Речевые игры с малышами

Речевые игры с малышами

(3 голоса4.0 из 5)

Раз­ви­тие речи — один из самых важ­ных момен­тов как раз­ви­тия интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей ребёнка, так и его вос­пи­та­ния, фор­ми­ро­ва­ния как лич­но­сти. Оче­видно, что начи­нать раз­ви­вать речь нужно с пер­вых дней жизни.

Что бы мы ни делали с ребён­ком — кор­мили, купали, оде­вали, пеле­нали, гуляли — необ­хо­димо посто­янно раз­го­ва­ри­вать с малы­шом во время его бодрствования.

Слова важно про­из­но­сить отчёт­ливо, спо­койно и лас­ково. При этом жела­тельно, чтобы ребё­нок видел лицо взрос­лого, дви­же­ния его губ. Тогда уже к 3 меся­цам малыш начи­нает отли­чать чело­ве­че­скую речь от дру­гих звуков.

При­мерно в этом же воз­расте ребё­нок пыта­ется и сам под­ра­жать раз­го­вору взрос­лых — начи­нает гулить, а к 6 меся­цам — про­из­но­сить отдель­ные слоги. Можно (и даже нужно) поле­пе­тать и взрос­лому вме­сте с ребён­ком, чтобы тот быст­рее научился пра­вильно про­из­но­сить звуки и слоги. Пер­вые стишки, потешки для шести­ме­сяч­ных малы­шей несложно сочи­нить самим:

Ма-ма-ма, ма-ма-ма,
Маша кушает сама.

Ра-ра-ра, Ра-ра-ра,
Оде­ваться нам пора.

Та-та-та, та-та-та,
Рыжий хво­стик у кота.

Простые стишки об игрушках

malysh sredi igrushek - Речевые игры с малышамиПосле шести меся­цев детям полезно пока­зы­вать пред­меты, игрушки, мебель и назы­вать их. Чтобы было весе­лее, можно рас­ска­зы­вать коро­тень­кие стишки о той игрушке (или любом пред­мете), кото­рый мы пока­зы­ваем. Только важно пом­нить, что про­во­дить заня­тия с малы­шом надо тогда, когда он выспался и не голоден.

Играя с млад­шей доче­рью, я часто сочи­няла для нее какие-нибудь про­стень­кие стишки. Так появился цикл «Игрушки». Вот, напри­мер, неко­то­рые из этих сти­хов. Их несложно запом­нить и можно начи­нать рас­ска­зы­вать детям с полу­года. Ведь малыши отли­ча­ются осо­бен­ной чут­ко­стью к поэ­ти­че­ской форме речи.

Зай­чик
Серый зайчик,
Словно мячик,
По лесной
Опушке
Скачет,
От лисички
И от волка
Убежит
Зайчишка
Ловко.

Мишка
Мишка по лесу идет,
Мишка ищет слад­кий мёд.
Если мишка мед найдёт,
В гости зайку позовёт.

Лисичка
У рыжей лисички
В зубах оказаться
И мышки, и птички,
И зайки боятся.

Сова
У гла­за­стой совушки
Хищ­ная головушка,
Перышки пушистые,
Ноженьки когтистые.

Ловит мышек и зайчат
На охоте по ночам.

Собачка
Я — весе­лая собачка,
Будем мы тобой дружить,
Если труд­ная задачка,
Помогу её решить!

Если ста­нет очень грустно —
Песню я тебе спою,
А в желудке будет пусто —
Косточку отдам свою.

Коте­нок
Кто там пря­чется в корзинке?
Хва­тит в пря­точки играть,
Наде­вай свои ботинки,
И пой­дем ско­рей гулять!

Овечка
Шер­сти мне дала овечка,
Чтобы варежки связать.
В них тепло, почти как в печке,
Побе­жим в снежки играть!

В рука­вич­ках хорошо,
Не замерз­нут ручки,
Вот уже и снег пошёл
Из кос­ма­той тучки…

Хрюшка
Что за тол­стая зверюшка?
— Бледно-розо­вая хрюшка!
Хво­стик — малень­кий крючок,
Носик — мяг­кий пятачок.

Позвала меня играть,
Бегать, кувыркаться,
Вме­сте жёлуди искать,
В лужи­цах плескаться!

Кукла Даша
Есть у Маши кукла Даша, —
Маша Дашу кор­мит кашей.
Вече­ром — кла­дёт в кровать:
— Поздно, Даша, надо спать.

Утром дочку поднимает,
Оде­вает, умывает…
Кашку кушают опять
И вдвоем идут гулять.

Нева­ляшка
Нева­ляшку мы хотели
На ночь уло­жить в кровать…
Зря ста­ра­лись. Ведь на деле
Ни за что не будет спать!

Бес­по­лезно заставлять, —
Все равно встаёт опять!

Дед Мороз
У меня стоит под ёлкой
Дедушка Мороз,
Падают её иголки
На кур­но­сый нос.

В тёп­лой шубе, с бородою,
Может, деду жарко?
А в мешке — для нас с тобою
У него подарки!

Сне­гу­рочка
Есть вну­ченька у Дедушки —
Снегурочка-краса,
Глаза — как сине небушко,
До пояса коса.

Добра ко всем и ласкова,
Мила и хороша,
Поте­шит пес­ней, сказкою,
Снегурочка-душа!

Развивающие стихи для детей

После года ребё­нок весьма быстро начи­нает пони­мать речь, а к двум годам мно­гие малыши уже и сами гово­рят корот­кими фра­зами. И память у детей в этом воз­расте пре­крас­ная. Они, даже не совсем пони­мая смысл, могут запом­нить наизусть очень длин­ные сказки (осо­бенно — поэ­ти­че­ские), если часто их слышат.

Mama chitayet rebenku skazku - Речевые игры с малышамиМалы­шам полезно читать и «ста­рые» тек­сты, кото­рые они уже хорошо усво­или, и новые, чтобы про­дол­жа­лось раз­ви­тие мыс­ли­тель­ных и рече­вых спо­соб­но­стей. Сле­ду­ю­щие стихи будут инте­ресны детиш­кам и в 1,5—2 года, и в 5—6 лет.

Только важно пом­нить, что ребё­нок не смо­жет (да и не полезно ему это) пас­сивно слу­шать. Он хочет играть, дви­гаться, в актив­ной игре позна­вать окру­жа­ю­щий мир — и тон­ко­сти род­ного языка, и все, что про­ис­хо­дит вокруг. Поэтому, читая стихи, нужно играть с ребёнком.

Здесь — боль­шой про­стор для роди­тель­ской фан­та­зии. Напри­мер, сти­шок про лопатку можно рас­ска­зы­вать на зим­ней про­гулке, наби­рая лопат­кой снег и под­бра­сы­вая его вверх, сти­шок про мячик — играя мячи­ком, про лошадку — пока­зы­вая, как лошадка ска­чет и т. д.

Лопатка для снега
Летом нужен был совочек,
Потому, что был песочек.
А теперь зима, ребятки,
Зна­чит, мне нужна лопатка!

Снег лопат­кой набираю,
Хлоп! — И вверх его бросаю.
Но воз­ник один вопрос —
Почему в снегу мой нос?

Мячик
Вышла погу­лять Алёна,
Мячик вынесла зелёный,
В мячик весело играла,
Только сразу потеряла.

Как трава зелё­ный мяч,
Не найти его, хоть плачь!
— Шарик, поищи, дружок, —
Другу рад помочь щенок.

Быстро мяч нашёл, принёс,
Ах, какой чудес­ный пёс!
Будем с Шари­ком играть,
С ним не страшно мяч терять!

Лошадка
Цок, цок, цок, — сту­чат копытца,
Грива развевается
Ваня на лошадке мчится,
Маме улыбается.

То несётся он галопом,
Пыль — стол­бом из-под копыт,
То вдруг — рысью… Ненароком
Свы­сока на всех глядит.

Но ума­я­лась лошадка —
Надо травки све­жей дать,
Клю­че­вой водицы сладкой,
Да ско­рей ложиться спать!

Моза­ика
Я моза­ику достала
И кар­тинки собирала:
Вот квад­ра­тик, вот кружочек,
Вот голу­бень­кий цветочек.

Подо­шёл ко мне Серёжка:
— Дай мне поиг­рать немножко!
— Ладно, бра­тик, поиграй,
Но смотри, не растеряй.

Ничего не потерял
Мой бра­тишка, хоть и мал!

Тиг­рё­нок
Рыжий малень­кий тигрёнок
Только что проснулся,
Огля­нулся удивлённо,
Встал и потянулся.

Вот он в луже отразился,
Грозно писк­нул: «Эй!
Надо нам с тобой ср-р-разиться!»
В воду — прыг скорей.

Ничего ему не нужно,
Кроме шум­ных игр.
Пусть пока и неуклюжий,
Всё равно он — тигр!

Машина
Есть в игру­шеч­ной машине
Руль, колеса и капот,
Мы запра­вимся бензином
И отпра­вимся вперёд.

Вот уже за светофором
Все вни­ма­тельно следим:
Едем — только на зелёный!
А на крас­ный свет — стоим!

Кораб­лик
Был попут­ный ветерок,
Плыл по луже катерок.
Только ветер поменялся,
Наш кораб­лик испугался:

— К берегу при­ча­лить надо,
Полон трюм мой шоколада,
Если я вдруг утону —
Шоко­лад пой­дёт ко дну!

Кубики
Маша в кубики играла,
Башни стро­ила, домá.
Вот — гараж для самосвала
Маша сде­лала сама!

Тут Ванюша приползает —
Это Машин млад­ший брат,
Башни Ванечка ломает
Очень быстро, все подряд!

Ну, а Маша с ним не спорит —
Помо­гает брат играть,
Чтобы новое построить,
Лучше ста­рое сломать.

maxresdefault - Речевые игры с малышамиА вот стихи, кото­рые помо­гут ребёнку научиться играть с мат­рёш­кой, соби­рать пира­мидку, запом­нить назва­ния цве­тов. А счи­та­лочка помо­жет выучить назва­ния пальчиков.

Мат­рёшка
Пода­рили Маше
Мат­рёшку — нету краше!

Вся такая ладная:
Яркая, нарядная.

Инте­ресно с ней играть,
Можно даже открывать.

При­от­крой её немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В осталь­ном — двой­няшки просто.

Стали тре­тью мы искать,
Ока­за­лось целых пять!
Пять мат­рё­шек — все в одной
Могут спря­таться порой.

Пира­мидка
Семь цве­тов у пирамидки,
Собе­рем всё без ошибки:

Вме­сте мы на стер­жень длинный,
По раз­меру уменьшая,
ФИОЛЕТОВЫЙ и СИНИЙ,
ГОЛУБОЙ диск надеваем.

Вот — ЗЕЛЁНЫЙ, это — ЖЁЛТЫЙ,
Да ОРАНЖЕВЫЙ ещё.
КРАСНЫЙ — сверху! И готова
Пира­мидка. Вот и всё!

Паль­чики (счи­та­лочка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем паль­чики считать.

ПЕРВЫЙ паль­чик наш — БОЛЬШОЙ,
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — ВТОРОЙ.

СРЕДНИЙ паль­чик — это ТРЕТИЙ,
Он длин­нее всех, заметим!

Вот ЧЕТВЁРТЫЙ — БЕЗЫМЯННЫЙ,
Быть без имени так странно…

А МИЗИНЕЦ — паль­чик ПЯТЫЙ,
Ростом только маловатый.

Пять — на пра­вой, пять — на левой,
Вме­сте — десять, сло­жим смело!

Ох, устали мы считать,
Не пора ли нам в кровать?

Спокойной ночи!

skazki na noch dlya detey - Речевые игры с малышамиЕсли читать или напе­вать перед сном одни и те же стишки, петь колы­бель­ные, то у ребёнка посте­пенно фор­ми­ру­ется полез­ный навык — настра­и­ваться на сон, услы­шав зна­ко­мые строчки. Хочу пред­ло­жить несколько сти­хов, кото­рые не только настра­и­вают на сон, но и рас­ши­ряют кру­го­зор ребёнка.

Кро­вать
Вот твоя кровать,
Чтобы сладко спать.
Мяг­кая перинка, —
Отдох­нёт пусть спинка.

Вот тебе подушки,
Положи под ушки.
Вот и одеяло,
Чтоб теп­лее стало.

Глазки закры­вай,
Баю — баю — бай!

Дверь
Мы с тобой открыли дверь,
В ком­нату вошли, теперь
Затво­рим её опять
И ско­рей ложимся спать.

Там, за две­рью многолюдно,
Здесь же тихо и уютно.
Не мешает шум и гам,
Дверь уснуть помо­жет нам!

Луна
На дворе уже темно…
Загля­нула к нам в окно
Круг­ло­ли­цая луна
Смот­рит лас­ково она,

Шеп­чет тихо так: «Ребятки,
Спать пора, вас ждут кроватки,
Слад­кие встре­чайте сны
Из неве­до­мой страны».

Кто как говорит?

— Скажи, как собачка лает? А коровка как мычит? — есть ли такие мамы и папы, бабушки и дедушки, кото­рые бы не при­ста­вали с подоб­ными вопро­сами к годо­ва­лым кро­хам? Ведь ребёнка важно сна­чала научить пра­вильно про­из­но­сить слоги, а потом уже и слова.

363 - Речевые игры с малышамиИ такая рече­вая игра «Кто как гово­рит?» очень полезна для раз­ви­тия речи ребёнка, осо­бенно, если наглядно пока­зы­вать ему соот­вет­ству­ю­щую игрушку или кар­тинку. Игрушку, конечно, лучше, ведь её можно подер­жать в руках, раз­гля­деть со всех сто­рон, изоб­ра­зить, как дви­га­ется то или иное живот­ное, разыг­рать малень­кую сценку.

Для этого весьма полезны могут быть наборы раз­ных игру­шеч­ных зве­рю­шек. Только для детей до трех лет сле­дует поку­пать не слиш­ком мел­кие игрушки, чтобы малыш не смог их слу­чайно про­гло­тить или подавиться.

И тогда можно разыг­рать целую сказку о домаш­них живот­ных. Напри­мер, такую:

Слез Ванюша с теп­лой печки,
Вышел утром на крылечко.

Сколько жив­но­сти вокруг —
Гуси, уточки, индюк.

Вот мычит корова:
— МУ‑У,
Молока давать кому‑у?

А коз­лё­нок робко:
— МЕ‑Е,
Молока давайте мне‑е.

Но строга бурёнка:
— МУ‑У,
Дам телёнку своему!

Позвала коза:
— МЕ-МЕ‑Е,
Мой сынок, иди ко мне‑е.

Малы­шей своих мамочки любили,
Тёп­лым молоч­ком деток накормили.

Рас­ку­дах­та­лась хохлатка:
— Вы поду­майте, цыплятки,
Что ещё за молоко?
КО-КО-КО, КО-КО-КО!
Лучше травку пощипать
Или зёр­нышки склевать.

Утка кряк­нула:
— КРЯ-КРЯ,
Не теряйте время зря,
Ста­но­ви­тесь по порядку
И — за мной, мои утятки!
Все — на пруд, пора купаться,
Хва­тит без толку шататься.

Не про­шли и два шага —
Гусь навстречу:
— ГА-ГА-ГА!
Вас при­вет­ствую, соседка!
Как здо­ро­вье, спите крепко?
Как детишки, как супруг?

Пере­бил его индюк:

— БАЛ-БАЛ-БАЛ, БАЛДЫ, БАЛДА,
Ну-ка, гусь, поди сюда.
Ты чего так раскричался?
Ишь, не смот­рит! Что, зазнался?

Гордо посмот­рел гусак,
Грозно заши­пел. Вот так:
— ГА-ГА-ГА,
Со мной, индюк,
Взду­мал ты тягаться вдруг?
ГА-ГА-ГА,
я храб­рый гусь!
И тебя я не боюсь!

При­ска­кала к ним лошадка:
— Хва­тит ссо­риться, ребятки.
Пере­станьте сей же час,
Дети смот­рят ведь на вас!
И‑ГО-ГО‑О, —
ещё сказала,
К жере­бёнку поскакала.

При­бе­жала к ним овечка:
— БЕ-БЕ-БЕ‑Е,
Болит сердечко:
Мой ягнё­нок потерялся,
Как бы волку не попался!

Из кустов вдруг слышно:
— БЕ‑Е,
Мамочка, иду к тебе‑е.

Свинка тол­стая идёт,
Поро­ся­то­чек зовет:
— Ну, кому я говорю,
Кушать ведь пора,
ХРЮ-ХРЮ!

Вот котё­но­чек сидит,
— МЯУ-МЯУ,— говорит,
Лап­кой умывается,
Ване улыбается.

Песик хво­сти­ком вильнул,
Потя­нулся и зевнул.
Он Ванюше очень рад:
— АВ-АВ-АВ, — пять раз подряд.

Мама к Ване подошла,
Нежно Ваню обняла:
— Утро доб­рое, сынок,
Зав­тра­кать пора, дружок,
Ждёт нас за сто­лом отец…
— Тут и ска­зочке конец!

Хочется ещё доба­вить, что игры со взрос­лыми нужны ребёнку не только для его интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия, но и для созда­ния поло­жи­тель­ного эмо­ци­о­наль­ного тонуса, пра­виль­ного пси­хи­че­ского развития.

Игра со взрос­лыми людьми для детей (не только малы­шей, но и школь­ни­ков) все­гда — источ­ник осо­бой радо­сти. Тем более, что при­мерно до полу­тора лет малыш прак­ти­че­ски ещё не умеет играть само­сто­я­тельно или со сверст­ни­ками. Но и после двух лет он нуж­да­ется в посто­ян­ном обще­нии с род­ными, осо­бенно — с мамой и папой.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки