<span class=bg_bpub_book_author>игумен Нестор (Кумыш)</span><br>Тайна Лермонтова

игумен Нестор (Кумыш)
Тайна Лермонтова

(13 голосов5.0 из 5)

Оглавление
След. глава

Тайна Лермонтова

В основе иссле­до­ва­ния лежит цель­ная кон­цеп­ция, кото­рая поз­во­ляет про­честь твор­че­ство Лер­мон­това в кон­тек­сте хри­сти­ан­ского миро­по­ни­ма­ния. Автор исхо­дит не из фило­соф­ских постро­е­ний и рели­ги­оз­ных посту­ла­тов, искус­ственно «встра­и­вая» их в про­из­ве­де­ния, а исклю­чи­тельно из тек­стов самого Лер­мон­това. Нена­си­лие над сло­вом поэта явля­ется одним из досто­инств книги. Ана­ли­зи­руя тек­сты от ран­ней лирики к роману «Герой нашего вре­мени», автор не только пред­ла­гает новое и под­час неожи­дан­ное про­чте­ние став­ших хре­сто­ма­тий­ными про­из­ве­де­ний, но и про­ни­кает в сокро­вен­ную тайну лич­но­сти поэта. Иссле­до­ва­ние напи­сано вели­ко­леп­ным рус­ским язы­ком, подоб­ные образцы кото­рого редко встре­ча­ются в прак­тике фило­ло­ги­че­ского анализа.

Все мы знаем, что науч­ное иссле­до­ва­ние как тако­вое должно дер­жаться на доста­точ­ной дистан­ции от ути­ли­тарно-дидак­ти­че­ского целе­по­ла­га­ния; но мы знаем и дру­гое — лишь жиз­нен­ный, вне­а­ка­де­ми­че­ский инте­рес спо­со­бен дать энер­гию также и самой строго науч­ной работе.

С. С. Аверинцев

От автора

Фило­ло­ги­че­ская наука, стре­мясь к объ­ек­тив­ному пости­же­нию замысла худо­же­ствен­ного про­из­ве­де­ния, увя­зы­вает его с лите­ра­тур­ным, фило­соф­ским, куль­тур­ным, идей­ным, миро­воз­зрен­че­ским окру­же­нием дан­ной эпохи, иначе говоря — поме­щает его в кон­текст вре­мени. Суще­ствен­ный недо­ста­ток такого метода заклю­ча­ется в том, что про­из­ве­де­ние искус­ства нередко без остатка рас­тво­ря­ется в про­шлом и ста­но­вится худо­же­ствен­ной иллю­стра­цией к тому или иному исто­ри­че­скому отрезку При таком под­ходе оно неиз­бежно теряет свою сущ­ность, а тот смыс­ло­об­ра­зу­ю­щий ком­по­нент, кото­рый опре­де­ляет уни­каль­ность про­из­ве­де­ния и кото­рый фор­ми­рует его после­ду­ю­щую жизнь в веках, ока­зы­ва­ется нераскрытым.

При иссле­до­ва­нии твор­че­ства писа­теля нелиш­ним было бы про­из­во­дить дви­же­ние в про­ти­во­по­лож­ном направ­ле­нии. Для пол­но­цен­ного пони­ма­ния про­из­ве­де­ния необ­хо­димо не только впи­сать, но и, что пред­став­ля­ется гораздо более важ­ным, осво­бо­дить его от сво­его вре­мени, выде­лить в нем то, что имеет непре­хо­дя­щее зна­че­ние, обра­тить его к веч­но­сти. Ведь если про­из­ве­де­ние сохра­няет свою акту­аль­ность в изме­нив­шихся исто­ри­че­ских усло­виях, если вызы­вает непод­дель­ный, глу­бо­кий инте­рес у после­ду­ю­щих поко­ле­ний, то это озна­чает, что оно несет в себе непре­хо­дя­щую правду о чело­ве­че­ской жизни, заклю­чает в себе некое надвре­мен­ное содер­жа­ние. Любое про­из­ве­де­ние искус­ства, пере­ша­ги­ва­ю­щее барьеры сто­ле­тий, при­ко­вы­ва­ю­щее к себе вни­ма­ние не только насто­я­щего, но и буду­щего, раз­ры­вает связи со своим вре­ме­нем и выво­дит лич­ность на про­стор веч­но­сти. В силу каких при­чин, напри­мер, драмы Шекс­пира, напи­сан­ные в XVI веке, при­вле­кают чита­те­лей XXI сто­ле­тия? Объ­яс­не­ние фено­мена Шекс­пира с точки зре­ния идей­ных тече­ний эпохи Воз­рож­де­ния нисколько не про­яс­няет этого вопроса. Между тем, как пред­став­ля­ется, именно он и явля­ется опре­де­ля­ю­щим в твор­че­стве вели­кого дра­ма­турга. И если мы не най­дем ответа на этот вопрос, Шекс­пир так и оста­нется нераз­га­дан­ным, непро­чи­тан­ным, так и не рас­кроет нам глав­ных своих тайн. Твор­че­ство гения ста­но­вится понят­ным только тогда, когда ока­зы­ва­ется сопря­жен­ным с непре­хо­дя­щей сто­ро­ной чело­ве­че­ского бытия.

Лер­мон­тов — один из тех немно­гих авто­ров, чье твор­че­ство может быть рас­крыто и понято до конца лишь в том слу­чае, если оно будет рас­смот­рено в свете тех зако­но­мер­но­стей чело­ве­че­ского бытия, кото­рые непод­властны вли­я­нию вре­мени. В своем твор­че­стве Лер­мон­тов выра­зил уни­вер­саль­ные осо­бен­но­сти внут­рен­ней жизни чело­века, и при­бли­же­ние к тайне поэта воз­можно только в том слу­чае, если иссле­до­ва­тель поста­ра­ется уви­деть в его твор­че­стве не столько то, что род­нит его с совре­мен­ной ему лите­ра­тур­ной жиз­нью, сколько то, что глу­боко отли­чает его от сво­его вре­мени, что свя­зы­вает его с цен­но­стями, име­ю­щими надвре­мен­ный харак­тер. Именно это направ­ле­ние и было выбрано мною в каче­стве осно­во­по­ла­га­ю­щего в иссле­до­ва­нии твор­че­ства Лер­мон­това. Дума­ется, что духов­ное погру­же­ние в про­бле­ма­тику твор­че­ства вели­кого писа­теля про­яс­нит его зага­доч­ный облик.

Рабо­тая над кни­гой, я стре­мился также к тому, чтобы мои раз­мыш­ле­ния о поэте не были отвле­чен­ными, не носили каби­нет­ного харак­тера. Мне хоте­лось сде­лать книгу полез­ной не только для узких спе­ци­а­ли­стов-лер­мон­то­ве­дов, но в первую оче­редь для широ­кого круга чита­те­лей, ищу­щих в твор­че­стве поэта ответы на те вопросы, кото­рые ста­вит перед лич­но­стью наша совре­мен­ность. Дума­ется, насле­дие Лер­мон­това хра­нит в себе много цен­ного и может сыг­рать нема­ло­важ­ную роль в жизни всех тех, кому небез­раз­ли­чен любой опыт про­ти­во­сто­я­ния лжи, кто про­дол­жает поиск духов­ных ори­ен­ти­ров, кото­рые необ­хо­димы лич­но­сти для сохра­не­ния себя в истине.

С.-Петербург, 2010

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

1 Комментарий

  • Энна, 24.01.2019

    Можете уточ­нить биб­лиогпа­фи­че­скую ссылку, пожалуйста?)

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки