Аксаков Сергей Тимофеевич

Аксаков Сергей ТимофеевичРусский писатель, литературный и театральный критик, мемуарист Сергей Аксаков родился 1 октября 1791 года в городе Уфе. Родители будущего прозаика были выходцами из старинного дворянского рода, однако жили небогато. Отец – Тимофей Степанович Аксаков был прокурором Земского суда, мать – Мария Николаевна Зубова получила прекрасное образование, в юности переписывалась с просветителем Николаем Новиковым.

Мальчик воспитывался в основном дедом Степаном Михайловичем, которого все считали «неотесанным и энергичным помещиком-первопроходцем» да слугами, рассказывавшими ему народные сказки. Однажды маленький Серёжа заболел, и ключница, чтобы развлечь ребёнка, рассказала ему историю об Аленьком цветочке. Аксакова так впечатлило услышанное, что спустя многие год он записал эту замечательную историю по памяти.

В 1799-м мальчик пошёл в гимназию, по окончании которой поступил в Казанский университет. Студенчество было ознаменовано выходом в свет первых произведений, это были романтические стихи.

Диплом Казанского университета юноша так и не получил, его манила литературная жизнь столицы, куда он вскоре перебрался. В городе на Неве Аксаков устроился переводчиком, посещал кружок «Беседы любителей русского слова», где познакомился с Александром Шишковым и Иваном Крыловым. Под воздействием нового окружения, столичной жизни и возмужалости Аксаков стал писать совершенно иные по духу произведения. Его больше не привлекал романтизм. Самым известным стихотворным текстом этого периода стал «Вот Родина моя».

Вскоре писатель взялся за ещё одно направление: переводы пьес и литературную критику. В 1816 году в Москве Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной – дочери генерала, прежде служившего под началом Суворова. В 1826 году семья перебралась в Москву, где Аксаков поступил на государственную службу.

До середины 1820-х годов публичная театральная критика в Российской империи была невозможна в свете того обстоятельства, что актёры императорских театров считались находящимися «на службе его величества». После ослабления цензурных ограничений в конце десятилетия страстный театрал Аксаков стал и одним из первых российских театральных критиков. Уже в 1825 году в «Вестнике Европы» были напечатаны его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве». С 1828 года он стал постоянным театральным обозревателем «Московского вестника».

Имя автора стало известно в литературных кругах вместе с выходом в 1834-м году очерка под названием «Буран». Тогда все отметили неповторимый стиль и слог автора.

В 1847-м году Аксаков увлекся естествознанием, вскоре вышли его «Записки об уженьи рыбы», а спустя 5 лет «Записки ружейного охотника», о которых лестно отозвался Иван Тургенев.

1856 год был ознаменован выходом в свет «Семейных хроник», которые до этого публиковались в журналах небольшими фрагментами. Тематически примыкали к «Семейным хроникам» «Воспоминания».

Поздний период творческой биографии писателя представлен «Детскими годами Багрова-внука». О замысле этого произведения Аксаков писал так: «Есть у меня заветная дума… Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли… Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». По общему мнению критиков, писательский план удался. «Детские годы Багрова-внука» стали достойным завершением мемуарно-автобиографической трилогии Аксакова, которая заняла в истории русской литературы важное место. Писателя, наряду с Гоголем и Тургеневым, приводил Лев Толстой в одном из вариантов предисловия к «Войне и миру» как иллюстрацию того, что русская художественная мысль находит для себя новые формы, не укладываясь в традиционные рамки романа.

Здоровье Аксакова пошатнулось примерно в 1847 году. Болезнь глаз принудила его надолго запереться в темной комнате, и, не приученный к сидячей жизни, он расстроил свой организм, лишившись притом одного глаза. Последнее лето провел он на даче близ Москвы и, несмотря на тяжкую болезнь, имел силу в минуты облегчения диктовать свои новые произведения. Выдающийся прозаик скончался 12 мая 1859 года в Москве, оставив после себя богатое литературное наследие.

nonlogged