С нами Бог


Хор бра­тии Вала­ам­ско­го монастыря
Аудио:
02:41

С на́ми Бог, разуме́йте язы́цы, / и покаря́йтеся: / Я́ко с на́ми Бог.
Услы́шите до после́дних зем­ли́: / Я́ко с на́ми Бог.
Могу́щии покаря́йтеся: / Я́ко с на́ми Бог.
А́ще бо па́ки возмо́жете, / и па́ки побежде́ни бу́дете: / Я́ко с на́ми Бог.
И и́же а́ще сове́т совещава́ете, / разори́т Госпо́дь: / Я́ко с на́ми Бог.
И сло́во, е́же а́ще возглаго́лете, / не пребу́дет в вас: / Я́ко с на́ми Бог.
Стра́ха же ва́шего не убои́мся, / ниже́ смути́мся: / Я́ко с на́ми Бог.
Го́спода же Бо́га на́шего Того́ освяти́м, / и Той бу́дет нам в страх: / Я́ко с на́ми Бог.
И а́ще на Него́ наде́яся бу́ду, / бу́дет мне во освяще́ние: / Я́ко с на́ми Бог.
И упова́я бу́ду на Него́, / и спасу́ся Им: / Я́ко с на́ми Бог.
Се аз и де́ти, я́же ми даде́ Бог: / Я́ко с на́ми Бог.
Лю́дие ходя́щии во тьме, / ви́деша свет ве́лий: / Я́ко с на́ми Бог.
Живу́щии во стране́ и се́ни сме́ртней, / свет возсия́ет на вы: / Я́ко с на́ми Бог.
Я́ко Отро­ча́ роди́ся нам, / Сын, и даде́ся нам: / Я́ко с на́ми Бог.
Его́же нача́льство бысть на ра́ме Его́: / Я́ко с на́ми Бог.
И ми́ра Его́ несть преде́ла: / Я́ко с на́ми Бог.
И нарица́ется И́мя Его́, / Вели́ка Сове́та А́нгел: / Я́ко с на́ми Бог.
Чу́ден Сове́тник: / Я́ко с на́ми Бог.
Бог кре́пок, Власти́тель, / Нача́льник ми́ра: / Я́ко с на́ми Бог.
Оте́ц бу́дущаго ве́ка: / Я́ко с на́ми Бог.

С нами Бог, познай­те, наро­ды, / и поко­ряй­тесь. / Ибо с нами Бог.
Услышь­те до пре­де­ла зем­ли. / Ибо с нами Бог.
Могу­чие, поко­ряй­тесь. / Ибо с нами Бог.
Ведь если вновь уси­ли­тесь, / вновь и побеж­де­ны буде­те. / Ибо с нами Бог.
И какой бы совет вы ни замыс­ли­ли, / раз­ру­шит Гос­подь. / Ибо с нами Бог.
И какое бы сло­во ни ска­за­ли, / не оста­нет­ся в силе у вас. / Ибо с нами Бог.
Стра­ха же ваше­го не убо­им­ся / и не сму­тим­ся. / Ибо с нами Бог.
Гос­по­да же, Бога наше­го, Его свя­то почтим / и Он будет стра­хом для нас. / Ибо с нами Бог.
И если на Него наде­ять­ся буду, / Он будет мне во освя­ще­ние. / Ибо с нами Бог.
И упо­вать буду на Него, / и спа­сен буду Им. / Ибо с нами Бог.
Вот я и дети, кото­рых дал мне Бог. / Ибо с нами Бог.
Народ, ходя­щий во тьме, / уви­дел свет вели­кий. / Ибо с нами Бог.
Живу­щие в стране и тени смерт­ной, / свет вос­си­я­ет на вас. / Ибо с нами Бог.
Ибо Мла­де­нец родил­ся нам, / Сын, и дан нам. / Ибо с нами Бог.
Чье вла­ды­че­ство было на пле­че Его. / Ибо с нами Бог.
И миру Его нет пре­де­ла. / Ибо с нами Бог.
И назы­ва­ет­ся имя Его: / Вели­ко­го Сове­та Ангел. / Ибо с нами Бог.
Чуд­ный Совет­ник. / Ибо с нами Бог.
Бог Креп­кий, Вла­сти­тель, / Началь­ник мира. / Ибо с нами Бог.
Отец буду­ще­го века. / Ибо с нами Бог.

***

Пес­но­пе­ние «С нами Бог» состо­ит из избран­ных сти­хов Кни­ги про­ро­ка Иса­ии (Ис.8:9–10, 12б–14а, 17б, 18а; Ис.9:2,6) и вхо­дит в состав Вели­ко­го пове­че­рия, совер­ша­е­мо­го в пери­од Вели­ко­го поста (нака­нуне сре­ды и пят­ка сыр­ной сед­ми­цы, поне­дель­ник – пят­ни­ца вече­ром 1‑й – 6‑й сед­миц, нака­нуне Вели­ко­го Втор­ни­ка и Вели­кой Сре­ды), а так­же на все­нощ­ном бде­нии Рож­де­ства Хри­сто­ва и Богоявления.

Кро­ме того, вели­кое пове­че­рие по Уста­ву ино­гда пола­га­ет­ся в сед­мич­ные дни дру­гих мно­го­днев­ных постов (Рож­де­ствен­ско­го, свя­тых апо­сто­лов, Успен­ско­го), одна­ко на прак­ти­ке такие служ­бы не совершаются.

Есть два основ­ных вари­ан­та испол­не­ния это­го пес­но­пе­ния на прак­ти­ке: или пол­но­стью все поет хор, или хор испол­ня­ет попе­ре­мен­но кано­нар­хом (тре­тий вари­ант – все чита­ет чтец – быва­ет в каче­стве исклю­че­ния). В слу­чае совер­ше­ния с кано­нар­хом кано­нарх воз­гла­ша­ет началь­ный стих «С нами Бог, разу­мей­те язы­цы, и пока­ряй­те­ся: Яко с нами Бог», затем его повто­ря­ет хор, после чего кано­нарх про­воз­гла­ша­ет сти­хи, хор поет толь­ко при­пев «Яко с нами Бог»; в кон­це кано­нарх еще раз воз­гла­ша­ет началь­ный стих «С нами Бог, разу­мей­те язы­цы…», затем хор повто­ря­ет его трижды.

Схе­ма пения «С нами Бог…» не зави­сит от сте­пе­ни тор­же­ствен­но­сти бого­слу­же­ния; варьи­ру­ет­ся толь­ко рас­пев: если вели­кое пове­че­рие совер­ша­ет­ся в соста­ве бде­ния (Рож­де­ство Хри­сто­во, Бого­яв­ле­ние, Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бого­ро­ди­це  или хра­мо­вый празд­ник в сед­мич­ный день поста), хор, как пра­ви­ло, выби­ра­ет более празд­нич­ный вари­ант пения «С нами Бог…». Кро­ме того, на прак­ти­ке на бде­нии на вре­мя пения «С нами Бог…» откры­ва­ют цар­ские вра­та (Уста­вом это не предусмотрено).

В смыс­ле идей­но­го содер­жа­ния «С нами Бог…» рас­смат­ри­ва­ет­ся как ана­лог «Бог Гос­подь…» в чине утре­ни – в этих сти­хах про­слав­ля­ет­ся при­ше­ствие Гос­по­да на зем­лю. Осо­бен­но гар­мо­нич­но пес­но­пе­ние «С нами Бог…» вос­при­ни­ма­ет­ся в соста­ве бде­ния на Рож­де­ство Хри­сто­во (тем более что часть сти­хов «С нами Бог…» вхо­дит в состав одной из паре­мий празд­ни­ка): со сто­ро­ны может даже пока­зать­ся, что это – спе­ци­аль­ное пес­но­пе­ние празд­ни­ка, а не орди­нар­ное молит­во­сло­вие повечерия.

Упо­треб­ле­ние «С нами Бог…» в чине вели­ко­го пове­че­рия вос­хо­дит к древ­ней пале­стин­ской тра­ди­ции: это пес­но­пе­ние уже ука­за­но в Часо­сло­вах IX века, обна­ру­жен­ных на Синае. Из Пале­сти­ны вме­сте с Часо­сло­вом этот чин пере­шел в кон­стан­ти­но­поль­ское мона­стыр­ское бого­слу­же­ние после IX века.

В визан­тий­ском мона­стыр­ском бого­слу­же­нии XI – XIII вв. «С нами Бог…» вхо­ди­ло как в после­до­ва­ние вели­ко­го пове­че­рия, так и в состав «сред­не­го» пове­че­рия (кото­рое было сокра­ще­ни­ем вели­ко­го и совер­ша­лось в слу­чае сед­мич­но­го бого­слу­же­ния вне пери­о­дов поста); впо­след­ствии прак­ти­ка совер­ше­ния трех видов пове­че­рия (мало­го, сред­не­го и вели­ко­го) была вос­при­ня­та Рус­ской Цер­ко­вью и сохра­ня­лась до XVII века, после же это­го вре­ме­ни оста­лась у ста­ро­об­ряд­цев, где акту­аль­на до сих пор.

Еще один любо­пыт­ный факт: по-гре­че­ски «с нами» — μεθ᾽ ἡμῶν  (меф имон»); из-за это­го в сред­не­ве­ко­вой Рос­сии и «С нами Бог…» назы­ва­ли «мефи­мон», и вме­сте с ним так назы­ва­ли весь чин вели­ко­го пове­че­рия (оче­вид­но пото­му, что пение «С нами Бог…» явля­ет­ся при­ме­ча­тель­ной осо­бен­но­стью вели­ко­го повечерия).

Комментировать

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

«Азбука молитвы»
в Telegram.
t.me/azprayer
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки