Волошин Максимилиан Александрович

Волошин Максимилиан Александрович – выдающийся поэт Серебряного века, художник-пейзажист, переводчик, критик и искусствовед. Волошин обрёл славу ещё при жизни: «в поэзии он был живописцем, в живописи – поэтом». Ему удалось соединить палитру художника и слово.

Родился Максимилиан Кириенко-Волошин 28 мая 1877 года в Киеве в семье коллежского советника, потомка запорожских казаков и обрусевшей немки. Вскоре после рождения сына мать, обладающая сильным и волевым характером, оставила супруга. Когда мальчику было 4 года, его отец скончался. Именно поэтому воспитанный матерью Макс по меткому выражению Марины Цветаевой, вырос дружелюбным и миролюбивым, «без когтей».

В 16 лет Волошины переехали в Крым и поселились в Коктебеле. Мать поощряла странные занятия юноши оккультизмом, не отчитывала его за то, что он по 2 года сидит в каждом классе гимназии. Любопытно мнение одного из педагогов, согласно которому Макс был полным идиотом. Но когда этот учитель умер, на его похоронах именно Волошин читал свои удивительные стихи.

В 1897 году Волошин поступил в Московский университет на юридический факультет, он прилежно посещал занятия, но учеба поэтически настроенного студента интересовала мало. Диплом университета юноша так и не получил, его отчислили в 1899 за участие в студенческих беспорядках. Однако Волошин всячески старался компенсировать пробелы в своем образовании: современники отмечали впоследствии, что он был настоящим эрудитом.

В 1910 году Волошин издал свою первую книгу, которую назвал просто «Стихотворения». Следующей работой автора стал сборник стихов на антивоенную тематику – «Anno mundi ardentis», что в переводе звучит как «В год пылающего мира».

За два последующих года Волошин напечатал еще две книги своих стихотворений – «Иверни» и «Демоны глухонемые». Критики отмечали, что наиболее сочными и красочными получились те строки, где описывается красота крымской природы.

В творческой жизни Максимилиана Волошина значительный период занимают поездки за границу. Он изучал литературу в лучших европейских университетах, посещал лекции в Сорбонне, брал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. В общей сложности он провёл за рубежом с 1901 по 1916 год, живя попеременно то в Крыму, то в Европе.

В 1923 году начинается официальная травля поэта: его перестают издавать. С 1928 по 1961 год в СССР не было издано ни одной его строчки. А ведь Волошин был не только поэтом, но и критиком: его научное наследие включает статьи об изобразительном искусстве Франции и России, русском и французском театре.

После революции Волошин жил в Крыму, где создал «Дом поэта». Здесь бывали сестры Цветаевы, Николай Гумилёв, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский и другие.

В Крыму с его живописными пейзажами раскрылся талант Волошина-акварелиста. «Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный – это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий – воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зеленый – растительного царства, надежды и радости бытия».

Личная жизнь литератора не менее пестра, чем его картины: первый брак с художницей Маргаритой Сабашниковой, дуэль с Николаем Гумилевым из-за драматурга Елизаветы Дмитриевой, второй брак с фельдшером Марией Заболоцкой… Детей ни в одном из союзов Волошина не было.

Максимилиан всегда много и плодотворно работал, не были исключением и последние годы его жизни. Долгое время он страдал от астмы, но в июле 1932 года заболел воспалением легких и гриппом, затем случился инсульт. Он и стал причиной смерти 11 августа 1932.

Несмотря на то, что в юности Волошин увлекался оккультизмом, в зрелом возрасте ему удалось создать стихотворения, наполненные истинным христианским мироощущением. Это стихи, воспевающие Пречистую: «Владимирская Богоматерь», «Хвала Богоматери», а также произведения на библейский сюжет «Исцеление глухонемого» и «Воскрешение Лазаря».

nonlogged