Катехизация: литургический аспект – диакон Дмитрий Симонов

Катехизация: литургический аспект – диакон Дмитрий Симонов


Как известно, с пер­вых веков сво­его суще­ство­ва­ния Цер­ковь крайне серьёзно отно­си­лась к при­ня­тию новых чле­нов. Мы знаем, что кате­хи­за­ция про­дол­жа­лась дли­тель­ный период, в тече­ние кото­рого огла­шен­ные (катеху­мены) настав­ля­лись в хри­сти­ан­ском вероучении.

 

 

Как известно, с пер­вых веков сво­его суще­ство­ва­ния Цер­ковь крайне серьёзно отно­си­лась к при­ня­тию новых чле­нов. Мы знаем, что кате­хи­за­ция про­дол­жа­лась дли­тель­ный период, в тече­ние кото­рого огла­шен­ные (катеху­мены) настав­ля­лись в хри­сти­ан­ском вероучении.

Но нема­ло­важ­ное, а порой, и пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние пре­да­ва­лось про­све­ще­нию через бого­слу­же­ние. Изна­чально кате­хи­за­ция про­хо­дила в непо­сред­ствен­ной связи с бого­слу­же­нием! По исто­ри­че­ским источ­ни­кам мы знаем, что катеху­мены (прак­ти­че­ски повсе­местно) при­сут­ство­вали на всех бого­слу­же­ниях, кроме той части Литур­гии, на кото­рой совер­ша­лось Свя­тое Воз­но­ше­ние и при­ча­ще­ние Тела и Крови Христовых.

Само деле­ние Литур­гии на две основ­ные части, Литур­гия огла­шен­ных (Литур­гия слова) и Литур­гия вер­ных, пока­зы­вает, насколько важ­ным все­гда счи­тался в Церкви фак­тор литур­ги­че­ского про­све­ще­ния. Ибо Литур­гия огла­шен­ных дидак­тична по сво­ему харак­теру и назна­че­нию. Куль­ми­на­цией её явля­ются чте­ния из Свя­щен­ного Писа­ния и сле­до­вав­шая за ними про­по­ведь. К сожа­ле­нию, эта заме­ча­тель­ная древ­няя тра­ди­ция мало где соблю­да­ется. На пер­вом этапе кате­хи­за­ции сама Литур­гия слова (слы­шан­ное на ней Писа­ние и про­по­ведь) были пер­выми огла­си­тель­ными «уро­ками». После этого совер­ша­лась молитва за огла­шен­ных, об этом мы можем про­чи­тать в «Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях», и бла­го­сло­ве­ние катеху­ме­нов епи­ско­пом, кото­рый про­из­но­сил имя каж­дого из них. И теперь мы молимся за огла­шен­ных на осо­бой екте­нье, при­чём пер­вое про­ше­ние этой екте­нии при­зы­вает самих катеху­ме­нов к молитве! Затем, если вскоре пред­по­ла­га­лось кре­ще­ние, про­из­но­си­лась отдель­ная молитва за тех огла­шен­ных, кото­рые завер­шали период под­го­товки к кре­ще­нию (нынеш­няя екте­нья за «иже ко про­све­ще­нию» в Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров). Затем после осо­бого воз­гласа они ухо­дили. Ныне это воз­глас: «Огла­ше­нии изидите…».

Таким обра­зом, мы видим, что огла­шен­ные для Церкви были не без­ли­кой куч­кой людей, но извест­ными общине людьми, за кото­рых Цер­ковь отдельно и особо моли­лась. При­ме­ром важ­но­сти уча­стия огла­шен­ных в бого­слу­же­нии может быть такой факт: в IV веке в Иеру­са­лим­ской Церкви катеху­мен, долго не появ­ляв­шийся на бого­слу­же­нии, мог быть кре­щён только при лич­ном пору­чи­тель­стве за него одного из клириков.

Также изве­стен такой факт, что в древ­но­сти совер­ше­ние кре­ще­ния свя­зы­ва­лось с Литур­гией. Мы знаем древ­нюю прак­тику совер­ше­ния кре­ще­ния в боль­шие празд­ники, такие как Пасха, Рож­де­ство, Бого­яв­ле­ние, Пяти­де­сят­ница. В самом чине Литур­гии до сих пор в эти дни вме­сто Три­свя­того поло­жено петь «Елицы во Хри­ста кре­сти­стеся, во Хри­ста обле­ко­сте- ся». Но не только в древ­но­сти, напри­мер, в рус­ских бого­слу­жеб­ных кни­гах (вплоть до VII века) поме­ща­лись прак­ти­че­ские ука­за­ния совер­ше­ния Кре­ще­ния и Литур­гии. Были в Рус­ской Церкви ука­за­ния совер­шать кре­ще­ние взрос­лых до Литур­гии, чтобы они могли потом в ней при­нять участие.

Кре­ще­ние – это уми­ра­ние для греха, рож­де­ние в Новую Жизнь. Пол­ное отре­че­ние от «вет­хого чело­века». Здесь, разу­ме­ется, невоз­мо­жен был отрыв от свя­того При­ча­ще­ния – Таин­ства соеди­не­ния со Хри­стом. И, конечно же, при­го­тов­ле­ние к таин­ству Кре­ще­ния не может не быть ответ­ствен­ным. Часто ста­вится вопрос о зна­чи­мо­сти под­го­товки к Евха­ри­стии, но игно­ри­ру­ется вопрос под­го­товки к Крещению.

И одним из важ­ных мето­дов был аспект литур­ги­че­ской кате­хи­за­ции. Ибо глав­ное в огла­ше­нии – пол­но­ценно вве­сти чело­века в жизнь Церкви. Кате­хи­за­ция – это не про­сто пере­дача опре­де­лён­ных зна­ний, но сотво­ре­ние нового члена Церкви Хри­сто­вой, рож­де­ние новой лич­но­сти Народа Божия. А как можно вве­сти в жизнь Церкви без уча­стия в том, что выра­жает суть жизни Церкви – без уча­стия в бого­слу­же­нии?! «Бого­слу­же­ния Церкви – её дыха­ние и бие­ние её сердца» (прот. А. Шме­ман).

Мы стоим перед про­бле­мой вос­при­я­тия таин­ства Кре­ще­ния как «част­ного бого­слу­же­ния» (мак­си­мум – семей­ное собы­тие). Но Кре­ще­ние – это собы­тие в жизни всей Церкви. Оно должно быть вос­при­ни­ма­емо как вступ­ле­ние в ради­кально новую жизнь, это Пасха и Пяти­де­сят­ница всту­па­ю­щего. Но уже всту­пив­шие не могут быть без­участны, ибо при­об­ре­тают брата (сестру) во Христе.

Именно поэтому мы должны обра­тить осо­бое вни­ма­ние на опыт Церкви в при­го­тов­ле­нии к Кре­ще­нию. Екте­нии об огла­шен­ных и гото­вя­щихся к про­све­ще­нию не явля­ются ата­виз­мом, как утвер­ждают неко­то­рые. Для нас это сохра­нив­ше­еся напо­ми­на­ние о необ­хо­ди­мо­сти вни­ма­тель­ного отно­ше­ния к тем, кто гото­вится всту­пить в Цер­ковь и ответ­ствен­ной под­го­товки к таин­ству Крещения.

Также необ­хо­димо ска­зать о вос­ста­нов­лен­ном в ПСТБУ и издан­ном по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II в 2002 году чине кре­щаль­ной Литур­гии. Опыт совер­ше­ния подоб­ных Литур­гий есть и в дру­гих помест­ных Пра­во­слав­ных Церквах.

Кре­ще­ние встав­лено в чин Литур­гии в соот­вет­ствии с соблю­де­нием норм бого­слу­жеб­ной тра­ди­ции Церкви. Этот чин пери­о­ди­че­ски совер­ша­ется в неко­то­рых хра­мах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Совер­ше­ние Таин­ства Кре­ще­ния вкупе с Евха­ри­стией явля­ется очень зна­чи­мым собы­тием в жизни кре­ща­е­мых и особо вдох­нов­ляет вер­ных, участ­ни­ков этой Литур­гии. Далее после Литур­гии воз­можны тор­же­ствен­ное поздрав­ле­ние только что кре­щё­ных и общая празд­нич­ная тра­пеза. Всё это спо­соб­ствует вос­ста­нов­ле­нию общин­ной жизни, столь зна­чи­мой для жизни Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки