Игумен Нектарий (Морозов): «Поверхностно относиться ко всему гораздо проще»

Игумен Нектарий (Морозов): «Поверхностно относиться ко всему гораздо проще»

(9 голосов5.0 из 5)

Мы посто­янно упре­каем детей за то, что они сколь­зят по поверх­но­сти. Учатся через силу, дома помо­гают спу­стя рукава, ника­ким делом их не заин­те­ре­со­вать. Но сами-то мы, соб­ственно – как? 

Эта ста­тья будет инте­ресна всем роди­те­лям – и начи­на­ю­щим, и опыт­ным, и даже тем, кто еще нахо­дится в ожи­да­нии ребенка. Научиться вос­пи­ты­вать детей можно. Но для начала полезно загля­нуть в свой внут­рен­ний мир и наве­сти там порядок.

Как нам уйти от поверх­ност­ного миро­вос­при­я­тия и при­об­ре­сти боль­шую глу­бину веры, отно­ше­ния к ближ­ним, к детям?

В своём блоге об этом раз­мыш­ляет мис­си­о­нер, про­по­вед­ник, автор книг по вос­пи­та­нию игу­мен Нек­та­рий (Моро­зов).

144591283112 - Игумен Нектарий (Морозов): «Поверхностно относиться ко всему гораздо проще»

О труде жить всерьез

«К сожа­ле­нию, боль­шая часть людей хочет поверх­ностно отно­ситься не только к хри­сти­ан­ству как тако­вому, но и к жизни в целом.

Конечно, далеко не каж­дый чело­век, кото­рый этого хочет, может заявить об этом жела­нии во все­услы­ша­ние (хотя немало и тех, кто заяв­ляет). И не каж­дый может до конца в себе это жела­ние осознать.

Но порою бывает доста­точно посмот­реть на то, как ты живешь, как оце­ни­ва­ешь те или иные свои поступки или собы­тия в своей жизни, чтобы из этого сде­лать заклю­че­ние: да, ты отно­сишься и к хри­сти­ан­ству, и к жизни в целом поверхностно.

И это поверх­ност­ное отно­ше­ние ты сам для себя выбрал – как наи­бо­лее удоб­ное, наи­ме­нее трав­ми­ру­ю­щее тебя, тре­бу­ю­щее менее всего и внеш­них, и внут­рен­них усилий.

Жить поверх­ностно все­гда гораздо проще. Когда кто-то сде­лал что-то пло­хое, проще всего его за это осу­дить и выки­нуть из своей жизни. 

Когда чьи-то дела и поступки поль­зу­ются все­об­щей под­держ­кой, то проще всего пойти вслед за обще­ствен­ным мне­нием, про­слав­лять этого чело­века и под­дер­жи­вать его, не вгля­ды­ва­ясь в обсто­я­тель­ства его жизни, сви­де­тель­ству­ю­щие о том, что на самом деле он – преступник.

И всё то доб­рое, что мы видим на поверх­но­сти, явля­ется всего-навсего шир­мой, за кото­рой он мог бы без­на­ка­занно совер­шать свои злодеяния.

Это то, что каса­ется отно­ше­ния к окру­жа­ю­щей нас жизни. Но то же самое спра­вед­ливо и в отно­ше­нии нас самих. 

Если мы глу­боко и осно­ва­тельно начи­наем раз­би­раться в при­чи­нах своих поступ­ков и ска­зан­ных нами слов, то зача­стую видим очень непри­гляд­ную кар­тину того, что тво­рится в нашей душе.

И, коль скоро мы это видим, то со всем этим надо что-то делать. А делать – не хочется, потому что это трудно и больно. Гораздо проще и к самим себе отно­ситься поверх­ностно: дол­жен хри­сти­а­нин в этой ситу­а­ции посту­пить так (по той же пре­сло­ву­той букве)?

Ну, вот я и посту­паю! А если разо­браться в ситу­а­ции, то может ока­заться, что на самом деле хри­сти­ан­ская совесть тре­бо­вала совер­шенно другого.
Ситу­а­ция может быть такого же рода, как с жен­щи­ной, взя­той в пре­лю­бо­де­я­нии (Ин. 8, 2‒11). Надо ли, по закону Мои­се­еву, побить ее кам­нями? Да, надо. Так давайте побьем и забу­дем про нее, и разой­демся по домам!

А вме­сто этого Хри­стос пред­ла­гает всмот­реться в себя и, если ока­жется, что ты без греха – бро­сить камень, а если в тебе есть грех, то – уйти домой, поло­жив камни там, где они лежали. Сде­лать это и трудно, и стыдно, и больно.

В этом еван­гель­ском эпи­зоде мы в боль­шей сте­пени кон­цен­три­ру­емся на Хри­сте Спа­си­теле и на Его сло­вах к этой жен­щине, кото­рую, когда она оста­лась одна, Он спро­сил: «Никто не бро­сил в тебя камень?» 

И мы забы­ваем об обви­няв­ших ее людях, кото­рые поло­жили камни и ушли по домам, но ушли – с какими чувствами? 

Кто-то, воз­можно, с чув­ством рас­ка­я­ния, а дру­гие – с чув­ством страш­ной нена­ви­сти ко Хри­сту, заста­вив­шему их таким обра­зом пока­зать, что они сами – греш­ники и недо­стойны кого-либо судить (а, может быть, и сами заслу­жи­вают суда и нака­за­ния за свои неправды).

Да, поверх­ностно отно­ситься ко всему гораздо проще. И в чело­веке посто­янно про­яв­ля­ется это стрем­ле­ние к поверхностности.

Положи каме­шек на какую-то тон­кую грань – он прак­ти­че­ски сразу упа­дет в одну или в дру­гую сто­рону. И по канату идти трудно – все время есть риск упасть, поте­ряв баланс.

Как тело невольно стре­мится к паде­нию или камень соскаль­зы­вает с тон­кой грани, точно так же и мы посто­янно соскаль­зы­ваем в поверх­ност­ность, потому что она – проще. 

А то, что проще, вос­при­ни­ма­ется нами как естественное.

И выход тут только один: по-насто­я­щему научиться любить труд, начать вос­при­ни­мать его как есте­ствен­ную при­над­леж­ность нашей жизни. 

Потому что с тех пор, как про­зву­чали эти слова – «в поте лица тво­его будешь есть хлеб твой» (Быт. 3, 19) – они сде­ла­лись зако­ном всей нашей жизни до Вто­рого при­ше­ствия Хри­стова, до конца этого види­мого мира.

И мы должны это вос­при­ни­мать как закон. В том числе – и в отно­ше­нии к своей внут­рен­ней, хри­сти­ан­ской жизни.

Если мы не тру­димся, если не вымокла наша одежда от пота, не оро­си­лось им наше лицо, то зна­чит, мы неза­конно едим свой хлеб, и боль­шой пользы он нам не принесет. 

И наобо­рот: если есть этот труд, то, без­условно, будет и польза.

Когда появ­ля­ется такое убеж­де­ние и такой навык, тогда мы нахо­дим в себе силы уйти и от поверх­ност­но­сти – в оцен­ках, в суж­де­ниях, в отно­ше­нии к жизни».

Интер­нет-канал игу­мена Нек­та­рия (Моро­зова) 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки