Неделя третья Великого поста Крестопоклонная: Крест посреди мира

Неделя третья Великого поста Крестопоклонная: Крест посреди мира

Елена Тростникова
(29 голосов4.5 из 5)

Неделя Крестопоклонная по-народному зовется также «средопостьем». Прошли три первые недели Четыредесятницы, остается столько же. Есть еще Крестопоклонная среда — срединная точка от начала Великого поста до Пасхи.

В конце Всенощного бдения Крест выносится на середину храма, чтобы оставаться здесь еще шесть дней. Он не только посреди храма лежит — а посреди всего христианского мира, а может быть, и всей Вселенной…

Источник фото: группа женского монастыря в честь свв. равноапп. Кирилла и Мефодия

Особый день поклонения Кресту

Неделя Крестопоклонная — не единственный день почитания Креста Господня. У нас есть двунадесятый праздник Воздвижения Креста. Есть праздник «Происхождение честных древ Животворящего Креста» 1августа по старому стилю, 14 по новому. Все среды и пятницы на протяжении года посвящены Кресту Господню. Да нет и дня, когда бы мы не вспоминали его. Крест — отличительный знак христианина, его печать.

И наконец, на Страстной седмице, в Великий пяток, с вечера Четверга — со службы Двенадцати Евангелий Страстей Господних, будем мы стоять у Креста, у Распятия, переживая всё происходившее тогда как происходящее ныне и перед нашими глазами.

Но тогда мы именно будем в потоке совершающегося, сбывающегося. А сегодня — мы поклоняемся самому Кресту и оживляем в душе, что он, Крест, для нас значит.

Живоно́снаго Твоего́ Креста́, покло́нную ра́дость днесь, Христе́, срета́юще, предсре́тение твори́м всесвяты́я стра́сти Твоея́, ю́же во спасе́ние ми́ра соде́лал еси́ Спа́се, я́ко всеси́лен. (Канон Креста, песнь 4)

Крест и Воскресение

Крест Христов неотрывен от Воскресения Христова. Вынесут в конце утрени праздника Крест, мы будем петь:

Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.

В богослужении Крестопоклонной недели есть поразительная деталь, которая, увы, не поддерживается современной традицией исполнения канонов. По уставу читаются на службе три канона — воскресный, Богородице и затем канон Триоди. Тропарям каждого из них предшествует свой ирмо́с. Поется только первый ирмос, а остальные служат образцами напева для последующих за ними тропарей, ведь раньше каноны за богослужением не читались, а пелись. Так вот, канону Кресту из Триоди предшествуют ирмосы Пасхи: «Воскресения день, просветимся, людие…» — и другие. И если бы каноны пелись, мы услышали бы пасхальный напев. Сейчас же и тропари канонов, как правило, читаются не все. А ведь в каждой песни канона Триоди первые тропари полностью посвящены Воскресению Христову, и лишь следующие за ними — Распятию. И если вы не услышите или не дослышите этих удивительных текстов на службе — постарайтесь прочитать их самостоятельно, в сети.

Святитель-исповедник Афанасий (Сахаров) вспоминал:

«Когда я учился в Шуйском духовном училище, там обычно в Неделю Крестопоклонную после литургии совершался молебен Кресту, на котором вместо обычных запевов пелись ирмосы этого канона. Помню, какое сильное впечатление производило это пение на всех, как воодушевляло оно нас, малышей, какой радостью наполняло! Этот день был какой-то особенный. Забывалась совершенно тяжесть поста. А пост тогда блюли куда строже, чем теперь».

Синаксарь об утешении Крестом

Синаксарь, или синаксарий — это собрание поучений и объяснений празднуемых событий. Согласно церковному уставу, они должны были читаться на утрени, после 6-й песни канона, но давно уже не читаются. К счастью, синаксарные тексты Постной Триоди в книге продолжают печататься, есть они и на сайте «Азбука веры». Синаксарь Недели Крестопоклонной объясняет нам значение этого дня.

Во-первых, «понеже четыредесятодневным постом образом неким и мы распинаемся», ради умерщвления страстей, мы при этом «горести же чувство и́мамы, уныва́юще и низпа́дающе». И вот мы можем из этой горести воззреть на Крест Христов и утвердиться, укрепиться, утешиться им. Раз Бог наш ради нас распялся, то и нам подобает хоть немного пострадать ради Него, «да и спрославимся Ему, аще и нечто некогда страждем печальное».

Потом говорится о посте как о тяжком пути по пустыне: как отрадно путнику найти тенистое («благосенноли́ственное») дерево и отдохнуть под его сенью! Вот таким древом для нас «насади́ся посреде́ от святых оте́ц живоносный Крест, осла́бу и прохлажде́ние нам подая́й», чтобы мы набрались под ним сил и стали «благому́жественны и ле́гки к прочему труду», предстоящему нам.

Миниатюра византийской рукописи.

Крест — древо Жизни.

Остановимся на образе древа. Крест Господень тот же синаксарь сравнивает с древом, которое Моисей вложил в горькую воду, сделав ее сладкой (Исх. 15:23–25), «зане горькому источнику подобна есть Святая четыредесятница, сокрушения ради, и сущия нам от поста горести и печали». Церковь вообще видит в этом эпизоде книги Исход прообраз действия Креста Господня.

Но еще более значимо другое подобие: Крест — это древо жизни посреди рая. «Поскольку Крест и по имени, и на деле есть древо жизни, а древо сие насаждено было посреди Эдема, то соответственно сему и божественнейшие отцы посреди святой Четыредесятницы древо крестное насадили, напоминая посредством его и об Адамовом невоздержании, и об упразднении древа того древом нынешним». Вкусив от древа познания, Адам лишился рая, а приобщаясь Кресту — древу жизни, мы больше не умираем, но наполняемся жизнью («сего бо вкуша́юще не ктому́ умира́ем, но па́че и оживля́емся»).

Ра́дуйся, живоно́сный Кре́сте, Це́ркве кра́сный раю́, дре́во нетле́ния, прозя́бшее нам ве́чныя сла́вы наслажде́ние. (стихира на «Господи, воззвах»)

Крест — древо жизни. Мозаика базилики св. Климента в Латеране (Рим), XII в.

Спасительная сила Креста обновляет само естество человеческое, возвращает человечество к первому, райскому состоянию пребывания с Богом:

Гряди́, первозда́нная дво́ице (то есть Адам с Евой), ли́ка отпа́дшая го́рних, за́вистию человекоуби́йцы, горькою сла́стию древа, древле вкуше́нием. Се всечестно́е вои́стинну Древо предгряде́т, к нему́же прите́кше ра́достию облобыза́йте, и возопи́йте к нему с верою: ты наше воззва́ние, Кре́сте всечестны́й, древо богоблаже́нное, са́де небе́сный: его́же плода́ причасти́вшеся, нетле́ние улучи́хом, Еде́ма пе́рваго прие́мше изве́стно, и ве́лию милость. (стихира на «Господи, воззвах»).

Дре́вом уме́рый, дре́во тя обрето́х жи́зни, Христоно́сне Кресте мой, храни́телю мой неруши́мый, на де́моны кре́пкая держа́во, тебе́ покланя́яйся днесь зову́: освяти ́мя сла́вою твое́ю. (Канон Кресту, песнь 9)

Царская символика Креста

Вот еще один образ из синаксаря. Перед тем, как приходит царь, выносятся торжественно знаки его царского достоинства — «предхо́дят о́наго зна́мения и ски́птры», а уже потом он «и сам приходит, радуяся о победе, и веселяся»; так и Господь наш Иисус Христос, желая показать победу над смертью и со славой прийти к нам в день Воскресения, «предпосла́ скиптр Свой, Царское зна́мение, животворя́щий Крест».

Заметим, что, начиная с равноапостольного императора Константина, крест стал знаменем, штандартом, знаком и земных христианских царей. И держава — знак царской власти — это шар, увенчанный крестом, подобие земного шара или всей Вселенной, над которой простирается Крест.

Держава

А вот удивительный образ: крайнее уничижение Распятия предстает как высшее, царственное деяние, освобождающее подданных Царя (император — и только он! — подписывал указы багряными чернилами):

Христе Боже наш, вольное распятие во общее воскресение рода челове́ческаго восприе́мый, и тро́стию Креста́, обагре́нием червле́ным Своя́ пе́рсты окровави́вый, остави́тельная нам царски подписа́ти человеколю́бствовавый, не пре́зри нас бе́дствующих, и паки от Тебе разстоя́ние; но уще́дри, Еди́не долготерпели́ве, во обстоя́нии люди Твоя, и воста́ни, побори борю́щия ны, яко всеси́лен. («Господи, воззвах», стихира на «Славе»).

«Поклонитися страхом и любовию»

Поще́нием, Господи, ду́ши просвети́вше, да сподо́бимся неосужде́нно Крест Твой ви́дети в радости, и поклони́тися стра́хом и любо́вию: просвеща́ет бо той стра́сти Твоя́ во́льныя, я́же благоволи́ дости́гнути нам, я́ко Человеколюбец.

Эта стихира на «Господи, воззвах» пелась прежде, на вечерне вторника 3-й седмицы поста.

И вот мы наконец поклоняемся Кресту.

Прославление Креста. Оборотная сторона новгородской выносной иконы ΧΙΙ в., на лицевой стороне которой — Нерукотворный образ Спасителя.
Прославление Креста. Оборотная сторона новгородской выносной иконы ΧΙΙ в., на лицевой стороне которой — Нерукотворный образ Спасителя.

Кто-то из литургистов говорил: «Помазание убило канон» — центральную, очень насыщенную смыслами часть праздничного богослужения утрени.

Ведь обычно во время пения и чтения канона совершается помазание молящихся елеем, возникает толчея, шум — а после помазания многие уходят или переключаются в очередь к исповеди. Внимать словам канона, впитывать их далеко не каждому при этом удается.

А вот на Неделе Крестопоклонной помазание не «убивает» канона, потому что не совершается в это время! Все стоят и слушают. Помазание совершатся уже после выноса Креста, которым завершится Великое славословие, в самом конце службы.

Вынос креста

Тогда мы и пропоем трижды тропарь Креста — «Спаси, Господи, люди Твоя…», а потом:

Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!

И уж после этого вслед за священством подойдем к водруженному на аналое святому Кресту, поклонимся ему, приложимся и получим крестообразное помазание чела от священника. А хор будет петь в это время стихиры на поклонение Кресту:

Днесь Влады́ка тва́ри и Госпо́дь сла́вы на Кресте́ пригвожда́ется и в ре́бра пробода́ется…

Днесь неприкоснове́нный существо́м, прикоснове́н мне быва́ет, и стра́ждет стра́сти, свобожда́яй мя от страсте́й…

Поклонение Кресту

Комментировать