сайт для родителей

Хор – это когда твой голос не одинок

Print This Post

40


Хор – это когда твой голос не одинок
(0 голосов: 0 из 5)

Можно ли отвлечь подростков от клубных тусовок и гаджетов  и заинтересовать их духовным хоровым  пением?  Безусловно, да – считает Маргарита МИКАЛАУСКАЯ, преподаватель высшей категории хорового отделения детской школы искусств, обладатель медали «За заслуги в области культуры и искусства», руководитель хора «Радонеж».

Возле музыкальной аудитории за пять минут до звонка обычный школьный галдеж  –привычного вида подростки в джинсах смеются, болтают, поминутно заглядывают в телефон. Но едва рассаживаются, открывают ноты – лица становятся другими, наполненными, а пестрая шумная толпа превращается в стройный  хор.

После занятия, потрясенная услышанным и увиденным, спрашиваю их наставницу:

– Маргарита Евгеньевна, как  Вам удается удерживать внимание старшеклассников? Они  ведь поглощены развлечениями, соцсетями, а здесь – такая  серьезная музыка.

– Стараюсь, чтобы на занятиях было нескучно, чтобы полученные знания и умения приносили пользу, развивали способности. Правда, когда воспитанники не дети, а почти взрослые, это не так просто.

Подростковая психология – особенная. Увлечь можно только примером, поэтому мне приходится постоянно искать новое: обновлять репертуар, читать литературу, журналы, совершенствоваться в профессиональном плане, словом, быть в движении и двигать коллектив, держать его уровень.

Создавая хор, мы начали занятия не с азов, а сразу со сложного – с многоголосья. Многоголосье для обучения – прекрасный инструмент, оно вырабатывает слух для акапельного пения. А петь без аккомпанемента – это уже высший пилотаж. Словом, мы не искали простых путей.

– В подростковом возрасте церковная тематика книг, музыки, искусства начинает раздражать. Зачастую подростки уходят из Церкви, не все и возвращаются. Как старшеклассники из «Радонежа»  воспринимают духовный и церковный репертуар?

– Для них церковная музыка органична – они с этим выросли. Поэтому и в старшем возрасте продолжают приобщаться к сокровищам духовной музыки, такой прекрасной, близкой русской душе.

Церковная музыка вышла из народной, в старину были знаменные распевы и их крюковая запись, потом с Запада пришли ноты, появилось партесное пение. Новый род русской церковной и концертной музыки – многоголосное хоровое пение, введенное Патриархом Никоном, в России прижилось, и теперь оно стало основным в церковном богослужении. Наши ученики знают историю, у них есть музыкальный вкус, поэтому духовные песнопения  у них не вызывают отторжения.

Вообще, я считаю, что хор – это прекрасное объединяющее начало, для подростков это психологическое решение возрастной проблемы одиночества, ведь в хоре никто не одинок, ни один голос не теряется.

Название хора на слуху, он лауреат конкурсов международного, всероссийского, регионального уровней. В 2012 году «Радонежу» исполнилось 15, тогда ему присвоили звание образцового, в 2017 году отмечалось 20-летие. Как  создавался коллектив?

–  Рассказывая  о «Радонеже», не обойтись без небольшого экскурса в историю. В Зареченской школе искусств в Туле работаю со дня создания хорового отделения. Тогда, в 1997 году, оно называлось отделением духовной музыки. Открылось оно при деятельном участии многих людей по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона, при поддержке настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского протоиерея  Геннадия Ковалевского, его сына отца Вячеслава Ковалевского, директора  детской школы искусств Николая Алексеева и завуча Ольги Щербачевой.

Цели у отделения были в хорошем смысле амбициозные – возродить традиции пения духовной музыки, создав для этого грамотный детский хор. Таковым и должен был стать хор «Радонеж» под моим руководством.

Для меня, в то время начинающего  педагога, задача поначалу казалась слишком ответственной  и непосильной. От меня ждали появления не рядового коллектива, а такого, который смог бы достойно представлять школу на концертных площадках области, страны.  Постепенно коллектив стал  настоящим хором, обладателем почетных грамот, благодарностей, дипломов и, с полным правом можно сказать, концертным коллективом. Отмечу, что раньше у детских хоров вообще не было такой традиции – выступать с концертами, выезжать на большие конкурсы. Теперь это нормальная часть жизни, хотя, конечно, привыкнуть  к ней невозможно – она требует усилий, эмоциональной отдачи. Каждое выступление и волнительно, и празднично для детей.

– На каких принципах строилось обучение, как был организован учебно-воспитательный процесс?

– Начинали с малого. Это сейчас на отделении обучается 150 человек, а тогда к нам пришло всего 25. Была написана  дополнительная программа «Хоровое пение (Духовная музыка)». Мы соединяли урочную и внеурочную формы работы, влияние значимых для ребенка сфер – семьи, школы, общества и храма. Основной акцент делали на содружестве  и сотворчестве учащегося и педагога, на творческом начале, на  самореализации  детей, для чего старались создать  все условия. Программа действует и сейчас, правда, по новым федеральным требованиям: теперь  восьмилетнее обучение, детей набираем 6,5 – 10 лет.

Начало нашей работы пришлось на особенное время, когда после 70-летнего советского перерыва в духовной музыке начался подъем. Отделение развивалось, к его пятилетию мы провели открытые уроки, показали свои достижения. Тогда же с хором мы заняли третье место на Международном конкурсе в Балашихе ко Дню славянской письменности и культуры. Я начала работать в школе искусств далеким от веры человеком, и, наверное, только благодаря церковной  и духовной музыке, благодаря моим ученикам и их успехам сама вскоре пришла к глубокому переживанию православия, к вере.

– Какие данные нужны ребенку для хорового пения? Какие предметы ему предстоит изучать в школе искусств?

– Чтобы петь в хоре, нужны музыкальный  слух и голос – их мы обычно определяем на прослушивании. Дети изучают хор, хоровое сольфеджио, фортепиано, музыкальную литературу. Я преподаю хор и вокал.

Предметы проникают друг в друга, нет четких границ, поэтому на одном занятии мы зачастую даем знания сразу по нескольким дисциплинам – для  хоровиков особенно  важны межпредметные связи. На занятиях хора всегда занимаемся вокальным воспитанием. Участнику хора важна вокальная постановка. Если у тебя поставлен голос, то ты и в вокале незаменим, и в хоре прекрасен. Правда, вопрос  о  сущности хорового и вокального пения  никогда не был простым, поскольку вокал и хор – принципиально разные манеры  исполнения. Хоровики  убеждены, что нужно нивелировать тембры, ведь для того, чтобы хор  представлял собой единый организм, требуется унисонное пение, в партиях сглаженное по тембрам. Но, когда  руководитель хора занимается вокальным воспитанием, он учит петь сольно, и в этом смысле решаются общие задачи.

Дети не просто учатся петь, оттачивают фразировку и интонацию, но и получают музыкальное образование в широком смысле слова – обретают музыкальный кругозор. Раньше к  ребятам приходили священники,  подробно рассказывали  им о богослужении, праздниках, традициях церковного пения, потом в систему образования ввели культурологический предмет ОПК. Но мы тоже не допускаем пробелов – по ходу занятий, когда необходимо, объясняем понятия, смысл основных моментов богослужения.

Со старшей группой – подростками – это излишне, они сами во многом разбираются и все прекрасно понимают – все они воцерковленные.

Веду и среднюю группу хора – с ней мы начинаем  церковное пение с колядок – вот где приходится о многом рассказывать. Иногда с ребятами беседует священник Захария Сигалев – наш духовный наставник.

– Маргарита Евгеньевна, что дает коллективу «Радонежа» участие в конкурсах?

– Вместе с «Радонежем» мы  многое пережили, побывали на различных мероприятиях.

Они всегда дают дополнительный стимул к развитию. Особенно это касается православных конкурсов, потому что подготовка к ним  помогает  многое понять о Православии, о глубине и разнообразии духовной музыки, глубже проникнуть в ее суть.

Обычно в конкурсных программах звучат и народная песня, и русская классика,  а чтобы их хорошо исполнить, необходимо вдумчивое переживание выбранного репертуара. Все это развивает музыкальную эрудицию и побуждает детей изучать свои истоки, корни.

Участие важно и как новый творческий этап –  всё полезное, что делаем на занятиях во время репетиций, не пропадает даром. Это и навыки сольного пения, и опыт публичного выступления, и многое другое.

Один из любимых нами конкурсов – «Тула Православная», там  мы  выступаем ежегодно, занимаем первые места. Сами себе поставили  высокую планку, которую теперь  нельзя опускать. Конкурс родной, здесь нас знают, на нем мы зарекомендовали  себя, поэтому  приходится особенно трудно – всякий раз нужно чем-то удивить, выбрать выигрышный репертуар, а кому-то и подсказать хорошее произведение на будущее. С духовной музыкой для детей довольно сложно, не все ребенок может воспринять, исполнить, поэтому стараемся быть своего рода первопроходцами – осваивать новое.

Так, в этом году ребята пели Мусоргского «Ангел вопияше» – непростое произведение, необычное по стилю, написанное композитором для взрослого смешанного хора в переложении для детского хора Н. Авериной. У Мусоргского свой музыкальный язык, в прошлом году проходил  семинар по  его творчеству. Хормейстер Владислав Соколов сделал переложение фортепианного цикла «Картинки с выставки» для детского хора, для начала мы разучили  номера из цикла и сольные номера из вокального цикла «Детская», а потом, поскольку  осилили этот материал, решили посмотреть и духовные произведения. У автора небольшой духовный репертуар. Нашли то, что было необычно по гармонии и  решили продолжить тему.

Хор «Радонеж»  в этом году снова взял первое место, но у меня к коллективу и к своей работе критичное отношение: да, вроде бы неплохо смотримся, но есть шероховатости, не только музыкальные, но и психологические, над которыми предстоит поработать.

– Кого из участников хора хотелось бы назвать в числе лучших?

– Поздравляю  всех наших ребят с их новым опытом и достижениями. Успешно выступила Ксения Павлова, в своей номинации она заняла  первое  место в вокальном конкурсе. Миша Полторан проявил себя и получил второе место. Был и замечательный дуэт сестер Тимофеевых – правда, девочки куда-то спешили, на сцене растерялись, но все равно молодцы – попробовали силы. Илья Тимофеев тоже волнуется на подмостках, они для него – не родной дом, но и он стал свободнее себя чувствовать, а с преодолением психологического барьера у него появилась  и вокальная свобода. Кто-то решил свои задачи, кто-то просто себя попробовал, кто-то получил ощущение радости, творческого полета, а кто-то понял, что пора развиваться дальше. Дети оценили свои реальные возможности,  почувствовали свои границы.  Все они по-разному воспринимают публику, пространство, но хор – это особенное состояние, та общность, где можно почувствовать плечо друга, мысленно «подержаться» за тех, кто рядом.

– Не каждый вокалист способен научить своему мастерству. Побывав на Вашем занятии,  можно убедиться, что Вы делаете это с легкостью. Как Вы транслируете знания и умения и в чем секрет успеха музыкального педагога?

– Передавать вокальное мастерство непросто, этому учишься всю жизнь. Методика преподавания – не одна, технологий и  приемов  множество. Занимаюсь любимым делом долго, и сейчас появляется легкость и понимание того, что нужно.

Очень помог в работе опыт одного авторитетного педагога, с которым довелось пообщаться. Это хоровой дирижер Георгий Струве – человек уникальный. Он полвека проработал с детьми – создал первую в СССР детскую хоровую студию, разработал систему ручных знаков. Его теория музыкального воспитания позволяет учить пению всех, без отбора. Книга Струве для преподавателей так и называется – «Музыка для всех», его методика хорового сольфеджио стала открытием. Он – автор более 200 произведений для детей и юношества, записал  с хором около 30 пластинок. Выступал на радио и ТВ, писал музыку к фильмам и передачам.  В честь него назван Международный детский хоровой конкурс. Под его началом создана образовательная программа «Возрождение и развитие традиционной российской певческой хоровой культуры». В 1997 году я позвонила Георгию Александровичу в студию и попросила о встрече. И он откликнулся – с удовольствием показал коллектив и рассказал о своей методике.

– Преподавая, наверное, вспоминаете  свою учебу?

– Конечно, да. Правда, музыкальную школу сначала посещала без особой охоты – ведь меня, как и каждого ребенка в советское время, водили на занятия «хоть куда-нибудь». Но потом начало получаться, учеба обрела смысл. Благодарна педагогам, которые говорили: ты можешь, иди учиться дальше. Поступила в музучилище имени Даргомыжского, затем в Петрозаводскую консерваторию по классу хорового дирижирования, сама стала преподавателем. Спасибо Людмиле Кузнецовой, Валентине Маканиной, Светлане Дмитриевой, Валерии Песковой! В школе искусств поддержала Ольга Щербачева, ей я обязана отчасти и воцерковлением.

– Вы общаетесь со своими бывшими учениками, знаете, как сложилась их жизнь?

– Многие выпускники хора успешно обучаются в высших и средних музыкальных учебных заведениях Тулы, Орла, Калуги, в столице, некоторые сами преподают, а еще поют и регентуют в тульских и московских храмах. В школе работает выпускница хора «Радонеж» Анастасия Кузьменкова.

Радостно, что вчерашние ребята живут церковной жизнью, что они в Церкви. Раиса  и Аня Хасановы пели в тульском храме Димитрия Солунского, сейчас они в столице, поют в московских храмах. Елена Козлова  после школы окончила Калужское музыкальное училище, замужем за священником, занимается с детьми пением в воскресной школе, поет в храмовом хоре. Учит детей пению и Настя Сушминская – иногда советуется со мной по интернету по поводу  репертуара. Настя Морозова  приняла постриг в Шамордино, теперь она – мать Алексия, поет на клиросе. Игорь Тихоновский занимается православным скаутским движением. Словом, выпускники отделения обрели не только профессию, но и некий внутренний стержень, мировоззрение, а некоторые, возможно, и веру.

Раз в месяц  мы  с коллективом хора исполняем Божественную литургию  в  храме преподобного Сергия Радонежского. Это необязательная практика, факультатив. Обычно приходит половина состава (около 15  человек), но для них это бесценный опыт.

В прошлое воскресение  вместе с нами пела многолетняя участница хорового конкурса «Тула Православная», наша выпускница. После службы прихожане спрашивали, кто так прекрасно солировал, и для нас радостны такие оценки.

Исполнять песнопения литургии подросткам непросто, но они ответственно к этому подходят. Ребята стараются  за богослужением для Бога и для  молящихся, понимают, что церковное пение сакральное, создает особый духовный настрой.

Полезный опыт получают и маленькие участники хора – они пока не очень хорошо знают службу, но это дети с хорошими вокальными данными. Они верно чувствуют многое, что вскоре будут способны передать.

Отношение у детей к такой практике самое серьезное, поскольку с самых первых занятий мы говорили о том, что хор – это особый лик, а поющие в нем молятся Богу от лица всех  живущих.

Беседовала Валентина Киденко

Фото автора

Оставить комментарий

Обсудить на форуме

Система Orphus