Этапы духовной жизни катехуменов и этапы катехизации – Александр Копировский

Этапы духовной жизни катехуменов и этапы катехизации – Александр Копировский


Мис­сия в нор­маль­ном слу­чае должна при­во­дить услы­шав­ших бла­го­ве­стие и заин­те­ре­со­вав­шихся им людей к кате­хи­за­ции. Это зна­чит, что от мгно­вен­ного или почти мгно­вен­ного эффекта, про­из­ве­ден­ного сло­вом, обра­щен­ным непо­сред­ственно к духов­ному цен­тру («сердцу») чело­века, нужно пере­хо­дить к дли­тель­ной после­до­ва­тель­ной работе над его духом, душой и телом.

 

Свя­то­оте­че­ский, кано­ни­че­ский прин­цип кате­хи­за­ции – ее поэтап­ность, т. е. нали­чие внутри нее опре­де­лен­ных ступеней

Мис­сия в нор­маль­ном слу­чае должна при­во­дить услы­шав­ших бла­го­ве­стие и заин­те­ре­со­вав­шихся им людей к кате­хи­за­ции. Это зна­чит, что от мгно­вен­ного или почти мгно­вен­ного эффекта, про­из­ве­ден­ного сло­вом, обра­щен­ным непо­сред­ственно к духов­ному цен­тру («сердцу») чело­века, нужно пере­хо­дить к дли­тель­ной после­до­ва­тель­ной работе над его духом, душой и телом.

Один из важ­ней­ших прин­ци­пов кате­хи­за­ции – ее поэтап­ность, т. е. нали­чие внутри нее опре­де­лен­ных сту­пе­ней. Это свя­то­оте­че­ский, кано­ни­че­ский прин­цип. Вот как его опи­сы­вает дья­кон Павел Гав­ри­люк1). Клас­си­че­ская огла­си­тель­ная прак­тика состоит из несколь­ких основ­ных эта­пов. Началь­ный – это пред­оглашение, пер­вое зна­ком­ство чело­века с хри­сти­ан­ством, ино­гда совер­шенно слу­чай­ное. Напри­мер, зайдя в храм про­сто от любо­пыт­ства, чело­век слы­шит про­по­ведь. Или он в раз­го­воре с кем-то каса­ется этих тем; а может быть, его потрясло чудо исце­ле­ния. Слово или дей­ствие, кото­рое застав­ляет чело­века задать себе внут­рен­ний вопрос о конеч­ной истине, о «при­чине при­чин», и попытки отве­тить на него Гав­ри­люк и назы­вает предоглашением.

Затем чело­век, кото­рый хочет услы­шать серьез­ный ответ на свои внут­рен­ние вопросы, при­хо­дит на сле­ду­ю­щий, пер­вый этап кате­хи­за­ции. С ним про­во­дят собе­се­до­ва­ние, узнают мотивы его при­хода на кате­хи­за­цию, после чего чело­век начи­нает слу­шать чте­ние Писа­ния и хри­сти­ан­скую огла­си­тель­ную про­по­ведь. Это очень про­дол­жи­тель­ный этап кате­хи­за­ции, в древ­ней церкви он длился до трех лет. Пред­ва­ряет его крат­кая беседа о хри­сти­ан­ском пути, кото­рый опре­де­ля­ется не как набор опре­де­лен­ных дей­ствий, а как кон­текст для слу­ша­ния Писа­ния и про­по­веди, чтобы огла­ша­е­мый мог сде­лать из этого какие-то прак­ти­че­ские выводы.

Те, кто подоб­ным обра­зом слу­шает Писа­ние, участ­вует в обще­цер­ков­ных молит­вах (есте­ственно, кроме литур­гии вер­ных и дру­гих таинств), слу­шает про­по­ведь и поже­лает после этого стать пол­ным чле­ном церкви, гово­рит о своем жела­нии кре­ститься. Тогда с ним про­во­дят повтор­ное собе­се­до­ва­ние, кото­рое отде­ляет пер­вый этап от вто­рого. Огла­ша­е­мого спра­ши­вают о его образе жизни, о доб­рых делах, об искрен­но­сти моти­вов, при­вед­ших его к мысли о кре­ще­нии, при­чем сви­де­тель­ство­вать об этом дол­жен не только он сам, но и его пору­чи­тели, а в неко­то­рых слу­чаях и соседи. И когда его искрен­ность и серьез­ность наме­ре­ний под­твер­жда­ются, он запи­сы­ва­ется в спи­сок гото­вя­щихся к Про­све­ще­нию, что укреп­ляет его ста­тус как члена церкви, пусть пока и непол­ного. Таким обра­зом, он пере­хо­дит на вто­рой этап и поуча­ется исто­рии спа­се­ния, в цен­тре кото­рой нахо­дится Бого­во­пло­ще­ние. На этом этапе он зна­ко­мится также с «мораль­ным кате­хи­зи­сом», как назы­вает его Гав­ри­люк, т. е. ему рас­ска­зы­вают о запо­веди любви к Богу и к ближ­нему, при­зы­вают его под­ра­жать Хри­сту, а затем гово­рят о Сим­воле веры, изъ­яс­няя его. Если больше вни­ма­ния уде­ля­ется мораль­ному ­кате­хи­зису и ­исто­рии спа­се­ния, зна­чит, меньше гово­рится о сим­воле веры, о дог­ма­тах, или наоборот.

Встречи и беседы этого этапа были нераз­рывно свя­заны с экзор­цист­ской прак­ти­кой: над огла­ша­е­мыми чита­лись закли­на­тель­ные «молитвы», чтобы изгнать из их сер­дец духа про­тив­ле­ния, спо­соб­ство­вать их покаянию.

Закан­чи­вался этот этап так назы­ва­е­мым воз­вра­ще­нием Сим­вола веры, когда огла­ша­е­мые читали Сим­вол наизусть и отре­ка­лись от сатаны, после чего и про­ис­хо­дило их кре­ще­ние. Смысл кре­ще­ния им могли объ­яс­нять как до него, так, в неко­то­рых слу­чаях, и после. То, что мы сей­час назы­ваем «таин­ство­вод­ством», сво­ди­лось к объ­яс­не­нию обряда отре­че­ния от сатаны, смысла кре­ще­ния, а в неко­то­рых слу­чаях – Евха­ри­стии и литур­гии вер­ных. Это тоже могли делать как до кре­ще­ния, так и после него. Этап­ность, кото­рую дья­кон Павел Гав­ри­люк назы­вает обя­за­тель­ной частью кано­ни­че­ской огла­си­тель­ной прак­тики, в основ­ных своих чер­тах сохра­ни­лась в церкви до нашего вре­мени. Но для чего она нужна сей­час, и как ее реа­ли­зо­вать в нынеш­ней цер­ков­ной ситуации?

Прежде всего, система эта­пов дает воз­мож­ность избе­жать «пита­ния» вхо­дя­щих в Цер­ковь людей «твер­дой пищей» вме­сто «молока», о бес­смыс­лен­но­сти чего писал еще апо­стол Павел (1Кор.3:2. См. также Евр.5:12–14). Этап­ность также помо­гает избе­жать сме­ше­ния душев­ного и духов­ного, инфор­ма­ции о церкви и под­лин­ной цер­ков­ной жизни, закона и бла­го­дати. Ведь такие сме­ше­ния, в конце кон­цов, при­во­дят огла­ша­е­мого к тому, что он начи­нает вос­при­ни­мать огла­ше­ние только как полу­че­ние инфор­ма­ции, кото­рую он, так или иначе, обя­зан при­нять к све­де­нию (в неко­то­рых слу­чаях – к испол­не­нию). А это про­во­ци­рует его на внеш­ний под­ход в духов­ной жизни, к неко­ему новому фари­сей­ству, когда чело­век искренне, но, по боль­шей части, с помо­щью внеш­них уси­лий запо­ми­нает то, что ему гово­рится, и опять же внеш­ними, воле­выми уси­ли­ями ста­ра­ется этому сле­до­вать. Его внут­рен­ний рост откла­ды­ва­ется на «потом», но это «потом» может и не насту­пить. Тогда как свя­то­оте­че­ская кате­хи­за­ция обя­за­тельно пред­по­ла­гает духов­ный рост огла­ша­е­мого именно вслед­ствие орга­нич­ного, посте­пен­ного вос­при­я­тия им мате­ри­ала, пред­ла­га­е­мого на огла­ше­нии, и воз­мож­но­сти его вопло­ще­ния в жизни. Итак, важно не про­сто раз­ра­бо­тать неко­то­рую систему, кото­рую чело­век вынуж­ден вос­при­ни­мать как внеш­нюю для него, но и попы­таться понять, что с ним в каж­дом кон­крет­ном слу­чае про­ис­хо­дит на внут­рен­нем, духов­ном уровне. Для этого и нужны этапы.

Есте­ственно, что такая этап­ность со всей оче­вид­но­стью исклю­чает так назы­ва­е­мую мгно­вен­ную кате­хи­за­цию: одну, вынуж­денно крат­кую беседу перед кре­ще­нием, един­ствен­ная воз­мож­ность про­длить кото­рую – отка­зать чело­веку в кре­ще­нии по оче­вид­ному несо­от­вет­ствию его теку­щих жиз­нен­ных уста­но­вок прин­ци­пам хри­сти­ан­ской веры и жизни.

Этап­ность, однако, не пред­по­ла­гает плав­ного и ров­ного духов­ного вос­хож­де­ния чело­века, как если бы он шел вверх по сту­пень­кам лест­ницы. Ско­рее ее можно срав­нить с некоей сину­со­и­дой. Чело­век может ока­зы­ваться духовно выше или ниже во время каж­дого этапа, но его цель оста­ется той же – укре­питься в вере и уже начав­шейся новой жизни. За одну беседу, а также за две, три или близ­кое к этому коли­че­ство бесед ника­кого внут­рен­него пере­во­рота в чело­веке, как пра­вило, не про­ис­хо­дит. Мак­си­мум, что он может здесь пока­зать – свои бла­гие намерения.

Воз­рож­де­ние тра­ди­ции свя­то­оте­че­ской кате­хи­за­ции не может, конечно, сво­диться лишь к фор­маль­ному повто­ре­нию трех назван­ных выше эта­пов. Пред­по­ла­га­ется раз­ви­тие самого прин­ципа этап­но­сти. Поэтому нужно вни­ма­ние не только к струк­туре и мате­ри­алу эта­пов кате­хи­за­ции, но прежде всего пред­став­ле­ние о типо­вом содер­жа­нии духов­ной жизни катеху­ме­нов внутри каж­дого этапа. Эта тема почти совсем не раз­ра­бо­тана, поэтому я не могу пред­ло­жить вам закон­чен­ного иссле­до­ва­ния. Но хоте­лось бы наде­яться на собор­ное обсуж­де­ние как тео­рии, так и осо­бенно прак­тики огла­ше­ния, для кото­рой его дли­тель­ность и этап­ность – одни из осно­во­по­ла­га­ю­щих принципов.

Для рас­смот­ре­ния назван­ной темы будет пред­ло­жена система огла­ше­ния и его прак­тика в Пре­об­ра­жен­ском содру­же­стве малых братств, раз­ра­бо­тан­ная свящ. Геор­гием Кочет­ко­вым и осу­ществ­ля­е­мая им и кате­хи­за­то­рами Содру­же­ства под его руко­вод­ством. Пись­мен­ные источ­ники для доклада были выбраны сле­ду­ю­щие: свя­то­оте­че­ские тек­сты (про­из­ве­де­ния св. Иппо­лита Рим­ского, свт. Иоанна Зла­то­уста, свт. Кирилла Иеру­са­лим­ского – тра­ди­ци­он­ных авто­ров-кате­хе­тов), а также книга дья­кона Павла Гав­ри­люка «Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви», кото­рая была напи­сана им по пред­ло­же­нию и под науч­ной редак­цией свящ. Геор­гия Кочет­кова и издана нашим инсти­ту­том. Ма­териалом послу­жили также тео­ре­ти­че­ские работы в этой обла­сти самого о. Геор­гия и его огром­ный прак­ти­че­ский опыт, кото­рый сего­дня широко исполь­зу­ется кате­хи­за­то­рами Содру­же­ства. И, нако­нец, это опыт мно­гих кате­хи­за­то­ров, в том числе и мой лич­ный опыт и как кате­хи­за­тора, и еще – как огла­ша­е­мого. В неко­то­ром смысле я ока­зы­ва­юсь здесь чем-то вроде музей­ного экс­по­ната, поскольку пер­вым про­хо­дил кате­хи­за­цию у о. Геор­гия – это было в 1971 году. Хотел бы отме­тить, что уже тогда, когда внешне огла­ше­ние имело ско­рее спон­тан­ный харак­тер и еще мало похо­дило на после­до­ва­тель­ную, четко раз­ра­бо­тан­ную систему, этап­ность внутри про­ис­хо­див­шего про­цесса, без­условно, присутствовала.

Система эта соот­вет­ствует тра­ди­ци­он­ной свя­то­оте­че­ской: пре­до­гла­ше­ние, огла­ше­ние пер­вого и вто­рого эта­пов как под­го­товка катеху­мена к кре­ще­нию или к испо­веди за всю жизнь, если он кре­щен, и огла­ше­ние тре­тьего этапа как вве­де­ние в таин­ства церкви. Допол­не­нием к тра­ди­ци­он­ной прак­тике стало соро­ка­днев­ное само­ис­пы­та­ние того, кто закон­чил все три этапа. Мы назы­ваем этот период «пусты­ней», по ана­ло­гии с соро­ка­днев­ным пре­бы­ва­нием Спа­си­теля в пустыне после Его кре­ще­ния. Успеш­ный выход из «пустыни», однако, про­ис­хо­дит не авто­ма­ти­че­ски по окон­ча­нии этого срока, а лишь когда ново­во­цер­ко­в­лен­ный под­твер­ждает свою готов­ность жить в Церкви, при­чем не в оди­но­че­стве, а жела­тельно вме­сте с теми, кто стали для него бра­тьями и сест­рами во Христе.

Отме­тим теперь внеш­ние осо­бен­но­сти совре­мен­ных эта­пов кате­хи­за­ции, а затем – спе­ци­фику их внут­рен­него содержания.

Пре­до­гла­ше­ние в Пре­об­ра­жен­ском содру­же­стве – не одна слу­чай­ная встреча, не один раз­го­вор с буду­щим катеху­ме­ном, а след­ствие состо­яв­шейся прежде мис­сии, т. е. бла­го­вест­во­ва­ния. Поэтому само пре­до­гла­ше­ние – тоже некий цикл, обычно про­дол­жа­ю­щий цикл мис­си­о­нер­ских встреч. Пре­до­гла­ше­ние длится, как пра­вило, доста­точно долго, ино­гда месяц-два, оно посвя­щено обсуж­де­нию мак­си­мально кон­крет­ных и наи­бо­лее акту­аль­ных для совре­мен­ного чело­века тем, свя­зан­ных с кор­рек­ти­ров­кой и рас­ши­ре­нием его пред­став­ле­ний о Боге, вере и церкви. Если эти пред­став­ле­ния дости­гают хотя бы неко­то­рой целост­но­сти, непро­ти­во­ре­чи­во­сти, а глав­ное – пре­до­гла­ша­е­мый может, пусть с опре­де­лен­ными ого­вор­ками, назвать себя веру­ю­щим в Бога и во Хри­ста, можно про­дол­жать дви­же­ние дальше.

Про­ис­хо­дит пере­ход на пер­вый этап. Огла­ше­ние на нем про­во­дится до полу­тора лет. Но это не зна­чит, что он вдвое короче этапа свя­то­оте­че­ской кате­хи­за­ции, кото­рый длился до трех лет, потому что тот трех­лет­ний этап не пред­по­ла­гал регу­ляр­но­сти огла­си­тель­ных бесед и не имел чет­кой внут­рен­ней струк­туры. Огла­ша­е­мые при­хо­дили на бого­слу­же­ние и слу­шали про­по­ведь, но неиз­вестно, как регу­лярно и часто. Насколько можно понять по работе дья­кона Павла Гав­ри­люка, посе­ще­ние храма было доста­точно сво­бод­ным. Что же каса­ется пер­вого этапа в системе о. Геор­гия, то посе­ще­ние храма огла­ша­е­мыми при­вет­ству­ется, но, так же как и в древ­но­сти, не явля­ется регу­ляр­ным. Основ­ной акцент здесь дела­ется на еже­не­дель­ных встре­чах группы с кате­хи­за­то­ром. Эти встречи не носят строго обя­за­тель­ного харак­тера, но тем не менее их регу­ляр­ность уже закла­ды­вает в духов­ную жизнь огла­ша­е­мых опре­де­лен­ный ритм, что пред­став­ля­ется прин­ци­пи­ально важ­ным для будущего.

Содер­жа­ние этого этапа, кроме того, не огра­ни­чи­ва­ется зна­ком­ством катеху­ме­нов со Свя­щен­ным писа­нием (заме­тим, что абсо­лют­ное боль­шин­ство их пред­ше­ствен­ни­ков в пер­вые века хри­сти­ан­ства было лишено воз­мож­но­сти взять в руки Биб­лию и читать ее в том темпе и объ­еме, кото­рый больше соот­вет­ствует их харак­теру, воз­мож­но­стям и т. п.) и слу­ша­нием хра­мо­вой про­по­веди. Оно харак­те­ри­зу­ется актив­ным собе­се­до­ва­нием, диа­ло­гом. Зада­ются вопросы и зву­чат ответы не только по Свя­щен­ному писа­нию, но по хра­мо­вой молитве и бого­слу­же­нию, по лич­ной молитве – дома и в любом дру­гом месте, а также по резуль­та­там лич­ных попы­ток катеху­мена сле­до­вать закону Вет­хого завета и запо­ве­дям Нового завета. Соб­ственно, этот диа­лог, воз­ни­ка­ю­щий вслед­ствие сопри­кос­но­ве­ния огла­ша­е­мых со всеми основ­ными направ­ле­ни­ями цер­ков­ной жизни (Писа­ние – хра­мо­вое бого­слу­же­ние – лич­ная молитва – жизнь по запо­ве­дям Божьим), и явля­ется основ­ным содер­жа­нием пер­вого этапа катехизации.

Вто­рой этап в кате­хи­за­ци­он­ных груп­пах Содру­же­ства длится, как и в древ­ней церкви, сорок дней, но не еже­дневно, как это было тогда. Пред­ста­вить себе совре­мен­ного чело­века, кото­рый в тече­ние сорока дней под­ряд при­хо­дит на кате­хи­зи­че­ские беседы, довольно трудно, но два раза в неделю это воз­можно. Огла­си­тель­ные беседы вто­рого этапа по содер­жа­нию соот­вет­ствуют древ­ней тра­ди­ции, т. е. это исто­рия спа­се­ния, изло­же­ние ­кото­рой идет по чле­нам Никео-Царе­град­ского сим­вола веры. Отли­чие здесь в том, что суще­ствуют допол­ни­тель­ные, парал­лель­ные основ­ным темы, кото­рые спо­соб­ствуют более пол­ному вос­при­я­тию основ­ных (напри­мер, беседа о том, что такое Свя­щен­ное писа­ние и Свя­щен­ное пре­да­ние). Для совре­мен­ного чело­века такие допол­не­ния, как пока­зал опыт, пред­став­ля­ются крайне необ­хо­ди­мыми. Но вся дог­ма­ти­че­ская и та?инственная про­бле­ма­тика выно­сится на сле­ду­ю­щий, тре­тий этап. От огла­ша­е­мых ожи­да­ется также прак­ти­че­ское испол­не­ние лич­ных запо­ве­дей, кото­рые они доб­ро­вольно берут на себя для обре­те­ния навыка точ­ного и без­услов­ного испол­не­ния нрав­ствен­ного закона.

Огла­ше­ние тре­тьего этапа вклю­чает в себя, кроме бесед о таин­ствах и дог­ма­тах, обсуж­де­ние пер­спек­тив жизни хри­сти­а­нина после воцер­ко­в­ле­ния. Это, прежде всего, не виды и формы инди­ви­ду­аль­ного бла­го­че­стия, а общинно-брат­ский опыт. Таким обра­зом, пред­по­ла­га­ется, что чело­век по окон­ча­нии огла­ше­ния в нор­маль­ном слу­чае не оста­ется один. Цер­ковь в зем­ном, прак­ти­че­ском аспекте откры­ва­ется ему не только как все­мир­ное сооб­ще­ство веру­ю­щих, но и как кон­крет­ная община людей, кото­рая живет по цер­ков­ным прин­ци­пам, реа­ли­зуя слова Спа­си­теля «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).

Теперь перей­дем к содер­жа­нию духов­ной жизни огла­ша­е­мых на основ­ных эта­пах кате­хи­за­ции. Для пре­до­гла­ше­ния необ­хо­димо, чтобы у буду­щего катеху­мена воз­ник лич­ный инте­рес к хри­сти­ан­ству не только как куль­турно-исто­ри­че­ской тра­ди­ции. Инте­рес этот может гра­ни­чить с любо­пыт­ством, но слова «мне инте­ресно» не должны зву­чать в смысле «я хочу полу­чить инфор­ма­цию для своих праг­ма­ти­че­ских целей». Напри­мер, чело­век изу­чает эту тему в учеб­ном заве­де­нии, и поэтому хотел бы, как выра­жа­ются неко­то­рые, «попри­сут­ство­вать на ваших заня­тиях». Нет, для пре­до­гла­ше­ния тре­бу­ется именно лич­ный инте­рес. Выра­жа­ется он по-раз­ному. Инте­ре­су­ю­щийся не все­гда осо­знает и выра­жает его до конца, но даже его надежды на то, что он это пой­мет, доста­точно для уча­стия в пре­до­гла­си­тель­ных бесе­дах. Крайне неже­ла­тельно при­ни­мать на пре­до­гла­ше­ние заяд­лых спор­щи­ков, а также тех, кто пони­мает воз­мож­ность участ­во­вать в раз­го­воре лишь как повод для выра­же­ния соб­ствен­ных мыс­лей или как воз­мож­ность учить дру­гих, в том числе и кате­хи­за­тора. Мы с этим стал­ки­ва­лись неод­но­кратно и ­можем под­твер­дить, что такая пози­ция дей­ствует на дру­гих чле­нов огла­си­тель­ной группы раз­ру­ши­тельно, пре­вра­щая группу в подо­бие свет­ского клуба.

Содер­жа­ние пре­до­гла­си­тель­ного этапа – не только раз­го­вор на кон­крет­ные темы, но и сама обста­новка и настро­ен­ность на вос­при­я­тие духов­ный вещей, кото­рая дает воз­мож­ность чело­веку в конце кон­цов при­нять вер­ное реше­ние. И когда он ска­жет, что не только хотел бы кре­ститься (потому что гово­рить «я хочу кре­ститься» мало для того, чтобы стать огла­ша­е­мым, – эти слова, как пра­вило, имеют праг­ма­ти­че­ский смысл, но не пред­по­ла­гают пере­мены жизни, жела­ния жизни с Богом и тем более слу­же­ния Ему), но что он готов при­ве­сти свои пред­став­ле­ния о вере в соот­вет­ствие с жиз­нью, тогда он может ста­но­виться катеху­ме­ном пер­вого этапа.

Содер­жа­ние их веры, как пра­вило, еще «кратко и про­сто»2), его невоз­можно четко сфор­му­ли­ро­вать. По сути, оно может сво­диться к совсем про­стым опре­де­ле­ниям (под­черкну, что речь идет ско­рее о содер­жа­нии, чем о ясно выра­жен­ной форме и фор­муле): «Бог есть, и Хри­стос – это Тот, Кто с Ним непо­сред­ственно свя­зан», или «Хри­стос – Тот, Кто от Бога, поэтому Его нужно слу­шать». Но эта про­стая вера под­креп­ля­ется огла­си­тель­ными встре­чами, опи­сан­ными выше, т. е. чте­нием и вопро­сами по Писа­нию, по хра­мо­вой и лич­ной молитве, по этике, т. е. испол­не­нию запо­ве­дей. В резуль­тате все более точ­ными и глу­бо­кими ста­но­вятся осмыс­ле­ние и выра­же­ние этой веры, умно­жа­ются и соот­вет­ству­ю­щие ей дела.

Прежде всего, для боль­шин­ства огла­ша­е­мых посте­пенно сни­ма­ется одно из основ­ных предубеж­де­ний – про­тив храма и бого­слу­же­ния. К сожа­ле­нию, фор­мула «в Бога верю, а в цер­ковь не пойду» часто встре­ча­ется у совре­мен­ных людей. Если такой чело­век вхо­дит в храм, то он себя чув­ствует в нем крайне неудобно, он внут­ренне «зажат», и мысль у него, чаще всего, одна – ско­рей бы все это кон­чи­лось. Когда же в храм начи­нает ходить огла­ша­е­мый пер­вого этапа, кото­рый уже, хотя бы отча­сти, зна­ком с Писа­нием и, глав­ное, имеет лич­ную молит­вен­ную прак­тику, то такое предубеж­де­ние про­тив храма и всего, что в нем нахо­дится, сни­ма­ется доста­точно быстро.

Вто­рая осо­бен­ность этого этапа в том, что огла­ша­е­мый после­до­ва­тельно пыта­ется испол­нять закон Божий. Дела­ется это весьма раз­но­об­разно: ино­гда слиш­ком рев­ностно, «не по разуму», когда нео­фит готов отсе­кать от своей жизни вообще все, что по его пред­став­ле­ниям не соот­вет­ствует вере, и зани­маться почти мона­ше­ской аске­ти­кой. А с дру­гой сто­роны, в это время неко­то­рые огла­ша­е­мые с почти дет­ским лукав­ством пыта­ются сов­ме­стить все име­ю­ще­еся в их жизни, что они ценят, к чему при­вя­заны, с ее новым содер­жа­нием. Наив­ные, но искрен­ние вопросы типа: «А в кино теперь можно ходить?» сме­ня­ются дву­смыс­лен­ными: «А пиво можно?» или: «Если у нас на работе при­нято при­пи­сы­вать, можно ли найти какой-то ком­про­мисс?» Кате­хи­за­тору необ­хо­димо учи­ты­вать обе пози­ции, не под­да­ва­ясь на них. Потому что под­держка риго­ри­сти­че­ских пове­ден­че­ских уста­но­вок на пер­вом этапе (не говоря уж о недо­пу­сти­мо­сти кате­го­ри­че­ских тре­бо­ва­ний в обла­сти пове­де­ния, кото­рые могут про­сто отпуг­нуть при­хо­дя­щего в цер­ковь) при­во­дит к тому, что хри­сти­ан­ство для катеху­мена пре­вра­ща­ется в ана­лог вет­хо­за­вет­ного закона. А с дру­гой сто­роны, ему может пока­заться, что можно делать почти все, что он делал раньше, доста­точно лишь опре­де­лен­ным обра­зом «законно» объ­яс­нить свои дей­ствия. Резуль­тат в обоих слу­чаях будет оди­на­ко­вым – воз­ни­кает то самое ново­за­вет­ное фари­сей­ство, о кото­ром я уже гово­рил, и жить в даль­ней­шем нор­маль­ной цер­ков­ной жиз­нью такой чело­век не смо­жет, да и не захочет.

Для внут­рен­него состо­я­ния катеху­мена пер­вого этапа харак­терно «ощу­ще­ние пер­вой бла­го­дат­ной и реаль­ной воз­мож­но­сти что-то менять в своей жизни и жизни вокруг себя»3). Нали­чие этого ощу­ще­ния поз­во­ляет про­ве­рить пра­виль­ность сво­его выбора. Не увлекся ли чело­век хри­сти­ан­ством роман­ти­че­ски, в сугубо эсте­ти­че­ском плане? А с дру­гой сто­роны, это поз­во­ляет церкви, в лице кате­хи­за­тора, про­ве­рить искрен­ность наме­ре­ний и после­до­ва­тель­ность в устро­е­нии своей жизни самого огла­ша­е­мого. Катеху­мен пер­вого этапа не дол­жен забы­вать, что не только он смот­рит на цер­ковь, но и она смот­рит на него, не только он выби­рает, но и его выбирают.

Для огла­ша­е­мого, закан­чи­ва­ю­щего пер­вый этап, должно быть харак­терно не столько осо­зна­ние, что он все делает как ­надо, по край­ней мере, как ему ска­зали, сколько жела­ние идти дальше, в еще недо­стиг­ну­тое, и готов­ность чем-то ради этого жерт­во­вать. Соот­вет­ственно, пере­ход на вто­рой этап мыс­лится как рас­ста­ва­ние и с роман­ти­че­скими заблуж­де­ни­ями, и, что гораздо важ­нее, со всеми основ­ными эти­че­скими гре­хами, кото­рые ­поиме­но­ваны в десяти запо­ве­дях. Это зна­чит, что на вто­рой этап не пере­во­дится чело­век, кото­рый лишь наме­рен бро­сить пить, блу­дить или воро­вать. Со всеми этими вещами он уже дол­жен рас­статься до вто­рого этапа; пере­воды аван­сом не оправ­ды­ва­ются никогда.

Вто­рой этап огла­ше­ния – это время соче­та­ния веры огла­ша­е­мого с верой церкви. Текст Сим­вола веры на вто­ром этапе огла­ша­е­мые само­сто­я­тельно пере­во­дят с цер­ков­но­сла­вян­ского на рус­ский, кате­хи­за­тор исправ­ляет как ошибки их пере­вода, так и ошибки в вос­при­я­тии содер­жа­ния тек­ста. Но этот период жизни катеху­мена никак не может сво­диться только к изу­че­нию им Сим­вола веры. Если глав­ные эти­че­ские про­блемы – испол­не­ние основ­ных запо­ве­дей Закона – должны быть уже в прин­ципе решены, то сама вера катеху­мена еще нахо­дится в про­цессе ста­нов­ле­ния. Акценты в ней стоят не на «объ­ек­тив­ных» дог­ма­ти­че­ских исти­нах, а на том, что дей­стви­тельно самим огла­ша­е­мым может быть вос­при­нято верой, что его лично тро­гает, явля­ется для него пред­ме­том раз­мыш­ле­ния и, в опре­де­лен­ном смысле, переживания.

Что же глав­ное на вто­ром этапе? Стрем­ле­ние испра­вить свою жизнь через мак­си­мально воз­мож­ное осо­зна­ние своих недо­стат­ков и гре­хов. И в то же время – начало позна­ния Божьей любви, Божьего про­ще­ния, того, что пока­я­ние имеет силу и ведет чело­века к освя­ще­нию и очи­ще­нию4).

В чем цель вто­рого этапа? Не только вос­при­нять все услы­шан­ное, уви­ден­ное и про­чи­тан­ное, но реши­тельно отойти от инди­ви­ду­а­ли­сти­че­ского пред­став­ле­ния о цер­ков­ной жизни. От того, что я ищу спа­се­ния, о том, что мне мою жизнь нужно освя­тить и пре­об­ра­зить, – т. е. от акцента в духов­ной жизни на себе. Пере­лом в созна­нии про­ис­хо­дит, когда группа огла­ша­е­мых, в кото­рой нахо­дится чело­век, начи­нает вос­при­ни­маться им не как кру­жок, где про­хо­дят инте­рес­ные «заня­тия», а как неко­то­рая цер­ков­ная общ­ность. Пока чело­век никак не вос­при­ни­мает дру­гих, пока он занят только собой (пусть даже он день и ночь этим зани­ма­ется), он еще далек от окон­ча­ния вто­рого этапа огла­ше­ния. Даже если он про­слу­шал все беседы, про­чи­тал все тек­сты и исправно ходил в храм. Поэтому в группе должны не про­сто уста­но­виться хоро­шие отно­ше­ния между огла­ша­е­мыми, эти отно­ше­ния должны быть уже цер­ков­ными. Иначе огла­си­тель­ные встречи при­ве­дут только к рас­слаб­ле­нию, и вме­сто «хож­де­ния вслед» Хри­сту (выра­же­ние испо­вед­ника веры вре­мени Вто­рой миро­вой войны люте­ран­ского пас­тора Дит­риха Бон­хёф­фера) нач­нется обыч­ное мир­ское обще­ние. Тогда неко­то­рые огла­ша­е­мые, думая, что цель уже достиг­нута, начи­нают искать общих дел, вплоть до попы­ток вовле­че­ния дру­гих чле­нов группы в свой биз­нес, зани­мать друг у друга зна­чи­тель­ные суммы денег, ино­гда начи­на­ется флирт – с самыми бла­гими наме­ре­ни­ями, и т. п. Это зна­чит, что на место науче­ния вере и хри­сти­ан­ской жизни при­хо­дит, так ска­зать, соци­а­ли­за­ция с хри­сти­ан­ским акцен­том. Однако она вполне может быть при­нята за духов­ную жизнь, и этой опас­но­сти при­хо­дится серьезно про­ти­во­сто­ять. Сред­ства для пре­одо­ле­ния инди­ви­ду­а­лизма – после­до­ва­тель­ные попытки «опе­реть» жизнь на молитву, на Писа­ние, на совет со стар­шим, в дан­ном слу­чае – с кате­хи­за­то­ром, кото­рый явля­ется для катеху­мена пред­ста­ви­те­лем церкви.

Для пло­до­твор­ного про­хож­де­ния вто­рого этапа очень важен опыт состав­ле­ния катеху­ме­нами своих лич­ных запо­ве­дей, кон­кре­ти­зи­ру­ю­щих для них десять запо­ве­дей Мои­сея. Мы про­сим, чтобы число этих лич­ных запо­ве­дей тоже под­хо­дило к десяти. Они бывают чрез­вы­чайно инте­рес­ными. Опыт пока­зы­вает, что соста­вить эти запо­веди с пер­вой попытки огла­ша­е­мым почти нико­гда не уда­ется. Они либо стре­мятся уйти в аске­ти­че­ское «дела­ние» или «неде­ла­ние», либо в праг­ма­тич­ные попытки более строй­ной орга­ни­за­ции сво­его быта. При этом дей­стви­тельно важ­ные для них вещи (напри­мер, такие как воз­вра­ще­ние долга в срок, даже если это неудобно) могут вос­при­ни­маться как нечто при­зем­лен­ное и потому необязательное.

Итак, с одной сто­роны, для вто­рого этапа харак­терна после­до­ва­тель­ная и очень кон­крет­ная работа огла­ша­е­мых над собой. А с дру­гой, можно сви­де­тель­ство­вать о край­ней необ­хо­ди­мо­сти для них в это время осо­бой молит­вен­ной помощи, в част­но­сти, через чте­ние «запре­ти­тель­ных» молитв (экзор­циз­мов), вхо­дя­щих в тра­ди­ци­он­ный чин под­го­товки к кре­ще­нию5). Потому что неко­то­рых огла­ша­е­мых начи­нают обу­ре­вать тем­ные духи, кото­рые раньше ими не ощу­ща­лись (страх, неуве­рен­ность, раз­дра­жи­тель­ность и т. п.). Именно экзор­цизмы (кото­рые, разу­ме­ется, не явля­ются «отчит­кой») ста­но­вятся наи­бо­лее реаль­ной духов­ной под­держ­кой огла­ша­е­мым. Они пре­красно пони­мают, что это не фор­маль­ность, сами об этом про­сят и в резуль­тате не только укреп­ля­ются в вере, но и пре­одо­ле­вают соб­ствен­ные пред­рас­судки по отно­ше­нию к церкви.

Для достой­ного завер­ше­ния огла­ше­ния на вто­ром этапе необ­хо­дима и осо­бая, внеш­няя и внут­рен­няя, дис­ци­плина. Огла­ша­е­мым нельзя без особо ува­жи­тель­ной при­чины про­пус­кать встречи и бого­слу­же­ния, им нужно при­об­ре­сти реаль­ный опыт лич­ной и хра­мо­вой молитвы, регу­ляр­ного чте­ния Свя­щен­ного писа­ния и испол­не­ния запо­ве­дей, т. е. доста­точно целост­ный опыт жизни по вере, а не только опыт совер­ше­ния отдель­ных доб­рых дел. Один из наи­бо­лее важ­ных и харак­тер­ных кри­те­риев – готов чело­век на вто­ром этапе отде­лять деся­тину или нет. Если катеху­мены обре­тают эту реши­мость и пони­мают, что именно деся­тина, а не мелочь, раз­да­ва­е­мая на паперти, и дру­гая «бес­си­стем­ная бла­го­тво­ри­тель­ность» (выра­же­ние осно­ва­теля Кре­сто­воз­дви­жен­ского тру­до­вого брат­ства Н.Н. Неплю­ева, †1908 г.) явля­ется их реаль­ным уча­стием в жизни церкви, то это уже знак, что они дей­стви­тельно готовы к боль­шему, т. е. к пере­ходу на тре­тий этап.

О тре­тьем этапе я не пред­по­ла­гал гово­рить подробно, поскольку на эту тему будет делать доклад о. Геор­гий. Кратко можно ска­зать, что тре­тий этап, кото­рый про­во­дится после кре­ще­ния и/или воцер­ко­в­ле­ния, а затем – пер­вого при­ча­стия, пред­по­ла­гает для чело­века рас­кры­тие смысла не только таинств, но и тайн веры. Поэтому тре­тий этап – это, в боль­шой сте­пени, залог на буду­щее, вслед­ствие чего мате­риал на нем дается с неко­то­рым избыт­ком. Самое глав­ное для огла­ша­е­мого – не пытаться вме­стить его только раци­о­нально, изу­чить как неко­то­рую внеш­нюю инфор­ма­цию. Содер­жа­ние бесед тре­тьего этапа ­пред­став­ляет боль­шую труд­ность для раци­о­наль­ного вос­при­я­тия. Тем не менее не сле­дует это содер­жа­ние реду­ци­ро­вать, сво­дить к схеме, объ­яс­нять при­ми­тивно. Потому что содер­жа­ние тре­тьего этапа в зна­чи­тельно боль­шей сте­пени, чем на вто­ром и, тем более, на пер­вом этапе, пред­по­ла­гает глу­бину внут­рен­ней жизни катеху­мена. Несмотря на то, что его духов­ный уро­вень, духов­ная вме­сти­мость, как уже было отме­чено выше, может то под­ни­маться, то несколько снижаться.

Именно поэтому на тре­тьем этапе, когда, каза­лось бы, все глав­ное уже сде­лано (уче­ние церкви вос­при­нято и после­до­ва­тельно реа­ли­зу­ется в жизни), суще­ствует боль­шая опас­ность для огла­ша­е­мого вер­нуться к преж­нему образу жизни. Огла­ша­е­мый тре­тьего этапа, по мере при­бли­же­ния к концу огла­си­тель­ного пери­ода, вдруг начи­нает с осо­бой остро­той пони­мать, насколько серьезно все про­ис­хо­дя­щее с ним и что отныне вся его жизнь будет дру­гой, не такой, как раньше. Пре­одо­леть эти иску­ше­ния при­звана помочь заклю­чи­тель­ная часть тре­тьего этапа – соро­ка­днев­ная «пустыня». Это период, когда чело­век под­во­дит итог прой­ден­ного огла­си­тель­ного пути и дол­жен сде­лать окон­ча­тель­ный выбор: он с Богом или нет? С цер­ко­вью или нет? Можно ска­зать, что он в это время ста­ра­ется дать себе окон­ча­тель­ный ответ на вопрос: что же такое духов­ная жизнь и как на нее настро­иться (всем, конечно, памя­тен извест­ный труд свя­ти­теля Фео­фана Затвор­ника). И если этот настрой на жизнь с Богом и в Церкви при­об­ре­тен, в духов­ной жизни чело­века уже не будет эта­пов, подоб­ных огла­си­тель­ным. Этап­ность, как сво­его рода школа, должна на этом завер­шиться. Конечно, в жизни все­гда будут какие-то внут­рен­ние этапы, но вновь, после выхода из «пустыни», про­хо­дить тре­тий этап, а тем более – вер­нуться на вто­рой или на пер­вый, как это могло быть во время огла­ше­ния, теперь уже невозможно.

Самый общий вывод, кото­рый хочется сде­лать в итоге: необ­хо­ди­мость эта­пов в огла­ше­нии свя­зана с обес­пе­че­нием целост­но­сти и орга­нич­но­сти про­цесса духов­ного роста катеху­ме­нов при их под­го­товке к кре­ще­нию и воцер­ко­в­ле­нию, а не только с накоп­ле­нием ими опре­де­лен­ных зна­ний и навы­ков. Этап­но­стью во мно­гом обес­пе­чи­ва­ется воз­мож­ность про­верки под­лин­но­сти духов­ного выбора катеху­мена, как и его жела­ния реа­ли­зо­вать этот выбор.

 

Примечания

1) Гав­ри­люк П.Л. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви / Под ред. свящ. Геор­гия Кочет­кова. М., 2001. С. 10–12.

2) Кочет­ков Геор­гий, свящ. «В начале было Слово» Кате­хи­зис для про­све­ща­е­мых. 2‑е изд., испр. М. СФИ, 2007. С. 10.

3) Кочет­ков Геор­гий, свящ. «Идите, научите все народы» Кате­хи­зис для кате­хи­за­то­ров. М. СФИ, 1999. С. 5.

4) Кочет­ков Геор­гий, свящ. «Идите, научите…». С. 6.

5) Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние В пер. с греч. и цер­ков­но­слав. яз. Кн. 4 По­следования таинств кре­ще­ния и миро­по­ма­за­ния и дру­гие чины воцер­ко­в­ле­ния С прил. цер­ков­но­слав. тек­стов / Пер. свящ. Геор­гия ­Кочет­кова, Б.А. Кая­чева, Н.В. Эппле; Сост. и пре­дисл. свящ. Геор­гия Кочет­кова. М. СФИ, 2008. С. 32–35.

 

Тра­ди­ции свя­то­оте­че­ской кате­хи­за­ции : Пути воз­рож­де­ния : Мате­ри­алы Меж­ду­на­род­ной бого­слов­ско-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (Москва, 17–19 мая 2010 г.). М.: Свято-Фила­ре­тов­ский пра­во­славно-хри­сти­ан­ский инсти­тут, 2011. С. 122–134.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки