Суррогатное материнство: почему это не выход?

Суррогатное материнство: почему это не выход?

(7 голосов4.4 из 5)

Сего­дня сур­ро­гат­ное мате­рин­ство пред­став­ляют как удоб­ный без­опас­ный спо­соб полу­чить ребенка. Но так ли всё без­обидно с духов­ной точки зре­ния? Ново­мод­ное вея­ние ком­мен­ти­рует епи­скоп Орский и Гай­ский Ириней.

Опасность суррогата

В Рос­сий­ской Феде­ра­ции 21 ноября 2011 года при­нят закон № 323-ФЗ «Об осно­вах охраны здо­ро­вья граж­дан в Рос­сий­ской Феде­ра­ции», поло­же­ния кото­рого в том числе каса­ются и сур­ро­гат­ного материнства.

Пункт 9 ста­тьи 55 гла­сит: «Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство пред­став­ляет собой вына­ши­ва­ние и рож­де­ние ребенка (в том числе преж­де­вре­мен­ные роды) по дого­вору, заклю­ча­е­мому между сур­ро­гат­ной мате­рью (жен­щи­ной, вына­ши­ва­ю­щей плод после пере­носа донор­ского эмбри­она) и потен­ци­аль­ными роди­те­лями, чьи поло­вые клетки исполь­зо­ва­лись для опло­до­тво­ре­ния, либо оди­но­кой жен­щи­ной, для кото­рых вына­ши­ва­ние и рож­де­ние ребенка невоз­можно по меди­цин­ским показаниям».

odin iz quotminusovquot surrogatnogo materinstva veroyatnost silnoi privyazannosti surmami k vinashivaemomu rebenku - Суррогатное материнство: почему это не выход?

Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство – это ситу­а­ция, когда жен­щина доб­ро­вольно согла­ша­ется забе­ре­ме­неть для того, чтобы выно­сить и родить био­ло­ги­че­ски чужого ей ребенка, кото­рый затем будет отдан на вос­пи­та­ние дру­гим лицам − гене­ти­че­ским родителям. 

Они и будут юри­ди­че­ски счи­таться роди­те­лями дан­ного ребенка, несмотря на то, что его выно­сила и родила сур­ро­гат­ная мать.

Про­шло время, но и сей­час мно­гие спра­ши­вают мне­ние Церкви. Люди желают услы­шать от нас правду и во мно­гом под­дер­жи­вают тех, кото­рые высту­пают про­тив этого закона. Про­тив­ники сур­ро­гат­ного мате­рин­ства опа­са­ются пороч­ной прак­тики пре­вра­ще­ния детей в подо­бие товара, созда­ния ситу­а­ции, при кото­рой бога­тые люди смо­гут нани­мать жен­щин для вына­ши­ва­ния своих потомков.

Суще­ствуют также обос­но­ван­ные опа­се­ния того, что для сур­ро­гат­ных мате­рей пред­став­ляет серьез­ную пси­хи­че­скую травму необ­хо­ди­мость отдать ребенка, став­шего «своим» после бере­мен­но­сти и родов (даже если вна­чале сур­ро­гат­ной матери каза­лось, что она смо­жет рас­статься с таким ребен­ком без осо­бых переживаний).

В соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и ска­зано: «Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство» трав­ми­рует как вына­ши­ва­ю­щую жен­щину, мате­рин­ские чув­ства кото­рой попи­ра­ются, так и дитя, кото­рое впо­след­ствии может испы­ты­вать кри­зис самосознания».

Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство – по сути, новая форма тор­говли людьми. Не слу­чайно такая свет­ская страна как Фран­ция запре­щает сур­ро­гат­ное мате­рин­ство с фор­му­ли­ров­кой, что оно нару­шает прин­цип неот­чуж­да­е­мо­сти чело­ве­че­ского тела.

Такого же мне­ния при­дер­жи­ва­ются зако­но­да­тели Гер­ма­нии, Австрии, Нор­ве­гии, Шве­ции и неко­то­рых шта­тов США (Ари­зона, Мичи­ган, Нью-Джерси), где сур­ро­гат­ное мате­рин­ство пол­но­стью запрещено.

В неко­то­рых юрис­дик­циях раз­ре­шено лишь неком­мер­че­ское сур­ро­гат­ное мате­рин­ство — таковы австра­лий­ский штат Вик­то­рия, Вели­ко­бри­та­ния (допус­ка­ется лишь оплата теку­щих рас­хо­дов сур­ро­гат­ной матери), Дания (с серьез­ными огра­ни­че­ни­ями), Канада, Изра­иль, Нидер­ланды (запре­щена реклама сур­ро­гат­ного мате­рин­ства, пред­ло­же­ние услуг сур­ро­гат­ных мате­рей и их под­бор), неко­то­рые штаты США (Нью-Гемп­шир, Вир­джи­ния). В Бель­гии, Гре­ции, Испа­нии, Фин­лян­дии сур­ро­гат­ное мате­рин­ство не регу­ли­ру­ется зако­но­да­тель­ством, но фак­ти­че­ски имеет место.

Есть страны, где сур­ро­гат­ное мате­рин­ство, в том числе и ком­мер­че­ское, зако­но­да­тельно раз­ре­шено – это боль­шин­ство шта­тов США, ЮАР, Рос­сия, Укра­ина, Гру­зия и Казах­стан. В Бело­рус­сии сур­ро­гат­ным мате­рин­ством может вос­поль­зо­ваться только та жен­щина, для кото­рой вына­ши­ва­ние и рож­де­ние ребенка по меди­цин­ским пока­за­ниям физио­ло­ги­че­ски невоз­можно либо свя­зано с риском для жизни, здо­ро­вья ее или ребенка.

Печально, что сур­ро­гат­ное мате­рин­ство как форма рабо­тор­говли запре­щено в ате­и­сти­че­ской Фран­ции, в про­те­стант­ских Гер­ма­нии и Шве­ции, в като­ли­че­ских Австрии, Ита­лии, Испа­нии, но оно раз­ре­шено в пра­во­слав­ных стра­нах с пра­ви­те­лями, пози­ци­о­ни­ру­ю­щими себя как пра­во­слав­ные, – Гре­ции, Гру­зии, Укра­ине, Бело­рус­сии и России. 

Неужели Пре­зи­дент Рос­сии не знал, что суще­ствует кон­сен­сус рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций как внутри страны, так и на меж­ду­на­род­ном уровне, выра­жа­ю­щий строго нега­тив­ное отно­ше­ние к сур­ро­гат­ному мате­рин­ству? И если знал цер­ков­ную пози­цию, то почему пре­не­брег ею?

Цена вопроса

Для реги­стра­ции ребенка, рож­ден­ного сур­ро­гат­ной мате­рью, роди­тели должны предо­ста­вить в органы ЗАГС сле­ду­ю­щие доку­менты: меди­цин­ское сви­де­тель­ство о рож­де­нии, согла­сие сур­ро­гат­ной матери, справку из кли­ники ЭКО (экс­тра­кор­по­раль­ного оплодотворения).

Закон не запре­щает реги­стра­цию детей, родив­шихся у оди­но­ких жен­щин и муж­чин с помо­щью вспо­мо­га­тель­ных репро­дук­тив­ных тех­но­ло­гий, вклю­чая и сур­ро­гат­ное материнство.

Однако зако­но­да­тельно не уре­гу­ли­ро­ваны ситу­а­ции, воз­ни­ка­ю­щие в слу­чае раз­вода или смерти био­ло­ги­че­ских роди­те­лей до рож­де­ния ребенка. Ото­звать свое согла­сие после реги­стра­ции ребенка сур­ро­гат­ная мать уже не вправе.

Самым извест­ным отцом-оди­ноч­кой в Рос­сии явля­ется эст­рад­ный певец Филипп Кир­ко­ров. У него 26 ноября 2011 года при помощи сур­ро­гат­ной матери роди­лась дочь Алла-Вик­то­рия, а 29 июня 2012 года родился сын Мартин-Кристин.

В Рос­сии цена «сур­ро­гат­ной мамы с опы­том» − от 300 до 600 тысяч руб­лей. Что такое для более или менее состо­я­тель­ной евро­пей­ской пары эти 10–15 тысяч евро? Прак­ти­че­ски ничего. Полу­ча­ется, Рос­сия пре­вра­ща­ется в инку­ба­тор, выра­щи­ва­ю­щий детей на про­дажу, на экспорт.

В неболь­шом индий­ском городе Ананд, рас­по­ло­жен­ном в штате Гуд­жа­рат, открыт пер­вый в мире завод сур­ро­гат­ных детей, где сотни без­ра­бот­ных индий­ских жен­щин будут иметь воз­мож­ность зара­ба­ты­вать деньги, про­из­водя детей для без­дет­ных пар из дру­гих стран. Буду­щие роди­тели смо­гут отпра­вить на этот адрес био­ло­ги­че­ский мате­риал, а затем при­быть в назна­чен­ное время, чтобы забрать сво­его ребенка. Сур­ро­гат­ная мать полу­чает за каж­дого ребенка около 8 тысяч долл. США, а буду­щие роди­тели запла­тят 28 тысяч долларов.

Рож­де­ние детей ста­но­вится при­быль­ным биз­не­сом. При этом боль­шую часть денег полу­чают даже не матери, а «руко­вод­ство пред­при­я­тия». Нетрудно пред­по­ло­жить, какие будут послед­ствия дан­ного про­екта. Боюсь, самые плачевные.

«Суррогатные дети»

Воз­ни­кает вопрос, а можно ли кре­стить такого ребенка?

Кре­ще­ние – не награда, а отказ в кре­ще­нии не есть кара. Отказ в при­ча­стии, в кре­ще­нии или в дру­гом таин­стве – это попытка под­ве­сти людей к ува­жи­тель­ному отно­ше­нию к цер­ков­ным таин­ствам. Отка­зом мы не выго­няем чело­века из Церкви Хри­сто­вой, а соучаст­вуем в его под­го­товке к таинству.

Цер­ковь не нака­зы­вает за совер­шен­ные грехи, а предо­сте­ре­гает от их повто­ре­ния. Это норма цер­ков­ного пас­тыр­ства и цер­ков­ной педагогики.

Когда чело­век, ребе­нок кото­рого рож­ден сур­ро­гат­ной мате­рью, про­сит у Церкви кре­стить его, мы объ­яс­няем ему, что кре­ще­ние – это не магия, а вве­де­ние чело­века в цер­ков­ную жизнь. Все таин­ства церкви совер­ша­ются при усло­вии синер­гии – сотруд­ни­че­ства Бога и человека. 

Когда в Таин­ствах участ­вует ребе­нок, у кото­рого нет осо­знан­ной воли и веры, за него обет дают его роди­тели физи­че­ские и духов­ные (крест­ные).

Мы кре­стим, если его роди­тели сами явля­ются чле­нами Церкви, в надежде на то, что они дадут мла­денцу пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние. Но мы можем отка­зать, если роди­тели сами не ведут достой­ный образ жизни с хри­сти­ан­ской точки зрения. 

Об этом гово­рят цер­ков­ные пра­вила. Так, 46‑е пра­вило Лаоди­кий­ского Собора поста­нов­ляет: «Кре­ща­е­мым должно изу­чати веру». А 47‑е пра­вило того же Собора гово­рит о необ­хо­ди­мо­сти кате­хи­за­ции тех, кто не был научен вере до кре­ще­ния: «В болезни при­няв­шим кре­ще­ние и потом полу­чив­шим здра­вие подо­бает изу­чати веру и познавати».

7‑е пра­вило II Все­лен­ского Собора тре­бует огла­шать при­со­еди­ня­ю­щихся к пра­во­сла­вию: «Застав­ляем пре­бы­вати в церкви и слу­шати Писа­ния, и тогда уже кре­щаем их». О том же гово­рится в 78‑м пра­виле VI Все­лен­ского Собора: «Гото­вя­щимся ко кре­ще­нию над­ле­жит обу­ча­тися вере».

Все эти пра­вила каса­ются взрос­лых. Но при кре­ще­нии детей все эти тре­бо­ва­ния пере­ла­га­ются на роди­те­лей и крестных.

В храме про­рока Илии Обы­ден­ного в Москве кре­стили ребенка Филиппа Кир­ко­рова, что делать было нельзя. Люди, кото­рые услы­шали о том, что не нужно было кре­стить, воз­му­ща­лись: «Как Цер­ковь может отка­зать в кре­ще­нии ребенку?»

Впро­чем, они же зани­мают про­ти­во­по­лож­ную пози­цию, если ска­зать им: «А не счи­та­ете ли вы, что это наси­лие – кре­стить детей? Надо подо­ждать, пока они ста­нут взрос­лыми, чтобы сами решали, кем стать».

Мы не счи­таем ребенка, рож­ден­ного на свет сур­ро­гат­ным путем, в чем-то винов­ным. Мы при­знаем, что он пол­но­цен­ный чело­век. Но мы ожи­даем от его роди­те­лей согла­сия с уче­нием той Церкви, к купели кото­рой они сами по своей воле при­несли его.

В труд­ные для Церкви годы всех при­хо­дя­щих кре­стили без огла­ше­ния. Но тогда был запрет на любое при­сут­ствие Церкви за сте­нами храма и суще­ство­вало край­нее огра­ни­че­ние про­по­веди даже внутри него.

К тому же люди боя­лись иметь какие-нибудь кон­такты с пред­ста­ви­те­лями Церкви. По этой при­чине всех кре­стили тай­ком, чтобы никто не знал.

Свя­щен­ник пони­мал, что, воз­можно, повтор­ной встречи с жела­ю­щими кре­ститься не будет, и крестил.

Обще­ство и сей­час в боль­шин­стве своем оста­ется ате­и­сти­че­ским и оккульт­ным. Но теперь есть воз­мож­ность зани­маться про­све­ще­нием. Зачем же нам от этого отказываться?

Неко­то­рые пугают, что, если мла­де­нец умрет, не будучи кре­щен­ным, то он ока­жется в аду. Но нет такого дог­мата в Пра­во­слав­ной Церкви. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов о детях, кото­рые не при­няли кре­ще­ние, говорит:

«Они не будут у Пра­вед­ного Судии ни про­слав­лены, ни нака­заны; потому что, хотя не запе­чат­лены, однако же, и не худы, и больше сами потер­пели, нежели сде­лали вреда. 

Ибо не вся­кий, не достой­ный нака­за­ния, достоин уже и чести; равно как не вся­кий, не достой­ный чести, достоин уже наказания». 

Увы, сего­дня мно­гие кре­стятся лишь для того, чтобы закрыть для себя рели­ги­оз­ный вопрос и больше не смот­реть в сто­рону Еван­ге­лия. Ибо не ради Еван­ге­лия и Хри­ста они зашли в храм.

Важно заме­тить, что если ребенка «сур­ро­гат­ной мамы» берут на вос­пи­та­ние веру­ю­щие люди, то кре­стить можно.

Пред­по­ло­жим, что некая жен­щина под­пи­сала кон­тракт о вына­ши­ва­нии чужого ребе­ночка. Но за месяцы ожи­да­ния она пере­ду­мала отда­вать мла­денца (а такие слу­чаи бывали).

В 1988 году суд по семей­ным делам США штата Нью-Джерси поста­но­вил отдать ребенка на «усы­нов­ле­ние» и дать роди­тель­ские права био­ло­ги­че­скому отцу, однако при этом под­твер­дил права сур­ро­гат­ной матери на посе­ще­ние ребенка и уча­стие в его воспитании.

Если мама, не имея ни мате­ри­аль­ной, ни юри­ди­че­ской воз­мож­но­сти оста­вить себе мла­денца, пере­дает его в цер­ков­ный приют или в дет­ский дом и он попа­дает к веру­ю­щим роди­те­лям, то его можно кре­стить по той при­чине, что обет за него дает веру­ю­щий чело­век, зна­ю­щий свою веру.

Суррогатная мать – «расходный материал»?

Увы, так назы­ва­е­мые «звезды» не желают слы­шать о пере­жи­ва­ниях и состо­я­нии исполь­зо­ван­ной жен­щины. Да, она под­пи­сала контракт.

Мама до и во время бере­мен­но­сти – это раз­ные жен­щины. Девять меся­цев она носила в себе новую жизнь, делясь с нею своей жизнью. 

За эти месяцы она полю­била мла­денца. Но эту любовь и мате­рин­ские чув­ства к ребенку, по усло­виям кон­тракта, за деньги нужно сразу заду­шить в себе.

А если это чув­ство в ней не роди­лось, если она, зная, что от малыша надо будет отка­заться, давила мате­рин­ское чув­ство в себе? Неужели это прой­дет бес­следно для носи­мого ею ребенка?

Дети очень остро чув­ствуют, любимы они, желанны, или же нет. Пред­по­ло­жим, мама пода­вила в себе эти чув­ства. Но прой­дет время, она захо­чет иметь своих желан­ных детей. Есть ли гаран­тия, что она смо­жет родить снова?

Все роды непред­ска­зу­емы для жен­щины, любая бере­мен­ность может стать послед­ней. Что она будет чув­ство­вать, зная, что сво­его ребенка она пре­дала и про­дала? Но даже если у нее будут свои дети, это не зна­чит, что она не будет жалеть о рож­ден­ном и про­дан­ном малыше. 

С каж­дым годом боль о про­дан­ном ребенке будет нарас­тать. Все время эта жен­щина будет пони­мать, что не ребенка она про­дала, а душу. Страшно и то, что «новый папа» не долго думал о меди­цин­ских послед­ствиях для той или иной матери, кото­рую он «поку­пает» с целью вына­ши­ва­ния его ребенка.

После рож­де­ния мла­денца ста­ра­ются как можно быст­рее при­ло­жить к груди мамочки. Это необ­хо­димо. Ведь ребе­нок только что родился, поки­нул при­выч­ную ему среду оби­та­ния, а когда ребенка при­кла­ды­вают к мами­ной груди, он чув­ствует зна­ко­мый запах, слы­шит зна­ко­мый стук сердца, кото­рый он слу­шал девять меся­цев, и успо­ка­и­ва­ется. Он убеж­ден, что ему ничего не угрожает.

Не полу­чив пер­вого молока, моло­зива, кото­рое очень сильно укреп­ляет буду­щий имму­ни­тет ребенка, он будет очень скло­нен ко мно­гим болез­ням. Важно, чтобы пер­вым чело­ве­ком, встре­тив­шим малыша в этом мире, стала именно мать, а не медсестра.

Пер­вое корм­ле­ние важно и для того, чтобы в даль­ней­шем молоко матери лучше усва­и­ва­лось. Но в слу­чае сур­ро­гат­ного мате­рин­ства связь матери и ребенка очень рано пре­ры­ва­ется или вовсе отсутствует. 

Мате­рин­ское вскарм­ли­ва­ние по кон­тракту не пред­по­ла­га­ется: у «новых роди­те­лей» есть опа­се­ния, что мать при­вя­жется к ребенку и не захо­чет рас­статься с ним.

По этой при­чине Ф. Кир­ко­ров заявил: «Не могу рис­ко­вать, чтобы какая-то посто­рон­няя для меня жен­щина вме­ши­ва­лась в жизнь мою и моего ребенка».

А без мате­рин­ского молока ребенка при­дется нака­чи­вать анти­био­ти­ками. Увы, искус­ствен­ное корм­ле­ние – обыч­ное явле­ние. Такие дети часто сла­бее сверст­ни­ков, им слож­нее в жизни.

Фальшивая «семья»

Страшно и то, что неко­то­рые рож­ден­ные таким путем дети попа­дут в руки бога­тых гомосексуалистов.

Эти люди поку­пают детей у сур­ро­гат­ных мате­рей не для сек­су­аль­ных игрищ (наде­юсь), а для удо­вле­тво­ре­ния сво­его поздно проснув­ше­гося отцов­ского инстинкта и для полу­че­ния «опоры» в старости.

Чем это опасно? Более всего тем, что до самого смерт­ного часа гомо­сек­су­а­лист не будет чув­ство­вать своей анор­маль­но­сти, не будет искать воз­мож­ность пока­яться и тем лишится воз­мож­но­сти спасения.

Об опас­но­стях для детей не стоит даже и гово­рить, поскольку это понятно без каких-либо комментариев.

Серьез­ная про­блема состоит и в том, что над «сур­ро­гат­ными» детиш­ками, если тайна их про­ис­хож­де­ния ста­нет известна всем, будут посме­и­ваться. А захо­тят ли эти дети жить, неизвестно.

Тайна брака не делится «на троих»

Без­дет­ность – тяж­кое испы­та­ние, и не всем под силу его выне­сти. Сур­ро­гат­ное мате­рин­ство − не выход, а бунт про­тив Бога.

Как иначе назвать чело­ве­че­ские измыш­ле­ния и кощун­ствен­ные опыты в ситу­а­ции, когда явно видно, что Бог не бла­го­слов­ляет чадо­ро­дием? Вме­сто тер­пе­ния и сми­рен­ной молитвы люди вос­стают про­тии воли Божией о себе.

Если ты жела­ешь иметь дитя, но Гос­подь не дарует род­ных чад, почему не даро­вать тепло любви тем, кто лишен его – несчаст­ным сиро­там? Если ты доста­точно состо­я­те­лен и жела­ешь вос­пи­ты­вать род­ного, то почему пре­не­бре­га­ешь теми, кто дей­стви­тельно нуж­да­ется в твоей заботе?!

Кроме того, «сур­ро­гат­ное мате­рин­ство» – в серьез­ной мере измена супру­же­скому цело­муд­рию, нару­ше­ние бла­го­сло­ве­ния Божия о Таин­стве брака, ибо брак есть союз любви двоих. Здесь же мы имеем тре­тью несчаст­ную душу матери, теря­ю­щей дитя, и столь же несчаст­ные дет­ские души.

Те люди, кото­рые появ­ля­ются на свет «сур­ро­гат­ным» путем, ни в чем не вино­ваты, чего не ска­жешь об их родителях.

Вице-пре­зи­дент РАМН Алек­сандр Бара­нов гово­рит: «Рос­сий­ское пра­ви­тель­ство делает ошибку, ока­зы­вая на госу­дар­ствен­ном уровне финан­со­вую под­держку тех­но­ло­гии экс­тра­кор­по­раль­ного опло­до­тво­ре­ния». По его сви­де­тель­ству, 75 про­цен­тов детей, рож­ден­ных в резуль­тате ЭКО, явля­ются инвалидами. 

«Я высту­пал в Думе и прямо ска­зал: если вы уве­ли­чи­ва­ете финан­си­ро­ва­ние на эту тех­но­ло­гию, сразу закла­ды­вайте деньги и на уве­ли­че­ние детей-инва­ли­дов», – сооб­щил А.Баранов. Если это так, то ко мно­гим про­бле­мам, кото­рые и так хва­тает в Рос­сии, появятся новые.

Мате­риал под­го­тов­лен Орской епархией

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки