Музыкальное развитие дошкольников

Музыкальное развитие дошкольников

(5 голосов5.0 из 5)

Музы­каль­ное раз­ви­тие очень важно для любого ребенка. И это совсем не озна­чает, что из малыша с пеле­нок необ­хо­димо рас­тить гени­аль­ного музы­канта, но научить его слу­шать, пони­мать музыку, насла­ждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начи­нать музы­каль­ное раз­ви­тие и в чем же оно должно заключаться?

Музы­каль­ное раз­ви­тие спо­соб­ствует целост­ному фор­ми­ро­ва­нию лич­но­сти ребенка. Во время слу­ша­ния музыки про­ис­хо­дит раз­ви­тие цен­траль­ной нерв­ной системы, мышеч­ного аппа­рата, облег­ча­ется про­цесс соци­а­ли­за­ции, раз­ви­ва­ется худо­же­ствен­ное мыш­ле­ние, чув­ство прекрасного.

От рож­де­ния до 2 лет

Как известно, слу­хо­вое вос­при­я­тие (не в при­мер зри­тель­ному) к моменту появ­ле­ния крохи на свет сфор­ми­ро­вано очень хорошо. Еще нахо­дясь в живо­тике у мамы, кроха слы­шит ее голос. Ребе­нок повто­ряет речь людей, звуки живот­ных. Нежи­вая при­рода (стук двери, к при­меру) его совер­шенно не инте­ре­сует. Иссле­до­ва­те­лями отме­чено, что лепет всех детей мира оди­на­ко­вый, неза­ви­симо от того, какой язык зву­чит вокруг. Обра­ща­ясь к погре­муш­кам, стоит отме­тить, что они про­из­во­дят раз­но­об­раз­ней­шие звуки — глу­хие, трес­ку­чие, как мара­касы, или звон­кие, как коло­коль­чик. При их покупке ста­рай­тесь под­би­рать как можно боль­ший спектр зву­ча­ний. Пред­ло­жите малышу срав­нить звуки раз­ных погре­му­шек, В насто­я­щее время на рынке дет­ских това­ров боль­шую нишу зани­мают элек­трон­ные музы­каль­ные игрушки (мобили, музы­каль­ные ков­рики, элек­трон­ные пиа­нино и пр.). Важно, чтобы вос­про­из­во­ди­мая музыка была узна­ва­ема и хоро­шего каче­ства. Ценно еще и то, что для извле­че­ния звука (мело­дии) малышу потре­бу­ется совер­шить дей­ствие — уда­рить по кла­више, повер­нуть рыча­жок, потро­гать игрушку и т.п. Это будет спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию при­чинно-след­ствен­ных свя­зей на уровне “реак­ция ‑сти­мул”, раз­ви­вая тем самым кору голов­ного мозга.

Совсем малень­кому ребенку вы инту­и­тивно пред­ла­га­ете спо­кой­ные колы­бель­ные перед сном, задор­ные и рит­мич­ные песенки во время бодр­ство­ва­ния. Двух­лет­нему малышу можно пред­ло­жить выбрать самому, какой вари­ант из пред­ло­жен­ных музы­каль­ных отрыв­ков больше подой­дет, напри­мер, для зарядки. Объ­яс­ните, что зна­чит выра­же­ние “делать под музыку”. Дети пре­красно пой­мут его смысл, если не стес­няться пре­уве­ли­ченно серьезно изоб­ра­зить мар­ше­вые дви­же­ния под музыку Грига. Полу­ча­ется? Нет. Под эту музыку дви­же­ния должны быть плав­ные и раз­ме­рен­ные. Без­условно, можно исполь­зо­вать записи песе­нок из мульт­филь­мов. Но не поле­ни­тесь вне­сти раз­но­об­ра­зие. Дети очень хорошо вос­при­ни­мают “мяг­кие” джа­зо­вые ком­по­зи­ции (с легко про­сле­жи­ва­е­мой глав­ной темой). Их удачно пред­ла­гать перед отхо­дом ко сну. К при­меру, подой­дут такие про­из­ве­де­ния, как “Summertime” Дж. Гер-швина, “Осанна”, прак­ти­че­ски любое про­из­ве­де­ние Вебера. Из репер­ту­ара клас­си­че­ской музыки можно оста­но­виться на “К Элизе” и 14‑й сонате (Лун­ной) Бет­хо­вена, валь­сах Гри­бо­едова, нок-тюр­нах Глинки, “Пер Гюнте” Грига, “Эле­гии” Массне.

Для актив­ного вре­мя­про­вож­де­ния возь­мите ита­льян­скую польку и 14‑й кон­церт Рах­ма­ни­нова, турец­кое рондо Моцарта, вальс Хача­ту­ряна к драме “Мас­ка­рад”, шутку из оркест­ро­вой сюиты Баха. Сей­час суще­ствует вели­кое мно­же­ство тема­ти­че­ских ком­пакт-дис­ков с запи­сями музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, аран­жи­ро­ван­ных для малы­шей. Это вари­анты попу­ляр­ных про­из­ве­де­ний без слож­ных для дет­ского уха аккор­дов и вто­рых тем. Прак­ти­че­ски зву­чит одна мело­дия. В любом воз­расте чело­веку при­ятно и полезно слу­шать записи зву­ков при­роды — жур­ча­щего ручья, бушу­ю­щего моря, шур­ша­щего дождя… Но не забы­вайте непре­лож­ное пра­вило — раз­го­ва­ри­вайте с ребен­ком о том, что он услы­шал. Спро­сите малыша, по-нра­ви­лось ли, о чем он думал во время про­слу­ши­ва­ния, какие чув­ства пере­жи­вал. Ведь может ока­заться, что у него воз­ни­кают непри­ят­ные ассо­ци­а­ции. Обсуж­дайте все, что услы­шано впер­вые, обра­щая вни­ма­ние на эмо­ци­о­наль­ную сто­рону (какие воз­ни­кают чув­ства, образы).

2–3 года — пер­вые инструменты

В слу­ша­нии музыки мы уже под­на­то­рели, и на смену доб­рым ста­рым, но уже надо­ев­шим погре­муш­кам при­хо­дят самые насто­я­щие музы­каль­ные инстру­менты. В этом воз­раст­ном про­ме­жутке наи­бо­лее опти­мально будет обра­тить вни­ма­ние на озна­ком­ле­ние малыша с музы­каль­ными инстру­мен­тами.

Бара­бан, можно быть уве­рен­ным, будет вос­при­нят на “ура”. Пред­ло­жите юному удар­нику хлоп­нуть по бара­бану ладо­шкой, потом посту­чать паль­чи­ком, поверх­ность можно погла­дить. Отбейте бара­бан­ную дробь; хотя подоб­ные упраж­не­ния малышу еще не под силу, этим вы рас­ши­рите для него диа­па­зон вос­про­из­во­ди­мых зву­ков и побу­дите инте­рес к даль­ней­шим мани­пу­ля­циям. Палочки пока стоит отло­жить в сто­рону во избе­жа­ние травматизма.

Затем пред­ла­гаем бубен — по сути, услож­нен­ный вари­ант бара­бана — можно и бить, и зве­неть. Пока­жите малышу, как можно акком­па­ни­ро­вать любым мело­диям. Вари­ан­тов акком­па­не­мента мно­же­ство. Самый про­стой — удары на силь­ную долю — места, кото­рые зву­чат более сильно и четко. Напри­мер, “В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик” и дро­жа­ние бубен­чи­ков на про­тяж­ные глас­ные. Отлично подой­дет “Песенка водя­ного”, в част­но­сти фраза “А мне лета-а-ать охота” или “Кры­ла­тые качели”, то есть мед­лен­ные мело­дии. На этих музы­каль­ных инстру­мен­тах лучше всего пока­зать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо вос­при­ни­мают ассо­ци­а­цию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2–3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обыч­ном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побе­жали (быстро). Теперь также паль­чи­ками по барабану/бубну. Про­верьте, понял ли вас малыш, слу­шая дет­ские песенки. Они, как пра­вило, демон­стри­руют четко быст­рый или мед­лен­ный темп. В пер­вом слу­чае подой­дут “А может быть ворона”, “Песенка Крас­ной Шапочки”, “Танец малень­ких утят”. Мед­лен­ный темп отлично про­ил­лю­стри­руют “Песенка водя­ного”, “Песенка Чере­пахи и Львенка”, “Колы­бель­ная мед­ве­дицы”. Нема­ло­важно то, что про­слу­ши­ва­ние дет­ских песе­нок ини­ци­и­рует пев­че­скую актив­ность малыша, спо­соб­ствует раз­ви­тию речи, обо­га­щает пас­сив­ный сло­варь. Попытки под­пе­вать вне­сут вклад в раз­ви­тие арти­ку­ля­ци­он­ного аппа­рата, а соот­не­се­ние музы­каль­ной темы с люби­мым мульт­филь­мом поз­во­лит создать пози­тив­ный настрой, улуч­шить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Дети обычно не стес­ня­ются петь вслух, если только “доб­рые” взрос­лые не ска­зали когда-то нечто нелест­ное о таком пении. Не допус­кайте подоб­ного, в про­тив­ном слу­чае при­дется исправ­лять допу­щен­ные про­махи — лич­ным при­ме­ром бес­страшно демон­стри­ро­вать любовь к пению. Сле­ду­ю­щий шаг — пока­зать раз­ную дли­тель­ность звука и ритм. Итак, левой рукой мед­ленно и рит­мично (раз в две секунды) бьете по бара­бану, затем добав­ля­ете пра­вую (каж­дую секунду). У нас полу­ча­ется на один удар левой — два удара пра­вой. Теперь пред­ло­жите малышу “заме­нить” вашу левую руку — сна­чала пусть поло­жит ладо­шку сверху и ощу­тит ритм, затем тихонько уби­ра­ете свою ладонь. И перед нами — тан­дем удар­ни­ков! Дальше меня­е­тесь “пар­ти­ту­рами”, убыст­ря­ете или замед­ля­ете темп, меня­ете соот­но­ше­ние уда­ров (1:4) и т.д.

А теперь — ложки. Их даже поку­пать не надо. Навер­ное, най­дется в хозяй­стве пара дере­вян­ных ложек. Сло­жите их тыль­ными сто­ро­нами, скре­пите концы для удоб­ства резин­кой. Для пер­вич­ного озна­ком­ле­ния вполне доста­точно. Дер­жать ложки нужно за скреп­лен­ные кон­чики, не сжи­мая слиш­ком крепко, иначе, будучи сжа­тыми, они не изда­дут стука. Детям не так про­сто пра­вильно взять ложки, куда при­выч­нее схва­тить покрепче, как погре­мушку. Потре­бу­ется добиться неко­то­рой рас­слаб­лен­но­сти, Зву­ча­ние ложек тра­ди­ци­онно соче­та­ется с народ­ными пес­нями и попев­ками, но подой­дет и прак­ти­че­ски любая рит­мич­ная мело­дия (“Танец малень­ких утят”, “Антошка”, “Кабы не было зимы”).

Если вдруг най­дете в про­даже тре­щотку, ее тоже можно пред­ло­жить ребенку. Так же, как и ложки, этот инстру­мент тре­бует опре­де­лен­ной коор­ди­на­ции дви­же­ний для извле­че­ния звука. Тут необ­хо­дима согла­со­ван­ная работа мышц кисти и пред­пле­чья. Игрой на тре­щотке удобно сопро­вож­дать речевки, частушки (можно исполь­зо­вать “Частушки бабок ежек”).

После 3 лет можно пред­ло­жить малышу метал­ло­фон. Мело­дич­ные гаммы спо­собны вооду­ше­вить дет­ское твор­че­ство-подоб­ного их малень­кие ушки еще не слы­шали. При этом надо учесть, что палочку сле­дует дер­жать легко, не сжи­мая, иначе звук не полу­чится чистым. Этот момент малыши “ловят” не сразу, но со вре­ме­нем все нач­нет получаться.

4 года — слу­шаем музыку

Четы­рех­лет­ний слу­ша­тель уже довольно опы­тен, по-преж­нему пыт­лив, непо­сед­лив и нетер­пе­лив. Именно сей­час боль­шую часть вре­мени стоит уде­лить слу­ша­нию музыки. Про­слу­ши­вая музы­каль­ное про­из­ве­де­ние, малыш легко раз­бе­рется с тем­пом и вычле­нит извест­ные ему инстру­менты. Пора рас­ши­рить его кру­го­зор, позна­ко­мить с новыми музы­каль­ными инстру­мен­тами. Это поз­во­лит при про­слу­ши­ва­нии музыки задей­ство­вать важ­ную пси­хи­че­скую функ­цию — ана­лиз, кото­рый необ­хо­дим для умствен­ного раз­ви­тия крохи. Обла­дая новыми зна­ни­ями, ребе­нок готов к посе­ще­нию кон­сер­ва­то­рии. Можно пред­вос­хи­тить куль­тур­ный поход про­смот­ром видео­за­пи­сей с кон­цер­тами, про­ана­ли­зи­ро­вать и обсу­дить услы­шан­ное. Музыка, ока­зы­ва­ется, может рас­ска­зать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инстру­мен­тов. Позна­ко­мимся со сло­вами “мажор” и “минор”. Сде­лать их доступ­ными для пони­ма­ния ребенка помо­гут анто­нимы весело — грустно. И пред­ло­жить опре­де­лить, какому про­из­ве­де­нию что подой­дет. Для минора можно взять “Болезнь куклы” Чай­ков­ского, а для мажора “Турец­кое рондо” Моцарта. Мажор — все­гда уве­рен­ный, радост­ный, бра­ви­ру­ю­щий, минор — груст­ный, Еще проще для дети­шек опре­де­лять харак­тер музыки сле­ду­ю­щим обра­зом: мажор — хочется сме­яться, минор — хочется пла­кать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под зву­ча­щую музыку, и “поста­вить диа­гноз”. Чтобы закре­пить этот мате­риал, хорошо потре­ни­ро­ваться на сле­ду­ю­щих музы­каль­ных про­из­ве­де­ниях. Минор — “Пер­вая утрата” Шумана, “Танец малень­ких лебе­дей” Чай­ков­ского, рус­ская народ­ная песня “Во поле береза сто­яла”. Мажор — “Ита­льян­ская полька” Рах­ма­ни­нова, “Кло­уны” Каба­лев­ского, “Чунга-чанга”. Теперь еще более странно зву­ча­щие слова, но объ­яс­нить их еще проще: стак­като — резко, отры­ви­сто и легато — плавно, замед­ленно. При испол­не­нии стак­като каж­дый звук “гово­рит” отдельно, ждет своей оче­реди, а в слу­чае легато — звуки “пере­те­кают” один в дру­гой. Напри­мер, “Во поле березка сто­яла” — оче­вид­ное легато, песня “Улыбка” — бес­спор­ное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит орга­ни­зо­вать зна­ком­ство с более широ­ким кру­гом музы­каль­ных инстру­мен­тов. Малышу уже хорошо известны удар­ные. Из группы кла­виш­ных вполне воз­можно пока­зать фор­те­пи­ано, упо­мя­ните про орган, кла­ве­син (их малыш уви­дит в кон­сер­ва­то­рии). Группу духо­вых пред­ста­вят флейта, труба. Хорошо, если сов­местно со зву­ча­нием можно будет пока­зать изоб­ра­же­ние инстру­мента. Рас­ска­жите малышу перед похо­дом в кон­сер­ва­то­рию о пра­ви­лах пове­де­ния в этом месте. Объ­яс­ните, что во время испол­не­ния не при­нято раз­го­ва­ри­вать, вста­вать с места, шуметь. Для начи­на­ю­щих пред­ла­га­ются або­не­менты на кон­церты, непро­дол­жи­тель­ные по вре­мени. Можно посе­тить кон­церт­ный зал Рос­сий­ской ака­де­мии музыки им. Гне­си­ных. Здесь про­во­дятся вос­крес­ные днев­ные кон­церты; в числе про­чих про­из­ве­де­ний испол­ня­ются этюды Листа (напри­мер, “Хоро­вод гно­мов”), музыка Грига к пьесе Ибсена “Пер Гюнт”, Сен-Сане “Кар­на­вал живот­ных”. Будет очень неплохо, если во время пер­вого посе­ще­ния кон­сер­ва­то­рии малыш услы­шит уже зна­ко­мые про­из­ве­де­ния — это поз­во­лит яснее оце­нить раз­ницу между вос­про­из­ве­де­нием с диска и “живым” зву­ча­нием. Для пер­вых посе­ще­ний можно выбрать цикл пьес Каба­лев­ского, про­из­ве­де­ния малых форм Моцарта, фольк­лор­ные песни. Далее выби­райте музы­каль­ную сказку “Волк и семеро коз­лят”, оперы “Сказка о мерт­вой царевне и семи бога­ты­рях”, “Рикки-Тикки-Тави”, “Огниво”. Не менее инте­ресно для малыша будет посе­ще­ние Рос­сий­ского цен­тра музей­ной педа­го­гики дет­ского твор­че­ства в Госу­дар­ствен­ном Рус­ском музее. Туда можно пойти с ребен­ком двух лет, напри­мер, на або­не­мент “В худо­же­ствен­ном музее вме­сте с мамой”, “Игры со зву­ками и крас­ками”. Для 4‑летних малы­шей пред­ла­га­ется або­не­мент “Встречи с пре­крас­ным”. В Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном Доме музыки вни­ма­нию малы­шей и их мам пред­ло­жат ска­зоч­ный кон­церт “Конек-Гор­бу­нок” и “Сказку о царе Сал­тане” по одно­имен­ной опере Рим­ского-Кор­са­кого. В Мос­ков­ском театре Новая опера им. Е. В. Коло­бова вни­ма­нию юных слу­ша­те­лей пред­ста­вят оперу “Кош­кин дом”. Можно также посе­тить дет­ский музы­каль­ный театр им. Н. Сац с бога­тым репер­ту­а­ром спек­так­лей для малы­шей. Инте­рес­ные спек­такли можно посмот­реть в музы­каль­ном театре “Экс­пе­ри­мент Ъ”. Наи­боль­шим успе­хом поль­зу­ются поста­новки “Коте­нок по имени Гав”, “Лету­чий корабль”, “Кошка, кото­рая гуляла сама по себе”.

В воз­расте 4 лет полезно позна­ко­миться с таким при­е­мом, как меди­та­ция под музыку. Совсем недавно был прой­ден кри­зис трех лет (или вы еще в про­цессе), малыш осо­знает себя в окру­жа­ю­щем мире отдельно от вас, чув­ствует себя неза­ви­си­мой лич­но­стью, но это не так уж про­сто. Попро­буйте с ребен­ком меди­ти­ро­вать. Важ­ное усло­вие — урав­но­ве­шен­ное, спо­кой­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние роди­те­лей. Выби­райте спо­кой­ную, про­зрач­ную музыку, без тре­вож­ных зву­ков. Реко­мен­ду­е­мые про­из­ве­де­ния: ком­по­зи­ции Китаро, “Спек­траль­ная сюита” Стива Хал­перна, “Вечер­няя сере­нада” Шуберта, “Песня Соль­вейг” Грига. Вам пона­до­бятся также мяг­кие пастель­ные или мас­ля­ные каран­даши, лист бумаги. Время меди­та­ции — 20–30 минут. Уло­жите малыша в уют­ное, теп­лое место, при­глу­шите свет, вклю­чите выбран­ную музыку и начи­найте рас­ска­зы­вать исто­рию. При­мерно такую: “Это было дав­ным-давно (или совсем недавно). В дале­кой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счаст­ливы. Лучик рос очень быстро, согре­вал всех сво- им теп­лом и дарил радость окру­жа­ю­щим. Его учили луч­шие муд­рецы, и он стал пони­мать язык зве­рей и птиц, язык ветра и волны. .. Когда Лучик под­рос, он решил отпра­виться путе­ше­ство­вать, чтобы помо­гать всем осталь­ным. И во время стран­ствий уви­дел чудес­ный дом, в нем зву­чала музыка. Он зашел туда и уви­дел то, что ему было так нужно…” Теперь пред­ло­жите малышу нари­со­вать, что уви­дел Лучик. То, что на самом деле необ­хо­димо ему самому. Если ребе­нок не захо­чет рисо­вать, пусть рас­ска­жет. В этом упраж­не­нии музыка помо­гает малышу рас­сла­биться, иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с героем сказки, а зна­чит, почув­ство­вать себя люби­мым и счаст­ли­вым. Этот образ семьи ока­зы­вает поло­жи­тель­ное воз­дей­ствие, путе­ше­ствие иллю­стри­рует разум­ную самостоятельность.

5–6 лет — все “по-взрос­лому”

В воз­расте 5–6 лет в детях твор­че­ская жилка бук­вально бьет клю­чом, но при этом уже намного более дис­ци­пли­ни­ро­вана, нежели год-дру­гой назад. Тво­рить и про­из­во­дить шум — насущ­ная потреб­ность дошколь­ника. То есть самое время перейти от слу­ша­ния к вос­про­из­ве­де­нию. Пред­ла­гаем вам орга­ни­зо­вать музы­каль­ный шумо­вой оркестр. Это доста­точно шум­ное меро­при­я­тие, для кото­рого потре­бу­ется и фоно­вая музыка, кото­рая создаст необ­хо­ди­мый настрой, задаст ритм. Подой­дут афри­кан­ские или япон­ские бара­баны, мара­касы. Не менее увле­ка­те­лен и про­цесс изго­тов­ле­ния инстру­мен­тов. При­го­дятся банки с водой, стек­лян­ные и пла­сти­ко­вые бутылки с горо­хом, фасо­лью, греч­кой, бубны, ложки, рас­ческа, ведра, рези­но­вые шары, даже счеты. Подой­дет все, с помо­щью чего можно извлечь хоть какой-то звук. Поста­вив музы­каль­ное про­из­ве­де­ние, слу­шаем его, вни­каем, создаем настро­е­ние. После этого пыта­емся допол­нить зву­ча­ние сво­ими силами, Лучше попро­бо­вать все инстру­менты, потом раз­да­вать пред­по­чте­ния. Воз­можно, сна­чала у малыша не полу­чится ника­кой мело­дии. Если он про­сто бьет инстру­мен­тами, не пре­ры­вайте дей­ство. Это отлич­ный спо­соб изба­виться от нега­тив­ных эмо­ций, раз­ря­диться. В сле­ду­ю­щий раз нач­нется про­цесс син­теза, сози­да­ния. Заня­тие будет более эффек­тив­ным, если в нем при­мут уча­стие двое-трое детей. Работа услож­ня­ется, но уве­ли­чи­ва­ется и коли­че­ство реша­е­мых задач. При­дется научиться слу­шать друг друга. Для вас же это воз­мож­ность оце­нить эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние сво­его чада и дать ему воз­мож­ность импро­ви­за­ции. В этом воз­расте про­дол­жаем рас­ши­рять репер­туар музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, кото­рые можно пред­ло­жить ребенку для про­слу­ши­ва­ния. Под­би­рать музы­каль­ные про­из­ве­де­ния нужно соот­вет­ственно настро­е­нию малыша, Вы смо­жете пози­тивно вли­ять на его эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние. Для 5–6 лет­них детей реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать сле­ду­ю­щий репертуар:

  • при пере­утом­ле­нии — “Утро” Грига, “Поло­нез” Огинского;
  • при пло­хом настро­е­нии — “К радо­сти” Бет­хо­вена, “Аве Мария” Шуберта.
  • при выра­жен­ной раз­дра­жи­тель­но­сти — “Хор пили­гри­мов” Ваг­нера, “Сен­ти­мен­таль­ный вальс” Чайковского.
  • при сни­же­нии вни­ма­ния — “Вре­мена года” Чай­ков­ского, “Лун­ный свет” Дебюсси, “Грезы” Шумана.

Опи­ра­ясь на этот спи­сок, вы можете допол­нять его, учи­ты­вая вкусы и потреб­но­сти сво­его малыша.

Источ­ник: жур­нал «Малыш и Мама» №11, 2007

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Ольга, 18.10.2016

    Спа­сибо вам, выводы ваши очень полезны для меня, я начи­на­ю­щий муз­ра­бот­ник . Вос­поль­зу­юсь вашими сове­тами обя­за­тельно, и буду ста­раться при­ви­вать детям любовь к клас­си­че­ской музыке и гово­рить с родителями.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки