Как развивать речь малыша: игры, скороговорки, пособия, активная гимнастика

Как развивать речь малыша: игры, скороговорки, пособия, активная гимнастика

(2 голоса5.0 из 5)

Изу­чите про­стые, но эффек­тив­ные упраж­не­ния, кото­рые помо­гут малышу научиться пра­вильно и чисто гово­рить, разо­вьют его арти­ку­ля­ци­он­ный аппа­рат и навыки речи.

Как развивать речь ребенка

Мы про­дол­жаем раз­го­вор о раз­ви­тии речи ребенка, нача­тый в пер­вой части ста­тьи, посвя­щен­ной этой проблеме.

Дви­же­ния орга­низма и орга­нов, участ­ву­ю­щих в вос­про­из­ве­де­нии речи, имеют еди­ные меха­низмы, поэтому раз­ви­тие мел­кой мото­рики рук напря­мую вли­яет на раз­ви­тие речи. Именно по этой при­чине паль­чи­ко­вая гим­на­стика для раз­ви­тия речи малы­шей должна занять проч­ное место в ваших заня­тиях с ребенком.

Тре­ни­ровка дви­же­ний паль­цев как бы под­го­то­вит плат­форму для даль­ней­шего раз­ви­тия речи. Начать тре­ни­ро­вать паль­чики ребенка вы можете уже в тече­ние пер­вых 5 месяцев.

А теперь давайте посмот­рим, как можно помо­гать сво­ему ребенку осва­и­вать род­ную речь, учить его пра­виль­ному про­из­но­ше­нию, постро­е­нию фраз и оформ­ле­нию мыслей.

Помните: заня­тия должны про­хо­дить в мак­си­мально лег­кой, весе­лой и игро­вой форме. Тогда они и при­не­сут реаль­ную пользу, и доста­вят насто­я­щее удо­воль­ствие вам обоим.

Ком­плекс мер по раз­ви­тию речи (для про­ве­де­ния в домаш­них условиях):

  • Раз­ви­тие мел­кой моторики
  • Рече­вая гимнастика
  • Лого­рит­мика

Мы не упо­ми­наем здесь такие направ­ле­ния работы по раз­ви­тию речи, как лого­пе­ди­че­ский мас­саж, спе­ци­аль­ные упраж­не­ния на отра­ботку раз­лич­ных зву­ков, на раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха и неко­то­рые дру­гие. Они явля­ются обла­стью при­ме­не­ния исклю­чи­тельно про­фес­си­о­наль­ных зна­ний и уме­ний. Здесь лучше дове­риться спе­ци­а­ли­сту, а не пытаться спра­виться с этой зада­чей самостоятельно.

Посо­бия для раз­ви­тия мел­кой моторики:

  • Мат­решки
  • Бар­хат­ная бумага
  • Пла­сти­лин
  • Моза­ика
  • Шну­ровки
  • Фасоль, горох
  • Ман­ная крупа
  • Соле­ное тесто
  • Счет­ные палочки
  • Раз­но­цвет­ные прищепки
  • Бусины
  • Тря­почки с при­ши­тыми пуговицами
  • Тра­фа­реты
  • Мас­саж­ный мячик
  • Дере­вян­ные конструкторы

Мел­кая моторика:

  • Пас­сив­ная гим­на­стика — мас­саж для раз­ви­тия мел­кой моторики.
  • Актив­ная гим­на­стика — игры для раз­ви­тия мел­кой мото­рики: стихи и потешки, паль­чи­ко­вые игры, паль­чи­ко­вый театр.

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если тех­нику мас­сажа вам пока­жет опыт­ный про­фес­си­о­нал, однако самые про­стые при­емы вы можете осво­ить сами.

Мас­саж выпол­ня­ется одной рукой, дру­гая при­дер­жи­вает мас­си­ру­е­мую кисть. Про­дол­жи­тель­ность сеанса — 3 – 5 минут; про­во­дится несколько раз в день.

Мас­саж вклю­чает в себя сле­ду­ю­щие типы движений: 

  • Погла­жи­ва­ние — совер­ша­ется в раз­ных направлениях;
  • Рас­ти­ра­ние — отли­ча­ется от погла­жи­ва­ния боль­шей силой дав­ле­ния (рука не сколь­зит по коже, а сдви­гает ее);
  • Виб­ра­ция — нане­се­ние частых уда­ров кон­чи­ками полу­со­гну­тых пальцев;
  • Мас­саж с помо­щью спе­ци­аль­ного мячика — мячи­ком нужно совер­шать дви­же­ния по спи­рали от цен­тра ладони к кон­чи­кам паль­цев; прак­ти­че­ский совет: мячик нужно исполь­зо­вать твер­дый, то есть он не дол­жен легко дефор­ми­ро­ваться (тогда воз­дей­ствие будет максимальным);
  • Сги­ба­ние-раз­ги­ба­ние паль­цев — пальцы изна­чально сжаты в кулак, каж­дый по оче­реди раз­ги­ба­ется и мас­си­ру­ется со сто­роны ладони кру­го­выми дви­же­ни­ями от осно­ва­ния к кончику.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Посо­бия для игр:

  • Бабочки из цвет­ной бумаги
  • Листочки из цвет­ной бумаги
  • Вер­тушка
  • Ват­ные шарики
  • Бумаж­ный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие раз­ные. Ребенку вкла­ды­вают в руку раз­лич­ные по фак­туре и форме пред­меты. Малыш дол­жен схва­тить пред­мет и удер­жать его неко­то­рое время. Такое упраж­не­ние раз­ви­вает не только мото­рику, но и так­тиль­ные ощу­ще­ния. Хорошо, если вы будете при этом ком­мен­ти­ро­вать про­ис­хо­дя­щее: «Этот шарик глад­кий», «Этот ежик колю­чий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев

  • Сбор­ные мат­решки. Сна­чала нужно соби­рать одну куколку, затем посте­пенно услож­нять игру; после 2 лет это должна быть уже трой­ная матрешка.
  • Пира­мидки. Для начала нужно исполь­зо­вать клас­си­че­скую пира­мидку, раз­мер колец кото­рой умень­ша­ется к вершине.
  • Обведи по кон­туру. Нужно сде­лать кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями извест­ных малышу пред­ме­тов, напри­мер домика, дерева, машинки, и обкле­ить их кон­туры бар­хат­ной бума­гой. Суть игры: взрос­лый ведет паль­чик малыша по кон­туру и назы­вает пред­мет. Потом кон­тур обкле­и­вают буси­нами или горо­ши­нами и повто­ряют игру.
  • Чашки-ложки. Ребе­нок пере­сы­пает лож­кой сахар или ман­ную крупу из одной чашки в дру­гую. Можно также пере­кла­ды­вать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пла­сти­лина. Начи­нать надо с цилин­дра, а со вре­ме­нем услож­нять зада­ния: шарик, мор­ковка, змейка.

Во время про­ве­де­ния игр не забы­вайте ком­мен­ти­ро­вать свои дей­ствия и объ­яс­няйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Силь­ные ладо­шки. Ребе­нок сжи­мает рези­но­вые игрушки. Самое луч­шее — рези­но­вый ежик: иголки воз­дей­ствуют как массажер.
  • Моза­ика. Сна­чала нужно выкла­ды­вать про­стые фигуры: дорожки, цве­точки, квад­ра­тики, — а затем пере­хо­дить к более слож­ным: домики, машинки, елочки.
  • Кон­струк­тор. Вели­чина дета­лей и слож­ность кон­струк­ции зави­сят от воз­раста малыша: начи­нать нужно с самых круп­ных дета­лей и с самых про­стых кон­струк­ций, напри­мер с постро­е­ния башенки.
  • Бусины. Вели­чина бусин также зави­сит от воз­раста ребенка. Сна­чала вме­сто бусин можно исполь­зо­вать шарики от пира­ми­док с круг­лыми дета­лями и нани­зы­вать их на тол­стый шну­рок; затем раз­мер дета­лей нужно посте­пенно умень­шать, пере­ходя к насто­я­щим буси­нам. Для упраж­не­ния исполь­зу­ются уже нани­зан­ные бусы сред­ней вели­чины. Цель — научить ребенка выкла­ды­вать из бус кон­туры пред­ме­тов. Напри­мер, можно выло­жить круг, квад­рат, сер­дечко, спи­раль и т. д.
  • Шну­ровки. Так как шну­ровки бывают раз­ными по содер­жа­нию, имеет смысл обыг­рать про­цесс шну­ро­ва­ния — напри­мер, попро­сить ребенка сшить пла­тье для мамы (шну­ровка-пуго­вица) или зашну­ро­вать обувь (шну­ровка-боти­нок).
  • Вол­шеб­ный под­нос. На под­нос тон­ким слоем насы­пают манку и про­во­дят паль­чи­ком ребенка по крупе. Затем малышу пока­зы­вают, как рисо­вать раз­лич­ные фигуры. В воз­расте 2 – 3 лет можно рисо­вать цифры и буквы.
  • Раз­но­цвет­ные при­щепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка само­сто­я­тельно при­щеп­лять при­щепки, а чтобы игра была инте­рес­ной, можно делать это по тема­ти­че­скому прин­ципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дож­дик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сна­чала пред­стоит сде­лать заго­товки. Это довольно слож­ное зада­ние для ребенка. Не пытай­тесь добиться резуль­тата сразу. Для начала возь­мите руки крохи в свои и выпол­ните упраж­не­ние вме­сте с ним.
  • Золушка. Нужно сме­шать белую и крас­ную фасоль и попро­сить ребенка разо­брать ее по цвету.
  • Забав­ные кар­тинки. По листу кар­тона рав­но­мерно рас­пре­де­лите пла­сти­лин и пока­жите ребенку, как с помо­щью горо­шин выкла­ды­вать рисунки.
  • Счет­ные палочки. Пока­жите малышу, как с помо­щью счет­ных пало­чек выкла­ды­вать раз­лич­ные фигурки. Жела­тельно, чтобы счет­ные палочки были не глад­кие, а реб­ри­стые: это слу­жит допол­ни­тель­ным мас­са­жем для пальчиков.
  • Малень­кий скуль­птор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 ста­кан муки, 1/2 ста­кана соли, немного воды). Пре­иму­ще­ство теста перед пла­сти­ли­ном в дан­ном слу­чае заклю­ча­ется в том, что поделки впо­след­ствии можно исполь­зо­вать в каче­стве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам пона­до­бятся два кусочка плот­ной ткани. На один из них нашейте три пуго­вицы раз­ного диа­метра, во вто­ром про­режьте соот­вет­ству­ю­щие по раз­меру петли. Сна­чала пока­жите малышу, как надо засте­ги­вать пуговки, ком­мен­ти­руя свои дей­ствия: «Боль­шую пуго­вицу мы встав­ляем в боль­шую петельку, сред­нюю пуговку — в сред­нюю, а малень­кую — в малень­кую». Затем возь­мите руки ребенка в свои и повто­рите упраж­не­ние. После этого можно пред­ло­жить малышу само­сто­я­тельно попро­бо­вать застег­нуть пуго­вицы. Не наста­и­вайте, если кроха не захо­чет или у него не будет полу­чаться. Это очень слож­ное упраж­не­ние, и для его успеш­ного выпол­не­ния тре­бу­ется тренировка.
  • Тра­фа­реты. Начи­нать реко­мен­ду­ется с тра­фа­ре­тов для внут­рен­ней обводки (ребенку легче обво­дить внутри, чем сна­ружи) и с самых про­стых форм (круг или квад­рат). Прак­ти­че­ский совет: вы можете при­об­ре­сти гото­вые тра­фа­реты, но лучше изго­то­вить их самим. Дело в том, что боль­шин­ство стан­дарт­ных тра­фа­ре­тов имеет малень­кую тол­щину, и ребенку неудобно их обво­дить, так как каран­даш все время соскаль­зы­вает. Поэтому тра­фа­реты должны быть доста­точно объ­ем­ными. Хоро­ший выход — выре­зать их из куска лино­ле­ума или обув­ной коробки.

Пальчиковый театр

Паль­чи­ко­вый театр — это увле­ка­тель­ная игра, которая: 

  • Сти­му­ли­рует раз­ви­тие мел­кой моторики;
  • Зна­ко­мит ребенка с такими поня­ти­ями формы, цвета, размера;
  • Помо­гает раз­ви­вать про­стран­ствен­ное вос­при­я­тие (поня­тия «справа», «слева», «рядом», «друг за дру­гом» и т. д.);
  • Раз­ви­вает вооб­ра­же­ние, память, мыш­ле­ние и внимание;
  • Помо­гает раз­ви­вать сло­вар­ный запас и акти­ви­зи­рует рече­вые функции;
  • Фор­ми­рует твор­че­ские спо­соб­но­сти и арти­сти­че­ские умения;
  • Зна­ко­мит с эле­мен­тар­ными мате­ма­ти­че­скими понятиями.

Для детей в воз­расте 1 – 2 года (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Сна­чала позна­комьте ребенка с пер­со­на­жами сказки. Пред­ло­жите малышу рас­смот­реть и потро­гать фигурки. Затем наденьте по оче­реди каж­дый пер­со­наж себе на палец и опи­шите его.
  • Позна­комьте ребенка с назва­нием каж­дого пальца на руке. Напри­мер, можно ска­зать так: «На ука­за­тель­ном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыг­райте перед малы­шом сказку. Наденьте пер­со­нажи себе на пальцы и скре­стите руки в замок. Начи­найте рас­ска­зы­вать сказку, под­ни­мая пальцы с дей­ству­ю­щими лицами по ходу дей­ствия. Напри­мер, сказку «Коло­бок» можно начать рас­ска­зы­вать сле­ду­ю­щим обра­зом. Под­ни­мите вверх палец с пер­со­на­жем «бабка». Ска­жите малышу о том, что сего­дня этот герой будет выпе­кать Колобка. Рит­мично посту­ки­вайте друг о друга осно­ва­ни­ями ладо­ней, не рас­цеп­ляя паль­цев. При этом гово­рите: «Бабушка тесто заме­ши­вает». По такому же прин­ципу обыг­райте появ­ле­ние каж­дого персонажа.

Для детей в воз­расте 2 – 4 лет (на при­мере сказки «Коло­бок»):

  • Поин­те­ре­суй­тесь у ребенка, пом­нит ли он сказку «Коло­бок». При необ­хо­ди­мо­сти напом­ните ему.
  • Затем попро­сите малыша выста­вить пер­со­на­жей на столе в порядке их появ­ле­ния в сказке. При этом попро­сите дать харак­те­ри­стику каж­дому из них по прин­ципу: «Бабка — ста­рая, доб­рая забот­ли­вая; Коло­бок — круг­лый румя­ный, озор­ной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Напри­мер: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встре­тился ему на пути?»
  • Затем разыг­райте перед малень­ким зри­те­лем сказку с помо­щью паль­чи­ко­вого театра.
  • В конце попро­сите ребенка само­сто­я­тельно разыг­рать перед вами сказку, исполь­зуя паль­чи­ко­вый театр. При необ­хо­ди­мо­сти под­ска­зы­вайте ему.

Потешки для мелкой моторики

Ладушки

– Ладушки, ладушки! Где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Кашку поели, бражку попили,

(ребе­нок и взрос­лый рит­мично хло­пают в текст потешки)

Шу-у‑у… поле­тели!

На головку сели, петуш­ком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(Под­ни­мают руки вверх и опус­кают на голову.)

Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, дети­шек кормила:

(ука­за­тель­ным паль­цем пра­вой руки водят по ладо­шке левой)

«Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(По оче­реди заги­бают пальцы, начи­ная с большого.)

Этому не дала! Ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил —

Ничего тебе нет!»

(Мизи­нец не загибается.)

Варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я паль­чик дела?

Нету паль­чика, пропал,

В свой домишко не попал».

(Все пальцы раз­жать, кроме большого.)

Маша варежку сняла:

«Погля­дите-ка, нашла!

(Разо­гнуть остав­шийся согну­тым палец.)

Ищешь, ищешь — и найдешь,

Здрав­ствуй, паль­чик, как живешь?»

(Сжать пальцы в кулачок.)

Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

– Здрав­ствуй, боль­шак, — говорят.

– Здо­рово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(Соеди­няют боль­шой палец с дру­гими паль­цами по очереди.)

Замок

На двери висит замок.

(Соеди­нить пальцы обеих рук в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Пальцы сцеп­лены в замок, руки тянутся в раз­ные стороны.)

Посту­чали,

(не рас­цеп­ляя пальцы, посту­чать ладо­нями друг о друга)

Покру­тили,

(покру­тить сцеп­лен­ные руки в запястьях)

Потя­нули

(пальцы сцеп­лены в замок, руки тянутся в раз­ные стороны)

И открыли.

(Рас­це­пить пальцы.)

Пальчиковые игры для развития речи

Суть заня­тия на паль­чи­ко­вую мото­рику состоит в том, чтобы научить ребенка с помо­щью паль­цев изоб­ра­жать какие-то пред­меты или живых существ. При этом все дви­же­ния паль­цев должны объ­яс­няться малышу. Это помо­жет ребенку разо­браться с такими поня­ти­ями, как «сверху», «снизу», «пра­вый», «левый» и т. д. После того как ребе­нок научится сам выпол­нять упраж­не­ния, можно попы­таться разыг­рать сценки или неболь­шие сказки, рас­пре­де­лив роли между собой и вашим малень­ким акте­ром (напри­мер, встреча ежика и зай­чика в лесу). Вот несколько при­ме­ров таких упражнений.

  • Паль­чи­ко­вая игра “Зай­чик”. Ука­за­тель­ный и сред­ний пальцы выпрям­лены, осталь­ные сжаты в кулак. Чело­ве­чек. «Бегаем» ука­за­тель­ным и сред­ним паль­цами по столу. Паль­чи­ко­вая игра “Ежик”. Руки сце­пить в замок, пальцы одной руки и боль­шой палец дру­гой выпря­мить. Кошка. Соеди­нить сред­ний и безы­мян­ный пальцы с боль­шим, ука­за­тель­ный и мизи­нец под­нять вверх. Коза рога­тая. Ука­за­тель­ный и мизи­нец выпрям­лены, боль­шой палец — на согну­тых безы­мян­ном и сред­нем. Бабочка. Руки скре­стить в запя­стьях и при­жать ладони тыль­ными сто­ро­нами друг к другу, пальцы пря­мые; ладони с пря­мыми паль­цами совер­шают лег­кие дви­же­ния в запя­стьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы пра­вой и левой руки сло­жить колеч­ками, под­не­сти их к глазам.

Кроме этих при­ме­ров, вы сами можете при­ду­мать мно­же­ство инте­рес­ных и зани­ма­тель­ных упраж­не­ний для ребенка для раз­ви­тия речи.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Для пра­виль­ного зву­ко­про­из­но­ше­ния нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мяг­кое небо — были хорошо раз­виты и подвижны. Все органы, в том числе и рече­вые, состоят из мышц, сле­до­ва­тельно, их можно тре­ни­ро­вать. На это наце­лена весе­лая арти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­стика для детей. Она помо­гает укре­пить рече­вые мышцы и под­го­тав­ли­вает базу для чистого зву­ко­про­из­но­ше­ния. Непра­виль­ное зву­ко­про­из­но­ше­ние может при­ве­сти к даль­ней­шим слож­но­стям, напри­мер к дис­гра­фии (нару­ше­ние письма), что сильно затруд­нит обу­че­ние ребенка в школе.

Без­условно, для поста­новки пра­виль­ной речи и пра­виль­ного зву­ко­про­из­но­ше­ния ребе­нок в первую оче­редь дол­жен слы­шать пра­виль­ную речь взрос­лых. Поэтому важно не сюсю­кать с малы­шом, не ковер­кать слова, четко про­из­но­сить все звуки, не пытаться повто­рять за ребен­ком зву­ко­со­че­та­ния и слова, кото­рые он выду­мы­вает, какими бы забав­ными они вам ни каза­лись. Помните, что ваше чадо впи­ты­вает все, как губка, и ваша речь для него — и при­мер для под­ра­жа­ния, и без­услов­ное руко­вод­ство к действию.

Арти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­стика — это и весе­лое заня­тие для мамы и малыша, и пер­вый этап в поста­новке пра­виль­ного зву­ко­про­из­но­ше­ния. А зало­гом чет­кого про­из­но­ше­ния зву­ков и ясной дик­ции явля­ется хорошо постав­лен­ное рече­вое дыха­ние и чет­кая работа орга­нов рече­вого аппарата.

Упраж­не­ния для рече­вого дыхания:

  • Арти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­стика “Фут­бол”. Ска­тать ват­ный шарик и поста­вить два кубика в каче­стве ворот. Ребе­нок дол­жен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • Вет­ря­ная мель­ница. Ребе­нок дует на лопа­сти игрушки-вер­тушки или мель­ницы из песоч­ного набора.
  • Арти­ку­ля­ци­он­ная гим­на­стика “Сне­го­пад”. Сде­лать сне­жинки из ваты (рых­лые комочки). Объ­яс­нить ребенку, что такое сне­го­пад, и пред­ло­жить сду­вать «сне­жинки» с ладони.
  • Листо­пад. Выре­зать из цвет­ной бумаги раз­лич­ные осен­ние листья и объ­яс­нить ребенку, что такое листо­пад. Пред­ло­жить ему подуть на листья так, чтобы они поле­тели. Попутно можно рас­ска­зать, какие листочки с какого дерева упали.
  • Бабочка. Выре­зать из бумаги бабо­чек и под­ве­сить их на нит­ках. Пред­ло­жить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она поле­тела (при этом сле­дить, чтобы малыш сде­лал дли­тель­ный плав­ный выдох).
  • Кораб­лик. Дуть плавно и дли­тельно на бумаж­ный кораблик.
  • Оду­ван­чик. Пред­ло­жите ребенку подуть на отцвет­ший оду­ван­чик (сле­дите за пра­виль­но­стью выдоха).
  • Шторм в ста­кане. Пред­ло­жите ребенку подуть через соло­минку в ста­кан с водой (нужно сле­дить, чтобы щеки не наду­ва­лись, а губы были неподвижными).

Упраж­не­ния с вклю­че­нием рече­вого компонента:

  • Дли­тель­ное про­тяж­ное про­из­не­се­ние глас­ных зву­ков: «Кукла Катя хочет спать» («а‑а-а»), «Дует силь­ный ветер» («у‑у-у»).
  • Мно­го­крат­ное повто­ре­ние сло­гов на одном выдохе: «Дож­дик капает по крыше» («па-па-па»), «Зайка пры­гает» («оп-оп-оп»), «Мишка топает» («топ-топ-топ») и т. д.
  • Про­из­не­се­ние на одном выдохе слов и фраз с исполь­зо­ва­нием при­ема нара­щи­ва­ния: «Ветер. Дует ветер. Дует силь­ный ветер. Дует силь­ный и холод­ный ветер».

Тех­ника выпол­не­ния упраж­не­ний для детей

Ребе­нок:

  • Наби­рает воз­дух через нос;
  • Пле­чики не поднимает;
  • Выдох делает дли­тель­ным и плавным.

Взрос­лый:

  • Сле­дит за тем, чтобы ребе­нок не наду­вал щеки (для начала их можно при­дер­жи­вать руками);
  • Кон­тро­ли­рует пра­виль­ность рече­вого дыха­ния малыша, не допус­кая, чтобы ребе­нок делал слиш­ком боль­шой вдох и «выжи­мал» из себя воз­дух до конца (так он нач­нет задыхаться);
  • Регу­ли­рует интен­сив­ность и коли­че­ство упраж­не­ний — их нельзя повто­рять много раз под­ряд, так как это может при­ве­сти к головокружению.

Помимо упраж­не­ний на поста­новку пра­виль­ного дыха­ния, в арти­ку­ля­ци­он­ную гим­на­стику вхо­дят и те, что наце­лены на тре­ни­ровку орга­нов речи — языка, губ, челю­сти. Выпол­нять их можно в любую минуту. Напри­мер, самые пер­вые «заня­тия» вы можете про­во­дить, меняя малышу под­гуз­ник; с ребен­ком постарше — в оче­реди в поли­кли­нике или перед зер­ка­лом в ван­ной во время утрен­него умывания.

При­ве­дем при­меры таких упражнений:

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;
  • Обли­зать губки по кругу, дотя­нуться с силой языч­ком до носика, щек, под­бо­родка (пред­ставьте, что вы выпач­ка­лись в варенье);
  • Обли­зать, как киска, вооб­ра­жа­е­мую тарелочку;
  • При­от­крыть ротик, поба­ра­ба­нить языч­ком по верх­ним зуб­кам (словно барабанщик);
  • Поиг­рать в сло­ненка — вытя­нуть впе­ред губы тру­боч­кой, «сде­лать хобот», «наби­рать им водичку», слегка причмокивая;
  • Пере­ка­ты­вать орешки — рот закрыт, кон­чик языка пооче­редно с напря­же­нием упи­ра­ется то в одну щеку, то в дру­гую, на щеках обра­зу­ются твер­дые шарики-«орешки»;
  • Поиг­рать в лошадку — поцо­кать язы­ком, потом пофыр­кать (можете при этом играть с игру­шеч­ной лошадкой);
  • Сде­лать забор­чик — улыб­нуться с напря­же­нием, обна­жив зубы;
  • Сде­лать чашечку — высу­нуть язык, при­дать ему форму чашечки;
  • Завер­нуть язык наверх, словно вы сво­ра­чи­ва­ете блин­чик, при­жать его верх­ними зубами;
  • Почи­стить зубки языч­ком (про­ве­сти им по верх­ним, потом по ниж­ним зубам);
  • Поиг­рать в паро­во­зик — погу­дите («у‑у»), губы тру­боч­кой (можете пока­зы­вать при этом нари­со­ван­ный или игру­шеч­ный паровозик);
  • Пока­зать, как гудит паро­ход: при­от­крыв рот, тянем звук «ы‑ы-ы»;
  • Пока­жите ребенку часы с маят­ни­ком, пусть малыш изоб­ра­зит, как он рабо­тает, точно так же подви­гайте язы­ком — вправо-влево, в уголки рта.

Повто­ряйте каж­дое упраж­не­ние по 8 – 10 раз.

Упраж­не­ния на зву­ко­про­из­но­ше­ние. Самые неслож­ные и доступ­ные упраж­не­ния на поста­новку зву­ков — это про­го­ва­ри­ва­ние ско­ро­го­во­рок и чистоговорок.

Подой­дут, напри­мер, такие:

Банан — в тропиках,

Диван — в клопиках.

Заспо­рили три козы

Про глаза стрекозы:

Три козы вокруг стре­козы сидят —

На кого глаза стре­козы глядят?

От топота копыт пыль по полю летит.

При­шел Про­коп — кипел укроп.

Ушел Про­коп — кипел укроп.

Как при Про­копе кипел укроп,

Так и без Про­копа кипел укроп.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова —

Не руби дрова на траве двора.

Всех ско­ро­го­во­рок не перескороговоришь,

Не пере­вы­ско­ро­го­во­ришь.

Трид­цать три корабля лавировали,

Лави­ро­вали, да не вылавировали.

Кукушка куку­шонку купила капюшон.

Надел куку­шо­нок капюшон —

Как в капю­шоне он смешон!

В чет­верг чет­вер­того числа

В четыре с чет­вер­тью часа

Четыре чер­нень­ких чума­зень­ких чертенка

Чер­тили чер­ными чер­ни­лами чертеж.

Наш Пол­кан из Бай­кала лакал.

Пол­кан лакал, не мелел Байкал.

  • Необ­хо­димо сле­дить за тем, чтобы не наду­ва­лись щеки (для начала их можно при­дер­жи­вать руками);
  • Нельзя много раз под­ряд повто­рять упраж­не­ния, так как это может при­ве­сти к головокружению.

Когда ребе­нок только начи­нает осва­и­вать рече­вые навыки, вы ста­вите пра­виль­ное зву­ко­про­из­но­ше­ние уже за счет про­стого еже­днев­ного обще­ния и сов­мест­ных игр. Если малыш уже освоил род­ную речь и вы заме­ча­ете неко­то­рые нару­ше­ния в зву­ко­про­из­но­ше­нии, поста­нов­кой зву­ков дол­жен зани­маться только лого­пед, обычно такие заня­тия начи­на­ются не раньше 4 – 5 лет.

Логоритмика

Дело в том, что у подвиж­ных и хорошо ско­ор­ди­ни­ро­ван­ных малы­шей рече­вые навыки могут появ­ляться несколько раньше, чем у их более спо­кой­ных сверст­ни­ков. Более того, заме­чено, что у детей с нару­ше­ни­ями речи наблю­да­ются и непо­ладки в работе круп­ной мото­рики: нечет­кость и неор­га­ни­зо­ван­ность дви­же­ний, недо­ста­точ­ное чув­ство ритма и коор­ди­на­ции. Таким детям на помощь при­хо­дит логоритмика.

Уче­ными дока­зано, что точ­ное, дина­мич­ное выпол­не­ние упраж­не­ний для ног, туло­вища, рук, головы под­го­тав­ли­вает совер­шен­ство­ва­ние дви­же­ний орга­нов речи — губ, языка и ниж­ней челю­сти. Таким обра­зом, раз­ви­тие общей мото­рики спо­соб­ствует раз­ви­тию речи.

Мы подо­брали для вас несколько при­ме­ров неслож­ных лого­рит­ми­че­ских упраж­не­ний, кото­рые больше похожи на игру, не тре­буют помощи спе­ци­а­ли­стов и могут выпол­няться в любую сво­бод­ную минуту.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо —

(махать руками ладо­шками к себе)

Зака­ча­лось деревцо.

(Руки под­няты, пока­чи­ва­ния туло­ви­щем из сто­роны в сторону.)

Вете­рок все тише, тише —

(плавно опу­стить руки)

Деревцо все выше, выше.

(Под­нять руки и тянуться вверх.)

Физ­культ-при­вет

На болоте две подружки,

Две зеле­ные лягушки,

Утром рано умывались,

(ими­ти­ро­вать умывание)

Поло­тен­цем растирались.

(Ими­ти­ро­вать рас­ти­ра­ние спины полотенцем.)

Нож­ками топали,

Руч­ками хлопали.

Вправо-влево накло­ня­лись

И обратно возвращались.

(Ими­ти­ро­вать дви­же­ния, ука­зан­ные в тексте.)

Вот здо­ро­вья в чем секрет:

Всем дру­зьям — физкульт-привет!

(Резко под­нять руки вверх.)

Бабочка

Спал цве­ток

(исход­ное поло­же­ние: при­сесть, спря­тав голову в колени и обхва­тив колени руками)

И вдруг проснулся.

(Под­нять голову, выпря­мить руки; затем опу­стить руки вдоль тела.)

Больше спать не захотел,

Шевель­нулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Выпря­мить спину, под­няться; слегка пока­чаться вправо-влево; отве­сти руки назад — «вырас­тают крылья».)

Солнце утром лишь проснется —

Бабочка кру­жит и вьется.

(«Летать», ими­ти­руя дви­же­ния бабочки.)

Водичка

Водичка, водичка,

(двумя руками по оче­реди пока­зы­вать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико,

(ладо­шками ими­ти­ро­вать умывание)

Чтобы глазки блестели,

(дотра­ги­ваться до гла­зок по очереди)

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки)

Улы­бался роток

(улы­баться, гла­дить руками ротик)

И кусался зубок.

(Сту­чать зуб­ками, пока­зы­вать руками, как закры­ва­ется ротик.)

Кула­чок

Как сожму я кулачок

(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.

(Поста­вить кулачки боль­шими паль­цами вверх.)

Разо­жму ладошку,

(рас­пря­мить кисть)

Положу на ножку.

(Поло­жить руку на колено ладо­нью вверх.)

Тук-тук

– Тук-тук-тук.

(Три удара кула­ками друг о друга.)

– Да-да-да.

(Три хлопка в ладоши.)

– Можно к вам?

(Три удара кула­ками друг о друга.)

– Рад всегда!

(Три хлопка в ладоши.)

Зай­чики

Жили-были зай­чики

(пока­зы­вать на голове заячьи ушки)

На лес­ной опушке.

(Раз­во­дить руками перед собой, опи­сы­вая окружность.)

Жили-были зай­чики

(пока­зы­вать на голове заячьи ушки)

В серень­кой избушке.

(Сло­жить руки над голо­вой в форме домика.)

Мыли свои ушки,

(про­во­дить руками по вооб­ра­жа­е­мым ушкам)

Мыли свои лапочки.

(Ими­ти­ро­вать мытье рук.)

Наря­жа­лись зайчики,

(руки на бока, слегка пово­ра­чи­ваться в обе сто­роны, в полуприседе)

Наде­вали тапочки.

(Руки на бока, пооче­редно выстав­лять впе­ред пра­вую и левую ногу.)

Снег

Как на горке снег, снег,

(пока­зы­вать руками горку)

Снег, снег, снег, снег.

(Дви­гать руками, пере­би­рая пальцами.)

И под гор­кой снег, снег,

(пока­зы­вать руками «под горкой»)

Снег, снег, снег, снег.

(Дви­гать руками, пере­би­рая пальцами.)

А под сне­гом спит медведь.

(Сна­чала ладо­шки под щечку, а потом изоб­ра­зить ушки медведя.)

Тише, тише, не шуметь!

(Паль­чик ко рту, гро­зить пальчиком.)

Почему так важны пра­виль­ное раз­ви­тие речи и ран­няя кор­рек­ция нарушений

Пра­виль­ное раз­ви­тие и ран­няя кор­рек­ция речи (в слу­чае каких-либо откло­не­ний) чрез­вы­чайно важны: рече­вые нару­ше­ния при­во­дят к труд­но­стям в обу­че­нии письму и чте­нию; помимо этого, они, как пра­вило, ведут к воз­ник­но­ве­нию ком­плек­сов у ребенка, мешают его соци­а­ли­за­ции. Поэтому при любых подо­зре­ниях на нали­чие тех или иных осо­бен­но­стей рече­вого раз­ви­тия у малыша лучше обра­титься к спе­ци­а­ли­стам (лого­педу, нев­ро­логу, дефек­то­логу, психологу).

Вне зави­си­мо­сти от заклю­че­ния спе­ци­а­ли­стов в слу­чае рече­вых нару­ше­ний, вне зави­си­мо­сти от того, есть ли рече­вые нару­ше­ния или они отсут­ствуют, вы можете помо­гать сво­ему ребенку осва­и­вать род­ную речь, учить его пра­виль­ному про­из­но­ше­нию, постро­е­нию фраз и оформ­ле­нию мыслей.

Вос­поль­зуй­тесь нашими сове­тами, сде­лайте упраж­не­ния прак­ти­кой еже­днев­ного обще­ния и сов­мест­ных игр с ребен­ком — вне­сите вклад в его будущее!

При­ят­ных вам занятий!

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки