Хор – это когда твой голос не одинок

Хор – это когда твой голос не одинок

(0 голосов0 из 5)

Можно ли отвлечь под­рост­ков от клуб­ных тусо­вок и гад­же­тов  и заин­те­ре­со­вать их духов­ным хоро­вым  пением?  Без­условно, да – счи­тает Мар­га­рита МИКАЛАУСКАЯ, пре­по­да­ва­тель выс­шей кате­го­рии хоро­вого отде­ле­ния дет­ской школы искусств, обла­да­тель медали «За заслуги в обла­сти куль­туры и искус­ства», руко­во­ди­тель хора «Радо­неж».

Возле музы­каль­ной ауди­то­рии за пять минут до звонка обыч­ный школь­ный гал­деж  –при­выч­ного вида под­ростки в джин­сах сме­ются, бол­тают, поми­нутно загля­ды­вают в теле­фон. Но едва рас­са­жи­ва­ются, откры­вают ноты – лица ста­но­вятся дру­гими, напол­нен­ными, а пест­рая шум­ная толпа пре­вра­ща­ется в строй­ный хор.

После заня­тия, потря­сен­ная услы­шан­ным и уви­ден­ным, спра­ши­ваю их наставницу:

– Мар­га­рита Евге­ньевна, как  Вам уда­ется удер­жи­вать вни­ма­ние стар­ше­класс­ни­ков? Они  ведь погло­щены раз­вле­че­ни­ями, соц­се­тями, а здесь – такая  серьез­ная музыка.

IMG 0835 - Хор – это когда твой голос не одинок– Ста­ра­юсь, чтобы на заня­тиях было нескучно, чтобы полу­чен­ные зна­ния и уме­ния при­но­сили пользу, раз­ви­вали спо­соб­но­сти. Правда, когда вос­пи­тан­ники не дети, а почти взрос­лые, это не так просто.

Под­рост­ко­вая пси­хо­ло­гия – осо­бен­ная. Увлечь можно только при­ме­ром, поэтому мне при­хо­дится посто­янно искать новое: обнов­лять репер­туар, читать лите­ра­туру, жур­налы, совер­шен­ство­ваться в про­фес­си­о­наль­ном плане, сло­вом, быть в дви­же­нии и дви­гать кол­лек­тив, дер­жать его уровень.

Созда­вая хор, мы начали заня­тия не с азов, а сразу со слож­ного – с мно­го­го­ло­сья. Мно­го­го­ло­сье для обу­че­ния – пре­крас­ный инстру­мент, оно выра­ба­ты­вает слух для ака­пель­ного пения. А петь без акком­па­не­мента – это уже выс­ший пило­таж. Сло­вом, мы не искали про­стых путей.

– В под­рост­ко­вом воз­расте цер­ков­ная тема­тика книг, музыки, искус­ства начи­нает раз­дра­жать. Зача­стую под­ростки ухо­дят из Церкви, не все и воз­вра­ща­ются. Как стар­ше­класс­ники из «Радо­нежа»  вос­при­ни­мают духов­ный и цер­ков­ный репертуар?

– Для них цер­ков­ная музыка орга­нична – они с этим выросли. Поэтому и в стар­шем воз­расте про­дол­жают при­об­щаться к сокро­ви­щам духов­ной музыки, такой пре­крас­ной, близ­кой рус­ской душе.

Цер­ков­ная музыка вышла из народ­ной, в ста­рину были зна­мен­ные рас­певы и их крю­ко­вая запись, потом с Запада при­шли ноты, появи­лось пар­тес­ное пение. Новый род рус­ской цер­ков­ной и кон­церт­ной музыки – мно­го­го­лос­ное хоро­вое пение, вве­ден­ное Пат­ри­ар­хом Нико­ном, в Рос­сии при­жи­лось, и теперь оно стало основ­ным в цер­ков­ном бого­слу­же­нии. Наши уче­ники знают исто­рию, у них есть музы­каль­ный вкус, поэтому духов­ные пес­но­пе­ния  у них не вызы­вают отторжения.

IMG 3091 300x227 - Хор – это когда твой голос не одинокВообще, я счи­таю, что хор – это пре­крас­ное объ­еди­ня­ю­щее начало, для под­рост­ков это пси­хо­ло­ги­че­ское реше­ние воз­раст­ной про­блемы оди­но­че­ства, ведь в хоре никто не оди­нок, ни один голос не теряется.

Назва­ние хора на слуху, он лау­реат кон­кур­сов меж­ду­на­род­ного, все­рос­сий­ского, реги­о­наль­ного уров­ней. В 2012 году «Радо­нежу» испол­ни­лось 15, тогда ему при­сво­или зва­ние образ­цо­вого, в 2017 году отме­ча­лось 20-летие. Как  созда­вался коллектив? 

–  Рас­ска­зы­вая  о «Радо­неже», не обой­тись без неболь­шого экс­курса в исто­рию. В Заре­чен­ской школе искусств в Туле рабо­таю со дня созда­ния хоро­вого отде­ле­ния. Тогда, в 1997 году, оно назы­ва­лось отде­ле­нием духов­ной музыки. Откры­лось оно при дея­тель­ном уча­стии мно­гих людей по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­лита Туль­ского и Белев­ского Сера­пи­она, при под­держке насто­я­теля храма пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского про­то­и­е­рея  Ген­на­дия Кова­лев­ского, его сына отца Вяче­слава Кова­лев­ского, дирек­тора  дет­ской школы искусств Нико­лая Алек­се­ева и завуча Ольги Щербачевой.

Цели у отде­ле­ния были в хоро­шем смысле амби­ци­оз­ные – воз­ро­дить тра­ди­ции пения духов­ной музыки, создав для этого гра­мот­ный дет­ский хор. Тако­вым и дол­жен был стать хор «Радо­неж» под моим руководством.

Для меня, в то время начи­на­ю­щего  педа­гога, задача пона­чалу каза­лась слиш­ком ответ­ствен­ной  и непо­силь­ной. От меня ждали появ­ле­ния не рядо­вого кол­лек­тива, а такого, кото­рый смог бы достойно пред­став­лять школу на кон­церт­ных пло­щад­ках обла­сти, страны.  Посте­пенно кол­лек­тив стал  насто­я­щим хором, обла­да­те­лем почет­ных гра­мот, бла­го­дар­но­стей, дипло­мов и, с пол­ным пра­вом можно ска­зать, кон­церт­ным кол­лек­ти­вом. Отмечу, что раньше у дет­ских хоров вообще не было такой тра­ди­ции – высту­пать с кон­цер­тами, выез­жать на боль­шие кон­курсы. Теперь это нор­маль­ная часть жизни, хотя, конечно, при­вык­нуть  к ней невоз­можно – она тре­бует уси­лий, эмо­ци­о­наль­ной отдачи. Каж­дое выступ­ле­ние и вол­ни­тельно, и празд­нично для детей.

– На каких прин­ци­пах стро­и­лось обу­че­ние, как был орга­ни­зо­ван учебно-вос­пи­та­тель­ный процесс?

– Начи­нали с малого. Это сей­час на отде­ле­нии обу­ча­ется 150 чело­век, а тогда к нам при­шло всего 25. Была напи­сана  допол­ни­тель­ная про­грамма «Хоро­вое пение (Духов­ная музыка)». Мы соеди­няли уроч­ную и вне­уроч­ную формы работы, вли­я­ние зна­чи­мых для ребенка сфер – семьи, школы, обще­ства и храма. Основ­ной акцент делали на содру­же­стве  и сотвор­че­стве уча­ще­гося и педа­гога, на твор­че­ском начале, на  само­ре­а­ли­за­ции  детей, для чего ста­ра­лись создать  все усло­вия. Про­грамма дей­ствует и сей­час, правда, по новым феде­раль­ным тре­бо­ва­ниям: теперь  вось­ми­лет­нее обу­че­ние, детей наби­раем 6,5 – 10 лет.

Начало нашей работы при­шлось на осо­бен­ное время, когда после 70-лет­него совет­ского пере­рыва в духов­ной музыке начался подъем. Отде­ле­ние раз­ви­ва­лось, к его пяти­ле­тию мы про­вели откры­тые уроки, пока­зали свои дости­же­ния. Тогда же с хором мы заняли тре­тье место на Меж­ду­на­род­ном кон­курсе в Бала­шихе ко Дню сла­вян­ской пись­мен­но­сти и куль­туры. Я начала рабо­тать в школе искусств дале­ким от веры чело­ве­ком, и, навер­ное, только бла­го­даря цер­ков­ной  и духов­ной музыке, бла­го­даря моим уче­ни­кам и их успе­хам сама вскоре при­шла к глу­бо­кому пере­жи­ва­нию пра­во­сла­вия, к вере.

– Какие дан­ные нужны ребенку для хоро­вого пения? Какие пред­меты ему пред­стоит изу­чать в школе искусств?

– Чтобы петь в хоре, нужны музы­каль­ный  слух и голос – их мы обычно опре­де­ляем на про­слу­ши­ва­нии. Дети изу­чают хор, хоро­вое соль­феджио, фор­те­пи­ано, музы­каль­ную лите­ра­туру. Я пре­по­даю хор и вокал.

IMG 3828 300x236 - Хор – это когда твой голос не одинокПред­меты про­ни­кают друг в друга, нет чет­ких гра­ниц, поэтому на одном заня­тии мы зача­стую даем зна­ния сразу по несколь­ким дис­ци­пли­нам – для  хоро­ви­ков осо­бенно  важны меж­пред­мет­ные связи. На заня­тиях хора все­гда зани­ма­емся вокаль­ным вос­пи­та­нием. Участ­нику хора важна вокаль­ная поста­новка. Если у тебя постав­лен голос, то ты и в вокале неза­ме­ним, и в хоре пре­кра­сен. Правда, вопрос  о  сущ­но­сти хоро­вого и вокаль­ного пения  нико­гда не был про­стым, поскольку вокал и хор – прин­ци­пи­ально раз­ные манеры  испол­не­ния. Хоро­вики  убеж­дены, что нужно ниве­ли­ро­вать тембры, ведь для того, чтобы хор  пред­став­лял собой еди­ный орга­низм, тре­бу­ется уни­сон­ное пение, в пар­тиях сгла­жен­ное по темб­рам. Но, когда  руко­во­ди­тель хора зани­ма­ется вокаль­ным вос­пи­та­нием, он учит петь сольно, и в этом смысле реша­ются общие задачи.

Дети не про­сто учатся петь, отта­чи­вают фра­зи­ровку и инто­на­цию, но и полу­чают музы­каль­ное обра­зо­ва­ние в широ­ком смысле слова – обре­тают музы­каль­ный кру­го­зор. Раньше к  ребя­там при­хо­дили свя­щен­ники,  подробно рас­ска­зы­вали  им о бого­слу­же­нии, празд­ни­ках, тра­ди­циях цер­ков­ного пения, потом в систему обра­зо­ва­ния ввели куль­ту­ро­ло­ги­че­ский пред­мет ОПК. Но мы тоже не допус­каем про­бе­лов – по ходу заня­тий, когда необ­хо­димо, объ­яс­няем поня­тия, смысл основ­ных момен­тов богослужения.

Со стар­шей груп­пой – под­рост­ками – это излишне, они сами во мно­гом раз­би­ра­ются и все пре­красно пони­мают – все они воцер­ко­в­лен­ные.

Веду и сред­нюю группу хора – с ней мы начи­наем  цер­ков­ное пение с коля­док – вот где при­хо­дится о мно­гом рас­ска­зы­вать. Ино­гда с ребя­тами бесе­дует свя­щен­ник Заха­рия Сига­лев – наш духов­ный наставник.

– Мар­га­рита Евге­ньевна, что дает кол­лек­тиву «Радо­нежа» уча­стие в конкурсах? 

– Вме­сте с «Радо­не­жем» мы  мно­гое пере­жили, побы­вали на раз­лич­ных мероприятиях.

Они все­гда дают допол­ни­тель­ный сти­мул к раз­ви­тию. Осо­бенно это каса­ется пра­во­слав­ных кон­кур­сов, потому что под­го­товка к ним  помо­гает  мно­гое понять о Пра­во­сла­вии, о глу­бине и раз­но­об­ра­зии духов­ной музыки, глубже про­ник­нуть в ее суть.

Обычно в кон­курс­ных про­грам­мах зву­чат и народ­ная песня, и рус­ская клас­сика,  а чтобы их хорошо испол­нить, необ­хо­димо вдум­чи­вое пере­жи­ва­ние выбран­ного репер­ту­ара. Все это раз­ви­вает музы­каль­ную эру­ди­цию и побуж­дает детей изу­чать свои истоки, корни.

Уча­стие важно и как новый твор­че­ский этап –  всё полез­ное, что делаем на заня­тиях во время репе­ти­ций, не про­па­дает даром. Это и навыки соль­ного пения, и опыт пуб­лич­ного выступ­ле­ния, и мно­гое другое.

Один из люби­мых нами кон­кур­сов – «Тула Пра­во­слав­ная», там  мы  высту­паем еже­годно, зани­маем пер­вые места. Сами себе поста­вили  высо­кую планку, кото­рую теперь  нельзя опус­кать. Кон­курс род­ной, здесь нас знают, на нем мы заре­ко­мен­до­вали  себя, поэтому  при­хо­дится осо­бенно трудно – вся­кий раз нужно чем-то уди­вить, выбрать выиг­рыш­ный репер­туар, а кому-то и под­ска­зать хоро­шее про­из­ве­де­ние на буду­щее. С духов­ной музы­кой для детей довольно сложно, не все ребе­нок может вос­при­нять, испол­нить, поэтому ста­ра­емся быть сво­его рода пер­во­про­ход­цами – осва­и­вать новое.

Так, в этом году ребята пели Мусорг­ского «Ангел вопи­яше» – непро­стое про­из­ве­де­ние, необыч­ное по стилю, напи­сан­ное ком­по­зи­то­ром для взрос­лого сме­шан­ного хора в пере­ло­же­нии для дет­ского хора Н. Аве­ри­ной. У Мусорг­ского свой музы­каль­ный язык, в про­шлом году про­хо­дил  семи­нар по  его твор­че­ству. Хор­мей­стер Вла­ди­слав Соко­лов сде­лал пере­ло­же­ние фор­те­пи­ан­ного цикла «Кар­тинки с выставки» для дет­ского хора, для начала мы разу­чили  номера из цикла и соль­ные номера из вокаль­ного цикла «Дет­ская», а потом, поскольку  оси­лили этот мате­риал, решили посмот­реть и духов­ные про­из­ве­де­ния. У автора неболь­шой духов­ный репер­туар. Нашли то, что было необычно по гар­мо­нии и  решили про­дол­жить тему.

Хор «Радо­неж»  в этом году снова взял пер­вое место, но у меня к кол­лек­тиву и к своей работе кри­тич­ное отно­ше­ние: да, вроде бы неплохо смот­римся, но есть шеро­хо­ва­то­сти, не только музы­каль­ные, но и пси­хо­ло­ги­че­ские, над кото­рыми пред­стоит поработать.

IMG 0950 prevju 300x209 - Хор – это когда твой голос не одинок

– Кого из участ­ни­ков хора хоте­лось бы назвать в числе лучших?

– Поздрав­ляю  всех наших ребят с их новым опы­том и дости­же­ни­ями. Успешно высту­пила Ксе­ния Пав­лова, в своей номи­на­ции она заняла  пер­вое  место в вокаль­ном кон­курсе. Миша Пол­то­ран про­явил себя и полу­чил вто­рое место. Был и заме­ча­тель­ный дуэт сестер Тимо­фе­е­вых – правда, девочки куда-то спе­шили, на сцене рас­те­ря­лись, но все равно молодцы – попро­бо­вали силы. Илья Тимо­феев тоже вол­ну­ется на под­мост­ках, они для него – не род­ной дом, но и он стал сво­бод­нее себя чув­ство­вать, а с пре­одо­ле­нием пси­хо­ло­ги­че­ского барьера у него появи­лась  и вокаль­ная сво­бода. Кто-то решил свои задачи, кто-то про­сто себя попро­бо­вал, кто-то полу­чил ощу­ще­ние радо­сти, твор­че­ского полета, а кто-то понял, что пора раз­ви­ваться дальше. Дети оце­нили свои реаль­ные воз­мож­но­сти,  почув­ство­вали свои гра­ницы.  Все они по-раз­ному вос­при­ни­мают пуб­лику, про­стран­ство, но хор – это осо­бен­ное состо­я­ние, та общ­ность, где можно почув­ство­вать плечо друга, мыс­ленно «подер­жаться» за тех, кто рядом.

– Не каж­дый вока­лист спо­со­бен научить сво­ему мастер­ству. Побы­вав на Вашем заня­тии,  можно убе­диться, что Вы дела­ете это с лег­ко­стью. Как Вы транс­ли­ру­ете зна­ния и уме­ния и в чем сек­рет успеха музы­каль­ного педагога?

– Пере­да­вать вокаль­ное мастер­ство непро­сто, этому учишься всю жизнь. Мето­дика пре­по­да­ва­ния – не одна, тех­но­ло­гий и  при­е­мов  мно­же­ство. Зани­ма­юсь люби­мым делом долго, и сей­час появ­ля­ется лег­кость и пони­ма­ние того, что нужно.

Очень помог в работе опыт одного авто­ри­тет­ного педа­гога, с кото­рым дове­лось пооб­щаться. Это хоро­вой дири­жер Геор­гий Струве – чело­век уни­каль­ный. Он пол­века про­ра­бо­тал с детьми – создал первую в СССР дет­скую хоро­вую сту­дию, раз­ра­бо­тал систему руч­ных зна­ков. Его тео­рия музы­каль­ного вос­пи­та­ния поз­во­ляет учить пению всех, без отбора. Книга Струве для пре­по­да­ва­те­лей так и назы­ва­ется – «Музыка для всех», его мето­дика хоро­вого соль­феджио стала откры­тием. Он – автор более 200 про­из­ве­де­ний для детей и юно­ше­ства, запи­сал  с хором около 30 пла­сти­нок. Высту­пал на радио и ТВ, писал музыку к филь­мам и пере­да­чам.  В честь него назван Меж­ду­на­род­ный дет­ский хоро­вой кон­курс. Под его нача­лом создана обра­зо­ва­тель­ная про­грамма «Воз­рож­де­ние и раз­ви­тие тра­ди­ци­он­ной рос­сий­ской пев­че­ской хоро­вой куль­туры». В 1997 году я позво­нила Геор­гию Алек­сан­дро­вичу в сту­дию и попро­сила о встрече. И он отклик­нулся – с удо­воль­ствием пока­зал кол­лек­тив и рас­ска­зал о своей методике.

– Пре­по­да­вая, навер­ное, вспо­ми­на­ете  свою учебу?

– Конечно, да. Правда, музы­каль­ную школу сна­чала посе­щала без осо­бой охоты – ведь меня, как и каж­дого ребенка в совет­ское время, водили на заня­тия «хоть куда-нибудь». Но потом начало полу­чаться, учеба обрела смысл. Бла­го­дарна педа­го­гам, кото­рые гово­рили: ты можешь, иди учиться дальше. Посту­пила в музу­чи­лище имени Дар­го­мыж­ского, затем в Пет­ро­за­вод­скую кон­сер­ва­то­рию по классу хоро­вого дири­жи­ро­ва­ния, сама стала пре­по­да­ва­те­лем. Спа­сибо Люд­миле Куз­не­цо­вой, Вален­тине Мака­ни­ной, Свет­лане Дмит­ри­е­вой, Вале­рии Пес­ко­вой! В школе искусств под­дер­жала Ольга Щер­ба­чева, ей я обя­зана отча­сти и воцерковлением.

– Вы обща­е­тесь со сво­ими быв­шими уче­ни­ками, зна­ете, как сло­жи­лась их жизнь?

– Мно­гие выпуск­ники хора успешно обу­ча­ются в выс­ших и сред­них музы­каль­ных учеб­ных заве­де­ниях Тулы, Орла, Калуги, в сто­лице, неко­то­рые сами пре­по­дают, а еще поют и реген­туют в туль­ских и мос­ков­ских хра­мах. В школе рабо­тает выпуск­ница хора «Радо­неж» Ана­ста­сия Кузьменкова.

IMG 3793 300x233 - Хор – это когда твой голос не одинокРадостно, что вче­раш­ние ребята живут цер­ков­ной жиз­нью, что они в Церкви. Раиса  и Аня Хаса­новы пели в туль­ском храме Димит­рия Солун­ского, сей­час они в сто­лице, поют в мос­ков­ских хра­мах. Елена Коз­лова  после школы окон­чила Калуж­ское музы­каль­ное учи­лище, заму­жем за свя­щен­ни­ком, зани­ма­ется с детьми пением в вос­крес­ной школе, поет в хра­мо­вом хоре. Учит детей пению и Настя Суш­мин­ская – ино­гда сове­ту­ется со мной по интер­нету по поводу  репер­ту­ара. Настя Моро­зова  при­няла постриг в Шамор­дино, теперь она – мать Алек­сия, поет на кли­росе. Игорь Тихо­нов­ский зани­ма­ется пра­во­слав­ным ска­ут­ским дви­же­нием. Сло­вом, выпуск­ники отде­ле­ния обрели не только про­фес­сию, но и некий внут­рен­ний стер­жень, миро­воз­зре­ние, а неко­то­рые, воз­можно, и веру.

Раз в месяц  мы  с кол­лек­ти­вом хора испол­няем Боже­ствен­ную литур­гию  в  храме пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского. Это необя­за­тель­ная прак­тика, факуль­та­тив. Обычно при­хо­дит поло­вина состава (около 15  чело­век), но для них это бес­цен­ный опыт.

В про­шлое вос­кре­се­ние  вме­сте с нами пела мно­го­лет­няя участ­ница хоро­вого кон­курса «Тула Пра­во­слав­ная», наша выпуск­ница. После службы при­хо­жане спра­ши­вали, кто так пре­красно соли­ро­вал, и для нас радостны такие оценки.

Испол­нять пес­но­пе­ния литур­гии под­рост­кам непро­сто, но они ответ­ственно к этому под­хо­дят. Ребята ста­ра­ются  за бого­слу­же­нием для Бога и для  моля­щихся, пони­мают, что цер­ков­ное пение сакраль­ное, создает осо­бый духов­ный настрой.

Полез­ный опыт полу­чают и малень­кие участ­ники хора – они пока не очень хорошо знают службу, но это дети с хоро­шими вокаль­ными дан­ными. Они верно чув­ствуют мно­гое, что вскоре будут спо­собны передать.

Отно­ше­ние у детей к такой прак­тике самое серьез­ное, поскольку с самых пер­вых заня­тий мы гово­рили о том, что хор – это осо­бый лик, а пою­щие в нем молятся Богу от лица всех  живущих.

Бесе­до­вала Вален­тина Киденко

Фото автора

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки