Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

(10 голосов4.5 из 5)
Как раз­ви­ва­ется речь ребенка до 3 лет, какие физи­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские про­цессы про­ис­хо­дят в этот период, как помочь малышу в раз­ви­тии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ран­ний воз­раст (от рож­де­ния до 3 лет) — осо­бый период в жизни ребенка. По интен­сив­но­сти раз­ви­тия, по слож­но­сти задач, реша­е­мых на этом этапе, пер­вые годы жизни не имеют себе рав­ных. А еще это самый бла­го­при­ят­ный период для усво­е­ния основ род­ной речи. Что будет упу­щено сей­час, позже может потре­бо­вать двой­ных усилий!

Уди­вим ли мы вас, если ска­жем, что рече­вые спо­соб­но­сти ребенка начи­нают раз­ви­ваться еще до его рож­де­ния? А это именно так. Давайте выяс­ним, а что, соб­ственно, вли­яет на ста­нов­ле­ние речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Био­ло­ги­че­ские: наслед­ствен­ность; пра­виль­ное стро­е­ние и функ­ци­о­ни­ро­ва­ние цен­траль­ной нерв­ной системы, рече­вых цен­тров в мозге, орга­нов слуха и речи; здо­ро­вая бере­мен­ность и бла­го­по­луч­ные роды; здо­ро­вое физи­че­ское и пси­хи­че­ское раз­ви­тие после рождения.
  • Соци­аль­ные: пол­но­цен­ное рече­вое окру­же­ние с пер­вых дней жизни ребенка, бла­го­при­ят­ная раз­ви­ва­ю­щая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Мла­де­нец учится общаться с внеш­ним миром с самого момента появ­ле­ния на свет. Давайте взгля­нем, как про­те­кает рече­вое раз­ви­тие детей ран­него воз­раста на про­тя­же­нии пер­вых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 – 2 месяца. Крик. Пер­вой фор­мой ком­му­ни­ка­ции для ребенка ста­но­вится плач. Малыш пла­чет, когда голо­ден, ему неком­фортно или он устал.
  • 2 – 3 месяца. Гуле­ние. На смену плачу при­хо­дит гуле­ние. Появ­ля­ются звуки «а», «ы», «у», ино­гда в соче­та­нии с «г». Ребе­нок учится пони­мать обра­щен­ную к нему речь и управ­лять сво­ими зву­ко­выми интонациями.
  • 3 – 6 меся­цев. Лепет. Малыш начи­нает лепе­тать с самим собой и изда­вать звуки при обра­ще­нии к нему. Пово­ра­чи­вает голову в сто­рону звука. Зами­рает в ответ на вне­зап­ный гром­кий звук. По-раз­ному пла­чет в зави­си­мо­сти от потреб­но­стей: «я голо­ден», «я устал». Узнает свое имя и реа­ги­рует на него.
  • 6 меся­цев. Пер­вые слоги. С 6 меся­цев можно заме­тить, что ребе­нок пред­по­чи­тает всем дру­гим строго опре­де­лен­ные звуки: «ба», «ма» (научиться про­из­но­сить их легче всего). Он может повто­рять их бес­ко­нечно: ему нра­вится, как они звучат.
  • 7 – 9 меся­цев. Ком­би­на­ции сло­гов. Лепет про­грес­си­рует до про­из­не­се­ния оди­на­ко­вых сло­гов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
  • 9 – 11 меся­цев. Зву­ко­под­ра­жа­ние. Малыш ими­ти­рует звуки речи взрос­лых. Откли­ка­ется на имя. Пони­мает зна­че­ние слова «нет».
  • 11 – 13 меся­цев. Пер­вые осмыс­лен­ные слова из двух оди­на­ко­вых сло­гов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 меся­цев. Малыш всем видом демон­стри­рует инте­рес и вни­ма­ние к речи дру­гих, повто­ряет и по-новому ком­би­ни­рует звуки, соеди­няет их в «слова», ими­ти­руя речь взрос­лого. Пони­мает и выпол­няет про­стые одно­слож­ные инструк­ции («садись»). Машет рукой «пока-пока», пока­чи­вает голо­вой «нет». Исполь­зует жесты и звуки для при­вле­че­ния вни­ма­ния. Инте­ре­су­ется книжками.
Ред­кий роди­тель может знать, какие при­знаки ука­зы­вают на откло­не­ния в раз­ви­тии ребенка. Поэтому для про­фи­лак­тики обя­за­тельно посе­щайте дет­ского нев­ро­лога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
  • 18 меся­цев. Малыш легко повто­ряет часто слы­ши­мые слова. Знает раз­лич­ные части тела и ука­зы­вает на них. Осва­и­вает неслож­ные слова (к воз­расту 2 лет их запас может коле­баться от 20 до 50). Отве­чает сло­вами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрос­лого ука­зы­вает паль­цем на кар­тинки в книге. 2 года. Пер­вые пред­ло­же­ния (из двух слов). Усво­ен­ные к 2 годам про­стые слова двух­лет­ний ребе­нок может легко соеди­нять в соче­та­ния: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Пони­мает про­стые инструк­ции из двух после­до­ва­тель­ных дей­ствий: «Найди сво­его мишку и покажи бабушке». Сло­вар­ный запас может рас­ши­риться до 150 – 200 лек­сем, а окру­жа­ю­щие уже могут пони­мать поло­вину про­из­но­си­мых ребен­ком слов. Малыш начи­нает исполь­зо­вать место­име­ния, при­ла­га­тель­ные и пред­логи. Пра­вильно дер­жит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Мно­го­слов­ные пред­ло­же­ния (из трех и более слов). В 3 года закан­чи­ва­ется период ран­него дет­ства. К этому пере­лом­ному моменту ребе­нок умеет состав­лять пред­ло­же­ния из трех и более слов. Раз­ли­чает цвета и опре­де­ле­ния раз­мера. Пом­нит и повто­ряет зна­ко­мые ритмы, мело­дии, исто­рии. Неко­то­рые труд­но­сти зву­ко­про­из­но­ше­ния все еще могут сохра­няться (сви­стя­щие, шипя­щие, глас­ные звуки). Сло­вар­ный запас рас­ши­ря­ется настолько, что роди­тели уже не могут с точ­но­стью под­счи­тать, из сколь­ких слов он состоит. В целом малыш уже готов выска­заться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каж­дый малыш уни­ка­лен и раз­ви­ва­ется сво­ими тем­пами. На прак­тике неболь­шая задержка в раз­ви­тии речи может ока­заться лишь инди­ви­ду­аль­ной осо­бен­но­стью. Более того, повли­ять на темпы раз­ви­тия речи могут: болезнь, стресс, дефи­цит обще­ния с окру­жа­ю­щими взрос­лыми или муль­ти­линг­ви­сти­че­ская среда, в кото­рой рас­тет малыш.
И все равно бывает очень сложно отка­заться от иску­ше­ния срав­нить сво­его ребенка с дру­гими. Почему неко­то­рые дети в воз­расте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мой­до­дыра» и гово­рят целыми фра­зами, в то время как дру­гим тре­бу­ется еще 1,5 – 2 года, чтобы ока­заться на том же уровне? Стоит ли бес­по­ко­иться по этому поводу?
В совре­мен­ной пси­хо­ло­гии выде­ля­ются два типа детей с нор­мально раз­ви­ва­ю­щейся речью: «гово­руны» и «мол­чуны».
  • «Гово­руны» про­яв­ляют повы­шен­ную актив­ность и инте­рес к окру­жа­ю­щему миру. Такие дети любят что-то рас­ска­зы­вать, зада­вать много вопро­сов и легко осва­и­ва­ются в новой обста­новке. Ино­гда они начи­нают гово­рить раньше, чем дру­гие дети.
  • «Мол­чуны» склонны к созер­ца­тель­но­сти. Им все­гда тре­бу­ется адап­ти­ро­ваться к новой обста­новке. Могут начать гово­рить поздно, но прак­ти­че­ски сразу без дефек­тов. Таким малы­шам важно, чтобы их слы­шали и пони­мали. Поэтому роди­тели должны поста­раться вни­ма­тельно реа­ги­ро­вать на вопросы ребенка. Однако, если «мол­чун» не начал гово­рить к 2 – 3 годам, нужно обра­титься к специалисту.
По ста­ти­стике, у маль­чи­ков речь начи­нает раз­ви­ваться позже, чем у дево­чек. Одна из при­чин кро­ется в физио­ло­гии. Созре­ва­ние голов­ного мозга у дево­чек про­ис­хо­дит быст­рее. Это вли­яет на рост сло­вар­ного запаса: к 2 годам у дево­чек он обычно вдвое больше, чем у маль­чи­ков того же воз­раста. Плюс они эмо­ци­о­наль­нее по своей при­роде и с радо­стью делятся всеми сво­ими впе­чат­ле­ни­ями, а маль­чики склонны про­яв­лять боль­шую вер­баль­ную сдер­жан­ность, выска­зы­ва­ясь только «по делу».
Помимо этого, мно­го­чис­лен­ные иссле­до­ва­ния пока­зали, что чем выше дви­га­тель­ная актив­ность ребенка, тем лучше раз­ви­ва­ется речь. Вполне логично, что более актив­ные малыши могут начать демон­стри­ро­вать про­дви­ну­тые рече­вые навыки раньше своих мед­ли­тель­ных сверстников.
Игры с ребен­ком спо­соб­ствуют раз­ви­тию речи. Сти­му­ли­руйте его больше дви­гаться, и малыш с удо­воль­ствием под­хва­тит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, роди­тели, можем делать с самого рож­де­ния ребенка для того, чтобы он заго­во­рил есте­ствен­ным образом?
Напом­ним вам, что сен­сор­ный канал вос­при­я­тия инфор­ма­ции о внеш­ней среде (зре­ние, слух, вкус, обо­ня­ние и ося­за­ние) у детей в пер­вые годы жизни основ­ной. Поэтому ответ лежит на поверх­но­сти: необ­хо­димо давать ребенку как можно больше инфор­ма­ции об окру­жа­ю­щем мире, как можно больше любого рода сен­сор­ных ощу­ще­ний и сти­му­лов. Пого­во­рим об этом.
  • Ося­за­ние. Чув­ство № 1 в пер­вое время. Теп­лые мамины руки, ее лас­ко­вые при­кос­но­ве­ния, погла­жи­ва­ния, мас­саж, гим­на­стика, игрушки раз­ных форм и фак­тур, паль­чи­ко­вые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Зна­ние о самом себе, своем теле и его ощу­ще­ниях фор­ми­ру­ется бла­го­даря кон­так­там с окру­жа­ю­щей сре­дой, поэтому мак­си­мально раз­но­об­разьте так­тиль­ные ощу­ще­ния ребенка. Вода раз­ной тем­пе­ра­туры (осто­рожно!), мяг­кий тка­не­вый и рези­но­вый мячики, пласт­мас­со­вая погре­мушка и дере­вян­ный кубик, паль­чи­ко­вые краски на палитре, песок в дет­ской песоч­нице, фасо­линки в банке и т. д. — мир так богат для тре­ни­ровки чув­ства осязания!
  • Слух. Давайте малышу как можно больше инфор­ма­ции, кото­рую он может вос­при­ни­мать на слух: звуки музыки, при­роды, быто­вых при­бо­ров в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки род­ной речи. Раз­го­ва­ри­вайте с кро­хой все­гда и обо всем. У мамы это полу­ча­ется само собой, ведь речью сопро­вож­да­ются любые ее дей­ствия: она озву­чи­вает пеле­на­ние, корм­ле­ние, купа­ние, укла­ды­ва­ние. Она назы­вает пред­меты, окру­жа­ю­щие ребенка, ука­зы­вая на них. Когда малыш начи­нает гулить, мама «под­дер­жи­вает раз­го­вор»: отзы­ва­ется на звуки, кото­рые издает кроха, повто­ряет их и зна­ко­мит его с взрос­лой речью, кото­рой малыш по мере взрос­ле­ния будет пытаться подражать.
  • Зре­ние. Мы заин­те­ре­со­вы­ваем малыша окру­жа­ю­щими его пред­ме­тами, чтобы он научился фоку­си­ро­вать зре­ние и удер­жи­вать свое вни­ма­ние на зна­чи­мых объ­ек­тах. Чтобы помочь ребенку кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние, можно под­ве­сить над кро­ват­кой яркие цвет­ные пред­меты (напри­мер, воз­душ­ные шары, пуши­стые пом­поны — они доста­точно лег­кие и непре­менно при­вле­кут вни­ма­ние). Неко­то­рые модели моби­лей уком­плек­то­вы­ва­ются съем­ными игруш­ками — это помо­гает взрос­лым обес­пе­чи­вать ребенку бога­тое сти­му­лами про­стран­ство и раз­но­об­ра­зить его. Это для самых малень­ких. Позже арсе­нал пред­ме­тов окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти может попол­няться бес­ко­нечно и за счет игру­шек в доме, и за счет тех визу­аль­ных впе­чат­ле­ний, кото­рые малыш будет полу­чать, ока­зы­ва­ясь вне дома: на город­ской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
  • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, про­тер­тая и твер­дая пища — какое раз­но­об­ра­зие кон­си­стен­ций и вку­сов! Зна­комьте малыша с ними, посте­пенно рас­ши­ряя ассор­ти­мент про­дук­тов, кото­рые вы вво­дите в дет­ское пита­ние. Чем раньше ребе­нок позна­ко­мится с основ­ными вку­сами, тем менее при­ве­ред­лив в еде он будет позже.
Когда насту­пает время пер­вого при­корма, напри­мер из линии «Агуша Пер­вая ложка», важно назы­вать про­дукты, кото­рые мама пред­ла­гает малышу. Тво­рог, кефир, сок, фрук­то­вое пюре — это воз­мож­ность зна­ко­мить малыша с назва­ни­ями фрук­тов, ово­щей, рас­ска­зы­вать о живот­ных. Напри­мер, о корове, кото­рая дает молоко, гово­рит «му» и пасется на лугу.
  • Обо­ня­ние. Зна­ком­ство с запа­хами не только обо­га­щает вос­при­я­тие общей кар­тины мира, но и создает у малыша опре­де­лен­ное настро­е­ние, ассо­ци­а­ции и впо­след­ствии — при­ят­ные вос­по­ми­на­ния. Запах све­же­ис­пе­чен­ного хлеба и бабуш­ки­ного варе­нья, осен­ней листвы и весен­него тая­ния снега, гри­бов и поле­вых цве­тов — сколько вос­по­ми­на­ний за каж­дым из них! Не забы­вайте про эту сто­рону вос­при­я­тия, узна­вайте запахи вме­сте с ребен­ком, учите его раз­ли­чать их и срав­ни­вать — вдруг у вас рас­тет буду­щий парфюмер?
  • Круп­ная мото­рика (дви­же­ния круп­ных мышц: кор­пус тела, руки, ноги). Важно моти­ви­ро­вать малыша активно дви­гаться начи­ная с пер­вых недель жизни. Если вы счи­та­ете, что ребенка надо пеле­нать, не забы­вайте выде­лять доста­точ­ное коли­че­ство вре­мени, чтобы малыш мог сво­бодно махать нож­ками и руч­ками. Когда кроха под­рас­тет, создайте без­опас­ное про­стран­ство для сво­бод­ного дви­же­ния в доме.
  • Мел­кая мото­рика (тон­кие дви­же­ния кистей рук и паль­цев). О том, что мел­кая мото­рика и речь свя­заны, не слы­шал разве только ново­рож­ден­ный. Связь эта объ­яс­ня­ется бли­зо­стью рас­по­ло­же­ния рече­вых мотор­ных и дви­га­тель­ных цен­тров в голов­ном мозге. Поэтому любая актив­ность, направ­лен­ная на сти­му­ли­ро­ва­ние мел­кой мото­рики, поло­жи­тельно вли­яет и на фор­ми­ро­ва­ние речи. И не забы­ваем о раз­ви­тии навы­ков само­об­слу­жи­ва­ния с ран­него дет­ства: чашка, зуб­ная щетка, сто­ло­вые при­боры, пуго­вицы на одежде, мол­нии и шнурки на ботин­ках — отлич­ные тренажеры!
Речь — это про­дукт работы мышц и орга­нов рече­вого аппа­рата, и, как и в слу­чае тре­ни­ровки любой дру­гой мышцы, речь нужно раз­ви­вать после­до­ва­тель­ными и регу­ляр­ными заня­ти­ями. Пого­во­рим об этих заня­тиях и об упраж­не­ниях, кото­рые нужно вклю­чить в еже­днев­ную «рече­вую зарядку» ребенка.

Как правильно формировать речь

  • Отзы­вай­тесь на гуле­ние и лепет ребенка, под­ра­жайте его зву­кам, повто­ряйте их.
  • Гово­рите с малы­шом, когда уха­жи­ва­ете за ним: пеле­на­ете, кор­мите, купа­ете. Раз­го­ва­ри­вайте с ним в тече­ние всего дня.
  • Читайте яркие раз­но­цвет­ные книжки каж­дый день.
  • Повто­ряйте корот­кие рит­мич­ные стишки, потешки.
  • Учите ребенка име­нам близ­ких людей и назва­ниям всех окру­жа­ю­щих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в раз­ных ситуациях.
  • Обра­щайте вни­ма­ние ребенка на раз­лич­ные объ­екты, кото­рые издают звуки (живот­ные, птицы, транс­порт и т. д.).
  • Поощ­ряйте попытки ребенка про­из­но­сить новые слова.
  • «Про­го­ва­ри­вайте» с малы­шом новые ситу­а­ции, в кото­рых он ока­зы­ва­ется, до, во время и после события.
  • Смот­рите на кроху, когда раз­го­ва­ри­ва­ете с ним.
  • Детально и кра­сочно опи­сы­вайте ребенку, что он слы­шит, видит, делает и чувствует.
  • Ставьте малышу дет­ские песенки и сказки.
  • Раз­го­ва­ри­вая со своим малень­ким собе­сед­ни­ком, не под­ра­жайте дет­скому про­из­но­ше­нию, сле­дите, чтобы ваша речь была чет­кой, выра­зи­тель­ной (но без сюсю­ка­ний), гра­мот­ной, про­стой и ясной.
  • Хва­лите ребенка каж­дый раз, когда он сам ини­ци­и­рует обще­ние с вами.
  • Сле­дите за тем, чтобы малыш не обо­зна­чал окру­жа­ю­щие пред­меты зву­ко­про­из­но­ше­ни­ями. Роди­тели могут упо­треб­лять упро­щен­ные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при обще­нии с ребен­ком до года. Это помо­жет ему вклю­читься в про­цесс раз­ви­тия речи. Потом жела­тельно упро­щен­ные слова сопро­вож­дать пра­виль­ными назва­ни­ями. Он уви­дел поезд: «Ту-ту!» — мама отре­а­ги­ро­вала: «Да, поезд поехал». Малыша спра­ши­вают: «Кто это?» — он отве­чает: «Гав-гав», — мама объ­яс­няет, что «гав» гово­рит живот­ное «собака».
  • Обя­за­тельно исправ­ляйте ошибки в речи малыша, делайте это так­тично, иначе ребе­нок может поте­рять к вам доверие.
  • Обо­га­щайте упро­щен­ную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апель­си­но­вого сока».
  • Выби­райте не повест­во­ва­тель­ный, а опи­са­тель­ный стиль обще­ния («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она чер­ная и умеет громко каркать»).
  • Выслу­ши­вайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощ­ряйте его попытки высказаться.
  • Помо­гайте малышу учиться слу­шать и выпол­нять инструк­ции через про­стые просьбы, назы­вая после­до­ва­тель­ность дей­ствий (лучше в игро­вой форме): «Сходи в свою ком­нату и при­неси мишку».
  • Для раз­ви­тия рече­вых спо­соб­но­стей ребенка очень важна игро­вая дея­тель­ность, через кото­рую малыш познает окру­жа­ю­щую его реаль­ность. Поэтому играйте с малышом!
  • Вклю­чайте ребенка не только в игру, но и в реаль­ное вза­и­мо­дей­ствие со всеми чле­нами семьи. Обя­за­тельно давайте крохе полез­ные пору­че­ния. Пере­да­вайте через него просьбы к дру­гим взрос­лым. Бла­го­да­рите за помощь.
  • Каж­дый день читайте; воз­можно, чте­ние должно стать частью вечер­него риту­ала отхода ко сну.
  • Все­гда вни­ма­тельно слу­шайте, когда ребе­нок гово­рит с вами.
  • Объ­яс­няйте малышу, о чем вы дума­ете, что пла­ни­ру­ете, дела­ете, как рассуждаете.
  • Зада­вайте ребенку вопросы, сти­му­ли­руя его к раз­мыш­ле­ниям, побуж­дайте его к ответам.
  • Обсуж­дайте с малы­шом, как он про­вел день в дет­ском саду, как про­шла ваша сов­мест­ная про­гулка. Поиг­рав с ребен­ком, вспо­ми­найте самые инте­рес­ные моменты.
  • Поль­зуй­тесь нагляд­ным мате­ри­а­лом. Детям трудно вос­при­ни­мать слова, ото­рван­ные от изображения.
  • Пока­зы­вайте ребенку, что вы вни­ма­тельно его слу­ша­ете: кивайте, улы­бай­тесь, отве­чайте на его вопросы.
  • И глав­ное: под­дер­жи­вайте все начи­на­ния малыша, хва­лите его даже за незна­чи­тель­ные успехи.
Важно, чтобы у мамы (или дру­гого забо­тя­ще­гося о малыше взрос­лого), несмотря на загру­жен­ность, сохра­нялся пози­тив­ный настрой на жизнь и обще­ние. Поэтому бере­гите себя, мамы, ста­рай­тесь выкра­и­вать минуты отдыха и пере­клю­чаться на встречи с дру­зьями, люби­мые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

Гра­фик раз­ви­тия рече­вых навы­ков был при­ве­ден выше. Дети раз­ви­ва­ются по-раз­ному, и даже самые талант­ли­вые гово­руны могут осво­ить все необ­хо­ди­мые навыки в своей воз­раст­ной кате­го­рии, только когда достиг­нут ее верх­ней гра­ницы. Поэтому нормы свое­вре­мен­ного раз­ви­тия не все­гда слу­жат надеж­ными ори­ен­ти­рами для пони­ма­ния того, пра­вильно ли овла­де­вает речью кон­крет­ный ребенок.
Мы зай­дем с дру­гой сто­роны и под­ска­жем, что должно стать пово­дом для обра­ще­ния к специалистам:
  • К концу 1‑го месяца ребе­нок не кри­чит перед кормлением;
  • К концу 4‑го месяца не улы­ба­ется, когда с ним гово­рят, и не гулит;
  • К концу 5‑го месяца не при­слу­ши­ва­ется к музыке;
  • К 7‑му месяцу не узнает голоса близ­ких, не реа­ги­рует на интонации;
  • К концу 9‑го месяца отсут­ствует лепет и ребе­нок не может повто­рять за взрос­лыми зву­ко­со­че­та­ния и слоги, под­ра­жая инто­на­ции говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет голо­вой в знак отри­ца­ния или руч­кой в знак прощания;
  • К 1 году ребе­нок не может про­из­не­сти ни слова и не выпол­няет про­стей­шие просьбы («дай», «покажи», «при­неси»);
  • К 1 году 4 меся­цам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 меся­цам не может про­из­не­сти 5 – 6 осмыс­лен­ных слов;
  • К 2 годам не пока­зы­вает части тела, кото­рые ему назы­вают; не выпол­няет просьбы из двух дей­ствий («пойди в ком­нату и возьми книгу»), не узнает близ­ких на фотографиях;
  • В 3 года не может пере­ска­зать корот­кие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фами­лию; гово­рит так, что его не пони­мают окру­жа­ю­щие; гово­рит очень быстро, про­гла­ты­вая окон­ча­ния, или очень мед­ленно, рас­тя­ги­вая слова.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то бес­по­коит в том, как ребе­нок осва­и­вает род­ную речь, не тяните, пого­во­рите с педи­ат­ром — при необ­хо­ди­мо­сти он напра­вит на допол­ни­тель­ные кон­суль­та­ции к нев­ро­логу, лого­педу, дефек­то­логу, пси­хо­логу, оку­ли­сту, ото­ла­рин­го­логу. Если неко­то­рые нару­ше­ния раз­ви­тия речи были обна­ру­жены, то ваша сов­мест­ная работа с этими спе­ци­а­ли­стами (при усло­вии сле­до­ва­ния их инструк­циям и выпол­не­ния домаш­них зада­ний) обя­за­тельно даст поло­жи­тель­ный эффект и при­ве­дет к наме­чен­ной цели.

Что может сде­лать лого­пед. Лого­пед — это, пожа­луй, самый глав­ный помощ­ник роди­те­лей в дан­ном слу­чае. К лого­педу нужно обра­щаться, даже если ребе­нок не выго­ва­ри­вает всего пару букв. Спе­ци­а­лист не только выявит дефекты, но и нач­нет рабо­тать над исправ­ле­нием про­из­но­ше­ния. Он вла­деет всеми тон­ко­стями арти­ку­ля­ци­он­ной гим­на­стики и мас­сажа и обя­за­тельно помо­жет, исполь­зуя свой про­фес­си­о­наль­ный опыт.
Обычно при обра­ще­нии к лого­педу назна­ча­ются регу­ляр­ные заня­тия с при­ме­не­нием раз­лич­ных тех­ник для раз­ви­тия язы­ко­вой подвиж­но­сти, кото­рые спе­ци­а­лист счи­тает эффек­тив­ными в кон­крет­ном слу­чае. Важно точно и еже­дневно выпол­нять ука­за­ния и регу­лярно посе­щать кон­суль­та­ции. Только сов­мест­ными уси­ли­ями можно в корот­кий срок успешно пре­одо­леть лого­пе­ди­че­ские про­блемы при рече­вых нарушениях.
Можно делать неко­то­рые упраж­не­ния и самим, но важно сле­дить за тем, чтобы малышу было инте­ресно: пусть заня­тия про­во­дятся в игро­вой форме, не будут пона­чалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каж­дый день. Не забы­вайте хва­лить ребенка.
Фор­ми­ро­ва­ние рече­вых навы­ков про­ис­хо­дит есте­ствен­ным обра­зом, когда малыш рас­тет в при­ни­ма­ю­щей среде, в кото­рой обес­пе­чены воз­мож­но­сти для его непре­рыв­ного раз­ви­тия. Задача роди­те­лей в период мла­ден­че­ства и ран­него дет­ства — обес­пе­чить ребенка вни­ма­нием, под­держ­кой и общением.
Поэтому в заклю­че­ние мы хотим вам напом­нить о самом важ­ном. Как бы ни раз­ви­вался ваш малыш, какие бы игры, заня­тия, мето­дики и упраж­не­ния вы для него ни под­би­рали, глав­ное — пом­нить о том, что ребенку в первую оче­редь нужно про­стое еже­днев­ное обще­ние с вами. Не только во время заня­тий, но и каж­дую минуту вашего с ним сов­мест­ного пре­бы­ва­ния. Именно это будет основ­ным импуль­сом для раз­ви­тия ребенка.
Если вы само­сто­я­тельно про­во­дите с ребен­ком раз­ви­ва­ю­щие заня­тия, набе­ри­тесь тер­пе­ния (воз­можно, резуль­тат не будет виден сразу) и не бро­сайте нача­тое дело. И вы с вашим малы­шом обя­за­тельно добье­тесь успехов!

Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»

0f5179b8 d34d 49ea 9fe8 9071b7f48dfa 490x1024 - Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

 Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опе­кают и бере­гут, ста­ра­ются преду­га­дать его жела­ния — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не фор­ми­ру­ется стрем­ле­ние тру­диться само­сто­я­тельно, он не учится выра­жать свои мысли с помо­щью речи, и мно­гие про­цессы в его раз­ви­тии могут тормозиться.

• Понять ребенка бук­вально с полу­взгляда близ­ким помо­гает инту­и­ция и любовь. Но обще­ние с мало­зна­ко­мыми людьми в непри­выч­ных усло­виях будет для него затруд­ни­тель­ным, а в худ­шем слу­чае — остро дис­ком­форт­ным. Чтобы этого не про­изо­шло, по мере взрос­ле­ния нужно чаще всту­пать в раз­го­вор все с новыми и новыми собе­сед­ни­ками, и тогда ребе­нок про­сто будет вынуж­ден совер­шен­ство­вать навыки пони­ма­ния речи.

• Неко­то­рые роди­тели зани­жают, а дру­гие — завы­шают тре­бо­ва­ния к речи малыша. В пер­вом слу­чае от ребенка ничего не тре­буют, все его жела­ния уга­ды­ва­ются и сразу испол­ня­ются, во вто­ром — посто­янно при­стают: «Скажи!», «Повтори!». Ино­гда в одной семье исполь­зу­ется сразу два край­них под­хода: напри­мер, папа тре­бует, а бабушка опе­кает. Это очень небла­го­при­ятно ска­зы­ва­ется на рече­вом раз­ви­тии ребенка.

• Ста­рай­тесь исклю­чить сюсю­ка­нье, «дет­ский лепет», посто­ян­ные зву­ко­под­ра­жа­ния в обще­нии с малы­шом. Речь роди­теля — обра­зец для ребенка.

• Роди­тели могут гово­рить очень быстро или, наобо­рот, черес­чур мед­ленно, без пауз и раз­лич­ных инто­на­ций, моно­тонно. Важно исполь­зо­вать все богат­ство и раз­но­об­ра­зие языка при раз­ви­тии речи ребенка.

• Не ста­рай­тесь уско­рить ход есте­ствен­ного рече­вого раз­ви­тия малыша. Избе­гайте пере­утом­ле­ния от рече­вых заня­тий, заучи­ва­ния стихов.

 Когда нужно обратиться к логопеду

Сле­дует обра­титься к лого­педу, если:

• до 2,5 лет у ребенка не появи­лась речь или сло­варь малыша состав­ляет не более 10 слов. Ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный спе­ци­а­лист-лого­пед умеет не только кор­рек­ти­ро­вать зву­ко­про­из­но­ше­ние, но и сти­му­ли­ро­вать появ­ле­ние речи у него­во­ря­щих детей;

• ребе­нок в 1,5 – 2,5 года не про­из­но­сит нор­маль­ных, понят­ных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а гово­рит на «своем» языке, при­чем много и активно (не нужно дожи­даться 3 лет — идите к лого­педу прямо сейчас);

• ребе­нок 4 – 5 лет смяг­чает все звуки: «кися», «щапка», «тяй­ник», «лям­потька»;

• ребе­нок 3 лет и старше иска­жает сло­го­вую струк­туру слова, про­пус­кает, пере­став­ляет слоги, добав­ляет новые: «пувица» — «пуго­вица», «геби­мот» — «беге­мот», «пепи­тан» — «капи­тан»;

• ребенку больше 6 лет и он не про­из­но­сит какие-либо звуки род­ного языка. В это время фоне­ти­че­ская система пол­но­стью сфор­ми­ро­вана, и малыш дол­жен гово­рить правильно;

• ребе­нок начал повто­рять пер­вые звуки, слоги, слова (появи­лись рече­вые запинки).

Также стоит быть вни­ма­тель­нее, если малыш изу­чает сразу несколько ино­стран­ных язы­ков: ино­гда в таких слу­чаях у него может раз­виться дис­гра­фия — нару­ше­ние овла­де­ния пись­мен­ной речью. Чтобы не было откло­не­ний, нужно зани­маться с малы­шом, как только он позна­ко­мится с бук­вами — обычно это уме­ние при­хо­дит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребен­ком нужно посто­янно бесе­до­вать, про­го­ва­ри­вая ситу­а­ции: оде­ва­ние, раз­де­ва­ние, умы­ва­ние, купа­ние, еда, про­гулка и под­го­товка ко сну. Такую же работу сле­дует про­во­дить во время игр с игруш­ками и кар­тин­ками, при чте­нии и про­смотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умы­ва­ние. «Давай с тобой умо­емся, включи воду. Нет, сде­лай воду теп­лее. Вот мыло. Бери его и намы­ли­вай ручки. Клади мыло в мыль­ницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Под­став­ляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закры­вай кран. Моло­дец. А где поло­тенце? Бери его и выти­рай лицо и руки. Какой ты стал чистень­кий, умница!»

2) Сборы на про­гулку, когда все вещи уже под­го­тов­лены. «Сей­час мы пой­дем гулять. Где твои шта­нишки? Вот они. Давай наде­нем штаны, вот так: сна­чала на одну ногу, потом на дру­гую. Теперь надо застег­нуть их на пуго­вицу, где она, покажи. Пра­вильно. Неси кофту. Что на ней нари­со­вано? Уточка, пра­вильно. А это что на кофте? Кар­ман, моло­дец». И так далее.

3) На про­гулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дож­дик идет, ты пра­вильно ска­зал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Наде­вай капю­шон. А я рас­крою зон­тик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая боль­шая лужа! А что это под дере­вом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Крас­ного и жел­того. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребе­нок слы­шит речь взрос­лого и узнает много новых слов и выра­же­ний. А так как речь сопро­вож­дает зна­чи­мую для него ситу­а­цию, зна­че­ния слов и их соче­та­ний лучше запо­ми­на­ются, крепче откла­ды­ва­ются в созна­нии малыша.

 Анна Андре­евна При­тво­рова, логопед

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

9 комментариев

  • Татьяна, 20.11.2020

    Буду откро­венна, тоже пере­чи­тала много инфор­ма­ции, были у лого­пе­дов, резуль­та­тов прак­ти­че­ски ника­ких. Нашему сыну сей­час только испол­ни­лось 5 лет. Но мы прак­ти­че­ски не раз­го­ва­ри­вали, только паль­цами и зву­ками. Зна­ко­мые посо­ве­то­вали попро­бо­вать заня­тия по методу Тома­тис. Сей­час мы рады, ребе­нок гово­рит пол­но­ценно, к тому же пере­стал быть агрес­сив­ным. Через месяц у нас послед­ний курс. Я очень бла­го­дарна нашему спе­ци­а­ли­сту и цен­тру. Все курсы она сопро­вож­дала нас и под­хо­дила инди­ви­ду­ально к нашему слу­чаю. Кстати, на пер­вом курсе дан­ного метода мы прак­ти­че­ски изме­не­ний не обна­ру­жили, но вот под конец и после вто­рого курса — резуль­тат стал нас удив­лять и изме­не­ния были весомые.

    Ответить »
  • Елена, 10.03.2020

    Моему сыну 3 года, плохо раз­го­ва­ри­вает, наблю­да­емся у нев­ро­лога, лечимся меди­ка­мен­тозно. Хоро­шая ста­тья, все понятно напи­сано, обя­за­тельно обра­тимся к логопеду. 

    Ответить »
  • Ирина, 19.02.2020

     Я много искала хоро­шую инфор­ма­цию. У меня малышу 2 года 

          И тоже пере­жи­ваю за него. Нашла все что мне нужно. Так хорошо и понятно написано.

    Ответить »
  • Саша, 06.02.2020

    Хоро­шая статья

    Ответить »
  • Ольга, 15.11.2019

    Мой сын не гово­рил до 2,5 лет. Окру­жа­ю­щие успо­ка­и­вали, гово­рили, что это – норма. Но, нев­ро­лог забил тре­вогу, ска­зал, что ситу­а­ция уже вышла из-под кон­троля, и необ­хо­дима меди­ка­мен­тоз­ная помощь. После пер­вого курса Кор­тек­сина стало получше. Пошли пер­вые осмыс­лен­ные слова, да и ребе­нок стал спо­кой­нее, сосре­до­то­чен­нее. Вто­рой курс про­ко­лоли через 4 месяца. Вот тогда и стала заметна дина­мика. Сын почти догнал сверст­ни­ков, охотно обща­ется с детьми сво­его воз­раста и взрослыми.

    Ответить »
  • Варвара, 27.06.2019

    Мы и раз­го­ва­ри­вали, и сказки на про­гулке малышке рас­ска­зы­вали, а она никак не хотела гово­рить. При­шлось обра­щаться к спе­ци­а­ли­стам, было много заня­тий, мас­саж, физио, уколы для сти­му­ля­ции речи, и только после слова и пред­ло­же­ния стали посте­пенно появ­ляться, сей­час она уже, к сча­стью, догнала по речи и раз­ви­тию своих сверстников.

    Ответить »
  • Зина, 23.04.2019

    Долго слу­шала, что в 3–4 года мно­гие дети не гово­рят, не выпол­няют пору­че­ний. Врач меня успо­ка­и­вал, реко­мен­до­вал ждать, зани­маться с ребен­ком дома. Визит к нев­ро­логу вер­нул меня на землю. У малыша задержка раз­ви­тия, при кото­рой реко­мен­до­вано меди­ка­мен­тоз­ное лече­ние. Про­ко­лоли кор­тек­син. Стали заметны улуч­ше­ния. Но, про­рыв пошел после вто­рого курса инъ­ек­ций. Сей­час ребе­нок гово­рит пред­ло­же­ни­ями, осва­и­вает уст­ный счет.

    Ответить »
  • Ирина, 15.12.2018

    Спа­сибо. Очень инте­ресно. А еще ?

    Ответить »
  • Светлана, 21.09.2018

    Хоро­шие советы. Будем заниматься!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки