<span class="bg_bpub_book_author">Яковлева С.В.</span><br>Сложности воспитания подростков

Яковлева С.В.
Сложности воспитания подростков

(28 голосов3.8 из 5)

Под­рост­ко­вый период один из самых инте­рес­ных и слож­ных в раз­ви­тии лич­но­сти. Сло­жен как и для самого под­ростка, так и для его роди­те­лей. Пожа­луй, для роди­те­лей даже в боль­шей сте­пени, поскольку им при­хо­дится не только при­нять мета­мор­фозы ребенка, но и помочь ему пре­одо­леть их нега­тив­ное вли­я­ние, а также пере­стро­ить харак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний с окру­жа­ю­щим миром.

Про­блема роди­те­лей в том, что они поза­были, что тоже когда-то были в этом воз­расте и воз­можно испы­ты­вали подоб­ные про­блемы и что они не пыта­ются понять сво­его вырос­шего ребёнка.

Пере­ход­ный возраст

Под­рост­ко­вый период под­раз­де­ля­ется на три этапа:
• Ран­ний под­рост­ко­вый период: с 10–11 до 14 лет жизни
• Сред­ний: от 14 до 16–17 лет
• Позд­ний: от 16–17 лет до взрос­лого возраста

Пере­ход­ный воз­раст – это время поло­вого созре­ва­ния с окон­ча­тель­ным фор­ми­ро­ва­нием вто­рич­ных поло­вых при­зна­ков. У раз­ных под­рост­ков этот период может начи­наться в раз­ное время. У дево­чек пере­ход­ный воз­раст обычно насту­пает немного раньше, чем у маль­чи­ков. В основ­ном пере­ход­ный воз­раст начи­на­ется в 11–12-13 лет. В это время у мно­гих дево­чек начи­на­ется мен­стру­а­ция, а у маль­чи­ков появ­ля­ется эяку­ля­ция. У ребёнка появ­ля­ется рез­кая смена настро­е­ний, раз­дра­жи­тель­ность, бес­по­кой­ство, упрям­ство, ему хочется больше вре­мени про­во­дить среди сверст­ни­ков, воз­можны труд­но­сти в учёбе и т. д. Роди­те­лям обя­за­тельно стоит учи­ты­вать эти зако­но­мер­ные физи­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские изме­не­ния. Раз­лич­ные кон­фликт­ные ситу­а­ции могут встре­чаться гораздо чаще, чем раньше и Ваш ребё­нок может пере­жи­вать их силь­нее, чем прежде. Если роди­тели начи­нают спо­соб­ство­вать воз­ник­но­ве­нию кон­фликта, часто упре­кать ребёнка, пока­зы­вать своё недо­воль­ство, это лишь усу­гу­бит ситуацию.

Отме­чено, что пере­ход­ный воз­раст про­те­кает тяже­лее у един­ствен­ных в семье детей. Этот воз­раст­ной период сло­жен как для роди­те­лей, так и для детей, но никто не смо­жет точно ска­зать, на сколько слож­ным он будет кон­кретно у Вас. Если не про­яв­лять долж­ного тер­пе­ния у ребёнка может раз­виться нев­роз. Как пра­вило, к 15 годам ситу­а­ция налаживается.

Слож­ная задача вос­пи­та­ния под­рост­ков: любить и ценить их, даже такими колю­чими, какие они сейчас.

Вос­пи­та­ние под­рост­ков, пожа­луй, самая слож­ная задача, кото­рую пред­стоит решить роди­те­лям. Осо­бен­но­сти под­рост­ко­вого воз­раста: рас­ту­щее стрем­ле­ние к само­сто­я­тель­но­сти, чув­ство взрос­ло­сти, стрем­ле­ние к неза­ви­си­мо­сти и само­вы­ра­же­нию, пре­иму­ще­ство авто­ри­тета сверст­ни­ков перед авто­ри­те­том взрос­лых, — застав­ляют под­рост­ков бун­то­вать бук­вально про­тив всего. Есте­ственно роди­те­лям, еще недавно быв­ших глав­ными в жизни своих детей, непро­сто при­нять такие изменения.

Труд­но­сти вос­пи­та­ния подростка

С 11 до 18 лет лети ста­но­вятся юно­шами и девуш­ками. В физи­че­ском и пси­хи­че­ском состо­я­нии под­ростка про­ис­хо­дят изме­не­ния, тре­бу­ю­щие боль­шого тер­пе­ния и пони­ма­ния окру­жа­ю­щих и близких.

Для под­ростка харак­терно кри­ти­че­ское вос­при­я­тие действительности.
В его жизни появ­ля­ются новые кумиры.
У под­ростка часто меня­ется настроение.
Повы­ша­ются финан­со­вые требования.
Появ­ля­ется свое мне­ние в оценке парт­нера и в вопро­сах выбора профессии.

В край­нем слу­чае воз­можно воз­ник­но­ве­ние болез­нен­ного вле­че­ния к нар­ко­ти­кам, ано­рек­сия или склон­ность к пре­ступ­ной деятельности.

При вос­пи­та­нии всех ли под­рост­ков воз­ни­кают проблемы?

Какие труд­но­сти воз­ник­нут у под­ростка в период поло­вого созре­ва­ния, зави­сит от мно­гих фак­то­ров: харак­тера, тем­пе­ра­мента, отно­ше­ния с роди­те­лями и т.п. Если с дет­ства отно­ше­ния между ребен­ком и роди­те­лями были близ­кими и дове­ри­тель­ными, то роди­те­лям бывает легче сохра­нить их и в труд­ном под­рост­ко­вом пери­оде. Чем демо­кра­тич­нее отно­ше­ния роди­те­лей со своим ребен­ком, тем больше веро­ят­ность, что он их не отверг­нет и не отда­лится. Роди­тели, пыта­ю­щи­еся с дет­ства вну­шить сво­ему ребенку, что они явля­ются совер­шен­ными и достой­ными под­ра­жа­ния, ско­рей всего будут без­жа­лостно сверг­нуты с пье­де­стала, создан­ного ими самими. Под­ро­сток начи­нает открыто кон­флик­то­вать с мате­рью или отцом, дис­ку­ти­ро­вать о стиле их вос­пи­та­ния, часто не избе­гая суро­вой кри­тики. У него появ­ля­ется ощу­ще­ние соб­ствен­ной силы и значимости.

Как решать про­блемы под­рост­ко­вого возраста?

Роди­те­лям необ­хо­димо быть тер­пе­ли­выми, любя­щими и убе­дить под­ростка, что он все­гда может рас­счи­ты­вать на их помощь и под­держку. Не сле­дует оби­жаться на сво­его ребенка, если он начи­нает больше дове­рять посто­рон­нему чело­веку, пыта­ется под­ра­жать ему и сле­до­вать его при­меру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и мате­рью с эмо­ци­о­наль­ной точки зре­ния все­гда зна­чи­тельно слож­нее, чем отно­ше­ния с дру­гими людьми. Конечно, период поло­вого созре­ва­ния — это вре­мен­ное явле­ния, однако к этому надо отне­стись серьезно и поста­раться понять сво­его ребенка. Иначе под­ро­сток будет чув­ство­вать себя оди­но­ким и никому не нуж­ным. Послед­ствия таких пере­жи­ва­ний могут при­ве­сти к само­убий­ству под­ростка. Поэтому, если ребе­нок угро­жает само­убий­ством, ни в коем слу­чае нельзя не обра­щать вни­ма­ния на такие раз­го­воры, тем более сме­яться. Необ­хо­димо вни­ма­тельно за ним наблю­дать. Воз­можно, он дей­стви­тельно разо­ча­ро­вался в жизни и чув­ствует себя очень несчаст­ным. Так как роди­тели обычно счи­тают свои методы вос­пи­та­ния под­ростка пра­виль­ными, то неожи­дан­ная кри­тика ребенка выби­вает их из колеи. Им кажется, что их ребе­нок небла­го­да­рен и не прав. И все-таки необ­хо­димо поста­раться при­нять кри­тику в любой форме, не пре­ры­вая раз­го­вора с эмо­ци­о­нально настро­ен­ным под­рост­ком. Очень важно быть тер­пе­ли­вым и поста­раться спо­койно изло­жить свое мне­ние, тогда дети, воз­можно, смо­гут понять роди­те­лей, их пози­цию и даже с ней согласиться.

Роди­тели не должны навя­зы­вать свое мне­ние детям. Моло­дые люди должны сами при­ни­мать реше­ния и делать свой выбор, роди­тели могут им только помочь.

В период поло­вого созре­ва­ния у под­ростка могут воз­ник­нуть серьез­ные про­блемы, напр., труд­но­сти в обще­нии, зло­упо­треб­ле­ние алко­го­лем, нар­ко­ти­ками и т.п. Если роди­тели почув­ство­вали, что их детям гро­зит реаль­ная опас­ность и ника­кие раз­го­воры не помо­гают, они должны обра­титься к под­рост­ко­вому пси­хи­атру, пси­хо­логу или школь­ному психологу.

Осо­бен­но­сти раз­ви­тия подростков

В про­цессе вос­пи­та­ния под­ростка роди­те­лей могут насто­ро­жить мно­гие моменты — роди­тели начи­нают бес­по­ко­иться. Но не нужно бояться обыч­ных вещей, кото­рые явля­ются нор­маль­ным раз­ви­тием под­ростка (как физио­ло­ги­че­ским так и психическим):

Физио­ло­ги­че­ское раз­ви­тие подростка

Поло­вое созре­ва­ние: у дево­чек — начало мен­стру­а­ций, у маль­чи­ков — поллюции.
Быст­рый рост и замет­ные внеш­ние изме­не­ния: у дево­чек — жен­ские формы тела, у маль­чи­ков — рост бороды, мута­ция голоса.

Пси­хи­че­ское раз­ви­тие подростка

Состо­я­ние бес­по­кой­ства и жажда новых впечатлений.
Осо­зна­ние соб­ствен­ной зна­чи­мо­сти и жела­ние самоутверждения.
Поиск при­ме­ров для подражания.
Появ­ле­ние новых дру­зей, кри­ти­че­ское отно­ше­ние к взрослым.
Частая смена настроения.
Чрез­мер­ная чувствительность.
Мечтательность.
Жела­ние завя­зать отно­ше­ния с про­ти­во­по­лож­ным полом.
Излиш­няя само­сто­я­тель­ность в при­ня­тии решений.

Как вос­пи­ты­вать подростка

В тече­нии под­рост­ко­вого воз­раста, дети очень сильно про­грес­си­руют. Без­условно, пред­стоит пере­жить мно­же­ство кри­зи­сов, однако, в конеч­ном счете, ваш ребе­нок ста­нет неза­ви­си­мым, ответ­ствен­ными, общи­тель­ными моло­дым взрослым.

Так что, реко­мен­дуем вам запом­нить девиз мно­гих роди­те­лей под­рост­ков: Мы про­хо­дим это вме­сте, и мы вый­дем из этого — вме­сте! Этот прин­цип можно рас­шиф­ро­вать. Соб­ственно, эта ста­тья – как бы карта, по кото­рой можно ори­ен­ти­ро­ваться, вос­пи­ты­вая подростка.

Само­под­го­товка

Не пус­кайте на само­тек. Роди­тели, кото­рые знают то, чего ожи­дать, справ­ля­ются с этим намного лучше. И чем больше вы зна­ете, тем легче вам будет.

Вот что может дей­стви­тельно помочь:

Изу­чайте интер­нет ресурсы и книги о подростках.

Вспом­ните свой соб­ствен­ный под­рост­ко­вый период. Вспом­ните, как вы боро­лись с пры­щами, обща­лись со сверст­ни­ками, вос­при­ни­мали свое поло­вое созревание.

Ожи­дайте изме­не­ний в настро­е­нии сво­его ребенка. Будьте готовы к воз­мож­ным кон­флик­там, ведь ребе­нок пыта­ется стать взрослым.

Под­го­товка вашего ребенка

Лучше начи­нать гово­рить о пред­сто­я­щих изме­не­ниях зара­нее. Ска­жем, раз­го­вор о мен­стру­а­ции после того, как она уже нача­лась, не очень актуа­лен. Детей бес­по­коят вопросы о раз­ли­чиях между маль­чи­ками и девоч­ками, откуда они берутся, и так далее. Не пере­гру­жайте их лиш­ней инфор­ма­цией — только отве­чают на вопросы.

Ну, что гово­рить – вы ведь зна­ете сво­его ребенка. Когда вы заме­тите, что Ваш ребе­нок начи­нает шутить по поводу пола или когда вни­ма­ние к вто­рич­ным поло­вым при­зна­кам уве­ли­чи­ва­ется. Это — хоро­шее время, чтобы влезть со сво­ими соб­ствен­ными вопро­сами, такими как:
Ты заме­ча­ешь какие-нибудь изме­не­ния в своем теле?
У тебя есть какие-нибудь стран­ные чувства?
Нака­ты­вает ли ино­гда вроде как бес­при­чин­ная грусть?

Еже­год­ный визит к врачу также хоро­шее время, чтобы под­нять эти вопросы. Док­тор может ска­зать Вашему ребенку в пред под­рост­ко­вом воз­расте — и Вам — чего ожи­дать за сле­ду­ю­щие несколько лет. Визит к док­тору может послу­жить отправ­ным пунк­том для хоро­шего обсуж­де­ния созревания.

Учтите, чем дольше вы ждете, чтобы иметь это обсуж­де­ние, тем более веро­ятно Ваш ребе­нок сфор­ми­рует непра­виль­ные пред­став­ле­ния или сму­тится или испу­га­ется физи­че­ских и эмо­ци­о­наль­ных изменений.

Кроме того, чем ранее Вы откры­ва­ете линии ком­му­ни­ка­ции, тем луч­ший шанс Вы име­ете сохра­не­ния их откры­тыми в тече­ние всего под­рост­ко­вого воз­раста. Дайте ребенку свои дет­ские книги по поло­вой зре­ло­сти, напи­сан­ной для детей, про­хо­дя­щих это. Поде­ли­тесь вос­по­ми­на­ни­ями о Вашей соб­ствен­ной юно­сти. Нет ничего луч­шего, чем зна­ние, что мама или папа про­шли это.

Поста­рай­тесь помо­гать ребенку, но делайте это непринужденно.

Как раз­го­ва­ри­вать с подростками?

Конечно, общаться с под­рост­ками непро­сто. Но отсту­питься и про­сто ста­раться общаться поменьше, опа­са­ясь гру­бо­сти и недо­ве­рия, гораздо хуже. Раз­го­воры — это один из мето­дов, когда нена­вяз­чиво, но эффек­тивно может про­ис­хо­дить про­цесс воспитания.

В первую оче­редь, запом­ните, что в раз­го­воре не надо касаться (с кри­ти­че­ской сто­роны) внеш­но­сти ребенка: в деся­тый раз пере­кра­шен­ных волос, рва­ных джин­сов и про­чих вещей, к кото­рым дети этого воз­раста отно­сятся крайне болез­ненно. Это их стиль, сред­ство само­вы­ра­же­ния, и с этим пока ничего не поде­ла­ешь. Для раз­го­во­ров есть темы поваж­нее и поинтереснее.

Хотите пого­во­рить? Схит­рите. Нач­ните раз­го­вор между делом, по дороге, в машине, когда гото­вите ужин. Так вы избе­жите есте­ствен­ной насто­ро­жен­но­сти, кото­рую вызы­вают серьезно ска­зан­ные фразы типа: “Нам надо серьезно пого­во­рить”. Не давите на под­ростка, гово­рите мягко и доб­ро­же­ла­тельно. Если вам дей­стви­тельно важно сохра­нить дове­рие, не читайте лек­ций. Лучше попро­буйте вме­сте порас­суж­дать на тре­во­жа­щую вас тему в буду­щем вре­мени: “А что если…?” Вос­пи­та­ние – это не выдача гото­вых вари­ан­тов пове­де­ния и реа­ги­ро­ва­ния. Пред­ло­жите ребенку поду­мать и найти вари­анты дей­ствий в тех или иных ситу­а­циях само­сто­я­тельно, рас­ска­жите что-нибудь из сво­его лич­ного опыта.

Ува­жайте друг друга. Но будьте тверды в тех момен­тах, кото­рые вы счи­та­ете важ­ными, кото­рые каса­ются здо­ро­вья и без­опас­но­сти ребенка. Нико­гда не пытай­тесь дока­зать что-то под­ростку если видите, что он рас­сер­жен, устал или про­сто не готов спо­койно обсуж­дать про­блему. Дайте ему воз­мож­ность остыть и прийти в себя. Не пере­хо­дите на повы­шен­ные тона сами. Тре­бо­вать к себе ува­же­ния спра­вед­ливо в том слу­чае, если вы сами отно­си­тесь к под­ростку ува­жи­тельно и тепло.

Что еще надо пом­нить родителям?

Имеет зна­че­ние коли­че­ство сил и вре­мени, кото­рые роди­тели тра­тят на вос­пи­та­ние. Край­но­сти, как и в любом деле, здесь излишни. Ситу­а­ции, когда ребе­нок ста­но­вится един­ствен­ным смыс­лом жизни или наобо­рот, за его вос­пи­та­ние при­ни­ма­ются в слу­чае серьез­ных про­блем, как пра­вило, не спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию ответ­ствен­ной гар­мо­нич­ной личности.

Роди­те­лям, на пле­чах кото­рых лежит вос­пи­та­ние под­рост­ков, важно быть адек­ват­ными, гиб­кими и быть спо­соб­ными к при­ня­тию и про­гно­зи­ро­ва­нию раз­ви­тия событий.

Они должны видеть и пони­мать осо­бен­но­сти под­рост­ко­вого воз­раста у сво­его ребенка, чув­ство­вать про­ис­хо­дя­щие в его душе изменения.

При этом вос­пи­та­ние под­рост­ков должно под­стра­и­ваться под его инди­ви­ду­аль­ное взрос­ле­ние, адап­ти­ро­ваться к изме­не­ниям в семье и ее окру­же­нии. Роди­тели должны при­ни­мать суще­ство­ва­ние дру­гих точек зре­ния, воз­можно отли­ча­ю­щихся от их собственных.

И важно пом­нить, что на любых детей наве­ши­ва­ние ярлы­ков: “хули­ган”, “бан­дит”, “лен­тяй”, — не ока­зы­вает ожи­да­е­мого полез­ного дей­ствия, а имеет совер­шенно обрат­ный эффект. Хули­ган? Хорошо, буду хули­га­ном!.. И посте­пенно ребе­нок теряет уве­рен­ность в соб­ствен­ных воз­мож­но­стях к исправ­ле­нию и начи­нает под­твер­ждать все ска­зан­ные про него слова.

На пер­вый взгляд может пока­заться, что все осо­бен­но­сти под­рост­ко­вого воз­раста спо­соб­ствуют отда­ле­нию ребенка от семьи, но это только на пер­вый взгляд. У под­рост­ков очень сильна потреб­ность эмо­ци­о­наль­ного кон­такта и дове­ри­тель­ного близ­кого обще­ния с роди­те­лями. Очень важен эмо­ци­о­наль­ный фон семьи. Атмо­сфера любви и вза­и­мо­ува­же­ния помо­жет пере­жить мно­гие труд­но­сти и депрес­сии. Не скры­вайте свои чув­ства, чаще гово­рите своим недавно совсем ещё малы­шам, а теперь уже под­рост­кам, как вы их любите и цените, даже таких колю­чих, как они есть. И они обя­за­тельно отве­тят вам взаимностью.

Вос­пи­та­ние подростков

Воз­раст от 14 до 16 лет счи­та­ется самым слож­ным в вос­пи­та­нии детей, так как это период пубер­тата, когда схо­дятся вме­сте гор­мо­наль­ные, пси­хо­ло­ги­че­ские, и соци­аль­ные про­блемы. Под­рост­ко­вый период тяжело пере­жи­ва­ется не только роди­те­лями, но и самими тиней­дже­рами. Задача роди­те­лей – мак­си­мально облег­чить про­хож­де­ние ребён­ком такого непро­стого, но необ­хо­ди­мого этапа взросления.

Делать это надо так­тично, ува­жи­тельно, именно в под­рост­ко­вом воз­расте дети начи­нают при­ни­мать нар­ко­тики, ухо­дят из дома, при­мы­кают к экс­тре­мист­ским груп­пи­ров­кам, попа­дают в секты. За каж­дым таким «выплес­ком» стоит ребё­нок, кото­рого не нашёл пони­ма­ния дома в среде самых близ­ких людей.

Пер­вое, на что нужно обра­тить вни­ма­ние роди­те­лей и учи­ты­вать это при обще­нии с под­рост­ками, — гор­мо­наль­ные изме­не­ния про­ду­ци­руют боль­шин­ство под­рост­ко­вых про­блем. Бур­ный рост, изме­не­ния в теле, прак­ти­че­ски обя­за­тель­ная дисто­ния при­во­дят к пере­па­дам настро­е­ния, повы­ше­нию тем­пе­ра­туры, раз­дра­жи­тель­но­сти, бес­при­чин­ным сле­зам, вяло­сти, повы­шен­ному аппе­титу. Эти про­яв­ле­ния уйдут сами собой, как только закон­чится актив­ный рост, к 18–19 годам.

Вто­рое – это пси­хо­ло­ги­че­ские изме­не­ния. Ребё­нок посто­янно оттор­гает всё, что пред­ла­гают ему роди­тели, и активно при­ни­мает всё, что пред­ла­гают ему дру­зья и музы­каль­ные кумиры. При­чём, каса­ется это всего: от выбора стиля одежды и музы­каль­ных при­стра­стий до харак­тера пита­ния, сленга, походки и жиз­нен­ных устрем­ле­ний. Роди­тели должны учи­ты­вать, что если под­ро­сток хочет пойти в кино или боулинг, но ему пред­ло­жили такой досуг роди­тели, под­ро­сток отка­жется. Даже если очень хочет, меч­тал посмот­реть фильм, а потом он будет пере­жи­вать, пла­кать, но не пойдёт.

Это необ­хо­димо самому под­ростку: чтобы стать взрос­лым он дол­жен пол­но­стью ото­рваться от роди­те­лей, поэтому всё роди­тель­ское при­ни­ма­ется в штыки. Если надо про­ве­сти вос­пи­та­тельно-нра­во­учи­тель­ную беседу, то лучше обра­тится к своим дру­зьям, у кото­рых есть ребё­нок чуть старше (20–22 года). Те несколько фраз, кото­рые бро­сит он за сто­лом в гостях с небреж­ной улыб­кой, запом­нятся вашему под­ростку лучше, чем часы зануд­ных роди­тель­ских лекций.

В период 14–16 лет под­ростки ста­ра­ются мак­си­мально огра­дить свою лич­ную и внут­рен­нюю жизнь от посто­рон­него вме­ша­тель­ства. Иде­ально, если у ребёнка будет своя ком­ната, кото­рую можно и офор­мить по сво­ему вкусу и с подру­гой уеди­ниться, да и про­сто поле­жать музыку послу­шать. Вхо­дить в ком­нату к тиней­джеру можно только после стука, осо­бенно маме в ком­нату сына, а папе в ком­нату дочери.

Нико­гда не при­хо­дите с убор­кой – пусть под­ро­сток сам уби­рает в своей «бер­логе»: выти­рает пыль, пыле­со­сит, раз­би­рает вещи в шкафу и т.д. Если ребё­нок будет уве­рен, что в его отсут­ствие никто не тро­гает вещи, не пере­кла­ды­вает, не листает днев­ники как лич­ные, так и учеб­ные, он будет чув­ство­вать себя спо­кой­нее дома, дове­рие между роди­те­лями и ребён­ком возрастёт.

Если нет воз­мож­но­сти выде­лить под­ростку отдель­ную ком­нату, то можно купить ему неболь­шой ящик или сун­ду­чок, кото­рый будет запи­раться на ключ. В этом сун­дучке можно будет хра­нить лич­ный днев­ник, фото­гра­фии и т.д.

Вре­ме­нами роди­те­лям кажется, что под­рост­ко­вый период не кон­чится нико­гда, на самом деле, он про­ле­тает также быстро, как всё дет­ство ребёнка.

Прой­дёт несколько лет и роди­тели уви­дят, что их тиней­джер из гад­кого утёнка пре­вра­тился в пре­крас­ного лебедя, кото­рый, рас­пра­вив кры­лья, поки­нет своё гнездо.

Удачи вам, доро­гие папы и мамы!

Автор: Яко­влева Свет­лана Владимировна,
пре­по­да­ва­тель Шема­ла­ков­ской обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы,
Чуваш­ская республика.

Комментировать

*

9 комментариев

  • alex, 29.11.2021

    Здрав­ствуйте. Спа­сибо за ста­тью. Под­ска­жите пожа­луй­ста …сын зави­сим от ком­пью­тер­ных игр..и не может нор­мально учиться в школе. Без игр совсем не адек­ватно себя ведет. Про­хо­дил тест на эту тему. Не знаю норм это или нет?

    Ответить »
    • Valentina, 29.11.2021

      Здрав­ствуйте, Алекс, в Вашем вопросе уже содер­жится гото­вый ответ. Конечно, это ненор­мально. Если не справ­ля­е­тесь сами, обра­щай­тесь к пси­хо­логу, если есть воз­мож­ность, то к пра­во­слав­ному. “Обще­ние” ребенка с теле­фо­ном и ком­пью­те­ром надо огра­ни­чить. Про­явите после­до­ва­тель­ность и стро­гость. Всё получится.

      Ответить »
  • Kristina Egorova, 12.03.2020

    Спа­сибо , полез­ная информация. 

    Ответить »
  • AlinaGubeeva, 10.07.2018

    Как заста­вить (не знаю как ска­зать — учить, при­учать уже поздно) ребенка соблю­дать поря­док в своей ком­нате? И соблю­дать гиги­ену тела?

    Девочке 17 лет. Не глу­пая, много читает, руко­дель­ни­чает, в школе учится средне, я довольна.

    Но поря­док и гиги­ена не счи­тает это важ­ным. Это для неё на послед­нем месте. Семья бла­го­по­луч­ная, но не пол­ная. Финан­со­вый доста­ток, все есть.

    Как сде­лать так чтобы она помо­гала по дому, на кухне и т д…

    Ответить »
    • Valentina, 12.07.2018

      Алина, ваша про­блема — все­об­щая, мно­гие мамы взрос­лых детей на это сетуют. Кри­чать и читать нра­во­уче­ния бес­по­лезно, это имеет обрат­ный или вре­мен­ный эффект. Навер­ное, сле­дует набраться тер­пе­ния и искать под­ход. Одна зна­ко­мая мама нашла такой путь. Про­сит сына убраться, немного ждет. Если резуль­тата нет, она про­сто выво­ра­чи­вает ящики на пол, соби­рает все в боль­шой пакет и выстав­ляет его в при­хо­жую. Вос­пи­та­тель­ный эффект потря­са­ю­щий. Ребе­нок, конечно, оби­жа­ется, пыта­ется что-то найти в пакете, но вскоре пони­мает, что невоз­можно, и рас­кла­ды­вает все по полоч­кам. Потом надолго водво­ра­я­ется поря­док. Сло­вом, рабо­тает! А еще важно молиться за детей, Гос­подь все упра­вит, Он — луч­ший наш воспитатель

      Ответить »
  • Дмит­рий, 15.11.2017

    А вот опре­де­лить склон­ность под­ростка к так назы­ва­е­мому деви­ант­ному пове­де­нию можно вот этим тестом: https://testometrika.com/personality-and-temper/test-on-the-tendency-of-adolescents-to-violation-of-norms-and-rules/ Откло­не­ния от норм и пра­вил глав­ное во время обна­ру­жить, чтобы потом скорреиктировать.

    Ответить »
    • wella, 15.11.2017

      Дмит­рий, давайте для ясно­сти уточ­ним, что такое т.н. деви­ант­ное пове­де­ние, при­чины его пове­де­ния и т.д.

      Итак, это, с одной сто­роны, посту­пок, дей­ствия чело­века, не соот­вет­ству­ю­щие офи­ци­ально уста­нов­лен­ным или фак­ти­че­ски сло­жив­шимся в дан­ном обще­стве нор­мам или стан­дар­там, а с дру­гой — соци­аль­ное явле­ние, выра­жен­ное в мас­со­вых фор­мах чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, не соот­вет­ству­ю­щих офи­ци­ально уста­нов­лен­ным или фак­ти­че­ски сло­жив­шимся в дан­ном обще­стве нор­мам или стан­дар­там. Соци­аль­ный кон­троль — меха­низм соци­аль­ной регу­ля­ции, сово­куп­ность средств и мето­дов соци­аль­ного воз­дей­ствия, а также соци­аль­ная прак­тика их использования.

      Под деви­ант­ным (от лат. deviatio — откло­не­ние) пове­де­нием в совре­мен­ной социо­ло­гии под­ра­зу­ме­ва­ется, с одной сто­роны, посту­пок, дей­ствия чело­века, не соот­вет­ству­ю­щие офи­ци­ально уста­нов­лен­ным или фак­ти­че­ски сло­жив­шимся в дан ном обще­стве нор­мам иди стан­дар­там, а с дру­гой — соци­аль­ное явле­ние, выра­жен­ное в мас­со­вых фор­мах чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, не соот­вет­ству­ю­щих офи­ци­ально уста­нов­лен­ным или фак­ти­че­ски сло­жив­шимся в дан­ном обще­стве нор­мам или стандартам.

       

      Исход­ным для пони­ма­ния деви­ант­ного пове­де­ния слу­жит поня­тие соци­аль­ной нормы, кото­рая пони­ма­ется как пре­дел, мера допу­сти­мого (доз­во­лен­ного или обя­за­тель­ного) в пове­де­нии или дея­тель­но­сти людей, обес­пе­чи­ва­ю­щие сохра­не­ние соци­аль­ной системы. Откло­не­ния от соци­аль­ных норм могут быть:

       

      • пози­тив­ные, направ­лен­ные на пре­одо­ле­ние уста­рев­ших норм или стан­дар­тов и свя­зан­ные с соци­аль­ным твор­че­ством, спо­соб­ству­ю­щие каче­ствен­ным изме­не­ниям соци­аль­ной системы;
      • нега­тив­ные — дис­функ­ци­о­наль­ные, дез­ор­га­ни­зу­ю­щие соци­аль­ную систему и веду­щие ее к раз­ру­ше­нию, при­во­дя­щие к деви­ант­ному поведению.

       

      Деви­ант­ное пове­де­ние — сво­его рода соци­аль­ный выбор: когда цели соци­аль­ного пове­де­ния несо­из­ме­римы с реаль­ными воз­мож­но­стями их дости­же­ния, инди­виды могут исполь­зо­вать иные сред­ства, чтобы добиться своих целей. Напри­мер, неко­то­рые инди­виды в погоне за иллю­зор­ным успе­хом, богат­ством или вла­стью выби­рают соци­ально запре­щен­ные сред­ства, а ино­гда и про­ти­во­за­кон­ные и ста­но­вятся либо пра­во­на­ру­ши­те­лями, либо пре­ступ­ни­ками. Дру­гим видом откло­не­ния от норм явля­ется откры­тое непо­ви­но­ве­ние и про­тест, демон­стра­тив­ное непри­я­тие при­ня­тых в обще­стве цен­но­стей и стан­дар­тов, свой­ствен­ные рево­лю­ци­о­не­рам, тер­ро­ри­стам, рели­ги­оз­ным экс­тре­ми­стам и дру­гим подоб­ным груп­пам людей, активно борю­щихся про­тив обще­ства, внутри кото­рого находятся.

       

      Во всех этих слу­чаях деви­а­ция высту­пает резуль­та­том неспо­соб­но­сти или неже­ла­ния инди­ви­дов адап­ти­ро­ваться к обще­ству и его тре­бо­ва­ниям, иначе говоря, сви­де­тель­ствует о пол­ном или отно­си­тель­ном про­вале социализации.

       

      Формы девиантного поведения

       

      Деви­ант­ное пове­де­ние отно­си­тельно, потому что соиз­ме­ря­ется только с куль­тур­ными нор­мами дан­ной группы. Напри­мер, пре­ступ­ники счи­тают нор­маль­ным видом зара­ботка вымо­га­тель­ство, однако боль­шая часть насе­ле­ния счи­тает такое пове­де­ние деви­ант­ным. Это каса­ется и неко­то­рых видов соци­аль­ного пове­де­ния: в одних обще­ствах они счи­та­ются деви­ант­ными, в дру­гих нет. В целом к фор­мам деви­ант­ного пове­де­ния обычно отно­сят уго­лов­ную пре­ступ­ность, алко­го­лизм, нар­ко­ма­нию, про­сти­ту­цию, азарт­ные игры, пси­хи­че­ское рас­строй­ство, самоубийство.

       

      Одной из при­знан­ных в совре­мен­ной социо­ло­гии явля­ется типо­ло­гия деви­ант­ного пове­де­ния, раз­ра­бо­тан­ная Р. Мер­то­ном в русле пред­став­ле­ний о деви­а­ции как резуль­тате ано­мии, т.е. про­цесса раз­ру­ше­ния базо­вых эле­мен­тов куль­туры, прежде всего в аспекте эти­че­ских норм.

       

      Типо­ло­гия деви­ант­ного пове­де­ния Мер­тона осно­вы­ва­ется на пред­став­ле­ниях о деви­а­ции как раз­рыве между куль­тур­ными целями и соци­ально одоб­ря­е­мыми спо­со­бами их дости­же­ния. В соот­вет­ствии с этим он выде­ляет четыре воз­мож­ных типа девиации:

       

      • инно­ва­ция, пред­по­ла­га­ю­щая согла­сие с целями обще­ства и отри­ца­ние обще­при­ня­тых спо­со­бов их дости­же­ния (к «инно­ва­то­рам» отно­сятся про­сти­тутки, шан­та­жи­сты, созда­тели «финан­со­вых пира­мид», вели­кие ученые);
      • риту­а­лизм, свя­зан­ный с отри­ца­нием целей дан­ного обще­ства и абсурд­ным пре­уве­ли­че­нием зна­че­ния спо­со­бов их дости­же­ния, напри­мер бюро­крат тре­бует, чтобы каж­дый доку­мент был тща­тельно запол­нен, два­жды про­ве­рен, под­шит в четы­рех экзем­пля­рах, но при этом забы­ва­ется глав­ное — цель;
      • ретре­тизм (или бег­ство от дей­стви­тель­но­сти), выра­жа­ю­щийся в отказе и от соци­ально одоб­рен­ных целей, и от спо­со­бов их дости­же­ния (про­пойцы, нар­ко­маны, бомжи и т.п.);
      • бунт, отри­ца­ю­щий и цели, и спо­собы, но стре­мя­щийся к их замене на новые (рево­лю­ци­о­неры, стре­мя­щи­еся к корен­ной ломке всех обще­ствен­ных отношений).

       

      Един­ствен­ным типом неде­ви­ант­ного пове­де­ния Мер­тон счи­тает кон­форм­ное, выра­жа­ю­ще­еся в согла­сии с целями и сред­ствами их дости­же­ния. В типо­ло­гии Мер­тона акцен­ти­ру­ется вни­ма­ние на том, что деви­а­ция не явля­ется про­дук­том абсо­лютно нега­тив­ного отно­ше­ния к обще­при­ня­тым нор­мам и стан­дар­там. Напри­мер, вор не отвер­гает соци­ально одоб­ря­е­мую цель — мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие, он может стре­миться к ней с таким же рве­нием, что и моло­дой чело­век, оза­бо­чен­ный слу­жеб­ной карье­рой. Бюро­крат не отка­зы­ва­ется от обще­при­ня­тых пра­вил работы, но испол­няет их слиш­ком бук­вально, доходя до абсурда. Вме­сте с тем и вор, и бюро­крат — девианты.

       

      Неко­то­рые при­чины деви­ант­ного пове­де­ния носят не соци­аль­ный харак­тер, а био­пси­хи­че­ский. Напри­мер, склон­ность к алко­го­лизму, нар­ко­ма­нии, пси­хи­че­ские рас­строй­ства могут пере­да­ваться от роди­те­лей детям. В социо­ло­гии деви­ант­ного пове­де­ния выде­ля­ется несколько направ­ле­ний, объ­яс­ня­ю­щих при­чины его воз­ник­но­ве­ния. Так, Мер­тон, исполь­зуя поня­тие «ано­мия» (состо­я­ние обще­ства, в кото­ром ста­рые нормы и цен­но­сти уже не соот­вет­ствуют реаль­ным отно­ше­ниям, а новые еще не утвер­ди­лись), при­чи­ной деви­ант­ного пове­де­ния счи­тал несо­гла­со­ван­ность целей, выдви­га­е­мых обще­ством, и средств, кото­рое оно пред­ла­гает для их дости­же­ния. В рам­ках направ­ле­ния, бази­ру­ю­ще­гося на тео­рии кон­фликта, утвер­жда­ется, что соци­аль­ные образцы пове­де­ния явля­ются откло­ня­ю­щи­мися, если они осно­ваны на нор­мах дру­гой куль­туры. Напри­мер, пре­ступ­ник рас­смат­ри­ва­ется как носи­тель опре­де­лен­ной суб­куль­туры, кон­фликт­ной по отно­ше­нию к гос­под­ству­ю­щему в дан­ном обще­стве типу куль­туры. Ряд совре­мен­ных оте­че­ствен­ных социо­ло­гов счи­тает, что источ­ни­ками деви­а­ции явля­ются соци­аль­ное нера­вен­ство в обще­стве, раз­ли­чия в воз­мож­но­стях удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей для раз­ных соци­аль­ных групп.

       

      Между раз­лич­ными фор­мами деви­ант­ного пове­де­ния суще­ствуют вза­и­мо­связи, при этом одно нега­тив­ное явле­ние уси­ли­вает дру­гое. Напри­мер, алко­го­лизм спо­соб­ствует уси­ле­нию хулиганства.

       

      Мар­ги­на­ли­за­ция явля­ется одной из при­чин деви­а­ций. Глав­ным при­зна­ком мар­ги­на­ли­за­ции высту­пает раз­рыв соци­аль­ных свя­зей, при­чем в «клас­си­че­ском» вари­анте вна­чале рвутся эко­но­ми­че­ские и соци­аль­ные связи, а затем и духов­ные. В каче­стве харак­тер­ной черты соци­аль­ного пове­де­ния мар­ги­на­лов можно назвать сни­же­ние уровня соци­аль­ных ожи­да­ний и соци­аль­ных потреб­но­стей. Послед­ствием мар­ги­на­ли­за­ции явля­ется при­ми­ти­ви­за­ция отдель­ных сег­мен­тов обще­ства, про­яв­ля­ю­ща­яся в про­из­вод­стве, быту, духов­ной жизни.

       

      Дру­гая группа при­чин деви­ант­ного пове­де­ния свя­зана с рас­про­стра­не­нием раз­лич­ного рода соци­аль­ных пато­ло­гии, в част­но­сти ростом пси­хи­че­ских забо­ле­ва­ний, алко­го­лизма, нар­ко­ма­нии, ухуд­ше­нием гене­ти­че­ского фонда населения.

       

      Бро­дяж­ни­че­ство и попро­шай­ни­че­ство, пред­став­ля­ю­щие собой осо­бый образ жизни (отказ от уча­стия в обще­ственно полез­ном труде, ори­ен­та­ция только на нетру­до­вые доходы), полу­чили в послед­нее время широ­кое рас­про­стра­не­ние среди раз­лич­ных видов соци­аль­ных откло­не­ний. Соци­аль­ная опас­ность соци­аль­ных деви­а­ций этого рода состоит в том, что бро­дяги и попро­шайки нередко высту­пают в роли посред­ни­ков в рас­про­стра­не­нии нар­ко­ти­ков, совер­шают кражи и дру­гие преступления.

       

      Деви­ант­ное пове­де­ние в совре­мен­ном обще­стве имеет неко­то­рые осо­бен­но­сти. Это пове­де­ние все больше ста­но­вится рис­ко­вым и раци­о­наль­ным. Основ­ное отли­чие деви­ан­тов, созна­тельно иду­щих на риск, от аван­тю­ри­стов — опора на про­фес­си­о­на­лизм, вера не в судьбу и слу­чай, а в зна­ния и осо­знан­ный выбор. Деви­ант­ное рис­ко­вое пове­де­ние спо­соб­ствует само­ак­ту­а­ли­за­ции, само­ре­а­ли­за­ции и само­утвер­жде­нию личности.

       

      Часто деви­ант­ное пове­де­ние свя­зано с аддик­цией, т.е. со стрем­ле­нием избе­жать внут­рен­него соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ского дис­ком­форта, изме­нить свое соци­ально-пси­хи­че­ское состо­я­ние, харак­те­ри­зу­ю­ще­еся внут­рен­ней борь­бой, внут­ри­лич­ност­ным кон­флик­том. Поэтому деви­ант­ный путь выби­рают прежде всего те, кто не имеет легаль­ной воз­мож­но­сти для само­ре­а­ли­за­ции в усло­виях сло­жив­шейся соци­аль­ной иерар­хии, чья инди­ви­ду­аль­ность подав­ля­ется, лич­ност­ные стрем­ле­ния бло­ки­ру­ются. Такие люди не могут сде­лать карьеру, изме­нить свой соци­аль­ный ста­тус, исполь­зуя леги­тим­ные каналы соци­аль­ной мобиль­но­сти, в силу чего счи­тают неесте­ствен­ными и неспра­вед­ли­выми обще­при­ня­тые нормы порядка.

       

      Если тот или иной вид деви­а­ции при­об­ре­тает устой­чи­вый харак­тер, ста­но­вится нор­мой пове­де­ния для мно­гих, обще­ство обя­зано пере­смот­реть прин­ципы, сти­му­ли­ру­ю­щие откло­ня­ю­ще­еся пове­де­ние, или про­ве­сти пере­оценку соци­аль­ных норм. В про­тив­ном слу­чае пове­де­ние, кото­рое счи­та­лось деви­ант­ным, может стать нор­маль­ным. Чтобы деструк­тив­ная деви­а­ция не полу­чала широ­кого рас­про­стра­не­ния, необходимо:

       

      • рас­ши­рять доступ к леги­тим­ным спо­со­бам дости­же­ния успеха и про­дви­же­ния по соци­аль­ной лестнице;
      • соблю­дать соци­аль­ное равен­ство перед законом;
      • совер­шен­ство­вать зако­но­да­тель­ство, при­водя его в соот­вет­ствие с новыми соци­аль­ными реалиями;
      • стре­миться к адек­ват­но­сти пре­ступ­ле­ния и наказания.

      Девиантное и делинкветное поведение

       

      Пове­де­ние, кото­рое не соот­вет­ствует тре­бо­ва­ниям соци­аль­ных норм, назы­ва­ется деви­ант­ным (или откло­ня­ю­щимся).

       

      Про­ти­во­прав­ные дей­ствия, про­ступки и пра­во­на­ру­ше­ния при­нято назы­вать делин­квент­ным пове­де­нием. Напри­мер, к делин­квент­ным можно отне­сти хули­ган­ство, нецен­зур­ную брань в обще­ствен­ном месте, уча­стие в драке и про­чие дей­ствия, нару­ша­ю­щие пра­во­вые нормы, но еще не явля­ю­щи­еся серьез­ным уго­лов­ным пре­ступ­ле­нием. Делин­квент­ное пове­де­ние явля­ется раз­но­вид­но­стью девиантного.

       

      Позитивные и негативные девиации

       

      Деви­а­ции (откло­не­ния), как пра­вило, бывают нега­тив­ными. Напри­мер, пре­ступ­ность, алко­го­лизм, нар­ко­ма­ния, само­убий­ство, про­сти­ту­ция, тер­ро­ризм и т.д. Однако в неко­то­рых слу­чаях воз­можны и пози­тив­ные деви­а­ции, напри­мер резко инди­ви­ду­а­ли­зи­ро­ван­ное пове­де­ние, харак­тер­ное для ори­ги­наль­ного твор­че­ского мыш­ле­ния, кото­рое может оце­ни­ваться обще­ством как «чуда­че­ство», откло­не­ние от нормы, но при этом быть обще­ственно полез­ным. Аске­тизм, свя­тость, гени­аль­ность, нова­тор­ство — при­знаки пози­тив­ных девиаций.

       

      Нега­тив­ные деви­а­ции делятся на два типа:

       

      • откло­не­ния, кото­рые направ­лены на при­чи­не­ние вреда дру­гим (раз­но­об­раз­ные агрес­сив­ные, про­ти­во­прав­ные, пре­ступ­ные действия);
      • откло­не­ния, кото­рые при­чи­няют вред самой лич­но­сти (алко­го­лизм, само­убий­ство, нар­ко­ма­ния и др.).

      Причины девиантного поведения

       

      При­чины деви­ант­ного пове­де­ния раньше пыта­лись объ­яс­нить исходя из био­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей нару­ши­те­лей норм — спе­ци­фи­че­скими физи­че­скими чер­тами, гене­ти­че­скими откло­не­ни­ями; на основе пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей — умствен­ной отста­ло­сти, раз­лич­ных про­блем пси­хи­че­ского харак­тера. При этом пси­хо­ло­ги­че­ским меха­низ­мом фор­ми­ро­ва­ния боль­шин­ства деви­а­ций объ­яв­ля­лось аддик­тив­ное пове­де­ние (аддик­ция — пагуб­ное при­стра­стие), когда чело­век стре­мится убе­жать от слож­но­стей реаль­ной жизни, исполь­зуя для этого алко­голь, нар­ко­тики, азарт­ные игры. Ито­гом аддик­ции явля­ется раз­ру­ше­ние личности.

       

      Био­ло­ги­че­ские и пси­хо­ло­ги­че­ские трак­товки при­чин деви­а­ции не нашли одно­знач­ных под­твер­жде­ний в науке. Более досто­верны выводы социо­ло­ги­че­ских тео­рий, рас­смат­ри­ва­ю­щих про­ис­хож­де­ние деви­а­ции в широ­ком обще­ствен­ном контексте.

       

      Согласно кон­цеп­ции дез­ори­ен­та­ции, пред­ло­жен­ной фран­цуз­ским coцио­ло­гом Эми­лем Дюрк­гей­мом (1858–1917), пита­тель­ной поч­вой для деви­а­ций явля­ются соци­аль­ные кри­зисы, когда про­ис­хо­дит рас­со­гла­со­ва­ние при­ня­тых норм и жиз­нен­ного опыта чело­века и насту­пает состо­я­ние ано­мии — отсут­ствия норм.

       

      Аме­ри­кан­ский социо­лог Роберт Мер­тон (1910–2003) счи­тал, что при­чи­ной деви­а­ций явля­ется не отсут­ствие норм, а невоз­мож­ность им сле­до­вать. Ано­мия - это раз­рыв между пред­пи­сан­ными куль­ту­рой целями и доступ­но­стью соци­ально одоб­ря­е­мых средств для их достижения.

       

      В совре­мен­ной куль­туре веду­щими целями счи­та­ются успех и богат­ство. Но обще­ство не предо­став­ляет всем людям закон­ных средств для дости­же­ния этих целей. Поэтому чело­веку при­хо­дится или выби­рать неза­кон­ные сред­ства, или отка­зы­ваться от цели, заме­нив ее иллю­зи­ями бла­го­по­лу­чия (нар­ко­ти­ками, алко­го­лем и т.д.). Еще один вари­ант деви­ант­ного пове­де­ния в такой ситу­а­ции — бунт про­тив обще­ства, куль­туры и уста­нов­лен­ных целей и средств.

       

      В соот­вет­ствии с тео­рией стиг­ма­ти­за­ции (или наве­ши­ва­ния ярлы­ков) все люди склонны к нару­ше­нию норм, но деви­ан­тами ста­но­вятся те, на кого «наклеен» ярлык деви­анта. Напри­мер, быв­ший пре­ступ­ник может отка­заться от сво­его пре­ступ­ного про­шлого, но окру­жа­ю­щие будут вос­при­ни­мать его как пре­ступ­ника, избе­гать обще­ния с ним, отка­зы­вать в при­еме на работу и т.д. В итоге у него оста­ется только один вари­ант — вер­нуться на кри­ми­наль­ный путь.

       

      Отме­тим, что в совре­мен­ном мире деви­ант­ное пове­де­ние наи­бо­лее харак­терно для моло­дежи как неста­биль­ной и наи­бо­лее уяз­ви­мой соци­аль­ной группы. В нашей стране осо­бую тре­вогу вызы­вают моло­деж­ный алко­го­лизм, нар­ко­ма­ния, пре­ступ­ность. Для борьбы с этими и дру­гими деви­а­ци­ями тре­бу­ются ком­плекс­ные меры соци­аль­ного контроля.

      Причины объяснения девиантного поведения

       

       

      Деви­ант­ность воз­ни­кает уже в про­цессе пер­вич­ной соци­а­ли­за­ции чело­века. Она свя­зана с фор­ми­ро­ва­нием моти­ва­ции, соци­аль­ных ролей и ста­ту­сов чело­века в про­шлом и насто­я­щем, кото­рые про­ти­во­ре­чат друг другу. Напри­мер, роль школь­ника не сов­па­дает с ролью ребенка. Моти­ва­ци­он­ная струк­тура чело­века носит амби­ва­лент­ный харак­тер, в ней нахо­дятся как пози­тив­ные (кон­форм­ные), так и нега­тив­ные (деви­ант­ные) мотивы действий.

       

      Соци­аль­ные роли посто­янно меня­ются в про­цессе жизни чело­века, уси­ли­вая или кон­форм­ные, или деви­ант­ные моти­ва­ции. При­чина этого — раз­ви­тие обще­ства, его цен­но­стей и норм. То, что было деви­ант­ным, ста­но­вится нор­маль­ным (кон­форм­ным), и наобо­рот. Напри­мер, соци­а­лизм, рево­лю­ция, боль­ше­вики и т. п. мотивы и нормы были деви­ант­ными для цар­ской Рос­сии, и их носи­те­лей нака­зы­вали ссыл­ками и тюрь­мой. После победы боль­ше­ви­ков преж­ние деви­ант­ные нормы были при­знаны нор­маль­ными. Крах совет­ского обще­ства пре­вра­тил его нормы и цен­но­сти снова в деви­ант­ные, что стало при­чи­ной нового деви­ант­ного пове­де­ния людей в пост­со­вет­ской России.

       

      Для объ­яс­не­ния деви­ант­ного пове­де­ния пред­ла­гают несколько вер­сий. В конце XIX века воз­никла тео­рия ита­льян­ского врача Лам­брозо о гене­ти­че­ских пред­по­сыл­ках деви­ант­ного пове­де­ния. «Кри­ми­наль­ный тип», по его мне­нию, явля­ется резуль­та­том дегра­да­ции людей на ран­них ста­диях раз­ви­тия. Внеш­ние при­знаки деви­ант­ного чело­века: высту­па­ю­щая ниж­няя челюсть, пони­жен­ная чув­стви­тель­ность к боли и т. п. В наше время к био­ло­ги­че­ским при­чи­нам деви­ант­ного пове­де­ния отно­сят ано­ма­лии поло­вых хро­мо­сом или допол­ни­тель­ные хромосомы.

       

      Пси­хо­ло­ги­че­скими при­чи­нами деви­а­ции назы­вают «сла­бо­умие», «деге­не­ра­тив­ность», «пси­хо­па­тию» и т. п. Напри­мер, Фрейд обна­ру­жил тип чело­века с врож­ден­ным пси­хи­че­ским вле­че­нием к раз­ру­ше­нию. Сек­су­аль­ная деви­а­ция якобы свя­зана с глу­бин­ным стра­хом кастра­ции и т. п.

       

      Зара­жен­ность «пло­хими» нор­мами духов­ной куль­туры пред­ста­ви­те­лей сред­них и выс­ших слоев от низ­ших слоев тоже счи­та­ется при­чи­ной деви­ант­ного пове­де­ния. «Инфи­ци­ро­ва­ние» про­ис­хо­дит во время обще­ния «на улице», в резуль­тате слу­чай­ных зна­комств. Неко­то­рые социо­логи (Мил­лер, Сел­лин) пола­гают, что низ­шие соци­аль­ные слои обла­дают повы­шен­ной готов­но­стью к риску, ост­рым ощу­ще­ниям и т. п.

       

      Одно­вре­менно вли­я­тель­ные группы обра­ща­ются с людьми низ­шего слоя как с деви­ант­ными, рас­про­стра­няя на них еди­нич­ные слу­чаи сво­его деви­ант­ного пове­де­ния. Напри­мер, в совре­мен­ной Рос­сии «лиц кав­каз­кой наци­о­наль­но­сти» счи­тают потен­ци­аль­ными тор­гов­цами, ворами, пре­ступ­ни­ками. Здесь можно упо­мя­нуть и вли­я­ние теле­ви­де­ния, назой­ли­вую демон­стра­цию сцен деви­ант­ного поведения.

       

      Туман­ность нор­ма­тив­ных фор­мул моти­ва­ции, кото­рыми руко­вод­ству­ются люди в слож­ных ситу­а­циях — также при­чина деви­ант­ного пове­де­ния. Напри­мер, фор­мулы «делай как можно лучше», «ставь инте­ресы обще­ства выше своих» и т. п. не поз­во­ляют доста­точно адек­ватно моти­ви­ро­вать свои дей­ствия в кон­крет­ной ситу­а­ции. Актив­ный кон­фор­мист будет стре­миться к амби­ци­оз­ным моти­вам и про­ек­там дей­ствий, пас­сив­ный — сокра­тит свои уси­лия до пре­де­лов соб­ствен­ного спо­кой­ствия, а чело­век с кон- фор­мист­ско-деви­ант­ной моти­ва­цией все­гда най­дет лазейку для оправ­да­ния сво­его деви­ант­ного поведения.

       

      Соци­аль­ное нера­вен­ство - еще одна важ­ней­шая при­чина деви­ант­ного пове­де­ния. Фун­да­мен­таль­ные потреб­но­сти у людей доста­точно схожи, а воз­мож­но­сти их удо­вле­тво­рить у раз­ных соци­аль­ных слоев (бога­тых и бед­ных) раз­ные. В таких усло­виях бед­ные полу­чают «мораль­ное право» на деви­ант­ное пове­де­ние по отно­ше­нию к бога­тым, выра­жа­ю­ще­еся в раз­ных фор­мах экс­про­при­а­ции иму­ще­ства. Дан­ная тео­рия, в част­но­сти, легла в идео­ло­ги­че­ский фун­да­мент рево­лю­ци­он­ной деви­а­ции боль­ше­ви­ков про­тив иму­щих клас­сов: «грабь награб­лен­ное», аре­сты иму­щих, при­ну­ди­тель­ные работы, рас­стрелы, ГУЛАГ. В этой деви­а­ции налицо рас­хож­де­ние между непра­вед­ными целями (пол­ное соци­ать­ное равен­ство) и непра­вед­ными сред­ствами (тоталь­ное насилие).

       

      Кон­фликт между нор­мами куль­туры дан­ной соци­аль­ной группы и обще­ства — тоже при­чина деви­ант­ного пове­де­ния. Суб­куль­тура сту­ден­че­ской или армей­ской группы, низ­шего слоя, банды суще­ственно раз­нятся между собой сво­ими инте­ре­сами, целями, цен­но­стями, с одной сто­роны, и воз­мож­ными сред­ствами их реа­ли­за­ции, с дру­гой сто­роны. В слу­чае их столк­но­ве­ния в дан­ном месте и в дан­ное время — напри­мер, на отдыхе — воз­ни­кает деви­ант­ное пове­де­ние по отно­ше­нию к при­ня­тым в обще­стве куль­тур­ным нормам.

       

      Клас­со­вая сущ­ность госу­дар­ства, якобы выра­жа­ю­щая инте­ресы эко­но­ми­че­ски гос­под­ству­ю­щего класса, — важ­ная при­чина деви­ант­ного пове­де­ния как госу­дар­ства по отно­ше­нию к угне­тен­ным клас­сам, так и послед­них по отно­ше­нию к нему. С точки зре­ния этой кон­флик­то­ло­ги­че­ской тео­рии, изда­ва­е­мые в госу­дар­стве законы защи­щают прежде всего не тру­дя­щихся, а бур­жу­а­зию. Ком­му­ни­сты оправ­ды­вали свое нега­тив­ное отно­ше­ние к бур­жу­аз­ному госу­дар­ству его угне­та­тель­ской природой.

       

      Ано­мия - при­чина деви­а­ции, пред­ло­жен­ная Э. Дюрк­гей­мом при ана­лизе при­чин само­убийств. Она пред­став­ляет деваль­ва­цию куль­тур­ных норм чело­века, его миро­воз­зре­ния, мен­тально- сти, сове­сти вслед­ствие рево­лю­ци­он­ного раз­ви­тия обще­ства. Люди, с одной сто­роны, теряют ори­ен­та­цию, а с дру­гой сто­роны, сле­до­ва­ние преж­ним куль­тур­ным нор­мам не ведет к реа­ли­за­ции их потреб­но­стей. Так слу­чи­лось с совет­скими нор­мами после рас­пада совет­ского обще­ства. В одно­ча­сье мил­ли­оны совет­ских людей стали рос­си­я­нами, живу­щими в «джун­глях дикого капи­та­лизма», где «чело­век чело­веку — волк», где дей­ствует кон­ку­рен­ция, объ­яс­ня­е­мая социал-дар­ви­низ­мом. В таких усло­виях одни (кон­фор­ми­сты) адап­ти­ру­ются, дру­гие ста­но­вятся деви­ан­тами вплоть до пре­ступ­ни­ков и самоубийц.

       

      Важ­ной при­чи­ной деви­ант­ного пове­де­ния явля­ются соци­аль­ные (в том числе воины), тех­но­ген­ные и при­род­ные ката­клизмы. Они нару­шают пси­хику людей, уси­ли­вают соци­аль­ное нера­вен­ство, вызы­вают дез­ор­га­ни­за­цию пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов, что ста­но­вится объ­ек­тив­ной при­чи­ной деви­ант­ного пове­де­ния мно­гих людей. Напри­мер, можно вспом­нить о послед­ствиях нашего затя­нув­ше­гося воору­жен­ного кон­фликта в Чечне, Чер­но­быль, землетрясения.

       

      Ответить »
  • ира, 06.10.2017

    а если под­ро­сток в 17 лет уже встрял,что делать?

    Ответить »
    • wella, 06.10.2017

      Ира, как это — встрял? В плохую ком­па­нию? Или дру­гие про­блемы? Уточ­ните, пожалуйста!

      Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки