О книге свящ. Василия Сокольского «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста»

О книге свящ. Василия Сокольского «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста»

(1 голос5.0 из 5)

На репринт­ном изда­нии ред­кой ста­рин­ной книги зна­чится: «Казань, Типо-лито­гра­фия Казан­ского Уни­вер­си­тета, 1909 год». За семь лет до рево­лю­ции автор  пони­мает, куда всё дви­жется, но верит: вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние спасают.

Правда, убе­диться в своей правоте пишу­щему не дове­лось: дети, полу­чив­шие хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние по Соколь­скому, едва вошли в воз­раст, а в Импе­рии уже полых­нул костер революции.

Более чем на 70 лет о рели­ги­оз­ном вос­пи­та­нии и обра­зо­ва­нии в Рос­сии забыли. Идеи Соколь­ского ото­шли на вто­рой план. Но сей­час к его тру­дам с инте­ре­сом воз­вра­ща­ются и откры­вают новое, а на деле – хорошо забы­тое старое.

Так что же за книга перед нами?

Актуально, через «ять»

Пояс­ним: в начале ХХ века Казан­ский Уни­вер­си­тет носил зва­ние Импе­ра­тор­ского и был одним из 25 луч­ших вузов страны. Правда, знал он и воль­но­дум­ные сту­ден­че­ские вол­не­ния, из-за кото­рых его едва не закрыли в 1902 году, и пре­об­ра­зо­ва­ния: после 1905 года его управ­ле­ние стало во мно­гом автономным.

В изда­тель­стве такого вуза изда­вали пере­до­вую лите­ра­туру, при­вле­кав­шую обще­ствен­ный инте­рес, и книга о. Васи­лия Соколь­ского – в числе этих про­грес­сив­ных изданий.

Автор цити­рует извест­ных уче­ных сво­его вре­мени, све­ду­щих в обла­сти педа­го­гики, рос­сий­ских и зару­беж­ных, а также древ­них фило­со­фов и худож­ни­ков эпохи Воз­рож­де­ния, спо­рит или согла­ша­ется с ними и вовле­кает в горя­чую поле­мику читателя.

В книге 149 стра­ниц, она состоит из пяти глав: 

  • Глава I. Рели­ги­оз­ное вос­пи­та­ние и обу­че­ние детей школь­ного возраста.
  • Глава II. Нрав­ствен­ное вос­пи­та­ние детей школь­ного возраста.
  • Глава III. Эсте­ти­че­ское вос­пи­та­ние детей школь­ного возраста.
  • Глава IV. Общие прин­ципы воспитания.
  • Глава V. Уроки по Закону Божию.

В послед­ней главе подробно рас­смат­ри­ва­ются прак­ти­че­ские вопросы кате­хи­за­ции: изу­че­ние молитв, Свя­щен­ная исто­рия, соб­ственно кате­хи­зис, богослужение.

Книга напи­сана живым пуб­ли­ци­сти­че­ским сло­гом, лег­ким и не «зана­учен­ным» и увле­ка­тель­ным настолько, что ино­гда пере­ста­ешь заме­чать ста­рин­ную орфо­гра­фию с ерами и ятями и узна­ешь в авторе собрата и современника.

«Лучшим из людей, то есть христианином»

Повто­рим важ­ное: отец Васи­лий Соколь­ский четко осо­зна­вал, что про­ис­хо­дит в стране и в мире и всему давал объ­ек­тив­ную оценку. Его рас­суж­де­ния и сей­час зву­чали бы ярко и убе­ди­тельно. Пони­мает он и гло­баль­ные исто­ри­че­ские про­цессы преды­ду­щих столетий.

В пре­ди­сло­вии автор посо­бия замечает:

«Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние и обу­че­ние детей школь­ного воз­раста – вопрос настолько живой и инте­рес­ный, что раз­ра­ботка его не нуж­да­ется ни в каком внеш­нем оправдании. 

Вполне спра­вед­ливо пишет про­фес­сор фило­со­фии Павел Рус­село, что нрав­ствен­ная цен­ность обу­че­ния заклю­ча­ется не в самих све­де­ниях, кото­рые нам пред­ла­гают, а в умствен­ном раз­ви­тии, для кото­рого пред­став­ля­ется удоб­ный слу­чай; и осо­бенно в над­ле­жа­щем поль­зо­ва­нии укреп­лен­ными таким путем нашими способностями. 

Сократ ска­зал, что, если обу­че­ние не делает ум спра­вед­ли­вым и здра­вым, то оно делает людей худ­шими. Давая им в руки сред­ство делать зло. Дока­за­тельств этому много в истории. 

Так, воз­рож­де­ние наук сов­пало в Ита­лии с гнус­ной нрав­ствен­но­стью малень­ких тира­нов в роде князя Макиа­велли, Бор­джиа, обще­ствен­ной и част­ной без­нрав­ствен­но­стью; во Фран­ции с испор­чен­но­стью нра­вов Валуа; в Англии с кро­ва­вым вре­ме­нем Тюдоров.

Если бы доста­точно было быть обра­зо­ван­ным для избе­жа­ния зла и дела­ния добра, то более умные и более уче­ные люди были бы более доб­ро­де­тель­ными, и время более высо­кого про­све­ще­ния было бы вре­ме­нем более высо­кой нравственности.

Это … зна­чит только то, что слу­же­ние истине – пред­мет разума – должно быть свя­зано со слу­же­нием добру – пред­ме­том воли и удо­вле­тво­рять чело­ве­че­ское сердце. 

Если это усло­вие будет выпол­нено…, тогда обу­че­ние дей­стви­тельно будет содей­ство­вать нрав­ствен­но­сти: оно сде­лает чело­века луч­шим из людей, то есть христианином.

При­чем все­гда сле­дует пом­нить, что, «про­сто и любовно бесе­дуя с детьми о Боге и хри­сти­ан­ской жизни, зако­но­учи­тель с несо­мнен­ным успе­хом будет дости­гать целей вра­зум­ле­ния и назидания…»»

ad57609a73bcd7813245053556e11494 - О книге свящ. Василия Сокольского «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста»

Потом­ствен­ный свя­щен­ник, пре­по­да­ва­тель, новомученик

Не менее, чем содер­жа­ние книги, вызы­вает инте­рес сам ее автор и его непро­стая судьба.

Васи­лий Пет­ро­вич Соколь­ский, впо­след­ствии свя­щен­но­му­че­ник, свя­той Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, родился 30 января 1878 года.

Как сооб­щает его совре­мен­ный жиз­не­опи­са­тель игу­мен Дамас­кин (Орлов­ский), дет­ство  Васи­лия про­хо­дило в селе Белое Озеро Сен­ги­ле­ев­ского уезда Сим­бир­ской губер­нии. Потом­ствен­ный свя­щен­ник, В. П. Соколь­ский про­дол­жил стезю своих отцов и посту­пил в Казан­скую Духов­ную ака­де­мию. Окон­чив ее в 1902 году, он стал кан­ди­да­том бого­сло­вия, женился и был рукоположен.

В 1905‑м его удо­сто­или  маги­стр­ской  сте­пени за бого­слов­ское сочи­не­ние «Еван­гель­ский идеал хри­сти­ан­ского пастыря».

Затем отец Васи­лий пре­по­да­вал в Духов­ных семи­на­риях, Аст­ра­хан­ской и Чер­ни­гов­ской. В его послуж­ном списке – цер­ковь Бла­го­ве­ще­ния в Пет­ро­граде, вме­сте с при­хо­дом усто­яв­шая про­тив обнов­лен­цев.  В годы после рево­лю­ции свя­щен­ник участ­во­вал в пере­го­во­рах с обнов­лен­цами, ста­рался вер­нуть их в лоно Церкви.

Вер­ность вере и сво­ему слу­же­нию не про­шли для него даром.  С пер­вых же лет совет­ской вла­сти свя­щен­ника регу­лярно репрес­си­ро­вали и ссы­лали: в 20‑е – туда же, куда и царе­дворца Мень­ши­кова, в город Берё­зов Тоболь­ского округа.

В начале 30‑х его отпра­вили еще север­нее, туда, где жизнь была осо­бенно сурова и батюшка почти поте­рял зре­ние. В про­ме­жутке между ссыл­ками отец Васи­лий был удо­стоен про­то­и­е­рей­ства, слу­жил в Ленинграде.

Там же он посе­лился вме­сте со своей семьей после осво­бож­де­ния. Ленин­градцы запом­нили его слу­жа­щим в хра­мах апо­стола Мат­фея и Афон­ской (Вато­пед­ской) иконы Бого­ро­дицы  прежде Ново­де­ви­чьего монастыря.

А в 1935 году про­то­и­е­рей Васи­лий Соколь­ский отпра­вился в свою послед­нюю ссылку вме­сте с семьей в Север­ный Казах­стан (Акмо­лин­ская область). Правда, и там ему снова предъ­явили обви­не­ние: совер­шать обряды не пре­кра­щал, от Бога не отрекся, пастве гово­рил правду о про­ис­хо­дя­щем. Но и в казах­стан­ской тюрьме винов­ным свя­щен­ник себя не признал.

По поста­нов­ле­нию тройки УНКВД по Северо-Казах­стан­ской обла­сти 10 сен­тября 1937 года свя­щен­ника рас­стре­ляли. Архи­ерей­ский Собор РПЦ 2000 года про­сла­вил свя­щен­но­му­че­ника в лике святых.

Сло­вом, перед вами не про­сто книга, а труд, создан­ный свя­тым нового вре­мени, ново­му­че­ни­ком, книга, в кото­рой отра­жена эпоха со всеми ее пери­пе­ти­ями и несмотря ни на что при­сут­ствует надежда на помощь Божию и бла­гие перемены.

В рели­ги­оз­ном вос­пи­та­нии  и обра­зо­ва­нии Васи­лий Соколь­ский видел спа­се­ние,  и лич­ное, и обще­ствен­ное, и государственное.

А вот что он пишет о вос­пи­та­нии эсте­ти­че­ском –  и это нака­нуне эпохи Шари­ко­вых, того страш­ного вре­мени, когда  любо­ва­ние пре­крас­ным вот-вот отсту­пит перед ужа­сами кро­ва­вого тер­рора, а душев­ная тон­кость  и яркость вос­при­я­тия будут не в чести:

«Не нахо­дил ли бы… про­сто­лю­дин … луч­шее облег­че­ние сво­ему  суро­вому поло­же­нию, если бы глаза его были направ­лены на то, что Лео­нардо-да-Винчи назы­вает «мирок кра­соты»…,  если бы он при­зван был насла­ждаться созер­ца­нием пре­ле­стей, рас­сы­пан­ных по этому обшир­ному миру, кото­рые, ощу­ща­ясь серд­цем, как ска­зал Пас­каль, смяг­чают… его печали и, более чем все осталь­ное, дают ему пред­чув­ствие и пред­вку­ше­ние луч­шей судьбы».

Или еще: «…в горь­кие минуты, когда бывают раз­биты все луч­шие надежды чело­века, когда сердце под гне­том невы­ра­зи­мой тоски изли­ва­ется в ручьях слез – мело­дия лири­че­ской песни утра­чи­вает для чело­века свою пре­лесть, все музы теряют свое оба­я­ние и бес­сильны ока­зать какую-либо помощь чело­веку, — необ­хо­димо при­знать за акси­ому, что отка­зы­вать детям  эсте­ти­че­ском вос­пи­та­нии – зна­чит, сужи­вать поле вос­пи­та­ния и уро­до­вать чело­ве­че­скую природу.

Вооб­ра­же­ние, вкус, чув­ство пре­крас­ного нахо­дятся в заро­дыше во вся­кой душе, и даже самое эле­мен­тар­ное обу­че­ние не имеет права пре­не­бре­гать ими…

Искус­ство явля­ется един­ствен­ным путем, по кото­рому мы до неко­то­рой сте­пени можем при­бли­зиться к гар­мо­ни­че­скому обра­зо­ва­нию всех наших сил, к тому все­сто­рон­нему раз­ви­тию всего чело­века, кото­рого тре­бует гума­ни­сти­че­ский идеал образования.

Нельзя смот­реть пре­крас­ное, чтобы не оста­лось какого-либо отра­же­ния его в душе и гла­зах того, кто на него смотрит».

Ста­рин­ную книгу о вос­пи­та­нии вы можете ска­чать на нашем сайте

Свящ. Васи­лий Соколь­ский – «Хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние и обу­че­ние детей школь­ного возраста» 

Анно­та­ция Вален­тины Патроновой

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки