Синие листья – Валентина Осеева

Синие листья – Валентина Осеева

(13 голосов4.2 из 5)

Корот­кие поучи­тель­ные рас­сказы Вален­тины Осе­е­вой, напи­сан­ные на при­мере жиз­нен­ных ситу­а­ций, в доступ­ной форме пока­жут ребенку, что такое насто­я­щая дружба, искрен­ние и прав­ди­вые отно­ше­ния. Рас­сказы рас­счи­таны на детей дошколь­ного и млад­шего школь­ного возраста.

Что легче?

Пошли три маль­чика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загу­ля­лись маль­чики. Не заме­тили, как день про­шёл. Идут домой — боятся:

- Попа­дёт нам дома!

Вот оста­но­ви­лись они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

- Я скажу, — гово­рит пер­вый, — будто волк на меня напал в лесу. Испу­га­ется отец и не будет браниться.

- Я скажу, — гово­рит вто­рой, — что дедушку встре­тил. Обра­ду­ется мать и не будет бра­нить меня.

- А я правду скажу, — гово­рит тре­тий.- Правду все­гда легче ска­зать, потому что она правда и при­ду­мы­вать ничего не надо.

Вот разо­шлись они все по домам. Только ска­зал пер­вый маль­чик отцу про волка — глядь, лес­ной сто­рож идёт.

- Нет, — гово­рит, — в этих местах волка.

Рас­сер­дился отец. За первую вину рас­сер­дился, а за ложь — вдвое.

Вто­рой маль­чик про деда рас­ска­зал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рас­сер­ди­лась, а за ложь — вдвое.

А тре­тий маль­чик как при­шёл, так с порога во всём пови­нился. Повор­чала на него тётка да и простила.

Плохо

Собака яростно лаяла, при­па­дая на перед­ние лапы. Прямо перед ней, при­жав­шись к забору, сидел малень­кий взъеро­шен­ный котё­нок. Он широко рас­кры­вал рот и жалобно мяу­кал. Непо­да­лёку сто­яли два маль­чика и ждали, что будет.

В окно выгля­нула жен­щина и поспешно выбе­жала на крыльцо. Она ото­гнала собаку и сер­дито крик­нула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! — уди­ви­лись мальчики.

- Вот это и плохо! — гневно отве­тила женщина.

В одном доме

Жили-были в одном доме маль­чик Ваня, девочка Таня, пёс Бар­бос, утка Усти­нья и цып­лё­нок Боська.

Вот одна­жды вышли они все во двор и усе­лись на ска­мейку: маль­чик Ваня, девочка Таня, пёс Бар­бос, утка Усти­нья и цып­лё­нок Боська.

Посмот­рел Ваня направо, посмот­рел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёр­нул за косичку Таню.

Рас­сер­ди­лась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — маль­чик боль­шой и сильный.

Уда­рила она ногой Бар­боса. Завиз­жал Бар­бос, оби­делся, оска­лил зубы. Хотел уку­сить её, да Таня — хозяйка, тро­гать её нельзя.

Цап­нул Бар­бос утку Усти­нью за хвост. Вспо­ло­ши­лась утка, при­гла­дила свои перышки. Хотела цып­лёнка Боську клю­вом уда­рить, да раздумала.

Вот и спра­ши­вает её Барбос:

- Что же ты, утка Усти­нья, Боську не бьёшь? Он сла­бее тебя.

- Я не такая глу­пая, как ты, — отве­чает Бар­босу утка.

- Есть глу­пее меня, — гово­рит пёс и на Таню пока­зы­вает. Услы­хала Таня.

- И глу­пее меня есть, — гово­рит она и на Ваню смотрит.

Огля­нулся Ваня, а сзади него никого нет.

Кто хозяин?

Боль­шую чёр­ную собаку звали Жук. Два маль­чика, Коля и Ваня, подо­брали Жука на улице. У него была пере­бита нога. Коля и Ваня вме­сте уха­жи­вали за ним, и, когда Жук выздо­ро­вел, каж­дому из маль­чи­ков захо­те­лось стать его един­ствен­ным хозя­и­ном. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их все­гда кон­чался ссорой.

Одна­жды они шли лесом. Жук бежал впе­реди. Маль­чики горячо спорили.

- Собака моя, — гово­рил Коля, — я пер­вый уви­дел Жука и подо­брал его!

- Нет, моя! — сер­дился Ваня. — Я пере­вя­зал ей лапу и кор­мил её. Никто не хотел уступить.

- Моя! Моя! — кри­чали оба.

Вдруг из двора лес­ника выско­чили две огром­ные овчарки. Они бро­си­лись на Жука и пова­лили его на землю. Ваня поспешно вска­раб­кался на дерево и крик­нул товарищу:

- Спа­сайся!

Но Коля схва­тил палку и бро­сился на помощь Жуку. На шум при­бе­жал лес­ник и ото­гнал своих овчарок.

- Чья собака? — сер­дито закри­чал он.

- Моя, — ска­зал Коля. Ваня молчал.

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмот­рел в окно. Солнце све­тит. Денёк хороший.

И захо­те­лось маль­чику самому что-нибудь хоро­шее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сест­рёнка тонула, а я бы её спас!”

А сест­рёнка тут как тут:

- Погу­ляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать! Оби­де­лась сест­рёнка, ото­шла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

- Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама — неко­гда мне!

Пока­чала голо­вой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Тре­з­орка в коло­дец упал, а я бы его вытащил!”

А Тре­з­орка тут как тут. Хво­стом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

- Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Тре­з­орка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

- Что бы мне такое хоро­шее сделать?

Погла­дила мама Юру по голове:

- Погу­ляй с сест­рён­кой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

На катке

День был сол­неч­ный. Лёд бле­стел. Народу на катке было мало. Малень­кая девочка, смешно рас­то­пы­рив руки, ездила от ска­мейки к ска­мейке. Два школь­ника под­вя­зы­вали коньки и смот­рели на Витю. Витя выде­лы­вал раз­ные фокусы — то ехал на одной ноге, то кру­жился волчком.

- Моло­дец! — крик­нул ему один из мальчиков.

Витя стре­лой про­нёсся по кругу, лихо завер­нул и наско­чил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

- Я неча­янно… — ска­зал он, отря­хи­вая с её шубки снег. — Ушиб­лась? Девочка улыбнулась:

- Коленку… Сзади раз­дался смех.

“Надо мной сме­ются!” — поду­мал Витя и с доса­дой отвер­нулся от девочки.

- Эка неви­даль — коленка! Вот плакса! — крик­нул он, про­ез­жая мимо школьников.

- Иди к нам! — позвали они.

Витя подо­шёл к ним. Взяв­шись за руки, все трое весело засколь­зили по льду. А девочка сидела на ска­мейке, тёрла ушиб­лен­ную коленку и плакала.

Три товарища

Витя поте­рял зав­трак. На боль­шой пере­мене все ребята зав­тра­кали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? — спро­сил его Коля.

- Зав­трак потерял…

- Плохо, — ска­зал Коля, отку­сы­вая боль­шой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

- А ты где его поте­рял? — спро­сил Миша.

- Не знаю… — тихо ска­зал Витя и отвернулся.

- Ты, навер­ное, в кар­мане нёс, а надо в сумку класть, — ска­зал Миша. А Володя ничего не спро­сил. Он подо­шёл к Вите, раз­ло­мил попо­лам кусок хлеба с мас­лом и про­тя­нул товарищу:

- Бери, ешь!

Сыновья

Две жен­щины брали воду из колодца. Подо­шла к ним тре­тья. И ста­рень­кий ста­ри­чок на каму­шек отдох­нуть присел.

Вот гово­рит одна жен­щина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соло­вей. Ни у кого голоса такого нет, — гово­рит дру­гая. А тре­тья молчит.

- Что же ты про сво­его сына не ска­жешь? — спра­ши­вают её соседки.

- Что ж ска­зать? — гово­рит жен­щина. — Ничего в нём осо­бен­ного нету.

Вот набрали жен­щины пол­ные вёдра и пошли. А ста­ри­чок — за ними. Идут жен­щины, оста­нав­ли­ва­ются. Болят руки, пле­щется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три маль­чика выбегают.

Один через голову кувыр­ка­ется, коле­сом ходит — любу­ются им женщины.

Дру­гой песню поёт, соло­вьём зали­ва­ется — заслу­ша­лись его женщины.

А тре­тий к матери под­бе­жал, взял у неё вёдра тяжё­лые и пота­щил их.

Спра­ши­вают жен­щины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- А где же они? — отве­чает ста­рик. — Я только одного сына вижу!

Синие листья

У Кати было два зелё­ных каран­даша. А у Лены ни одного. Вот и про­сит Лена Катю:

- Дай мне зелё­ный каран­даш. А Катя и говорит:

- Спрошу у мамы.

При­хо­дят на дру­гой день обе девочки в школу. Спра­ши­вает Лена:

- Поз­во­лила мама?

А Катя вздох­нула и говорит:

- Мама-то поз­во­лила, а брата я не спросила.

- Ну что ж, спроси ещё у брата, — гово­рит Лена.

При­хо­дит Катя на дру­гой день.

- Ну что, поз­во­лил брат? — спра­ши­вает Лена.

- Брат-то поз­во­лил, да я боюсь, сло­ма­ешь ты карандаш.

- Я осто­рож­ненько, — гово­рит Лена. — Смотри, — гово­рит Катя, — не чини, не нажи­май крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

- Мне, — гово­рит Лена, — только листочки на дере­вьях нари­со­вать надо да травку зелёную.

- Это много, — гово­рит Катя, а сама брови хму­рит. И лицо недо­воль­ное сделала.

Посмот­рела на неё Лена и ото­шла. Не взяла каран­даш. Уди­ви­лась Катя, побе­жала за ней:

- Ну, что ж ты? Бери!

- Не надо, — отве­чает Лена. На уроке учи­тель спрашивает:

- Отчего у тебя, Леночка, листья на дере­вьях синие?

- Каран­даша зелё­ного нет.

- А почему же ты у своей подружки не взяла?

Мол­чит Лена. А Катя покрас­нела как рак и говорит:

- Я ей давала, а она не берёт. Посмот­рел учи­тель на обеих:

- Надо так давать, чтобы можно было взять.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки