- Жены-мироносицы в Евангелии
- Является ли день жен-мироносиц православным женским днем?
- Мысли на каждый день года
- Цитаты о мироносицах
Жёны-мироно́сицы – последовательницы Господа Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазание благовониями и оплакать Его. Жены-мироносицы были первыми свидетелями Воскресения Христова.
Все они прославлены Церковью в лике святых. Их память празднуется в 3-е воскресенье по Пасхе вместе с праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Среди них, Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные (Мф.28:1; Мк.15:40, 16:1; Лк.24:10; Ин.20:1-2, 11-18). «Миpоносицы» означает носящие миpо. Hе все имена этих женщин нам известны. К их числу церковное предание также относит Марфу и Марию – сестер праведного Лазаря и Сусанну. Среди них были как богатые и знатные женщины, так и простые, как замужние так и одинокие. В период земного служения Спасителя, многие из этих женщин служили Ему, в том числе «имением своим» (Лк.8:2-3).
Жены-мироносицы в Евангелии
Согласно евангельским повествованиям, некоторые из них, приняли участие в Его погребении (Мф.27:59-61; Мк.15:46-47; Лк.23:53-55). После субботы, в первый день недели, они первыми пришли к гробу, чтобы совершить традиционный погребальный обряд – помазание тела Спасителя благовонными составами, которые замедляли процесс разложения. Однако они не смогли осуществить задуманное, поскольку Господь Иисус Христос к тому времени уже воскрес, и гробница оказалась пустой. Свт. Иоанн Златоуст подчеркивает в своем толковании рассказа о приходе к гробу Спасителя «мужество женщин... пламенную любовь… щедрость в издержках… решимость на самую смерть».
В разных Евангелиях состав жен-мироносиц упоминается по-разному:
- У евангелиста Матфея названы Мария Магдалина и «другая Мария» (Мф.28:1);
- Ев. Марк указывает Марию Магдалину, Марию Иаковлеву и Саломию (Мк.16:1);
- Ев. Лука перечисляет «Марию Магдалину, Иоанну, Марию, мать Иакова, и других с ними» (Лк.24:10);
- Ев. Иоанн упоминает только Марию Магдалину, которая дважды приходила ко гробу (Ин.20:1-2, 11-18).
Все четыре Евангелия единодушно свидетельствуют о присутствии Марии Магдалины у гроба. Синоптические Евангелия также согласны в том, что с ней была Мария, мать Иакова и Иосии. Марк и Лука дополнительно называют Саломию и Иоанну соответственно. Эти расхождения в списках участниц могут объясняться тем, что разные евангелисты обращали внимание на разных женщин из одной группы последовательниц Христа.
По мнению свт. Иоанна Златоуста (которому следует блж. Феофилакт Болгарский) среди жен-мироносиц была Матерь Господа, которую евангелист называет «другой Марией» (Мф.28:1). О том, что «другая Мария» – это Богородица, говорится в синаксарном чтении в Неделю Пасхи. Св. Иероним Стридонский придерживался иной точки зрения. Под «другой Марией» он понимал Марию Клеопову, которая считается сестрой Богородицы (Ин.19:25).
Исследователи отмечают различия в описании помазания тела Христа в евангельских текстах. В синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки) упоминается лишь намерение жён-мироносиц совершить помазание, тогда как само действие при погребении не описывается. В то же время Евангелие от Иоанна содержит рассказ о том, как Иосиф Аримафейский и Никодим помазали тело Спасителя перед положением во гроб.
Это видимое противоречие привело к появлению различных версий среди исследователей. Епископ Кассиан (Безобразов) предлагает следующее разрешение этого расхождения: «Иосиф и Никодим, с одной стороны, и женщины, с другой, действовали независимо друг от друга. Возможно, что верные галилеянки и не знали тайных учеников».
Данное объяснение позволяет согласовать евангельские повествования, предполагая, что:
1) первое помазание совершили Иосиф и Никодим сразу после смерти Христа;
2) второе помазание намеревались совершить жёны-мироносицы через три дня, согласно иудейской погребальной традиции.
Таким образом, различия в описаниях отражают не противоречие, а разные аспекты одного события, зафиксированные различными евангелистами.
Многие толкователи неоднократно обращали внимание на специфику повествования Евангелия от Иоанна, где при первом посещении гроба упоминается исключительно Мария Магдалина (Ин.20:1). Блаженный Августин в своем толковании этого места отмечает, что особое выделение Магдалины объясняется ее особой пламенной любовью ко Христу, при этом подразумевается присутствие и других женщин, хотя прямо о них не говорится. Аргументом в пользу такого понимания служит употребление Марией местоимения множественного числа – «и не знаем, где положили Его» (Ин.20:2). Это косвенно свидетельствует о том, что у гроба находились и другие женщины, что полностью согласуется с повествованиями синоптических Евангелий. Таким образом, кажущееся расхождение между евангелистами оказывается мнимым – Иоанн, акцентируя внимание на личности Марии Магдалины как самой ревностной последовательницы Христа, тем не менее, сохраняет указание на присутствие и других жен-мироносиц.
Является ли день жен-мироносиц православным женским днем?
В России действительно в последние годы появилась практика поздравлять в этот день православных женщин и называть этот день православным аналогом международного женского дня. Однако это празднование не является официальным, оно не установлено Церковью и не имеет исторических оснований. Стоит заметить, что в 3-е воскресенье по Пасхе наряду с женами-мироносицами Церковь вспоминает праведных Иосифа и Никодима, что не позволяет рассматривать это празднование, как посвященное только святым женщинам. В Православной Церкви в принципе нет праздников, посвященных отдельно мужчинам и отдельно женщинам.
Мысли на каждый день года
cвятитель Феофан Затворник
Неутомимые жены! Они не давали сна своим глазам, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: «Господь мой и Бог мой», и уже ничто не могло разлучить их с Господом.
Мироносицы и апостолы – образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения – жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике – рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.
Цитаты о мироносицах
«Когда великий Господь и Бог наш умер как Человек, обремененный грехами людскими, кто из тех, о ком Он заботился от вечности, позаботился о Нем мертвом? Кто посетил гроб Его? Кто явил любовь свою к Умершему? Женщины. Но не все и не всякие женщины, а жены-мироносицы, души коих были, словно миром, помазаны бессмертною любовью Господа нашего Иисуса Христа. Души их были исполнены аромата веры и любви, потому они и руки свои наполнили ароматами и пошли ко гробу, дабы помазать тело Христово».
свт. Николай Сербский
Литература по теме
- Жены-мироносицы – пример для нас архиеп. Аверкий (Таушев)
- Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины свт. Димитрий Ростовский (Туптало)
- Святые жены мироносицы – образец искания Господа свт. Феофан Затворник
- Неделя 3-я по Пасхе: Жены Мироносицы митр. Филарет (Вознесенский)
- Святые жены мироносицы свт. Иоанн (Максимович)
- О согласовании евангельских сказаний о воскресении Господа свт. Феофан Затворник
- Жены-мироносицы свщмч. Серафим (Чичагов)
- Святые Жены-Мироносицы у гроба Господня прот. Григорий Дьяченко
- Жёны мироносицы протопр. Фома Хопко
- Богослужение недели жен-мироносиц: Вечерня * Литургия.
- Мироносицы у гроба стихотворение М. Еленова
- Открытки в Неделю святых жен-мироносиц
- Не женский это день! Один нецерковный обычай недели жен-мироносиц свящ. Вадим Коржевский
Комментировать