Распечатать Система Orphus

Святой Дух

1 голос2 голоса3 голоса4 голоса5 голосов (7 голос: 4,86 из 5)

 

Свято́й Дух – Третье Лицо (Ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну.

Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Святой Дух равночестен в Своем Божественном достоинстве Отцу и Сыну. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Святой Дух единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) со Отцом и Сыном. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.

От Двух Других Лиц Святой Троицы Святого Духа отличает личное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что Он предвечно исходит от Отца. Исхождение Святого Духа не имеет ни начала ни конца, оно вполне вневременно, поскольку вне времени существует Сам Бог.

Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

Учение о Святом Духе говорит нам об отличии Бога от всех сотворенных существ. Святой Дух пребывает вне пространства и времени, не принадлежит к чувственно постижимым формам бытия. Его Всесовершенное Бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида» (св. Петр Дамаскин). Он есть Существо «бестелесное, и не имеющее формы, и невидимое, и неописуемое» (св. Иоанн Дамаскин). «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным» (св. Игнатий Брянчанинов).

В силу Своего Божественного вездеприсутствия Святой Дух может пребывать и в уверовавшем во Христа человеке, сообщая ему доселе неведомое познание Бога, приобщая его к полноте всеблаженой Божественной жизни. Божественные действия в человеке часто именуются благодатью Святого Духа, поскольку Святой Дух непостижимо вселяется в человека, обитает и пребывает в нем. Вместе с тем, благодатные Божественные действия общие всем Лицам Святой Троицы и пребывание Святого Духа в человеке означает и сопребывание с Ним Отца и Сына – Божественного Ума и Божественного Слова, то есть всей Святой Троицы – «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как говорит о Ней св. Григорий Богослов.

В Священном Писании Святой Дух именуется также просто Духом (1 Кор.12:8), Духом истины (Ин.16:13), Духом Божиим (Мф.3:16) и (Рим.8:14), Духом Отца (Мф.10:20) и (Еф.3:14-16), Духом Господа (Деян.5:9), Духом Божиим и Христовым (Рим.8:9), Духом Сына Божия, (Гал.4:6), Духом Христовым (1 Пет.1:11) и (Флп.1:19), Духом святыни (Рим.1:4), Духом усыновления (Рим.8:15), Духом откровения (Еф.1:17), Духом обетования (Еф.1:13), Духом благодати (Евр.10:20), благим (Пс.142:10), Владычним (Пс.50:14), Духом «премудрости, и разума, и совета, и крепости, и ведения, и благочестия» (Ис.11:2-3) и другими именами.

Святой Дух — Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога (в традиционном, условно принятом способе перечисления Божеских Лиц — третье); Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец — безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение (см. подробнее: Догмат о Пресвятой Троице).

Можно ли понимать сошествие Святого Духа на Христа в виде голубя или на апостолов в виде огненных языков, как пространственное перемещение третьего Лица Пресвятой Троицы с Небес на землю?

Святой Дух, как и Другие Божественные Лица, вечен, неизмерим, вездесущ. Это значит, что Он никогда не зависит ни от условий пространства, ни от условий времени, прибывает везде, даже в адовых безднах, и охватывает всё.

Следовательно, ни о каком временнóм перемещении из одной области мира в другую не может быть речи. Как до Крещения Христа,, так и во время, и после, (и опять же) как до Пятидесятницы, так и во время, и после Святой Дух находился и превыше Небес, и на Небе, и на земле.

Следовательно, сошествие Святого Духа на Христа во время Крещения и сошествие Духа на апостолов в день Пятидесятницы необходимо воспринимать в смысле Божественных действий.

В первом из названных случаев Бог засвидетельствовал мессианское достоинство Иисуса, благословил Его служение как Спасителя и Искупителя. Во втором случае Божественное действие было связано с ниспосланием благословения на Его Церковь, наделением Её особыми благодатными дарами, особыми спасительными средствами.

Почему Господь обнаружил Свои действия именно в таких внешних формах, знает Он Сам.

В данной связи можно лишь заметить, что голубь — достаточно мирная птица. Кроме того, этот символ издревле соотносился и соотносится с надеждой и спасением. Вспомним, что после чудесного избавления от потопа именно голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес в клюве масличный лист (Быт.8:11), удостоверив спасенных, что земля освободилась от губительных вод.

Что касается огненных языков, эта символическая форма близка к тем библейским аллегориям, в рамках которых Бог представлялся под образом огня. Так, Моисей, при встрече с Творцом, созерцал объятый пламенем куст (Исх.3:2); пророк Иезекииль зрел Бога в подобии мужа, вид которого напоминал пылающий металл (Иез.1:27); пророк Даниил, видел огненную реку, протекающую перед Ветхим днями (Дан.7:10).

***

Когда же приидет Он, Дух истины… (Ин. 16:13). Он будет свидетельствовать о Мне (Ин. 15:26). Греческое слово «дух» (πνεῦμα) — среднего рода, а не мужского как в русском языке. В связи с этим, употребление рядом со словом среднего рода указательного местоимения мужского рода (ἐκεῖνος — Тот [в русском переводе «Он»]) свидетельствует о личностной природе Духа Святого.

 

См. ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА, ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА, МИСТИКА, ИСИХАЗМ, БОГООБЩЕНИЕ, ХУЛА НА ДУХА СВЯТОГО, БОГОВОПЛОЩЕНИЕ.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru