§ 20. Свойства ума Божия.
Ум Божий можно рассматривать с двух сторон: со стороны теоретической и стороны практической
, т.е. в самом себе и в отношении к действиям Божиим. В первом случае мы получаем понятие об одном свойстве этого ума: всеведении; в последнем — о другом: высочайшей премудрости.
1. Всеведение.
Исповедуя Бога существом всеведущим (τά πάντα εϊδώς
, omniscius), мы имеем ввиду не только то, что Он знает все, но вместе с тем — что Он знает все совершеннейшим образом.
300 Первым указывается на предметы Божественного ведения, последним — на его способ и свойства.
Предметы Божественного ведения Священное Писание обозначает с подробностью. Оно свидетельствует и вообще, что Бог знает все, и в частности, что Он знает самого Себя и все вне Себя: все возможное и действительное, все прошедшее, настоящее и будущее.
а) Бог знает все:
Бог больше сердца нашего и знает всё (
1 Иоан. 3:20);
Господь есть Бог ведения (
1 Цар. 2:3),
разум Его неизмерим (
Пс. 146:5).
Ты — Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё (Есфир. 4:17).
б) Бог знает самого Себя.
никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (
Матф. 11:27).
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (
1 Кор. 2:11).
в) Бог знает все возможное. Он
называющим несуществующее, как существующее (
Рим. 4:17)
ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его (
Дан. 13:42).
г) Бог знает все
, действительно существующее:
ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом (
Иов. 28:24), —
и нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его (
Евр. 4:13).
В частности знает все — аа) в мире физическом:
исчисляет количество звезд; всех их называет именами их (
Пс. 146:4; срав.
Сирах. 1:2),
знаю всех птиц на горах (
Пс. 49:11);
очи его назирают всю землю (2 Парал. 16:9);
преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону (
Иов. 26:6); бб) в мире нравственном, как то: нашу жизнь и дела, добрые и худые:
Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его (
Прит. 5:21);
ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие (
Иов. 34:21-22);
На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (
Прит. 15:3); нравственное состояние нашего сердца:
ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей (1 Парал. 28:9; срав. 20:27);
Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности (
Иер. 17:9,10);
Ты один знаешь сердце сынов человеческих (2 Парал. 6:30; срав.
Пс. 7:10;
Сир. 42:18);
Ты, Господи, Сердцеведец всех (
Деян. 1:24; срав. 15:8); наши потребности, желания, слезы, молитвы:
Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя (
Пс. 37:10);
Тебя исчислены мои скитания (
Псал. 55:9);
Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их (
Пс. 33:16;
1 Петр. 3:12);
помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (
Матф. 6:6).
д) Бог знает все прошедшее: ибо
Ведомы Богу от вечности все дела Его (
Деян. 15:18; срав.
Сирах. 23:29; 42:19—20), и настанет некогда день, когда Господь
будет праведно судить вселенную (
Деян. 17:31), когда
осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (
1 Кор. 4:5), и
Который воздаст каждому по делам его (
Рим. 2:6).
e) Бог знает все настоящее:
Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих (
Притч. 15:11);
он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним (
Дан. 2:22).
Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом (
Иов. 28:24).
ж) Бог знает все будущее:
Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось (
Ис. 46:9-10; срав. 41:23;
Дан. 13:42;
Прем. 8:8).
И именно — аа) будущее не только необходимое, но и случайное, свободное:
прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя (
Иер. 1:5);
Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе (
Пс. 138:2,3);
Зародыш мой видели очи Твои (16); з
нает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (
Матф. 6:8);
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (
Рим. 8:29); бб) будущее условное, т.е. такое
, которое могло бы случиться при известных условиях, но не случилось по невыполнению условий.
горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись (
Матф. 11:21).
301
По способу и свойствам Божественное ведение совершенно отлично от нашего, как можем заключать уже из доселе приведенных текстов:
а) мы приобретаем себе познания, т.е. познаем то, чего прежде не знали, — в Боге этого нет; Он знает все от века:
Ведомы Богу от вечности все дела Его (
Деян. 15:18);
б) мы познаем предметы постепенно, сперва один, потом другой, третий и так далее, — Бог знает все разом.
Бог больше сердца нашего и знает всё (
1 Иоан. 3:20);
в) мы познаем при пособии чувств, которые передают нам впечатления от предметов; воображения, представляющего нам образы предметов; памяти, сохраняющей и оживляющей для нас прежние образы, и, наконец, рассудка, вникающего во все это, и делающего свои соображения и выводы, — Бог все видит и знает непосредственно, прошедшее
, настоящее и будущее
, а потому не нуждается ни в одном из означенных пособий: Он
прозирает до концов земли и видит под всем небом (
Иов. 28:24);
г) мы познаем только видимость предметов, или одни явления, — Бог проникает в самую сущность вещей и всего существующего:
может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю (
Иер. 23:24);
Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности (
Иер. 17:10);
д) наши познания большей частью не полные, не ясные, гадательные, символические, так что нам доступна едва низшая степень истины, — Бог знает все сполна и совершеннейшим образом:
все обнажено и открыто перед очами Его (
Евр. 4:13); а потому и говорится, что Он и сам есть истина,
302 и
истина Твоя окрест Тебя (
Пс. 88:9, 15), и
все пути Господни — милость и истина (
Пс. 24:10; 118:151);
Все заповеди Твои — истина (
Пс. 118:86);
Дела рук Его — истина и суд (
Пс. 110:7);
е) наконец, наши познания изменяются, усовершенствуются и часто проходят: ибо мы многое из познанного забываем, — познания Божии неизменны и вечны:
истина Господня [пребывает] вовек (
Пс. 116:2). Следует, однако, заметить, что способ познания Божия, в сущности своей
, для нас непостижим, хотя, сравнивая его с нашим, мы и можем понимать их различие:
дивно для меня ведение [Твое], — высоко, не могу постигнуть его, - восклицал один даже из богопросвещенных мужей ветхого завета (
Пс. 138:6).
303
Святые Отцы и учители Церкви не только повторяют в своих писаниях все то, что говорит о всеведении Божием Священное Писание. т.е. приписывают Богу знание и самого Себя и всех тварей,
304 знание прошедшего, настоящего и будущего,
305 необходимого, случайного, условного,
306 и знание совершеннейшее, отличное от нашего,
307 — но вместе с тем стараются объяснить и причины этого всеведения Божия. Первую причину они полагают в том, что Бог сам есть Творец всего и все от Него зависит;
308 вторую — в том, что Он носит в уме своем идеи всех вещей;
309 третью — в том, что Он везде присутствует непосредственно существом своим.
310 Старались также древние учители Церкви решить, по возможности, и частный вопрос касательно всеведения Божия, который издревле почитается труднейшим, вопрос об отношении предведения Божия к свободной деятельности человека.
Это предведение говорили они, нисколько не стесняет нашей свободы: ибо -
а) Бог предвидит не одни действия наши, но вместе и их причину — нашу свободу, — предвидит то, что мы совершим эти действия по своей воле, что если захотим, мы совершим вместо их другие действия, которые также Он предвидит, и след., если решимся предпочесть одни действия другим, — наш выбор будет зависеть совершенно от нашего произвола;
311
б) предвидение Божие в настоящем случае можно сравнить с предвидением человека: как мы, узнав наперед, каким-нибудь образом, что наш ближний решился совершить что либо, не можем еще этим принудить его к избранному делу, так точно не принуждает нас к известным поступкам и Бог своим предведением: Он предвидит их, как действия наши свободные, а не как необходимые;
312
в) для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: потому Он не предвидит, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем; здесь, след. так же мало страждет свобода наша, как и свобода ближнего нашего, если мы бываем свидетелями его поступков.
313 Значит -
г) не наши поступки зависят от предведения Божия, а наоборот, потому-то Бог их и предвидит, или видит, что мы сами собой решились совершить их и совершаем.
314
Для разума истина всеведения Божия должна быть несомненна уже потому, что он представляет себе Бога существом совершеннейшим и беспредельным, а равно — и на основании тех причин (нами выше изложенных), какими объясняли всеведение Божие святые Отцы Церкви. Истину эту всегда признавали самые язычники.
315
http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgakov/pravoslavno-dogmaticheskoe-bogoslovie-tom1/1_23
Ум Бо́жий — одна из личностных черт, существенная принадлежность
Отца и
Сына и
Святого Духа.
Каковы основные свойства Божьего ума?
Бог обладает всесовершенным умом. Божественный разум не имеет пределов или границ (
Пс.146:5). Основными свойствами Божественного ума являются: всеведение и высочайшая премудрость.
Свойство «всеведение» усматривается в том, что Бог знает всё, причём знает всё идеальным и совершеннейшим образом. Всеведение Божие проявляется в двух аспектах: в отношении Бога к Самому Себе и в отношении к созданному Им видимому и невидимому миру.
Бог знает Себя во всей глубине (
1Кор.2:10): знает Себя, Свою сущность (
Мф.11:27), все Свои действия (
Деян.15:18).
Что касается Творения — Бог знает всё, что когда-либо происходило, происходит, произойдёт и даже то, что хотя и не произойдёт, однако могло бы произойти при других обстоятельствах (
Деян.13:42).
Та сторона Божественного всеведения, которая охватывает знание будущего и условно возможного будущего, называется предвидением или предведением.
— Премудрость Божия проявляется в абсолютном знании целей Творения,
Промысла и Суда, в абсолютном знании полного комплекса средств для достижения желаемых целей, в умении выбирать наиболее оптимальные, безупречные средства и использовать их идеальным образом. Можно сказать, что Божественная премудрость — это всеведение по отношению к деятельности.
В чём выражается принципиальное отличие Божьего ума от ума человеческого?
— В отличие от человеческой
души, Бог — абсолютно прост. По сути Он весь есть ум, весь — воля, весь — чувство и прочее. Бог не состоит из элементов, не сложен из сил (см.:
Антропоморфизмы в Библии).
Человеческая душа также является простой, однако не в абсолютной степени. Ум человека рассматривается именно как одна из сил его души. Человеческий ум отличен от воли не только по усмотрению, но и фактически, и даже может вступать в разногласие с другими силами души, такими как волевая, чувствительная и раздражительная. В отличие от человеческого ума, который может вступать в разногласие с волей, Божественный ум всегда сопряжен с такими свойствами воли как всесвобода и всемогущество. Вот почему Божья мысль о реализации той или иной
Божественной идеи тут же становится делом (см.:
Воля).
— Человеческий ум ограничен, а Божественный — беспределен.
И эта бесконечная разница заключается не только в обширности и объёме познаний. В отличие от человека Бог знает Себя и мир не через теоретические изыскания и не через опыт исследования. Бог знает всё, что Он знает, от вечности, разом: и в мельчайших деталях, и в целом. Даже ход последовательного, исторического развития мира, осуществляющейся в условиях времени, созерцается Богом вне времени, разом и сразу во всей полноте.
— Человеческое знание всегда субъективно и часто бывает ошибочным. А Божественное ведение — безупречно. Только в познании высшего Божественного разума знание о действительности совпадает с действительностью всецело и всесовершенно.
^ Всеведение Божие
Существо, обладающее вечностью и благостью, не может не обладать всеведением. Апостол Иоанн говорит: «Более есть Бог сердца нашаго, и весть Вся» (
Ин.30:20), т. е. Бог больше сердца нашего и знает все, даже то, о чем не говорит наша совесть. Апостол Павел восклицает: «О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! Яко не испытани судове Его (как непостижимы судьбы Его) и неиследимы путие Его» (Рим, 11, 3).
^ Что же входит во всеведение Божие?
Прежде всего знание всего о Самом Себе: Бог знает Себя. «Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (
1 Кор.2:11). Или: «…никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (
Мф.11:27). Понятно, что всеблагой Бог может быть только всеведущим, потому что если бы Он чего-то не знал, то не мог бы проявлять Свою благость. Мы есть образ Божий. Что мы узнаем в себе, то узнаем и в Боге. Например, в нас есть ведение. И это ведение мы в Боге видим.
^ Какими свойствами обладает всеведение Божие?
Независимость. Это всеведение существа самобытного, независящего ни от чего. Причем это знание ни с какой стороны не дается Богу, оно находится в Самом Боге.
Более того, всезнание Божие не нуждается в некотором умозаключении. Если для доказательства теоремы требуется умозаключение, сведение его к другим положениям, то для Бога таких умозаключений не требуется. Всезнание независимо ни от логики, ни от существа твари – все это непосредственно содержится в Божием ведении. Это можно подтвердить Посланием к Евреям: «…вся же нага и объявлена пред очима Его» (
Евр.4:13), то есть все обнажено перед Божиими очами.
Неизменность. Знание Божие неизменно в том смысле, что оно не похоже на наше. В нашем знании одно появляется после другого, мы обогащаем себя своими знаниями. Мы можем также сказать, что мы теряем что-то из наших знаний. В нашей жизни видна последовательность обогащения знаниями. Не такова форма знаний у Бога. Всеведение Божие безгранично в том смысле, что оно содержит в себе непосредственно знание сразу обо всем. Если для нас некоторое будущее неопределенно и мы можем из истории узнать что-то о прошлом, то для Бога как прошлое, так и будущее открыто; Он знает все. Подтверждением этого служат слова апостола Луки в Деяниях: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (
Деян.15:18).
Какова же суть знаний Божиих, если соотносить это с нашими знаниями? В наших знаниях есть только знание явлений, мы не знаем сущности. Божественное знание более глубокое, это знание не только явлений как таковых, а именно сущности явлений тоже. «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (
Иер.23:24). Человек может попытаться скрыть свою сущность, но он не спрячет ее от Бога.
http://azbyka.ru/katexizis-levshenko#lektsija_6
2.2.1. Разум, премудрость и всеведение
Рассматривать свойства Божии целесообразно по группам, поскольку границы между различными свойствами четко провести не всегда оказывается возможным, многие свойства оказываются как бы некими гранями, аспектами одного и того же свойства. Например,
разум и
премудрость.
В Священном Писании эти два имени являются взаимозаменяемыми:
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? (
Притч.8:1).
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! (
Рим.11:33).
Я, премудрость [Божия], обитаю с разумом (
Притч.8:12).
Таким образом, премудрость и разум — свойства, теснейшим образом связанные друг с другом.
Божественный разум, в силу нашей ограниченности, мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим, и, естественно, такие аналогии несовершенны. Пророк Исаия прямо говорит, что между разумом человеческим и разумом Божественным существует огромное различие:
Как небо выше земли, так... и мысли Мои выше мыслей ваших (
Ис.55:9).
Чем именно Божественный разум отличается от человеческого и в чем заключено превосходство Божественных мыслей над нашими, во всей полноте мы сказать не можем, но одно важнейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным назвать можно. В человеке существует определенная дистанция между собственно разумом, т. е.
способностью познания и разумения, и
самим разумением, или знанием. Иметь способность познавать и иметь знание — для нас вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение (ведение) совпадают.
Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как
всеведение. Смысл этого свойства заключен в самой этимологии термина: Бог знает все. Что же именно? Во-первых, Бог обладает совершенным самосознанием, Он совершенно знает Самого Себя:
...Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына... (
Мф.11:27).
...(Святой) Дух все проницает, и глубины Божии... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1
Кор.2:10-11).
Кроме того, Бог имеет совершенное ведение о Своих делах:
...Бог больше сердца нашего и знает все (1
Ин.3:20).
Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его (
Евр.4:13).
Нужно иметь в виду, что Бог знает мир не так, как человек. Для человека познание мира есть внешний процесс, в то время как Бог в таком внешнем изучении существующих вещей не нуждается, но знает мир по Своим определениям о нем, которые охватывают собой все бытие на всем протяжении его существования.
Одним из аспектов Божественного всеведения является предведение, т. е. знание Богом того, что для нас является будущим. По словам блаж. Августина, «признавать, что Бог существует, и в то же время отрицать в Нем предведение будущего — чистейшее безумие»
261. Поскольку Бог вечен и для Него не существует ни прошлого, ни будущего, но все есть настоящее,
«ведомы Богу от вечности все дела Его» (
Деян.15:18). Бог есть
«знающий все прежде бытия его [мира]» (
Дан.13:42).
Ему [Богу] известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении (
Сир.23:29).
В связи с учением о Божественном предведении возникает вопрос об отношении Божественного предведения к человеческой свободе, «который издревле почитается труднейшим»
262. Блаж. Августин приводит мнение Цицерона, отрицавшего предведение и полагавшего, что если допустить предведение, «то в нашей власти нет ничего, и произвола воли не существует: а если допустить последнее... то вся человеческая жизнь ниспровергается»
263. Против этой точки зрения блаж. Августин приводит следующий аргумент: «Тот же вывод, якобы если для Бога существует определенный порядок причин, то для выбора нашей свободной воли ничего нет, вовсе из этого не следует. Ибо и самая воля наша находится в порядке причин, который, как порядок определенный, содержится в предведении Божием; потому что и воля человеческая представляет собою причину человеческих действий. А поэтому тот, кто знает наперед причины всех вещей, никоим образом не может не знать в числе этих причин и нашей воли, так как знает причины наших действий»
264.
Иными словами, Бог, пребывающий в вечности, не является причиной наших поступков, совершаемых во времени, поэтому Божественное предведение не упраздняет человеческой свободы. «Бог предвидит не одни действия наши, но вместе и их причину — нашу свободу, — предвидит то, что мы совершим наши действия по своей воле, что, если захотим, мы совершим, вместо их, другие действия, которые также Он предвидит, и следовательно, если решимся предпочесть одни действия другим, — наш выбор будет зависеть от нашего произвола»
265, — разъясняет митр. Макарий (Булгаков). Поскольку «для Бога нет ни прошедшего, ни будущего... потому Он не предвидит, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем...»
266.
Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость — это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку:
Все соделал Ты премудро (
Пс.103:24), — говорит Псалмопевец.
В Священном Писании понятие премудрости Божией часто имеет энергийный характер. В Книге Премудрости Соломоновой (см.:
Прем.7:14, 9:17) о премудрости говорится как об одном из высших даров Святого Духа. В учительных книгах Ветхого Завета Премудрость предстает как некая личность, содействующая Богу, соучаствующая в Божественных делах. Например, отмечается, что Премудрость во время творения мира была при Боге
художницей, что она
веселилась пред лицем (
Притч.8:30) Божиим во время творения. Премудрость есть и источник жизни:
кто нашел меня, тот нашел жизнь (
Притч.8:35). В
Притч.9:4-5 Премудрость приглашает всех благоразумных вкусить от трапезы, которую она уготовила.
В Новом Завете имя Премудрость прилагается к Господу Иисусу Христу. Например, ап. Павел говорит о Христе как Премудрости Божией (см.: 1
Кор.1:24). Во Христе
сокрыты все сокровища премудрости и ведения (
Кол.2:3), в Нем откровение Божественной Премудрости достигает своей полноты, потому православное богословие говорит о Христе как об Ипостасной Божественной Премудрости.
Разум и мудрость в Священном Писании рассматриваются как дар Божий человечеству. И всякая мудрость, которая не имеет своим источником Бога, называется в Священном Писании мудростью земной, душевной, бесовской (см.:
Иак.3:15). Не может быть подлинного разума и подлинной мудрости, которые не были бы укоренены в премудрости и разуме Божием:
Нет мудрости, и нет разума... вопреки Господу (
Притч.21:30).
http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/4
4.3. Всеведение Божие
Всеведение Божие означает, что Бог знает все и притом знает всесовершеннейшим образом. Что же именно является предметом Бедственного ведения? Прежде всего — само существо Божие. «
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто , кроме Сына, и кому Сын хочет открыть » (
Мф. 11:27), говорит сам
Иисус Христос, приписывая Богу самосознание. Самосознание есть высший предмет разумного ведения. Человек потому и называется разумным существом, что достигает, в отличие от животных, тоже обладающих умом, самосознания.
Но самосознание не только высший, но труднейший предмет ведения.
Апостол Павел говорит: «
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (
1 Кор. 2:11).
Самосознание Божие безмерно выше самосознания человека: человек не знает ни сущности своей, ни полноты своих сил, потому что силы его постепенно раскрываются. В связи с этим развивается и его самосознание, которое, таким образом, и неполно и не всегда одинаково равно. Самосознание Божественное есть ведение самой сущности Божией и притом всегда равное, не развивающееся, а совершеннейшее и полнейшее от века и до века. Против самосознания в Боге иногда выдвигают то возражение, что самосознание возникает при процессе отличения от какого-либо внешнего предмета или объекта . А так как предположить существование такого объекта рядом с Богом нельзя, то нельзя приписывать Богу и самосознания. Но такое возражение нельзя признать правильным. Дело в том, что и для человеческого самосознания не всегда нужен внешний объект. Человек может отличить свое «я» от внутреннего своего содержания , то есть от своих представлений , мыслей, чувствований и стремлений. Это показывает, что способность к самосознанию лежит в самой природе человека. Внешние же воздействия и влияния только облегчают ему опознать то, что существует в нем от природы. Мышление же абсолютного не нуждается в таких внешних возбуждениях и пособиях; оно не пользуется приемами нашего конечного мышления. Бог познает вещи непосредственно через Самого Себя. Он не получает впечатлений извне. В этом Его преимущество пред нашим умом. А бытие и жизнь Бога преисполнены богатым внутренним духовным содержанием во взаимоотношениях трех Божественных Лиц.
Вместе с знанием Самого Себя Богу в Священном Писании приписывается знание вне Его находящейся действительности , то есть всех дел Его. «
Ведомы Богу от вечности все дела Его» (
Деян. 15:18). Он знает все в мире физическом, «
Ибо Он прозирает до концов земли и видит все под небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере» (
Иов. 28:24-25).
«
Он считает множество звезд и всем им имена нарицает» (
Пс. 146:4).
Ведомо Богу все и в мире нравственном:»
На всяком месте очи Господни смотрят злые же и благие« (
Притч. 15:3). Потребности,желания, тайные мысли человека Ему известны. Псалмопевец взывает: »
Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не утаится« (
Пс. 37:10). »
Ибо, если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все« — говорит апостол Иоанн (1
Ин. 3:20), а апостол Павел пишет: »
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет« (
Евр. 4:13).
Ведение Божие обнимает прошедшее и будущее, необходимое и случайное. Священное Писание говорит, что настанет день, когда »
Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога« (1
Кор. 4:5) и »
воздаст каждому по делам его«
(
Рим. 2:6). О том, что пред Богом открыто все будущее не только необходимое, но и случайное, свободное и даже условное, то есть такое, которое могло бы случиться только при известных условиях , имеем свидетельства Ветхого и Нового Завета. »
Господи! — Ты заешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли -
Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе« (
Пс. 138:2-3). Спаситель так говорит о предведении условного: »
Горе тебе, Хоразин!
горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись« (
Мф. 11:21).
Содержащиеся в слове Божием многочисленные предсказания будущих случайных действий свободы человеческой, из которых многие предрекаемы были за сотни и даже тысячи лет, являются яркими и бесспорными свидетельствами предведения Божия.
По способу и свойствам ведение Божие отличается от познания человеческого и свободно от недостатков, присущих человеческому познанию. Человек приобретает познания о внешнем мире через посредство получаемых им со вне впечатлений. Отсюда человеческое познание (постепенно развивается и изменяется. Божественное ведение не нуждается во впечатлениях: Бог знает вещи непосредственно Сам Собою; отсюда и само ведение Божие свободно от ограничений времени, оно всегда одинаково полно, совершенно, представляет единый и вечный акт созерцания. Знание Богом будущих свободных действий человеческих называется
предведением. Но стесняется ли предведением Божиим свобода человека? Не стесняется, потому что знание не есть причина, производящая самые действия или события». «
Не потому что-нибудь необходимое сбывается, что Бог предвидит, но потому Он и предвидит, что так сбудется», -
говорят святые отцы. Предведение Богом свободных действий человека можно уподобить нашему знанию действий других людей, а наше знание вовсе не стесняет свободы других людей: не оттого человек так или иначе действует, что мы знаем его действия; будем ли мы знать их или нет , самые действия оттого не изменяются. Возможность же предведения Богом будущего Отцы и Учители Церкви объясняли тем, что для Бога нет будущего, а есть только одно настоящее . Поэтому и будущее, имеющее еще следовать, для Него так же ведомо, как и настоящее.
4.4. Премудрость Божия
Если теоретическая сторона Божественного разума проявляется во всеведении, то практическая сторона выражается в
премудрости. Премудрость Божия состоит в том, что Бог обладает знанием наилучших целей и совершеннейших средств к их достижению и уменьем прилагать последние к первым; следовательно, премудрость Божия есть тоже всеведение Божие, только рассматриваемое с деятельной стороны и выражающееся в совершенном осуществлении идей Божественного разума. Мудрость свойственна и человеку, но у людей эти две стороны — знание и мудрость часто находятся в разъединении друг с другом. Иной владеет богатым запасом знаний , но не умеет приложить их к делу. В Божественном разуме обе эти стороны совпадают; здесь наблюдается полное соответствие средств с целями.
Священное Писание со всей ясностью свидетельствует об этом свойстве Божием, когда называет Бога «единым премудрым» (
Рим. 14:26) и
источником мудрости для всех: «
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков,— и дастся ему» (
Иак. 1:5).
Особенно ясно проявилась премудрость Божия в творении мира. Псалмопевец, созерцая картину творения, восклицает: «
Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих». (
Пс. 103:24). «
Господь премудростию основал землю, небеса утвердил разумом», -повторяет премудрый сын Давидов (
Притч. 3:19).
В Новом Завете делом неизреченной премудрости Божией изображается домостроительство нашего искупления . «
А мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (
1 Кор. 1:23-24). «
Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (
1Кор. 2:7). В обретенном премудростию Божиею способе искупления человека, по словам пророка «
милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (
Пс. 84:11).
Столь же дивен и план спасения нашего во Христе: «
О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия, как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его » (
Рим. 11:33), восклицает апостол по рассмотрении плана спасения иудеев и язычников.
В святоотеческих творениях с величайшей подробностью раскрывается свойство премудрости Божией, проявившееся в целесообразном устроении мира; особенно в беседах на Шестоднев святого
Василия Великого,
Григория Нисского,
Иоанна Златоуста.
Это созерцание мудрого устройства вселенной всегда, даже в языческом мире, было могущественным средством к познанию Бога и к убеждению в бытии Его, ибо, как говорит Премудрый, «
от величия красоты созданий сравнительно познается виновник бытия» (
Прем.Сол. 13:5).
§ 5. Свойства воли Божией
Наделяя Бога как Духу разумом, откровение усвояет Ему и волю, утверждая , что Бог обладает всесовершеннейшей волею. «
Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (
Мф. 6:10), -
говорил Христос, уча в молитве учеников Своих предавать себя воле Божией. И Сам, молясь о мимоитии от Него чаши страданий, говорил: «
впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (
Лк. 22:42).
Воля Божия в Откровении изображается по существу своему необычайно
свободною, по нравственному направлению
всесвятою, по силе
всемогущею, и потому наказывающей зло и направляющей добро или -
всеправедной по отношению к тварям разумно свободным - требующею от них святости.
1 . Свобода воли Божией состоит не только в том, что Бог в своих определениях и действиях совершенно не зависит от чужой воли или сторонних принуждений, побуждений и влияний, но и в том, что основание всех своих действий имеет в Самом Себе.
Воля Божия автономна — Бог Сам для Себя законодатель. Он живет на основании Своих, собственных внутренних определений, на основании совершеннейших идей Своего разума. Воля Божия определяется к действованию только сама собою, независимо ни от чего постороннего, поэтому она вполне и совершенно свободна. Никакой борьбы, никаких колебаний в выборе каких -либо различных побуждений — что наблюдается в человеческой воле, — в Боге нет, — поэтому она высочайше свободна. Такою и изображает ее Откровение. Так, Бог сотворил мир не по внешней или внутренней необходимости, а единственно по своему изволению: «
Бог наш на небесе и на земле творит все, что захочет», — говорит Псалмопевец
(
Пс. 113:11). В промышлении о мире также проявляется свобода воли Божией: «
по воле Своей (Он) действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал» (
Дан. 4:32). Самое искупление людейсовершено по предвечной воле Божией, ибо Отец Небесный «
предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей»
(
Ефес. 1:5).
Возрождение и освящение человека также есть дело исключительно воли Божией, о чем так говорит апостол Иаков: Бог «
восхотев родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (
Иак. 1: 18).
Некоторые возражали против свободы, если, говоря, как можно приписывать хотения воли тому существу, которое ни в чем не имеет нужды
и так скоро выполняет Свои решения, как только они появятся? Или еще: как представить себе свободу без акта выбора и колебаний? На это еще святой
Иоанн Дамаскин отвечал в том смысле, что отсутствие в воле Божией свойства выбора не есть признак отсутствия самой воли, а признак отсутствия той ограниченности, которая неизбежно в воле конечной.
http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-bahtin/#0_25