«Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент) –  священник Ф. Бородин

«Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент) –  священник Ф. Бородин

(4 голоса5.0 из 5)

Книга свя­щен­ника Федора Боро­дина, отца вось­ме­рых детей и пас­тыря, рас­ска­зы­вает о кон­тек­сте каж­дой из 27 еван­гель­ских притч. Отец Федор рас­кры­вает смысл Еван­ге­лия при­ме­рами из лите­ра­туры и пас­тыр­ского опыта.

Немного об авторе

Про­то­и­е­рей Федор Боро­дин – насто­я­тель храма Космы и Дами­ана в Москве, талант­ли­вый хри­сти­ан­ский писа­тель, кото­рый умеет гово­рить убе­ди­тельно и про­сто о важ­ных вещах. Кстати, книга отца Федора «Сотвори любовь. Как вырас­тить счаст­ли­вого ребенка» выдер­жала три изда­ния и про­дол­жает  вызы­вать инте­рес пра­во­слав­ного читателя.

Protoierey Fedor Borodin Foto Annyi Galperinoy - «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент) –  священник Ф. БородинТруды батюшки выхо­дят в сто­лич­ном изда­тель­стве «Никея», кото­рое очень ответ­ственно под­хо­дит к отбору авто­ров и пред­ла­гает чита­телю самые яркие, акту­аль­ные и полез­ные новинки, ори­ен­ти­ро­ван­ные на прак­ти­че­ские советы и помощь роди­те­лям в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии детей.

Язык книги – доступ­ный, увле­ка­тель­ный, отве­ча­ю­щий воз­раст­ным осо­бен­но­стям юного чита­теля, а сами тек­сты притч при­ве­дены на рус­ском языке.

Не только дети, но и мамы и папы, бабушки и дедушки, педа­гоги вос­крес­ных школ и учи­теля ОПК, а также все, кто ищет хоро­ший хри­сти­ан­ский пода­рок для ребенка, не оста­нутся рав­но­душ­ными к тек­сту книги, поэтому она под­хо­дит для семей­ного чтения.

Подроб­ный раз­бор еван­гель­ских притч сопро­вож­дают тро­га­тель­ные иллю­стра­ции Ека­те­рины Ватель.

При­ве­дем несколько цитат:

  • «…Ведь очень хочется уло­жить Еван­ге­лие в схемы, спря­тать в футляры, обез­опа­сить себя – но Еван­ге­лие острое, оно, как апо­стол Павел гово­рит, ост­рее вся­кого меча обо­ю­до­ост­рого (Евр. 4:12). Об него можно поре­заться, пой­дет кровь и будет больно, потому что там слова, кото­рые нас обли­чают, Хри­стос гово­рит их нарочно, чтобы раз­бу­дить нас и при­ве­сти к Себе»
  • «…Для Бога чело­ве­че­ские таланты – это вло­жен­ные в нас уме­ния, навыки, спо­соб­но­сти, кото­рыми мы можем послу­жить дру­гим людям, сде­лать их жизнь более радост­ной, счаст­ли­вой и кра­си­вой. Это может быть талант миро­творца, или талант при­ни­мать гостей, или уме­ние выслу­шать чело­века, кото­рому плохо… Именно такие таланты дороги и Богу, и людям».

Каким дол­жен быть началь­ник-хри­сти­а­нин? И чем спра­вед­ли­вость отли­ча­ется от мило­сер­дия? Отры­вок из книги отца Федора Боро­дина «Воз­рас­тай с Еван­ге­лием» отве­чает на эти вопросы и рас­кры­вает глу­бо­кий смысл еван­гель­ской притчи.

Что говорит Евангелие о начальниках и справедливости?

“У каж­дого из нас есть пред­став­ле­ние о спра­вед­ли­во­сти. Мы остро и болез­ненно вос­при­ни­маем отсут­ствие спра­вед­ли­во­сти по отно­ше­нию к себе и зна­чи­тельно более мягко по отно­ше­нию к дру­гим. Чем меньше люди нам дороги, чем они дальше от нас, от нашей среды, тем более мы рав­но­душны к тому, спра­вед­лива к ним жизнь или нет.

Также у нас есть пред­став­ле­ние о том, что чело­век, сде­лав­ший зло, дол­жен быть нака­зан. Спра­вед­ливо, что вор дол­жен сидеть в тюрьме, пре­ступ­ник – поне­сти нака­за­ние, соот­вет­ству­ю­щее соде­ян­ному, и вообще чело­век, кото­рый мешает дру­гим жить, дол­жен быть остановлен.

С этим согласны прак­ти­че­ски все, хотя мне­ния о том, как лучше это сде­лать, расходятся.

Что об этом гово­рит Хри­стос? В Еван­ге­лии много притч о спра­вед­ли­во­сти – только не о зем­ной. Един­ствен­ные слова Хри­ста, кото­рые можно про­чи­тать как обе­ща­ние спра­вед­ли­вого зем­ного воз­да­я­ния: что посеет чело­век, то и пожнет (Гал. 6: 7).

Чело­век, кото­рый сеет вокруг себя зло, потом оста­ется с ним один на один, зло как бы воз­вра­ща­ется к нему. Это понятно: рано или поздно люди пере­стают дру­жить с себя­лю­би­вым эго­и­стом, кото­рый всех оби­жает, ни с кем не счи­та­ется, ничем не делится. Это к тому, что притчи Хри­ста гово­рят о самом глав­ном, но даже во вто­ро­сте­пен­ном слова Хри­ста исполняются.

Притча о невер­ном упра­ви­теле пока­зы­вает нам, что у Бога совсем дру­гие вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, дале­кие от наших пред­став­ле­ний о спра­вед­ли­во­сти. Упра­ви­тель, или, как мы сей­час ска­зали бы, стар­ший мене­джер, постав­лен­ный управ­лять сель­ско­хо­зяй­ствен­ным пред­при­я­тием, после каких-то оши­боч­ных шагов вызван к хозяину.

Тому донесли, что упра­ви­тель нано­сит ущерб состо­я­нию – рас­то­чает име­ние, и вот ему при­ка­зано явиться, под­го­то­вив пол­ный отчет о том, что было и что стало с хозяй­ской соб­ствен­но­стью. Однако пока еще у стар­шего мене­джера оста­лась часть пол­но­мо­чий – может быть, пер­стень с печа­тью или, говоря совре­мен­ным язы­ком, право подписи.

Упра­ви­тель ока­зы­ва­ется в очень труд­ном поло­же­нии: что мне делать? Гос­по­дин мой отни­мает у меня управ­ле­ние домом; копать не могу, про­сить стыжусь.

Он мог бы начать выби­вать из своих дело­вых парт­не­ров как можно больше денег или запу­стить новые аферы, кото­рые могут при­не­сти при­быль, и пред­ста­вить гос­по­дину кар­тину так, что все хорошо, а будет еще лучше, и гос­по­дин в нем очень нуж­да­ется. А совре­мен­ный мене­джер, если он нече­стен, попы­тался бы напо­сле­док побольше наворовать.

Упра­ви­тель посту­пил по-дру­гому: стал соби­рать долги – очень сильно умень­шив их – с тех людей, кто одал­жи­вал у его хозя­ина масло и пшеницу.

Нам это совер­шенно непо­нятно, и еще уди­ви­тель­нее то, что хозяин его похва­лил, а вот совре­мен­ни­ков Хри­ста ситу­а­ция не удив­ляла. Воз­можно, как счи­тают мно­гие тол­ко­ва­тели притчи, упра­ви­тель име­ния мог давать в долг про­дукты или какие-то сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ресурсы, набав­ляя про­цент в свою пользу.

Неко­то­рые пола­гают, что упра­ви­тель сба­вил именно этот про­цент и хозяин име­ния не потер­пел ника­кого убытка, – но это лишь одно из мне­ний. Мы не знаем, оста­вил ли гос­по­дин упра­ви­теля, по край­ней мере, он его не нака­зал, а похва­лил, ска­зав очень стран­ные слова: сыны века сего догад­ли­вее сынов света в своем роде.

И Хри­стос заклю­чает притчу так: при­об­ре­тайте себе дру­зей богат­ством непра­вед­ным. Что такое непра­вед­ное богатство?

Упра­ви­тель понял, что един­ствен­ный выход – заве­сти себе дру­зей, то есть посту­пить с людьми мило­стиво, для того чтобы они потом ока­зали ему милость. Может быть, это было пре­ступ­ле­ние – если он пода­рил заи­мо­дав­цам какую-то часть иму­ще­ства сво­его гос­по­дина, а может быть, и нет – если согла­ситься с выше­при­ве­ден­ным тол­ко­ва­нием, но он им очень помог.

Рас­смат­ри­вая эту притчу в духов­ном плане и пред­по­ла­гая, что гос­по­дин сим­во­ли­зи­рует Бога, Хозя­ина и Вла­дельца всего, что есть в мире, Все­дер­жи­теля, а упра­ви­тель – каж­дого из нас, мы уви­дим, что речь, конечно, идет о том, как мы отно­симся к нашим ближним.

У нас обычно име­ется целая система тре­бо­ва­ний к ним: какие они должны быть, что должны делать, в какие сроки, на каком каче­ствен­ном уровне…

Эти тре­бо­ва­ния рас­про­стра­ня­ются на чле­нов семьи, дру­зей, това­ри­щей по учебе, по работе, началь­ни­ков и под­чи­нен­ных – абсо­лютно на всех. И если кто-то не соот­вет­ствует нашему пред­став­ле­нию, мы огор­ча­емся, злимся, оби­жа­емся, при­ме­няем раз­лич­ные меры воз­дей­ствия или расстаемся.

Хри­стос гово­рит, что пра­вильно будет посту­пить по-дру­гому: сни­зить тре­бо­ва­ния – в этом самая пер­вая милость к ближнему.

То есть если, напри­мер, какой-то муж счи­тает, что жена должна, придя с работы, отмыть весь дом, при­го­то­вить ужин и уло­жить детей, а он может уста­лый лежать на диване и делать ей заме­ча­ния, то тре­бо­ва­ния надо поме­нять и наблю­дать за ее подви­гами хотя бы через день…

Или, напри­мер, какой-то сын счи­тает, что папа дол­жен обес­пе­чи­вать опре­де­лен­ный уро­вень жизни, поку­пать айфоны и мод­ную одежду, а у мамы все­гда должна быть на кухне вкус­ная еда и в шкафу чистое гла­же­ное белье, рубашки, штаны, – при этом совер­шенно ничего не отда­вая вза­мен, – как сни­зить эти требования?

Можно ска­зать: «Мамочка, научи меня гла­дить. Я буду гла­дить сам». Или: «Мама, давай сего­дня ужин при­го­товлю я, а ты пойди отдохни». У меня был такой празд­нич­ный день, когда стар­ший сын при­го­то­вил обед, вто­рой сын – ужин, а дочь мыла посуду, при­чем по соб­ствен­ной инициативе!

28126aee7949541c2556cd7ddcf59ffa - «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент) –  священник Ф. Бородин

Как только мы научимся пони­жать меру все­об­щей ответ­ствен­но­сти перед нами, отно­ситься к людям с мило­сер­дием, состра­да­нием и пони­ма­нием, все сразу же нач­нут по-дру­гому отно­ситься к нам, захо­тят при­бли­зить свое сердце к нашему.

Людям очень тяжело живется, оттого что все вокруг только и тре­буют с них, все чего-то хотят. Ходят сотни тысяч боль­ших началь­ни­ков, и каж­дый от каж­дого что-то тре­бует. «Ты дол­жен». «Ты дол­жен быть таким».

Когда мой стар­ший сын пошел во вто­рой класс, учи­тель­ница мне жало­ва­лась: «Батюшка, вы не пред­став­ля­ете, как трудно. У нас в классе шест­на­дцать чело­век, из них три­на­дцать – стар­шие дети в мно­го­дет­ных семьях, и они все коман­дуют, никто не умеет слушать!»

Чело­век вырас­тает, начи­нает так же тре­бо­ва­тельно отно­ситься к окру­жа­ю­щим, и всем от этого очень тяжело.

В притче упра­ви­тель удо­ста­и­ва­ется похвалы, потому что впер­вые в жизни посту­пил мило­стиво, и, видимо, это было очень по духу хозяину.

Хри­стос хочет нам ска­зать, что Богу сродно такое пове­де­ние чело­века, когда к тем, кто нам дол­жен, мы отно­симся мило­стиво: не тре­буем, не давим, не совер­шаем наси­лия над людьми.

Более того, ока­зы­ва­ется, сыны века сего, то есть люди, догад­ли­вее сынов света – я так пони­маю, что име­ются в виду ангелы, – в том, как устро­ить зем­ную жизнь, чтобы людям помочь и чтоб тебе помогли.

А еще эта притча – о началь­нике. Поскольку упра­ви­тель непо­сред­ственно рабо­тал с арен­да­то­рами, с под­чи­нен­ными, он был для них даже важ­нее, чем сам хозяин. Хозя­ина было как бы не видно, он поль­зо­вался дохо­дом от име­ния, а жить мог, ска­жем, в столице.

Сна­чала упра­ви­тель, веро­ятно, тре­бо­вал с долж­ни­ков очень боль­шой про­цент в свою пользу, а ока­зав­шись в ситу­а­ции, когда ему нужно было поми­ло­ва­ние, совсем отка­зался от выгоды. Он понял, как был неми­ло­стив к дру­гим, понял, что поми­ло­ва­ние его самого напря­мую свя­зано с тем, милует он или не милует зави­ся­щих от него людей.

Мно­гие из нас явля­ются или ста­нут началь­ни­ками; у кого-то будет много под­чи­нен­ных, у кого-то нет, мы будем под­чи­няться выс­шему началь­ству и коман­до­вать нижестоящими.

Очень важно пом­нить, что хри­сти­а­нин-началь­ник – это чело­век, кото­рый дол­жен быть мило­сти­вым, а не жесто­кой ходя­чей инструк­цией, переч­нем того, кто что дол­жен делать.

Легко быть жесто­ким, когда у тебя в руках власть; ты можешь тре­бо­вать все, что хочешь, и никто тебе пере­чить не ста­нет. Таких началь­ни­ков очень не любят.

Кто может, уволь­ня­ется; бывает, началь­ник кри­чит, хамит, а чело­веку некуда деваться, ему надо семью кор­мить, он голову скло­нил и все это выслушивает…

Навер­ное, изме­рить истин­ное отно­ше­ние к началь­нику можно только тем, сколько быв­ших под­чи­нен­ных при­дет на его поминки или хотя бы при­шлет письмо или весточку вдове лет через десять после его кон­чины – или даже не кон­чины, а ухода на пенсию.

Дедушка моего одно­класс­ника был одним из созда­те­лей совет­ской сте­коль­ной про­мыш­лен­но­сти, очень боль­шим чинов­ни­ком в мас­шта­бах страны, и я помню, как на его 80-летие, лет через пят­на­дцать после того, как он ушел на пен­сию, ему при­сы­лали мешки писем со всех кон­цов быв­шего Совет­ского Союза.

2d78e0d99331eb78f459312cd529e0cb - «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе» (фрагмент) –  священник Ф. Бородин

В при­хо­жей сто­яли мешки с пись­мами! На почте спе­ци­ально выде­лили чело­века, кото­рый их достав­лял прямо в квар­тиру, в ящик они не помещались.

Люди пом­нили и бла­го­да­рили сво­его началь­ника за то, как спра­вед­ливо, по-доб­рому, бла­го­же­ла­тельно он ими руко­во­дил. Вот сви­де­тель­ство того, что чело­век мило­стиво отно­сился к другим.

Эта притча мно­гое откры­вает нам и о ста­ро­сти, и о нашей посмерт­ной уча­сти. Ста­рость – это когда чело­век уво­лился с работы, живет на пен­сию и уже не обла­дает ни вла­стью, ни ресур­сами, ни силой.

И те отно­ше­ния, кото­рые он построил с быв­шими сотруд­ни­ками и со сво­ими вырос­шими детьми, у него и оста­лись. Если он сеял любовь, добро, мило­сер­дие, состра­да­ние, ува­же­ние, это обя­за­тельно к нему вер­нется. Если нет – в луч­шем слу­чае он оста­ется один.

Ника­кой силы и вла­сти с собой туда не забе­решь – только хода­тай­ство людей, кото­рые полю­били нас, пока мы жили на земле. Это будет самым глав­ным, что мы, посеяв, пожнем”.

(Из книги отца Федора Боро­дина «Воз­рас­тай с Евангелием»)

Крат­кая анно­та­ция Вален­тины Патроновой

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки