Воспоминания о войне — Никулин Н.Н.

Воспоминания о войне — Никулин Н.Н.

(34 голоса4.3 из 5)

Оглавление

Об авторе
Предисловие. Михаил Пиотровский
Предисловие автора
Начало
Погостье
311 С. Д
Военные будни
Новелла I. Как становятся героями
Новелла II. Самый значительный эпизод из жизни сержанта Кукушкина
Новелла III. Любовь в степи под Сталинградом
Новелла IV. Крушение моей военной карьеры
Новелла V. Я и ВКПб
Новелла VI. Окрестности станции Поляны
Новелла VII. Взгляд с высоты
Новелла VIII. Воспоминания матроса 4-й бригады морской пехоты Л. М. Маркова, или Типичная операция наших войск в период II мировой войны, великолепная по замыслу и столь же блестящая по выполнению
Новелла IX. Новгород
Новелла X. Стремутка
Новелла XI. Деревня Погостище. Сашка Палашкин, Иван Иванович Варенников, Сережка Орлов и другие
Новелла XII. Сон[10]
Новелла XIII. Госпиталь
Новелла XIV. Гвардии ефрейтор Кукушкин, или Как я последний раз боролся за Высокие Нравственные Идеалы
Новелла XV. Славный польский город Ченстохов
Новелла XVI. Гвардии капитан Цикал, или Советско-немецкая любовь
Новелла XVII. Почему стрелял майор Г.?
Новелла XVIII. Петька Шабашников
Новелла XIX. Эрика, или Мое поражение во II-й мировой войне
Новелла XX. Маршал Жуков
Берлин. Конец войны
Послевоенные были
Новелла I. О роли личности в истории
Новелла II. Игорь Дьяконов, или Кто победил немцев в Отечественной войне?
Новелла III. Праздник сорокалетия
Новелла IV. Война всегда со мной
1978. Ветераны. Памятные места
Другая сторона
Послесловие
Примечания

Руко­пись этой книги более 30 лет про­ле­жала в столе автора, кото­рый не пред­по­ла­гал ее пуб­ли­ко­вать. Попав прямо со школь­ной ска­мьи на самые кро­ва­вые участки Ленин­град­ского и Вол­хов­ского фрон­тов и дойдя вплоть до Бер­лина, он чудом остался жив. «Вос­по­ми­на­ния о войне» — попытка осво­бо­диться от гне­ту­щих вос­по­ми­на­ний. Чита­тель не най­дет здесь ни бод­рых, ура-пат­ри­о­ти­че­ских опи­са­ний боев, ни лег­кого чтива. Рас­сказ выдер­жан в духе жест­кой окоп­ной правды. Книга рас­счи­тана на широ­кий круг чита­те­лей, инте­ре­су­ю­щихся исто­рией страны.

Об авторе

Родился 7 апреля 1923 года в селе Пого­релка Молог­ского рай­она Яро­слав­ской обла­сти. Отец — Нику­лин Нико­лай Алек­сан­дро­вич (1886–1931), окон­чил Санкт-Петер­бург­ский уни­вер­си­тет. Мать — Нику­лина (Вау­лина) Лидия Сер­ге­евна (1886–1978), выпуск­ница Бес­ту­жев­ских кур­сов. Супруга — Гри­го­рьева Ирина Сер­ге­евна (1930 г. рожд.), заве­дует отде­ле­нием рисунка в отделе исто­рии запад­но­ев­ро­пей­ского искус­ства Госу­дар­ствен­ного Эрми­тажа. Сын — Нику­лин Вла­ди­мир Нико­ла­е­вич (1959 г. рожд.), рабо­тает в Инсти­туте ядер­ной физики РАН. Дочь — Нику­лина Лидия Нико­ла­евна (1961 г. рожд.). Имеет чет­ве­рых внуков.

В 1941 году Нико­лай Нику­лин окон­чил деся­ти­летку. В ноябре того же года доб­ро­воль­цем ушел на фронт и ока­зался под Вол­хов­строем, в 883‑м кор­пус­ном артил­ле­рий­ском полку, позд­нее пере­име­но­ван­ном в 13‑й гвар­дей­ский. В его составе участ­во­вал в наступ­ле­нии от Вол­хов­строя, в боях под Кири­шами, под Пого­стьем, в Пого­стьин­ском мешке (Смер­дыня), в про­рыве и сня­тии бло­кады Ленин­града. Летом 1943 года в составе пер­вого бата­льона 1067-го полка 311‑й стрел­ко­вой диви­зии при­ни­мал уча­стие в Мгин­ской опе­ра­ции. Окон­чил снай­пер­ские курсы, был коман­ди­ром отде­ле­ния авто­мат­чи­ков, а затем навод­чи­ком 45-мил­ли­мет­ро­вых пушек.

С сен­тября 1943 года вое­вал в 48‑й гвар­дей­ской артил­ле­рий­ской бри­гаде. Участ­во­вал в боях за стан­цию Мед­ведь, города Псков, Тарту, Либаву. В начале 1945 года часть была пере­бро­шена под Вар­шаву, откуда дви­ну­лась на Дан­циг. Закон­чил войну в Бер­лине в зва­нии сер­жанта. Был четы­ре­жды ранен, контужен.

За про­яв­лен­ное на войне муже­ство награж­ден орде­нами Оте­че­ствен­ной войны I сте­пени, Крас­ной Звезды, двумя меда­лями “За отвагу”, меда­лями “За обо­рону Ленин­града”, “За осво­бож­де­ние Вар­шавы”, “За взя­тие Бер­лина”, дру­гими наградами.

После демо­би­ли­за­ции в ноябре 1945 года посту­пил и в 1950 году с отли­чием окон­чил исто­ри­че­ский факуль­тет Ленин­град­ского Госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета. В 1957 году успешно окон­чил аспи­ран­туру при Госу­дар­ствен­ном Эрми­таже и защи­тил дис­сер­та­цию на соис­ка­ние уче­ной сте­пени кан­ди­дата искусствоведения.

С 1949 года рабо­тает в Госу­дар­ствен­ном Эрми­таже. Вна­чале был экс­кур­со­во­дом. В 1955 году ста­но­вится науч­ным сотруд­ни­ком одного из веду­щих науч­ных отде­лов — отдела запад­но­ев­ро­пей­ского искус­ства, где про­дол­жает успешно тру­дится более 50 лет.

Н.Н. Нику­лин — один из самых близ­ких и талант­ли­вых уче­ни­ков извест­ного уче­ного-эрми­таж­ника В.Ф. Левин­сона-Лес­синга. Сов­местно с ним он рабо­тал над пер­вым науч­ным ката­ло­гом фла­манд­ских при­ми­ти­вов, вышед­шим в Брюс­селе в 1965 году.

Много лет Н.Н. Нику­лин зани­мался орга­ни­за­цией выста­вок. В Эрми­таже им были орга­ни­зо­ваны выставки и изданы соот­вет­ству­ю­щие ката­логи: “Немец­кий пей­заж XVIII века”, “Немец­кая живо­пись XVIII века”, “Антон Рафа­эль Менгс”, “Якоб Филипп Хак­керт”, “Кар­тина Мар­тина де Фоса из Тал­лин­ского музея. Исто­рия рестав­ра­ции”, “Запад­но­ев­ро­пей­ский порт­рет” (в соав­тор­стве с Ю.А. Руса­ко­вым). В его активе орга­ни­за­ция мно­го­чис­лен­ных пере­движ­ных выста­вок кар­тин Эрми­тажа в горо­дах СССР и за рубе­жом, в том числе: “Кар­тины Анге­лики Кауф­ман” — Австрия, “Искус­ство эпохи Копер­ника” — Польша, “Лукас Кра­нах” — Бер­лин и Вей­мар. Нико­лай Нико­ла­е­вич при­ни­мал уча­стие в орга­ни­за­ции выставки фото­гра­фий Дани­ила Оно­хина в Музее города — “Бое­вой путь 311‑й стрел­ко­вой дивизии”.

Н.Н. Нику­лин — автор свыше 160 ста­тей, книг, ката­ло­гов, учеб­ни­ков и учеб­ных посо­бий. Наи­бо­лее важ­ные среди них: “Нидер­ланд­ское искус­ство в Эрми­таже” (очерк-путе­во­ди­тель), “Нидер­ланд­ское искус­ство XV–XVI веков в музеях СССР” (1987), “Немец­кое искус­ство в Эрми­таже” (1987), “Золо­той век нидер­ланд­ской живо­писи” (1981), “Антон Рафа­эль Менгс” (1989), “Якоб Филипп Хак­керт” (1998) и др. Его перу при­над­ле­жат мно­го­чис­лен­ные ста­тьи в науч­ных жур­на­лах Рос­сии, Ита­лии, Польши, Вен­грии, Гер­ма­нии, Бель­гии и Голландии.

По при­зна­нию дирек­тора Госу­дар­ствен­ного Эрми­тажа ака­де­мика М.Б. Пио­тров­ского, мно­гие искус­ство­веды с гор­до­стью при­чис­ляют себя к школе Н.Н. Нику­лина. Его уче­ники рабо­тают в Госу­дар­ствен­ном Эрми­таже, во мно­гих горо­дах Рос­сии и ближ­него зару­бе­жья. С 1965 года Нико­лай Нико­ла­е­вич сов­ме­щает работу в музее с пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью в Инсти­туте имени И.Е. Репина, где он явля­ется про­фес­со­ром, заве­ду­ю­щим кафед­рой исто­рии евро­пей­ского искус­ства XV–XVIII веков, ведет ряд спе­ци­аль­ных кур­сов: “Твор­че­ство Босха”, “Твор­че­ство Брей­геля”, “Нидер­ланд­ская живо­пись XV века”, зани­ма­ется под­го­тов­кой аспи­ран­тов. В 1991 году его избрали чле­ном-кор­ре­спон­ден­том Рос­сий­ской ака­де­мии художеств.

19.03.2009 он ушел из жизни. Всю войну он про­шел про­стым сол­да­том, слу­жил в пехоте, а в 1970‑е годы запи­сал все то, что уви­дел и пере­жил на воен­ных доро­гах. Эти его днев­ни­ко­вые записи стали осно­вой книги “Вос­по­ми­на­ния о войне”, издан­ной в серии “Хра­ни­тель”.

Предисловие. Михаил Пиотровский

Эта книга выхо­дит в серии «Хра­ни­тель». Ее автор и герой — зна­ме­ни­тый уче­ный, исто­рик искусств от Бога, яркий пред­ста­ви­тель науч­ных тра­ди­ций Эрми­тажа и Петер­бург­ской Ака­де­мии худо­жеств. Он — глу­бо­кий зна­ток искус­ства ста­рых евро­пей­ских масте­ров, тон­кий цени­тель живо­пис­ного мастер­ства. У него золо­той язык, пре­крас­ные книги, заме­ча­тель­ные лек­ции. Он вос­пи­тал несколько поко­ле­ний пре­крас­ных искус­ство­ве­дов, в том числе и сотруд­ни­ков Эрми­тажа. Он пишет пре­крас­ные рассказы-воспоминания.

Но сего­дня Нико­лай Нико­ла­е­вич Нику­лин, тихий и утон­чен­ный про­фес­сор, высту­пает как жест­кий и жесто­кий мему­а­рист. Он напи­сал книгу о Войне. Книгу суро­вую и страш­ную. Читать ее больно. Больно потому, что в ней очень непри­ят­ная правда.

Истина о войне скла­ды­ва­ется из раз­лич­ных правд. Она у каж­дого своя. У кого — радост­ная, у кого — тра­ги­че­ская, у кого — пол­ная боже­ствен­ного смысла, у кого — банально пустая. Но для того, чтобы нести людям свою лич­ную правду, надо иметь на это право.

Стр. 1 из 63 Следующая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Нико­лай Иноземцев, 12.09.2019

    Война это демон,и про­чая нечисть.И это страшно на самом деле.Написано искренне,с болью.Вечная память автору и пав­шим в боях.

    Ответить »
Открыть весь текст
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки