Опыт духовный (религиозный)

***

О́пыт духо́вный (рели­ги­оз­ный, мисти­че­ский) — пол­нота знаний, личных пере­жи­ва­ний и ощу­ще­ний, прак­ти­че­ских навы­ков и умений, при­об­ре­тён­ных в про­цессе рели­ги­озно-нрав­ствен­ной дея­тель­но­сти, направ­лен­ной на еди­не­ние с Богом, духов­ное пре­об­ра­же­ние и совер­шен­ство.

***

Что является фундаментальной основой и главными источниками христианского духовного опыта?

Осно­вой духов­ного опыта явля­ется вера. Вера служит опорой и внут­рен­ним стерж­нем хри­сти­а­нина. Без веры невоз­можно ни пра­виль­ное устро­е­ние жизни вообще, ни стя­жа­ние духов­ного опыта в част­но­сти. Необ­хо­димо отме­тить, что пол­но­цен­ный духов­ный опыт при­об­ре­та­ется лишь в рамках пра­вед­ной жизни, ибо «в лука­вую душу не войдёт пре­муд­рость и не будет оби­тать в теле, пора­бо­щен­ном греху» (Прем.1:4).

Наи­бо­лее доступ­ными и пер­вич­ными источ­ни­ками духов­ного опыта явля­ются устные настав­ле­ния и пись­мен­ные посо­бия, прежде всего — Свя­щен­ное Писа­ние и свя­то­оте­че­ские сочи­не­ния. Кроме того при­умно­же­нию опыта служит иссле­до­ва­ние и анализ соб­ствен­ной жизни.

Изучая Свя­щен­ное Писа­ние и Пре­да­ние Церкви, слушая про­по­веди и поуче­ния, чело­век при­об­ре­тает тео­ре­ти­че­ские знания, необ­хо­ди­мые для долж­ного устро­е­ния жизни. В про­цессе хри­сти­ан­ской прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти чело­век совер­шает грехи, испы­ты­вает скорби, но вместе с тем — кается, сове­стится, пре­одо­ле­вает ошибки, испы­ты­вает бла­го­дат­ную радость. Все это вкупе обо­га­щает прак­ти­че­ские знания, при­умно­жает духов­ную муд­рость.

По мере упо­доб­ле­ния Богу и еди­не­ния с Ним чело­веку могут открыться и такие воз­мож­но­сти, как непо­сред­ствен­ное лич­ност­ное обще­ние с Богом и Его свя­тыми, непо­сред­ствен­ное созер­ца­ние Боже­ствен­ного Света. Это особая сфера духов­ного опыта — мисти­че­ская. Такой мисти­че­ский опыт дости­жим на высших сту­пе­нях подвиж­ни­че­ской жизни. (Разу­ме­ется, в исклю­чи­тель­ных слу­чаях Бог может явить Себя даже и греш­ни­кам. В этих обсто­я­тель­ствах у греш­ника появ­ля­ется допол­ни­тель­ный шанс при­слу­шаться к Гос­поду и начать кар­ди­нально менять свою жизнь. К сожа­ле­нию, часто бывает наобо­рот: греш­ник не вос­при­ни­мает Боже­ствен­ное откро­ве­ние с долж­ным вни­ма­нием, не делает далеко веду­щих пра­виль­ных выво­дов).

Когда на пути вос­хож­де­ния по лест­нице духов­ных совер­шенств подвиж­ник всту­пает в брань с духами злобы, кото­рым нена­вистно его стрем­ле­ние к Добру, учится рас­по­зна­вать их вну­ше­ния, пре­одо­ле­вать козни, избе­гать ловчих сетей, запад­ней, он обо­га­ща­ется опытом духов­ной борьбы. Многие подвиж­ники, по Про­мыслу Божию, созер­цали демо­нов чув­ствен­ным обра­зом или духовно. Тео­ре­ти­че­ские и прак­ти­че­ские знания, выне­сен­ные из опыта обще­ния и про­ти­во­дей­ствия падшим анге­лам также попол­няли сокро­вищ­ницу их духов­ного опыта.

Как проверить соответствие своего личного духовного опыта церковному?

Хри­сти­ан­ская жизнь немыс­лима без лич­ного рели­ги­оз­ного опыта. Из содер­жан­ния Свя­щен­ного Писа­ния видно, что апо­столы для убеж­де­ния веру­ю­щих ссы­ла­лись на аутен­тич­ность своего лич­ного сви­де­тель­ства: «О том, что было от начала, что мы слы­шали, что видели своими очами, что рас­смат­ри­вали и что ося­зали руки наши» (1Ин.1:1); «И видев­ший засви­де­тель­ство­вал, и истинно сви­де­тель­ство его» (Ин.19:35). И сама­ряне (Ин.4:42), и святой Иоанн Кре­сти­тель (Ин.1:34) также при­бе­гали к непо­сред­ствен­но­сти своего опыта.

Духов­ный опыт спо­соб­ство­вал святым отцам пра­вильно тол­ко­вать слово Божие, осу­ществ­лять пас­тыр­скую дея­тель­ность. Стяжая духов­ный опыт и опи­ра­ясь на него под руко­вод­ством опыт­ных духов­ни­ков, хри­сти­ан­ские подвиж­ники пре­одо­ле­вали гре­хов­ные стра­сти, при­умно­жали в себе доб­ро­де­тели.

Однако опыт опыту — рознь. Рели­ги­оз­ный опыт может быть как поло­жи­тель­ным (Бого­об­ще­ние, обще­ние со свя­тыми или Анге­лами), так и отри­ца­тель­ным (воз­дей­ствие падших духов, устра­ша­ю­щих чело­века, вво­дя­щих его в заблуж­де­ние, соблазн). Конечно, даже и из отри­ца­тель­ного опыта, при пра­виль­ном к нему отно­ше­нии (пра­виль­ной его оценке, пра­вильно сде­лан­ных выво­дах), можно выне­сти пози­тив­ные уроки. Но так бывает далеко не всегда. Как в древ­но­сти, так и в наше время встре­ча­лось немало слу­чаев, когда лже­ду­хов­ный опыт вос­при­ни­мался, как духов­ный, напри­мер, когда под видом доб­рого ангела или даже Бога подвиж­нику являлся бес. Слу­ча­лось, что в резуль­тате такого опыта люди закан­чи­вали жизнь само­убий­ством, поки­дали оби­тели, отре­ка­лись от веры.

Для того, чтобы не совер­шать подоб­ных ошибок, необ­хо­димо вни­ма­тельно отно­ситься к лич­ному опыту. Личный опыт про­ве­ря­ется его соот­вет­ствием: 1) Свя­щен­ному Пре­да­нию (опыту Церкви); 2) реко­мен­да­циям духов­ника — духов­ного настав­ника хри­сти­а­нина. Но что это значит? Под­линно духов­ный опыт не должен отвле­кать чело­века от веры, не должен про­ти­во­ре­чить нормам добра, под­тал­ки­вать его ко греху, воз­буж­дать стра­сти. Дог­маты веры и пра­вила духовно-нрав­ствен­ной жизни как раз и рас­крыты в Пре­да­нии, в опыте Церкви. Помочь чело­веку пра­вильно осу­ществ­лять свою духов­ную жизнь может духовно опыт­ный настав­ник, духов­ник.

Можно ли утратить духовный опыт?

Духов­ный опыт как знание закреп­ля­ется в памяти чело­века. Между тем, внут­рен­нее отно­ше­ние к этому накоп­лен­ному знанию со вре­ме­нем может меняться, в зави­си­мо­сти от отно­ше­ния чело­века к Богу, кото­рое тоже может меняться, и от состо­я­ния его веры в Него.

Скажем, то, что сего­дня один при­ни­мает за дей­ствие Про­мысла, напри­мер, помощь при раз­ре­ше­нии тех или иных жиз­нен­ных ситу­а­ций, завтра, по мере охла­жде­ния веры, он может спи­сать на слу­чай­ное сте­че­ние обсто­я­тельств или на исклю­чи­тельно личные усилия.

Чем руководствуются христиане, утверждая, что только их духовный опыт истинен?

Источ­ни­ком хри­сти­ан­ства явля­ется вопло­тив­шийся Бог, а не учения Его тво­ре­ний — людей, живу­щих в падшем мире, несу­щих послед­ствия гре­хо­па­де­ния и под­вер­жен­ных воз­дей­ствию падших духов.

Осно­во­по­лож­ни­ком хри­сти­ан­ства явля­ется вопло­тив­шийся Бог, а не люди, несу­щие на себе послед­ствия гре­хо­па­де­ния и под­вер­жен­ные воз­дей­ствию падших духов. Хри­сти­ан­ский духов­ный опыт есть опыт, осу­ществ­ля­е­мый под кон­тро­лем Церкви, кото­рая явля­ется стол­пом и утвер­жде­нием истины (1Тим.3:15), и Главой кото­рой явля­ется Сам Гос­подь. Этот опыт осу­ществ­ля­ется: 1) на основе истин­ных знаний о добре и зле, откры­тых Самим Богом; 2) при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати, обе­ре­га­ю­щей хри­сти­а­нина от ложных шагов и направ­ля­ю­щей его по вер­ному пути. Таковы пред­став­ле­ния самого хри­сти­а­нина, обу­слов­лен­ные его внут­рен­ней верой.

Что каса­ется вопроса об обос­но­ва­нии истин­но­сти хри­сти­ан­ского опыта перед сомне­ва­ю­щи­мися, колеб­лю­щи­мися, ино­вер­цами или ате­и­стами, это вопрос раз­ре­ша­ется исходя из обос­но­ва­ния истин­но­сти Откро­ве­ния, лежа­щего в основе хри­сти­ан­ской веры вообще. Истин­ность Откро­ве­ния под­твер­жда­ется: 1) сбыв­ши­мися про­ро­че­ствами (таких про­ро­честв насчи­ты­ва­ется десятки); 2) чуде­сами, зна­ме­ни­ями; 3) под­твер­жде­нием одних Книг Свя­щен­ного Писа­ния дру­гими; 4) вне­биб­лей­скими источ­ни­ками (в част­но­сти исто­рией и биб­лей­ской архео­ло­гией, под­твер­жда­ю­щей под­лин­ность Писа­ния как исто­ри­че­ского доку­мента); 5) опытом святых.

***

Рели­ги­оз­ный опыт можно в самых общих чертах опре­де­лить как пере­жи­ва­ние, свя­зан­ное с чув­ством реаль­ного при­сут­ствия в нашей жизни неко­его Выс­шего Начала, кото­рое направ­ляет и делает осмыс­лен­ным наше суще­ство­ва­ние. Это ощу­ще­ние дается через непо­сред­ствен­ное «виде­ние», испол­нен­ное такой же внут­рен­ней досто­вер­но­сти, какую имеет виде­ние соб­ствен­ного «Я». И, только про­ходя через интел­лек­ту­аль­ное осмыс­ле­ние, этот опыт кри­стал­ли­зу­ется в поня­тия и сим­волы. 
прот. Алек­сандр Мень

***

См также: ВОЗРАСТ ДУХОВНЫЙ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки