Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»

Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»

(6 голосов5.0 из 5)

Наука стре­ми­тельна: едва попа­дая в учеб­ники,  зна­ния уста­ре­вают. Но есть дис­ци­плина, чьё смыс­ло­вое ядро не тре­бует пере­смотра. Это Закон Божий.  Узнаем, как пре­по­да­вали этот пред­мет в Рос­сий­ской Импе­рии нака­нуне революции.

Об авторе книги

i400 - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Про­то­и­е­рей Алек­сандр Дер­нов был извест­ным цер­ковно-обще­ствен­ным дея­те­лем начала ХХ века. Его труды  отме­чены боль­шим чис­лом цер­ков­ных наград. Его идеи и про­екты многочисленны.

Это и созда­ние жур­нала обще­ства «Пра­во­славно-рус­ское слово», где он  был редак­то­ром и вскоре стал почёт­ным членом.

И заве­до­ва­ние редак­цией «Санкт-Петер­бург­ского духов­ного вест­ника»,  и труды в Хри­сто­рож­де­ствен­ском Алек­сан­дро-Иоси­фов­ском брат­стве на Пес­ках, в обще­ствах вспо­мо­же­ния сту­ден­там Духов­ной Ака­де­мии и уча­щимся гимназии.

Создан­ный им учеб­ник по Закону Божию имеет прак­ти­че­ский харак­тер, потому что отец Алек­сандр сам пре­по­да­вал этот пред­мет в про­гим­на­зии, в гим­на­зии, на жен­ских педа­го­ги­че­ских кур­сах и в дру­гих учеб­ных заведениях.

Отца Алек­сандра Дер­нова неслу­чайно назы­вали спо­движ­ни­ком св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского. Знав­шие его люди отме­чали его бли­зость к отцу Иоанну. 

Это было един­ство в духе, ведь, как и он, про­то­и­е­рей Алек­сандр являл тёп­лое  и любов­ное отно­ше­ние к ближ­ним, осо­бую пря­моту и чест­ность, ред­кост­ное смирение.

После выхода исто­ри­че­ского мани­фе­ста 1905 года о сво­боде сове­сти поло­же­ние отца Иоанна  было непро­стым, и отец Алек­сандр  пред­ло­жил создать обще­ство защиты свя­щен­ника Иоанна Крон­штадт­ского от напа­док. Тогда про­ект не был реализован.

Обще­ство имени о. Иоанна появи­лось после смерти подвиж­ника, и отец Алек­сандр его воз­гла­вил. Через него он помо­гал нуж­да­ю­щимся духовно и мате­ри­ально,  под­дер­жи­вал память об отце Иоанне, изда­вал жур­нал «Крон­штадт­ский пас­тырь», с кото­рым сотруд­ни­чали извест­ные духов­ные писа­тели того времени.

По  ини­ци­а­тиве отца Алек­сандра откры­ва­лись стран­но­при­им­ные дома, при­юты для сирот, биб­лио­теки, бес­платно кор­мили бездомных.

В 1915 году А. Дер­нов, воз­ве­дён­ный в сан про­то­пре­сви­тера, стал заве­до­вать при­двор­ным духо­вен­ством, был назна­чен насто­я­те­лем Бла­го­ве­щен­ского собора Мос­ков­ского Кремля и Спас­ского собора в Импе­ра­тор­ском Зим­нем дворце, при­сут­ство­вал на засе­да­ниях Синода.

Под его нача­лом  или при его уча­стии дей­ство­вало много орга­ни­за­ций: Коми­тет пра­во­слав­ного мис­си­о­нер­ского обще­ства, Обще­ство люби­те­лей ора­тор­ского искус­ства, Иоанно-Пред­те­чен­ское брат­ство трез­во­сти, Обще­ство вспо­мо­же­ния слу­ша­тель­ни­цам Импе­ра­тор­ского жен­ского пед­ин­сти­тута и уче­ни­цам Кон­стан­ти­нов­ской жен­ской гим­на­зии, Комис­сия по устрой­ству народ­ных чте­ний, дома при­зре­ния вдов и сирот при­двор­ного духо­вен­ства имени импе­ра­тора Алек­сандра II и так далее.

А. А. Дер­нов  помо­гал лич­ными сред­ствами хра­мам, учеб­ным заве­де­ниям, биб­лио­те­кам, пра­во­слав­ным обще­ствам и брат­ствам, при­чём чаще всего делал это анонимно.

В 1922 году он был аре­сто­ван по делу мит­ро­по­лита Вени­а­мина, но  вскоре осво­бож­дён  по част­ному хода­тай­ству. Через год обнов­ленцы при­гла­шали его к сотруд­ни­че­ству, но свя­щен­ник отка­зался от ком­про­мис­сов с новой вла­стью и церковью.

Умер в октябре 1923 года, похо­ро­нен на Смо­лен­ском клад­бище. Отца Алек­сандра Дер­нова отпе­вало боль­шое коли­че­ство духо­вен­ства, что, по сло­вам совре­мен­ни­ков, стало неким «тор­же­ством Пра­во­сла­вия» веру­ю­щих в совет­ском Петрограде.

В чём корень зла

Книга «Прот. А.А. Дер­нов – мето­дика Закона Божия…» под­го­тов­лена к печати  и  вышла в свет в Сино­даль­ный период исто­рии Церкви  в Санкт-Петер­бурге в 1913 году и одоб­рена учеб­ным коми­те­том при Свя­щен­ном Синоде.

Перед нами её тре­тье изда­ние в трёх частях, допол­нен­ное и исправленное.

Назва­ние долж­но­сти автора посо­бия погру­жает нас совсем в дру­гое время. «Насто­я­тель Спб. Пет­ро­пав­лов­ского При­двор­ного собора» – зна­чится рядом с име­нем и саном про­то­и­е­рея А. А. Дер­нова на титуль­ном листе.

img005 - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Только пред­ставьте себе тот факт, что год изда­ния книги – 1913‑й, а зна­чит, через четыре года Импе­рия рух­нет, и на её руи­нах будут насиль­ственно стро­ить совер­шенно дру­гой мир. Цер­ков­ное созна­ние мил­ли­о­нов людей будет поко­леб­лено или стёрто.

На тот момент рус­ской исто­рии мно­гое для этого дела­ется. Свет­ские писа­тели и фило­софы,  про­дви­ну­тая моло­дёжь, анар­хи­сты, ниги­ли­сты и рево­лю­ци­о­неры всех мастей неви­димо под­ры­вают мно­го­ве­ко­вые устои пра­во­слав­ной веры.

Роман Досто­ев­ского «Бесы» чудо­вищно вопло­ща­ется в реаль­ной жизни.

Совре­мен­ные чита­тели, воз­можно, будут удив­лены, встре­тив  не в романе, а здесь, в мето­ди­че­ском посо­бии выра­же­ние общих опа­се­ний веру­ю­щих людей того вре­мени  и про­ро­че­ские слова о буду­щем России. 

Автор не оши­ба­ется в пред­ви­де­нии общего хаоса, паде­ния нра­вов и упадка веры, кото­рые вот-вот наступят. 

pushkin - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Всё это до глу­бины уга­дано про­то­и­е­реем А. Дер­но­вым и не может не пора­жать. Неслу­чаен эпи­граф, для кото­рого автор книги выбрал неко­то­рые мысли А. С. Пушкина:

«Вос­пи­та­ние, или, лучше ска­зать, отсут­ствие вос­пи­та­ния есть корень вся­кого зла. Одно про­све­ще­ние в состо­я­нии удер­жать новые безум­ства, новые обще­ствен­ные бедствия. 

Луч­шие и проч­ней­шие изме­не­ния  суть те,  кото­рые про­ис­хо­дят от одного улуч­ше­ния нра­вов, без насиль­ствен­ных потря­се­ний поли­ти­че­ских, страш­ных для человечества». 

Спасение от многомятежной жизни

Совре­мен­ники автора книги высоко оце­нили изда­ние, отме­тив, что на тот момент это был пер­вый опыт курса мето­дики Закона Божия, обос­но­ван­ный цер­ковно-исто­ри­че­ски. Во вступ­ле­нии автора чётко выра­жены его пози­ция и глав­ный педа­го­ги­че­ский принцип:

«Иде­алы нашего вос­пи­та­ния должны сози­даться на Слове Божием, и вос­пи­та­ние рус­ское, обще­ствен­ное и част­ное, должно быть все­цело запе­чат­лено цер­ков­ным характером».

Посо­бие имеет трех­част­ную струк­туру. Пер­вая часть – это соб­ственно мето­дика Закона Божия и образ­цо­вые уроки для детей млад­шего возраста.

Вто­рая и тре­тья части посвя­щены выяс­не­нию задач и средств истинно хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния. Вто­рая часть посвя­щена дей­ствию свя­щен­ной исто­рии и общей исто­рии Церкви. Тре­тья часть рас­ска­зы­вает о воз­зре­ниях и мыс­лях рус­ских учи­те­лей о воспитании.

«Автор будет дово­лен, если книга послу­жит небес­по­лез­ным мате­ри­а­лом при даль­ней­шей раз­ра­ботке вопроса истинно хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния, в кото­ром так нуж­да­ется наша столько мно­го­мя­теж­ная жизнь».

Книга содер­жит немало полез­ных мате­ри­а­лов для педа­го­гов-закон­ни­ков.  В пер­вой части вы най­дёте записки по мето­дике началь­ного обу­че­ния Закону Божию и при­мер­ные темы для прак­ти­че­ских уро­ков с пояс­не­ни­ями-замет­ками,  а также при­мер­ные уроки для раз­ных клас­сов и их разбор.

original - Прот. А.А. Дернов – «Методика Закона Божия»Во вто­рой части книги содер­жатся общие заме­ча­ния о вос­пи­та­нии и его истории.

Автор даёт чита­телю пред­став­ле­ния о дохри­сти­ан­ском иудей­ском вос­пи­та­нии, о Хри­сте как Учи­теле и Вос­пи­та­теле чело­ве­че­ства, о вос­пи­та­нии в пер­вые века хри­сти­ан­ства и апо­столь­ском опыте.

Также в книге опи­сано вли­я­ние свя­тых отцов и учи­те­лей Церкви на хри­сти­ан­скую педагогику.

Среди муд­рых вос­пи­та­те­лей упо­мя­нуты учи­теля и свя­ти­тели сем­на­дца­того, восем­на­дца­того, девят­на­дца­того сто­ле­тий, среди кото­рых свя­ти­тель Фила­рет Мос­ков­ский и дру­гие извест­ные имена.

Инте­ресно, что автор также при­во­дит мысли об истинно хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии свет­ских писа­те­лей и мыс­ли­те­лей, в их числе – Ушин­ский, Пиро­гов, Сама­рин, Досто­ев­ский, Жуков­ский, Гоголь, что гово­рит о воз­рос­шем вли­я­нии свет­ской куль­туры на обще­ствен­ную и духов­ную жизнь.

Отдель­ные главы посвя­щены духов­ным авто­ри­те­там начала два­дца­того века, совре­мен­ни­кам автора.

Выход из тупика – истинное знание

Пусть чита­теля не сму­щает ста­рая орфо­гра­фия книги. Неко­то­рые затруд­не­ния при непри­выч­ном чте­нии  через ять и ижицу будут воз­на­граж­дены, ведь за ретро­град­ной фор­мой и сло­гом – неста­ре­ю­щие акту­аль­ные смыслы. Про­бле­ма­тику, затро­ну­тую авто­ром, мно­гие из нас и сего­дня назвали бы совре­мен­ной и злободневной.

Глав­ную про­блему во всту­пи­тель­ной ста­тье к книге автор фор­му­ли­рует так: «Пора отста­и­вать более чело­веч­ную, чем сей­час, семью, более свя­щен­ную по искрен­но­сти веры Цер­ковь, более дея­тель­ное госу­дар­ство, более чистую национальность».

Среди про­блем, выне­сен­ных отдельно и выде­лен­ных шриф­том на полях, есть те, о кото­рых думают и гово­рят сегодня:

  • Несчаст­ное совре­мен­ное направ­ле­ние родителей
  • Печаль­ное состо­я­ние детей
  • Печаль­ное состо­я­ние обще­ства нашего
  • Печаль­ное состо­я­ние школы и резуль­таты этого
  • Печаль­ное состо­я­ние вообще рус­ского народа
  • Духов­ная болезнь нашего Отечества.

«Где исход из тяжё­лого поло­же­ния?» – вопро­шает автор. Но это не рито­ри­че­ский вопрос из серии «Кто вино­ват?» и «Что делать?», а именно заин­те­ре­со­ван­ный поиск ответа, и ответ  на него у автора существует:

«В насто­я­щее скорб­ное время, когда смута охва­тила умы, дух колеб­лется, а мрак неве­де­ния и неве­рия всё более и более сгу­ща­ется над рус­скими людьми, им пред­став­ля­ется только один исход: истин­ное зна­ние, согре­тое любо­вью, освя­щён­ное верою… Это именно то зна­ние, кото­рое оза­рено Духом Святым».

Вален­тина Киденко

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки