Вредные привычки: о чем они говорят?

Вредные привычки: о чем они говорят?

(3 голоса5.0 из 5)

Заводя раз­го­вор о дур­ных дет­ских при­выч­ках, мы обычно под­ра­зу­ме­ваем, что они нано­сят вред ребёнку. Однако мешают они в боль­шей сте­пени взрос­лым, а для детей выпол­няют неко­то­рые полез­ные функ­ции: напри­мер, помо­гают спра­виться с вол­не­нием или при­влечь вни­ма­ние взрос­лого к какой-то про­блеме.  Как бороться с дет­скими при­выч­ками и когда этого делать не стоит?

В мире детских привычек

Если мы захо­тим пере­чис­лить все вред­ные при­вычки детей, это заня­тие зай­мёт ни один час. Мы не можем поз­во­лить себе такую рос­кошь, поэтому раз­де­лим их на две боль­шие группы.

1. Навяз­чи­вые дей­ствия. К этому типу отно­сятся такие неэс­те­тич­ные риту­алы как соса­ние паль­цев, обгры­за­ние заусен­цев и ног­тей, ковы­ря­ние в носу, накру­чи­ва­ние волос, покаш­ли­ва­ние и «шмы­га­ние» носом на фоне пол­ного здо­ро­вья. Неко­то­рые дети склонны к более ради­каль­ным дей­ствиям и могут выдёр­ги­вать волосы на голове или на бро­вях, ковы­рять ранки или рас­чё­сы­вать кожу до крови. На такое пове­де­ние ребёнка тол­кает чув­ство бес­по­кой­ства. Нахо­дясь в состо­я­нии напря­же­ния и не имея воз­мож­но­сти спра­виться с ним, малыш при­бе­гает к самым доступ­ным спо­со­бам успо­ко­е­ния. Ведь далеко не все­гда можно при­жаться к маме или услы­шать от кого-то слова под­держки, а рот или нос – вот они! Можно спря­тать туда пальцы, как в норку. После выпол­не­ния навяз­чи­вого дей­ствия ребё­нок испы­ты­вает вре­мен­ное облег­че­ние, поэтому оно очень быстро закрепляется.

Вред­ная при­вычка – свое­об­раз­ный ост­ро­вок ста­биль­но­сти в непред­ска­зу­е­мом мире. Роди­тели могут ругаться, сверст­ники – драз­ниться, но стоит начать сосать палец, как про­ис­хо­дя­щее вокруг отхо­дит на вто­рой план, и ребё­нок погру­жа­ется в зна­ко­мые ощу­ще­ния. Нерв­ное напря­же­ние может воз­ни­кать по раз­ным при­чи­нам: из-за эмо­ци­о­наль­ной холод­но­сти или дав­ле­ния взрос­лых, повы­шен­ной утом­ля­е­мо­сти, воз­бу­ди­мо­сти из-за несо­блю­де­ния режима дня. Если роди­тели стре­мятся устра­нить лишь внеш­ние про­яв­ле­ния дур­ной при­вычки, не пыта­ясь разо­браться в пере­жи­ва­ниях ребёнка, то ей на смену при­хо­дит дру­гой ритуал. Необ­хо­димо помочь сыну или дочери найти дру­гой источ­ник поло­жи­тель­ных эмо­ций. Подроб­нее о том, как это сде­лать, вы про­чтете далее в этой статье.

2. Сте­рео­тип­ные реак­ции. К дан­ной кате­го­рии можно отне­сти усто­яв­ши­еся спо­собы пове­де­ния. Допу­стим, при раз­го­воре со взрос­лыми малыш неиз­менно пря­чется за мамину спину, во время еды ска­ты­вает шарики из хлеба, посто­янно пере­би­вает бабушку на полу­слове. Роди­тели часто пола­гают, что подоб­ное пове­де­ние — про­яв­ле­ние дет­ской вред­но­сти и невос­пи­тан­но­сти, однако далеко не все­гда это так. Ребё­нок может знать, что так себя вести нехо­рошо, но при этом быть неспо­соб­ным выпол­нить тре­бо­ва­ния взрос­лых. Напри­мер, он не может про­яв­лять дру­же­лю­бие и инте­рес к чело­веку, кото­рый вызы­вает у него насто­ро­жен­ность, а сто­ять перед ним стол­бом, не пря­чась за спину мамы, как-то глупо. Вот ребё­нок и воз­вра­ща­ется к при­выч­ному спо­собу пове­де­ния. Как только ему будет предо­став­лена достой­ная аль­тер­на­тива в виде более удач­ной манеры пове­де­ния, он смо­жет отка­заться от вред­ной при­вычки. Напри­мер, если мама отре­пе­ти­рует дома с ребён­ком несколько типич­ных диа­ло­гов, кото­рые могут вести с ним её зна­ко­мые, он смо­жет потом при­ме­нить свои знания.

Среди наи­бо­лее частых при­чин «непра­виль­ных» сте­рео­тип­ных реак­ций – завы­шен­ные тре­бо­ва­ния взрос­лых. Так, роди­тели могут не учи­ты­вать воз­раст­ных осо­бен­но­стей вни­ма­ния, памяти и мыш­ле­ния ребёнка. Наста­и­вая на том, чтобы четы­рёх­летка все­гда клал вещи на место, взрос­лые полу­чают кучу малу из игру­шек на полке, кото­рая вот-вот рух­нет под их тяже­стью. Или, напри­мер, бабушка ожи­дает, что млад­ший школь­ник будет тихо ждать, пока она наго­во­рится с сосед­кой, и не пред­ла­гает ему ника­кого заня­тия, чтобы он мог ско­ро­тать время.

Неко­то­рые при­вычки в пита­нии часто фор­ми­ру­ются также бла­го­даря слиш­ком высо­ким тре­бо­ва­ниям взрос­лых. Так, ска­ты­ва­ние хлеба в шарики или изго­тов­ле­ние из него «писто­ле­ти­ков» про­во­ци­ру­ются ску­кой за обе­ден­ным сто­лом. Допу­стим, ребёнку не нра­вится какое-либо блюдо или он недо­ста­точно голо­ден, а от него тре­буют, чтобы на тарелке ничего не оста­лось. Под­бад­ри­ва­ния роди­те­лей, обе­ща­ние инте­рес­ного заня­тия после еды поз­во­лят умень­шить частоту про­яв­ле­ний вред­ной привычки.

Дру­гая рас­про­стра­нён­ная при­чина – неуме­ние ребёнка быстро ори­ен­ти­ро­ваться в новой ситу­а­ции. Если в про­шлый раз он смог уго­во­рить папу купить вер­то­лёт, пустив слезу, почему бы не вос­поль­зо­ваться этим спо­со­бом снова и снова? Даже видя раз­дра­же­ние отца, малыш про­дол­жает нара­щи­вать гром­кость своих рулад, пола­гая, что их убе­ди­тель­ная сила также уве­ли­чится. Ребё­нок не учи­ты­вает папи­ного эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния и из-за этого не ста­ра­ется выбрать дру­гой спо­соб пове­де­ния. Как пра­вило, неуме­ние ори­ен­ти­ро­ваться в незна­ко­мых ситу­а­циях про­яв­ля­ется в виде демон­стра­ции самых при­ми­тив­ных эмо­ций с помо­щью плача, зама­хи­ва­ния кула­ком, нахму­рен­ного лица. Не имея воз­мож­но­сти сразу понять, что про­ис­хо­дит, малыш на вся­кий слу­чай зани­мает обо­ро­ни­тель­ную позицию.

Тайные знаки

Поскольку вред­ные при­вычки сиг­на­ли­зи­руют нам о пси­хо­ло­ги­че­ском состо­я­нии ребёнка, важно научиться обра­щать вни­ма­ние на то, что пред­ше­ствует их оче­ред­ным про­яв­ле­ниям. С этой целью можно попро­бо­вать вести свое­об­раз­ный днев­ник, где будет зафиксировано:

- время дня, в кото­рое была заме­чена привычка;

- про­дол­жи­тель­ность «симп­то­мов»;

- собы­тия, кото­рые ей предшествовали;

- усло­вия, при кото­рых её про­яв­ле­ния пре­кра­ти­лись самостоятельно.

С помо­щью такого днев­ника роди­тель смо­жет уста­но­вить кон­крет­ную при­чину появ­ле­ния вред­ной при­вычки именно у сво­его ребёнка. Ведь мил­ли­оны детей во всём мире ковы­ряют в носу, но одни это делают, потому что чув­ствуют физи­че­ский дис­ком­форт из-за невоз­мож­но­сти высмор­каться, дру­гие копи­руют пове­де­ние кого-то из сверст­ни­ков, а тре­тьи про­сто по при­роде своей слиш­ком активны и в пря­мом смысле слова не знают, куда девать руки.

Кроме луч­шего пони­ма­ния при­чин пове­де­ния ребёнка, сам роди­тель бла­го­даря днев­нику смо­жет лучше сле­дить за соб­ствен­ным пове­де­нием. Напри­мер, можно заме­тить, что малыш чаще всего кусает губы, когда взрос­лый делает ему заме­ча­ния, и тем самым как бы сдер­жи­вает жела­ние выска­заться и защи­тить себя. В этой ситу­а­ции роди­тель при­дёт к выводу, что необ­хо­димо изме­нить форму, в кото­рой он при­вык предъ­яв­лять претензии.

Как избавиться от вредных привычек?

Если уж бороться с вред­ными при­выч­ками, то не с их внеш­ними про­яв­ле­ни­ями, а с при­чи­нами, кото­рые были выяв­лены взрос­лым в про­цессе наблю­де­ния. Согла­си­тесь, что бес­по­лезно мазать ногти гор­чи­цей, если ребё­нок ищет спо­соб успо­ко­иться. Он про­сто поме­няет одну вред­ную при­вычку на дру­гую. Стоит ли спра­ши­вать самого ребёнка о его при­выч­ках? Не при­ве­дёт ли акцен­ти­ро­ва­ние вни­ма­ния на них к усу­губ­ле­нию «симп­то­мов»? Если ребёнку больше 5 лет, то он уже вполне спо­со­бен сле­дить (пусть и недолго!) за своим пове­де­нием и обсуж­дать то, что его вол­нует. Поэтому раз­го­воры с роди­те­лями в доб­ро­же­ла­тель­ной форме помо­гут сыну или дочери лучше кон­тро­ли­ро­вать себя. Что каса­ется малы­шей, то с ними можно обой­тись без лиш­них рас­суж­де­ний и сразу перейти к действиям.

Выра­жаем под­держку. Ста­рай­тесь вни­ма­тель­нее отно­ситься к тем ситу­а­циям, когда ребё­нок вол­ну­ется или пере­жи­вает. Участ­ли­вый взгляд, осто­рож­ный вопрос – всё это под­толк­нёт малыша к тому, чтобы выта­щить палец изо рта и поде­литься сво­ими эмо­ци­ями. Посте­пенно он будет стре­миться к подоб­ным обсуж­де­ниям и вред­ная при­вычка ста­нет про­яв­ляться всё реже и реже. Поста­рай­тесь огра­дить ребёнка от семей­ных кон­флик­тов, скор­рек­ти­руйте планку тре­бо­ва­ний к нему и режим дня, стре­ми­тесь вос­пи­ты­вать ребенка в пра­во­сла­вии.

Раз­вле­каем. Очень часто мел­кие сует­ли­вые дви­же­ния появ­ля­ются у детей, кото­рым не хва­тает физи­че­ской актив­но­сти. Не запре­щайте ребёнку пры­гать, бегать, шалить и помо­гите выбрать заня­тие по душе. Игра на музы­каль­ных инстру­мен­тах, выши­ва­ние, бисе­ро­пле­те­ние, кон­стру­и­ро­ва­ние надолго зай­мут руки ребёнка. Сиде­ние перед теле­ви­зо­ром или ком­пью­те­ром, наобо­рот, про­во­ци­рует детей на то, чтобы что-нибудь ковы­рять или кусать.

Для непо­сед также подой­дёт спе­ци­аль­ная «жвачка для рук» или рези­но­вый «буб­лик», кото­рый можно сжи­мать, тре­ни­руя мышцы кисти.

Пере­клю­чаем. Если дур­ная при­вычка явля­ется след­ствием копи­ро­ва­ния чужого пове­де­ния, необ­хо­димо пере­клю­чить вни­ма­ние ребёнка на более достой­ные при­меры для под­ра­жа­ния. Рас­ска­жите ему исто­рию из жизни или сказку, немного иска­зив сюжет. Напри­мер, пове­дайте дочке о том, что пре­крас­ный принц пере­ду­мал цело­вать Спя­щую кра­са­вицу, уви­дев кро­ва­вые корочки на её губах. Рисуйте вме­сте с ребён­ком люби­мых пер­со­на­жей, под­чёр­ки­вая, какие у них акку­рат­ные ногти, чистые носы, ров­ные завязки на плаще и т.д. Это заня­тие будет спо­соб­ство­вать иден­ти­фи­ка­ции малыша с изоб­ра­жён­ными героями.

Обу­чаем. Чтобы изба­виться от любых вред­ных при­вы­чек, необ­хо­димо научить ребёнка дости­гать душев­ного рав­но­ве­сия «закон­ными» спо­со­бами. Прежде всего, научите сына или дочь жести­ку­ли­ро­вать во время раз­го­вора. Выра­зи­тель­ные дви­же­ния руками изба­вят его от ско­ван­но­сти и вол­не­ния. Чаще обсуж­дайте раз­лич­ные нелов­кие ситу­а­ции и воз­мож­ные выходы из них. Подробно опи­шите ребёнку, что сле­дует делать, если ему скучно лежать во время тихого часа. Допу­стим, он может счи­тать листья на дереве за окном, пред­став­лять, какой рису­нок можно было бы нари­со­вать на потолке, или при­ду­мы­вать игру, в кото­рую он будет играть на прогулке.

Поощ­ряем. Пред­ло­жите ребёнку вме­сте бороться с его вред­ной при­выч­кой. Обсу­дите приз, кото­рый он хотел бы полу­чить в слу­чае победы над ней. В его роли совсем не обя­за­тельно должны высту­пать какие-то мате­ри­аль­ные пред­меты. Это может быть поход в парк, сов­мест­ное ката­ние на роли­ках или поездка в гости к при­я­телю. Заме­тив даже неболь­шие успехи в кон­троле за самим собой, не ску­пи­тесь на похвалу. Чтобы малыш чув­ство­вал про­дви­же­ние в борьбе с вред­ной при­выч­кой, можно нари­со­вать кален­дарь, в кото­ром будет отме­чено, сколько раз он попро­сил вас отре­зать меша­ю­щие заусенцы вме­сто того, чтобы ковы­рять их, или пере­клю­чился на полез­ное заня­тие, пока вы гово­рите по теле­фону. Ста­рай­тесь поощ­рять достиг­ну­тые про­ме­жу­точ­ные резуль­таты, чтобы ребё­нок чув­ство­вал своё про­дви­же­ние к победе и стре­мился к ней.

Сле­дует отдельно отме­тить ситу­а­ции, в кото­рых не стоит бороться с вред­ными при­выч­ками. Ведь стре­миться сде­лать сво­его ребёнка иде­аль­ным – непо­силь­ная и бес­по­лез­ная задача. У каж­дого из нас есть свои сла­бо­сти и недо­статки, и, как пра­вило, к ним мы отно­симся более снис­хо­ди­тельно, чем к дет­ским «изъ­я­нам». Если при­вычка не вре­дит здо­ро­вью, ими­джу ребёнка среди сверст­ни­ков, а обла­дает неко­то­рыми полез­ными функ­ци­ями, не стоит лишать сына или дочь права на инди­ви­ду­аль­ные спо­собы реа­ги­ро­ва­ния. Допу­стим, если ребё­нок поку­сы­вает губы или сосёт кон­чик каран­даша, пыта­ясь сосре­до­то­читься на уроке, лучше отне­стись к этому с пони­ма­нием. Пред­ставьте, что вам запре­тят дер­жать руль авто­мо­биля так, как вы при­выкли, поскольку угол между руками состав­ляет больше поло­жен­ных 180 гра­ду­сов, — далеко ли вы уедете?

Какой бы ни была вред­ная при­вычка, сле­дует вос­при­ни­мать её как при­знак того, что ребё­нок нахо­дится в затруд­ни­тель­ной ситу­а­ции. А зна­чит, глав­ная задача роди­теля – не отру­гать, а помочь, не нака­зать – а пока­зать и поде­литься полез­ным опытом.

Мария Бау­лина

Источ­ник: http://letidor.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки