Array ( )
Ребенок и горшок — как их подружить?

Ребенок и горшок — как их подружить?

(3 голоса3.7 из 5)

Горшок. Кошмар и ужас молодой мамы. Одна из самых обсуждаемых тем на родительских форумах: ну как же все-таки наиболее безболезненно приучить ребенка к горшку?

– А мы в полгода как только первый раз сели, так сразу на горшок!

– И мы с полугода только на горшок!

– А я свою с четырех месяцев над горшком держала!

Кто из молодых мам не слышал этих хвастливых разговоров на площадке? Разговоров, которые раздражают и заставляют чувствовать себя плохой матерью: твоему ребенку уже полтора года, а он все в памперсах. И кажется, что у всех дети как дети, и только у тебя “особый” ребенок, которого ты, неполноценная, никак не можешь приучить к горшку.

На самом деле, как показывает практика, в большинстве случаев успехи детишек в освоении горшка мамами сильно преувеличены. Очень малое число детей садятся на горшок раньше, чем начинают ходить. Средний возраст истинного приучения к горшку, когда ребенок начинает проситься, – от 1 год 8 месяцев до 2 лет 4 месяцев. При этом даже если ребенка ни разу не высаживали на горшок, он все равно в этом возрасте прекращает мочить штанишки. В стародавние времена вообще не было никаких горшков – ребенок бегал по избе в длиннополой рубахе, а годам к двум с половиной эта проблема решалась сама собой – ребенок начинал самостоятельно выбегать “до ветру” на двор. Мода на приучение к горшку пришла к нам веке в 19‑м из Европы, из богатых семей, когда, наконец-то, начали считать, что делать “пи-пи” на пол неприлично.

Долгое время в Советской педиатрии и педагогике считалось, что ребенок  должен ходить на горшок к году. На самом деле ребенок никому ничего не должен, а эта теория была принята как руководство к действию по простой причине: в то время у женщин декретного отпуска как такового не было. В 60‑е годы он составлял несколько месяцев, и детей отдавали в ясли с полугода (сейчас об этом даже страшно думать!), поэтому для облегчения жизни воспитателей и нянечек было очень желательно, чтобы к году ребенок уже не писался. Но, слава Богу, уже в 70‑е декретный отпуск увеличили до полутора лет, а сейчас молодая мама на законных основаниях может сидеть дома целых три года. То есть нынешние мамы и их детишки могут посвятить этому деликатному вопросу гораздо больше времени, беречь свои нервы.

Отечественная педиатрия тут же смилостивилась и признала то, что уже давно, еще в 30‑е годы, признано в цивилизованном мире: в вопросе приучения к горшку не должно быть форсажа и принудительных действий, все должно идти своим путем. Однако, как показывают исследования, в России до 95% матерей начинают приучать ребенка к горшку слишком рано. Это происходит по разным причинам, одна из самых веских среди них – давление всезнающих “опытных” бабушек, которые “своих сажали, и ничего”. Но уже давно выяснено, что нет связи между временем приучения к горшку и временем, когда ребенок начинает им сознательно пользоваться. Опыт показывает, что и те дети, которых начали сажать на горшок в полгода, и те дети, которых держали в памперсах до полутра лет, в итоге все равно начинают пользоваться горшком в одно время, а цель приучения – именно сознательное пользование горшком.

Более того, если ребенка начинают приучать раньше времени, то это грозит развитием неврозов, комплексов (особенно у мальчиков), нарушениями речи, нервными тиками и прямо противоположным результатом: отказом вообще от горшка и даже недержанием. Почему так происходит, нужно знать: вопрос приучения к горшку это вопрос зрелости нервной системы ребенка. Он писает в штанишки не потому, что не знает, что так делать нельзя, а потому, что соответствующие мышцы его тела и его нервная система еще не нашли общего языка. Ускорить же этот процесс нет никакой возможности.

Ранее приучение основывается на выработке условного рефлекса “горшок – писать”, а условные рефлекс легко утрачивается, например, при смене обстановки. Нередко приходится слышать жалобы от матерей, что годовалый малыш стабильно ходил на горшок, но вот отвезли к бабушке на пару недель – и горшок забыт напрочь. Это объясняется тем, что при нарушении привычного ритма жизни условный рефлекс был утрачен. Ранее приучение базируется на способности мамы распознать возникшую потребность, в то время как при правильном приучении оно базируется на распознавании своих потребностей самим ребенком. Наконец, приучение с полугода или около того увеличивает длительность самого процесса: мать, которая сажает ребенка на горшок с полугода, делает около 2000 попыток, а та, которая начала приучать с полутора лет, около сотни, причем многим достаточно до 10 попыток.

Когда же можно начинать приучение?

Психологи и педиатры рекомендуют начинать это процесс, если:

– ребенок умеет сидеть без поддержки

– ребенок умеет ходить

– ребенок может выразить свои намерения и желания словами, звуками, жестами.

– ребенок умеет самостоятельно снимать штанишки.

Главное правило – не превращать приучение в идею фикс. Если у ребенка нет тяжелых патологий по неврологии, то все нормализуется в указанном возрастном цензе. Кроме того, мальчики в целом приучаются к горшку позднее, чем девочки, и считается нормой промахи у девочек до 3‑х лет и у мальчиков до 5‑ти.

Ваше главное оружие в этом процессе – доброжелательность. Если случился конфуз, то ни в коем случае ребенка нельзя наказывать и ругать. И совершенно недопустимо в воспитательных целях делать общественным достоянием его неумение пользоваться горшком, поднимать на смех, стыдить, “позорить”. В крайнем случае, вы можете выразить свое сожаление по поводу мокрых штанишек, но не раздражение и злобу. Родители, бабушки и дедушки должны быть терпеливыми. Они должны помнить о том, что их задача – помочь маленькому человечку стать опрятным.

Процесс, как его сейчас называют, туалетного обучения строго индивидуальный, не гонитесь за подругой или соседкой.

Некоторые дети, особенно мальчики, могут миновать стадию горшка и сразу пользоваться унитазом – на этот случай в доступном месте должен находиться детский стульчак.

Бывает, что ребенок в силу понятных только ему причин наотрез отказывается пользоваться горшком. В этом случае будет правильным отложить обучение на пару месяцев и не предлагать и не показывать горшок вообще. А потом начать все сначала.

Не начинайте процесс обучения, если ребенок находится в стрессе: недавно серьезно болел, в семье появился новорожденный, был недавний переезд, ребенок только начал ходить в детский сад и т.п.

И в завершении немного о “памперсах”. Бабушки обычно боятся, что если ребенок ходит в одноразовых подгузниках, то он потом не будет ходить на горшок. На самом деле использование “памперсов” никоим образом не влияет на процесс приучения – в США и Европе одноразовые подгузники используются с 60‑х годов ХХ века и массового недержания у взрослого населения не наблюдается. Слухи о страшном вреде, которые могут причинить подгузники мальчикам, тоже сильно преувеличены. Дело в том, что повышенная температура опасна только для созревающих мужских половых клеток, а в мужском организме этот процесс начинает проходить только лет с 12–13, поэтому ношение одноразового подгузника в год или два года бесплодием мальчикам никак не грозит

Азбука воспитания

Комментировать