  это для них явление, одна выправка его настоящая полковничья  чего стоит. 

Когда он пришёл к ребятам на встречу, за два часа ни разу не присел, стоял с палочкой и рассказывал про то, как воевал. 

И это, конечно, не удастся передать нам – тем, кто этого не видел, тем, кто только по воспоминаниям, по книгам это изучал и пытается это пересказать детям.

А вот живая память  – это, конечно, очень серьёзно на них влияет. К сожалению, ветеранов все меньше и меньше, поэтому приходится довольствоваться, что называется, теми средствами, которые есть.

Ветераны

Помогает и кинематограф – как советский, так и современный. Вот недавно вышел неплохой фильм «Солдатик» по настоящей истории сына полка Серёжи Алешкова – про то, как он служил и воевал.

Такими средствами можно как-то ребят зацепить, капля камень точит. Конечно, кто-то более жестко и холодно к этому относится; кто-то больше интереса проявляет; кто-то, с одной стороны, интересуется формой, допустим, или техникой – и через это можно привести к тем или иным правильным выводам, за счёт чего мы смогли победить.

Ведь можно сделать переход от обсуждения техники к разговору о силе русского оружия, а затем о силе духовной, рассказать, что мы духом были сильны, несмотря на превосходство в технике, у немцев более высокотехнологичной. Вот такими способами можно достучаться.

Более старшие ребята, ученики старших классов, конечно, особенная группа, для них важна более научная трактовка  событий – с конкретными фактами, ссылками, потому что в этом возрасте все у нас сторонники за правду, за то, чтобы всё до буквы было именно так, как это было.

Не приходится отрицать, что в советское время было своё восприятие военного подвига народа. 

Сейчас архивы дают нам возможность более подробно изучать те или иные события и поступки наших воинов, вражеских подразделений, не избегая реальных фактов, в том числе и с отрицательными моментами. 

Но именно такой подход помогает старшеклассникам почувствовать авторитетность информации, и они более серьезно к этому относятся. 

Здесь главное – сделать правильные выводы. Потому что, если это оставить на самотёк: на, книжку почитай, – то ребёнок сделает свои выводы, почитает  и другую книжку, более поверхностную,  и может просто-напросто запутаться.

Да, конечно, нужно сопровождение. Причём сопровождение грамотное: либо людей, знающих тему непосредственно, либо с точки зрения науки – как исторически это было, на основе документов, чтобы можно было подкрепить фактами те или иные доводы. 

Сейчас я работаю с кадетами младшего возраста. Им достаточно легко преподносить самые разные мероприятия начиная от исполнения песен, каких-то постановок и заканчивая церемониями памяти, панихидой – всё это очень их впечатляет, всё ложится на чистую детскую душу.

– Никита, многие родители настроились на то, что будут готовиться ко Дню Победы с детьми, собирать материал, готовить какие-то постановки, учить стихи. Может быть, не в этом году, но в прошлом это направление активно развивалось. 

Но в течение года, получается, тема войны практически не звучит. Да, в Петербурге есть традиция говорить о войне в день снятия блокады, вот и всё, собственно говоря, больше и нет. Получается, мы как-то очень точечно, максимум дважды в год, говорим о подвиге наших предков. 

Должна ли это быть какая-то системная работа, нужно ли в свои будни привносить эту информацию так, чтобы дети с ней жили, а не просто переживали услышанное от праздника к празднику?

– Считаю, что День Победы – это наша победа не только в Великой Отечественной войне. И что победа эта смогла осуществиться благодаря тысячелетней истории нашей страны и нашего народа. Потому что, если бы не было предыдущих войн, не было бы предыдущих побед, неизвестно, как бы мы вышли из такой тяжелой войны, как Вторая мировая.

Поэтому сказать, что эту тему мы изучаем точечно, будет не совсем точно. Потому что в течение года очень много событий, связанных с военной историей русской армии и нашего Отечества начиная от Дмитрия Донского, Александра Невского и заканчивая новым временем и подвигами современных воинов и офицеров. Здесь главное – делать правильные выводы и выстраивать причинно-следственную связь.

Я себя стал ощущать офицером не только потому, что у меня отец офицер, а ещё и  изучая историю своего рода, помня из детства рассказы своей бабушки, которая была ребенком во время войны. 

Я понимал, что сила духа – не только в погонах, что она – в вере православной, она – в такой принципиальной небезразличности русского народа –  сам погибай, а товарища выручай. 

И, глядя на эти примеры, даже в быту, на своих родных и близких – на то, что мы всегда друг другу помогаем, станет понятно, почему мы смогли пережить и такие страшные события, как Вторая мировая война.

Поэтому, с одной стороны, может быть, и маловато два раза в год говорить про Великую Отечественную войну. Но, с другой стороны, нельзя забывать про ту тысячелетнюю историю, которая была до этого. Так что непосредственной причиной победы, наверное, стала вот эта богатая история, которая накоплена.

– Никита, в продолжение нашей беседы Вы несколько раз упомянули слово «духовность». То есть мы говорим о Победе в Великой Отечественной войне – и вдруг духовность. И тут у многих возникает вопрос: ну, как же, «за Родину», «за Сталина» – какая там духовность, тогда был советский строй? 

Конечно, сейчас очень много архивов открыто, и мы знаем, сколько было по-настоящему верующих людей. 

Есть целый музей при храме на Шпалерной в Петербурге, где поисковики собирают находки. Во время поисковых работ они находят кресты, зашитые в шинель, которые защищали от пули в прямом и переносном смысле. Это и вручную нарисованные иконы, и написанные от руки молитвы, и всё это солдаты носили с собой. 

Вряд ли кто-то носил с собой портрет Сталина, и верующих было гораздо больше, чем принято думать.  А в музее «Ленрезерв» есть целый угол, который посвящен подвигам духовенства во время Великой Отечественной войны. 

Хочется эту страницу истории как-то обновить, поговорить об этом с детьми. Потому что есть прекрасные советские фильмы , и детские, и подростковые, и  взрослые; есть прекрасная литература, в которой мы говорим о духе человека – но не в том смысле, в котором подразумеваем мы как верующие люди.

Выходит, что эта сторона войны в советское время всё-таки не освещалась. И сейчас для того, чтобы поднять этот пласт, необходимо прикладывать усилия. Как решаете этот вопрос Вы?

– Вопрос непростой, потому что достоверных данных мало и их сложно найти,  что-то можно почерпнуть от конкретных ветеранов, узнать из воспоминаний тех или иных людей.

Сведения о духовном опыте во время войны приходится собирать по крупицам. Но, тем не менее, есть книги, посвященные именно помощи Божией на войне, поскольку память народа всё это хранит.

Об этом можно судить, даже изучая письма своего прадеда,  в которых на Пасху он писал: «поздравляю с Пасхой Христовой» – понимаете? Да, он был членом партии, и вроде бы официально все были неверующими,  но дома были иконы, и все крещёные были – все равно в письмах это везде отмечалось.

И вот, изучая самостоятельно архивы, письма, фрагменты переписки ветеранов, всё это встречаешь. В письме ведь многое не скажешь, обычно говорится о самом главном, а если там говорится о духовности – значит, это было важно и необходимо нашим предкам, и они об этом сообщали домой и понимали, что это их укрепляет, это им нужно.

Ну, и конечно, есть данные о высокопоставленных командирах, офицерах и генералах, которые были верующими, обращались за помощью Божьей. Поэтому говорить о том, что абсолютно  всё это отрицалось либо запрещалось насильственно, не приходится.

И подтверждение сказанного – опять же, вернувшись к рядовому составу – мы видим в тех же письмах, и вот, как Вы сказали, Марина, действительно, в находках поисковиков в виде крестиков, молитв.

– Никита, ещё бы хотелось вопрос поднять, раз уж мы говорим о Победе – это любовь к Родине. Как преподносить это сложное многогранное понятие детям? 

Знаю, что в кадетском корпусе Вы с этим работаете, и работаете в моем представлении успешно. Мы снимали передачу, мне самой очень понравилось. Замечательный корпус, дети, педагоги. 

Хотелось бы узнать, как Вы с ними говорите о любви к Родине? Потому что, к сожалению, иногда происходит такой перекос, что любовь к Родине как будто бы подразумевает нелюбовь ко всем остальным народам, то есть, отрицание заслуг всех остальных и так далее. 

Истинная любовь к Родине – она где? Вряд ли она стоит в противопоставлении.

– Да, конечно, она не в противопоставлении, и Родина –  не в какой-то территории, земле или брёвнах. Церковь – это не брёвна, это народ, как говорят. И точно так же можно сказать про любовь к Родине.

Родина – это не материалистичные конкретные вещи. Это память народа, духовность, накопленная за сотни лет. И об этой памяти, конечно, нужно размышлять: почему так или иначе поступали наши предки в те или иные события, почему для них это было ценно?

С одной стороны, потому что они тратили на это время жизнь, здоровье. А с другой стороны, потому что это – их достояние, достояние их предков, и им нужно было передать это дальше, сохранить.

Как это донести детям? Конечно, это вопрос не однодневной, а многолетней работы. Важно, чтобы ребята эту любовь к Родине и любовь Родины на себе прочувствовали. Что не только в том любовь, что тебе должны обеспечить какие-то материальные блага, профессию, зарплату и достаток, но и в том, что ты должен тоже что-то привнести.

Блажен тот, кто душу свою отдаст за друзей своих. И высшая заповедь – заповедь любви. И вот эта любовь – она как к человеку, так и к Родине применима. Если они будут что-то отдавать Родине, как будут отдавать за своих родных, или за друга своего, то в этом и совершат высшую заповедь Божью, тем самым возлюбят Бога.

В чем можно себя отдавать Родине? Не только на поле битвы, но и в любой профессии, даже самой мирной, можно полностью себя посвятить этому с целью создания, привнесения чего-то доброго, полезного, необходимого своему Отечеству, родным и близким.

Для этого нужно, конечно, учиться, получать знания, изучать историю и делать правильные выводы из истории, чтобы не допустить тех ошибок, которые были.

То есть любовь к Родине должна быть, с одной стороны, прививаемой от родных, наверное, из семьи. Если об этом не говорится с малых лет, то потом очень сложно что-то ребенку привить, какую-то любовь.

Если родители не ценят, где они живут, кем были их предки и что они здесь делали, или что делали те люди, которые тебе обеспечили какие-то удобства и возможности, то говорить о том, что он должен это возлюбить, и его к этому подвести сложно.

Но если  ребёнку будут рассказывать с самого детства: вот это игрушка, которую сделал твой дед, проявил свою любовь и подарил её мне; вот теперь эта игрушка переходит к тебе, к примеру.

Точно также можно сказать про родовой дом. Конечно, сейчас проблема в том, что мы теряем свои корни, корни земельные. Мы не привязаны к конкретной земле, к конкретной местности и в большей степени загнаны в какие-то городские катакомбы. 

И поэтому детям сложно объяснить, что, мол, где-то у тебя твоя земля, земля твоих предков, и ты поэтому должен всё это любить. Где, что? Он этого не видит, не ощущает. Поэтому, наверное, нужно изучать историю и страны, и своего рода. 

И когда я изучаю, то узнаю: с одной стороны, по прямой линии, все тринадцать поколений жили в одном месте; по другим линиям, и на Дону, и на Дальнем Востоке, и на Украине, и в Белоруссии. И становится понятно, что собирание всего этого расширяет кругозор ребят. 

Почему всё это едино – потому что в нас это соединяется, а не в ком-то другом. Вот, мы – воплощение объединения всех наших земель через наших родственников и предков. Они в тех или иных местах России либо кровь проливали, либо пот, чтобы там создавать и сохранять, передавать дальше…

Видео-версия передачи на православном телеканале “Союз”

Соб. инф.

Комментировать