Екатерина  II  о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

Екатерина  II  о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

(4 голоса5.0 из 5)

Прин­ципы вос­пи­та­ния  Ека­те­рины II, изло­жен­ные ею, когда она стала бабуш­кой, сильно отли­ча­лись от тра­ди­ци­он­ных  прин­ци­пов  той  эпохи. Зна­ком­ство с ними любо­пытно и полезно в наши дни. 

“Ника­ких перин – только зака­ли­ва­ние. Едой не пич­кать, за сто­лом кор­мить столько, сколько тре­бует орга­низм, между при­ё­мами пищи давать только чёр­ный хлеб”, – счи­тала императрица.

“Зато игр – сколько угодно, ведь “дет­ские игры – не суть игры, но при­леж­ней­шее упраж­не­ние детей”, – сове­тует роди­те­лям рус­ская императрица.

Ека­те­рина Вто­рая, Импе­ра­трица и Само­дер­жица Все­рос­сий­ская, вошла в исто­рию и запом­ни­лась нам прежде всего тем, что про­явила свои раз­но­об­раз­ные таланты в самых раз­ных сфе­рах рус­ской дей­стви­тель­но­сти – навер­ное, потому, что живо  и заин­те­ре­со­ванно отно­си­лась ко  всему про­ис­хо­дя­щему в стране и в мире.

За время сво­его прав­ле­ния она ощу­тимо раз­дви­нула не только гра­ницы Рос­сий­ской Импе­рии, но и гра­ницы созна­ния рус­ского чело­века, при­внеся много нового, све­жего, хотя и не при­выч­ного в наш менталитет.

Ека­те­рину  Рома­нову инте­ре­со­вали эко­но­мика и поли­тика, науки и искус­ства, и, конечно, не оста­лись в сто­роне  от ее дея­тель­ного уча­стия вос­пи­та­ние и образование.

861158 300x187 - Екатерина  II  о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

Есть све­де­ния о том, что в 1784 г. Рос­сий­ская Импе­ра­трица Ека­те­рина II оста­вила подроб­ные реко­мен­да­ции по вос­пи­та­нию вну­ков Алек­сандра и Кон­стан­тина для их вос­пи­та­теля князя Нико­лая Ива­но­вича Салтыкова.

Воз­можно, к этому Её Импе­ра­тор­ское Вели­че­ство подвигли раз­мыш­ле­ния о соб­ствен­ных недо­чё­тах в вос­пи­та­нии, кото­рые она не столько по моло­до­сти и по незна­нию, сколько в меру сло­жив­шихся не в её пользу жиз­нен­ных – семей­ных и госу­дар­ствен­ных –обсто­я­тельств допу­стила в  отно­ше­нии сво­его чада – буду­щего импе­ра­тора Павла I.

Вен­це­нос­ная бабка Павла пол­но­стью отстра­нила нелю­би­мую невестку от вос­пи­та­ния сво­его внука и пере­дала его в руки угод­ных ей воспитателей.

О его дет­стве мы знаем, что Павел вос­пи­ты­вался  в  луч­ших тра­ди­циях пат­ри­ар­халь­ной рус­ской ста­рины, то есть не имел ни в чем отказа и был, что гово­рится, бало­ван­ным, истинно цар­ским дитятей.

205535 237x300 - Екатерина  II  о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»Маль­чика  при любой погоде оде­вали  очень тепло, плотно кор­мили, не застав­ляли  быть физи­че­ски актив­ным и не сильно пере­гру­жали чем-либо – вообще  не при­нуж­дали ни к каким занятиям.

Мно­го­чис­лен­ная жен­ская двор­цо­вая челядь, в том числе няньки, кор­ми­лицы и мамки  момен­тально отзы­ва­лись на все его при­хоти, чем, по мне­нию Ека­те­рины, «при­чи­нили ему несрав­ненно больше физи­че­ского и нрав­ствен­ного зла, нежели добра…»

Почему так про­изо­шло? Отчего  уже в те годы увле­чен­ная само­об­ра­зо­ва­нием и бле­стяще про­све­щен­ная Ека­те­рина не смогла про­ти­во­сто­ять этому влиянию?

Веро­ятно, потому, что в пору  мла­ден­че­ства и дет­ства буду­щего госу­даря Павла поло­же­ние Ека­те­рины (тогда еще не полу­чив­шей про­звище Вели­кой) в Цар­ской семье было таково, что она ни в чём не  имела права голоса  и  даже как мать и не могла повли­ять на оче­видно вре­до­нос­ное вос­пи­та­ние малень­кого сына.

К тому моменту, когда власть в Рос­сии пере­ме­ни­лась и импе­ра­трица смогла при­ни­мать само­сто­я­тель­ные реше­ния, буду­щий госу­дарь Павел уже доста­точно вырос и сфор­ми­ро­вался как лич­ность, и здесь вряд ли можно было что-то изме­нить: болез­нен­ный, мни­тель­ный и во всех смыс­лах неса­мо­сто­я­тель­ный юноша, каприз­ный и инфан­тиль­ный, совер­шенно не отве­чал образу  и зада­чам буду­щего главы огром­ной Рос­сий­ской державы.

Оче­видно, что и для госу­дар­ства, и лично для его цар­ству­ю­щей матери это была боль­шая тра­ге­дия и потеря.
С горе­чью и скор­бью при­зна­вая свое мате­рин­ское пора­же­ние, став бабуш­кой, ста­ре­ю­щая импе­ра­трица напи­шет такие слова:

«У сына моего пло­хое здо­ро­вье и негод­ная душа, то послед­ствия дур­ного вос­пи­та­ния. С вну­ками моими будет иначе».

Резуль­та­том ее раз­ду­мий стала не про­сто слу­жеб­ная записка и даже не Импе­ра­тор­ский Высо­чай­ший Указ настав­нику вну­ков, а, можно ска­зать, насто­я­щий пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ский трак­тат «Настав­ле­ние о вос­пи­та­нии…» – сво­его рода работа над ошиб­ками ста­ре­ю­щей матери и самодержицы.

e04159fc9c678d7f5c547ac83ad434f5 233x300 - Екатерина  II  о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»

В этом пре­лю­бо­пыт­ном доку­менте Импе­ра­трица  Все­рос­сий­ская  ни много ни мало раз­ра­ба­ты­вает соб­ствен­ные прин­ципы вос­пи­та­ния, при­чем  не сочи­нен­ные ею, а осно­ван­ные на мно­го­ве­ко­вом опыте чело­ве­че­ства начи­ная от антич­ных времен.

Что нужно, чтобы вос­пи­тать здо­ро­вую и гар­мо­нично раз­ви­тую лич­ность? Ека­те­рина Вто­рая счи­тала, что необ­хо­димо соче­та­ние раз­ных аспектов.

В пра­виль­ном вос­пи­та­нии ребёнка должны при­сут­ство­вать и разум­ная стро­гость вос­пи­та­те­лей, и уме­рен­ность во всём,  и муд­рые огра­ни­че­ния, и при этом – есте­ствен­ная физи­че­ская актив­ность на воз­духе и дома, и доста­точ­ная  сте­пень  сво­боды и само­сто­я­тель­но­сти в выборе при при­ня­тии решений.

Импе­ра­трицу  часто кри­ти­куют за сим­па­тию к дея­те­лям  эпохи Про­све­ще­ния, к евро­пей­ским фило­со­фам-воль­но­дум­цам и безбожникам.

Однако, её вос­пи­та­тель­ные советы, осо­бенно каса­ю­щи­еся нрав­ствен­но­сти, пока­зы­вают, что  в них про­сле­жи­ва­ется ярко выра­жен­ная хри­сти­ан­ская мысль с забо­той о душе ребенка, об ограж­де­нии ее от стра­стей и гре­хов­ных помыслов.

CnzSTmQXEAAQ164 207x300 - Екатерина  II  о воспитании детей: «Отдалить от глаз и ушей их все порочные примеры»
 Из «Наставлений о воспитании…» Екатерины II:
о  развивающих играх и детской свободе

  • «…Не запре­щать им играть, сколько хотят»
  • «Дав детям в игре совер­шен­ную сво­боду, ско­рее узнать можно нравы и склон­но­сти их»
  • «Детей не должно уни­мать или выго­воры им чинить ради их дет­ской забавы и игры, или дет­ских малых неис­прав­но­стей, и за все то, что само время и рас­су­док исправят»
  • «Дет­ские игры не суть игры, но прилежнейшее упраж­не­ние детей»
  • «Буде жела­тельно детей отва­дить от игры, то на то вер­ный спо­соб есть — при­нуж­дать их несколько часов сряду еже­дневно играть тою игрушкою»

О методах учителей и наставников

  • «Буде еди­но­жды при­став­ники детям отка­зали в чем, то чтоб кри­ком и пла­чем не могли выпросить»
  • «При­став­ни­кам с тер­пе­нием слу­шать над­ле­жит дет­ские речи и раз­го­воры детей, раз­го­ва­ри­вая с вос­пи­тан­ни­ками дру­же­любно и рас­суж­дая с ними, о чем дело идет, дабы дети пова­ди­лись к рассуждению»
  • «К уче­нию не при­нуж­дать детей и за уче­ние не бра­нить. Буде учатся хорошо с охо­тою, тогда похвалить»

О нравственном воспитании

  • «Ложь и обман запре­щать над­ле­жит как детям самим, так и окру­жа­ю­щим их, даже в шут­ках не упо­треб­лять, но отвра­щать их от лжи»
  • «Отда­лить от глаз и ушей их высо­честв все худые и пороч­ные при­меры. Чтоб никто при детях не гово­рил гру­бых, непристойных и бран­ных слов и не сердился»
  • «Выго­воры чинить детям наедине и все­гда с сте­пен­ным видом и голо­сом; а хва­лить, когда то бе достойны, при свидетелях»

 О принципах обучения

  • «Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, жела­ние и любовь к зна­нию, дабы сами искали умно­жить свое знание»
  • «Над­ле­жит поощ­рять в детях любо­пыт­ство, и для того вопросы детей выслу­ши­вать должно тер­пе­ливо, на вопросы их ответ­ство­вать с точностию»
  • «Язы­кам не иначе учить, как раз­го­ва­ри­вая с ними на тех языках»
  • «Запре­ща­ется при­нуж­дать детей твер­дить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.
  • «Стра­хом научить нельзя; ибо в душу, стра­хом заня­тую, не более вло­жить можно уче­ния, как на дро­жа­щей бумаге написать»

Оце­ни­вая харак­тер, а также дело­вые и про­чие цен­ные для госу­дар­ствен­ной дея­тель­но­сти каче­ства  внука Ека­те­рины II Алек­сандра, впо­след­ствии Рос­сий­ского Импе­ра­тора Алек­сандра I,  уве­ренно можно ска­зать, что её вос­пи­та­тель­ные прин­ципы  пока­зали свою эффективность.

Ведь они немало поспо­соб­ство­вали ста­нов­ле­нию силь­ной, воле­вой, неза­ви­си­мой в суж­де­ниях  – нрав­ственно здо­ро­вой и цель­ной лич­но­сти. Неслу­чайно в исто­рии имя этого пра­во­слав­ного госу­даря  свя­зано с побе­дой над вой­сками  Напо­леона  в осво­бо­ди­тель­ной войне 1812 года  и  навсе­гда  обо­зна­чено как  Алек­сандр  Благословенный.

Неслу­чайно  его тезка Алек­сандр Пуш­кин начало его прав­ле­ния опре­де­лил как «Дней Алек­сан­дро­вых пре­крас­ное начало».

По ини­ци­а­тиве пре­красно вос­пи­тан­ного  воз­му­жав­шего «маль­чика», внука вен­це­нос­ной бабки,  в стране появи­лись новые бле­стя­щие учеб­ные заве­де­ния – уни­вер­си­теты, лицеи, гим­на­зии.  По его воле  была пре­кра­щена раз­дача госу­дар­ствен­ных кре­стьян поме­щи­кам, а вскоре вышел указ о «воль­ных хлебопашцах».

Нача­тое Алек­сан­дром Бла­го­сло­вен­ным осво­бож­де­ние кре­стьян  шло тяжело, со скри­пом – что и понятно в боль­шой тра­ди­ци­он­ной стране с мно­го­ве­ко­вым пат­ри­ар­халь­ным укла­дом. Но, как уве­рены исто­рики, именно его идеи и начи­на­ния сде­лали воз­мож­ным про­ве­де­ние реформы 1861 г., отме­нив­шей кре­пост­ное право.

Полу­ча­ется, госу­дарь, с дет­ства вос­пи­тан­ный на пра­виль­ных и здо­ро­вых прин­ци­пах Божией правды, Богом дан­ной сво­боды  выбора и чело­ве­ко­лю­бия,  поста­рался при­вне­сти это в окру­жа­ю­щий его мир. Алек­сандр I мно­гое сде­лал для того, чтобы упразд­нить раб­ство и вер­нуть чело­веку его изна­чаль­ное досто­ин­ство, напом­нив, что есть в нём образ и подо­бие Божие.

Вален­тина Киденко по мате­ри­а­лам СМИ

(В  ста­тье исполь­зо­ваны цитаты из доку­мента «Ека­те­рина II, «Настав­ле­ние о вос­пи­та­нии вели­ких кня­зей Алек­сандра и Кон­стан­тина». Собра­ние Рус­ского Импе­ра­тор­ского исто­ри­че­ского обще­ства, т. 10).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки