“Логические блоки Дьенеша”, или логика как  принцип развития

“Логические блоки Дьенеша”, или логика как принцип развития

(2 голоса3.0 из 5)

В про­грамме для роди­те­лей «Учимся рас­тить любо­вью» теле­ка­нала «Союз» её автор и веду­щая Марина Лан­ская раз­мыш­ляет о ран­нем раз­ви­тии детей и о том, есть ли нужда поку­пать огром­ное коли­че­ство раз­ви­ва­ю­щих игр. Вме­сте с мамами она изу­чает этот вопрос и рас­смат­ри­вает про­стое эффек­тив­ное посо­бие «Логи­че­ские блоки Дье­неша», осно­ван­ное на раз­ви­ва­ю­щей методике.

У кон­цеп­ции ран­него раз­ви­тия детей есть как сто­рон­ники,  так и про­тив­ники. Зача­стую к пси­хо­ло­гам  обра­ща­ются  роди­тели с детьми, чтобы разо­браться,  почему у ребенка  исчезла моти­ва­ция к обу­че­нию.  На при­еме часто выяс­ня­ется, что малыш пере­корм­лен заня­ти­ями, и тогда спе­ци­а­ли­сты сове­туют: снизьте нагрузку, оставьте  ребёнка в покое.

 

03340460 300x169 - "Логические блоки Дьенеша", или логика как  принцип развития

 

Автор­ская про­грамма Марины Лан­ской  на «Союзе» нача­лась с мини-интервью. 

 

Вот что ска­зали мамы:

  Я мама троих детей, и у меня есть опре­де­лен­ный опыт. По моему мне­нию, нужно давать ребенку сво­боду. То есть он сам себя раз­ви­вает. И нужно наблю­дать за ним,  видеть то, что ему инте­ресно, и в том направ­ле­нии идти с ним.

 Про­зву­чало и такое мнение:

Когда я была бере­менна сыном, я очень много фото­гра­фи­ро­вала, твор­че­ская дея­тель­ность была у меня и после родов. И мы стали заме­чать за сыном, что он легко стал фото­гра­фи­ро­вать – при­чем на зер­каль­ный фото­ап­па­рат, про­фес­си­о­наль­ный. Стал про­сить ста­вить игрушки, и у него полу­ча­лись непло­хие фотографии. 

А ещё я зани­ма­лась сва­деб­ными буке­тами. Это же раз­ви­вает мел­кую мото­рику, нужно собрать, разо­брать, поду­мать. И он у нас очень любит кон­стру­и­ро­вать «Лего», то есть может засесть с утра до вечера, ему это интересно. 

И я счи­таю, что роди­те­лям обя­за­тельно нужно зани­маться твор­че­ством,  так  мы даем при­мер своим детям – и всё делать с любо­вью. И тогда мы в опре­де­лен­ном воз­расте видим у ребенка эти спо­соб­но­сти, заме­чаем, что он ста­ра­ется, хочет чем-то зани­маться сам – нужно наблю­дать. Тогда будет легче опре­де­лить то, что ему нра­вится – а это важ­ный вопрос на будущее.

Мама поде­ли­лась:

Ста­ра­юсь как можно больше давать ребёнку. Но при этом смотрю: если он уже устал или ему неин­те­ресно, я  пере­клю­ча­юсь на что-то дру­гое. Доста­точно рано мы, наверно, начали зани­маться – сна­чала англий­ским,  затем дру­гими раз­ви­ва­ю­щими заня­ти­ями. И если ему не нра­вится, я всё прекращаю. 

Нам надо обя­за­тельно чем-то зани­маться, чтобы ему было не скучно. Может быть, потому, что мы ещё в дет­ский сад не ходим. Много на при­роде зани­ма­емся. То есть я его вклю­чаю в раз­ные дру­гие заня­тия, кото­рые не свя­заны с посо­би­ями. Мы делаем скво­реч­ники, потом идем, их вешаем. То есть я его при­учаю к при­роде и к окру­жа­ю­щей среде. Но и пере­гру­жать ребенка ни в коем слу­чае не надо, если не готов, если не хочет.

Дру­гая мама посетовала:

– У нас дома  – почти мага­зин с игруш­ками. У нас есть всё, как мне кажется. Почти нет мами­ных вещей,  почти все детские.

Игрушки про­стые – это кастрюли, ста­кан­чики, ведерки, в прин­ципе не поку­пала каких-то спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных раз­ви­ва­ю­щих игру­шек. По посо­биям смотрю  и нахожу то, что им инте­ресно. Если сей­час Вика тянется писать, то  под­со­вы­ваю ей  про­писи, где нужно писать, или штри­хо­вать, или что-то ещё.

 Мно­го­дет­ная мама акцентирует:

– Моё мне­ние – прежде всего надо искать пре­по­да­ва­теля. Того чело­века, кото­рый заин­те­ре­сует тво­его ребенка, потому что дети очень инди­ви­ду­альны. То, что под­хо­дит одному, далеко не все­гда под­хо­дит другому.

Считаю, что нужно начи­нать с самого рож­де­ния. Есте­ственно, это должны быть игры, кото­рые соот­вет­ствуют воз­расту ребенка, его пред­по­чте­ниям. В любом слу­чае раз­ви­ва­ю­щие заня­тия должны идти от  игры,  от жела­ния  ребенка.

Осо­бенно сужу по сво­ему стар­шему ребенку, он доста­точно слож­ный, и мне было тяжело дол­гое время подо­брать те заня­тия, кото­рые бы ему нра­ви­лись, и через кото­рые мы при­шли бы к тому итогу, кото­рый сей­час имеем. 

Потом через игру, через раз­но­об­раз­ные игры, мы вышли к тому, что сей­час мы пол­но­стью готовы к школе. Важно, что ему нра­вится ходить на заня­тия, он полу­чает удо­воль­ствие, и он зовет своих друзей.

 «Блоки Дьенеша» – универсальное пособие

 Еще недавно о ран­нем раз­ви­тии  спе­ци­а­ли­сты и роди­тели гово­рили вос­тор­женно. Но в послед­нее время зву­чат не только поло­жи­тель­ные отзывы, но и предо­сте­ре­же­ния. Пси­хо­логи сове­туют не пере­гру­жать ребенка, помня, что его глав­ная дея­тель­ность – это игра.

Из «склада боеприпасов»   в  игровую детскую

Ни для кого не сек­рет, что на каж­дом этапе раз­ви­тия ребенка тре­бу­ются раз­ви­ва­ю­щие игры. И роди­тели все­гда очень обес­по­ко­ены вопро­сом, как выбрать самое  полез­ное. В  итоге дет­ская ком­ната пре­вра­ща­ется в некий музей, или в некий такой «склад бое­при­па­сов» раз­ви­тия ребенка. 

detsad 266132 1486484716 216x300 - "Логические блоки Дьенеша", или логика как  принцип развитияИ ребе­нок, зава­лен­ный этими раз­ви­ва­ю­щими игруш­ками, не про­яв­ляет к ним ника­кого инте­реса. Роди­тели рас­стра­и­ва­ются, видимо, решают, что ими было выбрано не самое луч­шее посо­бие, и поку­пают новые – ещё интереснее. 

В луч­шем слу­чае месяц-два ребе­нок играет, и  вскоре это снова ста­но­вится неважно, неин­те­ресно и неактуально. 

На самом деле всё гораздо при­ят­нее и проще. Доста­точно неболь­шого коли­че­ства посо­бий и игру­шек для того, чтобы можно было раз­ви­вать сво­его ребенка  во всем пери­оде дошколь­ного и началь­ного школь­ного возраста. 

Ведь при твор­че­ском под­ходе, при жела­нии расти вме­сте со своим ребен­ком, при жела­нии с ним играть и полу­чать радость от обра­зо­ва­тель­ного про­цесса можно при­ду­мать массу инте­рес­ных игр в каж­дом возрасте. 

Это помо­жет  убе­речь  роди­тель­ский коше­лек, и конечно, раз­ви­вать сво­его ребенка. Потому что ребе­нок, кото­рый умеет мани­пу­ли­ро­вать с одним и тем же пред­ме­том по-раз­ному, более зре­лый в интел­лек­ту­аль­ном смысле. 

Сего­дня на при­мере посо­бия мы рас­ска­жем о том, как можно начи­ная бук­вально с полу­года и закан­чи­вая тре­тьим-чет­вёр­тым клас­сом на одном посо­бии рас­тить ребенка и раз­ви­ваться, между про­чим, вме­сте с ним, потому что неко­то­рые зада­ния сложны даже взрослым.

Фигурки с загадкой

Посо­бие назы­ва­ется «Блоки Дье­неша». Что оно из себя пред­став­ляет? Это набор гео­мет­ри­че­ских фигур. Лучше, конечно, сде­лать или при­об­ре­сти несколько набо­ров. Чем они инте­ресны? Вроде бы типо­вые кубики, те же самые типо­вые цвета и формы. На самом деле  у них есть боль­шая особенность. 

Возь­мём эти фигуры – этот квад­рат и этот  вроде бы оди­на­ко­вые,  и по раз­меру,  и по цвету, и по форме. Но нет,  на самом деле они раз­ные по тол­щине. И вот это и есть та  загадка, кото­рую заме­ча­тель­ный автор этих бло­ков зага­дал всем нам, взрослым. 

То есть он таким обра­зом подо­брал фигуры, что они раз­ли­ча­ются по четы­рём раз­ным кри­те­риям. По раз­меру, по цвету, по форме и по толщине. 

Таким обра­зом, опе­ри­руя четырьмя кате­го­ри­ями, можно выхо­дить на очень слож­ные изоб­ре­та­тель­ские задачи, и в итоге полу­чать огром­ное удовольствие. 

В про­цессе обу­че­ния  ака­де­ми­че­ские зна­ния инте­ресны узкому кругу людей, а вот детям больше инте­ре­сен про­цесс твор­че­ства и его резуль­таты. К этим куби­кам раз­ра­бо­тано огром­ное коли­че­ство посо­бий, и с ними можно заме­ча­тельно тво­рить и развиваться.

Логи­че­ские «Блоки Дье­неша» – уни­вер­саль­ное посо­бие. Ребенку испол­ни­лось пол­года, а он уже может начать его осва­и­вать – конечно, пока с целью озна­ком­ле­ния, но чем старше малыш, тем раз­но­об­раз­нее и слож­нее ста­но­вятся игры с бло­ками. Начи­ная бук­вально с полу­года эти кубики можно пока­зы­вать малышам. 

Их удобно мыть и чистить, и поэтому даже малень­кие «полу­го­до­ва­сики» мани­пу­ли­руют этими заме­ча­тель­ными пред­ме­тами, могут зна­ко­миться и запе­чат­ле­вать форму, цвет, раз­меры и видеть то, что мир очень разный.

Дело выбора

Когда дети ста­но­вятся постарше, мы можем при­ду­мы­вать раз­ные игры, и тогда к малень­ким ребя­тиш­кам при­хо­дят на помощь плю­ше­вые игрушки – наши пуши­стые дру­зья, кото­рых мы можем кор­мить, оде­вать, с кото­рыми мы можем идти гулять и пры­гать по лужам. 

А потом при­ду­мы­вать  дей­ствия с фигур­ками из набора – ска­жем, вооб­ра­зить, что это кусочки мыла, кото­рым мы будем их мыть, и парал­лельно, очень акку­ратно в игре давать малы­шам раз­ные поня­тия: деле­ние по цвету, деле­ние по форме. 

Пони­ма­ние, что есть раз­ные фигуры, и один из самых слож­ных момен­тов – пони­ма­ние, что надо взять фигуру не такую, а дру­гую. Напри­мер, не синюю и не крас­ную – а тогда какую? Напри­мер, не боль­шую – а тогда какую? 

А если она и не синяя и не боль­шая, так это полу­ча­ется слож­ная загадка. И всё время надо созда­вать ситу­а­цию поиска. И тогда у ребенка будет и инте­рес, и жела­ние развиваться.

Зани­ма­ясь с малень­кими детьми, не тре­буйте от них усид­чи­во­сти и собран­но­сти не по воз­расту. Глав­ное, чтобы всем участ­ни­кам было весело. Самые малень­кие ребя­тишки могут кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние всего лишь несколько минут. То есть если ваш малыш пере­би­рал эти пред­меты в тече­ние трех-пяти минут, счи­тайте, что заня­тие у вас состоялось. 

Детки постарше уже могут играть минут десять. Но опять же, все будет зави­сеть от вашего жела­ния играть. Если у вас глаза горят, и вам всё время хочется при­ду­мы­вать новое, то ваше заня­тие с ребя­тиш­ками-трех­лет­ками может идти и пол­часа. И с удо­воль­ствием будете с ними откры­вать новые и новые истории.

Поле для фантазии

Для того, чтобы не было скучно – все-таки любые вещи немножко при­еда­ются, – можно добав­лять совер­шенно любые сценарии. 

Напри­мер, стро­ить кор­зинки и класть в них дере­вян­ные фрукты – вот то, что у вас есть, или насто­я­щие фрукты, а потом весело их хрум­кать. Можно брать раз­лич­ных инте­рес­ных живот­ных и стро­ить для них раз­ные корабли. И эти живот­ные у нас будут путе­ше­ство­вать. Не бояться тво­рить, не бояться экспериментировать. 

detsad 504729 1490637595 300x233 - "Логические блоки Дьенеша", или логика как  принцип развития

Если кубики у вас не дере­вян­ные, то надо ста­раться ком­пен­си­ро­вать это раз­лич­ными мате­ри­а­лами. Мате­ри­алы все раз­личны по фак­туре: и очень шум­ный, звон­кий пла­стик; и заме­ча­тель­ное дерево; и всеми люби­мое стекло – тяже­лое, глад­кое, шумя­щее; и заме­ча­тель­ные яркие раз­но­цвет­ные пуговки. 

Это и состав­ляет уни­вер­саль­ность посо­бий – тот прин­цип, что вы можете исполь­зо­вать для игры всё, что у вас под рукой. Более того, если у вас нет воз­мож­но­сти купить посо­бие, вы можете открыть стра­ничку в интер­нете и уви­деть весь пере­чень материалов. 

Можете сами, если у вас нет дерева, скле­ить их из кар­тона и создать вот этот обра­зо­ва­тель­ный набор ребенку,  настолько уни­вер­саль­ный,  что вы можете идти с ним в дол­гую жизнь иссле­до­ва­теля физи­че­ских явле­ний и юного поко­ри­теля инте­рес­ных мате­ма­ти­че­ских заданий.

Готовясь к школе

После трех­ле­ток, плавно услож­няя и услож­няя зада­ния, под­хо­дим к дет­кам- «под­го­то­виш­кам» к школе, дет­кам шести-семи лет. Для них очень важно  раз­ви­вать логи­че­ское мыш­ле­ние,  зани­маться выстра­и­ва­нием поня­тий­ных рядов. 

Вме­сте с дет­ками  мы смо­жем выстра­и­вать так назы­ва­е­мые логи­че­ские цепочки, когда мы под­би­раем и меняем фигуры в соот­вет­ствии с каким-то заданием. 

И хорошо, если мы можем про­счи­тать, какая фигура была вна­чале, если мы пошли от круга, и дальше должны прийти, допу­стим, к пря­мо­уголь­нику. От боль­шого должны прийти к малень­кому; от тол­стого должны прийти к тон­кому – сколько эта­пов надо нам пройти, чтобы эту дорожку выстро­ить? Или наобо­рот, мы пошли все от круга, и, изме­няя одну кате­го­рию, вольно творя, каж­дый полу­чит свой результат. 

Вот этот момент раз­ви­тия логики, вни­ма­ния, кон­цен­тра­ции вни­ма­ния как раз очень нужен буду­щим пер­во­класс­ни­кам, кото­рые должны услы­шать учи­теля. Потому что учи­тель один, а в классе их трид­цать чело­век. Детям важно пой­мать эту мысль, удер­жать в голове и доне­сти до полу­че­ния  резуль­тата, и потом оце­нить свой результат. 

Еще хочется ска­зать о том, что посо­бия настолько ком­фортны в работе, что ими можно рабо­тать абсо­лютно везде. Не обя­за­тельно делать это как ака­де­ми­че­ское зада­ние, сидя за сто­лом. С ними можно бегать, их можно рас­сы­пать, соби­рать, сор­ти­ро­вать, пере­ме­ши­вать и таким обра­зом ком­пен­си­ро­вать дви­га­тель­ную актив­ность, кото­рая нужна всем нашим дошколятам.

Для детей всех воз­рас­тов в обу­ча­ю­щий про­цесс стоит вклю­чать актив­ные игры. А что каса­ется дошколь­ни­ков – то это про­сто необ­хо­димо. Напри­мер, игра «мага­зин откры­ва­ется – мага­зин закры­ва­ется». Мага­зин откры­ва­ется – у нас лежит куча этих бло­ков, кото­рые манят своей пест­ро­той, и про­да­вец может про­дать  товар только одной кате­го­рии: ты можешь взять только тол­стые.  

Дет­кам постарше  мы можем под­клю­чать  к игре кате­го­рию «коли­че­ство»: только три тол­стые фигуры ты можешь взять, и жела­тельно все – раз­ных цве­тов. И так далее, услож­няя и услож­няя до бес­ко­неч­но­сти. Из ото­бран­ных по раз­ным кри­те­риям бло­ков можно постро­ить, напри­мер, дом, а из мел­ких дета­лей сде­лать сад.

Помогут в учёбе

Таким обра­зом, раз­ви­ва­ются и пере­клю­че­ние вни­ма­ния, и конечно, логика. То есть это то, за чем сей­час, навер­ное, гонится основ­ная часть роди­те­лей –  то есть раз­ви­тие интел­лекта. Вот так интел­лект раз­ви­вать без­опасно, мы не пере­гру­зим ребенка. Потому что когда ребе­нок уста­нет, он про­сто не в состо­я­нии будет ничего сопо­став­лять, и мы пой­мем, что мы немно­жечко пере­жали, пере­да­вили с этим заданием. 

Все­гда надо закан­чи­вать тогда, когда еще велик инте­рес, не бояться обры­вать заня­тие на самом-самом инте­рес­ном моменте. И тогда сле­ду­ю­щего заня­тия ребе­нок будет ждать, будет бежать, торо­питься, а не ста­раться обя­за­тельно дойти до какой-то точки, какой-то вывод обя­за­тельно под­ве­сти. Не все­гда это важно. Ино­гда важ­нее сохра­нить инте­рес к обучению.

Могут ли «Блоки Дье­неша» послу­жить ребенку и в школь­ные годы? Конечно да. Зада­ний с ними так много, что даже взрос­лые могут порас­ки­нуть моз­гами, а для детей выбор зада­ний и сце­на­рий игр почти неисчерпаем.

Конечно, воз­ни­кает удив­ле­ние: как это, для полу­го­до­вых и для девя­ти­лет­них детей одно и то же пособие? 

detsad 775574 1472980969 300x250 - "Логические блоки Дьенеша", или логика как  принцип развитияНа самом деле те же самые логи­че­ские поня­тия, те же самые логи­че­ские цепочки в более услож­нен­ном вари­анте, конечно, пред­став­ляют огром­ный инте­рес и для детей млад­шей школы. 

В рам­ках школь­ной про­граммы у учи­теля нет воз­мож­но­сти в пол­ном объ­еме рас­крыть вот эти поня­тия, отра­бо­тать мно­гие логи­че­ские умо­за­клю­че­ния с детьми. 

Эти посо­бия поз­во­ляют, если вы орга­ни­зо­ван­ные роди­тели,  осу­ще­ствить про­ект­ную дея­тель­ность – напи­сать некий про­ект, что вы будете строить. 

Про­ана­ли­зи­ро­вать, соста­вить пере­чень необ­хо­ди­мых вам мате­ри­а­лов, подо­брать их, потом постро­ить то, что вы пред­по­ла­гали и оце­нить, соот­вет­ствует ли полу­чен­ный резуль­тат тому про­екту, кото­рый вы строили. 

И эта дея­тель­ность, во-пер­вых, может  при­влечь несколь­ких детей раз­ного пола, и для каж­дого най­дется инте­рес­ная исто­рия. И эта исто­рия может длиться несколько дней, может занять, допу­стим, суб­боту и вос­кре­се­нье, когда дожд­ли­вая погода, и вы можете несколь­кими семьями объ­еди­ниться и стро­ить целые города, целые пла­неты, корабли, отправ­ляться в инте­рес­ное путе­ше­ствие в поис­ках новых зна­ний, открытий.

Неслож­ные, на пер­вый взгляд, зада­ния с «Бло­ками Дье­неша» могут поста­вить в тупик кого угодно. Ведь для неко­то­рых игр тре­бу­ется быстро сде­лать выбор, при­бе­гая к логике. И если есть опре­де­лен­ные затруд­не­ния в раз­ных воз­рас­тах, кото­рые гово­рят о том, что недо­ста­точно раз­вито логи­че­ское мыш­ле­ние, то не надо бояться отсту­пить на несколько сту­пе­не­чек назад, не надо бояться дать слиш­ком про­стое зада­ние ребенку. Очень важно и нужно именно этим заниматься.

От мала до велика

Чтобы кубики не наску­чили, а задачи по слож­но­сти росли вме­сте с детьми, можно при­ду­мы­вать всё новые игры. Но фан­та­зия даже самых твор­че­ских роди­те­лей может иссяк­нуть. Тогда на помощь при­дут уже раз­ра­бо­тан­ные зада­ния и посо­бия. Найти их в Сети несложно, изго­то­вить самим – тоже. 

В наборе к этим бло­кам есть раз­ные-раз­ные посо­бия. В част­но­сти, есть такие кар­точки, кото­рые содер­жит раз­ные гео­мет­ри­че­ские фигуры, и с малень­кими можно при­хо­дить в мага­зин, допу­стим, играть с малы­шами. Можно до бес­ко­неч­но­сти при­ду­мы­вать – было бы желание. 

Можно при­ду­мать зада­ния с детьми сред­ней и стар­шей школы, да и самим взрос­лым вече­ром сесть и поиг­рать. Это может быть очень инте­рес­ной игрой.  А зада­ния с шиф­ров­ками и коди­ров­ками могут по своей слож­но­сти очень легко поспо­рить с ком­пью­те­рами и с ком­пью­тер­ными интел­лек­ту­аль­ными играми. 

Потому что, конечно, есть такая про­блема  – дети сидят в интер­нете. Как их оттуда выта­щить, пере­клю­чить? Когда роди­тели нака­зы­вают, заби­рают у них теле­фон, что они могут им пред­ло­жить взамен? 

Вот эту замену они должны пред­ло­жить – вот, пожа­луй­ста. И воз­можно, через какое-то время ребё­нок сам с радо­стью отло­жит теле­фон, позо­вет сво­его друга и ска­жет: а давай-ка попро­буем с тобой посо­рев­но­ваться, полу­чится ли у тебя так же ловко, как у меня? 

Может быть, у вас даже собе­рется дво­ро­вая команда по таким заме­ча­тель­ным логи­че­ским играм, кото­рые будут полезны для всех. 

Между про­чим, и для людей пожи­лого воз­раста это тоже будет очень полез­ной рабо­той. Можно сов­ме­стить при­ят­ное вре­мя­про­вож­де­ние бабу­шек и деду­шек со сво­ими вну­ками. Ведь для стар­шего поко­ле­ния тоже важно сохра­нять гиб­кость ума в любом возрасте.

Соб. инф.

Фото из откры­тых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки