Священная поэма

Пакатский Гавриил, протоиерей
(4 голоса5.0 из 5)

Священная поэма, состоящая из девяти песней, воспетых устами Богодухновенных человеков во славу Триединого, Всемогущего, Премудрого и Преблагого Бога, переложенная в стихи священником Гавриилом Пакатским.

Песнь первая

Боговидца Моисея, народоводителя израильскаго, сочиненная им по прошествии израильтян чрез Чермное[1] море и воспетая, по его назначению, сестрою его пророчицею Мариамою и прочими искуснейшими под ее распоряжением певицами с помощью употребляемых ими музыкальных орудий в полках израильских.

(Исх. 15:1-19)

1. Поим победну песнь в гремящем ныне лице
Торжественно себя прославльшему Владыце,
Кой чудной силою египтян поразил,
Коня и всадника их в море погрузил.

2. Он есть Помощник мой и присный Покровитель,
И чувственных путей и мысленных Правитель;
Он есть Спаситель мой, и есть и будет Бог.
Я славу петь Его всегда почту за долг.

3. Сей Бог есть моего отца и Авраама;
Превозноси Его, мой дух и Мариама!
Сей Бог богов, Господь, днесь брани сокрушил,
И имя есть Его — Господь верховных сил.

4. Единым манием всемощныя десницы
Он в море опроверг надменны колесницы,
И силы, коими гордился фараон,
Шумящими от бурь покрыл волнами Он.

5. Избранных всадников, ярящихся тристатов[2],
Народа Божия лютейших супостатов,
Подобно как свинец в пучине потопил
И моря Чермнаго во узах закрепил.
Громады вод на них со всех сторон катились,
Подобно камням в глубь погрязши, опустились.
Се тако их живых пожрал готовый ад!
Се тако Бог отмстил Своих стенанья чад.

6. Твоя, о! Господи, здесь в крепости десница,
Твоя прославилась высокая здесь мышца,
Твоей десной руке сия прилична честь,
Злодеев сокрушив, избранных превознесть.

7. Ты славы множеством стер выи сопротивных
И опыт показал Твоих величий дивных;
Ты гнев послал на них, кой так их поядал,
Как будто б яркий огнь на сламу[3] нападал.

8. Где мышцы их Твои карати[4] укрепились,
От ярости Твоей там воды разступились:
И море, огустев в раздельшихся странах,
Открыло пешим путь в средине, как в стенах.

9. Приникнув, дерзкий враг успехи предвещает
И тако сам себя и воев[5] обольщает:
«Я, гнав, постигну их, корысти разделю
И пасть им от меча сей час же повелю.
Лишась мятежников, я сердце успокою
И царство укреплю моею вновь рукою,
Навек незыблемым соделаю мой трон».

10. Так в бешенстве мечтал надменный фараон
И только духом сих мечтаний напыщенный
Подвигнул силу всю в путь, верными свершенный;
Ты Духа вслед послал, о! Боже, Твоего
И морю повелел покрыть врага сего!
И се, как олово, в сей бездне погрязали,
Которые Тебе противиться дерзали,
Которые Твоих измучили рабов,
Се мертвы здесь лежат, валяясь без гробов!

11. Кто, Господи, Тебе во всех богах подобен?
Кто все Твое вместить достоинство способен?
Кто может, Господи, подобен быть Тебе,
Кой силен дать урок царей и царств судьбе?
Един Ты славишься величием святыни,
Един сияешь Ты лучами благостыни,
Един перунами[6] гремишь Ты на врагов
И чудная творишь, о! Боже, Бог богов!

12. Ты силой Твоея Владычния десницы
Так гордых поразил ревнителей денницы,
Как будто бы земля живых пожрала их,
Как будто б ужасом остались для других.

13. Не тако, Господи, не тако нас спасенных
Ты вел в стезях морских, Тобою разтворенных,
В назначенный Тобой священный тот покров,
Где послух[7] будешь Ты молитвы и даров.
Везде Ты праведным приличных воздаяний
Нам опыты являл Твоих благодеяний,
Везде Ты крепостью злодеев устрашал,
Везде любовию, как чад, нас утешал.

14. Языки внешние, сим слухом раздраженны,
Мятутся и дрожат, как будто окруженны.
Здесь филистимляне, предчувствуя урон,
В унынии сердец обносят жалкий стон.

15. А там смутилися эдомские владыки,
Тут в трепете князья и малы, и велики,
Которых основал владение Моав
И мирный положил наследию устав;
А тамо жители все руки опустили,
Как будто бы враги их в рабство обратили,
Которым Хамов сын, проклятый Ханаан,
Оставил грубый свой в позднейши роды план.

16. Но пусть теперь они робеют и боятся,
Пусть мышцы Твоея величием сравнятся
С безгласным камнем тем, кой долу пригвожден,
Да путь нам, Господи! не будет загражден
Покуду людие, водимые Тобою,
С назначенною им не сблизятся судьбою,
Пока не перейдет пустыни сей народ,
Сей новый Твоего владычества довод.

17. О! Добрый Пастырю, Твоим овцам словесным,
Ведый чрез скинию к обителям Небесным!
Введи и насади в горе сей виноград,
Что образует нам и храм, и горний град!
Введи, о! Господи, в Твое нас достоянье,
Исполни данное святым обетованье.
Введи и собери заблудших по горам
Во уготованный Твоей рукою храм!

18. О! Боже, Царь веков, владеяй временами!
Кой благость истощал в исходе сем над нами,
Котораго рукой созиждется Сион,
Котораго рукой низринут фараон;

19. Кой силой Твоея всемощныя десницы
Коней и всадников, и горды колесницы
Водами покрывал среди морских путей,
Где сухо перевел израильских людей!
Твое величество, о! Боже, безконечно,
И Царствие Твое с избранными есть вечно;
Ты Царь еси царей и вечный будешь Царь,
Тебя прославит вся словесна вечно тварь.

Песнь вторая

того же пророка Моисея пред кончиною его по повелению Самого Бога, при дверях скинии свидения всему сонму сынов израилевых внушенная, убеждающая их к памятованию Божиих благодеяний и представляющая ужасные бедствия отступающих от Бога и уклоняющихся в идолопоклонство.

(Втор. 32:1-43)

1. Тебя свидетелем, о! Небо, призываю,
Что Вышняго завет я людям открываю.
Тебя прошу, земля, принять, отверзши слух,
Что бренным возвестить велел мне Божий Дух!

2. Да слышат, с радостью глаголемых жаждая,
Как тихаго дождя на землю ожидая;
Да прийдет слово к ним, как утрення роса,
Как иней на траву, а дождь на древеса.

3. Но что мне призывать и небо здесь, и землю,
Коль в славу Божию сей труд я предприемлю?
Господне имя я всех первее призвал
И буду петь Его, как прежде воспевал.
Познайте, людие и малы и велики,
Величество сего Небеснаго Владыки,
Котораго рукой низвержен фараон,
Котораго рукой начертан вам Закон!

4. Сей Бог, Котораго мы имя призываем,
Сей Бог, на Коего не тщетно уповаем,
Котораго дела суть истинны всегда,
Котораго пути суть зеркало суда;
Сей Бог наш верен есть, лукавства непричастен,
Преправеден, Пресвят и купно Безпристрастен,
Господь сей признает за чад Своих рабов,
Коль веру сохранят, надежду и любовь.

5. Каких вы чад собой тогда изобразили,
Как веру и Закон безбожно исказили?
О! род строптивейший и развращенный род!
Поносных извергов и образ, и довод!

6. Сия ли Господу приносишь воздаянья
За все безмерные Его благодеянья?
О! буй[8], несмысленный! Не се ли твой Отец —
Спаситель, Судия, Начало и Конец?

7. Представь ты перстнаго от самого начала,
Как творчая его десница отличала!
Прейди от первых дней в его потомства род,
Где Божий возрастал и множился народ.
Пройди позднейших лет ближайши поколенья,
Везде Отец щедрот достоин удивленья,
Спроси у прадедов, и дедов, и отца,
И возвестят тебе величия Творца.

8. Как Вышний разделять языки намерялся,
Когда Адамов род приметно разширялся,
Пределы положил особыя странам,
Предназначая их в позднейший род сынам;

9. Но часть Иакова себе тогда присвоил
И быть совместником Владычным удостоил.
Израиль ужем[9] стал наследия Его,
А вы — стяжанием владыки своего.

10. Представь пустыню ту ужасну и безводну,
Незнаемую вам, обширну и безплодну,
Где жажда, зной и глад все силы ослаблял,
Кто вам потребная в то время доставлял?
Кто вас руководил чрез путь вам неизвестный?
Кто зрак ваш просвещал душевный и телесный,
Как зеницу очес везде вас наблюдал?
Не Тот ли, Кто и вас, и целый мир создал?

11. Подобно как орел быстрейшими крылами
Поверх гнезда парит над юными орлами
И, взяв на рамо их, на высоту летит,
Да тем птенцев своих к летанью подустит.

12. Носил на раме вас чрез путь сея пустыни,
Господь руководяй к горе Своей Святыни;
Он ваших был Один блюстителем шагов,
И не было иных при вас тогда богов.

13. Господь могуществом всесильныя десницы
В ту землю вас привел, где множество пшеницы,
Где жита сельнаго вас туком насыщал
И мед вам, и елей из камней сообщал.

14. И только ли сия земля приносит даней
Для ваших алчущих роскошнейших гортаней?
Се масло кравие[10], млеко ея овец
Вкушает без цены и сын ваш, и отец!
Тук агнцев и тельцов ядите упитенных,
И козьих чад, млеком единым упоенных,
И гроздий сладостных пиете нежну кровь.
Се тако удивил Господь на вас любовь!

15. Толиких благ Его с избытком насыщенный
Что Богу воздает Иаков[11] напыщенный?
Разнежась, распустясь, Творца оставил он,
Забыл Спасителя и весь Его Закон.

16. Сугубо Вышнему соделал оскорбленье
Иаков чрез сие от Бога отступленье:
Оставя своего, чужим богам служил
И веру, и Закон на мерзость преложил.

17. Он жертвы приносил бесам на место Бога,
Богам неведомым, творениям худога[12],
Сам новы божества вводить он начинал,
О коих из отцев никто еще не знал.

18. Кого ж оставил ты, о! роде развращенный!
Кого ты позабыл, Израиль пресыщенный?
Тебя родившего оставил ты Отца,
Забыл Питавшего, подобно как птенца.

19. Толиких будучи свидетель развращений,
Ревнитель именем и страшный Бог отмщений,
Возревновал на сих и юношей, и дев
И праведный излить готовится Свой гнев.

20. Он так Свое изрек на них определенье:
«Я отыму от них Мое благоволенье
И посмотрю на сей сынов безверных род,
Какой имеет быть нечестия их плод.

21. Сей род Меня уже не Богом почитает,
Когда иных богов себе изобретает,
И ревностный Мой гнев во Мне воспламенил,
Но как не весь ко Мне он верность изменил,
То Я с ним поступлю не как с Моим языком[13],
Но как мятежникам во множестве толиком
Всю ярость Моего меча Я обнажу,
А верных часть Моих к избранным приложу.

22. От ярости сея огонь воспламенится,
До ада пламень сей на них распространится
И землю попалит, и жита все поест,
И основания высоких горних мест.

23. Вся злая соберу на месть сего народа,
Какия изрыгать могла б на них природа,
Все стрелы распущу из рук тогда на них,
Карая дерзостных изменников Моих.

24. Я глад на них пошлю и язвы смертоносны,
Воздушным птицам в снедь дам трупы их поносны.
Лесным зверям велю зубами их терзать,
А гадам и зверям повсюду угрызать.

25. Отвне Я поражу кровавыми мечами,
А в доме наведу им ужас пред очами
На юношей и дев, на старцев и детей,
Как будто бы везде сретали зрак смертей.

26. По свойству прав Моих, и вечных, и свободных,
Хотел бы изтребить их память в земнородных;

27. Когда б не ведал Я, что сей Мой гнев и месть
Воюющий на них себе припишет в честь,

28. Не зная свойства толь безпечнаго народа,
Которому так мстит и Бог, и вся природа,
Что род сей никогда о том не помышлял,
К чему его Отец Небесный направлял.

29. О! естьли бы искал он мудрости совета!
О естьли б проникал условия завета!
Он знал бы следствия его свободных дел.
И кто назначить мог всем жизненный предел?

30. Кто мог бы так чужой располагать судьбою,
Чтоб тысячу один разил их сам собою,
А двое гнали тьмы врагов своих во след,
Когда не Сам Господь их в руки предает?

31. Коль Богу нашему их боги суть неравны,
Коль самые враги не хитры и не славны,
Коль знают и они, что тщетен был бы труд,
Когда бы не подпал под Мой Израиль суд.

32. Сей дикий виноград есть виноград содомский,
И розги онаго останок суть гоморский,
Гроздь желчи, гроздь его есть горести довод,
Которым упоен распутный сей народ.

33. Вино их ярость есть лютейшаго дракона,
Яд аспидов, губяй наследие Сиона,
И всех бы отравил Моих избранных чад,
Когда б не положил Я дерзости преград.

34. Я в памяти Моей всегда сие имею
И как в сокровищах нетленных печатлею,
Но в день отмщения воздам Моим врагам,
Когда случится их преткнутися ногам».

35. Я духом зрю сей день скорее приближенным,
Чем верит сей народ всем казням предложенным,
В кой строгий суд Господь на род сей наведет,
Избранных же Своих от бедствий соблюдет.

36. Как все мятежники в унынье погрузились,
Как тысячи смертей на них вооружились,
Как, руки опустя, сретали свой конец,
То Бог богов Господь, Отмститель и Творец,

37. «Где боги ваши, — рек, — на коих уповали,

38. Которых ели тук и их вино пивали?
Пускай предстанут здесь и месть остановят,
И покровительми себя для вас явят!

39. Познайте, людие! Познайте ныне ясно,
Что Богом Я един зовуся не напрасно,
Что нет подобных Мне нигде богов иных
Во областях Моих небесных и земных,
Что власть имею Я губить и оживляти,
Что Я един могу разить и исцеляти.
Никто из рук Моих не может исхитить,
Кому благотворю или хочу отмстить.

40. Се руку Я Мою подъяв к верхам денницы,
Клянуся именем могущия десницы,
Что ныне Я живу, и присно, и во век», —
Так, истину сию внушая, Вышний рек.—

41. «Я меч Мой изощрю, как молнию блестящу,
И суд восприиму в десницу нескользящу.
Воздам Я месть врагам, как должну мзду трудам,
И ненавистникам сторицею воздам.

42. Я стрелы упою кровями пораженных,
А меч насыщу Мой мясами низложенных;
Тех жадность утолит кипящей крови ток,
Погибелью врагов сей кончит свой урок».

43. Воспойте, небеса и ангельские лики,
Величия сего Всемощнаго Владыки!
Воздайте честь Царю превыспренних кругов
Прославльшему Себя победой на врагов!
Хвалите Господа с людьми Его языцы!
Кой силой Своея владычния десницы
Привлечь имеет вас в Свой некогда покров,
Кой тако отмщевать готов невинных кровь;
Кой руку так на месть злодеев утверждает,
Да верный род от их тиранства не страдает,
Да всюду вознесет Своих избранных рог
И будет Он един во всех языках Бог.

Песнь третья

пророчицы Анны, матери пророка и первосвященника израильскаго Самуила, воспетая ею по разрешении ея безчадства и приведении во храм Господень по ея обещанию богодарованнаго ей младенца, изображающая благость Божию к нещастным, с кротостию к Нему прибегающим, строгость Вышняго на гордых, Божию премудрость, всемогущество, провидение, благодарность ея к Богу за оказанные Им благодеяния.

(1Цар. 2:1-11)

1. Коль радостный восторг мой дух предвосхищает,
Что сердца моего ничто не возмущает!
Кто рода моего возвысил ныне рог?
Кто на врагов моих уста отверзть мне мог?
Кто всех наветников пресек внезапно злобу?
Не Тот ли, Кто отверз неплодную утробу?
Не Ты ли, Господи! лучом щедрот блеснул,
Чтоб мой унылый дух с весельем воскреснул?

2. Кто, Господи! Твои измерит совершенства,
Виновник бытия и нашего блаженства?
Ты Свят и Праведен. Тебя святее нет,
И равнаго Тебе найти не может свет!

3. Никто здесь не хвались талантов высотою,
Ни велеречием, ни мыслей быстротою!
Коль Бог всеведущ есть, то смертных тщетен суд
И тщетен без Него начатый ими труд.

4. Се ныне сильных лук пред Ним изнемогает,
Безсильных же рука их долу низлагает!
Кто крепости Его противиться дерзнет?
И кто от рук Его лукавством ускользнет?

5. Се ныне сытые истаяли от глада,
У коих не могли прожить избытков чада!
А коих, напротив, томил нещадный глад,
Довольствуются всех обилием проклад[14].
И кто же есть виной толь чудных нам явлений?
Не Бог ли, Кой везде достоин удивлений,
Кой, щастья колесо вращая вниз и вверх,
Соделал очередь особую для всех.
И се неплодная плодом обогатела,
А многочадная отныне оскудела!
Я опытом сие дознала над собой.
И кто ж Владыка есть над нашею судьбой?

6. Господь, Кой жизнию и смертию владеет,
Кой силу умерщвлять и оживлять имеет,
Кого возхощет Он низринуть в самый ад
И паки возведет в наследие отрад.

7. Господь убожества ярмом отягощает,
Господь обилие богатства сообщает,
Господь надменнаго смиряет гордый рог,
А духом кроткаго возносит выше Бог.

8. Господь Сей от земли убогаго возводит,
Господь Сей нищаго на гноищи находит,
Возводит на престол, подобно как царей,
Дая со славой им правления людей.

9. Господь молящихся святым обетам внемлет
И приносимый дар отечески приемлет,
Щастливой праведных благословит судьбой,
Чего б никто не мог достигнуть сам собой.

10. Господь все вражии оружия ослабил
И тем торжественно рабу Свою прославил.
Я вечно буду петь: Господь и Бог мой Свят,
Да пения сии восторг мой изъявят.
Среди толиких я священных восхищений,
Среди особенных от Бога утешений
Могу ли позабыть мне вверенный залог
И не открыть того, что завещал мне Бог?
Чтоб сильный силою своею не гордился
И не мечтал бы так, что с нею он родился,
Или искусством сам себя к ней приучил,
А не от Господа сей дар он получил.
Богач не хвастал бы, что все его именье
Есть силы и ума его произведенье,
Но Дателя его за то бы похвалял
И яко Божий дар на прочих разделял.
Но каждый только тем единственно б хвалился,
Когда в познании он Бога умудрился,
Когда б святый Закон он в точность разумел
И правду бы и суд в делах своих имел.
Сия глаголавый рабою днесь Своею
Господь владеяй есть и небом и землею,
Кой в славе Божества превыше звезд сидит
И на врагов Своих перунами гремит,
Кой судит и судить вселенную явится
И гневом праведным на них воспламенится,
А верных царство в век уставит и спасет,
И рог Христа Его преславно вознесет.

Песнь четвертая

пророка Аввакума, изображающая усердное пророческое к Богу предстательство о иудеях, предвещание о пленении вавилонском и освобождении из онаго, праведный гнев Божий на беззаконных, великое милосердие Его к обращающимся грешникам и страшное отмщение гонителям благочестивыя Церкви.

(Авв. 3:1-19)

1. Я прежде, нежели израилевы чада
Лишились своего наследственнаго града,
И прежде, нежели осиротел Сион,
Отдав на жертву их халдеям в Вавилон[15],
Твоим, о! Господи, водимый ныне Духом,
Услышав странный к нам[16] приход Твой бренным ухом,
Как будто изступлен, от страха весь дрожу
И, зря Твои дела, во ужас прихожу,

2. Что познан будеши[17] среди двоих животных,
Спасаяй пленников от тяжестей работных,
Что помня данный Твой их праотцам завет,
В течении Тобой определенных лет
Явишь величие Божественныя славы
И выю сокрушишь надменныя державы.
Увидев же Твоих раскаяние чад,
Их с миром возвратишь в отечественный град.
И мой смущенный дух от страшных угрожений
Возникнет от живых надежды вображений,
Как в гневе помянешь о милостях Твоих,
Которы обещал Ты верным предкам их,

3. Что придет Бог богов с превыспрянняго круга,
Бог Страшный и Святый, являясь к ним от юга,
С горы, которую лес частый осенял[18],
Где смерть[19] вторую Ты от смертных отклонял.
Какие ж чудеса гора Синай являла,
Что к южной стороне от Сеира[20] стояла,
Как Бог Святый на ней закон Свой издавал
И славу Божества под облаком скрывал?
Как вся гора сия горела и дымилась,
Не целая ли твердь небесная затмилась?
Как Он бросал и гром, и молнии из мглы,
Не вся ль Ему земля воспела похвалы?

4. Сияние Его тот свет превосходило,
Который подает дневное нам светило.
В руках Своих тогда Он роги обносил,
В которых замыкал владычних крепость сил.

5. И слово при ногах Грядущаго вращалось,
Которым все Его хотенье совершалось.
Заразы перед Ним стремительно текли
И смерть с погибелью на месть врагам влекли.

6. Всемощный, став тогда на месте превысоком,
Измерил землю всю величественным оком,
Воззрением Своим языки устрашил
И гор там, и холмов вершины сокрушил.
Так вечно шествуяй, любезному народу
Повсюду открывал в пути его свободу,
Так всех тиранов им под ноги покорил
И их селения и кровы им дарил!

7. За пагубныя сих народов развращенья
И за несносныя евреев удрученья
От ига рабскаго преславно свободил
И в Хананею их как вождь препроводил.
Здесь ефиопскую разил несметну силу,
Израильских врагов предав Гофониилу[21],
Там Гедеоновой Он крепостью руки
Все мадиамские в конец разбил полки.

8. На суше славен Ты и славен над водами,
О! Боже, шествуяй предвечными следами!
Но я дерзну спросить Тебя, царей Царя:
На реки ль гневен Ты, иль гневен на моря,
Что двигались они, бежали и боялись
И, видевши Твой зрак, как будто изумлялись?
Ах! Нет, о! Господи, един Твой есть предмет
Провесть Своих сынов свободными от бед.
Ты[22], вседши на коней, соделал им спасенье
И в чудное привел язычников смятенье,
Где, видя, Господи, священный Твой кивот,
Вострепетали вдруг громады быстрых[23] вод.

9. Сугубой силою Ты лук Свой напрягая,
Гонителям отмстил, народ Свой сберегая,
И как Ты клялся Сам их предкам и отцам,
Реками разделил всю землю их птенцам.

10. Взирая на сие, не токмо человеки,
И горы поболят, и все моря и реки,
Как будто бы они сбиралися родить,
Как Ты благоволил их мимо проходить.
Изсякли пропасти, глас бездны издавали,
Надменны высоты вверх руки воздевали,
И волны, огустев по обоим сторонам,
Сухий открыли путь израильским сынам.

11. Там солнце[24] и луна вождю повиновались,
Где стрелы все Твои, как молнии, взвивались,
Как яркий солнца луч, блистало копие,
Пока не кончилось отмщение Твое.

12. Ты с бранию вступал в пределы хананеев[25]
И с яростью губил язык сей, как злодеев,
Престолы опроверг и каждый твердый град
В наследие Своих оставил верных чад.

13. Пришел Ты, Господи, спасти Твоих избранных,
Спасти помазанных, Тобою увенчанных;
А нечестивых род так гневно поражал,
Что ярости Твоей никто не избежал.
Вложил Ты смерть в главы[26] презрителей закона,
Начав от первенца изчадий фараона.
От ног до выи их, как узами, сковал,
Когда Ты язвами египтян покрывал.

14. Надменных силою до крайних изступлений
Карал и погублял среди злоумышлений
Царя, и ратников, и знатных их вождей,
Стремглав гонящихся во след Твоих людей,
Что бурным вихрям их подобно устрашали
И так легко напасть на них соображали,
Как будто б в тайне кто убогаго снедал
Или на врабия[27] орел бы нападал.

15. В то время Ты навел коней Своих на море,
И воды, огустев, стенами стали вскоре,
В средине их открыв свободный пешим ход,
Где шествовал Тобой спасаемый народ.

16. Мой дух[28] вострепетал от чудных сих явлений,
Язык не двигался вещать Тебе хвалений,
И весь костей моих состав во мне дрожал,
Согнившим чрево я в себе воображал.
Но твердой на Тебя надеждой подкрепляясь,
Почию я в день зол, желаньем воскриляясь,
На месте странствия сих пленных созерцать,
Чтоб мрак унынья их точнее проницать[29].

17. При наступленьи сих тиранских нападений
Колико на земли явится оскудений!
Престанет разцветать смоковница тогда,
А виноград не даст ни бегов, ни плода,
Ни влагой масличны древа не разботеют[30],
И паствы и поля травами оскудеют;
Разграбятся стада с овцы и до козла,
От яслей отрешат наветники вола.

18. Мой дух, от перстнаго состава отделенный
И в радость Господа отсюду преселенный,
Возвеселится в Нем и Спаса[31] воспоет,
Кой здесь надежду мне и тамо подает.

19. Господь же[32] мой и Бог, хвала моя и сила,
Возвысивый на твердь небесныя светила,
Да даст стопам моим еленей быстроту
И мой да совершит полет на высоту.
Да вняв смиренному раба Его моленью,
Скорее поспешит окончиться плененью
И чад любезному Сиону возвратит,
И пение мое пред ним да освятит.

Песнь пятая

пророка Исаии, изображающая гонения и бедствия воинствующия Церкви и убеждающая христиан к твердому упованию на покровительство своего Искупителя.

(Ис. 26:9-21)

9. За утренню зарю глубоку нощь щитаю,
Как духом я к Тебе, о! Боже, возлетаю.
Твой праведный Закон дневный есть бренным свет,
Внушая истину, он к небу их зовет.

10. Когда б нечестия вонями зараженный
Жил милостью одной от Бога награжденный,
Он правых на земли деяний бы не знал
И поправлять себя отнюдь не начинал,
Но как свинья всегда валяяся во блате[33],
Как в царской бы осел вращаяся палате,
В пороках бы своих он век закосневал,
Суд Вышняго, и страх, и долг свой забывал.

11. Ты славою блеснешь высокия десницы,
Но света не вместят закрытыя зеницы,
Языки ж разных стран, открывши взор очес,
Приимут с радостью сей новый дар небес.
Возжженны ревностью за оным устремятся
И с верою к Тебе, о! Боже, обратятся;
Упорным же врагам рука Твоя воздаст,
И всех противников нещадный огнь пояст.

12. О! Боже, нам посли Твой мир благословенный,
Да вера наша плод приносит совершенный,
Да совесть наша тот предчувствует покой,
Что прежде век Твоей назначен нам рукой.

13. О! Господи, воззри на нас, Тебе служащих,
Воззри на сонм богов, за то на нас шипящих,
Что имя призывать навыкли мы Твое.
О! Боже, сохрани наследие Свое!

14. Не могут мертвые ни сами встать собою,
Ниже[34] врачей своих искусною рукою.
Ты, Боже! тако сих тиранов истреблял,
Что памяти об них нигде не оставлял.

15. С толикой славою злодеев низвергаешь,
С толикой славою языки прилагаешь;
Но славу Ты сию, о! Боже, продолжи
И верных Ты язык к языку приложи.

16. К Тебе, о! Боже, мы в прискорбиях взираем,
К Тебе единому мы руки простираем;
Твоя отеческа, о! Господи, нам казнь
Есть сердца нашего надежда и боязнь!

17. Как детища жена имущая родити
В мучениях своих не может не вопити,
Так мы, о! Господи, в злощастии своем К Тебе,
Спасителю, с надеждой вопием!

18. Под бременем креста хотя мы удручались,
Но как, рождая дух, мы только напыщались
И не родили мы спасения земли,
Чтоб жители ея во гробища не шли.

19. Не тако, Господи! не тако нас рождаешь,
Но перстных восприяв, безсмертьем награждаешь!
Воскреснут мертвии, возстанут их тела
Прославить чудныя Твои во век дела;
Как травы на полях росою оживленны,
Так силою Твоей останутся нетленны;
Как солнца действием подъемлется роса,
Избранных Ты Своих возмешь на Небеса;
Но чада перстнаго не быв в Твоей утробе,
А закоснев в своем нечестии и злобе,
Не к небу восперят, но долу ниспадут,
Подобно, как во гроб, во ад на век пойдут.
Ликуйте, Божии избраннейшия чада,
Которым предлежит известная отрада!
И ты, греховным сном уснувший, пробудись
И верою святой и правдой возродись!

20. Сии вещания в сердцах напечатлейте,
Природе общий долг платить вы не робейте;
Идите с миром вси во храмины земны
И, двери затворив от каждыя страны,
Почийте мало там на ложах безопасно,
Пока не узрите реченнаго вам ясно,
Пока не кончит всех намерений Творец,
Пока не примет вас в объятия Отец!

Песнь шестая

пророка Ионы, воспетая им во чреве китове и написанная по извержении его китом на берег, изображающая чудное Божие попечение о спасении человека, силу молитвы, плоды истиннаго покаяния и твердаго на Бога упования.

(Ион. 2:3-11)

3. Тебя, о! Господи, я в скорби призываю,
К Тебе во гробе сем я руки воздеваю,
К Тебе из глубины я сердца вопию:
Услыши, Боже наш, молитву днесь мою!
Пасый Израиля и сохраняяй чада,
Живаго мертвеца изми из чрева ада!
Владыка живота и смерти тварей всех,
Реши мою судьбу, омыв водою грех!

4. Низринут в глубину морскаго сердца ныне,
Я в смертном корабле ныряю по пучине;
Все реки на меня и моря высоты
Возносят гордые со всех сторон хребты.

5. В толь странном влаяся[35] и страшном потопленьи,
Вещал я сам в себе, как будто в изступленьи:
Уже отвержен я от Божиих очей,
И больше не узрю я солнечных лучей.
Представив я в себе изгнаннаго Адама,
Скорбел, что не могу Его увидеть храма,
Что не могу пред Ним колена преклонить
И гнева Божия на милость пременить.

6. Поверхность вод морских всей тяжестью давила,
А средняя их часть во внутренность входила;
В разселинах морских я должен был нырять
И тем поспешнее кончину предварять.

7. Вращаясь в бездне сей толико неизвестной,
Я думал, что живу в такой темнице тесной,
У коей вереи[36] навек укреплены,
И вытти из нея нельзя в края земны.
И паки умолял Сотворшаго светила,
Дабы рука Его отсюду исхитила.
По множеству Его отеческих щедрот
Да не изтлеет мой безвременно живот.

8. Мой дух почти уже от тела разлучался,
Я, помня Господа, к молитве обращался,
О! Боже мой, — я рек, — мой дух прими Ты Сам,
Молитва же моя да взыдет к Небесам!

9. Язычники служа бездушным истуканам,
Вдаются суетным гадателей обманам;
Не зная истинных спасения стезей,
Не ищут милости, о! Господи, Твоей.

10. Я Промысл, Боже, Твой и в бездне признавая,
Пожру[37] Тебе хвалу, обеты воздавая;
Со гласом радости Тебя я воспою,
Да душу свободишь от смерти днесь мою.

Песнь седьмая

трех иудейских отроков Анания, Азария и Мисаила, халдейски ж нареченных Седраха, Мисаха и Авденаго, воспетая ими в пещи, огнем пламенеющей и седмерицею разжженной, но их нимало не повредившей, изъявляющая безпредельное Божие всемогущество и премудрость в сохранении Своих избранных, безприкладное мужество и непоколебимость в вере истинных Его подвижников и знаменитое верных торжество над нечестивыми.

(Дан. 3:26-57)

26. «Благословен еси, о! Боже предков наших,
Решивый пламенем заклепы уз тягчайших!
Кой слышит похвалы от уст небесных сил,
Кой славу имени во век провозгласил.

27. Ты праведен для нас во всех Своих деяньях,
Ты в казнех Судия, Отец в благодеяньях,
Все истинны дела и праведны пути,
Обид в Твоих судах никто не мог найти.

28. Все бедствия сии и вражии налоги
Суть правды Твоея вернейшие залоги,
И все, что Ты навел со гневом к нам Своим
На наших град отцев, святый Ерусалим,
Святыя истины поверил очесами
И строгаго суда развесил Ты весами.
За наши Ты грехи сия на нас навел,
Чтоб дерзким положить неистовствам предел.

29. Мы, веру изменив любезнаго Сиона
И целость разорив святейшаго Закона,
Отстали от Тебя, о! Боже, всех Творец,
И начали блуждать по образу овец.

30. Заветов мы Твоих и слышать не хотели,
А помнить и хранить и в мыслях не имели.
Едва ли кто об них так свято разсуждал,
Что сими наше Ты блаженство назидал.

31. Каких же мы иных достойны воздаяний,
Презрители Твоих Владычних оправданий?
Не праведно ли нас повинных осудил
И не законно ли вся злая наводил,

32. Что в руки предал нас, злодеев беззаконных,
К мятежам, ко вражде, не к дружеству наклонных,
Чтоб сей неправедный и злейший в свете царь
Бичем своим карал неблагодарну тварь?

33. Не сами ли себе уста мы заградили?
Не сами ли себя пред светом осудили,
Коль всем наносим мы безчестие и студ,
Которые Тебя, о! Боже, верно чтут?

34. Се тако наше мы безстудство признавая,
Се тако пред Тобой себя окаевая,
К Тебе, о! Господи, умильно вопием:
Не отвратись от нас во гневе Ты Своем,
Не попусти врагам в конец нас поглотити,
Но поспеши от уст тиранских исхитити,
И ради имени святаго Твоего
Не отыми от нас завета Своего.

35. Но Авраама для любимаго Тобою
Щастливой паки нас благослови судьбою,
И милости Твоей не отыми от нас,
Услышав жалостный его потомков глас!
Для вернаго Тебе, о! Боже, Исаака
Не отврати от нас отеческаго зрака
И за Израилев святый и кроткий нрав,
Подъяв смиренных нас, в пути Своя направь!

36. Воспомяни Твое на них благословенье,
Что Сам Ты клялся их умножить поколенье,
Как звезды, что блестят в превыспренних полях,
И, как песок морей, лежай на их краях!

37. Но где суть, Господи! несчетныя их чада
Останкам снятаго подобны винограда?
И те по всем странам, как труп, расхищены
И рабства узами за грех свой слячены[38].

38. Лишились князя мы, лишилися пророка,
Лишилися вождя от запада с востока;
Ни всесожжения, ни жертвы нет у нас,
Приносов нет Тебе, и огнь святый погас.
Кадильных мы не зрим курений фимиама,
Ни олтарей святых, ни скинии, ни храма,
Где жертвы и хвалы могли бы принести
И милости Твои на нас приобрести.

39. Едино только мы имеем приношенье:
Стенящих пред Тобой душ наших сокрушенье
И дух в уныние от скорбей погружен.
Сия от нас прими как дар всесовершен!

40. Как жервы из овнов и юнцев[39] заколенных,
Как агнцев тысящи с избытком утучненных,
Так жертва наша днесь да будет пред Тобой,
И скудость оныя дополни Сам Собой!
Мы благостью Твоей, о! Боже, подкрепляясь,
Парим на высоту, надеждой воскриляясь,
И верим, что ея криле Ты утвердишь
И уповающих на Тя не постыдишь.

41. Водимы страхом мы, с надеждой сопряженным,
Готовы следовать стезям Твоим священным;
В законы нашего приникнувши Творца,
Поищем Твоего в зерцале сем лица.

42. Молясь, дерзаем мы, дерзая же, боимся,
Да скользкою ногой ступив, не постыдимся.
По многой милости и кротости Твоей,
О! Боже, подкрепи колеблемых людей

43. И силой Твоея чудесныя десницы
Изми нас из руки надменнаго денницы.
Даждь славу имени Святому Твоему.
О! Господи, вонми молению сему,

44. Да род враждебный нам внезапно посрамится
И плена своего рукою постыдится,
Да крепость силы их безсильны сокрушат,
И зайцы робкие сих тигров устрашат.

45. Да узрят из Твоей десницы укрепленной
Что Бог еси един толь славен во вселенной,
Что мог Своих изъять у сильнаго из рук
И слабой их рукой ослабить сильных лук».

46. В течении сего их с Богом разговора,
По воле гордаго Навуходоносора,
Служители его горящую ту пещь
Как можно более старалися разжечь,

47. И навфой[40], и смолой огонь сей раздражали,
Изгребия и хвраст[41] с подгнетою мешали;
Возвышен пламень был на пятьдесят локтей,
Как злейших скопище со всех сторон смертей.

48. Но пламень сей на тех единственно ярился,
Кто ближе подступать с подгнетами стремился;
Царя земнаго слуг он только пожигал,
От Божиих рабов и сам он содрогал.

49. Сошедший Ангел к ним, певцов оберегая,
И сильный пламень сей от оных отторгая,
Как цветник, пещь сию росою охладил
И Вышнему в ней храм случайно учредил.

50. Се зрите, как огонь природу забывает,
Кой вместо жжения лишь только одевает
Тех внуков перстнаго, носящих тленну плоть,
Которых сохранить восхощет сил Господь.

51. Огня стыдливаго объемлемый волнами
Весь троичный сей лик едиными устнами,
Торжественно поя, Творца благословлял,
Хвалил и чествовал, и тако прославлял:

52. «Благословен еси, о! Боже предков наших,
Пославый во огни прохладу рос сладчайших,
Котораго поют земля и небеса,
Котораго весь мир возносит чудеса!
И имя в век Твое вся тварь да восхваляет,
Которо славою и святостью сияет,
Котораго огонь стыдится и дрожит,
Котораго вода трепещет и бежит!

53. Благословен еси Живый во храме славы,
В руце Котораго земныя суть державы!
Пускай Тебя поет во век избранных род,
Что так преславно Ты спасаешь Свой народ.

54. Благословен еси на бездны призираяй,
На суше и в морях врагов Своих караяй,
На херувимех же, поющих Тя, седяй
И с тмами ангелов вселенную судяй!

55. Благословен еси Седящий на престоле,
Со славою Твоей, приличной царской воле,
Куда и верных Ты зовешь Своих рабов,
Подобно как отец являя им любовь!

56. Благословен еси на тверди Ты Небесной,
Который воскресишь по смерти нас телесной,
И верных Ты собрав архангельской трубой,
Возмешь туда навек соцарствовать с Тобой!»

Песнь осьмая

тех же трех отроков, изображающая безпредельную благость Божию в создании всех тварей для человеков, показующая особенное Божие о верных Своих попечение и готовую им помощь и убеждающая их к благодарности.

(Дан. 3:57-91)

57. Хвалите Господа, все рук Его творенья,
Воздайте вечныя Ему благодаренья!

58. Хвалите, ангели, и пойте в век Творца
И светов мысленных почтите в Нем Отца!

59. Хвалите, небеса, Всесильнаго Владыку
И славу каждому поведайте языку!

60. Хвалите, воды, все, что выше суть небес
И пойте Божиих величие чудес!

61. Хвалите Господа, превыспренния силы,
И солнце и луна, великия светилы,

62. Прославьте и во век сияние доброт,
Нося подобие Божественных щедрот!

63. Хвалите Господа, вся звезды и планеты,
Лиющия на нас безчисленные светы!

64. Хвалите Господа, дожди все и роса,
И к вечным пениям направьте голоса!

65. Хвалите Господа, вси духи, огнь и вар[42],
Нося Божественный в пределы смертных дар!

66. Воспойте Вышняго, составя общий лик,
Да всяк Его за вас превознесет язык!

67. Хвалите Господа, и теплота, и хлады,
Являющие нам различныя отрады!

68. Хвалите Господа, и росы, и иней,
И пойте в век Его до окончанья дней!

69. Хвалите Господа, и дни, и мрачны ночи,
Что просвещать даны или покоить очи!

70. Хвалите Господа, и свет, равно и тьма,
И пойте Вечнаго изящество ума!

71. Хвалите Господа, и льды, и мразы крепки,
Составя легкий путь чрез все обширны реки!

72. Хвалите Господа, и снеги, и сланы[43],
И пойте в век Его любовь на вся страны!

73. Хвалите, облака и молнии с громами,
Являя крепость сил Владеющаго вами,

74. И ты, земля, хвали и вечно воспевай
Ведущаго жильцов чрез твой в Небесный рай!

75. Хвалите Господа, и холмы все, и горы,
Что восхищаете собою смертных взоры!

76. Хвалите Господа и вы, земны плоды,
Поя источника животныя[44] воды!

77. Хвалите Господа, источники смиренны,
И реки, и моря, волнами разъяренны!

78. Всю бездну милости превозносите в век
Содетеля морей, источников и рек!

79. Хвалите Господа, несчетны вод породы,
Хвалите Господа, и птиц воздушных роды,

80. Прославите Его в безмолвии своем,
Что Он вас одарил нас ради бытием!

81. Хвалите Господа, скоты земны и звери,
Свободны в жизнь сию Отверзшаго вам двери!

82. Хвалите Господа, Адамовы сыны,
И пойте в век Его, что всем предпочтены!

83. Хвалите Господа, питомцы Иудеи,

84. Воспойте нову песнь, Господни иереи,
Воздайте Вышнему благодарений плод,
Превознося Его от рода в поздний род!

85. Хвалите Господа, вси людие отныне
И души праведных, почивших во Святыне!

86. Прославите Его изяществом услуг,
Да к предкам приложась, взойдете в горний круг!

87. Хвалите Господа, святые здесь смиренны,
Но силой Вышняго внезапу ободренны!
Хвали, Анания, Азарий, Мисаил,
Превознося во век Владыку горних сил!

88. Хвалите Господа и сердцем, и устнами,
Толь дивны милости Сотворшаго над нами,
Кой сильною рукой изъял Своих рабов
Из смертных челюстей, из адовых зубов;
И из среды огня и пещи распаленной,
Высоким пламенем отвсюду обведенной,
Избавил, свободил по благости Своей,
Подобно как орел на рамо[45] взяв детей.

89. Хвалите Господа и в век превозносите,
И вашим вся сия потомкам возвестите,
Что благ и милостив во веки предков Бог,
Кой так Израиля избавить ныне мог!

90. Хвалите Господа и в век превозносите,
Которые всегда Его усердно чтите,
И всем поведайте, что Он есть Бог богов,
Что благ и милостив пребудет в век веков!

Песнь девятая

Преблагословенныя Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа, и дяди Ея, пророка и первосвященника Захарии, изображающая Божию благость, правосудие, всемогущество и верность Его обещаний и убеждающая истинных христиан к благодушному Его милостей ожиданию, к изъявлению достодолжныя Ему благодарности и к познанию собственнаго нашего ничтожества.

(Лк. 1:47-56,68-79)

47. Я духом Господа пою и величаю
И радость велию на сердце ощущаю.
Се ныне с нами есть спасти пришедый Бог;
Я радости сея ношу в себе залог.

48. Се на смиренную рабу Он призирает!
И Матерью Меня Предвечный избирает!
Отныне ублажит Меня весь перстных род,
Превознося во век Моей утробы Плод.

49. Сей чести не Сама достигла Я Собою,
Но Сильнаго она доставлена рукою.
Он есть величия виновник Моего,
И свято во устах всех имя есть Его.

50. Он милости Свои, как рек текущих воды,
По праву Своея Владычния свободы
Из рода в правых род преемственно ведет,
Кой с трепетом Его Закон святый блюдет.

51. Он мышцею Своей державы устрояет
И гордые мечты надменных раззоряет;
Смиренным же дает Свою Он благодать;
И кто бы мог Его советы угадать!

52. Престолы низложил Он силой напыщенных,
Смиренных же вознес, дотоле удрученных,

53. Он алчущих снабдил обилием благих,
Богатых же лишил имуществ дорогих.

54. Воздвиг Израиля, подъяв его на раму,
Воспомянув обет и милость к Аврааму,

55. Которым клялся Он его умножить чад
И не лишить во век спасительных отрад.

68. Благословен Господь, в щедротах неоскудный,
И Бог Израилев, святый и правосудный,
Кой ныне посетил озлобленных[46] людей
И, рабства узы сняв, права им дал детей,

69. Кой клялся истиной Давиду Сам дотоле,
Что чрева плод его возсядет на престоле!
Той клятвы сбытие показывая, Бог
В дому Давидове воздвиг спасенья рог.

70. И тако всех святых пророков предсказанья,
Какия слышали с начала мирозданья
О вожделеннейшем Избавителе Сем,
Оправданныя зрим своим событием.

71. Он есть и будет нам от всех врагов Спаситель,
От всех гонящих нас надежный Защититель;

72. Да милость Он Свою на предков помянет
И вечно соблюдет священный Свой завет;

73. Где клятвой утвердил и те предположенья,
Чтоб Авраамовы позднейши порожденья,

74. От страхов вражиих и всех избавясь бед,
За праотцем своим всегда текли вослед,

75. Чтоб верою святой и правдой отличались
И так бы пред лицем Господним обращались,
Чтоб крепкаго путем гостилища сего
На лоно праотца достигли своего.

76. И ты, мое дитя, как возрастом преспеешь,
Пророком Вышняго в сих людях быть имеешь,
Имеешь пред лицем Господним предыти,
Да уготовиши грядущему пути.

77. Да покаяние сим людям одобряя
И о пришедшем их Мессии уверяя,
Спасение познать яснее убедишь
И отпущение грехов провозвестишь.

78. Да не впадут в сие неистовое мненье,
Что сами заслужить могли они спасенье,
Но да уверятся, что сей священный дар
Отеческия к нам любви являет жар,
Что Сей Избавитель, предвечной Солнце правды,
Из недр Отеческих для нашея отрады
По милости Своей Свой долу зрак склонил
И светом Божества нас бренных осенил.

79. Как в сени смертной Он или во тьме седящих
В нощи невежества от ужасов стенящих,
Небесной истины лучами озарил
И путь к душевному спокойству отворил.
См. также «Канон покаянный святителя Андрея Критского в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского»

Примечания

[1] Красное море. Прим. ред.

[2] Тристат (греч.) — начальник конных египетских полков. Прим. ред.

[3] Слама (ц.-сл.) — солома. Прим. ред.

[4] Т.е. «Где Всемогущая сила Твоя укрепилась их карать». Прим. ред.

[5] Воинов. Прим. ред.

[6] Т.е. молниями. Прим. ред.

[7] То же, что свидетель. Прим. ред.

[8] От буий (ц.-сл.) — в данном случае ‘глупый, дерзкий’. Прим. ред.

[9] Уже (ц.-сл.) — в данном случае ‘часть, доля’. Прим. ред.

[10] Коровье. Прим. ред.

[11] Т.е. потомки патриарха Иакова, израильский народ. Прим. ред.

[12] Худог (ц.-сл.) — художник. Прим. ред.

[13] Язык (ц.-сл.) — в данном случае и далее ‘народ’. Прим. ред.

[14] Проклад (проклада) — в данном случае ‘яства, угощения’ (см. Даль). Прим. ред.

[15] Сие пленение последовало в царствование Иехонии, царя иудейскаго, от Навуходоносора, царя вавилонскаго (4Цар. 24:12). Прим. авт.

[16] Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися и проч. (Дамаск. Ирмос, глас 6, песнь 4). Прим. авт.

[17] Под именем двух животных иные разумеют Кира и Дария, из коих первый освободил их из плена вавилонскаго, а второй подтвердил прежния их права (1Езд. 1:1,6:5). Иные же начало и конец онаго плена, толк.: Преосвящ. Иринея. А некоторые разумеют двух херувимов, изображенных в виде пернатых животных с человеческим лицом, стоявших как в скинии свидения, так и во храме Соломоновом по обеим сторонам очистилища, которое прообразовало Господа нашего Иисуса Христа, принесшаго Себя в жертву Небесному Отцу за очищение грехов и распятаго на кресте между двумя разбойниками. Блаженный Феодорит разумеет сие о сугубой жизни человеческой, т.е. о настоящей и будущей, между которыми явится Праведный Судия. Прим. авт.

[18] Сию гору св. Иоанн Дамаскин берет за прообразование Преблагословенныя Девы Марии, тако воспевая: Гору тя благодатию Божиею преосененную прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из тебе изыти Израилеву провозглашаше святому во спасение наше и обновление (Ирм. Глас 1, песнь 4).— Но как преобразуемое еще не исполнилось, то пророк, говоря о прошедшем, употребил будущее время, относя речение придет к преобразуемому. Прим, авт.

[19] За преступлением прародителей непосредственно весь род человеческий наследовал смерть первую (Быт. 2:17), т.е. бреннаго тела нашего разрушение и безсмертныя души с оным временное разлучение, а тех, которые к наследственному греху прилагая собственныя беззакония, нераскаянными умирают, ожидает еще злополучная вечность, которая в Писании именуется смерть вторая (Отк. 21:8) и от которыя освобождаются кающиеся грешники живою верою во Иисуса Христа и истинным покаянием. Прим. авт.

[20] Сеиром называется и гора, и та сторона во Идумеи, близ которыя тогда израильтяне находились. Прим, авт.

[21] Гофониил и Гедеон — судии Израилевы, посредством которых избавлял Господь израильтян от нападения означенных врагов (Суд. 3:10,6:14). Прим. авт.

[22] Море есть мир, кони Божии суть Его служители, пророки и апостолы, пастыри и учители яко орудия славы Божия и Божественныя воли Его исполнители! (Дамаск. Ирмол. Глас 8, песнь 4). Прим. авт.

[23] Сие говорится о чудесных явлениях вод на Чермном море и на Иордане при прехождении чрез оныя сынов израильских. Прим. авт.

[24] Нав. 10:11-12. Прим. авт.

[25] Сие говорится о торжественном и победоносном израильтян в Хананею введении. Прим. авт.

[26] Здесь разумеется о поражении первенцев египетских. Прим. авт.

[27] Воробья. Прим. ред.

[28] Вместо сего речения в двух переводах повторяется: услышах слух Твой и убояхся. Прим. авт.

[29] Когда Навуходоносор, царь вавилонский, отводил в плен иудеев, тогда Аввакум укреплялся на земле Измаительской; по отшествии же Навуходоносора возвратился он во Иерусалим и желал ненасытно видеть в Вавилоне странствующих своих соотчичей. И в одно время восхищен будучи ангелом для принесения пищи находившемуся в рове левском Даниилу, поставлен был над оным рвом в Вавилоне и тамо видел и место странствования, и некоторых своих соотчичей (Дан. 14:34). Прим. авт.

[30] Т.е. умножатся, сделаются плодоносными. Прим. ред.

[31] Ветхозаветные праотцы обычай имели при всякой молитве, относительной к важнейшим предприятиям, испрашивать благословения Божия, выстановляя достоинство и заслуги ожидаемаго ими Избавителя; чему последовал и Аввакум в своей молитве. Прим. авт.

[32] Сими словами предвещает пророк, что он от рук пленяющих свободится и по благости Божией найдет себе убежище готовое, о котором выше сказано, и предсказует о своей кончине, которая, по свидетельству Кирилла Александрийскаго, последовала ранее, нежели израильтяне из плена возвратились. Прим. авт.

[33] Болоте (ц.-сл.). Прим. ред.

[34] И не (ц.-сл.). Прим. ред.

[35] Волнуясь (ц.-сл.). Прим. ред.

[36] Вереи (ц.-сл.) — запоры, затворы врат. Прим. ред.

[37] Пожру (ц.-сл.) — принесу жертву. Прим. ред.

[38] Скорчены, согнуты (ц.-сл.). Прим. ред.

[39] Бычков (ц.-сл.). Прим. ред.

[40] Навфа или исправнее наффа — нефть (Дан. 3:46). Прим. авт.

[41] Хворост. Прим. ред.

[42] Зной; кипяток (ц.-сл.). Прим. ред.

[43] Замерзлая роса или гололедица. Прим. авт.

[44] Животный (ц.-сл.) — имеющий в себе жизнь, подающий жизнь. Прим. ред.

[45] Плечо (ц.-сл.). Прим. ред.

[46] Озлобленный (ц.-сл.) — угнетенный, притесненный. Прим. ред.

Комментировать