Нужна ли катехизация?

Нужна ли катехизация?


Все пре­красно знают, что чело­век всту­пает в Цер­ковь через таин­ство Кре­ще­ния но мы знаем также, что Гос­подь запо­ве­до­вал научить людей прежде чем кре­стить. И вот как про­ис­хо­дит это науче­ние, как оно про­ис­хо­дило исто­ри­че­ски в жизни церкви?

Здрав­ствуйте, доро­гие бра­тья и сестры. У мик­ро­фона про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов. Сего­дня мы собрали круг свя­щен­ни­ков для того, чтобы пого­во­рить о сего­дняш­ней жизни нашей церкви, об одной кон­крет­ной сто­роне этой жизни, а именно о том, как мы, Цер­ковь при­ни­маем в члены церкви людей, кото­рые этого желают. 

Все пре­красно знают, что чело­век всту­пает в Цер­ковь через таин­ство Кре­ще­ния но мы знаем также, что Гос­подь запо­ве­до­вал научить людей прежде чем кре­стить. И вот как про­ис­хо­дит это науче­ние, как оно про­ис­хо­дило исто­ри­че­ски в жизни церкви? Нужно ли оно сего­дня? Как соот­но­сятся, ска­жем, 80% кре­ще­ного насе­ле­ния нашей страны и 5% прак­ти­ку­ю­щих хри­стиан, о чем гово­рят эти цифры. 

Вот об этом, соб­ственно, мы пого­во­рим с нашими гостями, участ­ни­ками дис­кус­сии. А это про­то­и­е­рей Вик­тор Ива­нов – кли­рик Князь – Вла­ди­мир­ского Собора, свя­щен­ник Евге­ний Горя­чев – насто­я­тель храма в Шлис­сель­бурге и свя­щен­ник Вита­лий Гри­щук – насто­я­тель храма царицы Алек­сан­дры в Низино. 

Итак, поскольку отец Евге­ний Горя­чев зани­мался этой темой учась в Духов­ной ака­де­мии, напи­сал работу, посвя­щен­ную исто­рии кате­хи­за­ции в церкви, то отец Евге­ний мы попро­сим Вас начать и кратко рас­ска­зать то, как это про­ис­хо­дило в церкви и на ран­них эта­пах ее суще­ство­ва­ния и дальше. 

Е.Г. Ну нач­нем с того, что можно было бы назвать бого­слов­ской пате­ти­кой. Цер­ковь – про­дол­жа­ю­ще­еся в исто­рии бого­во­пло­ще­ние Хри­ста Спа­си­теля от зарож­да­ю­щей эпохи Пяти­де­сят­ницы до завер­ша­ю­щей миро­вой про­цесс эпохи Апокалипсиса,

Цер­ковь не только не может погиб­нуть об этом и гово­рил Хри­стос, но и непре­станно умно­жа­ется вся­ким новым чле­ном, кото­рый откли­ка­ется на при­зыв Хри­ста, вся­ким новым чело­ве­ком, кото­рый сви­де­тель­ствует об окон­ча­нии своих миро­воз­зрен­че­ских поис­ков и о непре­лож­но­сти сво­его выбора, подобно апо­столу Фоме сло­вами: «Гос­подь мой и Бог мой».

Так вот: выбор и поиск, – это вещи в жизни чело­века непре­лож­ные. Чем серьез­нее поиск, тем затруд­ни­тель­нее выбор, искать работу и искать смысл – не одно и то же. Выби­рать спут­ника жизни и веру затруд­ни­тельно, но не в рав­ной мере. И может быть, слож­нее чело­веку пове­рить Бла­гой Вести, пове­рить Хри­сту, ска­зать, что Он Мес­сия и в жизни этого чело­века явля­ется Богом.

Это, пожа­луй, невоз­можно, без дара бла­го­дати Свя­того Духа. Но, как известно, дар этот дается тому, кто гото­вит в себе почву, для дара вос­при­я­тия. Само­сто­я­тель­ный подвиг такого поиска и обре­те­ния дара – удел очень немно­гих. В основ­ном, люди нуж­да­ются в поиске и под­держки тех, кто этот путь уже про­де­лал и имеет воз­мож­ность поде­литься тем, что при­об­рел. И вот, соб­ственно говоря, это и есть непре­лож­ное бого­слов­ское осно­ва­ние и мис­си­о­нер­ской про­по­веди и кате­хи­зи­че­ской подготовки.

И строго говоря, сама запо­ведь Хри­ста о Еван­гель­ской про­по­веди: «Идите и научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их соблю­дать все, что я запо­ве­дал вам» не допус­кает апо­столь­ской мис­сии и тай­но­со­вер­ше­ния чем та, что после­до­ва­тельно выра­жена в сло­вах Спа­си­теля: «Идите, научите и кре­стите». И соб­ственно говоря, из этого Цер­ковь с ран­ней апо­столь­ской эпохи и вплоть до послед­них дней стре­ми­лась гото­вить людей вхо­дя­щих в мисти­че­ский орга­низм тела Христова.

В древ­но­сти срок пре­бы­ва­ния в раз­ряде огла­шен­ных коле­бался в зави­си­мо­сти от эпохи, но начи­ная с 3 – го века, наи­бо­лее обыч­ным было пре­бы­ва­ние 2 или 3 года. Однако, это время могло быть удли­нено или сокра­щено, так как пре­бы­ва­ние в раз­ряде огла­шен­ных по мысли Иппо­лита Рим­ского опре­де­ля­лось не вре­ме­нем, а поведением.

Еще инте­рес­нее на эту тему и кате­го­рич­нее в чем-то выска­зы­вался Тер­тул­лиан, – хоть и не свя­той отец, но в неко­то­рых своих рабо­тах при­знан­ный учи­тель церкви. Тер­тул­лиан писал сле­ду­ю­щее: «Утвер­ждаю, что огла­шен­ные, хотя и могут желать кре­ститься, но не должны быть допу­щены до этого слиш­ком скоро, ибо тот достоин бла­го­дати, кто более потру­дился и более поис­пра­вил себя».

И это общее пра­вило, конечно, варьи­ро­ва­лось, потому что, ска­жем, жрецы с их преды­ду­щим рели­ги­озно не выве­рен­ным ста­ту­сом огла­ша­лись больше ука­зан­ного срока, а напри­мер боль­ные – меньше. Также сама прак­тика огла­ше­ния сопря­га­лась с тем состо­я­нием интел­лек­ту­аль­ным из кото­рого чело­век при­хо­дил в Цер­ковь, про­стецы и интел­ли­ген­ция огла­ша­лись по раз­ному, об этом пишет в своем трак­тате о кре­ще­нии бла­жен­ный Авгу­стин.

И на востоке и на западе рим­ской импе­рии, где была рас­про­стра­нена Цер­ковь, очень рано появ­ля­ются кате­хи­зи­че­ские учи­лища, так было в Ефесе, так было в Риме, так было в Алек­сан­дрии и извест­ные кате­хи­за­торы древ­него мира Иустин Фило­соф, Иппо­лит Рим­ский, Кли­мент и Ори­ген Алек­сан­дрий­ские: они оста­вили нам сочи­не­ния в кото­рых древ­ней­шая так­тика под­го­товки к при­ня­тию этого таин­ства ого­ва­ри­ва­ется с раз­ных сторон.

После при­ня­тия импе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном кре­ще­ния и вве­де­ния хри­сти­ан­ства в ста­тус легаль­ного, а потом и гос­под­ству­ю­щего веро­ис­по­ве­да­ния, кате­хи­за­ция только уси­ли­лась и, достиг­нув сво­его пика в 5 веке, в 6 начи­нает посте­пенно схо­дить на нет по одной про­стой при­чине: основ­ным кон­тин­ген­том при­ни­мав­шим тогда таин­ство кре­ще­ния сде­ла­лись мла­денцы, попро­сту говоря, все взрос­лое насе­ле­ние ока­за­лось кре­ще­ным и кате­хи­зи­ро­вать было некого.

Но вот это жела­ние оста­вить эту иду­щую после апо­сто­лов прак­тику, при­вело к тому, что и детей визан­тий­цев пыта­лись огла­шать, каким обра­зом: их не кре­стили до трех­лет­него воз­раста, остав­ляя вме­сте с роди­те­лями после вос­крес­ного бого­слу­же­ния, но не для интел­лек­ту­аль­ного науче­ния, а для чте­ния молитв, кото­рые по сей день сохра­нены в пра­во­слав­ном треб­нике «Молитва о еже сотво­рити огла­шен­ного». Но посте­пенно и эта прак­тика уходит.

И заме­ня­ется молит­вен­ным огла­ше­нием в тече­нии соро­ка­днев­ного пери­ода, что прак­ти­че­ски сов­па­дает с днями после­ро­до­вого очи­ще­ния матери, а после исте­че­ния этого срока чело­века крестили.

Соб­ственно, вот эта позд­ней­шая, отли­ча­ю­ща­яся от древ­не­хри­сти­ан­ской в силу есте­ственно сло­жив­шихся обсто­я­тельств, прак­тика и пере­хо­дит на рус­скую почву, потому что когда мы при­ни­маем веру от Визан­тии, в этот момент суще­ствует та прак­тика, о кото­рой я сказал.

И это на самом деле печально, об этом можно сожа­леть, хотя, конечно, когда кре­стится целый народ, невоз­можно пред­ста­вить, что люди огла­ша­ются повсе­местно и инди­ви­ду­ально, мно­гие по необ­хо­ди­мо­сти про­сто выпол­няли при­каз и, конечно, не имея воз­мож­но­сти нигде огла­сить всех, везде огла­шали неко­то­рых, выде­ляя среди народа зна­ме­ни­тых людей с кото­рыми бесе­до­вали бол­гар­ские и гре­че­ские священники.

Но непри­ят­ность момента заклю­ча­ется в том, что сама прак­тика огла­ше­ния, древ­него огла­ше­ния в Визан­тии уже на тот момент не суще­ство­вала, и эта тра­ди­ция кре­стить языч­ника после 40 дней настав­ле­ния, она стала на Руси гос­под­ству­ю­щей, после того, как она сде­ла­лась гос­под­ству­ю­щей стра­ной. И отсюда наше зна­ме­ни­тое двое­ве­рие, весь домон­голь­ский и, конечно же, после­мон­голь­ский период, вплоть до эпохи Петра Великого.

По-раз­ному можно отно­ситься к дея­тель­но­сти этого царя, в осо­бен­но­сти цер­ков­ной рефор­ма­ции, но нельзя не отдать ему долж­ное в обще­куль­тур­ных и про­све­ти­тель­ских начи­на­ниях, кото­рые дали тол­чок мощ­ному раз­ви­тию Рос­сий­ской бого­слов­ской науки. В поста­нов­ле­нии синода 1740 года ска­зано о том, что ино­вер­цев, жела­ю­щих войти в свя­тую кафо­ли­че­скую Цер­ковь нужно со все­усер­дием настав­лять в тече­ние полу­года. И это раз­ви­тие бого­слов­ской науки в сино­даль­ный период спра­вед­ливо сулило бла­гие плоды и в сфере цер­ков­ного оглашения.

Однако очень скоро смерч ком­му­ни­сти­че­ской рево­лю­ции совер­шенно изгла­дил с гро­мад­ной тер­ри­то­рии помест­ной церкви не только кате­хи­за­то­ров, но и потен­ци­ально огла­ша­е­мых. В стране воца­рился госу­дар­ствен­ный ате­изм. И, конечно, нельзя гово­рить, что в этот период Цер­ковь в лице актив­ных свя­щен­ни­ков и актив­ных мирян не имела опыта хоть какой – то кате­хи­за­ции, но в силу того, что опыт был рас­сы­пан по кру­пин­кам, мы не можем в совре­мен­ной рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти опе­реться на него как на какой-то осно­во­по­ла­га­ю­щий, даю­щий нам ука­за­ния как нам себя вести.

А если опи­сы­вать ситу­а­цию в целом, то, конечно, на огром­ном про­стран­стве неко­гда заня­том людьми хри­сти­ан­ского веро­ис­по­ве­да­ния, жили люди, кото­рые никак себя не ипо­ста­зи­ро­вали, пози­ци­о­ни­ро­вали по отно­ше­нию к Пра­во­слав­ной Церкви.

И когда в жизнь нашего оте­че­ства вошла эпоха под свое­об­раз­ным назва­нием пере­стройки, Цер­ковь ока­за­лась него­то­вой огла­сить, кате­хи­зи­ро­вать сотни тысяч вче­раш­них без­бож­ни­ков, кото­рые напол­нили пра­во­слав­ные храмы, и это было по раз­ным причинам.

С одной сто­роны не верили и свя­щен­но­на­чаль­ники и про­стые свя­щен­ники, что это надолго, что это не оче­ред­ной идео­ло­ги­че­ский выверт, кото­рый пре­вра­тит отте­пель в замо­розки и поэтому кре­стили страха ради смерт­ного, исходя из этой концепции.

А во-вто­рых, в Церкви, кото­рая в тече­ние 70 лет активно при­уча­лась к бого­слов­скому, мис­си­о­нер­скому, кате­хи­зи­че­скому без­мол­вию, не ока­за­лось воз­мож­ным выде­лить доста­точ­ное коли­че­ство людей, кото­рые могли бы рас­ска­зать на доста­точ­ном уровне о вере жела­ю­щим кре­ститься; про­сто не было катехизаторов.

И я по этому поводу все­гда вспо­ми­наю одну и то же исто­рию: моло­дой ураль­ский свя­щен­ник при­няв­ший сан сразу же после пере­стройки активно вклю­чился в мис­си­о­нер­скую кате­хи­зи­че­скую дея­тель­ность и сразу же испы­тал на себе упрек пожи­лого отца-про­то­и­е­рея, кото­рый ска­зал, что он 40 лет возле пре­стола и ему в голову не при­хо­дило людей, при­шед­ших в храм кре­ститься, чему-то учить; на что этот моло­дой свя­щен­ник воз­ра­зил бук­вально сле­ду­ю­щее: для того вре­мени, то есть вре­мени, нахо­дя­ще­гося под гне­том ком­му­ни­сти­че­ской вла­сти, сама реши­мость до неко­то­рой сте­пени заме­няла под­го­товку, но теперь, когда жела­ние и воз­мож­ность кре­ститься не свя­зана с ника­кой серьез­ной жерт­вой, Цер­ковь про­сто обя­зана с тра­ди­ци­он­ной ответ­ствен­но­стью отне­стись к своим новым неокреп­шим чадам.

Ну и нельзя не согла­ситься с этим заяв­ле­нием и закон­чить свое крат­кое выступ­ле­ние на эту тему при­мерно сле­ду­ю­щим тези­сом: «Оче­видно, что период вынуж­ден­ного упадка и насиль­ствен­ной немощи не может слу­жить при­ме­ром новой тра­ди­ци­он­но­сти» – то есть если мы за 70 лет отучи­лись кате­хи­зи­ро­вать и даже думать об этом, не стоит этот период оце­ни­вать как новую тра­ди­цию, исходя из кото­рой кате­хи­за­ция в церкви отныне не нужна.

Но вот в крат­ких сло­вах, пожа­луй, и все. А вот что каса­ется тех кате­го­рий, кото­рые все-таки в древ­ней церкви не кате­хи­зи­ро­ва­лись, о них стоит упомянуть.

Во-пер­вых, это муче­ники, то есть те, кто кре­стился в соб­ствен­ной крови, это такой тех­ни­че­ский тер­мин, говоря о том, что чело­век спон­танно, может быть видя, как тер­пят муки хри­сти­а­нин, при­знает себя также сыном церкви, то есть, ска­жем, язы­че­ский воин, кото­рый на все это смот­рит и его тоже, наскоро судя, уби­вают и он не имеет воз­мож­но­сти ни пока­яться, ни кре­ститься фор­мально, тем не менее, Цер­ковь не только вме­няет ему испо­ве­да­нье в кре­ще­ние, но даже почи­тает его как святого.

Вто­рая кате­го­рия людей – кли­ники, смер­тельно боль­ные, в этом слу­чае Цер­ковь кре­стила исходя из жела­ния боль­ного, но в слу­чае если про­ис­хо­дило выздо­ров­ле­ние, этот чело­век про­хо­дил через под­го­товку, но уже зад­ним числом.

И, нако­нец, так назы­ва­е­мое кре­ще­ние по факту рож­де­ния от цер­ков­ных роди­те­лей, оче­видно, что ни с этой семьей, ни с детьми не тре­бу­ется каких-то допол­ни­тель­ных заня­тий, хотя бы потому, что сама жизнь в этой семье заме­няет катехизацию.

Дру­гих при­ме­ров отказа от прак­тики огла­ше­ния Цер­ковь не знала. Может быть отцы мне что-то под­ска­жут и что-то уточнят.

А.С. Спа­сибо, отец Евге­ний за этот заме­ча­тель­ный обзор. Но вот уже были Вами выска­заны суж­де­ния о нашей сего­дняш­ней жизни отно­си­тельно того, что мы сего­дня, каза­лось бы, без осо­бых осно­ва­ний, тем не менее, не огла­шаем людей, прежде чем допус­кать их ко кре­ще­нию и вы уже отча­сти отве­тили, почему такая ситу­а­ция сло­жи­лась в начале, ска­жем, 90‑х годов. 

А мой вопрос будет ко всем, отно­си­тельно того, почему эта прак­тика как-то не при­жи­ва­ется и сего­дня, когда те оче­вид­ные при­чины, кото­рые обычно при­во­дят, говоря о начале обнов­лен­ной жизни Церкви, сво­бод­ной жизни Церкви, когда сотни тысяч людей при­хо­дили в храмы, когда кре­стить при­хо­ди­лось еди­но­вре­менно по несколько десят­ков до сотни в круп­ных хра­мах взрос­лых чело­век. И свя­щен­ни­ков было мало, вот сей­час уже ситу­а­ция во мно­гом поменялась. 

Почему, вам кажется, мы сле­дуем той же прак­тике, при уже еди­нич­ных слу­чаях кре­ще­ния взрос­лых и как – то не чув­ству­ется боль­шая обес­по­ко­ен­ность Церкви этим поло­же­нием? Может быть отец Вита­лий ответит. 

В.Г. Здрав­ствуйте, бра­тья и сестры. Я хочу ска­зать о том, что дей­стви­тельно, вступ­ле­ние в Цер­ковь должно быть осмыс­лен­ным. Необ­хо­ди­мым усло­вием для при­ня­тия кре­ще­ния явля­ется вера. И знаем мы, что вера бывает зна­нием, а зна­ние бывает от про­по­ве­ду­ю­щего, поэтому в любом слу­чае, когда чело­век при­хо­дит в храм, при­хо­дит в Цер­ковь, при­хо­дит к кре­ще­нию, при­хо­дит к купели, то он дол­жен пони­мать, что он совер­шает в своей жизни.

Но сам факт кате­хи­за­ции, опре­де­ле­ние кате­хи­за­ции доста­точно раз­мыто; что я имею в виду, – неко­то­рые люди вос­при­ни­мают кате­хи­за­цию или под­го­товку к кре­ще­нию как некое систе­ма­ти­че­ское обу­че­ние в тече­ние про­дол­жи­тель­ного пери­ода вре­мени – пол­года, год, два года.

Кате­хи­за­цию неко­то­рые люди вос­при­ни­мают как про­по­ведь, про­по­ведь на несколько часов после чего чело­век хочет стать чле­ном церкви, хочет при­ча­щаться, испо­ве­до­ваться, может быть, даже не полу­чив систе­ма­ти­че­ского обра­зо­ва­ния в осно­вах пра­во­слав­ной веры.

И неко­то­рые люди вос­при­ни­мают кате­хи­за­цию как беседу, даже непро­дол­жи­тель­ную с духов­ным отцом, зная, что, бесе­дуя с духов­ным отцом, в нас что-то про­буж­да­ется: жела­ние верить, жела­ние быть чле­ном церкви, жела­ние спа­стись, про­буж­да­ется жела­ние веч­ной жизни, и мы реша­емся под­хо­дить к купели, к крещению.

И я скажу, что все-таки дей­стви­тельно в пер­вые века суще­ство­вала система кате­хи­за­ции, система огла­ше­ния, кото­рое дли­лось некое время. Но, пожа­луй, если мы обра­тимся к дея­ниям апо­столь­ским, то мы уви­дим, что про­цесс под­го­товки к кре­ще­нию был мини­ма­лен, вот если мы откроем Дея­ния, апо­стол Петр про­по­ве­дует День Пяти­де­сят­ницы, эта про­по­ведь зани­мала несколько часов и после этого мы знаем из Дея­ний апо­столь­ских, к купели Кре­ще­ния при­шли 3000 чело­век, крестились.

Про­по­ведь, кото­рая дли­лась несколько часов, была доста­точно для того, чтобы чело­век осо­знал, понял и при­шел к купели, захо­тел стать хри­сти­а­ни­ном и чле­ном церкви. И все, пожа­луй, Дея­ния апо­столь­ские они про­ни­заны этим момен­том: апо­стол Павел, когда посе­щал города он нахо­дился в них непро­дол­жи­тель­ное время и остав­лял после себя общину христиан.

Напри­мер, апо­стол Филипп бесе­до­вал непро­дол­жи­тель­ное время, бук­вально на ходу с евну­хом Ефи­оп­ским и евнух потре­бо­вал, потре­бо­вал(!) от апо­стола Филиппа кре­ще­ния, не дожи­да­ясь купели, не дожи­да­ясь гости­ницы, не дожи­да­ясь свя­того места, а прямо здесь креститься.

Часто отцы в кре­ще­нии при­во­дят ана­ло­гию с рож­де­нием, то есть кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, при­во­дят ана­ло­гию с физи­че­ским рож­де­нием чело­века. Вот ока­зы­ва­ется, эта мысль про­во­дится в древ­нем памят­нике хри­сти­ан­ства Дио­ни­сия Аре­о­па­гита: «Если же обо­же­ние есть боже­ствен­ное рож­де­ние, то тот, кто не полу­чил начало обо­же­ния, нико­гда не может ни узнать, ни совер­шить из богопреданного.

И нам, ска­жем по чело­ве­че­ски, не нужно ли сна­чала полу­чить бытие, а потом делать то, что свой­ственно нам, потому что вовсе несу­ще­ству­ю­щее не имеет ни потреб­но­сти дей­ствия ни бытия, а что суще­ствует извест­ным обра­зом, то делает или чув­ствует одно свой­ствен­ное его при­роде». То есть Дио­ни­сий Аре­о­па­гит, когда рас­ска­зы­вает о кре­ще­нии, уже опи­сы­вает нам систему вос­при­ем­ни­ков, опи­сы­вает нам систему под­го­товки к кре­ще­нию, и вме­сте с тем он гово­рит, что сна­чала прин­ци­пи­ально должно про­изойти рож­де­ние, затем после рож­де­ния – жизнь человека.

Поэтому этот вопрос о дли­тель­но­сти кате­хи­за­ции, под­го­товки он может являться обсуж­да­е­мым в цер­ков­ной среде. А я бы хотел обра­титься к тем людям, кото­рые заду­мы­ва­ются о кре­ще­нии, кото­рые ссы­ла­ются на дли­тель­ность под­го­товки или думают, что нам нужно все узнать, а потом кре­ститься; или посе­щать какие-то лек­ции дли­тель­ные, в тече­ние месяца или несколь­ких лет, а потом креститься.

И более того, я бы хотел еще при­ве­сти мне­ние свя­того Гри­го­рия Нис­ского. Он в своей работе «Про­тив отла­га­ю­щих кре­ще­ние» пишет: «Вне рая нахо­дишься ты, огла­шен­ный, раз­де­ляя Адама, пра­ро­ди­теля нашего, но теперь отво­рена тебе дверь, зайдя откуда ты вышел, не медли, чтобы смерть не пре­гра­дила входа. Смерть не стес­ня­ется усло­ви­ями воз­раста»,- то есть свя­той Гри­го­рий Нис­ский апел­ли­рует к тому, что каж­дый чело­век смер­тен, он может уме­реть в любую минуту, хри­сти­а­нин дол­жен быть готов к сво­ему концу все­гда, и вот он гово­рит чтоб люди, кото­рые еще не под­хо­дили к купели, не мед­лили, а придя к купели, кре­стив­шись, потом обу­ча­лись всем цер­ков­ным пра­ви­лам, испо­ве­до­ва­лись, участ­во­вали во всех цер­ков­ных таин­ствах и т.д.

Он же гово­рит, что в его время при­род­ные ката­клизмы – это есть повод для того, чтобы уско­рить свое реше­ние стать хри­сти­а­ни­ном. Он гово­рит: «Вижу я, что когда слу­читься в мире зем­ле­тря­се­ние или язвы, или наше­ствие вра­гов, все спе­шат успешно кре­ща­емы, чтобы не отойти из мира непри­част­ного бла­го­дати. Что же, разве не имеют силы рав­ной оным бед­ствиям дру­гие раз­лич­ные или неожи­дан­ные несча­стья: апо­плек­сии, удары, неча­ян­ные уду­ше­ния, воз­му­ще­ния вет­ров и их следствия».

Сего­дня мы живем в такое время, когда, мне кажется и болезни и какие – то ката­клизмы житей­ские слу­ча­ются, быть может, чаще, чем в то время, поэтому, может быть, это бы яви­лось пово­дом для кого-то, кото­рый еще не решился прийти к купели, стать хри­сти­а­ни­ном. Поэтому я хотел бы ска­зать, что все-таки в раз­ные вре­мена суще­ство­вали раз­лич­ные сроки – сроки огла­ше­ния, и мне кажется, что эта тема о сро­ках и содер­жа­нии огла­ше­ния может быть обсуж­да­е­мой в церкви.

А.С. Без­условно, вот для этого мы тоже, в част­но­сти, собра­лись, хотя я напомню, что Васи­лий Вели­кий кре­стился при­мерно в воз­расте 20 лет, хотя был рож­ден в цер­ков­ной семье. Гри­го­рий Нис­ский был его млад­шим бра­том, веро­ятно тоже было так; Кон­стан­тин Вели­кий кре­стился на смерт­ном одре, хотя управ­лял Пер­вым Все­лен­ским Собором. 

То есть я думаю, что все-таки эти слова больше отно­сятся к тому, что люди вообще пред­по­чи­тали при­ни­мать кре­ще­ние где-то на смерт­ном одре и оття­ги­вали до ста­ро­сти. Итак, если вер­нуться к моему вопросу почему в нашей церкви не воз­рож­да­ется прак­тика повсе­мест­ной под­го­товки взрос­лых людей ко кре­ще­нию, то пози­ция отца Вита­лия, как я пони­маю, заклю­ча­ется в том, что она необя­за­тельно суще­ство­вала и в древ­но­сти, о чем, по его мне­нию, сви­де­тель­ствуют слова, при­ве­ден­ные из апо­столь­ских дея­ний и свя­тых отцов и потому явля­ется лишь част­ным исто­ри­че­ским явле­нием наряду с дру­гими прак­ти­ками. И, по-види­мому, необя­за­тельно эта строй­ная система при­ема в Цер­ковь через огла­ше­ние должна вообще вос­про­из­во­диться в наше время. Отец Евге­ний, что вы ска­жете на такое исто­ри­че­ское обос­но­ва­ние необя­за­тель­но­сти системы оглашения? 

Е.Г. Что каса­ется при­ме­ров, кото­рые отец Вита­лий при­вел в начале сво­его выступ­ле­ния, мне кажется, что они как раз таки ука­зы­вают на кон­цеп­ту­аль­ное раз­ли­чие Книги Дея­ний с совре­мен­ной ситу­а­цией, потому что апо­столы, в пер­вом слу­чае апо­стола Петра, во вто­ром слу­чае Филиппа с евну­хом: они ведь про­по­ве­до­вали людям, для кото­рых новиз­ной Еван­гель­ской было имя мес­сии Иисуса Хри­ста, во всем осталь­ном это были люди ищу­щие Бога, иудеи, кото­рые всю свою жизнь тра­тили, чтобы дочи­таться, домо­литься, доспа­саться и поэтому их гото­вить было не к чему.

А что же каса­ется евнуха царицы Сав­ской, то как ска­зано он был боя­щийся Бога, то есть он был про­зе­ли­том, читал про­рока Исайю. Он был чело­ве­ком интел­лек­ту­ально и духовно во мно­гом под­го­тов­лен­ным пред­ше­ству­ю­щей вет­хо­за­вет­ной тра­ди­цией, и очень скоро, уже со вре­мен апо­стола Павла пошед­шего к языч­ни­кам, Цер­ковь отка­зы­ва­ется от кре­ще­ния сразу же после про­по­веди, потому что меня­ется кон­тин­гент: это языч­ники, а не иудеи.

Как же можно срав­ни­вать нынеш­них пост­со­вет­ских обы­ва­те­лей, кото­рые вот якобы, всей преды­ду­щей жиз­нью в Рос­сии уже хри­сти­ане, поэтому надо их быстро кре­стить, с теми иуде­ями, кото­рые жили во вре­мена апо­стола Петра и апо­стола Филиппа? Мне не пред­став­ля­ется это воз­мож­ным, поэтому, на мой взгляд, если мы хотим иметь Цер­ковь не про­сто как мень­шин­ство, кото­рое нико­гда не умрет, а будет вся­кий раз вос­пол­нять своих чле­нов новыми хри­сти­а­нами, будут рож­даться дети, кого-то дей­стви­тельно, Бог при­ве­дет, но это будет Цер­ковь мень­шин­ства. Если мы хотим, чтобы обще­ствен­ность рос­сий­ская сто­яла на еван­гель­ских Цер­ков­ных пози­циях, мы конечно должны кате­хи­зи­ро­вать тех, кто соби­ра­ется войти в Цер­ковь и огла­шать тех, кто уже кре­щен и при­дет в Цер­ковь, ска­жем, со сво­ими детьми, желая быть у них вос­при­ем­ни­ками, то есть у нас по-преж­нему есть шанс быть цер­ков­ной стра­ной и частью хри­сти­ан­ской цивилизации.

А.С. Спа­сибо, отец Евге­ний, хоте­лось бы на это наде­яться и этому послу­жить. Может быть, отец Евге­ний тогда сразу же и ваше мне­ние по вопросу, почему систе­ма­ти­че­ское огла­ше­ние не при­жи­ва­ется в наши дни, близ­кие по ситу­а­ции жизни ран­ней церкви, как вы утверждаете. 

Е.Г. Мне кажется, при­чин несколько, но одни кон­цеп­ту­аль­ные и вот это то, о чем ска­зал отец Вита­лий. Если можно варьи­ро­вать этим поня­тием – кате­хи­за­ция, то тогда не стоит гово­рить о каком-то после­до­ва­тель­ном и длин­ном пери­оде, кото­рый можно было бы назвать дето­вож­де­нием и пло­до­но­ше­нием – как угодно.

Во-вто­рых – инер­ция, дей­стви­тельно люди при­выкли, что кре­стят по пер­вому тре­бо­ва­нию, а дру­гие при­выкли кре­стить именно так.

И в‑третьих отсут­ствие какого-то такого цен­тра­ли­зо­ван­ного взгляда, в том числе и взгляда со сто­роны священноначалия.

И вот, как мне кажется, про­блему можно было бы решить сле­ду­ю­щим обра­зом: дей­стви­тельно, не у каж­дого чело­века есть, если хотите, вкус, совер­шенно же оче­видно, что в силу раз­ных обсто­я­тельств, даро­ва­ний не вся­кий свя­щен­ник спо­со­бен кате­хи­зи­ро­вать на долж­ном уровне, и так было всегда.

Поэтому, ска­жем, Ори­ген гово­рит об обя­зан­но­сти кате­хи­зи­ро­вать, кото­рая оди­на­ково при­над­ле­жит и духо­вен­ству и миря­нам, но самою этой обя­зан­но­стью назы­вает «Совер­шать веро­учи­тель­ное тай­но­вод­ство в слу­же­нии словом».

Так вот, на мой взгляд, ситу­а­ция может раз­ре­шиться сле­ду­ю­щим обра­зом: не надо застав­лять целе­на­прав­ленно, на уровне канона, каж­дого свя­щен­ника на любом при­ходе кате­хи­зи­ро­вать тех, кто при­шел при­ни­мать таин­ство, кре­ще­ния, конечно не надо, но нужно обя­зать кре­стить с непре­мен­ной кате­хи­за­цией. А как раз­ре­шит это про­ти­во­ре­чие? А на мой взгляд, в любой епар­хии на уровне бла­го­чи­ний можно созда­вать цен­тры – кате­хи­зи­че­ские учи­лища, куда с раз­ных при­хо­дов будут направ­лять люди жела­ю­щие при­нять таин­ство кре­ще­ния, а в этих учи­ли­щах их будут встре­чать про­фес­си­о­налы- те, у кого есть и зна­ния и вкус.

Там было бы ска­жем, несколько групп, и после того, как кате­хи­за­ция закон­чена, епи­скоп этой епар­хии или мит­ро­по­лии, или пат­ри­арх, если речь идет о сто­лич­ном городе, тор­же­ственно, в при­сут­ствии мно­го­чис­лен­ных чле­нов раз­ных при­хо­дов, из кото­рых при­шли эти люди на кате­хи­за­цию, совер­шал бы, ска­жем, на Рож­де­ство, на Пасху, на дру­гие дву­на­де­ся­тые празд­ники такое вве­де­ние в Церковь.

И вот, на мой взгляд, это было бы, конечно, колос­саль­ным обнов­ле­нием цер­ков­ных рядов ну и вообще, потря­се­нием для самих вошед­ших в Цер­ковь. Они вдруг видели бы себя не вхо­дя­щими в тем­ное или очень про­стран­ное поме­ще­ние, в кото­ром только Он, Его род­ствен­ники и свя­щен­ник, они уви­дели бы себя чле­нами колос­саль­ной реаль­но­сти – Церкви, кото­рая напол­нена бра­тьями и сест­рами, кото­рые с тор­же­ством при­ни­мают их в этот мисти­че­ский организм.

Но пока это на уровне меч­та­ний, – я выска­зал, ска­жем, самую свою, зата­ен­ную мечту. Здесь про­сто оста­ется ждать, когда обще­ство и внеш­нее поло­же­ние Рос­сии не поста­вят нас перед обсто­я­тель­ствами, перед кото­рыми встала, ска­жем, като­ли­че­ская Фран­ция, или пра­во­слав­ная Аме­рика; когда остав­шись в мень­шин­стве мы волей – нево­лей при­дем к тому, что уж если мы хотим вво­дить чело­века в Цер­ковь, то надо это делать как запо­ве­до­вал Христос.

А.С. Думаю, что внеш­ние обсто­я­тель­ства не могут так уж сильно повли­ять, мы и так в мень­шин­стве. Теперь, чтобы обо­га­тить нашу дис­кус­сию о том, нужна ли сего­дня кате­хи­за­ция в церкви, я хочу при­ве­сти мне­ние насто­я­теля Казан­ского Собора, отца Павла Крас­но­цве­това, запи­сан­ное мною ранее: 

П.К. Я скажу о прак­тике нашего собора. К нам обра­ща­ются взрос­лые люди, свя­щен­ник выхо­дит, бесе­дует, спра­ши­вает, что он знает о пра­во­сла­вии, о хри­сти­ан­стве, о вере в Бога, и каково его жела­ние, стрем­ле­ние, и соб­ственно говоря, что он хочет. Выяс­няет это, и если у него нет ника­ких зна­ний, только одно жела­ние, он гово­рит: «Хорошо, давайте так, при­хо­дите, у нас будет кате­хи­за­ция, у нас есть школа для взрос­лых. При­хо­дите, похо­дите, месяц, два, может быть больше, после этого мы с Вами поговорим».

Если он согла­ша­ется, гово­рит: «Да я готов, буду ходить», – все, на этом вопрос кон­чен, он при­хо­дит, его кре­стят. Если чело­век гово­рит: «Про­стите, я не могу, я уез­жаю, но я хотел бы быть кре­ще­ным, потому что там, куда я еду нет церк­вей», мы тогда без раз­го­вора кре­стим такого человека.

Но вот, был у меня такой слу­чай, при­шел тоже чело­век в воз­расте, лет так 45 – 50: «Я бы хотел кре­ститься». Я говорю: «Вы сами как отно­си­тесь к этому дей­ствию, что вы пред­по­ла­га­ете, что это дает»? «Ну, это все вот кре­стятся: неудобно как это я»… Я говорю: «Это только эта при­чина. А у Вас какая – то есть вера в Бога»? «Ну это вы зна­ете, это раз­го­воры пустые, это не стоит гово­рить»… Я говорю: «Про­стите, Вы верите в Бога или нет»? Выяс­ня­ется, что он как бы и не верит. Я говорю: «Когда пове­рите, при­хо­дите и мы Вас покре­стим, а для начала возь­мите, почи­тайте, очень инте­рес­ная книга есть отца Алек­сандра Меня, как раз вот для таких, вот – возь­мите, она у нас есть, после этого при­дете и ска­жите как Вы прочитали.

А.С. Отец Вита­лий затро­нул очень важ­ный вопрос о содер­жа­нии кате­хи­за­ции или огла­ше­нии по суще­ству. Я попро­сил бы отве­тить на этот вопрос отца Вик­тора Ива­нова на основе его опыта огла­ше­ния в Князь-Вла­ди­мир­ском Соборе. 

В.И. Бра­тья и сестры, еще раз при­вет­ствую вас, здрав­ствуйте. Я бы хотел ска­зать о том, что нужно раз­ли­чать мис­си­о­нер­ство и кате­хи­за­цию, это не одно и то же.

Мис­си­о­нер­ство – это про­по­ведь о Хри­сте, воз­ве­ще­ние о нем, прежде всего, конечно, своей жиз­нью и, конечно, и сло­вами. Все­гда в церкви ува­жа­ется сво­бода чело­века, то есть любого чело­века можно попы­таться чему-то научить тогда, когда чело­век этого, несо­мненно, хочет. И вот, резуль­та­том этой мис­си­о­нер­ской про­по­веди бывает, что кто-то слы­шит эти слова и вос­при­ни­мает слова и тогда изъ­яв­ляет жела­ние быть чле­ном Церкви, и вот тогда уже нужна кате­хи­за­ция, то есть под­го­товка ко Cвя­тому Kре­ще­нию. Конечно, в дан­ном слу­чае речь идет о взрос­лых людях.

Эта подо­товка, соб­ственно, явля­ется путем пока­я­ния, как изме­не­ние ума, как корен­ного изме­не­ния образа мыш­ле­ния и образа жизни. И в резуль­тате этого пути: огла­ше­ние. От пока­я­ния у него изме­ня­ется образ мыш­ле­ния и он изме­няет с помо­щью Божией образ жизни: то есть начи­нает мыс­лить и жить пра­вильно, по Божьи.

И несо­мненно то, что для этого нужно опре­де­лен­ное время, это обычно не про­ис­хо­дит как-то очень быстро, чтобы чело­век взрос­лый, у кото­рого есть опре­де­лен­ный взгляд на жизнь, у кото­рого уже есть опре­де­лен­ные жиз­нен­ные нара­ботки, чтобы он изме­нился в корне, для этого, несо­мненно, нужно время и неслу­чайна древ­няя прак­тика церкви, о кото­рой рас­ска­зы­вал отец Евге­ний, она пред­по­ла­гала доста­точно дли­тель­ное время – 2 – 3 года. Это дей­стви­тельно такой клас­си­че­ский вариант.

Конечно, исто­ри­че­ские усло­вия они бывают раз­ными и конечно, несо­мненно то что сей­час нужно вни­ма­тельно и тонко под­хо­дить к вопросу о том когда кре­стить взрос­лого чело­века, кото­рый при­хо­дит кре­ститься. Конечно, нужно учи­ты­вать и ту исто­ри­че­скую ситу­а­цию, в кото­рой мы сей­час нахо­димся. Конечно, нужно учи­ты­вать, что был, дей­стви­тельно, период гоне­ния на Цер­ковь, когда такое строй­ное цер­ков­ное науче­ние было невоз­можно в силу этого гонения.

Но с дру­гой сто­роны, про­шло уже доста­точно много вре­мени и сей­час Цер­ковь дей­стви­тельно имеет пол­ную сво­боду дей­ствия. И, конечно, мы имеем воз­мож­ность научить и, конечно, мы обя­заны научить, но с дру­гой сто­роны опыт пока­зы­вает, что у людей очень силь­ная инер­ция, то есть они при­хо­дят и про­сят кре­ще­ния сразу.

Они обычно бывают не готовы к мысли о том, в своем подав­ля­ю­щем боль­шин­стве, что перед кре­ще­нием должна быть под­го­товка, что ты дол­жен вна­чале изме­ниться, что должно быть выстро­ено твое духов­ное устро­е­ние. Ты дол­жен при­ве­сти в соот­вет­ствие с тре­бо­ва­ни­ями хри­сти­ан­ства свою жизнь, а потом уже, как резуль­тат этого прой­ден­ного пути при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. К такой мысли люди в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве бывают не готовы.

Конечно, есть исклю­че­ния, конечно, чело­век бывает болен, бывает что Цер­ковь сей­час идет и в тюрьмы и в армию и, конечно, раз­ные бывают ситу­а­ции и здесь каж­дый раз нужно взве­ши­вать все обсто­я­тель­ства и веле­ния своей пас­тор­ской сове­сти и это вопрос тон­кий, конечно. Но несо­мненно, общее поло­же­ние таково, что чело­веку в начале нужно пройти вот этот путь, путь такой дли­тель­ной под­го­товки ко Свя­тому Крещению.

Хотя здесь тоже нельзя ста­вить какую-то такую рез­кую пре­граду, потому что чело­век, кото­рый хочет кре­ститься и настроен, так ска­зать, на тра­ди­цию совет­ского пери­ода, чтоб кре­стили сразу. При­хо­дит и тре­буют крещения…если ему будет резко отка­зано, это чело­века может от церкви оттолк­нуть и он может годами потом не прийти вновь, может быть и по своей гор­дыни, может быть по каким-то еще пово­дам, поэтому, дей­стви­тельно, этот вопрос тонкий.

А.С. Отец Вик­тор, спа­сибо, но пока что мне кажется, очень важно в том, что Вы ска­зали, что кате­хи­за­ция и огла­ше­ние – это прежде всего не сооб­ще­ние про­сто суммы зна­ний, а это дей­стви­тельно какая-то внут­рен­няя духов­ная под­го­товка чело­века к этому важ­ней­шему, ответ­ствен­ному шагу в жизни. Отец Евге­ний, у Вас на при­ходе, как я пони­маю, есть неко­то­рая под­го­товка, неко­то­рая кате­хи­за­ция, как она у Вас проходит? 

Е.Г. К сожа­ле­нию, я не могу быть прак­ти­че­ским апо­ло­ге­том этих тео­рий, о кото­рых неустанно говорю – кате­хи­за­ция у нас огра­ни­чена, по суб­бо­там три заня­тия, и на чет­вер­тую суб­боту, то есть послед­нюю суб­боту месяца – крещение.

Это обя­за­тель­ное усло­вие, в отли­чие от отца Вик­тора, кото­рый мило­стиво готов кре­стить всех жела­ю­щих и только пред­ла­гает пройти кате­хи­за­цию, но зато уж целый год, Вы строго ста­вите усло­вие, и навер­ное, если бы я слу­жил в городе, эта стро­гость рас­про­стра­ни­лась бы и на срок: пол­года мини­мум, а лучше год.

Но, к сожа­ле­нию, спе­ци­фика при­ход­ского про­вин­ци­аль­ного храма не поз­во­ляет такой рос­коши потому что все-таки люди доста­точно про­стые, издерж­ками обра­зо­ва­ния не обре­ме­нены, поэтому это мини­мум, на кото­рый они реально могут пойти.

И конечно, мно­гие отка­зы­ва­ются – про­сто ухо­дят в дру­гие храмы, где кре­стят по пер­вому тре­бо­ва­нию, но а те, кто оста­ются, это все время по – раз­ному: ино­гда 15 чело­век, ино­гда двое, они, конечно, не могут за три заня­тия понять что они дей­стви­тельно хотят войти в мисти­че­ский орга­низм церкви, при­об­щиться к этой реаль­но­сти, но на мой взгляд это люди, кото­рые все-таки полу­чили семя, раз­ра­ба­ты­вая его в даль­ней­шей и не цер­ков­ной жизни, они все-таки имеют воз­мож­ность вер­нуться в Цер­ковь раньше один­на­дца­того часа, и самое глав­ное, они защи­щены зна­нием о том, что, дей­стви­тельно явля­ется прав­дой, а что ложью, что исти­ной, а что заблуж­де­нием. Цер­ковь пред­ла­гает им ответ не по чело­ве­че­ским сте­рео­ти­пам, в кото­рых они были вос­пи­таны, куль­тур­ных, домаш­них или быто­вых, а именно по откро­ве­нию Божьему.

Что же каса­ется вот этой жест­ко­сти, то она рож­да­ется не из такого дог­ма­тизма в отри­ца­тель­ном своем выра­же­нии, она рож­да­ется от того, что, как мне кажется, Цер­ковь менее всего заин­те­ре­со­вана в людях и не потому, что может быть обви­нена в коры­сти, а именно с точки зре­ния спа­се­ния этих людей, менее всего заин­те­ре­со­ваны в людях, кото­рые при­мут дар и зароют его как Еван­гель­ский пер­со­наж – талант в землю.

Здесь как раз, когда чело­век кате­го­ри­че­ски наста­и­вает на кре­ще­нии, не под­па­дая ни под одну из древ­них кате­го­рий, он не цер­ков­ный чело­век, он не кли­ник и он не муче­ник, я все время задаю вопрос о моти­вах, кото­рые при­вели чело­века в Церковь.

Может быть, его при­ход к идеям откры­тым нам в Еван­ге­лии был доста­точно дли­тель­ным. Может быть, чело­век всю жизнь шел к этому и он убе­ди­тельно мне отве­чает, что его жела­ние кре­ститься выстра­дано, то тогда ника­кой эго­изм мой в дан­ном слу­чае на этого чело­века не рас­про­стра­ня­ется. Несколько слу­чаев было, когда чело­век, дей­стви­тельно, был готов, он шел к этому очень долго, но чаще всего отве­тами убеж­дают меня именно в том, что при подаче чело­веку Кре­ще­ния в таком состо­я­нии это будет гре­хом церкви. Потому что очень часто мотивы далеки не только от цер­ков­ных я бы ска­зал, но и от рели­ги­оз­ных. Люди про­сто хотят решить какую-то быто­вую про­блему, ска­жем: болеет ребе­нок, они хотят, чтобы он выздо­ро­вел, не пла­тят зар­плату: они хотят, чтобы бла­го­по­лу­чие нала­ди­лось, или, может быть, потря­сен­ные ролью Кевина Кост­нера в фильме «Тело­хра­ни­тель», они хотят иметь вме­сто тело­хра­ни­теля ангела-хранителя.

Вот такие ответы, доста­точно часты и в общем-то выяс­ня­ется все двумя – тремя вопро­сами, если вы дей­стви­тельно готовы, тогда ска­жите обеты, кото­рые вы будете давать, или может быть вы зна­ете об отре­че­ниях, кото­рые будете сей­час про­из­но­сить, или, может быть, хотя бы отча­сти зна­комы с запо­ве­дями или с «Сим­во­лом веры», как пра­вило, гне­ту­щее или раз­дра­жи­тель­ное мол­ча­ние в ответ слы­шит священник.

И мне кажется, духов­ные законы в дан­ном слу­чае непре­ложны, сра­ба­ты­вают в любой ситу­а­ции оди­на­ково, как, напри­мер, про­рок гово­рил: «Посе­яв­ший ветер – пожнет бурю», так и в слу­чае нашей про­бле­ма­тики, чем меньше и поверх­ност­ней гото­вят чело­века к вос­при­я­тию Церкви как тайны, тем больше он вос­при­ни­мает ее как магию. И мне кажется, ответ­ствен­ность свя­щен­ни­ков и свя­щен­но­на­ча­лия, вво­дя­щих людей в Цер­ковь именно на маги­че­ских осно­ва­ниях, никак их не готовя, колоссальна.

А.С. Еще одно мне­ние одного из ста­рей­ших кли­ри­ков нашей епар­хии отца Вик­тора Голу­бева, насто­я­теля Тро­иц­кой церкви, в народе Кулича и Пасхи. 

В.Г. Ну вы зна­ете, что раньше гото­ви­лись долго. У нас был пре­по­да­ва­тель пре­крас­ный – отец Вита­лий Боро­вой, он как-то ска­зал: «Кре­стим без­бо­жие». То есть: покре­стили – и все, Цер­ковь о нем не забо­тится и он ушел, и больше в Цер­ковь не при­дет, если при­не­сут его, то только отпе­вать лишь. Это в те вре­мена и упол­но­мо­чен­ные были и не раз­ре­шали про­во­дить беседы, теперь сво­бодно все.

И у нас гото­вит духо­вен­ство всех; прежде чем кре­стить, кратко объ­яс­нят что такое кре­ще­ние, как себя вести и какие обя­зан­но­сти вы при­ни­ма­ете в своем кре­ще­нии. И пом­нить надо не одни обя­зан­но­сти: полу­чите бла­го­дат­ную помощь свыше. Это мало, да. У бап­ти­стов я как-то сидел, они прежде чем кре­стить в тече­ние полу­года гото­вят человека.

А.С. А что мешает нам такую прак­тику ввести?

В.Г. Может быть, при­вычка, не знаю, может быть, мас­со­вость такая.

А.С. Отец Вита­лий, у Вас в прак­тике есть какие-то беседы со сво­ими при­хо­жа­нами, если Вы, допу­стим, кре­стите дей­стви­тельно, то, что отец Евге­ний назы­вает «по пер­вому тре­бо­ва­нию», то, тем не менее, может быть, Вы в русле тех свя­то­оте­че­ских ука­за­ний какие-то беседы про­во­дите с людьми, кото­рые уже при­няли кре­ще­ние и дей­стви­тельно ли кре­ще­ние подви­гает ли этих людей при­хо­дить на эти беседы, чем тех, кото­рые ищут этого крещения? 

В.Г. Конечно я сто­рон­ник того, чтобы чело­век готов был к кре­ще­нию и пони­мал, что он совер­шает, что над ним совер­ша­ется, чтобы он имел мини­маль­ные зна­ние и веру и жела­ние быть хри­сти­а­ни­ном, но моя прак­тика такова, что я ста­ра­юсь эту под­го­товку мини­ми­зи­ро­вать, чтобы чело­век стал хри­сти­а­ни­ном и после этого начал жить.

То, что каса­ется прак­тики на моем при­ходе, у меня суще­ствует две прак­тики: пер­вая прак­тика каса­ю­ща­яся мла­ден­цев – мла­ден­цев я крещу все­гда и всех, когда при­но­сят мла­ден­цев; един­ствен­ное что необ­хо­димо – крест­ные роди­тели, жела­ние роди­те­лей – чтоб мла­де­нец был кре­щен без каких-либо пред­ва­ри­тель­ных объ­яс­не­ний или обя­за­тельств. Но перед кре­ще­нием, во время кре­ще­ния и после кре­ще­ния я ста­ра­юсь объ­яс­нить обя­зан­но­сти крест­ных роди­те­лей, а если крест­ные роди­тели отно­сятся серьезно к своим обя­зан­но­стям, то необ­хо­димо им, конечно, и знать о вере хри­сти­ан­ской и участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, но это, конечно, оста­ется на сове­сти каж­дого чело­века, каж­дого крест­ного родителя.

И вто­рая тра­ди­ция, кото­рая суще­ствует у меня в храме – это кре­ще­ние взрос­лых людей. Вот, когда взрос­лые люди при­хо­дят в храм кре­ститься, сразу я не крещу нико­гда, ну может ино­гда, в слу­чае смерт­ной болезни.

Что это зна­чит: если при­хо­дит взрос­лый чело­век, я с ним про­вожу беседу, с одним – короче, с дру­гим, может быть, длин­нее, на вопросы веро­учи­тель­ные, и, необ­хо­ди­мое усло­вие для кре­ще­ния – он дол­жен про­чи­тать одно из Еван­ге­лий, для того, чтобы полу­чить эти зна­ния, кото­рые пре­по­дают на Бла­го­ве­стьях, кото­рые пре­по­дают евангелисты.

Выби­рает он любое Еван­ге­лие, часто бывает, что выби­рают люди самое малень­кое Еван­ге­лие, допу­стим, от Марка, ино­гда пер­вое выби­рают, ино­гда послед­нее, но факт в том, что когда чело­век при­хо­дит к кре­ще­нию, после беседы со мной, о при­чи­нах его при­ня­тия кре­ще­ния, он, имея опре­де­лен­ное зна­ние, под­хо­дит к купели. Когда он про­чи­тает Еван­ге­лие и при­хо­дит к купели, я, конечно, не тести­рую его, а про­сто спра­ши­ваю: «Про­чи­тал»? – «Про­чи­тал». – «Все. Идем к купели, если ты согла­сен». Но бывает очень часто, что у людей воз­ни­кают какие – то вопросы, и они задают их, мы бесе­дуем, обща­емся, дис­ку­ти­руем и так далее.

Вот, опыт мой пока­зы­вает, что люди, кото­рые при­хо­дят к кре­ще­нию в нашем храме, не могу ска­зать какое-то про­цент­ное соот­но­ше­ние, но очень много из них потом при­хо­дят, испо­ве­ду­ются, при­ча­ща­ются, участ­вуют в цер­ков­ных таин­ствах, а подав­ля­ю­щее боль­шин­ство из взрос­лых людей обя­за­тельно при­но­сят детей при­ча­щают. То есть они пони­мают, что в храме совер­ша­ется нечто, что необ­хо­димо для чело­века, для его духов­ной жизни.

Хотя в нашем храме совер­ша­ется при­мерно 30 кре­ще­ний в год. И еще я хотел бы ска­зать, что храм в Низино, в городе Петер­гофе освя­щен в честь муче­ницы царицы Алек­сан­дры, она была языч­ни­цей, видела стра­да­ния свя­того Геор­гия Побе­до­носца, в один день празд­ну­ется память, видя стра­да­ния, веру Геор­гия Побе­до­носца, его слова, когда он отве­чал импе­ра­тору, она захо­тела стать хри­сти­ан­кой. Ее тут же свя­зали, и хотели, чтобы она отка­за­лась от веры, и так сло­жи­лось, что царица Алек­сандра только шла на муче­ния и умерла по дороге, это был очень сла­бень­кий чело­век, кото­рый, может быть, не пере­нес бы стра­да­ний за Хри­ста, но почи­та­ется в церкви как мученица.

Так вот, по опыту и по при­меру царицы Алек­сан­дры, я ста­ра­юсь и в своем храме вот это огла­ше­ние или под­го­товку к кре­ще­нию для обду­мы­ва­ния мини­ми­зи­ро­вать. Как царица Алек­сандра, уви­дела стра­да­ния и ска­зала: «Я хочу быть святой».

А.С. То – есть Ваше мне­ние, что этот срок надо минимизировать? 

В.Г. Я думаю, что сего­дня надо мини­ми­зи­ро­вать. Мне кажется что наше время схоже с пер­во­хри­сти­ан­ским вре­ме­нем, чем с вре­ме­нем 3,4,5 веков; хотя в каком-то смысле с тем вре­ме­нем тоже схоже.

А.С. Спа­сибо, отец Вита­лий, Ваша пози­ция понятна. Отец Вик­тор, а как Вам уда­ется в Князь-Вла­ди­мир­ском соборе, где поток людей жела­ю­щих кре­ститься, есте­ственно, очень велик. Как уда­ется и кате­хи­зи­ро­вать и соблю­сти неко­то­рый стан­дарт пове­де­ния духо­вен­ства в боль­шин­стве хра­мов, где кре­стят, так ска­зать, по пер­вому требованию? 

В.И. Мне кажется, прак­тика нашего собора она очень удач­ная. Я могу кратко об этом ска­зать, по бла­го­сло­ве­нию насто­я­теля собора, про­то­и­е­рея Вла­ди­мира Соро­кина, у нас в соборе ведется такое строй­ное цер­ков­ное науче­ние, кате­хи­за­ция или огла­ше­ние больше семи лет.

Но здесь ситу­а­ция такая: это собор, один из цен­траль­ных хра­мов города, есте­ственно, что прак­ти­че­ски каж­дый день при­хо­дят люди, кото­рые или желают кре­стить своих детей или желают кре­ститься сами. Поэтому у нас есть кате­хи­за­торы – миряне, кото­рые при­хо­дят пол­де­ся­того утра, и ведут крат­кую беседу с жела­ю­щими кре­ститься и с вос­пре­ем­ни­ками. Конечно, это не кате­хи­за­ция, это мис­си­о­нер­ская беседа, то есть людям, кото­рые при­шли с улицы, кото­рые устрем­ля­ются к чему-то свя­щен­ному, тол­ком, опыт пока­зы­вает, ничего не пони­мая, имея смут­ные поня­тия, при­хо­дят, и им нужно нечто ска­зать, доне­сти до них мысли, что то, что они хотят это чрез­вы­чайно важно, внут­рен­нее чутье их под­ска­зы­вает пра­вильно, но нужно осо­знать насколько это важно.

И кате­хи­за­торы гово­рят началь­ные, очень важ­ные вещи, и в то же время гово­рят, что, конечно, мы их покре­стим, где нет пря­мых, ярко выра­жен­ных кано­ни­че­ских про­ти­во­ре­чий, но у них есть воз­мож­ность нор­мально под­го­то­виться, и мы готовы их под­го­то­вить ко Свя­тому Крещению.

В подав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­чаев, люди к этому совер­шенно не готовы и этого не хотят. Конечно, мы с ними бесе­дуем, совер­шаем кре­ще­ние, потом вновь при­гла­шаем, мол, вы можете прийти к нам уже став чле­нами Церкви и мы вас научим все-таки, мы готовы научить и в этом слу­чае подав­ля­ю­щее боль­шин­ство бывает совер­шенно не готово, что они при­хо­дят кре­ститься уже с кон­крет­ной мыс­лью. Но все-таки, все-таки опыт пока­зы­вает, что до кого-то это доходит.

Это вот одна сто­рона дела, дру­гая сто­рона дела такова: дей­стви­тельно, в Соборе есть кате­хи­за­ция, как дли­тель­ное, строй­ное цер­ков­ное науче­ние, в основ­ном мы кате­хи­зи­руем людей, кото­рые уже кре­щены, потому что в совет­ские вре­мена и бабушки кре­стили тай­ком – при­но­сили детей, есте­ственно, их никто не мог научить, потому что ника­кой кате­хи­за­ции не было – были гоне­ния, и взрос­лые, кото­рые кре­сти­лись в совет­ское время, есте­ственно, они не научены. Люди чув­ствуют сво­боду и они хотят разо­браться, они при­хо­дят и хотят уже, дей­стви­тельно, научиться.

Так же и в период пере­стройки, как здесь уже про­зву­чало, есте­ственно, люди боя­лись: то ли это ста­биль­ная ситу­а­ция со сво­бо­дой, то ли это будет, дей­стви­тельно, обо­рот назад. И, конечно, огром­ное коли­че­ство людей шло и, конечно, мы радо­ва­лись этому и кре­стили тоже ненаученных.

И поэтому подав­ля­ю­щее боль­шин­ство людей, кото­рые про­хо­дят кате­хи­за­цию у нас в соборе, это люди уже кре­ще­ные то ли в дет­стве, то ли во взрос­лом воз­расте, но не научен­ные, то есть, соб­ственно говоря, это есть воцер­ко­в­ле­ние людей, кото­рые явля­ются чле­нами Церкви по факту кре­ще­ния, но вот, хотят дей­стви­тельно жить жиз­нью Церкви. Это очень радует.

А.С. Таким обра­зом, Вам кажется воз­мож­ной такая ситу­а­ция, что люди уже полу­чив­шие кре­ще­ние, тем не менее, науча­ются потом, после?

В.И. Ну, это выход из того, что есть. Есть огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые кре­щены и кото­рых нужно научить, но есть все-таки немно­гие люди, кото­рые согла­ша­ются пройти строй­ное цер­ков­ное науче­ние, а потом кре­ститься; такие, ска­жем прямо геро­и­че­ские люди. Их очень немного, я могу ска­зать, что за семь с лиш­ним лет у нас про­шло кате­хи­за­цию, дей­стви­тель­ное воцер­ко­в­ле­ние более трех­сот чело­век, из них за эти семь лет кре­сти­лись после огла­ше­ния всего 17 чело­век. То есть тако­вых немного.

А.С. А сколько всего при­хо­дило кре­ститься, сколько было кре­щено за это время?

В.И. Огром­ное коли­че­ство, тысячи.

А.С. Ну что же, наше время подо­шло к концу и резю­ми­руя ска­зан­ное, я дол­жен кон­ста­ти­ро­вать, что боль­шин­ство пря­мых или заоч­ных участ­ни­ков нашего раз­го­вора выска­зы­ва­ются за обя­за­тель­ность под­го­товки взрос­лых людей ко кре­ще­нию, однако, рас­хо­дятся в том, в каком объ­еме ее жела­тельно и реа­ли­стично проводить. 

Со своей сто­роны могу лишь доба­вить, что при­ни­мая взрос­лых людей без вся­кой под­го­товки, мы тем самым вну­шаем людям мысль, что в церкви ничего пони­мать и не нужно. Необ­хо­димо только чув­ство­вать и благоговеть.

Поэтому, есте­ственно, что те люди, кото­рые в обыч­ной жизни при­выкли зада­вать вопросы, пыта­ются понять почему дела­ется то или дру­гое, не нахо­дят себе место в сего­дняш­ней Церкви, это все-таки интел­лек­ту­аль­ная часть нашего обще­ства. Я не думаю, что Цер­ковь в ней не нуждается.

В дру­гом слу­чае такой чело­век сам начи­нает искать ответы на вопросы, в лите­ра­туре, в газе­тах, как пра­вило, око­ло­цер­ков­ных, потому что ими, к сожа­ле­нию, напол­нены свеч­ные лавки наших хра­мов, из теле­ви­де­ния и так далее, тогда не при­хо­дится удив­ляться, что в этом слу­чае воз­ни­кают про­блемы с ИНН, про­блемы с пас­пор­тами, пере­пи­сями, вопро­сами о свя­то­сти Рас­пу­тина, Ивана Гроз­ного и так далее – то, с чем мы вдо­гонку все время пыта­емся бороться.

По сво­ему опыту я могу ска­зать опре­де­ленно, что те люди, кото­рые про­хо­дят кате­хи­за­цию в нашем храме, а у нас срок кате­хи­за­ции обычно около полу­года, не стал­ки­ва­ются с подоб­ными вопро­сами, потому что они сразу же научены и настав­лены в каком-то пра­виль­ном цер­ков­ном русле. И поэтому я раз­де­ляю мне­ние выска­зав­шихся сего­дня свя­щен­ни­ков о том, что это дело совер­шенно необ­хо­ди­мое, и мы все: кли­рики и веру­ю­щие люди, потому что не только кли­рики могут зани­маться этой дея­тель­но­стью – под­го­тов­кой людей ко кре­ще­нию, должны попы­таться, без­условно, вло­жить в это свои силы. И попы­таться сфор­ми­ро­вать какую-то общую, может быть, на епар­хи­аль­ном хотя бы уровне, систему, кото­рая поз­во­ляла бы, гото­вить по-насто­я­щему людей к при­ня­тию свя­того крещения.

Я, пожа­луй, могу только раз­де­лить эту кра­си­вую мечту отца Евге­ния о том, что когда-нибудь, как в древ­ней Церкви, теперь это уже не совсем не так невоз­можно, потому что не такое гигант­ское коли­че­ство взрос­лых людей при­хо­дит ко кре­ще­нию, чтобы, напри­мер, Иса­а­ки­ев­ский собор, или даже Казан­ский Собор Кафед­раль­ный, мог бы вме­стить даже всех, кто за несколько меся­цев, допу­стим, был бы под­го­тов­лен к при­ня­тию кре­ще­ния и дей­стви­тельно, если бы епи­скоп при­нял какое-то бы уча­стие при сослу­же­нии сон­мом пре­сви­те­ров, помо­га­ю­щих осу­ществ­лять все необ­хо­ди­мые обряды, сопро­вож­да­ю­щие само таинство…

В.И. Про­стите, что вме­ши­ва­юсь, отец Алек­сандр. Я поду­мал, что насколько был бы пози­тив­нее резо­нанс обще­ствен­ного вос­при­я­тия этой кар­тины, если срав­ни­вать его с тем, что мы недавно видели в сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции по поводу Бого­яв­ле­ния, Крещения.

Обы­ва­телю пока­зы­ва­ется пове­де­ние рели­ги­оз­ных або­ри­ге­нов этой страны, кото­рых на пал­ках, на шестах спус­кают в про­рубь, и кто-то истово кре­стясь, кто-то истово отбра­сы­вая сига­рету, думая, что таким обра­зом он испол­няет самое глав­ное, погру­жа­ется в эту про­рубь, может и это вли­яет, но вли­яет в какой сте­пени: «что-то в этом есть, попро­бую на сле­ду­ю­щий год». А вот это виде­ние огром­ного числа людей в празд­нич­ных белых одеж­дах, кото­рых Цер­ковь тре­петно, в один день под руко­вод­ством пер­во­свя­ти­теля, в сопро­вож­де­нии луч­ших бого­слу­жеб­ных хоров, сил, вво­дит в свое есте­ство – это конечно бы про­из­во­дило впе­чат­ле­ние. Это сто­ило бы видеть мно­гим людям.

А.С. Спа­сибо, доро­гие отцы, я напо­ми­наю, что сего­дня мы бесе­до­вали с про­то­и­е­реем Вик­то­ром Ива­но­вым, свя­щен­ни­ками Евге­нием Горя­че­вым и Вита­лием Гри­щу­ком о под­го­товке взрос­лых людей к таин­ству кре­ще­ния. Про­грамму вел про­то­и­е­рей Алек­сандр Сте­па­нов, всего вам доброго.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки