По Вашим размышлениям выходит так, что Бог задумал создать Творение с человеком, подобным Ему, но у Него этого не получилось. Творение, побыв некоторое время «
весьма хорошим» или, как Вы говорите идеальным, вдруг вопреки замыслу Бога начало разрушаться при испытании человека. И теперь Бог восстанавливает человека в то как будто идеальное состояние, которое было до грехопадения его. Но тогда где гарантии, что после восстановления духовного состояния человека и прежнего якобы идеального Творения человек снова не согрешит?
Нельзя же утверждать, что замысел Творца не удался. Грехопадение Адама не могло разрушить замысел Творца. Ваша ошибка, Анатолий, заключается, наверное, в том, что Вы пишите не о конечном замысле, а о промежуточном этапе. Рассматривая вблизи большую картину, мы видим лишь отдельные эпизоды и не можем охватить весь замысел картины. Отойдите подальше и увидите картину в целом. И тогда откроется вся картина воплощения замысла Творца, в котором еще до создания этого мира на Совете Святой Троицы были задуманы воплощение и Крестная смерть Христа, как необходимые факторы для обожения человека.
Что же касается восстановления того мира и того человека, который был до грехопадения, то здесь точнее говорить не о восстановлении состояния человека, которое было до грехопадения Адама, а о преобразовании первоначально созданного Адама в нового человека при активном участии его самого в этом преобразовании посредством стяжания им Святого Духа и причастия Плоти и Крови Христа Нового Адама.
Восстановление же прежней чистоты и безгрешности, которая была до грехопадения, происходит уже при крещении и миропомазании, когда человек духовно рождается заново. То есть можно предполагать, что уже в Таинстве Крещения мы достигаем духовного состояния, которое было у Адама до грехопадения.
А разве в раю Адам и Ева не были допущены к вкушению плода от дерева жизни? Из Библии известно, что единственный запрет относился только к плодам дерева познания. «
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла»
(Быт.2:9). «
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»
(Быт.2:16,17).
Мир Вам! Искренне благодарю Вас за то, что поделились своими мыслями по поводу моего поста №16. Размышления, подобные Вашим, заставляют меня четче формулировать свои соображения. Попробую пояснить свою точку зрения, изложенную в этой теме. Извините, но коротко обосновать свое понимание у меня, к сожалению, не получается.
1. Я нигде не утверждаю, что Адам был создан идеальным. Лишь Создателя мы можем назвать Идеал, Абсолют и Совершенство. Адам, по моему разумению, был сотворен ИДЕАЛЬНО приспособленным к существованию в ИДЕАЛЬНЫХ условиях, которые Бог создал в первые четыре Дня Творения. К тому же, Адам был АБСОЛЮТНО уверен в существовании Творца. Но это совсем не значит, что сам Праотец был воплощением идеала, абсолюта и совершенства. Он имел подобие Идеалу, Абсолюту и Совершенству, т.е. был ПОДОБНЫМ, НО НЕ ТОЖДЕСТВЕННЫМ Создателю. Действительно, все творение, как Вы резонно заметили, «побыв некоторое время весьма хорошим», «начало разрушаться при испытании человека». Практически я также понимаю все это, только с небольшой оговоркой. Вселенная, если хотите, «начала разрушаться», т.е. стала изменяться к худшему, потеряла гармонию и сбалансированность, только «НЕ ПРИ испытании человека», а В РЕЗУЛЬТАТЕ грехопадения, т.е. ПОСЛЕ принятия Адамом и Евой пагубного решения. Земля стала пр
Оклятой за Адама и получила свойство «энтропии» - стремление к хаосу, к распаду (можно сказать, к саморазрушению). Человек же стал СМЕРТЕН – аналогичное движение к своему «физическому распаду».
2. Бог не возвращает человека в идеальное состояние, т.к. наши Прародители не находились в таком состоянии. Им от сотворения было дано состояние «возможность не грешить», которое они должны были довести до высшей степени, не вкусив от Древа познания добра и зла. Состояние «возможность не грешить», по сути, допускает переход в состояние «возможность согрешить» по свободному выбору человека, что, собственно, и совершили Адам и Ева. Совершенная Сущность не может согрешить априори. Если мы называем Адама «совершенной сущностью», то тем самым мы отождествляем творение с Творцом, а это – нонсенс. Господь же, оценивая состояние Прародителей, готов был при определенных условиях допустить их к Древу Жизни, но первые люди должны были САМИ дойти до ощущения того, что они уже не способны нарушить волю Творца. Для этого Господь поместил их в условия рая, как в своеобразный «питомник», где Адам и Ева должны были достичь состояния «невозможность грешить» (должны были совершенствоваться). Богу точно известно состояние любого творения в каждый момент времени, поэтому, по достижении людьми высшего состояния, Творец допустил бы Прародителей к Древу Жизни, тем самым закрепив в них состояние «невозможность грешить». Ведь не случайно у Адама и Евы не было потомства в райских условиях. Если бы у первых людей в то время появились потомки, то они бы унаследовали несовершенное состояние своих Родителей. А если бы Адам и Ева, вкусив от Древа познания и произведя потомство, отведали бы, к тому же, и плод от Древа Жизни, то их несовершенство было бы закреплено навечно как в них, так и в их наследниках.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». (Быт.3:22).
3. Я и в мыслях не допускаю, что Замысел Творца может не состояться. Также я не совсем понимаю, о каком конечном замысле идет речь? У Господа есть Триединый Замысел, который обсуждению и изменению не подлежит. Творец принимает Триединое решение «Сотворим!» и Триединый Замысел Триипостасно воплощается Триединым Создателем – Отцом через Сына в Духе Святом. Попробую пояснить свою мысль более основательно. Тут, по-моему, следует отметить, что в Божьем Замысле присутствуют как Суть Замысла, так и Предвидение, и Предопределение о существовании Замысла. Другими словами, Господь абсолютно точно знает, как будет осуществлен Его Замысел и какие могут возникнуть несоответствия Божьему Замыслу, например, в результате свободного человеческого решения.
4. Господь не был намерен в Своем Замысле создать заведомо падшего человека, который уже в момент создания был бы грешен. Но, наделяя вершину Своего творения свободным выбором, Создатель ПРЕДВИДИТ возможность нарушения человеком Божественных Заповедей в силу временного человеческого несовершенства. Это временное несовершенство не являлось грехом, но было дано человеку с тем, чтобы тот сам, своим собственным осознанием, достиг ОСОЗНАННОГО состояния «невозможность грешить». Адам был создан НЕ СОВЕРШЕННЫМ, НО БЕЗГРЕШНЫМ. Совершенство, по сути, не предусматривает грехопадения. Поэтому Господь ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ способ спасения человека в случае принятия последним неадекватного решения. Бог не замышляет зло – человек задуман как сущность, предназначенная без искажения нести Славу Господню по всей Вселенной. Слава Господа всегда есть Любовь-Агапе, Высшее Добро, поэтому человек не мог быть задуман смертным априори. Смерть – это результат принятого человеческой личностью пагубного решения, ввергшего всю Вселенную в «состояние зла», точнее, в перманентное состояние выбора между добром и злом. Это был именно свободный выбор Прародителей, который поверг Вселенную в условия «пр
Оклятой земли за Адама».
5. Бытует превратное мнение, что человек СОЗДАН И ЖИВЕТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ БЫТЬ СПАСЕННЫМ (я сталкивался с такой трактовкой), и именно для этого в Божественном Триединстве присутствует Вторая Ипостась, Сын-Слово, Который должен был воплотиться для осуществления этого спасения. Как по мне, то это кощунство. Я не устаю повторять, что существование человека в бесконечности было задумано для того, чтобы тот нес по всей Вселенной Славу Божью, Высшую Любовь, без искажения воспринимая Слово Божие, затем осознавая (разумея) Его и лишь после этого отображая Слово Господнее (тут не останавливаюсь, это отдельная тема). Если бы человек не согрешил, то какой был бы смысл в воплощении Сына Божьего? Но поскольку человек пал, то смысл его земной грешной жизни стал заключаться в спасении, т.е. в восстановлении нарушенной связи с Господом. Именно с целью оказания помощи ПАДШЕМУ человеку в его спасении пришел на землю Бог-Слово в Образе Иисуса Христа. Без личного содействия со стороны Спасителя все человеческие потуги в этом направлении тщетны.
6. Вы пишете, что до создания мира на Совете Святой Троицы были ЗАДУМАНЫ воплощение и Крестная смерть Христа. В моем понимании, Адам был создан ИДЕАЛЬНО приспособленным к ИДЕАЛЬНЫМ условиям существования в раю. Он должен был достичь присущего ему и только ему идеала существования, не нарушая Господнего предупреждения-повеления. Этот «человеческий идеал» мы вправе назвать «об
Ожение». Смерть же не была задумана Творцом в Его Замысле об Адаме и Еве. Однако появление смерти Создатель предопределил при «греховном» стечении обстоятельств, которое также было в Божьем Предвидении, но не было задумано Богом. Господь ПРЕДВИДЕЛ грехопадение (но его не замышлял), поэтому Он ПРЕДОПРЕДЕЛИЛ способ восстановления изначально задуманного существования личности. Этот способ заключался в изменении условий существования земли (Вселенной), пр
Оклятой за Адама; в появлении смерти в падшем мире; и в воплощении Сына Божия в Образе Иисуса Христа Спасителя. Смерть же – это всего лишь переход от грешной земной жизни в иные условия существования, но для человека – это трагический переход. Вот тут-то и определена первая смерть как венец именно земной грешной жизни личности. После этой смерти состоится Высший Суд и будет вынесен Вердикт - либо Царство Небесное, либо геенна огненная – смерть вторая. Еще раз подчеркну свое понимание: смерть не задумана, но предопределена как результат несовершенства Адама и его пагубного свободного выбора. Очевидно она, смерть, была, так сказать, «в потенции» как результат «человеческого зла», но при этом полностью противоречила Божьему Замыслу о человеке как о воплощении добра. Бог не замышлял зло!
7. Пример из жизни: конструктор задумал, к примеру, новую модель телевизора. Неужели он замыслил заведомо неисправный, некачественный телевизор? Отнюдь нет. Но конструктор прекрасно осознает (и это его ПРЕДВ
ЕДЕНИЕ, так сказать, «предзнание»), что в земных условиях телевизор может работать далеко не идеально вопреки замыслу конструктора, – ведь мы всегда желаем, паче чаяния, увидеть свое произведение идеальным. Поэтому конструктор ПРЕДВ
ИДИТ неисправности; ПРЕДУСМАТРИВАЕТ, где они могут возникнуть; и ПРЕДОПРЕДЕЛЯЕТ способы их устранения. Но, подчеркиваю, в замысле создателя телевизора нет никакого желания запустить в производство заведомо некачественный (неисправный) аппарат. Конструктор в своем замысле создает образ идеального телевизора, но осознает, что после воплощения этот образ будет существовать далеко не идеально. Не конструктор замышляет неисправность (зло), но дефект может возникнуть в результате ошибки или сознательной порчи изделия пользователем (свободный выбор). Именно пользователь своими решениями и последующими действиями создает условия для возникновения неполадок (зла), а конструктор, если он действительно профессионал, старается предусмотреть возможные неадекватные действия, при этом он предопределяет мероприятия, позволяющие максимально предотвратить неисправность. Более того, конструктор предопределяет способы устранения неполадок в процессе эксплуатации (максимально возможный возврат к исходному состоянию).
8. В дополнение к сказанному в п.6. Вы здесь упоминаете Предвечный Божественный Совет. Но есть неоднозначный момент в толкованиях отрывка Быт.1:26, относящегося к пику творения. Это знаменитое изречение:
«И сказал Бог: СОТВОРИМ человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему…» (Быт.1:26, выделено мною)
. Многие толкователи усматривают здесь некий Предвечный Божественный Совет, который состоялся между…? А далее идут рассуждения, кто же участвовал в этом Совете. Прп.
Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет:
«Должно же знать, что мы хотя и говорим о желании в Боге, но не говорим о свободном выборе в собственном смысле. Ибо Бог не совещается, так как советоваться свойственно неведению. Ибо никто не совещается относительно того, что известно. А если совещание свойственно незнанию, то во всяком случае также – и свободный выбор. Бог же, Который все просто знает, не совещается. Но не говорим о совете или свободном выборе и в душе Господа, потому что Он не имел неведения.» (см.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ , Книга вторая, гл. 22 (36) , подчеркнуто мною). Тут прп.
Иоанн Дамаскин акцентирует внимание и четко определяет следующее:
утверждать, что Бог с кем-то совещается, значит ставить под сомнение Божественное Предведение. Как мне кажется, Творец все-таки принимает ОДНОЗНАЧНОЕ ТРИЕДИНОЕ РЕШЕНИЕ – «СОТВОРИМ!». Это есть утверждение, это именно безапелляционное Триединое Решение, не подлежащее обсуждению, изменению либо отмене. По крайней мере странно предположить, что Триединый Бог, сомневаясь, выносит на некое обсуждение вопрос: «СОТВОРИМ? А может, отложим сотворение? Каково Ваше мнение, уважаемые Участники Совета, по этому поводу?» Это никак не укладывается в мое представление о Триединстве, и слова прп.
Иоанна Дамаскина служат, по-моему, тому подтверждением. Справедливости ради стоит заметить, что в русском языке под понятие «Предвечный Совет» можно с большой «натяжкой» подвести «старорежимное» свадебное пожелание: «Совет вам да любовь!». Но и здесь под словом «совет» подразумевается лад в семье, постоянное семейное согласие в принятии решений. Тут можно провести аналогию с абсолютным согласием Трех Ипостасей Святой Троицы в принятии Триединого Решения. Какой может быть совет при абсолютном согласии?
9. Кем является «новый человек», которого творит Господь после грехопадения? По-моему, это «новый человек» по отношению к тому состоянию, в котором тот находился до принятия Крещения и Миропомазания. После принятия этих Таинств личность в биологическом аспекте не изменяется, но изменяется именно в своем душевном состоянии. Ведь после хорошего отдыха либо после тяжелой болезни мы часто говорим: «Я теперь просто новый человек, как будто заново родился!»
. Душевное исцеление, как мне кажется, представляет собой приобретение человеком иного, более целостного, «исцеленного» мировоззрения. Такую новую «целостность-исцеленность»» в восприятии мира даровал нам Христос Своей Крестной смертью. Ранами Христовыми мы исцелены – что это значит? Очевидно, мы не освобождены от греха и не перестанем грешить до самой смерти, но нам дана возможность покаяния и совершения «достойного плода покаяния», - РАСКАЯНИЯ. Именно к раскаянию призывал иудеев Иоанн Предтеча, когда провозглашал
: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. <…> …сотворите же достойный плод покаяния…» (Мф.3:2,8). Этот призыв через века звучит и сейчас с не меньшей силой в сердцах тех, кто истинно принял Спасителя. Покаяние – это, так сказать, процесс, к непрерывному совершению которого призывал нас Пророк, раскаяние же – это именно «достойный плод покаяния», которым должно завершиться покаяние, это полностью осознанное человеком состояние «невозможность грешить». Приход христианина на исповедь – это «точечные» моменты осознания своих грехов в непрерывном процессе покаяния и стремление больше не повторять исповеданные прегрешения, «не возвращаться на свою блевотину». Как же часто после исповеди мы все-таки туда возвращаемся…
10. Восстановление же прежней чистоты и безгрешности возможно только лишь после спасения, необходимым условием которого должно стать ПОЛНОЕ РАСКАЯНИЕ. Чистота Адама заключается, по-моему, в его изначальной безгрешности, дарованной ему при сотворении. Но это не означает, что Адам не был предрасположен к согрешению. Он в раю должен был достичь непреодолимой «способности не грешить», которая должна была перейти в состояние «неспособность грешить». Последнее представляет собой высшее состояние отношений человека с Богом – ОБ
ОЖЕНИЕ. Это, с Вашего позволения, я бы назвал «человеческим идеалом», который, как я уже говорил, есть лишь подобие, но не тождество Божественному Идеалу. Только по достижении об
Ожения человек будет допущен к Древу Жизни, дабы закрепить это состояние навечно. Адам и Ева, по-моему, все-таки не были допущены к Древу Жизни, мало того, после их грехопадения Господь
«…поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.» (Быт.3:22). Рассматривая версию, что Прародители могли вкушать от Древа Жизни до грехопадения, я не могу уловить смысл – для чего тогда в Книге Бытия делается акцент и выделяются именно два Дерева – Древо познания и Древо Жизни? Если провести земную аналогию, то, как мне кажется, Древо познания соответствует «проявителю», с помощью которого должны были проявиться либо лучшие, либо худшие качества человеческой души (проявились худшие). Плод же Древа Жизни должен был выступить как «закрепитель» именно лучших человеческих качеств.
11. Все Святоотеческие высказывания, приведенные Вами в посте №27, говорят о необходимости искупительной Крестной смерти Спасителя после грехопадения, но нигде не сказано, что Крестная смерть была заранее задумана в Божьем Замысле. Однако следует еще раз отметить, что грехопадение было предвидено, а воплощение Сына Божия было предопределено как необходимый способ устранения зла, привнесенного во Вселенную человеком. Неужели предвечное существование Второй Ипостаси в Божьем Триединстве было необходимо лишь для спасения падшего человека? Я с этим не могу согласиться…
12. В заключение хочу сказать, что весьма непросто соотнести понятия «Предведение», «Предопределение», «Предвидение», «Промысл» («Замысел»). Как можно нашими человеческими словами описать вневременной и внепространственный Божественный Творческий Акт? Как можно представить себе, если можно так сказать, «одномоментность» того, что творит Господь? Мы, находясь в четырехмерном пространстве-времени, пытаемся как-то представить и пояснить действия Создателя, применяя повсеместно антропоморфизмы. Вы, например, пишете, что
«еще ДО создания этого мира на Совете Святой Троицы были задуманы воплощение и Крестная смерть Христа, как необходимые факторы для обожения человека». Тут у меня (да и у моих оппонентов) возникает вопрос: «ДО создания мира» – это за какое время ДО начала творения состоялся Совет? За сколько лет, месяцев, дней? Вопрос остается без ответа, поскольку Господь, пребывая вне пространства и времени, общается с нами в пространственно-временн
Ых координатах, Им же, Творцом, созданных для нашего существования. До грехопадения такой вопрос, по-моему, просто не возникал бы. После прегрешения Адама мы, грешные, судорожно пытаемся как-то описать словами действия Творца. Кстати, для об
Ожения человека в его «догреховном» состоянии воплощение и Крестная смерть Иисуса не представляли собой необходимость. Человеку стоило лишь не вкусить от Древа познания, перейти из состояния «возможность не грешить» в состояние «невозможность грешить» и закрепить это состояние вкушением плода от Древа Жизни (повторяюсь, излагая свою мысль чуть в ином ракурсе). Очевидно, Святым Отцам было дано Святым Духом откровение по этому поводу, но ведь и они при изложении своих мыслей пользовались несовершенным человеческим языком. Отсюда и появились все упомянутые понятия – «Замысел», «Предвидение», «Предопределение», «Предвечный Совет» и т.п. Умозаключения многих толкователей достаточно подробно изложены в пояснениях к терминам «Предвидение и Предопределение Божие» (см.
https://azbyka.ru/predvidenie-i-predopredelenie-bozhie ); «Замысел Божий» (см.
https://azbyka.ru/zamysel-bozhij ). Прп.
Иоанн Дамаскин, ТИПВ, Книга 2, гл. 29 (43) «О промысле»; гл. 30 (44) «О предведении и предопределении» (см
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/ ). Там же есть много ссылок на другие источники. Я бы предложил ознакомиться с трудом «Слово о предопределении», свт.
Илия Минятий (см.
https://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij/slova-v-velikij-post/#0_3 ). С некоторыми Святоотеческими трудами я просто ознакомился, иные прочел чуть глубже. Осознавая то, что нельзя объять необъятное, я постарался как-то изложить свое понимание, основанное на Св. Писании и на некоторых Святоотеческих трудах, и подчеркиваю, что это всего лишь мое видение сложных моментов, без всяких претензий с моей стороны на безапелляционность.
Приношу в который раз свои извинения за многословность, но вопрос весьма сложный, поэтому приходится несколько развернуто приводить аргументы. Я ни в коей мере не настаиваю на однозначности своего понимания, поэтому готов принять любые корректные предложения. Хочу лишь добавить, что хоть я в своих рассуждениях повсеместно опираюсь на толкования Святых Отцов, но, тем не менее, стараюсь не приводить каскады Святоотеческих высказываний, дабы не загружать и без того растянутый пост. Очевидно, где-то есть мое недопонимание. Буду благодарен за обоснованные реплики. Храни Вас Господь!