Канонические нормы, связанные с оглашением – Владимир Якунцев

Канонические нормы, связанные с оглашением – Владимир Якунцев


Крат­кий обзор кано­ни­че­ских норм, свя­зан­ных с огла­ше­нием, нужно начать с напо­ми­на­ния о месте и зна­че­нии кано­ни­че­ского пре­да­ния в жизни церкви. В своей зна­ме­ни­той ста­тье «Неиз­мен­ное и вре­мен­ное в цер­ков­ных кано­нах» про­топр. Нико­лай Афа­на­сьев пишет: «Каноны обле­кают дог­ма­ти­че­ское уче­ние… в форму норм, кото­рым должна сле­до­вать цер­ков­ная жизнь, чтобы соот­вет­ство­вать дог­ма­ти­че­скому учению».

 

Вла­ди­мир Ива­но­вич Якун­цев (Москва) – магистр бого­сло­вия, пре­по­да­ва­тель СФИ, руко­во­ди­тель Мето­ди­че­ского цен­тра по мис­сии и кате­хи­за­ции при кафедре мис­сио­ло­гии, кате­хе­тики и гомиле­тики СФИ. Область инте­ре­сов – мис­сио­ло­гия и катехетика. 
С 1995 г. – катехизатор.

Крат­кий обзор кано­ни­че­ских норм, свя­зан­ных с огла­ше­нием, нужно начать с напо­ми­на­ния о месте и зна­че­нии кано­ни­че­ского пре­да­ния в жизни церкви. В своей зна­ме­ни­той ста­тье «Неиз­мен­ное и вре­мен­ное в цер­ков­ных кано­нах» про­топр. Нико­лай Афа­на­сьев пишет: «Каноны обле­кают дог­ма­ти­че­ское уче­ние… в форму норм, кото­рым должна сле­до­вать цер­ков­ная жизнь, чтобы соот­вет­ство­вать дог­ма­ти­че­скому уче­нию»1). Сле­до­ва­тельно, каноны в церкви явля­ются (или, точ­нее, должны быть) спо­со­бом выра­же­ния самой сути ее жизни в исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти: «…воля Церкви – ее бого­че­ло­ве­че­ская воля – выра­жа­ется в том, чтобы через кано­ни­че­ские поста­нов­ле­ния исто­ри­че­ские формы ее бытия вопло­щали бы ее суще­ство»2).

Поэтому, перед тем как рас­смот­реть каноны, свя­зан­ные с кате­хи­за­цией, необ­хо­димо ука­зать на духов­ную реаль­ность, кото­рая стоит за ними, – или, дру­гими сло­вами, обо­зна­чить, какую реаль­ность они стре­мятся выра­зить. Эта реаль­ность – не про­сто некие, как могло бы пока­заться, прак­тика или инсти­тут кате­хи­за­ции, а в первую оче­редь целая кате­го­рия чле­нов Церкви, кото­рым уже при­суща вера во Хри­ста, но кото­рые еще не при­несли обе­тов кре­ще­ния, т. е. еще не при­няли кре­ще­ние (или его не акту­а­ли­зи­ро­вали). Об этом гово­рит сам факт нали­чия дан­ных кано­ни­че­ских норм в цер­ков­ном пре­да­нии. Ведь дей­ствие кано­нов не может рас­про­стра­няться на внеш­них. Таким обра­зом, Цер­ковь видела гра­ницы, отде­ля­ю­щие ее от мира сего (сле­до­ва­тельно, свои основ­ные гра­ницы), про­ле­га­ю­щими не через кре­ще­ние (или его отсут­ствие), и не через регу­ляр­ное уча­стие в евха­ри­стии, как это гово­рится ино­гда сей­час, а через веру во Хри­ста. Именно через нее чело­век ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном, пусть еще и не в пол­ноте, но чле­ном Церкви. Именно из этого духов­ного факта и исхо­дят кано­ни­че­ские пра­вила3).

Теперь рас­смот­рим содер­жа­ние кано­ни­че­ских поста­нов­ле­ний, свя­зан­ных с катехизацией.

1. Кано­ни­че­ские нормы четко гово­рят о том, чем должны зани­маться некре­ще­ные члены церкви, т. е. в чем их обя­зан­ность и ответ­ствен­ность (кур­сив в тек­сте кано­ни­че­ских пра­вил здесь и далее мой. – В.Я.):

Кре­ща­е­мым должно изу­чать веру, и в пятый день сед­мицы давать ответ епи­скопу или пре­сви­те­рам (Лаод. 46).

Гото­вя­щимся ко кре­ще­нию над­ле­жит обу­чаться вере, и в пятый день сед­мицы давать ответ епи­скопу или пре­сви­те­рам (VI Всел. 78).

2. Кано­ни­че­ские нормы гово­рят о кри­те­риях готов­но­сти огла­ша­е­мого к кре­ще­нию. Это: 1) изме­не­ние жизни; 2) время пре­бы­ва­ния в чине огла­ша­е­мых – доста­точ­ное, чтобы гово­рить о посто­ян­стве наме­ре­ний; 3) сви­де­тель­ство вер­ного члена церкви; 4) лич­ное испо­ве­да­ние своей веры; 5) отсут­ствие беснования.

Име­ю­щие хоро­шую репу­та­цию и стре­мя­щи­еся стать хри­сти­а­нами должны быть огла­ша­е­мыми в тече­ние двух лет прежде, чем будут кре­щены. Если они серьезно забо­леют, то могут про­сить и полу­чить кре­ще­ние раньше (Эльв. 42, 300–309 гг.).

Ново­об­ра­щен­ный, кото­рый пре­бы­вал вне церкви в тече­ние дол­гого вре­мени, может быть кре­щен, если кто-то из клира под­дер­жит его (или ее) просьбу о том, чтобы стать хри­сти­а­ни­ном, или если кто-то из веру­ю­щих сви­де­тель­ствуют об этом, и видно, что этот чело­век изме­нился (Эльв. 45, 300–309 гг.).

Име­ю­щую во чреве подо­бает про­све­тить кре­ще­нием, когда вос­хо­щет. Ибо нет в сем ника­кого обще­ния у рож­да­ю­щей с рож­да­е­мым: поскольку во испо­ве­да­нии соб­ствен­ное каж­даго про­из­во­ле­ние пока­зу­ется (Неок. 6, 315 г.).

Поскольку, по нужде или по дру­гим побуж­де­ниям чело­ве­ков, мно­гое про­изо­шло не по пра­вилу цер­ков­ному, так что людей, от язы­че­скаго жития недавно при­сту­пив­ших к вере и крат­кое время огла­шен­ными быв­ших, вскоре к духов­ной купели при­во­дят; и тот­час по кре­ще­нии воз­во­дят в епи­скоп­ство или пре­сви­тер­ство: посему за благо при­знано, дабы впредь ничего такого не было. Поскольку и огла­шен­ному потребно время, и по кре­ще­нии – даль­ней­шее испы­та­ние (I Всел. 2).

Жела­ю­щие кре­ститься должны подать свои имена. Будучи про­ве­рены воз­дер­жа­нием от вина и плоти и мно­го­крат­ным воз­ло­же­нием рук, пусть будут кре­щены (IV Карф. 85, не позд­нее VI в.)4).

Напом­ним, что отцы-кате­хи­за­торы II и III веков счи­тали доста­точ­ным для при­ня­тия реше­ния о допуске к кре­ще­нию срок не менее трех лет5). Посте­пенно он умень­ша­ется. Как мы видели, Эль­вир­ский собор назы­вает два года, остав­ляя дли­тель­ность огла­ше­ния в три года для слу­чаев с отя­го­ще­нием – напри­мер, для огла­ша­е­мых, быв­ших прежде язы­че­скими жре­цами, если, однако, они ни разу не повто­рят сво­его греха идо­ло­слу­же­ния6).

Инте­ресно, что сви­де­тель­ство вер­ного явля­ется более важ­ным, чем лич­ное испо­ве­да­ние веры, и может ино­гда заме­нить его. На этом осно­ва­нии воз­можно кре­ще­ние детей, а также пси­хи­че­ски боль­ных и нахо­дя­щихся без сознания.

Боля­щие, кото­рые за себя отве­чать не могут, да будут кре­ща­емы тогда, когда, по их изво­ле­нию, изре­кут сви­де­тель­ство о них дру­гие, под соб­ствен­ною ответ­ствен­но­стью (Карф. 54, 393–419 гг.).

Вопрос: если кто из огла­шен­ных, нахо­дясь в болезни, лишится здра­вого ума и не может сам про­из­не­сти испо­ве­да­ние веры, род­ные же его про­сить будут, да при­и­мет Свя­тое Кре­ще­ние, доколе жив, – дол­жен ли при­нять, или нет?
Ответ: дол­жен при­нять Кре­ще­ние, если не иску­ша­ется от духа нечи­стого (Тимоф. 4).

Ино­гда, сле­дуя этому опыту, пере­хо­дили гра­ницу допу­сти­мого. В связи с этим отме­ча­ются и зло­упо­треб­ле­ния: «В Север­ной Африке кре­стили даже людей, нахо­див­шихся без созна­ния и не выра­зив­ших опре­де­ленно свое жела­ние кре­ститься» (Авгу­стин. о Пре­лю­бо­дей­ных бра­ках. 1.26.33; ср. Гип­пон. 32, 393 г.). Чет­вер­тое пра­вило того же собора запре­щает кре­стить и при­ча­щать мерт­вых7).

Заме­тим также, что в цер­ков­ном пре­да­нии зафик­си­ро­ваны три рода чрез­вы­чай­ных ситу­а­ций, когда выше­ука­зан­ные кри­те­рии отхо­дят на вто­рой план и кре­ще­ние огла­ша­е­мого может быть при­знано дей­стви­тель­ным. Пер­вый – это смерть огла­ша­е­мого из-за сви­де­тель­ства о Хри­сте, вто­рой – угроза смерти, тре­тий – при­об­ще­ние некре­щен­ным Свя­тых Таин Христовых.

Пер­вый зафик­си­ро­ван в писа­ниях учи­те­лей церкви8)

«А спо­до­бив­шийся муче­ни­че­ства пусть раду­ется радо­стью о Гос­поде, что полу­чил толи­кий венец и изшел из жизни чрез испо­ве­да­ние. Хотя бы он был огла­шен­ный, да оты­дет без печали; ибо стра­да­ние за Хри­ста будет для него слав­ней­шим кре­ще­нием, потому что он соуми­рает Гос­поду на деле, а про­чие – образно. Пусть раду­ется он, что под­ра­жает Учи­телю» (Const. Ар. V. 6 (рус. пер.: Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния). См.: Киприан. Письма. 73 (Oxford edition). 22; Ори­ген. Уве­ща­ние к муче­ни­че­ству. 30, 39; Ген­на­дий Мар­сель­ский. О цер­ков­ных дог­ма­тах. 74 (PL 58.997). Цит. по: Гав­ри­люк П. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. С. 62., вто­рой и тре­тий – в кано­ни­че­ских памятниках.

Кре­ще­ный хри­сти­а­нин, кото­рый не отре­кался от веры и не был двое­брач­ным, может окре­стить ново­об­ра­щен­ного, нахо­дя­ще­гося в смер­тель­ной опас­но­сти, если они нахо­дятся в мор­ском путе­ше­ствии или если нет церкви побли­зо­сти. Если (ново­кре­ще­ный) чело­век выжи­вет, то он или она дол­жен пойти к епи­скопу для воз­ло­же­ния на него рук (с соот­вет­ству­ю­щей молит­вой. – Прим. пер.) (Эльв. 38, 300–309 г.).

Име­ю­щие хоро­шую репу­та­цию и стре­мя­щи­еся стать хри­сти­а­нами должны быть огла­ша­е­мыми в тече­ние двух лет, прежде чем будут кре­щены. Если они серьезно забо­леют, то могут про­сить и полу­чить кре­ще­ние раньше (Эльв. 42, 300–309 г.).

Вопрос: Если огла­шен­ный отрок, лет семи, или совер­шен­но­лет­ний чело­век улу­чит время быть при совер­ше­нии Литур­гии, и по неве­де­нию при­об­щится, то как должно посту­пить с таковым?
Ответ: Должно про­све­тить его кре­ще­нием: ибо при­зван от Бога (Тимоф. 1).

Нужно также заме­тить, что у кре­ще­ния, совер­ша­е­мого в этих чрез­вы­чай­ных ситу­а­циях, есть и свои послед­ствия. Если у «кре­ще­ния кро­вью» – это слава и честь, то у кре­ще­ния в смер­тель­ной опас­но­сти – это огра­ни­че­ние в воз­мож­но­сти пре­сви­тер­ского служения.

Раз­ли­чая кре­ще­ние «от про­из­во­ле­ния» и кре­ще­ние «от нужды», кано­ни­че­ские нормы гово­рят, что кре­ще­ние «от нужды» делает духов­ное пло­до­но­ше­ние чело­века в церкви более затруд­нен­ным, чем даже его быв­шая до огла­ше­ния и кре­ще­ния жре­че­ская прак­тика. Быв­ших жре­цов, а зна­чит, и учи­те­лей «вся­кой суеты», если они огла­шены и кре­щены, можно про­из­во­дить во пре­сви­теры бес­пре­пят­ственно, а кре­ще­ных «по нужде» – только при осо­бых даро­ва­ниях или если нет дру­гих достой­ных. При этом такое «кли­ни­че­ское» кре­ще­ние, если чело­век выздо­ро­вел (или смер­тель­ная опас­ность мино­вала), обя­за­тельно нужно вос­пол­нить после­ду­ю­щим научением.

Лиц, идо­ло­жерт­во­вав­ших прежде Кре­ще­ния и потом кре­стив­шихся, рас­суж­дено про­из­во­дить в чин свя­щен­ный, как омыв­ших грех (Анкир. 12, 314 г.).

Если кто в болезни про­све­щен Кре­ще­нием, то не может про­из­ве­ден быть во пре­сви­теры, ибо вера его не от про­из­во­ле­ния, но от нужды, – разве только ради после открыв­шейся доб­ро­де­тели и веры, или из-за ску­до­сти в достой­ных людях (Неок. 12, 315 г.).

В болезни при­няв­шим Кре­ще­ние и потом полу­чив­шим здра­вие подо­бает изу­чать веру, и позна­вать, что Боже­ствен­ного дара спо­до­би­лись (Лаод. 47).

3. Есть кано­ни­че­ские нормы, гово­ря­щие о месте огла­ша­е­мых в литур­ги­че­ском собра­нии церкви. Эти нормы ука­зы­вают нам, с одной сто­роны, что огла­ша­е­мые – уже члены цер­ков­ного собра­ния, с дру­гой – есть чет­кая гра­ница между ними и верными.

Заме­тим, что на осо­бое место огла­ша­е­мых в бого­слу­жеб­ном собра­нии четко ука­зы­вал, напри­мер, еще Иппо­лит Рим­ский9). Таким обра­зом, суще­ству­ю­щее доныне деле­ние литур­гии на две части: доступ­ную всем чле­нам церкви и доступ­ную только вер­ным – имеет древ­нее происхождение.

Это закреп­ляет пра­вило Лаоди­кий­ского собора:

Подо­бает, во-пер­вых, по бесе­дах епи­скоп­ских, особо тво­рить молитву об огла­шен­ных, а по исше­ствии огла­шен­ных, быть молитве о каю­щихся; когда же и сии при­и­дут под руку и оты­дут, тогда совер­шать молитвы вер­ных… (Лаод. 19, 364 г.).

Отме­тим, что в неко­то­рых церк­вах Запада катеху­мены должны были поки­дать собра­ние до чте­ния Еван­ге­лия. Лишь в сере­дине V в. Оранж­ский собор закрепляет:

Еван­ге­лие пусть чита­ется в при­сут­ствии катеху­ме­нов во всех про­вин­циях нашей церкви (Оранж. 18). Ср. Галл. 84, 475(?) г.10).

Инте­ресно и то, что «во вре­мена Амвро­сия в Милане “стре­мя­щи­еся” могли захо­дить в бап­ти­сте­рий, тогда как позд­нее это было запре­щено» (Оранж. 19)11).

В кано­ни­че­ском посла­нии Фео­фила, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, огла­ша­е­мым запре­ща­ется упо­треб­лять анти­дор. Этим самым, по-види­мому, запре­ща­лось уча­стие огла­ша­е­мых в постли­тур­ги­че­ской агапе.

При­но­ше­ния для бес­кров­ной жертвы, по упо­треб­ле­нии нуж­ного для таин­ства, да раз­де­ляют между собою при­над­ле­жа­щие к клиру: и да не ест и да не пьет от оных огла­шен­ный, но только при­над­ле­жа­щие к клиру и сущие с ними вер­ные бра­тия (Феоф. 8).

И послед­нее в этой части. Подобно тому как кано­нами строго запре­ща­ется симо­ния, так же кате­го­ри­че­ски не при­ем­лется и плата за крещение.

Ново­кре­ще­ные не должны класть деньги в кре­щальню, поскольку это будет зна­чить, что свя­щен­ник про­дает то, что явля­ется сво­бод­ным даром (Эльв. 38, 300–309 гг.).

4. Есть целый ряд кано­ни­че­ских поста­нов­ле­ний, гово­ря­щих о воз­мож­но­сти епи­ти­мьи для некре­ще­ных чле­нов церкви. Епи­ти­мья накла­ды­ва­лась в слу­чае: 1) про­яв­ле­ния небреж­но­сти в под­го­товке к кре­ще­нию; 2) совер­ше­ния тяже­лого греха; 3) бес­но­ва­ния. Епи­ти­мья заклю­ча­лась или в изме­не­нии ста­туса огла­ша­е­мого, или в откла­ды­ва­нии сро­ков кре­ще­ния, или даже в изгна­нии из церкви.

Если жен­щина-катеху­мен вый­дет замуж за муж­чину, зная, что он оста­вил свою преж­нюю жену без при­чины, она не может быть кре­щена в тече­ние пяти лет, разве только серьезно забо­леет (Эльв, 11, 300–309 гг.).

Катеху­мен, кото­рый зач­нет вне брака и затем заду­шит мла­денца, может быть кре­щен только на смерт­ном одре (букв.: тогда, когда при­бли­зится смерть) (Эльв. З8, 300–309 гг.).

Огла­шен­ный, вхо­дя­щий в цер­ковь и сто­я­щий в чине огла­шен­ных, обли­чен быв во грехе, если сопри­чис­лен был к пре­кло­ня­ю­щим колени, да низ­ве­дется в раз­ряд слу­ша­ю­щих Писа­ния, пере­став гре­шить. Если же и пре­бы­вая между слу­ша­ю­щими согре­шит, да изго­нится из церкви (Неок. 5, 315 г.).

Отно­си­тельно огла­шен­ных и отпад­ших, угодно свя­тому и вели­кому Собору, чтобы они три года только были между слу­ша­ю­щими писа­ния, а потом моли­лись с огла­шен­ными (I Всел. 14)12).

По двух сед­ми­цах четы­ре­де­сят­ницы не должно при­ни­мать к кре­ще­нию. (Пра­вило сие отно­сится ко кре­ще­нию воз­раст­ных, кото­рое, по древ­нему обы­чаю, совер­ша­лось в Вели­кую Суб­боту. Кто с начала Четы­ре­де­сят­ницы, или, по край­ней мере, в тече­ние двух пер­вых недель ее не изъ­явил реши­тель­ного жела­ния при­нять кре­ще­ние и не начал гото­виться, того пра­вило не поз­во­ляет при­ни­мать ко кре­ще­нию в сию Четы­ре­де­сят­ницу, а ожи­дать даль­ней­шего усмот­ре­ния его усер­дия к вере) (Лаод. 45, 364 г.).

Вопрос: если огла­шен­ный будет бес­ну­е­мый и захо­чет сам или род­ствен­ники его, да при­и­мет свя­тое кре­ще­ние, то дол­жен ли при­нять или нет, и осо­бенно если будет близ смерти?
Ответ: когда бес­ну­е­мый не очи­стился еще от духа нечи­стого, то не может при­нять свя­тое кре­ще­ние, но, при исходе от сей жизни, кре­ща­ется (Тимоф. 2).

Если же некие, будучи огла­шен­ными, под­верг­ну­тые отлу­че­нию в нака­за­ние за гре­хо­па­де­ния, потом при­бли­жа­ются к смерти, то да кре­ща­ются, и да не отхо­дят от жизни сей без при­ча­стия бла­го­дати, то есть без при­об­ще­ния Свя­тых Тайн. Ибо, кажется, и это согласно с уста­вами церкви (Кирил. 5).

5. Мы не можем не упо­мя­нуть о кано­ни­че­ских пра­ви­лах, опре­де­ля­ю­щих прием в цер­ковь из отде­ля­ю­щихся от нее сооб­ществ. Для этих пра­вил харак­терно обра­ще­ние к вопросу о том, явля­ются ли члены дан­ного сооб­ще­ства огла­ша­е­мыми или нет. Иными сло­вами, выхо­дят ли они за основ­ные гра­ницы Церкви или нет. В зави­си­мо­сти от этого и появ­ля­ется извест­ное раз­ли­че­ние ереси, рас­кола и само­чин­ного сборища.

Ере­тика, как не име­ю­щего веры в Бога и Хри­ста Его или име­ю­щего ее в иска­жен­ном виде, все­гда при­ни­мают в цер­ковь как языч­ника, не при­зна­вая ни кре­ще­ния, ни сана, тща­тельно огла­шая, а потом и кре­стя. Рас­коль­ника же и члена само­чин­ного сбо­рища при­ни­мают как сво­его, исходя из допу­ще­ния, что в дан­ном слу­чае не повре­ждена вера, но вос­пол­няя при этом недостающее.

При­со­еди­ня­ю­щихся к пра­во­сла­вию и к части спа­са­е­мых из ере­ти­ков при­ем­лем по сле­ду­ю­щему чино­по­ло­же­нию и обы­чаю. Ариан, маке­до­ниан, сав­ва­тиан и пава­тиан, име­ну­ю­щих себя чистыми и луч­шими, четыр­на­дца­ти­днев­ни­ков, или тет­ра­ди­тов, и апо­ли­на­ри­стов, когда они дают руко­пи­са­ния и про­кли­нают вся­кую ересь, не мудр­ству­щую, как мудр­ствует свя­тая Божия кафо­ли­че­ская и апо­столь­ская цер­ковь, при­ем­лем запе­чат­ле­вая, то есть пома­зуя свя­тым миром, во-пер­вых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запе­чат­ле­вая их гла­го­лем: печать дара Духа Свя­таго. Евно­миан же, еди­но­крат­ным погру­же­нием кре­ща­ю­щихся, и мон­та­ни­стов, име­ну­е­мых здесь фри­гами, и савел­лиан, дер­жа­щихся мне­ния о сыно­оте­че­стве, и иное нетер­пи­мое тво­ря­щих, и всех про­чих ере­ти­ков, (ибо много здесь тако­вых, наи­паче выхо­дя­щих из Гала­тий­ской страны), всех, кото­рые из них желают при­со­еди­нены быть к пра­во­сла­вию, при­ем­лем, подобно как языч­ни­ков. В пер­вый день делаем их хри­сти­а­нами, во вто­рой огла­шен­ными, потом в тре­тий закли­наем их, с трое­крат­ным дуно­ве­нием в лице, и в уши: и так огла­шаем их, и застав­ляем пре­бы­вать в церкви, и слу­шать Писа­ния, и тогда уже кре­щаем их (II Всел. 7).

Древ­ние поло­жили при­ни­мать кре­ще­ние, ни в чем не отсту­па­ю­щее от веры: посему иное нарекли они ере­сью, иное рас­ко­лом, а иное само­чин­ным сбо­ри­щем. Ере­ти­ками назы­вали они совер­шенно отторг­шихся и в самой вере отчуждив­шихся; рас­коль­ни­ками – раз­де­лив­шихся в мне­ниях о неко­то­рых пред­ме­тах цер­ков­ных и о вопро­сах, допус­ка­ю­щих увра­че­ва­ние; а само­чин­ными сбо­ри­щами – собра­ния, состав­ля­е­мые непо­кор­ными пре­сви­те­рами или епи­ско­пами и нена­учен­ным наро­дом. Напри­мер, если кто, быв обли­чен в грехе, уда­лен от свя­щен­но­слу­же­ния, не поко­рился пра­ви­лам, а сам удер­жал за собою пред­сто­я­ние и свя­щен­но­слу­же­ние, и с ним отсту­пили неко­то­рые дру­гие, оста­вив кафо­ли­че­скую цер­ковь, – сие есть само­чин­ное сбо­рище. О пока­я­нии мыс­лить иначе, нежели как сущие в церкви, – есть рас­кол. Ереси же суть, напри­мер: мани­хей­ская, вален­тин­ская, мар­ки­о­нист­ская и сих самых пепу­зиан. Ибо здесь есть явная раз­ность в самой вере в Бога. Почему от начала быв­шим отцам угодно было кре­ще­ние ере­ти­ков совсем отме­тать; кре­ще­ние рас­коль­ни­ков, яко еще не чуж­дых церкви прии­мати; а нахо­дя­щихся в само­чин­ных сбо­ри­щах исправ­лять при­лич­ным пока­я­нием и обра­ще­нием и вновь при­со­еди­нять к церкви (Васил. 1).

При­со­еди­ня­ю­щихся к пра­во­сла­вию и к части спа­са­е­мых из ере­ти­ков при­ем­лем по сле­ду­ю­щему чино­по­ло­же­нию и обы­чаю. Ариан, маке­до­ниан, нава­тиан, име­ну­ю­щих себя чистыми и луч­шими, четыр­на­дца­ти­днев­ни­ков, или тет­ра­ди­тов, и аппо­ли­на­ри­стов, когда они дают руко­пи­са­ния и про­кли­нают вся­кую ересь, не мудр­ству­ю­щую, как мудр­ствует свя­тая Божия кафо­ли­че­ская и апо­столь­ская цер­ковь, – при­ем­лем, запе­чат­ле­вая, то есть пома­зуя свя­тым миром, во-пер­вых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запе­чат­ле­вая их гла­го­лем: печать дара Духа Свя­того. А о быв­ших пав­ли­а­нами, потом к кафо­ли­че­ской церкви при­бег­ших, поста­нов­лено: пере­кре­щи­вать их непре­менно. Евно­миан же, еди­но­крат­ным погру­же­нием кре­ща­ю­щихся, и мон­та­ни­стов, име­ну­е­мых здесь фри­гами, и савел­лиан, дер­жа­щихся мне­ния о сыно­оте­че­стве, и иное нетер­пи­мое тво­ря­щих, и всех про­чих ере­ти­ков (ибо много здесь тако­вых, наи­паче выхо­дя­щих из Гала­тий­ской страны), – всех, кото­рые из них желают при­со­еди­нены быть к пра­во­сла­вию, при­ем­лем как языч­ни­ков. В пер­вый день делаем их хри­сти­а­нами, во вто­рой огла­шен­ными, потом в тре­тий закли­наем их, с трое­крат­ным дуно­ве­нием в лицо, и в уши: и так огла­шаем их, и застав­ляем пре­бы­вать в церкви, и слу­шать Писа­ния, и тогда уже кре­щаем их. Также и мани­хеев, вален­ти­ниан, мар­ки­о­ни­тов и им подоб­ных ере­ти­ков. Несто­ри­ане же должны тво­рить руко­пи­са­ния и пре­да­вать ана­феме ересь свою, и Несто­рия, и Евтиха, и Дио­скора, и Севира, и про­чих началь­ни­ков тако­вых ере­сей, и их еди­но­мыш­лен­ни­ков, и все выше­по­ка­зан­ные ереси: и потом да при­ем­лют свя­тое при­ча­ще­ние (VI Всел. 95).

В заклю­че­ние нашего крат­кого обзора хочется отме­тить, что каж­дое из кано­ни­че­ских поста­нов­ле­ний, каса­ю­щихся кате­хи­за­ции, заслу­жи­вает осо­бого вни­ма­ния и рас­смот­ре­ния. Но сего­дня, по нашему мне­нию, более важен именно общий взгляд на них. Основ­ное сожа­ле­ние вызы­вает даже не пря­мое игно­ри­ро­ва­ние мно­гих из этих кано­нов (факт, так или иначе отно­ся­щийся ко всему кор­пусу кано­ни­че­ского пре­да­ния), а то обсто­я­тель­ство, что цер­ков­ное созна­ние как бы поте­ряло сами осно­ва­ния для их «леги­тим­но­сти». Поте­ряло, «выклю­чив» из себя целый пласт дей­стви­тель­ных чле­нов церкви, катеху­ме­нов, и пере­став в связи с этим рас­суж­дать о глав­ном кри­те­рии, сози­да­ю­щем ново­за­вет­ный народ Божий и слу­жа­щем гра­ни­цей между цер­ко­вью и миром сим. Эта гра­ница, как мы уже ука­зали выше, – между верой и неве­рием во Христа.

Пере­став эту гра­ницу хра­нить, цер­ковь неиз­бежно ста­но­вится «про­ход­ным дво­ром», сме­ши­ва­ется с миром сим, так как теряет основ­ное изме­ре­ние своей жизни.

Кано­ни­че­ские пра­вила нельзя про­сто игно­ри­ро­вать. Их ста­тус в жизни церкви в неко­то­ром смысле такой же, как и дог­ма­ти­че­ских поста­нов­ле­ний. «“Изво­лися Духу Свя­тому и нам” – оди­на­ково при­ло­жимо как к дог­ма­ти­че­ским, так и к кано­ни­че­ским поста­нов­ле­ниям»13). «Истина, кото­рую они (каноны. – В.Я.) выра­жают, сама по себе абсо­лютна, но содер­жа­ние кано­нов не есть эта истина, а то, как (кур­сив мой. – В.Я.) она должна выра­жаться в дан­ной исто­ри­че­ской форме цер­ков­ной жизни»14).

В нор­маль­ном слу­чае цер­ковь вме­сто неис­пол­ня­е­мых уста­рев­ших кано­нов должна была бы уста­нав­ли­вать новые, кото­рые были бы адек­ватны изме­нив­шейся исто­ри­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Но этого не про­ис­хо­дит. Новых адек­ват­ных кано­ни­че­ских пра­вил мы не имеем, а те, что есть, – не исполняются.

Такую ситу­а­цию про­топр. Нико­лай Афа­на­сьев назвал эпо­хой упадка твор­че­ской дея­тель­но­сти. В такую эпоху «истин­ный смысл цер­ков­ных поста­нов­ле­ний забы­ва­ется или иска­жа­ется, и их место засту­пает обы­чай, не име­ю­щий уже осно­ва­ния ни в каких цер­ков­ных пра­ви­лах. Исто­ри­че­ская пер­спек­тива теря­ется – воз­ник­но­ве­ние обы­чая отно­сят к глу­бо­кой древ­но­сти, освя­щен­ной дея­тель­но­стью отцов Церкви или все­лен­ских Собо­ров. Созда­ется лож­ное пре­да­ние, кото­рое раз­ры­вает бого­че­ло­ве­че­скую при­роду Церкви, так как уво­дит цер­ков­ную жизнь от дог­ма­ти­че­ских основ. Только воз­об­нов­ле­нием твор­че­ской дея­тель­но­сти может быть пре­одо­лена инер­ция лож­ного пре­да­ния»15).

Да подаст нам Гос­подь сил для пре­одо­ле­ния того лож­ного пре­да­ния, кото­рое явля­ется осно­ва­нием для совре­мен­ного обы­чая совер­шать кре­ще­ние без под­го­товки к нему или с такой под­го­тов­кой, кото­рая не учи­ты­вает кано­ни­че­ские кри­те­рии готовности.


 

1) Афа­на­сьев Н.Н. Неиз­мен­ное и вре­мен­ное в цер­ков­ных кано­нах // Живое пре­да­ние: Пра­во­сла­вие в совре­мен­но­сти. М., 1997. С. 99.

2) Там же. С. 101.

3) «В пер­вый день делаем их (ере­ти­ков. – В.Я.) хри­сти­а­нами, во вто­рой огла­шен­ными, потом в тре­тий закли­наем их, с трое­крат­ным дуно­ве­нием в лице, и в уши: и тако огла­шаем их, и застав­ляем пре­бы­вать в церкви, и слу­шать писа­ния, и тогда уже кре­щаем их» (VI Всел. 95). См. еще II Всел. 7. «Языч­ник, кото­рый попро­сит воз­ло­же­ния на него рук во время своей болезни, может полу­чить воз­ло­же­ние рук и стать хри­сти­а­ни­ном, если его или ее жизнь была доста­точно чест­ной (здесь не вполне ясно: речь идет о посвя­ще­нии в огла­ша­е­мые, или о кре­ще­нии упро­щен­ным чином; ско­рее всего, все же о пер­вом. – В.Я.)» (Эльв. 39, 300–309 гг.). Здесь и далее: Режим доступа: http://community–2.webtv.net/tales_of_the_western_world/RLELVIRA (дата обра­ще­ния: 25.08.2010). Пер. авт.

4) Цит. по: Гав­ри­люк П. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви / Под ред. свящ. Геор­гия Кочет­кова. М., 2001. С. 240.

5) «Жела­ю­щий огла­ситься пусть огла­ша­ется три года; но если кто при­ле­жен и имеет бла­го­рас­по­ло­же­ние к делу, да будет при­нят; ибо ценится не время, но пове­де­ние» (Const. Ар. VIII. 32.17 (рус. пер.: Апо­столь­ские поста­нов­ле­ния). «Огла­шен­ные пусть слу­шают Слово в про­дол­же­ние трех лет. Если же кто усер­ден и совер­шает доб­рые дела, то пусть при­ни­ма­ется во вни­ма­ние не время, а само пове­де­ние, кото­рое только и должно обсуж­даться» (Hipp. Trad. Ар. 17.1. (рус. пер.: Апо­столь­ское пре­да­ние сщмч. Иппо­лита Рим­ского). Цит. по: Хулап В., свящ. Катеху­ме­нат в исто­рии Церкви // Стра­ница Свято-Фила­ре­тов­ского инсти­тута. Режим доступа: http://www.sfi.ru/lib.asp?rubr_id=746&art_id=3676 (дата обра­ще­ния: 25.08.2010). «(Закон) не поз­во­ляет соби­рать несо­вер­шен­ные плоды с несо­вер­шен­ных дере­вьев, но (пове­ле­вает) после трех лет пер­вые плоды уро­жая должны быть посвя­щены Богу (Лев.19:23–24), когда дерево достигло совер­шен­ства. Такой зем­ле­дель­че­ский образ может послу­жить уро­ком; он учит нас необ­хо­ди­мо­сти очи­ще­ния наро­стов пре­гре­ше­ний и бес­плод­ного роста мысли, кото­рая вме­сте с есте­ствен­ными пло­дами рас­тет до тех пор, пока новый вид веры не при­об­ре­тет свой совер­шен­ный объем и твер­дость. Именно в чет­вер­тый год – ибо для осно­ва­тель­ной кате­хи­зи­че­ской под­го­товки тре­бу­ется время – чет­ве­рица доб­ро­де­те­лей посвя­ща­ется Богу» (Clem. Alex. Strom. II. 95. 3–96. 2 (рус. пер.: Кли­мент Алек­сан­дрий­ский. Стро­маты). Цит. по: Хулап В., свящ. Катеху­ме­нат в исто­рии Церкви.

6) «Фла­мены, кото­рые явля­ются катеху­ме­нами три года и воз­дер­жи­ва­ются от жертв, могут быть кре­щены» (Эльв. 4, 300–309 гг.). «Обра­ща­ю­щихся от ереси так назы­ва­е­мых фри­гов (мон­та­ни­стов), хотя бы нахо­ди­лись в мни­мом у них клире, и вели­чай­шими име­но­ва­лись, со вся­ким тща­нием огла­шать и кре­стить епи­ско­пам и пре­сви­те­рам церкви» (Лаод. 8, 364).

7) Цит. по: Гав­ри­люк П. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. С. 234–235.

8) «…Если огла­шен­ный будет схва­чен за имя Гос­подне, то пусть не сомне­ва­ется в пол­ноте сво­его сви­де­тель­ства. Если же ему было при­чи­нено наси­лие и он был заму­чен, когда его грехи не были ему отпу­щены, то он будет оправ­дан. Ибо он при­нял кре­ще­ние своею кро­вью» (Hipp. Trad. Ар. 19. (рус. пер.: Апо­столь­ское пре­да­ние сщмч. Иппо­лита Рим­ского).

9) «Когда учи­тель закон­чит поуче­ние, то огла­шен­ные пусть молятся отдельно от вер­ных. И жен­щины пусть стоят в церкви в каком-нибудь месте отдельно, будь они хри­сти­ан­ками или огла­шен­ными. По окон­ча­нии молитвы они не дают друг другу лоб­за­ние мира, ибо их лоб­за­ние еще не свято. Когда учи­тель после молитвы воз­ло­жит руки на огла­шен­ных, то пусть помо­лится и отпу­стит их» (Hipp. Trad. Ар. 18, 19. (рус. пер.: Апо­столь­ское пре­да­ние сщмч. Иппо­лита Римского).

10) Цит. по: Гав­ри­люк П. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. С. 93.

11) Там же. С. 242.

12) Воз­мо­жен такой пере­вод: «Свя­той и вели­кий собор пове­ле­вает, что катеху­мены, отсту­пив­шие от веры [во время гоне­ний], должны три года про­быть в числе “слу­ша­ю­щих”, после чего могут участ­во­вать в молит­вах катеху­ме­нов». Цит. по: Гав­ри­люк П. Исто­рия кате­хи­за­ции в древ­ней церкви. С. 215.

13) Афа­на­сьев Н.Н. Неиз­мен­ное и вре­мен­ное в цер­ков­ных кано­нах. С. 100.

14) Там же. С. 101.

15) Там же.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки