Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения

Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения


Ни для кого не сек­рет, что нынеш­нее состо­я­ние Церкви можно оха­рак­те­ри­зо­вать слож­ным про­цес­сом обще­че­ло­ве­че­ского раз­ви­тия с моди­фи­ци­ро­вав­ши­мися, видо­из­ме­нен­ными отно­ше­ни­ями в рели­ги­оз­ной и соци­ально-обще­ствен­ной кар­тине мира.

Оглав­ле­ние

 

Катехизация: понятие, цели, задачи

Ни для кого не сек­рет, что нынеш­нее состо­я­ние Церкви можно оха­рак­те­ри­зо­вать слож­ным про­цес­сом обще­че­ло­ве­че­ского раз­ви­тия с моди­фи­ци­ро­вав­ши­мися, видо­из­ме­нен­ными отно­ше­ни­ями в рели­ги­оз­ной и соци­ально-обще­ствен­ной кар­тине мира. Мы живем в новом для Церкви исто­ри­че­ском вре­мени, когда веко­вая тра­ди­ция гар­мо­нич­ного суще­ство­ва­ния госу­дар­ства и Церкви ушла в про­шлое, и Цер­ковь вынуж­дена исполь­зо­вать совсем новые при­емы для само­опре­де­ле­ния в совре­мен­ном «нехри­сти­ан­ском» мире. В силу раз­лич­ных обще­ствен­ных и поли­ти­че­ских про­цес­сов пра­во­слав­ные тра­ди­ции в нашей стране в боль­шин­стве своем были утрачены.

Сего­дня при­хо­дится кон­ста­ти­ро­вать тот факт, что при­над­леж­ность к Пра­во­слав­ной Церкви, о кото­рой заяв­ляют боль­шин­ство участ­ни­ков социо­ло­ги­че­ских опро­сов в Рос­сии, никак не ска­зы­ва­ется на их жизни. Несмотря на то, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство рос­сиян отно­сят себя к Пра­во­слав­ной Церкви, Пра­во­сла­вие оста­ется в созна­нии боль­шин­ства людей как нечто «наци­о­нально-тра­ди­ци­он­ное». Кре­стив­шись или окре­стив своих детей, чело­век словно отдаёт дань мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции, смутно осо­зна­вая, зачем ему это, соб­ственно говоря, нужно. Дру­гим пово­дом ко Кре­ще­нию может стать жела­ние полу­чить «небес­ную защиту». Как будто, кре­стив­шись, чело­век под­пи­сы­вает одно­сто­рон­ний дого­вор, по кото­рому отныне он может пре­тен­до­вать на «высо­кое покро­ви­тель­ство», даже не зада­ва­ясь вопро­сом, а что эти отно­ше­ния будут тре­бо­вать от него? Но этот дого­вор – завет, заклю­чён кро­вью Хри­ста. И мы кре­стимся в образ Его смерти (Рим. 6, 3).

У боль­шого числа веру­ю­щих наблю­да­ется низ­кий уро­вень зна­ний о хри­сти­ан­ской вере и Церкви, кото­рый зача­стую под­ме­ня­ется обря­до­вой сто­ро­ной при отсут­ствии ори­ен­та­ции на нрав­ствен­ную и духов­ную жизнь. А также насущ­ной стала про­блема рас­про­стра­не­ния потре­би­тель­ского взгляда на Цер­ковь, пре­вра­ще­ние отно­ше­ния при­хо­дя­щих в храм людей в финан­со­вые, товарно-рыноч­ные: при­ня­тие Таинств или испол­не­ние цер­ков­ных треб мыс­лится в рам­ках «поку­па­тель-про­да­вец». Из 72% людей в Рос­сии, назы­ва­ю­щих себя пра­во­слав­ными, лишь 55% верят в Бога (!), 62% не при­ча­ща­ются, регу­лярно в Бого­слу­же­нии участ­вует менее 10%: более поло­вины бывают в хра­мах лишь два­жды в год – на Рож­де­ство Хри­стово и Пасху. Менее 1/3 пра­во­слав­ных гово­рят с детьми на рели­ги­оз­ные темы.

Именно поэтому наша задача сего­дня — помочь уве­ро­вав­шим в Бога осмыс­ленно войти в жизнь Церкви. «Сего­дня завер­ша­ется пер­во­на­чаль­ный этап цер­ков­ного воз­рож­де­ния, на кото­ром глав­ное вни­ма­ние было уде­лено вос­ста­нов­ле­нию ста­рых и откры­тию новых хра­мов, мона­сты­рей, духов­ных школ. Мы всту­паем в новую эпоху, когда от коли­че­ствен­ного роста необ­хо­димо перейти к каче­ствен­ному, когда основ­ное вни­ма­ние должно быть уде­лено вос­со­зда­нию чело­ве­че­ской души. Глав­ная и неиз­мен­ная забота Церкви – спа­се­ние людей, не только посто­ян­ных при­хо­жан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каж­дый при­шед­ший в храм почув­ство­вал себя в род­ной среде, ощу­тил любовь и заботу свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мирян». (Юби­лей­ный архи­ерей­ский собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Посла­ние бого­лю­би­вым пас­ты­рям, чест­ному ино­че­ству и всем вер­ным чадам Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви).

Важно понять, что же сего­дня могут пред­ло­жить пра­во­слав­ные хри­сти­ане совре­мен­ному обще­ству и чело­веку, имея за пле­чами два­дца­ти­лет­ний опыт воз­рож­де­ния цер­ков­ной жизни в нашей стране и сосед­них госу­дар­ствах и 2000-лет­ний опыт цер­ков­ной тра­ди­ции. Особо важно опре­де­лить общие прин­ципы воцер­ко­в­ле­ния, осмыс­лить этот про­цесс мето­до­ло­ги­че­ски, опре­де­лить жела­е­мые цели, задачи и место цер­ков­ного вос­пи­та­ния в жизни совре­мен­ной Церкви. Необ­хо­димо также объ­ек­тивно оце­нить тот потен­циал, кото­рым мы рас­по­ла­гаем. Мы выде­ляем именно кате­хи­за­тор­ское слу­же­ние как дея­тель­ность, направ­лен­ную на воцер­ко­в­ле­ние как вве­де­ние чело­века через огла­ше­ние и Кре­ще­ние в лоно свя­той Церкви, и даль­ней­шее при­об­ще­ние ко всем сфе­рам цер­ковно-общин­ной жизни. Кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность заклю­ча­ется пре­иму­ще­ственно в том, чтобы пре­по­да­вать пред­мет­ное содер­жа­ние цер­ков­ного веро­уче­ния, при­об­щать чело­века к опыту молитвы – как цер­ков­ной, так и домаш­ней, а также помочь ему при­ве­сти свою жизнь в норму хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и этики.

Итак, говоря о назна­че­нии кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти, опре­де­лим само поня­тие, а так же цели и задачи катехизации.

Кате­хи­за­ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις – поуче­ние, настав­ле­ние) – сов­мест­ная дея­тель­ность начи­на­ю­щего хри­сти­а­нина и пред­ста­ви­теля Церкви, направ­лен­ная на пол­но­цен­ное вхож­де­ние ново­на­чаль­ного в цер­ков­ную жизнь.

Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – то есть при­об­ще­ние людей к пол­но­цен­ной цер­ков­ной и хри­сти­ан­ской жизни. Под воцер­ко­в­ле­нием под­ра­зу­ме­ва­ется не набор зна­ний и раз­лич­ных внеш­них цер­ков­ных дей­ствий, а реаль­ное пре­об­ра­же­ние духа, нрава, отно­ше­ний и образа жизни чело­века сооб­разно Еван­гель­скому образу Лич­но­сти Иисуса Хри­ста. Воцер­ко­вить — зна­чит вве­сти чело­века в орга­низм, в тело Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные связи с осталь­ными чле­нами цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по сво­ему духу, харак­теру, образу жизни, отно­ше­ниям, и через это — стать живым чле­ном бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.

Пол­но­цен­ная кате­хи­за­ция может про­во­диться в основ­ном по отно­ше­нию ко взрос­лым нево­цер­ко­в­лен­ным людям вне зави­си­мо­сти того, были они кре­щены или нет.

Исходя из целей, опре­де­лим основ­ные задачи катехизации:

1. Обес­пе­че­ние при­ня­тия огла­ша­е­мым Еван­ге­лия в каче­стве жиз­нен­ного ориентира.

2. Обес­пе­че­ние при­ня­тия огла­ша­е­мым Свя­щен­ного Пре­да­ния Пра­во­слав­ной Церкви:

2.1. Таин­ствен­ной и сакра­мен­таль­ной жизни Церкви.

2.2. Дог­ма­ти­че­ского уче­ния Церкви.

2.3. Нрав­ствен­ного уче­ния Церкви.

2.4. Обре­те­ние лич­ного молит­венно-аске­ти­че­ского опыта, соглас­ного с молит­венно-аске­ти­че­ским опы­том Церкви.

2.5. При­ня­тие иерар­хи­че­ского и адми­ни­стра­тив­ного устрой­ства Церкви.

2.6. Зна­ком­ство с кано­ни­че­скими и дис­ци­пли­нар­ными нор­мами цер­ков­ной жизни.

2.7. Обре­те­ние своей роли и слу­же­ния в Церкви, осо­зна­ние сте­пени лич­ной ответ­ствен­но­сти за Цер­ковь.

Резуль­та­том кате­хи­за­ции дол­жен стать при­ход чело­века в храм для осо­знан­ного при­ня­тия Таин­ства Кре­ще­ния. Важ­ней­шим пока­за­те­лем готов­но­сти к Кре­ще­нию явля­ется пони­ма­ние основ духов­ной жизни, выра­жен­ное в кон­крет­ных зна­ниях, опыте молитвы и исправ­ле­нии своей жизни в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ными импе­ра­ти­вами Пра­во­сла­вия. Жизнь чело­века в Церкви, согласно запо­ве­дям Хри­ста, все­гда охва­ты­вает все его суще­ство­ва­ние и не может быть фраг­мен­тар­ной, то есть не может быть каким-то част­ным делом, на испол­не­ние кото­рого отво­дятся опре­де­лен­ные часы или дни. Чело­веку важно дать понять, что хри­сти­а­нин не может отде­лить свою семей­ную жизнь, обще­ствен­ную или про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность от духов­ного и нрав­ствен­ного аспекта еван­гель­ской веры. Но вера чело­века и его жизнь в Церкви могут быть нару­шены из-за столк­но­ве­ния с иными стан­дар­тами и нор­мами жизни, дру­гими кате­го­ри­ями мыш­ле­ния и сте­рео­ти­пами, кото­рые так интен­сивно навя­зы­ва­ются совре­мен­ным обще­ством сего­дня. Поэтому имеет смысл гово­рить о фор­ми­ро­ва­нии пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния при вхож­де­нии чело­века в Цер­ковь, спо­соб­ного под­дер­жать и помочь ему в сле­до­ва­нии избран­ным непре­хо­дя­щим цен­но­стям и целям.

Конечно, воз­дей­ствие на чело­века с целью его вос­пи­та­ния и духов­ного воз­рас­та­ния есть поня­тие педа­го­гики, а точ­нее опре­де­ля­ется поня­ти­ями педа­го­гики веры, на кото­рых и осно­вы­ва­ется кате­хи­за­ция. В педа­го­гике веры могут и должны при­ме­няться основы общей педа­го­гики. Любой педа­го­ги­че­ский метод поле­зен при кате­хи­за­ции настолько, насколько он помо­гает пере­даче веры и искус­ству вос­пи­та­ния в ней.

В кате­хи­за­ции необ­хо­димо учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ность каж­дого чело­века, уни­каль­ность и обсто­я­тель­ства его жизни. Воцер­ко­в­ле­ние может быть постро­ено только на осно­ва­нии искрен­них, дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с людьми в форме диа­лога. Мы должны учиться видеть чело­века, дове­рять ему и пони­мать, что про­ис­хо­дит в нем.

Необ­хо­димо также учи­ты­вать основ­ные прин­ципы катехизации:

1. Лич­ност­ность. Этот прин­цип пред­по­ла­гает, что все, что чело­век узнает во время кате­хи­за­ции, отно­сится лично к его жизни, либо к жизни чело­века, кото­рый нахо­дится рядом, т. е. вхо­дит в огла­си­тель­ную группу. В про­тив­ном слу­чае все может вылиться в пустое тео­ре­ти­зи­ро­ва­ние: можно пре­красно пого­во­рить за чашеч­кой чая, но это ни к чему не будет обязывать.

2. Из этого про­ис­те­кает прин­цип после­до­ва­тель­но­сти. Необ­хо­димо предо­став­лять чело­веку инфор­ма­цию о вере в пра­виль­ной после­до­ва­тель­но­сти: от про­стого к слож­ному. Тогда усво­е­ние мате­ри­ала идет легко и есте­ственно. В слу­чае нару­ше­ния этого прин­ципа слиш­ком слож­ные поня­тия не усва­и­ва­ются, поэтому при­хо­дится воз­вра­щаться к более про­стому мате­ри­алу, что сби­вает логику про­цесса, лишает его систе­ма­тич­но­сти и при­во­дит к неэф­фек­тив­ному исполь­зо­ва­нию времени.

3. Посиль­ность. Этот прин­цип взят из педа­го­гики. Если изла­га­е­мый мате­риал слиш­ком сло­жен, то обу­ча­е­мый быстро это пони­мает и пере­стает даже пытаться его усво­ить. Если же мате­риал, наобо­рот, слиш­ком лег­кий, то обу­ча­е­мый теряет к нему инте­рес. Мате­риал дол­жен быть таким, чтобы для его усво­е­ния чело­веку тре­бо­ва­лись опре­де­лен­ные уси­лия, но в то же время это усво­е­ние должно быть воз­мож­ным. В этом слу­чае чело­век заин­те­ре­со­ван, он раз­ви­ва­ется, и огла­ше­ние при­но­сит результаты.

4. Цер­ков­ность. Кате­хи­за­ция – это не про­сто обу­че­ние. Это помощь чело­веку войти в цер­ков­ную жизнь. Поэтому необ­хо­димо соблю­дать баланс трех составляющих:

4.1. Позна­ние веры.

4.2. Молитва – цер­ков­ная и домашняя.

4.3. Исправ­ле­ние жизни в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ными импе­ра­ти­вами Православия.

Одним из основ­ных направ­ле­ний кате­хи­за­ции явля­ется огла­ше­ние пред­кре­щаль­ное. Поскольку Кре­ще­ние есть вступ­ле­ние чело­века в Цер­ковь, то оно должно быть осо­знан­ным выбо­ром чело­века. Для этого необ­хо­дима опре­де­лен­ная пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка. Но дости­же­ние постав­лен­ных выше целей воз­можно в курсе доста­точно дли­тель­ной кате­хи­за­ции, рас­счи­тан­ной на год или пол­тора. Однако далеко не все при­ходы епар­хии в дан­ный момент готовы вве­сти такой огла­си­тель­ный курс.

Именно поэтому в Хаба­ров­ской епар­хии утвер­ждена про­грамма огла­ше­ния, вклю­ча­ю­щая в себя цикл, состо­я­щий из четы­рех бесед. На осно­ва­нии име­ю­ще­гося опыта мы опре­де­лили, что огла­си­тель­ные беседы целе­со­об­разно про­во­дить каж­дую неделю по одной беседе с назна­че­нием домаш­него зада­ния, чтобы огла­ша­е­мые имели воз­мож­ность полу­чить опыт домаш­ней и цер­ков­ной молитвы, а так же иметь воз­мож­ность укре­питься (или нет) в реше­нии о при­ня­тии кре­ще­ния. Таким обра­зом, весь цикл заня­тий зани­мает один месяц.

Насто­я­щее учебно-мето­ди­че­ское посо­бие явля­ется по сво­ему содер­жа­нию попыт­кой струк­ту­ри­ро­вать и систе­ма­ти­зи­ро­вать опыт, накоп­лен­ный за время работы Отдела кате­хи­за­ции и духов­ного про­све­ще­ния Хаба­ров­ской епар­хии. Есте­ственно, что пред­став­лен­ное посо­бие не спо­собно, да и не ста­вит перед собой целью охва­тить все грани обо­зна­чен­ной темы и мно­го­об­ра­зие накоп­лен­ного опыта.Пособие посвя­щено кон­крет­ной теме:огласительным бесе­дам — его осно­ва­ниям, целям, прин­ци­пам, мето­дам и фор­мам орга­ни­за­ции, про­бле­мам при ее осу­ществ­ле­нии, а также содер­жит мате­риал прак­ти­че­ского харак­тера, кото­рый может при­ме­няться при про­ве­де­нии бесед.

Дан­ное посо­бие реа­ли­зует в основ­ном прак­ти­че­ские цели:

1) фор­ми­ро­ва­ние у кате­хи­за­тора навыка отбора и систе­ма­ти­за­ции бого­слов­ского мате­ри­ала, кото­рый необ­хо­дим для успеш­ного про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед, а также навы­ков сво­бод­ного вла­де­ния дан­ным зна­ни­ями и спо­соба их изложения;

2) предо­став­ле­ние кате­хи­за­тору поло­жи­тель­ных образ­цов огла­си­тель­ных бесед, опи­ра­ясь на кото­рые, он смо­жет избе­жать оши­бок и сде­лать свои беседы эффек­тив­ными и мак­си­мально полезными.

Исходя из ска­зан­ного, опре­де­лим задачи, сто­я­щие перед катехизатором:

  1. Опре­де­ле­ние обя­за­тель­ных бого­слов­ских поня­тий, кото­рые должны быть вклю­чены в огла­си­тель­ную беседу (то есть само содер­жа­ние огла­си­тель­ной беседы).
  2. Пере­дача дан­ного мате­ри­ала понят­ным язы­ком, доступ­ным совре­мен­ному нецер­ков­ному человеку.
  3. Обзор­ное озна­ком­ле­ние огла­ша­е­мых с Пра­во­сла­вием, име­ю­щим свои осо­бен­ные черты духов­ной жизни.
  4. Ори­ен­ти­ро­ва­ние огла­ша­е­мого на даль­ней­шее воцер­ко­в­ле­ние, без кото­рого невоз­можно реа­ли­зо­вать себя и жить пол­но­цен­ной жизнью.

Для эффек­тив­ной кате­хи­за­ции сего­дня необ­хо­димо пом­нить, что совре­мен­ный чело­век отли­ча­ется от чело­века, жив­шего несколько сот лет назад. Поэтому исполь­зуя в огла­си­тель­ных бесе­дах свя­то­оте­че­скую, житий­ную, аске­ти­че­скую или иную духовно-нрав­ствен­ную лите­ра­туру, необ­хо­димо адап­ти­ро­вать поня­тия и язык дан­ных книг на язык, доступ­ный, понят­ный и инте­рес­ный для совре­мен­ного человека.

Сле­дует пони­мать, что кате­хи­за­ция не может стро­иться на жела­нии абстра­ги­ро­ваться от тех про­блем, с кото­рыми стал­ки­ва­ется совре­мен­ный чело­век в своей жизни, напро­тив, она должна оттал­ки­ваться от этих поня­тий. Жела­ние отре­шиться от реаль­ных насущ­ных про­блем, пока­зать иде­а­ли­зи­ро­ван­ную кар­тину чело­ве­че­ской жизни, отсут­ствие готов­но­сти вник­нуть в слож­ные, а ино­гда и тра­ги­че­ские обсто­я­тель­ства жизни пре­вра­щает хри­сти­ан­ство в уто­пию, лишает хри­стиан трез­вен­ного и сми­рен­ного отно­ше­ния к объ­ек­тив­ным труд­но­стям жизни. Поэтому в живом обще­нии нужно руко­вод­ство­ваться не только опре­де­лен­ной инструк­цией, кото­рой, несо­мненно, необ­хо­димо при­дер­жи­ваться, но исхо­дить из ситу­а­ции, помня, что перед нами живые люди.

Метод беседы

Не слу­чайно спо­со­бом или фор­мой огла­ше­ния избраны беседы. Метод беседы — это пси­хо­ло­ги­че­ский вер­бально-ком­му­ни­ка­тив­ный метод, заклю­ча­ю­щийся в веде­нии тема­ти­че­ски направ­лен­ного диа­лога между кате­хи­за­то­ром и оглашаемым.

Суще­ствует два вида беседы:

  • Управ­ля­е­мая
  • Неуправ­ля­е­мая

В нашем слу­чае целе­со­об­разно гово­рить об управ­ля­е­мой беседе, в ходе кото­рой кате­хи­за­тор активно кон­тро­ли­рует тече­ние раз­го­вора, под­дер­жи­вает ход беседы, уста­нав­ли­вает эмо­ци­о­наль­ный кон­такт с оглашаемыми.

В этом слу­чае от кате­хи­за­тора тре­бу­ется нали­чие навыка вер­баль­ной и невер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции. Любая беседа начи­на­ется с уста­нов­ле­ния кон­такта между кате­хи­за­то­ром и огла­ша­е­мым. Важ­ней­шим навы­ком кате­хи­за­тора в ситу­а­ции беседы явля­ется уме­ние уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать кон­такт, чтобы избе­жать кон­фликт­ных вер­баль­ных и невер­баль­ных вли­я­ний на огла­ша­е­мых, кото­рые могут спо­соб­ство­вать актив­ному изме­не­нию их реак­ции. К раз­ру­ше­нию кон­такта с огла­ша­е­мыми могут при­ве­сти неосто­рож­ные выска­зы­ва­ния со сто­роны кате­хи­за­тора, выпол­нен­ные, напри­мер, в форме при­ка­зов, угроз, нра­во­уче­ний, сове­тов, обви­не­ний, оце­ноч­ных суж­де­ний каса­тельно ска­зан­ного оглашаемым.

Воз­мож­но­сти беседы как диа­лога — инстру­мента встречи чело­века с чело­ве­ком — свя­заны, в част­но­сти, с широ­той выбора типа беседы в спек­тре от «пол­но­стью кон­тро­ли­ру­е­мой» до «прак­ти­че­ски сво­бод­ной». Но любая беседа пред­по­ла­гает нали­чие плана, стра­те­гии и про­граммы, опре­де­ля­е­мые ито­го­вой целью.

Было бы ошиб­кой счи­тать, что беседа — самый лег­кий для при­ме­не­ния метод. Искус­ство исполь­зо­ва­ния этого метода состоит в том, чтобы знать, как спра­ши­вать, какие зада­вать вопросы, как убе­диться в том, что можно верить полу­чен­ным отве­там. Очень важно, чтобы беседа не пре­вра­ща­лась в допрос, поскольку ее эффек­тив­ность в этом слу­чае очень низка.

Струк­тура беседы

Несмотря на оче­вид­ное мно­го­об­ра­зие типов, любая беседа имеет ряд посто­ян­ных струк­тур­ных бло­ков, после­до­ва­тель­ное дви­же­ние по кото­рым обес­пе­чи­вает ей пол­ную целостность.

  1. Ввод­ная часть беседы играет очень важ­ную роль в ком­по­зи­ции. Именно здесь необ­хо­димо заин­те­ре­со­вать собе­сед­ника, при­влечь, то есть «настро­ить» его на сов­мест­ную работу. Кате­хи­за­тор дол­жен про­бу­дить у огла­ша­е­мых жела­ние участ­во­вать в диа­логе, сде­лать понят­ной зна­чи­мость их лич­ного уча­стия в беседе. Чаще всего это дости­га­ется посред­ством апел­ли­ро­ва­ния к про­шлому опыту собе­сед­ника, про­яв­ле­нием доб­ро­же­ла­тель­ного инте­реса к его взгля­дам, оцен­кам, мне­ниям. Участ­ни­кам также сооб­ща­ется о при­мер­ной про­дол­жи­тель­но­сти беседы, о ее целях и даль­ней­шем раз­ви­тии событий.
  2. Поста­новка про­блемы. Для того, чтобы беседа была инте­рес­ной для всех, нужно, чтобы люди поняли: им не будут сей­час читать нота­ции. Чело­век, кото­рый стоит перед ними, пред­ста­ви­тель Церкви, готов пого­во­рить с ними о про­бле­мах совре­мен­ной жизни и о путях их реше­ния. Путях, кото­рые порой для чело­века неоче­видны. И по этим вопро­сам Цер­ковь имеет свое мне­ние, бази­ру­ю­ще­еся на двух­ты­ся­че­лет­нем опыте и на Откро­ве­нии Самого Бога. Поэтому можно здесь начать с какой-то про­блемы, кото­рая вол­нует всех: напри­мер, с про­блемы без­нрав­ствен­но­сти совре­мен­ного обще­ства, и потом уже рас­кры­вать ее духов­ную причину.
  3. Поста­новка вопроса. После фор­му­ли­ро­ва­ния про­блемы ста­вится вопрос о путях ее реше­ния. Важно здесь полу­чить как можно больше сво­бод­ных выска­зы­ва­ний собе­сед­ни­ков, изло­же­ние ими своих мыс­лей и пере­жи­ва­ний. Такая так­тика поз­во­ляет кате­хи­за­тору нако­пить опре­де­лен­ную инфор­ма­цию, с помо­щью кото­рой он смо­жет выстро­ить основ­ную часть беседы, а также понять сте­пень под­го­тов­лен­но­сти при­шед­ших людей и опре­де­лить их настрой. Без­условно, ответы на постав­лен­ный вопрос должны быть спро­гно­зи­ро­ваны, так как на их осно­ва­нии пред­по­ла­га­ется даль­ней­шее веде­ние беседы.
  4. Успеш­ное выпол­не­ние этой задачи поз­во­ляет перейти к этапу подроб­ного пря­мого обсуж­де­ния основ­ной темы беседы. (Эта логика раз­ви­тия беседы реа­ли­зу­ется и внутри раз­ви­тия каж­дой част­ной смыс­ло­вой темы: сле­дует от общих откры­тых вопро­сов пере­хо­дить к более спе­ци­фи­че­ским, кон­крет­ным). Таким обра­зом, тре­тьим эта­пом беседы ста­но­вится подроб­ное иссле­до­ва­ние содер­жа­ния обсуж­да­е­мых про­блем. Это – куль­ми­на­ция беседы, один из самых слож­ных ее эта­пов, поскольку здесь все зави­сит только от кате­хи­за­тора, от его уме­ния изла­гать мате­риал, слу­шать ответы, наблю­дать за пове­де­нием огла­ша­е­мых. Содер­жа­ние этапа подоб­ного иссле­до­ва­ния пол­но­стью опре­де­ля­ется кон­крет­ными целями и зада­чами дан­ной беседы.
  5. После изло­же­ния основ­ной части беседы очень важно фор­му­ли­ро­ва­ние выво­дов. При­чем весьма жела­тельно, чтобы сфор­му­ли­ро­ваны они были не самим кате­хи­за­то­ром, а сов­местно с оглашаемыми.
  6. Завер­ша­ю­щая фаза — это окон­ча­ние беседы. Пере­ход к ней воз­мо­жен после успеш­ного и доста­точно пол­ного про­ве­де­ния пред­ше­ству­ю­щего этапа иссле­до­ва­ния. Как пра­вило, здесь в той или иной форме дела­ются попытки осла­бить напря­же­ние, воз­ни­ка­ю­щее в ходе беседы, и выра­жа­ется при­зна­тель­ность за сотруд­ни­че­ство и уча­стие. Если беседа пред­по­ла­гает свое после­ду­ю­щее про­дол­же­ние, то ее завер­ше­ние должно сохра­нить готов­ность собе­сед­ника к даль­ней­шей сов­мест­ной работе.

Конечно, опи­сан­ные этапы беседы не имеют жест­ких гра­ниц. Пере­ходы между ними явля­ются посте­пен­ными и плав­ными. Однако «пере­ска­ки­ва­ние» через отдель­ные фазы беседы может при­ве­сти к нару­ше­нию про­цесса общения.

Тема­ти­че­ское пла­ни­ро­ва­ние огла­си­тель­ных бесед

Отде­лом кате­хи­за­ции и духов­ного про­све­ще­ния Хаба­ров­ской епар­хии уста­нов­лены сле­ду­ю­щие темы и поря­док про­ве­де­ния бесед:

Темы
1 Запо­веди Божии про­во­дится кате­хи­за­то­ром прихода
2 Таин­ство Покаяния про­во­дится кате­хи­за­то­ром прихода
3 Таин­ство Крещения про­во­дится кате­хи­за­то­ром прихода
4 Заклю­чи­тель­ное собе­се­до­ва­ние, «испо­ве­даль­ная беседа» осу­ществ­ляет свя­щен­ник, кото­рый при­ни­мает реше­ние о готов­но­сти огла­шен­ного ко Крещению

 

  1. Один кате­хи­за­тор про­во­дит все три заня­тия (замены неже­ла­тельны) в одной группе.
  2. Заня­тие не должно длиться более 1 часа 20 минут.
  3. При­мер­ное рас­пре­де­ле­ние вре­мени беседы:

 

Раз­делы занятия время
1 При­вет­ствие 3 мин.
2 Про­верка домаш­него задания 5 мин.
3 Поста­новка проблемы 5–10 мин.
4 Основ­ная часть беседы 50–60 мин.
5 Под­ве­де­ние итогов 5 мин.
6 Домаш­нее задание 5 мин.
7 Ответы на вопросы 10–15 мин.


Тематический план огласительных бесед

Беседа 1. Тема: Заповеди Божии

Начало: наме­ре­ние кре­ститься, его осо­знан­ность. Если чело­век при­шел в Цер­ковь кре­ститься, зна­чит, он хочет узнать, что Цер­ковь может рас­ска­зать ему о Боге.

Основ­ная мысль. Бог Тво­рец мира с его зако­нами. Сход­ство физи­че­ских и духов­ных законов.

Напри­мер: закон все­мир­ного тяго­те­ния. Счи­та­ясь с этим зако­ном, чело­век нико­гда не вый­дет из окна 10го этажа, потому, как неиз­бежно упа­дет вниз и разо­бьется. Или, сле­дуя зако­нам тер­мо­ди­на­мики, нико­гда не схва­тится за рас­ка­лен­ную ско­во­родку: ведь это при­ве­дет к ожогу. Это физи­че­ские, есте­ствен­ные законы, кото­рые зна­комы людям, и с помо­щью кото­рых они создают машины, аппа­ра­туру, хими­че­ские сред­ства, лекар­ства раз­лич­ные блага циви­ли­за­ции. Но есть и духов­ные законы, кото­рые для нас не оче­видны, и незна­ние этих зако­ном и их неис­пол­не­ние ведет к тем же послед­ствиям, только в духов­ном смысле, поскольку чело­век есть суще­ство не только физи­че­ское, но и духов­ное. Чело­век, нару­ша­ю­щий духов­ные законы, стра­дает. Но как чело­веку узнать об этих зако­нах, где их найти? (Вопрос, пред­по­ла­га­ю­щий ответ огла­ша­е­мых). Ответ: в Свя­щен­ном Писа­нии. В Книге Бытия изло­жены всем извест­ные 10 заповедей.

  1. Я Гос­подь, Бог твой; да не будет у тебя дру­гих богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не покло­няйся им и не служи им.
  3. Не про­из­носи имени Гос­пода, Бога тво­его, напрасно.
  4. Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его. Шесть дней рабо­тай, и делай вся­кие дела твои; а день седь­мый — суб­бота Гос­поду, Богу твоему.

(Пер­вые 4 запо­веди регу­ли­руют отно­ше­ния: «чело­век — Бог»).

  1. Почи­тай отца тво­его и мать твою, чтобы про­дли­лись дни твои на земле.
  2. Не уби­вай.
  3. Не пре­лю­бо­дей­ствуй.
  4. Не кради.
  5. Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.
  6. Не желай дома ближ­него тво­его; не желай жены ближ­него тво­его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближ­него твоего.

(Осталь­ные 6 запо­ве­дей уста­нав­ли­вают отно­ше­ния: «чело­век — человек»).

Выводы по беседе. Ответ на вопрос: а зачем нам все же нужны запо­веди? В самом про­стом пони­ма­нии, жизнь по запо­ве­дям делает наше суще­ство­ва­ние осо­знан­ным и радост­ным. При этом нужно пони­мать, что при­ни­мать это реше­ние (жить по запо­ве­дям или нет) чело­век при­ни­мает сам.

Домаш­нее задание:

  1. Про­чи­тать запо­веди, про­ана­ли­зи­ро­вать, как они отно­сятся к вашей жизни, и как вы к ним отно­си­тесь: согласны ли вы с тем, о чем они гово­рят, счи­та­ете ли вы необ­хо­ди­мым испол­не­ние их именно в вашей жизни.
  2. Для крест­ных: согла­сен ли чело­век обу­чать этому ребенка? Для этого необ­хо­димо испол­не­ние запо­ве­дей и в своей соб­ствен­ной жизни.
  3. Молитвы утром и вечером.
  4. Посе­ще­ние вос­крес­ной литур­гии до слов «огла­шен­ные, изыдите».
  5. Про­чи­тать Сим­вол веры.
  6. Поду­мать, зачем вы хотите кре­ститься? Об этом вас спро­сит свя­щен­ник, когда будет с вами лично бесе­до­вать и при­ни­мать реше­ние о совер­ше­нии или отказе в совер­ше­нии Кре­ще­ния. При­чем реше­ние это будет при­ни­маться не на осно­ва­нии того, про­шли вы три беседы или нет, а насколько вы лично готовы к таин­ству Крещения.

Беседа 2. Тема: Покаяние и исповедь

Начало: необ­хо­ди­мость выпол­не­ния домаш­него зада­ния, поже­ла­ние не при­сту­пать ко вто­рой беседе без этого.

Основ­ная мысль: про­ана­ли­зи­ро­вав запо­веди, мы видим, что все мы люди греш­ные. Если под­хо­дить по спра­вед­ли­во­сти, то мы должны гореть в аду. Осо­зна­ние того, что чело­век повре­жден гре­хом, а, сле­до­ва­тельно, зем­ная, чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость несо­вер­шенна, при­во­дит к пони­ма­нию совер­шен­но­сти спра­вед­ли­во­сти Боже­ствен­ной. В Биб­лии ска­зано, что Бог есть Любовь. Таким обра­зом, спра­вед­ли­вость Божия в Любви, и Гос­подь не ищет, за что бы нас нака­зать, а то, за что Он смо­жет нас оправ­дать. У Бога милость выше спра­вед­ли­во­сти. Если Он видит, что чело­век готов меняться, осо­зна­вая свои грехи, то будет помо­гать, потому как исправ­ле­ние чело­ве­че­ской при­роды угодно Богу.

Часто люди задают вопрос: «А зачем мне вообще нужна испо­ведь? Тем более испо­ведь в храме? Ведь это можно сде­лать и дома?». Подобно тому, как мы смы­ваем телес­ную грязь, мы должны пом­нить и о «грязи душев­ной», т е о гре­хах, кото­рые можно «смыть» (очи­стить) только на испо­веди или Таин­стве Пока­я­ния. Через Испо­ведь воз­вра­ща­ется та чистота, кото­рая была утра­чена из-за наших гре­хов. Испо­ведь это вели­кая Божия милость к сла­бому и склон­ному к паде­нию и ко греху чело­ве­че­ству. Это «доступ­ное всем сред­ство», кото­рое ведет к спа­се­нию души, посто­янно впа­да­ю­щей в пре­гре­ше­ния. Искрен­няя испо­ведь при­но­сит не только про­ще­ние гре­хов, но и пол­ноту духов­ного здо­ро­вья: вос­ста­нав­ли­вает спо­кой­ствие сове­сти и мир души, ослаб­ляет пороч­ные наклон­но­сти и стра­сти, удер­жи­вает от новых гре­хов. Этим Таин­ством вос­ста­нав­ли­ва­ется состо­я­ние, полу­чен­ное в Кре­ще­нии. Что каса­ется при­сут­ствия свя­щен­но­слу­жи­теля, скажу, что при­ходя на испо­ведь, каются не перед свя­щен­ни­ком. Будучи сам чело­ве­ком греш­ным, свя­щен­ник только сви­де­тель, посред­ник в Таин­стве, а истин­ным Тай­но­со­вер­ши­те­лем явля­ется Гос­подь Бог. Свя­щен­ник — хода­тай перед Гос­по­дом и сви­де­тель того, что бого­уста­нов­лен­ное Таин­ство Испо­веди про­ис­хо­дит закон­ным образом.

В этом и состоит мораль­ный аспект Испо­веди. Несложно пере­чис­лить свои грехи наедине с самим собой перед Все­зна­ю­щим и Неви­ди­мым Богом. А вот откры­тие их в при­сут­ствии посто­рон­него лица – свя­щен­ника, тре­бует нема­лого уси­лия по пре­одо­ле­нию стыда, гор­дыни, при­зна­нию своей гре­хов­но­сти, и это при­во­дит к несрав­ненно более глу­бо­кому и серьез­ному результату.

При­меры:

  1. Блуд­ный сын: пока­я­ние возможно.
  2. Раз­бой­ник — воз­можно даже для самых страш­ных греш­ни­ков, но пока­я­ние должно быть искренним.

Из «прак­ти­че­ских навыков»:

  1. Научить кре­ститься, объ­яс­нить смысл и сим­во­лич­ность Распятия.
  2. Про­чи­тать и кратко рас­тол­ко­вать Сим­вол веры.

Домаш­нее задание: 

  1. Про­дол­жать молиться утром и вечером.
  2. Про­дол­жать посе­щать бого­слу­же­ние в вос­кре­се­нье до окон­ча­ния литур­гии оглашенных.
  3. Сфор­му­ли­ро­вать свою лич­ную цель при­ня­тия Крещения.
  4. По книге архи­манд­рита Иоанна Кре­стьян­кина «Опыт постро­е­ния испо­веди» под­го­то­виться к испо­веди перед Крещением.

Беседа 3. Тема: Крещение

Начало: снова необ­хо­ди­мость выпол­не­ния домаш­него зада­ния. Край­няя неже­ла­тель­ность уча­стия в тре­тьей беседе без этого.

Основ­ная мысль: Кре­ще­ние – вступ­ле­ние в Цер­ковь. Кре­ще­ние – это одно из Таинств Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­ром веру­ю­щий при трое­крат­ном погру­же­нии в воду с при­зы­ва­нием имени Пре­свя­той Тро­ицы – Отца и Сына и Свя­того Духа – уми­рает для жизни гре­хов­ной и воз­рож­да­ется Духом Свя­тым для Жизни Веч­ной. Этому дей­ствию есть осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3, 5). Хри­стос гово­рит в Еван­ге­лии: «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спа­сен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, Кре­ще­ние необ­хо­димо чело­веку для спа­се­ния. Кре­ще­ние – это новое рож­де­ние для духов­ной жизни, в кото­рой чело­век может достичь Цар­ствия Небес­ного. А Таин­ством оно назы­ва­ется потому, что через него таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для нас обра­зом на кре­ща­е­мого дей­ствует незри­мая спа­си­тель­ная сила Божия бла­го­дать. Как и дру­гие таин­ства, Кре­ще­ние бого­уста­нов­лено. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, отправ­ляя апо­сто­лов на еван­гель­скую про­по­ведь, научил их кре­стить людей: «Идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» (Мф. 28, 19). Кре­стив­шись, чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви Хри­сто­вой и отныне может при­сту­пать к осталь­ным цер­ков­ным Таин­ствам. С этим свя­заны неко­то­рые права и обя­зан­но­сти, кото­рые при­об­ре­тает новый член Церкви. Права: участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, молиться за себя и свою семью, при­ни­мать обряды. Обя­зан­но­сти: то, что выте­кает и запо­ве­дей, плюс уча­стие в содер­жа­нии храма, исправ­ле­нии недо­стат­ков цер­ков­ной жизни.

Рас­смот­рим более подробно, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком во время Кре­ще­ния и к чему он обя­зы­ва­ется после его при­ня­тия. Совер­ше­нию Кре­ще­ния пред­ше­ствует чин огла­ше­ния, во время кото­рого свя­щен­ник читает запре­ти­тель­ные молитвы, направ­лен­ный про­тив сатаны. В них свя­щен­ник име­нем Божиим запре­щает диа­волу гос­под­ство­вать в сердце кре­ща­ю­ще­гося, про­го­няет его прочь от чело­века. Чело­век наре­ка­ется «ново­из­бран­ным вои­ном Хри­ста Бога нашего».

После этих молитв свя­щен­ник дует на уста кре­ща­е­мого, его лоб и грудь, про­из­нося слова: «Изгони из него (или из нее) вся­кого лука­вого и нечи­стого духа, скры­того и гнез­дя­ще­гося в его сердце…».
Кре­ща­е­мый (или крест­ные роди­тели, если кре­стится мла­де­нец) пово­ра­чи­ва­ется лицом на запад, и свя­щен­ник спрашивает:
Отре­ка­ешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его анге­лов, всего его слу­же­ния и всей его гор­дыни? Кре­ща­е­мый отве­чает: «Отре­ка­юсь». Так повто­ря­ется три­жды. Затем свя­щен­ник так же три­жды спрашивает:
Свя­щен­ник гово­рит: «И дунь, и плюнь на него». Кре­щен­ный дол­жен дунуть и плю­нуть перед собой в знак сво­его пре­зре­ния к сатане. Таким обра­зом кре­ща­е­мый объ­яв­ляет диа­волу войну. Его ору­жием будут пост, молитва, уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах, и прежде всего Таин­стве Евха­ри­стии. Ему пред­стоит сра­жаться со сво­ими стра­стями, злом, кро­ю­щимся в душе.
Награ­дой за победу будет жизнь веч­ная. Пора­же­ние тоже будет веч­ным: оно будет состо­ять в нескон­ча­е­мых муках в пре­ис­под­ней вме­сте с сата­ной и его ангелами.

Однако, сам чело­век нико­гда не смо­жет вести брани с диа­во­лом без союз­ни­че­ства со Хри­стом. Поэтому после объ­яв­ле­ния войны сатане в чине огла­ше­ния сле­дует соче­та­ние со Хри­стом. Свя­щен­ник спра­ши­вает: «Соче­та­ешься ли ты со Хри­стом?». Кре­ща­е­мый отвечает:
«Соче­та­юсь». После этого свя­щен­ник спра­ши­вает: «Соче­тался ли ты со Хри­стом?». Кре­ща­е­мый отве­чает: «Соче­тался». Свя­щен­ник спрашивает:
«И веру­ешь ли Ему?» Кре­ща­е­мый отве­чает: «Верую Ему как Царю и Богу», — и затем читает Сим­вол Веры.

После этого начи­на­ется сам чин Кре­ще­ния. Свя­щен­ник бла­го­слов­ляет воду, в кото­рой кре­ща­е­мому пред­стоит омыть свои грехи. Он три­жды осе­няет ее крест­ным зна­ме­нием, дует на нее, про­из­нося молитву:
«Да сокру­шится под зна­ме­нием образа Тво­его кре­ста все про­тив­ные силы».
Затем еще после неко­то­рых молитв и свя­щен­но­дей­ствий свя­щен­ник пома­зы­вает кре­ща­е­мого мас­лом: лоб, грудь и плечи. Масло — сим­вол мило­сти, и в дан­ном слу­чае мило­сти Божией по отно­ше­нию к каю­ще­муся греш­нику. При пома­за­нии мас­лом также име­ется в виду притча о Доб­ром Сама­ря­нине, рас­ска­зан­ная Спа­си­те­лем. В этой притче Доб­рый Сама­ря­нин, кото­рый был про­об­ра­зом Хри­ста, пома­зал чело­века, «впав­шего в раз­бой­ники», мас­лом, чтобы он исцелился.

Затем, нако­нец, насту­пает самый глав­ный момент – само Крещение.
Свя­щен­ник три­жды погру­жает кре­ща­е­мого в воду со словами:
Кре­ща­ется раб Божий (назы­ва­ется имя) во имя Отца, Аминь (пер­вое погру­же­ние). И Сына, Аминь (вто­рое погру­же­ние). И Свя­таго Духа, Аминь (тре­тье погружение).

После Кре­ще­ния совер­ша­ется Миро­по­ма­за­ние, кото­рое имеет сле­ду­ю­щий смысл. В день Пяти­де­сят­ницы, как уже было ска­зано выше, на уче­ни­ков Хри­сто­вых сошел Дух Свя­той. Через Миро­по­ма­за­ние Дух Свя­той схо­дит на каж­дого из нас, испол­няя нас силой Божией.
Свя­тое Миро это осо­бым обра­зом при­го­тов­лен­ное масло, кото­рое раз в год освя­ща­ется Пат­ри­ар­хом и затем рас­сы­ла­ется по всем епар­хиям, где архи­ереи раз­дают его свя­щен­ни­кам. Это вели­кая святыня.

Свя­щен­ник пома­зы­вает Свя­тым Миром уже кре­щен­ного чело­века, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Вся­кий раз он повто­ряет слова: «Печать дара Духа Свя­таго. Аминь». Через это свя­щен­но­дей­ствие на чело­века схо­дит Дух Свя­той. Затем чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние, еще несколько молитв, и чин Кре­ще­ния можно счи­тать завершенным.

Однако чело­век, выходя из храма, дол­жен пом­нить, что его хри­сти­ан­ская жизнь только начи­на­ется, что он отрекся от сатаны и соче­тался со Хри­стом. Теперь у него должна начаться дру­гая жизнь… Кре­ще­ние есть начало новой жизни. Чело­век дол­жен при­не­сти плоды Кре­ще­ния, а для этого нужен труд: и духов­ный и физический.

Домаш­нее задание:

  1. Про­дол­жать молиться утром и вечером.
  2. Про­дол­жать посе­щать бого­слу­же­ние в вос­кре­се­нье до окон­ча­ния литур­гии оглашенных.
  3. Пройти испо­ведь у свя­щен­ника. На испо­веди будут затро­нуты вопросы, кото­рые обсуж­да­лись на бесе­дах, поэтому необ­хо­димо еще раз честно испы­тать свою совесть в отно­ше­нии заповедей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки