Изучение Библии с детьми

Изучение Библии с детьми

(6 голосов5.0 из 5)

Изу­че­ние Биб­лии – неотъ­ем­ле­мая часть жизни вся­кого пра­во­слав­ного чело­века. По пре­да­нию, Божия Матерь очень любила зани­маться чте­нием Свя­щен­ных книг. Сам Хри­стос запо­ве­дует вся­кому чело­веку вни­мать Его слову.
Пра­во­слав­ное веро­уче­ние пони­мает Свя­щен­ное Писа­ние как часть Свя­щен­ного Пре­да­ния, кото­рое, по сло­вам пра­во­слав­ного бого­слова В. Н. Лос­ского, есть «дей­ствие Свя­того Духа в Церкви».

  • Роль Свя­щен­ного Писа­ния в жизни малень­кого христианина
  • Зна­ком­ство ребёнка с Биб­лией: пер­вые шаги
  • Нагляд­ность изучения
  • Притчи и образы
  • Для тех, кто постарше
  • На пороге школь­ного возраста…
  • Под­рост­ко­вый возраст

    “Не хле­бом одним будет жить человек,
    но вся­ким сло­вом, исхо­дя­щим из уст Божиих

    (Втор. 8:3; Мф. 4:4).

    Роль Священного Писания в жизни маленького христианина

    Изу­че­ние Биб­лии – неотъ­ем­ле­мая часть жизни вся­кого пра­во­слав­ного чело­века. По пре­да­нию, Божия Матерь очень любила зани­маться чте­нием Свя­щен­ных книг. Сам Хри­стос запо­ве­дует вся­кому чело­веку вни­мать Его слову.

    Пра­во­слав­ное веро­уче­ние пони­мает Свя­щен­ное Писа­ние как часть Свя­щен­ного Пре­да­ния, кото­рое, по сло­вам пра­во­слав­ного бого­слова В. Н. Лос­ского,  есть «дей­ствие Свя­того Духа в Церкви». Свя­щен­ное Пре­да­ние, помимо тек­стов и пись­мен­ных уста­нов­ле­ний, вклю­чает в себя цер­ков­ную прак­тику и тра­ди­ции. И, пожа­луй, самое важ­ное в Свя­щен­ном Пре­да­нии – невы­ра­зи­мый сло­вами лич­ный духов­ный опыт, пере­хо­дя­щий из поко­ле­ния в поко­ле­ние. И потому одна из задач пра­во­слав­ных роди­те­лей – осу­ществ­ле­ние пере­дачи этого духов­ного опыта своим чадам.

    Таким обра­зом, Свя­щен­ное Писа­ние есть зафик­си­ро­ван­ная часть жизни Свя­того Духа в Церкви. И потому оно пред­став­ляет собой наи­бо­лее объ­ек­тив­ный спо­соб лич­ного обще­ния чело­века с Богом, а начи­наться оно должно с самого ран­него возраста.

    “Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет”(2 Кор. 9:6). Вся­кая встреча с Биб­лией – это доб­рое себя, бро­шен­ное в юную душу. Мы не можем лениться в столь важ­ном вопросе, потому как дадим  ответ на Страш­ном Суде за вве­рен­ное нам. А зна­чит, эти семена мы обя­заны ста­раться засе­вать доб­ро­со­вестно. Гос­подь же Сам взрас­тит плоды, дабы сбы­лось Его обе­то­ва­ние о тех вре­ме­нах, когда “и сею­щий и жну­щий вме­сте радо­ваться будут” (Ин. 4:36).

    Знакомство ребёнка с Библией: первые шаги

    Прежде всего, нельзя не ска­зать об осо­бой роли Еван­ге­лия в Свя­щен­ном Писа­нии. Ново­за­вет­ные книги завер­шают Боже­ствен­ное Откро­ве­ние, при­во­дят его к своей пол­ноте. Еван­ге­лие повест­вует об Иисусе Хри­сте, Чья жизнь должна стать для нас при­ме­ром для под­ра­жа­ния, и ука­зы­вает на любовь как основу устра­и­ва­е­мого Хри­стом Цар­ствия Божия. Чтобы под­черк­нуть зна­чи­мость Нового Завета, очень хорошо пода­рить каж­дому ребёнку соб­ствен­ный экзем­пляр Еван­ге­лия с яркими кар­тин­ками и в хоро­шем пере­плёте, а его еже­днев­ное чте­ние сде­лать бла­го­че­сти­вой семей­ной традицией.

    При рас­смот­ре­нии вопроса дет­ского чте­ния сле­дует опре­де­литься с воз­раст­ными рам­ками и методикой.

    Итак, когда же необ­хо­димо начи­нать чте­ние ребёнку свя­щен­ных тек­стов? Дан­ная про­блема не пред­став­ляет слож­но­сти по при­чине того, что ника­ких воз­раст­ных рамок про­сто-напро­сто нет! Само Еван­ге­лие пока­зы­вает нам, что вся­кий чело­век явля­ется тако­вым уже во чреве матери: «Когда Ели­са­вета услы­шала при­вет­ствие Марии, взыг­рал мла­де­нец во чреве ее.» (Лк.1:41). Мла­де­нец Иоанн Пред­теча, носи­мый пра­вед­ной Ели­за­ве­той, являет нам спо­соб­ность Бога дей­ство­вать на каж­дого, даже очень малень­кого человека.

    Нужно пом­нить, что лич­ная встреча с Гос­по­дом в какой-то момент слу­ча­ется у всех, кто стре­мится к небу. Непре­менно про­изой­дёт она и у ребёнка, но как и когда – во мно­гом зави­сит от матери.

    Всё, что про­ис­хо­дит с мамой, про­ис­хо­дит и с её мла­ден­цем, пока он во чреве. Они тесно свя­заны в этот период, но будут иметь тес­ную связь и впо­след­ствии. Малень­кий чело­век, пусть неосо­знанно, впи­ты­вает любую инфор­ма­цию о мире, а основ­ным источ­ни­ком этой инфор­ма­ции ста­но­вится самое близ­кое, что есть у него в этом мире – его мама. Именно по этой при­чине для матери осо­бенно важно регу­ляр­ное чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния – так, таин­ствен­ными путями мате­рин­ской любви, она смо­жет пере­дать ребенку часть лич­ного позна­ва­тель­ного опыта.

    Что каса­ется вопроса чте­ния Свя­щен­ного Писа­ния уже отно­си­тельно созна­тель­ным детям, трудно опре­де­лить уни­вер­саль­ные воз­раст­ные кри­те­рии – всё зави­сит от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей. Однако в целом малень­кие детки, живу­щие миром ска­зок, наи­бо­лее вос­при­им­чивы к прит­чам и раз­лич­ным нагляд­ным обра­зам из Еван­ге­лия. Так, хоро­шим при­ме­ром может слу­жить образ доб­рого пас­тыря, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий Хри­ста уже с Вет­хо­за­вет­ных вре­мён: «Как пас­тырь Он будет пасти стадо Свое; агн­цев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дой­ных»  (Ис. 40:11). Можно вспом­нить и Давида, кото­рый тоже был пас­туш­ком и охра­нял ове­чек от злых львов.

    Наглядность изучения

    Извест­ный педа­гог XIX века К. Д. Ушин­ский отме­чал необ­хо­ди­мость допол­не­ния повест­во­ва­ния кар­тин­ками: “Кто не заме­чал за собою, что в памяти нашей сохра­ня­ются с осо­бен­ной проч­но­стью те образы, кото­рые мы вос­при­няли сами посред­ством созер­ца­ния и что к такой вре­зав­шейся в нас кар­тине мы легко и про­сто при­вя­зы­ваем даже отвле­чен­ные идеи, кото­рые без того изгла­ди­лись бы из памяти”.

    Чело­век вос­при­ни­мает окру­жа­ю­щую дей­стви­тель­ность через органы чувств. Дидак­тика учит нас тому, что зна­ком­ство с новыми объ­ек­тами фор­ми­рует у ребёнка опре­де­лён­ное поня­тие, состо­я­щее из ком­плекса полу­чен­ной инфор­ма­ции. При этом органы чувств про­пус­кают раз­лич­ный её объём и, соот­вет­ственно, обла­дают раз­лич­ной цен­но­стью в позна­нии мира. Образно говоря, в одном отрезке вре­мени на услов­ную еди­ницу слу­хо­вой инфор­ма­ции при­хо­дится десять еди­ниц ося­за­тель­ной и сто еди­ниц зри­тель­ной. Сле­до­ва­тельно, более 80% инфор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире чело­век полу­чает при помощи зре­ния. Дан­ный факт сви­де­тель­ствует об исклю­чи­тель­ной важ­но­сти нагляд­ного пред­став­ле­ния изу­ча­е­мого мате­ри­ала. Если же задей­ство­вать все органы чувств, то эффек­тив­ность будет мак­си­маль­ной ввиду общей вза­и­мо­связи и систем­ного мыш­ле­ния человека.

    Боль­шое зна­че­ние имеют исполь­зу­е­мые иллю­стра­ции. Это свя­зано с тем, что отра­жён­ные худож­ни­ком биб­лей­ские образы оста­нутся с юным чита­те­лем вме­сте на всю жизнь. В каче­стве поло­жи­тель­ной реко­мен­да­ции можно исполь­зо­вать извест­ную «Дет­скую Библию».

    «Детская Библия» Борислава Араповича и Веры Маттелмяки.

    Повест­во­ва­ние в дан­ной книге адап­ти­ро­вано для самых малень­ких. Однако в конце каж­дого отрывка поме­щены ссылки на пере­ска­зы­ва­е­мый текст Свя­щен­ного Писа­ния, что даёт воз­мож­ность исполь­зо­вать сме­шан­ный под­ход к изучению.

    При­ме­ча­тельно, что «Дет­ская Биб­лия», хотя и была изна­чально пред­на­зна­чена для детей, обрела неко­то­рую попу­ляр­ность среди взрос­лых. Потому со вто­рого изда­ния в неё были поме­щены допол­не­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ные на зре­лых чита­те­лей. Эти допол­не­ния будут полезны самим роди­те­лям для более глу­бо­кого пони­ма­ния зна­че­ния изу­ча­е­мого тек­ста. Едва ли не самое важ­ное в «Дет­ской Биб­лии» – уди­ви­тельно кра­соч­ные иллю­стра­ции, сопро­вож­да­ю­щие каж­дый отры­вок чтения.

    Помимо этого, для более стар­шего воз­раста в конце книги рас­по­ло­жены гео­гра­фи­че­ские карты и фото­гра­фии мест биб­лей­ских собы­тий, что делает её не только кра­соч­ным, но и мето­ди­че­ски полез­ным инстру­мен­том для изу­че­ния Свя­щен­ной Истории.

    Гравюры французского художника Гюстава Доре

    Раз­би­рая важ­ную роль нагляд­ного пред­став­ле­ния в изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния, нельзя не упо­мя­нуть извест­ные гра­вюры фран­цуз­ского худож­ника Гюстава Доре (1832–1883). В тече­ние своей жизни худож­ник изоб­ра­зил сотни пре­крас­ных иллю­стра­ций, опи­сы­ва­ю­щих биб­лей­ские сюжеты. Его труд по праву можно счи­тать клас­си­че­ской худо­же­ствен­ной интер­пре­та­цией Библии.

    Для детей более стар­шего воз­раста (от 10ти лет) работы Гюстава Доре могут быть отлич­ным допол­не­нием к регу­ляр­ным чте­ниям. Реа­ли­стич­ный стиль кар­тин делает стра­ницы Биб­лии живыми, чита­тель словно пере­жи­вает опи­сан­ные собы­тия, а биб­лей­ские герои выгля­дят непод­дельно прав­до­по­добно. Несмотря на то, что при жизни Гюстав Доре был под­верг­нут кри­тике, создан­ные им иллю­стра­ции про­шли испы­та­ние вре­ме­нем и по сей день ценятся как яркое отоб­ра­же­ние биб­лей­ской истории.

    Притчи и образы

    Один свя­щен­ник рас­ска­зы­вал, что на вопрос ребёнка о том, что ему делать, если поте­ря­ется, он ответил:

    – Стой и молись, а я тебя найду.

    При зна­ком­стве с прит­чей о поте­рян­ной овце ребё­нок смог ощу­тить её как свой соб­ствен­ный опыт. Ана­ло­гии необ­хо­димы во вся­ком воз­расте – они слу­жат инстру­мен­том, пока­зы­ва­ю­щим акту­аль­ность Биб­лей­ских ска­за­ний для вся­кого чело­века и вся­кого времени.

    Когда ребё­нок теряет соб­ствен­ные игрушки, он огор­ча­ется и пла­чет. Дан­ный опыт можно исполь­зо­вать, чтобы пока­зать печаль Бога о вся­кой поте­рян­ной чело­ве­че­ской душе.

    Под­рас­та­ю­щему ребёнку полезно рас­ска­зы­вать притчи. Притча о сея­теле по ана­ло­гии пока­зы­вает, что как в при­роде совер­ша­ется зарож­де­ние жизни, так и доб­рые каче­ства зарож­да­ются в чело­ве­че­ской душе.

    Притча о работ­ни­ках в вино­град­нике обра­ща­ется к чув­ству спра­вед­ли­во­сти, кото­рое очень раз­вито у детей. Она явля­ется очень слож­ной и, в то же время, очень полез­ной в виду того, что очень трудно объ­яс­нить рав­ную награду, полу­чен­ную работниками.

    Очень мно­го­гранна притча о блуд­ном сыне. В млад­шем воз­расте её можно объ­яс­нять таким обра­зом, что блуд­ный сын есть тот, кто поте­рялся и не может найти дорогу домой. Это обра­щает ребёнка к лич­ному опыту, когда он сам терялся и не мог найти маму. Несмотря на неко­то­рую неточ­ность тол­ко­ва­ния, такой смысл будет наи­бо­лее досту­пен для ребёнка.

    С опре­де­лён­ного воз­раста нач­нут появ­ляться вопросы и сам про­цесс перей­дёт на новую ста­дию – от про­стого бла­го­го­вей­ного вни­ма­ния к обсуж­де­нию про­чи­тан­ного. Здесь воз­ни­кает вто­рой вопрос: каким обра­зом зна­ко­мить детей со Свя­щен­ной историей?

    Для тех, кто постарше

    Уже упо­мя­ну­тый нами К. Д. Ушин­ский давал сле­ду­ю­щие реко­мен­да­ции. Сама цер­ков­ная жизнь рас­по­ла­гает нас к изу­че­нию Писа­ния и в том числе через цер­ков­ные празд­ники. Бого­слу­же­ние соеди­ня­ется с рас­ска­зом матери и радост­ным чув­ством – всё это ожив­ляет в дет­ском вооб­ра­же­нии древ­ние исто­ри­че­ские события.

    При этом, повест­во­ва­ние лучше раз­де­лить на два этапа. На пер­вом этапе ребёнка зна­ко­мят с основ­ными момен­тами про­изо­шед­шего собы­тия, на вто­ром к ним добав­ляют вто­ро­сте­пен­ные черты. Дан­ный метод поз­во­ляет избе­гать ситу­а­ции, когда из дол­гого рас­сказа ребё­нок выно­сит мелочи и не заме­чает основ­ного. Разу­ме­ется, что при сов­мест­ном чте­нии имеют важ­ность нагляд­ность повест­во­ва­ния, обрат­ная связь через вопросы, осмыс­ле­ние про­чи­тан­ного и регу­ляр­ность занятий.

    Чте­ния сле­дует про­во­дить таким обра­зом, чтобы детям они не были в тягость. Как отме­чает Н.Е. Пестов (при­водя реко­мен­да­ции Ушин­ского),  допу­стимо зани­маться каким-либо руко­де­лием – рисо­ва­нием, ори­гами, выши­ва­нием или чем-то дру­гим. Но недо­пу­стимы сует­ли­вое отно­ше­ние или напря­жён­ная обста­новка. Мы должны пом­нить, что мы ста­вим себе целью при­вить детям любовь чте­нию Слова Божия, пока­зать им, что Оно есть основ­ной жиз­нен­ный ком­пас и сред­ство обще­ния с Богом. Для этого мы должны сами дове­рять Ему и пола­гаться на Него, вве­ряя себя и свои труды.

    На пороге школьного возраста…

    Как уже гово­ри­лось выше, для дет­ского воз­раста пред­по­чти­тель­нее всего зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием в виде исто­рии, адап­ти­ро­ван­ной для дет­ского воз­раста. Клас­си­че­ским пред­ста­ви­те­лем подоб­ной формы изу­че­ния можно счи­тать Дет­скую Биб­лию, адап­ти­ро­ван­ную Бори­сла­вом Ара­по­ви­чем и Верой Мат­тел­мяки. В насто­я­щее время издано мно­же­ство дру­гих книг для зна­ком­ства детей со Свя­щен­ной Исто­рией, при под­боре кото­рых лучше всего ори­ен­ти­ро­ваться на авто­ров и изда­тель­ства, бла­го­слов­лён­ные Пра­во­слав­ной Церковью.

    Однако, при неиз­мен­ной опоре на адап­ти­ро­ван­ные изда­ния, к моменту млад­шего школь­ного воз­раста под­ход к изу­че­нию Свя­щен­ного Писа­ния дол­жен пре­тер­пе­вать неко­то­рые изменения.

    Взрос­ле­ю­щим детям к чте­нию реко­мен­ду­ется доба­вить неко­то­рое изу­че­ние кате­хи­зиса. Раз­би­ра­ются основы пра­во­слав­ной веры – запо­веди Мои­сея и Бла­жен­ства, Сим­вол Веры, цер­ков­ные службы  и Таинства.

    При раз­боре Свя­щен­ной исто­рии полезно научиться зада­вать такие вопросы, кото­рые учат под­ростка раз­мыш­лять. Напри­мер, почему Бог не при­нял жертву Каина? Стоит рас­ска­зать о необ­хо­ди­мо­сти бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния ко вся­кому делу обще­ния с Богом: Таин­ствам, молитве и посе­ще­нии храма.

    Изу­чая исто­рию битвы с ама­ли­ки­тя­нами (Исх. 17:11), полезно обра­тить вни­ма­ние на то, что успех вся­кой чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти зави­сит от Бога –  и потому нужно обра­щаться к Нему за бла­го­сло­ве­нием перед вся­ким важ­ным делом.

    Воз­вра­ща­ясь к притче о блуд­ном сыне, стоит отме­тить, что чело­век в тече­ние жизни часто попа­дает в поло­же­ние блуд­ного сына. И вполне воз­можно даже в про­дол­же­ние дня не еди­но­жды отойти от Отца через соб­ствен­ные согрешения.

    Детям млад­шего школь­ного воз­раста полезно реко­мен­до­вать к про­чте­нию книги, вос­пи­ты­ва­ю­щие поня­тие о пра­вед­но­сти. Такие свя­тые отцы как Игна­тий Брян­ча­ни­нов, Фео­до­сий Оптин­ский, Фео­фан Затвор­ник в юном воз­расте очень любили читать жития хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков. Впо­след­ствии они отме­чали, что про­чи­тан­ное глу­боко запало к ним в душу и оста­вило след на всю после­ду­ю­щую жизнь. Напри­мер, Игна­тий Брян­ча­ни­нов напи­шет в своих запис­ках, обра­ща­ясь к Богу: «Твои Пимены, Сысои и Мака­рии пле­нили мою душу». Зна­ком­ство с жиз­нью свя­тых подвиж­ни­ков в ран­нем воз­расте огра­дило буду­щего свя­ти­теля от соблаз­нов юно­сти и напра­вило на ино­че­ский путь слу­же­ния Богу.

    Тактильная память

    У дошколь­ни­ков и млад­ших школь­ни­ков оди­на­ково раз­виты все три канала вос­при­я­тия мира: слу­хо­вой, зри­тель­ный и так­тиль­ный. При этом, быст­рота напи­са­ния почти все­гда соот­вет­ствует ско­ро­сти мыш­ле­ния ребёнка, что поз­во­ляет обду­мы­вать инфор­ма­цию в про­цессе её напи­са­ния. Кроме того, созда­ётся целост­ная кар­тина, надёжно запе­чат­ле­ва­ю­ща­яся в его памяти – мотор­ная память доста­точно надёжна и долговечна.

    Этап ран­него школь­ного воз­раста можно счи­тать пере­ход­ным – роди­тели, хотя и не отка­зы­ва­ясь от изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния в адап­ти­ро­ван­ной форме, могут вклю­чать в него ори­ги­наль­ные цитаты из сино­даль­ного пере­вода. Можно заве­сти тет­радку, в кото­рую выпи­сы­вать по одной основ­ной цитате от каж­дого чтения.

    Подростковый возраст

    С какого-то момента, опре­де­лить кото­рый пред­стоит инди­ви­ду­ально каж­дому роди­телю, чте­ние Биб­лии должно перейти на прин­ци­пи­ально новый уро­вень. Всё больше и замет­нее ста­но­вится пере­ход от вос­при­я­тия в форме сказки к ана­ло­гиям и постро­е­нию связи Свя­щен­ной исто­рии с совре­мен­ной жиз­нью. В сред­нем и стар­шем школь­ном воз­расте акцент пере­хо­дит от пере­дачи зна­ний к постро­е­нию отно­ше­ний во Хри­сте. Ста­но­вится необ­хо­ди­мым пере­нос Еван­ге­лия в нашу повсе­днев­ную жизнь и отра­же­ние его акту­аль­но­сти в совре­мен­ных усло­виях. Бла­гая весть не должна оста­ваться сказ­кой, но должна пре­вра­титься в вер­ного спут­ника жизни для моло­дого христианина.

    Под­рост­ко­вый воз­раст, в силу его про­тестного духа, нуж­да­ется в исто­риях, выде­ля­ю­щих лич­но­сти. Под­ростку нужно рас­ска­зы­вать о лич­но­стях, о тех людях, кото­рые вошли в свя­щен­ные книги, чтобы стать частью нашей жизни. Каж­дый пер­со­наж Свя­щен­ного Писа­ния про­шёл опре­де­лён­ный путь, сде­лав­ший его леген­дар­ной лич­но­стью. На дан­ном этапе очень важно пока­зать, что при вся­кой гени­аль­но­сти чело­век всё-таки нуж­да­ется в помощи Творца и не спо­со­бен достичь свя­то­сти сво­ими силами. При этом Гос­подь помо­гает вся­кому, жела­ю­щему расти.

    С под­рост­ками Биб­лию читать лучше всего в сла­вян­ском пере­воде. Хоро­шей прак­ти­кой явля­ется обя­за­тель­ное еже­не­дель­ное чте­ние в суб­боту вече­ром – раз­бор отрывка Еван­ге­лия, чита­е­мого на вос­крес­ном бого­слу­же­нии. Под­ко­ван­ные роди­тели также могут раз­би­рать с детьми отрывки Вет­хого Завета нака­нуне чте­ния соот­вет­ству­ю­щих паремий.

    Методическая база

    Самое глав­ное для пре­по­да­ю­щего Биб­лию, вне зави­си­мо­сти от того роди­тель он или учи­тель, это соб­ствен­ное живое вос­при­я­тия Божьего Слова. Под­ро­сток дол­жен видеть вашу искрен­ность в пере­жи­ва­нии Свя­щен­ных тек­стов и это будет самой глав­ной опо­рой для любой методики.

    Пере­вод для чте­ния в под­рост­ко­вом воз­расте лучше всего исполь­зо­вать сино­даль­ный. Если вы изу­ча­ете Биб­лию через раз­бор зачал или глав, очень полезно будет после чте­ния сино­даль­ного пере­вода про­чи­ты­вать тот же отры­вок на цер­ков­но­сла­вян­ском языке (ели­за­ве­тин­ская биб­лия). Таким обра­зом вы посте­пенно научите под­ростка пони­мать бого­слу­жеб­ный язык.

    В этом воз­расте ста­но­вится необ­хо­дим тща­тель­ный под­бор тол­ко­ва­ния на Вет­хий и Новый Завет. Роди­телю пона­до­бится пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка к чте­нию. Можно поре­ко­мен­до­вать тол­ко­ва­ния на Еван­ге­лие свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и бла­жен­ного Фео­фи­лакта Бол­гар­ского. Послед­него, в слу­чае отсут­ствия вре­мени, можно про­сто зачи­ты­вать – труд Фео­фи­лакта Бол­гар­ского запи­сан очень про­стым язы­ком. Для пре­по­да­ва­ния реко­мен­ду­ется исполь­зо­вать «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие» архи­епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) – клас­си­че­ское учеб­ное посо­бие сту­ден­тов духов­ных школ.

    К Вет­хому Завету могут быть полезны тол­ко­ва­ния пре­по­доб­ного Ефрема Сирина. Веду­щим мето­ди­че­ским посо­биям по всей Биб­лии явля­ется «Тол­ко­вая Биб­лия» А.П. Лопу­хина. Более про­стое изло­же­ние пред­став­лено в «Биб­лей­ской исто­рии» мит­ро­по­лита Вени­а­мина (Пуш­каря).

    Фун­да­мен­таль­ным сбор­ни­ком свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний явля­ется 27-том­ная серия «Биб­лей­ские ком­мен­та­рии отцов Церкви и дру­гих авто­ров I–VIII веков» в редак­ции Кон­стан­тин Гав­рил­кина и Сер­гей Козина.

    Перевод Псалтыри С. С. Аверинцева

    Раз­бу­дить инте­рес под­ростка к Псал­тыри можно сов­ме­ще­нием чте­ния на цер­ков­но­сла­вян­ском языке с чте­нием поэ­ти­че­ского пере­вода, создан­ного Сер­геем Сер­ге­е­ви­чем Аве­рин­це­вым.

    Почему именно этот пере­вод? Дело в том, что дело интер­пре­та­ции свя­щен­ного тек­ста тре­бует не только бого­слов­ской эру­ди­ции, но и силь­ного внут­рен­него духов­ного чув­ства. Псалмы Давида напол­нены силь­ными рели­ги­оз­ными пере­жи­ва­ни­ями – и каж­дое слово в псал­мах было ска­зано перед лицом Живого Гос­пода. Сер­гей Сер­ге­е­вич Аве­рин­цев, будучи талант­ли­вым фило­ло­гом и биб­ле­и­стом, подо­шёл к делу пере­вода Псал­тыри подо­шёл с чрез­вы­чай­ной ответ­ствен­но­стью. Он смог, про­неся свя­щен­ный смысл псал­мов через язы­ко­вой барьер и труд­но­сти поэ­ти­че­ского изло­же­ния, сохра­нить их духов­ную напол­нен­ность, сде­лав доступ­ными для пони­ма­ния рус­ского человека.

    Для мно­гих людей (и тем более под­рост­ков) пре­пят­ствия перед позна­нием глу­бо­кого внут­рен­него духов­ного пере­жи­ва­ния в псал­мах ока­зы­ва­ются непре­одо­ли­мыми в силу куль­тур­ных раз­ли­чий совре­мен­ной лите­ра­туры и свя­щен­ного тек­ста. И потому, через вдох­нов­лён­ного и талант­ли­вого чело­века дела­ется шаг навстречу тем, кто хочет при­кос­нуться к древ­ней духов­ной поэзии.

    Заключение

    Неся Слово Божие под­рост­кам, сле­дует пом­нить, что при­мерно с семи лет ребё­нок при­зы­ва­ется к Таин­ству Пока­я­ния. В отро­че­стве малень­кий чело­век уже спо­со­бен при­нять Иисуса Хри­ста, при­нять Его Жертву и завет, заклю­чён­ный с людьми.

    Важно пони­мать, что в Биб­лии поня­тие «научиться» под­ра­зу­ме­вало бес­пре­стан­ное иссле­до­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния с после­ду­ю­щим при­ме­не­нием полу­чен­ного опыта в реаль­ной жизни, стре­мясь к путе­во­ди­тель­ству Свя­того Духа. Необ­хо­димо помочь под­ростку  это осознать.

    Под­рост­ко­вый воз­раст под­ра­зу­ме­вает неко­то­рые пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти. Чело­век в этом воз­расте, живя в насто­я­щем, устрем­ляет свой взор в буду­щее, готовя себя к взрос­лой жизни. Ярко выра­жа­ются стрем­ле­ния к само­по­зна­нию, само­вы­ра­же­нию и само­утвер­жде­нию – всё это явля­ется зако­но­мер­ным про­цес­сом раз­ви­тия и может быть реа­ли­зо­вано в душе­спа­си­тель­ной форме.

    В под­рост­ко­вом пери­оде чело­век остро нуж­да­ется в близ­ком обще­нии с людьми, про­яв­ля­ю­щими к нему любовь. Через это им удо­вле­тво­ря­ются пси­хо­ло­ги­че­ские потребности.

    1. Под­ня­тие само­оценки. Прак­ти­че­ски каж­дый под­ро­сток ощу­щает соб­ствен­ную непол­но­цен­ность в какой-либо обла­сти жизни. Необ­хо­димо помочь ему осо­знать соб­ствен­ную нуж­ность вам, Богу и Его Церкви.
    2. Чув­ство нуж­но­сти. Один из цер­ков­ных при­хо­дов про­во­дил опрос, по резуль­та­том кото­рого стало ясно, что моло­дые люди ищут в вос­крес­ной школе, прежде всего, дру­зей. Для детей пере­ход­ного воз­раста важно чув­ство­вать при­над­леж­ность к опре­де­лён­ной группе и очень хорошо, если такой груп­пой явля­ется хри­сти­ан­ское содружество.
    3. Обще­ние с про­ти­во­по­лож­ным полом. Одна из важ­ных про­блем под­рост­ко­вого пери­ода – слож­ность пра­виль­ного выстра­и­ва­ния отно­ше­ний с про­ти­во­по­лож­ным полом. При­об­ре­сти такой навык в домаш­них сте­нах доста­точно сложно, однако, цер­ков­ные собра­ния при­званы научить моло­дых людей пра­виль­ному обще­нию между собой.
    4. Соци­аль­ная адап­та­ция. Каж­дый под­ро­сток зада­ётся вопро­сами о соб­ствен­ной важ­но­сти для обще­ства и лич­ных целях в нём. Зна­ко­мясь с Биб­лией и пра­во­слав­ным веро­уче­нием, моло­дой чело­век полу­чает воз­мож­ность найти ответы на неко­то­рые лич­ные вопросы.

    Выше­ука­зан­ные фак­торы гово­рят в пользу того, что, несмотря на важ­ность домаш­него изу­че­ния Биб­лии вме­сте с роди­те­лями, с пере­ход­ным воз­раст­ным эта­пом появ­ля­ется зна­чи­тель­ная потреб­ность в кон­такте со сверст­ни­ками в пра­во­слав­ном под­рост­ко­вом обществе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки