Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

(12 голосов5.0 из 5)

 

Мно­гие счи­тают, что раз­го­вор с совре­мен­ными под­рост­ками на духов­ные темы вне стен вос­крес­ной школы невоз­мо­жен, а в этих сте­нах в пере­ход­ном воз­расте их не про­сто встре­тить. Педа­гог Ната­лия Редо­зу­бова реша­ется затра­ги­вать темы внут­рен­ней жизни в диа­логе с детьми в обыч­ной свет­ской школе. Побуж­дать к раз­мыш­ле­нию о важ­ных духов­ных вещах можно, счи­тает она, и не только на уро­ках  и факуль­та­тиве по ОПК,  но и, напри­мер, на заня­тиях школь­ного Лите­ра­тур­ного театра.

Немного предыстории

В  школе цен­тра обра­зо­ва­ния №10 в так назы­ва­е­мом спаль­ном рай­оне Тулы учатся дети из самых раз­ных семей, в том числе, и из соци­ально небла­го­по­луч­ных. Вот и кажется, на пер­вый взгляд,  сме­лым  реше­ние именно здесь воз­ве­сти сво­его рода фор­пост  пра­во­слав­ной культуры.

Но, ока­зы­ва­ется, что инте­рес к пра­во­слав­ной куль­туре у уче­ни­ков есть, при­чем высо­кий. ОПК пре­по­да­ется в школе, как и везде – по про­грамме для чет­ве­ро­класс­ни­ков. А для тех, кто постарше, орга­ни­зо­ван отдель­ный факуль­та­тив, люби­мый и посе­ща­е­мый.  Об эффек­тив­но­сти начи­на­ния гово­рят не только отзывы под­рост­ков и моло­дых людей, но и факты: школа активно вклю­чи­лась в  олим­пи­ад­ное дви­же­ние, ее уче­ники побеж­дают на город­ском, област­ном  и обще­рос­сий­ском уров­нях, с боль­шим коли­че­ством побе­ди­те­лей и призеров.

А все потому, что  в послед­ние десять лет сред­няя школа  – област­ная базо­вая пло­щадка по духовно-нрав­ствен­ному вос­пи­та­нию  Инсти­тута повы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции  учи­те­лей.  Педа­гоги-гума­ни­та­рии города и обла­сти съез­жа­ются сюда почерп­нуть новые формы и методы работы с детьми и  поде­литься сво­ими наработками.

А поучиться, дей­стви­тельно, есть чему: школа  давно сотруд­ни­чает   с Зна­мен­ским хра­мом Тулы,  с мис­си­о­нер­ским епар­хи­аль­ным  отде­лом,  с реги­о­наль­ным отде­ле­нием Обще­ства рус­ской сло­вес­но­сти, с Туль­ской духов­ной семи­на­рией. Поэтому инте­рес­ных и полез­ных меро­при­я­тий много. В школе посто­янно про­хо­дят пере­движ­ные выставки, посвя­щен­ные мест­ным свя­тым, позна­ва­тель­ные встречи и беседы.

Есте­ственно, и школь­ный Лите­ра­тур­ный театр орга­ни­че­ски свя­зан с факуль­та­ти­вом, ведь можно ли гово­рить с уче­ни­ками о лите­ра­туре без зна­ния основ пра­во­слав­ной культуры?

N V Redozubova - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизниО  необыч­ном твор­че­ском опыте вос­пи­та­ния теат­ром рас­ска­зы­вает Ната­лия Редо­зу­бова  – пре­по­да­ва­тель основ пра­во­слав­ной куль­туры,  руко­во­ди­тель школь­ного Лите­ра­тур­ного театра туль­ского Цен­тра обра­зо­ва­ния №10.

Ната­лия Вик­то­ровна,  когда в школе появился свой театр и что от него ожидалось?

– 25 лет назад меня при­гла­сили в школу для созда­ния дет­ского вне­класс­ного теат­раль­ного кол­лек­тива. Им стал театр «Сказка» для  уча­щихся 4–5‑х клас­сов.  Со вре­ме­нем, когда я начала рабо­тать с дру­гими, более взрос­лыми детьми, стало понятно, что ска­зоч­ный репер­туар для них тесен, и сце­на­рии писа­лись на основе более серьез­ной клас­си­че­ской и совре­мен­ной литературы.

Конечно, для меня было важно раз­ви­тие эсте­ти­че­ских спо­соб­но­стей уче­ни­ков, но  были и дру­гие, более мас­штаб­ные, вос­пи­та­тель­ные цели – их чело­ве­че­ский, лич­ност­ный рост, уста­нов­ле­ние дове­ри­тель­ных отно­ше­ний друг с дру­гом и с учи­те­лями. Ведь, как гово­рила извест­ный в Туле сло­вес­ник, кан­ди­дат фило­ло­ги­че­ских наук, доцент Туль­ского педа­го­ги­че­ского уни­вер­си­тета Татьяна Михай­ловна Мака­рова,  моя быв­шая пре­по­да­ва­тель­ница, «учиться можно только у того, кого любишь». Она, кстати, вела на факуль­тете Лите­ра­тур­ный театр, так что можно гово­рить о преемственности.

– Когда Вы начали ста­вить спек­такли с духов­ной про­бле­ма­ти­кой?

–  Тогда же, когда в про­грамму  вели курс «Основы пра­во­слав­ной куль­туры». С самого начала не хоте­лось уйти в тра­фа­рет, в лаки­ро­ван­ное пра­во­сла­вие, в раеш­ный театр и упро­щен­ный пере­сказ еван­гель­ских собы­тий. При­хо­ди­лось много думать над репер­ту­а­ром,  искать свой стиль и голос. Были  и сомне­ния: а будет ли это вос­тре­бо­вано, инте­ресно, имеет ли продолжение?

Za kulisami - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Надо было пони­мать, что у нас обыч­ная школа – свет­ское учеб­ное учре­жде­ние, где учатся не только воцер­ко­в­лен­ные  дети, а новый на тот момент  пред­мет – куль­ту­ро­ло­ги­че­ский. Мне как руко­во­ди­телю театра, бесе­дуя с юными акте­рами и со зри­тель­ской  ауди­то­рией о хри­сти­ан­ских цен­но­стях, надо было  обхо­диться свет­скими сред­ствами и посто­янно балансировать.

– Сохра­нять такой баланс, навер­ное,  вна­чале было непросто? 

–  Я вообще не сто­рон­ник узко-тема­ти­че­ской направ­лен­но­сти в твор­че­стве и не счи­таю, что раз­го­ва­ри­вать с людьми о чем-то высо­ком  нужно осо­бен­ными сред­ствами. Опасно идти по пути схем,  по пути упро­ще­ния мира и про­ис­хо­дя­щего в нем.

Конечно,  наши теат­раль­ные экс­пе­ри­менты бывают более или менее удачны, но все труд­но­сти пре­одо­ле­ва­ются, потому что рабо­та­ется с детьми очень инте­ресно.  Они от при­роды  наде­лены сво­бо­дой вос­при­я­тия и  само­вы­ра­же­ния, потреб­но­стью нового интел­лек­ту­аль­ного и эмо­ци­о­наль­ного опыта, откры­тий. К каж­дому дет­скому сердцу можно обра­щаться музы­каль­ным, хорео­гра­фи­че­ским, дра­ма­тур­ги­че­ским язы­ком, но понятно, что тут невоз­можно делать замеры, коли­че­ственно отсле­жи­вать результаты.

То, что дети, кото­рые увле­чены нашими спек­так­лями, меня­ются – это очевидно.

Вообще, театр в школе – это довольно сложно: школа – живой орга­низм, где посто­янно идет учеб­ный про­цесс – попро­буй орга­ни­зо­вать пол­но­цен­ную репе­ти­цию кол­лек­тива, в кото­ром собраны дети с 5‑го по 11‑й класс! В каж­дом классе свое рас­пи­са­ние, уче­ники ухо­дят-при­хо­дят, кого-то уже домой отпу­стили, а кого-то не отпу­стили. Болеют, посе­щают допол­ни­тель­ные учеб­ные заня­тия,  по каким-то лич­ным при­чи­нам не могут. А репе­ти­ции зани­мают зна­чи­тель­ное время, спек­такль дол­жен состо­яться, пре­мьеру ждут…

– Над какой поста­нов­кой Вы рабо­тали вме­сте с детьми в этом учеб­ном году?

– Учеб­ный год завер­шился пре­мье­рой спек­такля «За далью — даль» по моти­вам пьесы Вадима Лева­нова «Свя­тая бла­жен­ная Ксе­ния Петер­бург­ская в житии». Автор пьесы – талант­ли­вый самар­ский моло­дой дра­ма­тург, впер­вые ее поста­вили в Санкт-Петербурге.

Почему по моти­вам? Потому что я сохра­нила при­мерно 2/3  автор­ского тек­ста в пьесе, мно­гое при­шлось менять – адап­ти­ро­вать под юного актера. Кроме того, хоте­лось рас­ста­вить свои режис­сер­ские акценты, что-то привнести.

IMG 0029 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Спек­такль репе­ти­ро­вали с декабря, пре­мьера  состо­я­лась в конце марта, это было про­дик­то­вано школь­ными реа­ли­ями – в мае у стар­ше­класс­ни­ков пол­ным ходом идет под­го­товка к экза­ме­нам и затем – сами ито­го­вые испы­та­ния, так что  серьезно отвле­кать их в это время не стоит.

– Спек­такль – о свя­той, при­чем не про­сто о свя­той, а о бла­жен­ной Ксе­нии. Какие идеи и хри­сти­ан­ские смыслы хоте­лось доне­сти? Сов­пали ли Ваши и автор­ские акценты?

– Автор пьесы пока­зал несколько кон­траст­ный, рез­кий, взрос­лый и муж­ской взгляд на тему свя­то­сти, и, конечно, для адек­ват­ного юно­ше­ского вос­при­я­тия при­шлось смяг­чить неко­то­рые моменты.

Вот, ска­жем, начало – сцена семей­ного сча­стья Ксе­нии с Андреем, кото­рой не было у автора. Или конец, где в тон­ком сне или наяву снова встре­ча­ются Ксе­ния с Андреем – и это счаст­ли­вая встреча. Все это было мной при­вне­сено. Полу­чи­лась свое­об­раз­ная коль­це­вая ком­по­зи­ция, наде­юсь, это удач­ная находка.

IMG 0049 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизниИли, напри­мер, сцена, в кото­рой Ксе­ния  встре­чает поэта Васи­лия Тре­ди­а­ков­ского: у автора пьесы поэт уми­рает на руках у свя­той,  а у нас он ухо­дит со сцены, живет дальше. После встречи с  бла­жен­ной он ожил, вос­прял, его жизнь обре­тает пер­спек­тиву, и не все поте­ряно. Герой начи­нает с вызова, с демо­ни­че­ского про­те­ста, а завер­шает свой моно­лог на коле­нях, в покаянии.

Это не зна­чит, что повест­во­ва­ние в нашем вари­анте лиши­лось напря­же­ния, напро­тив, я убеж­дена, что именно оно создает  внут­рен­нюю дина­мику пьесы.

Выда­ю­щийся пси­хо­лог Вик­тор Франкл счи­тал, что если высо­кое напря­же­ние духа заме­ня­ется ком­фор­том, рас­слаб­лен­но­стью, то при­хо­дит энтро­пия, появ­ля­ются нев­розы и фобии. Свято место пусто не бывает: если в душе нет устрем­ле­ния к истине, то на это пустое место при­хо­дят бесы, мел­кие, ничтож­ные, но дово­дя­щие душу до погибели.

Школь­ни­кам очень важно давать серьез­ный, глу­бо­кий,  в хоро­шем смысле напря­жен­ный мате­риал и про­го­ва­ри­вать, в том числе, язы­ком дра­ма­ти­че­ским, про­блемы нашего вре­мени и про­блемы вечные.

Сло­вом,  необ­хо­димо пока­зы­вать им раз­ные сто­роны жизни. В спек­такле  мы под­ни­маем непро­стые  темы потери, нужды, болезни, пре­да­тель­ства, коры­сти,  и на дру­гом полюсе – осмыс­ле­ния своей жизни, осо­знан­ного стрем­ле­ния к добру, щед­ро­сти, любви и самоотречению.

И все это не пре­под­не­сено взрос­лыми извне. Дети это пости­гают не только в тео­рии, они имеют и свой жиз­нен­ный опыт. Боль­шин­ство  вос­пи­ты­ва­ются  в непол­ных семьях или так или иначе стал­ки­ва­ются с  пере­жи­ва­ни­ями, бедой, они знают, что такое любовь и что такое нелюбовь.

И если, вме­сто при­гла­ше­ния к дра­ма­тич­ному мате­ри­алу, мы будем пре­под­но­сить им слад­кие сказки, розо­вый опти­мизм, то они отверг­нут нас как зна­чи­мых взрос­лых, про­сто пере­ста­нут нам верить. Поэтому важно честно, бережно по отно­ше­нию к лич­но­сти каж­дого уче­ника рабо­тать с глу­бо­ким мате­ри­а­лом, повы­шать планку, учи­ты­вая воз­раст­ные осо­бен­но­сти восприятия.

– Ната­лия Вик­то­ровна,  в смыс­ло­вом цен­тре поста­новки о бла­жен­ной Ксе­нии – тема юрод­ства. Как она была вос­при­нята юными актерами?

– Ока­за­лось, что тема неуспеш­но­сти в житей­ском пони­ма­нии, тема юрод­ства для детей инте­ресна. Гото­вясь к поста­новке, я много  раз­мыш­ляла и читала на эту тему: конечно,  житие  свя­той, а также дру­гие био­гра­фи­че­ские мате­ри­алы о Ксе­нии  Петер­бург­ской, иссле­до­ва­ние Елены Груд­не­вой, посвя­щен­ное жен­скому подвигу юрод­ства  в Пра­во­слав­ной Церкви, повесть о бла­жен­ной  матушке Ирины Ордын­ской.  Мно­гое под­ска­зал мне об этом подвиге свя­то­сти и  роман Евге­ния Водо­лаз­кина «Лавр»,  а также доку­мен­таль­ные фильмы о юродивых.

IMG 0022 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

В тро­паре свя­той Ксе­нии поется: «безу­мием мни­мым безу­мие мира обли­чивши»: отверг­нув при­выч­ное Хри­ста ради, чело­век  по бла­го­дати может стать духовно сво­бо­ден и про­зор­лив,  и, отверг­нув­шись себя,  может ука­зы­вать обще­ству на его язвы, а людям — на  грехи. Юро­ди­вый экс­цен­три­чен и  пара­док­са­лен в своих поступ­ках,  кото­рые не сразу ста­но­вятся понят­ными. Все это  во мно­гом обу­сло­вило содер­жа­ние и  сти­ли­стику спек­такля,  его юмор, пла­сти­че­ские и музы­каль­ные решения.

В рус­ской исто­рии над юро­ди­выми нередко изде­ва­лись дети,  об этом даже есть лето­пис­ные сви­де­тель­ства.  В Вашем спек­такле юные актеры, напро­тив, о юро­ди­вой рас­ска­зы­вают по-доб­рому, при­ни­мают ее пове­де­ние, ста­ра­ются понять мотивы ее поступ­ков. Инте­ресно, как под­ростки пони­мают святость?

–  На этот раз мы пошли индук­тив­ным путем, и я не стала сразу заго­ва­ри­вать о свя­то­сти. Поэтому в Ксе­нии дети изна­чально не видели свя­тую, для них это была некая петер­бур­женка из  про­шлого ста­рин­ного века, Ксе­ния Пет­рова, вроде бы, обыч­ный чело­век, пере­жи­ва­ния кото­рого до опре­де­лен­ного момента очень понятны.

Но в пере­лом­ный момент она делает свой выбор и посту­пает не как боль­шин­ство людей в тяже­лых обсто­я­тель­ствах: ее жизнь дви­жется уже не по гори­зон­тали, а по вертикали.

IMG 0057 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

«За далью – даль» – это, на самом деле мета­фора, некое  стран­ствие из града свя­того Петра к Небес­ному Оте­че­ству, помощь ближ­ним и даль­ним вне гра­ниц и вре­мени. Сло­вом, пре­вра­ще­ние обыч­ной чело­ве­че­ской жизни в житие.

Герои должны были вхо­дить во вза­и­мо­дей­ствие с такой геро­и­ней, а испол­ни­тели вхо­дить в это поле, меняться и раз­мыш­лять об этом.

Вопрос ста­вился мной даже не так – ста­но­вится ли этот обыч­ный чело­век свя­тым, а, ско­рее, как люди воз­рас­тают к свя­то­сти? По-моему, глав­ное пра­вильно поста­вить вопрос,  а также  заин­те­ре­со­вать детей позна­нием сво­его внут­рен­него мира,  раз­мыш­ле­ни­ями о жизни души, ее вза­и­мо­от­но­ше­ни­ями с миром и с Богом.

– Обра­ще­ние к поста­нов­кам о свя­тых для вашего театра – это пер­вый опыт?

– Уже не пер­вый. Мы не раз ста­вили ком­по­зи­ции о ново­му­че­ни­ках с эле­мен­тами сце­ни­че­ской дра­ма­ти­за­ции. Кстати, в спек­такль «Чистый поне­дель­ник»  по рас­ска­зам Бунина  мы вклю­чили хро­нику доре­во­лю­ци­он­ной Москвы, в том числе и те ред­кие кадры, где запе­чат­лена вере­ница иду­щих ино­кинь во главе с вели­кой кня­ги­ней Ели­за­ве­той Федо­ров­ной, осно­ва­тель­ни­цей Марфо-Мари­ин­ской оби­тели. В про­шлом году одна из участ­ниц театра побе­дила в област­ном кон­курсе иссле­до­ва­тель­ских работ о святой.

Chistyj ponedelnik - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

В нашем репер­ту­аре – и спек­такль «Дом сво­боды» о послед­них днях жизни Цар­ской семьи, где вся семья Рома­но­вых, ока­зав­ша­яся в доме Ипа­тьева, была пред­став­лена на сцене, и дети, можно ска­зать, про­жили эту тра­ги­че­скую историю.

Речь, пове­де­ние, строй ума, чув­ства и отно­ше­ния внутри Цар­ской семьи  и даже костюмы той эпохи – всё имело свое воз­дей­ствие на юные души. Дети как будто бы сами внут­ренне выпрямлялись.

Можно ска­зать,  что свя­тые своим при­ме­ром детей вос­пи­ты­вают. Они являют им свою высо­кую устрем­лен­ность к Богу,  и это  пере­во­ра­чи­вает жизнь  чело­века, направ­ляет ее, опре­де­ляет поступки и нрав­ствен­ный выбор.

Юные актеры в ролях свя­тых пре­об­ра­жа­ются,  и это не моё умо­за­клю­че­ние – это видно по лицам. Об этом гово­рят зри­тели, это можно наблю­дать на видео-вер­сиях спектаклей.

Поэтому, мне кажется, нужно чаще поз­во­лять стар­ше­класс­ни­кам играть таких героев – и не пугать их тем, насколько это серьезно, важно, труд­но­вы­пол­нимо – они сами пой­мут, как  все это ответственно.

Им, и под­рост­кам, и моло­дым людям, про­сто необ­хо­дим мате­риал для души, для внут­рен­ней работы, кото­рая  идет неви­димо, но так явно  отра­жа­ется на них.

– Как  стро­и­лась Ваша работа с глав­ной геро­и­ней? Каково ей  было решиться  на роль свя­той Ксении?

–  Пре­крас­ная сто­рона нашей вне­класс­ной дея­тель­но­сти – воз­мож­ность рабо­тать инди­ви­ду­ально. Испол­ни­тель­ница глав­ной роли Вика – девушка по-актер­ски раз­но­пла­но­вая,  орга­нич­ная,  у нее раз­ви­тая эмпа­тия и рефлек­сия. Очень важно, что  на сцене  она не побо­я­лась быть внешне непри­вле­ка­тель­ной – иначе бла­жен­ную Ксе­нию было не сыграть.

IMG 0070 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизниОна смогла быть убе­ди­тель­ной  и в дра­ма­ти­че­ских сце­нах,  и в тех сце­нах, где не обо­шлось без неко­то­рой экс­цен­трики. Если посмот­реть видео­вер­сию «За далью –  даль», в кото­рой много  выра­зи­тель­ных круп­ных пла­нов,  можно наблю­дать, как Вика  вол­ну­ется и  вос­при­ни­мает про­ис­хо­дя­щее – и по-дет­ски искренне, и по-взрос­лому серьезно – так что тут не при­хо­дится гово­рить об игре.

Это не пер­вая ее глав­ная роль. В спек­такле о Ное­вом ков­чеге по пьесе совре­мен­ного немец­кого дра­ма­турга Уль­риха Хуба  она испол­няла роль Голубки, кото­рая при­но­сит живот­ным весть с Неба.

Конечно, с испол­ни­тель­ни­цей глав­ной роли   мы построчно обсуж­дали текст и его под­тек­сты,  выяс­няли, какие  у нее это вызы­вает ощу­ще­ния и переживания.

Несо­мненно, помо­гали и зна­ния по пра­во­слав­ной куль­туре (Вик­то­рия – при­зер муни­ци­паль­ного и реги­о­наль­ного туров олим­пи­ады по этому пред­мету), но не это главное.

Ино­гда смотрю спек­такли пра­во­слав­ных теат­ров и встре­чаю такой под­ход  – свя­той оста­ется за кад­ром, его нет на сцене, его играет труппа, а собы­тия про­ис­хо­дят вокруг  некой  фигуры, кото­рая, как на иконе, условна.

Да, воз­можно – наста­и­вать  на том, что  свя­тую Ксе­нию может сыг­рать опре­де­лен­ная актриса  – это режис­сер­ская сме­лость  и даже дер­зость. Но у нас свя­тых испол­няют дети: им не хва­тает жиз­нен­ного опыта, но игра пока­зы­вает, что инту­и­тив­ный и глу­бин­ный опыт у ребенка  все же при­сут­ствует; душа из веч­но­сти при­шла, и самое глав­ное по своей бого­з­дан­ной при­роде она чув­ствует  и пони­мает. Посмот­рите сцену молитвы Ксе­нии, в ней все это проявилось.

Мы пока­зали спек­такль один раз, а потом Вика с кадет­ским кор­пу­сом, где она зани­ма­ется, неожи­данно для себя самой отпра­ви­лась в Санкт-Петер­бург, на родину матушки Ксе­нии. Ока­за­лось, кадеты полу­чили  эту поездку в награду за победу в каком-то кон­курсе, но ведь нет ничего слу­чай­ного. В этом мне видится  уча­стие  святой.

– Инте­ресно, как чув­ство­вали себя в про­цессе работы испол­ни­тели веду­щих и вто­ро­сте­пен­ных ролей? 

– Поскольку в спек­такле есть мас­со­вые сцены и более два­дцати дей­ству­ю­щих лиц, а также обя­за­тельны дуб­леры – мно­гие дети сыг­рали  в спек­такле по две роли. Вжи­ва­ние в образ для каж­дого уче­ника – про­цесс дол­гий, инте­рес­ный, и у меня есть свои находки, кото­рыми хочется поделиться.

Так,  мы не дро­били  текст  на  реплики, не «раз­ре­зали слова», как в школь­ной сценке – сце­на­рий раз­да­вался каж­дому и пол­но­стью. В чем плюсы? В цель­ном вос­при­я­тии дей­ствия, когда дети полу­чают воз­мож­ность не про­сто испол­нять отдель­ную роль на репе­ти­циях, а при­ме­рять на себя мно­же­ство образов.

IMG 0036 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Ксе­нией побы­вала каж­дая девочка, кроме того, все участ­ники спек­такля пере­иг­рали почти всех пер­со­на­жей. В итоге, к концу репе­ти­ций каж­дый актер знал наизусть прак­ти­че­ски весь сце­на­рий, что помо­гало обре­сти сосре­до­то­чен­ность на мате­ри­але и вни­ма­тель­ность не только к себе, сво­ему про­жи­ва­нию роли, но и к игре дру­гого. А вни­ма­ние ко всему спек­таклю – ремар­кам, диа­ло­гам – спо­соб­ствует погру­же­нию в дра­ма­тур­гию постановки.

За  время работы над пье­сой про­ис­хо­дит нечто очень инте­рес­ное – а именно, воз­рас­та­ние испол­ни­теля в своей роли. И про­ис­хо­дит это  в меру того, насколько он может и хочет ее воспринять.

Моя задача как режис­сера – создать все усло­вия, чтобы эта встреча образа и испол­ни­теля состо­я­лась, каким бы непри­выч­ным, дале­ким по вре­мени, по языку этот образ не был. Поэтому ищем «мостики», изу­чая эпоху, харак­тер, язык, сред­ства выра­же­ния. Именно  общий поиск без дик­тата и навя­зы­ва­ния – мы обсуж­даем, пред­ла­гаем варианты.

IMG 0067 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизниХочется отме­тить, что дети – не про­сто покор­ные испол­ни­тели ролей, они сами мно­гое при­вно­сят и живо участ­вуют в твор­че­ском про­цессе. Вот, напри­мер, когда под­би­ра­лась музыка к одной из сцен, я кон­суль­ти­ро­ва­лась со спе­ци­а­ли­стами, искала мате­риал, хоте­лось вос­про­из­ве­сти что-то отве­ча­ю­щее эпохе, то есть из классицизма.

И вдруг нашлось дру­гое реше­ние. Его пред­ло­жил стар­ше­класс­ник, юный талант­ли­вый пиа­нист, игра­ю­щий и на вал­торне – лау­реат раз­лич­ных кон­кур­сов. На одной из репе­ти­ций Нико­лай сел за инстру­мент и сыг­рал «Сердце поэта»  Э. Грига, и, ока­за­лось, это про­из­ве­де­ние как нельзя лучше  соот­вет­ствует нашей поста­новке по дра­ма­тизму и смыс­лам. Так что мы погре­шили про­тив исто­ри­че­ского под­хода  и согла­си­лись с музыкантом.

Выпуск­ница этого года Софья сама орга­ни­зо­вала свою сцену. Мы раз­мыш­ляли, как обыг­рать сцену, когда Ксе­ния за сце­ной в ком­нате нахо­дится возле умер­шего мужа  и не хочет верить в его вне­зап­ную смерть.  Соня под­ска­зала мне мизан­сцену, где две соседки эмо­ци­о­нально пере­шеп­ты­ва­ются друг с дру­гом и жести­ку­ли­руют, и из этой пан­то­мимы все ста­но­вится понятно.

Наша юная тан­цов­щица Алина с изу­ми­тель­ной пла­сти­кой тоже выстро­ила мизан­сцену на рынке. Она при­ду­мала, что стан­цует, а потом прой­дет по тор­го­вым рядам со шля­пой, соби­рая монеты. Полу­чился корот­кий, но яркий номер, необ­хо­ди­мый в рас­кры­тии образа глав­ной геро­ини, где соче­та­лись пан­то­мима, тан­це­валь­ное мастер­ство  и скоморошество.

Стар­ше­класс­ница Лиза, кото­рая сыг­рала сле­пую на паперти, уди­вила многих.Роль вто­рого плана, кото­рой не было в пьесе Лева­нова, ока­за­лась очень емкой по смыслу, сооб­щила про­ис­хо­дя­щему на сцене осо­бую  глу­бину. На вопрос Ксе­нии: «Как ты живешь?» Сле­пая  сна­чала грустно отве­чает: «Все тьма… только лучик сол­нышка…», и вдруг на реплику свя­той «Это любовь Божия тебя согре­вает. Любит Он тебя» она встре­пе­ну­лась и радостно согла­ша­ется: «Любит!»

В видео­вер­сии  видно, как лицо ее пре­об­ра­зи­лось, рас­цвело. Испол­ни­тель­нице неслу­чайно уда­лось пере­дать тон­чай­шие дви­же­ния души  – мне кажется, это взято из лич­ного  пере­жи­ва­ния веры. Девушка поет в цер­ков­ном хоре, соби­ра­ется посту­пать в Свято-Тихо­нов­ский пра­во­слав­ный гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет на отде­ле­ние иконописи.

IMG 0054 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Спек­такль о свя­той Ксе­нии стал для всех насто­я­щей шко­лой пере­жи­ва­ния. Азы – ска­жем, сце­ни­че­ское дви­же­ние – им было осво­ить несложно. Пер­вые репе­ти­ции у нас  про­ис­хо­дят без кулис. А вот когда бывает свод­ная репе­ти­ция, кулисы появ­ля­ются, чтобы раз­ме­тить про­стран­ство сцены – актеры должны сори­ен­ти­ро­ваться. Но все это – прой­ден­ный этап, мы уже пере­шли от тех­ники к более важ­ным вещам.

Хоте­лось бы заме­тить – дети  по при­роде скром­ные, они  не сразу рас­кры­ва­ются, но, когда рас­кро­ются, про­ис­хо­дят самые неве­ро­ят­ные вещи. Ребята не хал­ту­рят, а идут вглубь.

– В поста­новке задей­ство­вано немало взрос­лых участ­ни­ков, кто они и в чем заклю­ча­лись их задачи?

– Отмечу, что к дея­тель­но­сти школь­ного театра нерав­но­душны и школь­ная  адми­ни­стра­ция, и твор­че­ские учи­теля-пред­мет­ники – сло­вом, нас под­дер­жи­вают. Боль­шую помощь  посто­янно ока­зы­вает наш соци­аль­ный педагог.

6 июня, в  оче­ред­ную годов­щину про­слав­ле­ния бла­жен­ной Ксе­нии, в соц­се­тях состо­я­лась пре­мьера видео­вер­сии  спек­такля «За далью – даль».

Автор вер­сии – Вла­ди­мир Кокин­ский, руко­во­ди­тель твор­че­ского объ­еди­не­ния «Пре­об­ра­же­ние», режис­сер доку­мен­таль­ных филь­мов. С 2014 года бла­го­даря  его бле­стя­щей опе­ра­тор­ской работе и мон­тажу наши спек­такли полу­чают вто­рую жизнь и новую зри­тель­скую ауди­то­рию; есть у нас и сов­мест­ные кинопроекты.

Вла­ди­мир озву­чил  в спек­такле голос Андрея Федо­ро­вича – голос из небес­ного мира. Пораз­мыс­лив,  дове­рила это ответ­ствен­ное дело взрослому.

Голо­сом при­зера все­рос­сий­ского кон­курса худо­же­ствен­ного чте­ния, руко­во­ди­теля клуба пра­во­слав­ных писа­те­лей «Род­ник» при туль­ском храме пре­по­доб­ного Сер­гия Радо­неж­ского Вла­ди­мира Але­шина  в спек­такле пере­кли­ка­ются извоз­чики Петер­бург­ской сто­роны. Сна­чала Вла­ди­мир Сер­ге­е­вич разыг­ры­вал и всех улич­ных тор­гов­цев по ролям – изоб­ра­жал  рыноч­ное мно­го­го­ло­сье, но потом было решено задей­ство­вать детей, вве­сти сво­его рода массовку.

Zriteli 2 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Але­шин под­дер­жал ребят, при­хо­дил на спек­такль, его как про­фес­си­о­нала вол­но­вала сце­ни­че­ская речь юных акте­ров, их про­ник­но­ве­ние в образ. Кроме него, при­шли сами члены «Род­ника», туль­ские поэты и писа­тели, а также педа­гоги, музы­канты. Я зара­нее настра­и­вала детей, что посмот­реть на резуль­таты их твор­че­ского труда при­дут профессионалы.

На област­ной семи­нар и показ спек­такля к нам при­ез­жал пре­по­да­ва­тель сто­лич­ных вузов, член Союза жур­на­ли­стов Москвы, член Союза худож­ни­ков Рос­сии Алек­сандр Дег­тярев, уже зна­ко­мый с дея­тель­но­стью нашего театра, чело­век крайне нерав­но­душ­ный и  к раз­ви­тию духовно-нрав­ствен­ной куль­туры в регионах.

Пора­до­вали нас пре­крас­ным выступ­ле­нием и подар­ками участ­ни­кам  семи­нара дав­ние дру­зья школы пре­по­да­ва­тель, кате­хи­за­тор, писа­тель Олег Сенин и поэт, член Союза писа­те­лей Рос­сии Вале­рий Савостьянов.

Нас под­дер­жало и духо­вен­ство, бла­го­сло­вив­шее это начи­на­ние. Спа­сибо  иереям Андрею  Про­нину и Анто­нию Пан­ченко. Батюшки кон­суль­ти­ро­вали меня по  всем вопро­сам,  воз­ни­кав­шим в ходе поста­новки (а тако­вых было немало), а затем посе­тили нашу пре­мьеру. Кстати,  гото­вить деко­ра­ции к спек­таклю  нам помо­гали при­хо­жане бли­жай­шего Зна­мен­ского храма,  кото­рым мы тоже благодарны.

– Худо­же­ствен­ное оформ­ле­ние и музыка в спек­такле «За далью  — даль» отли­ча­ются боль­шой услов­но­стью. Как это свя­зано с кон­цеп­цией спектакля?

–  Пьеса Лева­нова – это не исто­ри­че­ское повест­во­ва­ние, и в этом ее боль­шой плюс. Гра­ницы вре­мени и места посто­янно раз­дви­га­ются: Ксе­ния обща­ется со сво­ими совре­мен­ни­ками и про­зре­вает иные вре­мена,  и тем самым участ­вует в жизни уже наших современников.

Так, в спек­такле «За далью – даль» она помо­гает и участ­нику бое­вых дей­ствий конца XX века, и Васи­лию Тре­ди­а­ков­скому – одному из самых извест­ных  поэтов XVIII века. И неслу­чайно  в спек­такле один актер играет двух  героев с очень раз­ным миро­воз­зре­нием и непо­хо­жей речью (высо­кая цер­ков­но­сла­вян­ская речь в сти­хах Тре­ди­а­ков­ского  и сленг в устах  сол­дата из горя­чих точек).  То есть сама  глав­ная геро­иня –  сама Ксе­ния  дик­тует нам  и вне­вре­мен­ную, и новую, свой­ствен­ную нашему вре­мени стилистику.

IMG 0080 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Говоря о музыке в спек­такле, нельзя не упо­мя­нуть  об уди­ви­тель­ном сов­па­де­нии: нака­нуне учеб­ного года мне пред­ло­жили послу­шать записи потря­са­юще яркого рок-испол­ни­теля и ком­по­зи­тора Лео­нида Федо­рова, осно­ва­теля  группы «Аук­цЫон».

В его твор­че­стве счи­ты­ва­ется сво­бода от вся­ких услов­но­стей, это нети­пич­ное явле­ние куль­туры.  Автора  мало вол­нует,  насколько его искус­ство будет попу­лярно, что об этом поду­мают, как оце­нят, глав­ное – внут­рен­ний камер­тон. Можно ска­зать, это совре­мен­ное юрод­ство в музыке.  Позже именно его ком­по­зи­ции стали  смыс­ло­об­ра­зу­ю­щими для спек­такля. Когда реше­ние было при­нято, я еще больше утвер­ди­лась в выборе, уви­дев интер­вью, где Федо­ров рас­ска­зы­вает о лич­ной вере, о  своем тре­пет­ном, по род­ствен­ному-теп­лом отно­ше­нии к святым.

Музы­каль­ные темы спек­такля сразу захва­тили детей, ока­за­лись созвучны им, за кули­сами они пели федо­ров­скую песню «Огонь», строка из кото­рой и дала назва­ние нашей поста­новке. В конце дей­ствия эта песня зву­чала в пред­став­лен­ном зри­телю ролике с изоб­ра­же­ни­ями свя­той Ксе­нии петер­бург­ского худож­ника и ико­но­писца Алек­сандра Простева.

– Какие еще твор­че­ские задачи Вы ста­вили перед собой как режис­сер? Были ли они решены в ходе спектакля? 

– В спек­такле должно сой­тись много фак­то­ров, бывает, есть удач­ная мысль, но некому вопло­тить, некому сыг­рать. Во мно­гом при­хо­дится идти инту­и­тивно. Для меня самой загадка,  как скла­ды­ва­ется спектакль.

Вна­чале кажется, что это неподъ­ем­ный груз, что мы не смо­жем, не оси­лим, но потом посте­пенно моза­ика скла­ды­ва­ется. Конечно, хоте­лось вло­жить мно­гие смыслы.

2Rezhisser - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Почему пере­пи­сан финал? У автора Ксе­ния гово­рит с тенью мужа из загроб­ного мира. У нас она гово­рит с ним, будто с живым, и этот раз­го­вор радост­ный. Словно Дух Свя­той весе­лит героев, и зри­тель вдруг пони­мает – эти двое уже спа­сены, муж неве­ру­ю­щий веру­ю­щей женой  спа­са­ется, и бла­го­даря ее жерт­вен­ной любви искуп­ле­ние совершилось.

Мне  как режис­серу очень хоте­лось, чтобы ярко про­зву­чала глав­ная тема спек­такля, кото­рая заклю­ча­ется в изум­лен­ном вопросе Андрея: «Разве можно так любить?»  и  в ответе Ксе­нии: «А разве еще как можно? Я не ведаю…» Для нее такая любовь есте­ственно про­ис­те­кает из ее душев­ной  и духов­ной природы.

Мы поста­ра­лись пока­зать, как можно любить, и что в тече­ние жизни любовь к одному чело­веку не про­хо­дит, она воз­рас­тает до любви к Богу и ближ­нему и, таким обра­зом, испол­няет Божии запо­веди о любви и запо­веди бла­женств, то есть усло­вия счастья.

Дру­гой важ­ный акцент. Я заду­ма­лась над тем, что Ксе­ния давно почи­та­лась в народе, но была про­слав­лена  в лике свя­тых не так давно, в конце XX века. Любили ли ее в ее время?  Ско­рее всего, она доса­ждала, была неудобна мно­гим. Любят ли Ксе­нию сего­дня? Вот еще один вопрос. Наде­юсь, в спек­такле он про­зву­чал и был услы­шан и зри­те­лем, и актерами.

Kseniya i Gavriil - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизниХоте­лось пока­зать юрод­ство, про­ти­во­по­став­лен­ное фари­сей­ству – то, кото­рое так по-осо­бому зву­чит именно сегодня.

Кстати,  на мои режис­сер­ские реше­ния повли­яла осо­бен­ная жен­щина Любаша из одного  туль­ского храма. Ксе­нии доста­лась фраза от Любаши «Любовь… умерла?» Чут­кому сердцу в это невоз­можно поверить.

Мно­гое нам под­ска­зал и недавно про­слав­лен­ный свя­той, наш совре­мен­ник, кото­рого по праву срав­ни­вают с апо­сто­лом любви  Иоан­ном Бого­сло­вом, – пре­по­доб­ный Гав­риил (Ургеб­адзе) – уни­каль­ная лич­ность, соеди­нив­шая в себе свя­щен­ство, испо­вед­ни­че­ство и  юродство.

Он утвер­ждал: люди спа­сутся любо­вью, а «чело­век без любви, что кув­шин без дна». Его при­мер объ­яс­нил, что в ХХ веке появ­ля­ются такие свя­тые, что линия юрод­ства про­дол­жа­ется, чтобы явить миру правду, рас­ша­тать  его духов­ный  застой.

Бла­го­даря ему в моем пони­ма­нии твор­че­ских целей и задач спек­такля все пазлы сошлись.  Счи­таю, неслу­чайно в интер­нете мне встре­ти­лась икона, на кото­рой изоб­ра­жены вме­сте  свя­тые Ксе­ния и Гав­риил, оба они дер­жат в руках по храму, над ними – Божия Матерь в образе Всецарицы.

Думая об отце Гав­ри­иле, я  очень хотела пооб­щаться с людьми, его знав­шими, покло­ниться его нетлен­ным мощам в Гру­зии, и – чудо, неожи­данно собра­лась группа заин­те­ре­со­ван­ных веру­ю­щих людей – на май­ских празд­ни­ках  нам уда­лось там побывать.

– Было ли что-то новое для Вас в вос­при­я­тии про­ис­хо­дя­щего на сцене во время премьеры?

– Поскольку я отве­чаю и  за музы­каль­ное оформ­ле­ние – проще говоря,  под сце­ной  пере­клю­чаю записи – пол­но­ценно вижу пре­мьеру, увы, только в видео­вер­сии.  Как пока­за­лось, дети по-насто­я­щему моби­ли­зо­ва­лись на тре­тьем показе. Было много под­вод­ных кам­ней во время репе­ти­ций, но все преодолели.

Пора­до­вало, что при мини­муме заня­тий уда­лось добиться на сцене хоро­шей речи. На репе­ти­циях при­бе­гали к обя­за­тель­ной рече­вой раз­минке, а дома зани­ма­лись про­из­но­ше­нием  по тре­ни­ро­воч­ным роли­кам. Моно­логи и диа­логи героев были очень насы­щен­ными – и в язы­ко­вом плане, и в плане экс­прес­сии. Сами участ­ники не захо­тели их сокра­щать, излишне адап­ти­ро­вать, так что задача была сложной.

IMG 0050 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизни

Ребята отлично сыг­рали сцену про встречу с Ксе­ньюш­кой Тре­ди­а­ков­ского и  его несо­сто­яв­ше­еся и раз­вен­чан­ное само­убий­ство – серьез­ный рывок вглубь и по форме, и по содержанию.

Те, кто дебю­ти­ро­вал в этом спек­такле, сде­лали это очень достойно, зна­чит, была огром­ная само­сто­я­тель­ная работа над собой: своим вол­не­нием, само­ощу­ще­нием, чув­ством парт­нера и зри­теля. Это нор­мально – дети стес­ня­ются ровес­ни­ков и учи­те­лей, но и на репе­ти­циях, и на пре­мье­рах про­ис­хо­дит некий пере­лом – они из уче­ни­ков ста­но­вятся акте­рами,  а затем и самими геро­ями и сами себе удивляются.

После спек­такля наши учи­теля брали  у них авто­графы, про­сили рас­пи­саться на про­граммке. Мно­гие педа­гоги по-дру­гому начали вос­при­ни­мать уче­ни­ков,  так что само­оценка у ребят воз­росла. Их «разо­мкнуло», они рас­кре­по­сти­лись, и это  – одна из задач  школь­ного театра.

– Кому спек­такль адре­со­ван, как поста­новка была вос­при­нята взрос­лым зрителем?

–  Конечно, наши  посто­ян­ные зри­тели – это стар­ше­класс­ники, но поста­новки адре­со­ваны не только им, но и  взрос­лому, под­го­тов­лен­ному и вдум­чи­вому зрителю.

По тра­ди­ции мы пока­зы­ваем спек­такли на област­ном семи­наре учи­те­лей пра­во­слав­ной куль­туры. Конечно, мы вол­но­ва­лись, что зри­те­лей будет меньше, чем нам хоте­лось для заклю­чи­тель­ного показа, что  люди по каким-то при­чи­нам не смо­гут прийти. И здесь был эле­мент чуда и помощи свыше.

Пере­жи­вая за спек­такль,  за ста­ра­ния детей, я молит­венно обра­ща­лась к свя­той Ксе­нии. Помощь не заста­вила себя ждать. Вскоре после­до­вал зво­нок  в школу из город­ского Управ­ле­ния обра­зо­ва­ния с пред­ло­же­нием и вопро­сом: «У вас про­хо­дит семи­нар. Можете ли вы при­нять  у себя еще 70 чело­век?» В итоге на показе «За далью – даль» 16 апреля  у нас был пере­пол­нен­ный зал,  при­шлось откры­вать двери и искать допол­ни­тель­ные стулья.

– Школь­ная сцена – посто­ян­ная пло­щадка для ваших спек­так­лей, или есть и дру­гие места, где при­хо­ди­лось выступать?

–  Конечно, есть.  С одной из поста­но­вок высту­пали в храме. В 2015 году отец Андрей Про­нин, кли­рик Зна­мен­ского храма, бла­го­сло­вил нас высту­пить со сце­ни­че­ской ком­по­зи­цией о ново­му­че­ни­ках Рос­сий­ских в день их памяти после литур­гии в вос­ста­нав­ли­ва­ю­щейся церкви.

3Fragmenty vystupleniya v hrame1 - Воспитание школьным театром: детям важно показывать разные стороны жизниЧасть деко­ра­ций – ате­и­сти­че­ские лозунги  и пла­каты – нужно было уста­но­вить рядом с  хра­мо­выми ико­нами, но это не было ни кощун­ством, ни про­во­ка­цией – это тре­бо­ва­лось для рас­кры­тия подвига новомучеников.

Кстати, такое «сосед­ство» было про­дик­то­вано самой исто­рией: в храме  при совет­ской вла­сти  нахо­дился военно-учеб­ный пункт ОСО­АВИА­ХИМа, затем – склад и ремонт­ные мастер­ские.

Пред­став­ля­ете, дети  пона­чалу даже   отка­зы­ва­лись высту­пать в храме. То есть у них  при­сут­ствует  глу­бо­кое инту­и­тив­ное чув­ство, что храм – это свя­тыня, это не место для пред­став­ле­ний.  Поня­тие бла­го­го­ве­ния изна­чально, гене­ти­че­ски  в них заложено!

Да,   пона­чалу нам это созда­вало некий барьер. Тем не менее, батюшке  в раз­го­воре с уче­ни­ками уда­лось  пра­вильно рас­ста­вить духов­ные акценты и объ­яс­нить детям, что все правильно.

Потом участ­ники  при­зна­ва­лись, что чув­ство­вали осо­бую атмо­сферу, и это было луч­шее их выступление.

В завер­ше­ние мы пока­зали  ролик с фото­гра­фи­ями и икон­ными обра­зами свя­тых. Реак­ция при­хо­жан  нас глу­боко пора­зила. Люди под­ни­ма­лись со своих мест, бла­го­да­рили, выти­рали слезы. Насто­я­тель храма отец Павел после выступ­ле­ния  обра­тился к нашим юным акте­рам и к при­хо­жа­нам и ска­зал: «Жаль,  по кано­нам невоз­можно пове­сить в храме порт­реты ново­му­че­ни­ков». Лица ново­му­че­ни­ков на фото на кули­сах были вос­при­няты  при­хо­жа­нами как лики.

Как Вы счи­та­ете, эти ребята, юные актеры, в  повсе­днев­ной жизни смо­гут про­ти­во­сто­ять злу, греху? Помо­жет ли им опыт школь­ного театра?

– Под­ростки и моло­дые люди, вопреки рас­хо­жему убеж­де­нию, не чужды  веч­ных вопро­сов, они испол­нены душев­ной глу­бины и чистоты. Но, чтобы  про­ти­во­сто­ять злу, нужно внут­рен­нее взросление.

Вжи­ва­ясь в роли, глу­боко пере­жи­вая и осмыс­ли­вая исто­рии о свя­тых, дети  при­об­ре­тают новый внут­рен­ний опыт. Хочется пере­дать им убеж­де­ние, что бороться со злом в себе и в мире необ­хо­димо, что мы все при­званы к свя­то­сти. Совре­мен­ных  под­рост­ков вол­нуют  над-бытий­ные вопросы,  и важно не давать им гото­вые ответы, а искать вме­сте с ними, откры­вая за далью даль…

Бесе­до­вала Вален­тина Киденко

Фото из архива Школь­ного лите­ра­тур­ного театра  ЦО №10 г. Тулы

Видео-вер­сия спек­такля Лите­ра­тур­ного театра «За далью — даль»

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Ната­лия Редозубова, 05.08.2019

    Спа­сибо пор­талу “Азбука веры” за воз­мож­ность такого раз­го­вора. Очень была бы рада, если бы чита­тели сайта не только озна­ко­ми­лись с интер­вью, но и посмот­рели видео­вер­сию самого спек­такля. Ссылка на видео­вер­сию в конце интервью.

    Ответить »
  • Вла­ди­мир Алёшин, 29.07.2019

    Очень хоро­шая ста­тья. Всё пра­вильно. Инте­ресно читать. Спа­сибо автору Вален­тине Киденко! Спа­сибо юным арти­стам — школь­ни­кам! Но самая глав­ная бла­го­дар­ность педа­гогу Ната­лии Вик­то­ровне Редо­зу­бо­вой. Вот когда такие люди будут в наших шко­лах везде, то везде будут такие театры и такие важ­ные, нуж­ные и инте­рес­ные дела.

    Ответить »
  • Мария, 23.07.2019

    Очень инте­рес­ный опыт, заме­ча­тельно о нем рас­ска­зано. Такой театр нужен в иде­але каж­дой школе, но только где взять столько талант­ли­вых режиссеров?

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки